Отличие нервной системы человека от животного

Какое сходство и отличие имеется между нервной системы человека с нервной системой млекопитающих животных ?


По мере эволюции от самых простейших до млекопитающих, нервная система все более развита. Постепенно появляется головной мозг, выражены его отделы: продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, передний.

Мозг - важный орган. Он контролирует функции, работу всех органов и систем, посредством нейроэндокринной, гуморальной систем. Импульсы по нервным волокнам и стволам передаются от одного органа к другому: от кожи и периферических рецепторов через спинной мозг в головной и наоборот, от органов чувств информация идет и перерабатывается в головном мозге и оттуда к органам чувств.

Белое вещество больших полушариях составляют аксоны - отростки нервных клеток, покрытые миелиновй оболочкой. Серое вещество представлено телами нервных клеток.

Спинной мозг ответственный за двигательные функции, внешнее восприятие.

Как и у человека, у млекопитающих нервная система подразделяется на центральную и периферическую - ЦНС и ПНС. Периферическая нервная система - это соматическая и вегетативная.

Соматическая НС контролирует соматические функции и подчиняется сознанию, обеспечивает движение мышц. Вегетативная НС - это симпатическая и парасимпатическая - контролируют работу внутренних органов. Симпатическая нервная система наиболее активируется во время стресса, когда приходится действовать быстро и четко: учащается сердцебиение, сужаются сосуды, слегка повышается давление, в кровь выбрасываются "гормоны стресса". Хищник в такой момент готов к прыжку, а животное, спасающееся от хищника, мобилизует все силы, чтобы спасаться. Человек, - аналогично, включает реакции, согласно ситуации, мобилизуя силы и энергию.

Особенно изменился у млекопитающих, по сравнению с другими позвоночными, передний мозг, увеличив объем и массу. Объем мозга велик настолько, что значительно превосходит средний мозг и мозжечок. Передний мозг разделен на полушария: правое и левое.

Большие полушария у млекопитающих, как у человека, имеют кору, которая образует складки: борозды, извилины. Особенно кора развита у приматов. Благодаря формированию коры головного мозга, можно отмечать наличие условных рефлексов. Но у человека несравненно больше развиты полушария и кора головного мозга. В коре различают несколько долей: лобную, височную, теменную, затылочную.

В коре головного мозга находятся области, которые ответственны за получение информации от органов чувств: органов зрения (затылочная доля), слуха (височная доля), обонятельные луковицы получают информацию от органов обоняния, в коре содержатся двигательные и ассоциативные центры.


Спинной мозг человека и животных содержит нейроны, отростки которых выходят из спинномозгового канала к мышцам, образуют двигательные пути. Мышцы более развиты, по сравнению с низшими формами жизни, что обусловлено высоким уровнем развития, необходимостью движения.

Периферическая нервная система обеспечивает получение информации от внешних раздражителей. Благодаря проводящим путям, информация поступает от периферических рецепторов через нейроны спинного мозга в головной мозг, где перерабатывается. И, наоборот, информация от ЦНС (центральной нервной системы) поступает к наружным рецепторам через нейроны, дает команду мышцам двигаться. Рецепторы в толще кожи не все одинаковые: некоторые контролируют восприятие температуры, другие воспринимают болевое раздражение, ощущение давления.

От вкусовых рецепторов языка у млекопитающих, как у человека, информация по нейронам поступает в кору головного мозга. Животные способны отличать сладкое, горькое и т. д.

Очень хорошо воспринимают информацию обонятельные рецепторы, которые намного чувствительнее человеческих у многих млекопитающих, которые охотятся.

Зрение млекопитающих таково, что могут видеть форму предметов и окраску, как человек, хотя их зрение уступает человеческому по возможности смотреть вдаль, вширь и др.

У млекопитающих, как у человека, замечательно развты безусловные рефлексы, благодаря хорошо организованной нервной системе. Когда приходится действовать по обстоятельствам, животное, как человек, способно думать. Об этом наглядно говорит такой эксперимент: если шимпанзе находится в комнате с бананом, прикрепленным наверху, который не может самостоятельно достать, то догадается подвинуть и взгромоздить друг на друга ящики, имеющиеся там.

Нервная система высших животных и человека сходна тем, что появляется высшая нервная деятельность (ВНД) - мышление, память, анализ - в результате наличия высших структур у человека и млекопитающих. У человека ВНД, по сравнению с млекопитающими, более совершенная: человек способен решать больше задач, обучаться, имеет колоссальную память, навыки и т. д. По сути, умения человека не сравнимы с млекопитающими.

Итак, говоря об ЦНС, ПНС человека и животных, - у человека наиболее развитая нервная система и все ее отделы.

Нервная система устроена очень тонко и сложно, высоко дифференцирована. Через нейроны, ганглии, проводящие пути осуществляется контроль над всеми функциями в организме. Нервная система, посредством анализаторов, получает информацию от органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильная чувствительность).

Что общего у нервной системы и млекопитающих, и челвека?

  • Наличие условных рефлексов, возможность обучаться;
  • наличие инстинктов, возникновение безусловных рефлексов.

Однако, если у животных инстинкты передаюся из поколения в поколение, у человека, кроме прочего, велика роль воспитатания для формирования поведения в социуме.

Отличия: у человека более высоко организованная, диференцированная нервная система. В передней доле - область, ответственная за речь, письменность. Человек намного более развит, благодаря возможностям высшей нервной деятельности. У человека больше способностей, навыков, лучше память и т. д. Память невозможно сравнить даже с ЭВМ - иначе пришлось бы построить такой большой компьютер, размером с пол комнаты.

У человека высоко развита кора, подкорковые центры, связи у них меж собой и с другими органами, системами в организме. Кора значительно отличается толщиной и извилинами от млекопитающих.

Разницу в объеме полушарий демонстрирует форма черепа (череп шимпанзе и человека):

Многие живые существа строят себе жилища или специальные приспособления для своей жизни и выращивания своих детей. Чем это не разумные действия и не проявление "разума"? Действия довольно сложные. Не каждый человек может сделать такие.
Осознают ли бобры, что они делают, когда строят запруду на реке? Осознают ли птицы, кроты, пчёлы, муравьи и многие другие животные, что они делают, когда делают это? Кукушка, подбрасывающая яйцо в чужое гнездо, кого-то обманывает?
Вряд ли. Чтобы "осознавать" действия необходимо владеть речью, словом. То есть уметь мысленно называть объекты и осуществляемые процессы. Осознавать, думать - это и есть манипуляции, операции, процедуры мышления со словами, понятиями, представлениями.
Животные не "знают", что они строят себе именно "дом". Они просто реализуют заложенную в них программу поведения (инстинкт), выполняют определённый алгоритм действий при возникновении определённых обстоятельств. При этом они ничего не "знают" о своём последующем шаге, но, ведут себя не как совсем "тупые" машины, а вполне адекватно реагируя - меняя ход своих действий - на изменяющуюся обстановку. Они заведомо "знают" как себя вести при тех или иных обстоятельствах. Если горячо - уйти. Холодно - спрятаться в снегу или пещере. Много воды - обойти.
Животные наделённые способностью восприятия и оценки внешней информации - обладают системами прямой и обратной связи по всем жизненно важным параметрам окружающей среды. На уровне рефлексов - заложенных (безусловных) и приобретённых (условных). На любой воспринимаемый внешний сигнал - имеется программа реагирования, реакция на него. Сигнал повторяется - запомним его и будем действовать в следующий раз по обстоятельствам, оптимизирую усилия и минимизируя боль. То есть, животные обладают не только неким разумом, но и памятью. Животные способны и к обучению. Почему же они не "человеки"?
Планируют ли животные свои действия? Им этого не надо. Они "знают" как будут вести себя в той или иной ситуации. Они имеют предыдущий опыт и их "обучали" родители и сородичи. Все "планы" их действий уже записаны в мозге и выполняются при наступлении определённых внешних обстоятельств. Сигналы - действия.
Павлов назвал такое поведение "первой сигнальной системой".
Под "сигнальной системой" подразумевается совокупность процессов в нервной системе организма, которые возникают при восприятие внешних раздражителей и ответную реакцию организма на них. Как говорил Козьма Прутков: "Щёлкни кобылу в нос, она махнёт хвостом".
Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием окружающей среды через рецепторы, органы чувств, непосредственно воспринимающих раздражители (сигналы) внешней среды, например, световые, звуковые, тактильные, обонятельные, тепловые и т. д. Это мозговая система является основой для выработки условных рефлексов и имеется как у животных, так и у человека.
Чтобы эта сигнальная система работала, функционировала необходимо иметь достаточно развитые мозги. Головной мозг. Мозги есть даже у мухи.
Чтобы иметь способность осознавать производимые действия и планировать их организм должен обладать понятийным языком - системой кодировки всех своих ощущений, восприятий, чувств в мыслимые образы в мозге. Проще говоря - владеть языком, речью. А для этого необходимо придумать, знать знаки, символы, слова, которые отображают ощущения, знать названия окружающих вещей и уметь соединять эти слова в значимые фразы, предложения, системы. Пришёл, увидел - назвал. Это ключевой момент перехода организма от состояния животного в состояние человека.
До сих пор непонятно как это могло произойти. Каков был механизм. По Библии всё просто - Бог изначально наделил Адама высшим разумом и поручил ему поименовать всех животных: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" (Бытие 2:19).
В действительности это очень сложный процесс - переход от конкретных ощущений вещей, их символических обозначений, наименований к абстрактным понятиям. Для первичного человека все единичные объекты имели своё наименование. Каждое дерево, каждый дом, каждая река, каждое облако, каждое животное, каждый дождь и снег (в некоторых сохранившихся от цивилизации племенах имеется до 40 названий дождя и снега. ).
Чтобы среди берёз, дубов, осин, клёнов, лип, ясеней, ив, секвой, баобабов, елей, пихт и т.д. увидеть "дерево" необходимо проделать огромную интеллектуальную работу. Это большой качественный скачок - суметь во множестве различных объектах разглядеть общее, единое и дать ему наименование. Просто "дома" или "дерева" в природе нет. Это все понимают. А философы по этому вопросу "сломали" голову.
Как это реально произошло до сих пор остаётся загадкой. Умение абстрагировать - выделять общее из множества различного - это самое принципиальное отличие человека от животного. Просто "сигнальная система" есть у всех живых существ в разной степени развитости, селективности, чувствительности, адекватности, эффективности, сложности. А вот способность в различном видеть единое - есть только у человека разумного.
Владение словом Павлов назвал "второй сигнальной системой". Слово, по Павлову, также является сигналом для действий человека и активизации работы его первой сигнальной системы ("сигнал сигналов").
Например, действия любого человека будут одинаковыми при слове "пожар" (обобщение всех возможных проявлений огня в жилом помещении с его последствиями) и предопределит его дальнейшие действия на основе предыдущего опыта или обучения (условная рефлексия).
Образование условного рефлекса или программы действий при определённом сигнале посредством языка, речи является качественно новой особенностью высшей нервной деятельности человека.
В настоящее время считается, что вторая сигнальная система сформировалась у человека в связи с общественным образом жизни и коллективным трудом, при которых она является средством общения друг с другом. Слово, речь, письмо являются не только слуховым или зрительным раздражителем, они несут также определенную "информацию" о предметах или явлениях.
В процессе обучения речи у человека возникают взаимосвязи между состояниями нейронов коры головного мозга, расположенных в определённых его частях, вызываемыми электрическими сигналами, поступающими от органов чувств при воздействии на них разных внешних предметов, явлений и событий: механических, световых, звуковых, термических, тактильных, вкусовых, запаховых и др. Эти сигналы как-то "записываются" в мозге и анализируются (осознаются) некими системами, центрами, в которых имеется база данных как эти сигналы следует именовать в словах, понятиях, представлениях со смысловым содержанием. Этому человек специально обучается в самом раннем детстве. Сигнал - слово. Без этого обучения человек не может стать человеком. Имеются сотни примеров, когда человеческий детёныш попадает в стаю животных в первые 3-4 года своей жизни. Потом, при возвращении в человеческое общество такое существо не может обучиться языку и, соответственно, стать человеком. "Язык" вовсе не обязательно только в виде звука. Язык может выть выражен в любой чувственной форме. И слепо-глухо-немые становятся людьми при их соответствующем обучении.
Вот схема пути познания окружающего мира: внешний сигнал - восприятие и кодирование сигнала в рецепторах (органах чувств) - перенос сигнала по нервам в мозг (электрохимический процесс) - воздействие его на нейроны мозга (био-электо-химическая реакция) - передача нового сигнала в центр обработки данных - декодирование био-электо-химического сигнала в слово - осуществление действия посредством команд высшей нервной системы (сокращение и растяжение мышц).
После образования условного рефлекса второго уровня (слова, понятия, фразы) на какой-то раздражитель, он легко воспроизводится без вещественного, материального подкрепления, если словесно выразить этот раздражитель. Например, на словосочетание "монета горячая" , человек отдернет от неё руку. А если не отдёрнет и поверит, что монета действительно горячая, то у человека возникнет классический ожог со всеми соматическими последствиями.
У животных тоже можно выработать условный рефлекс на слова, но они воспринимаются ими как обычные звуковые сигналы, как определенное звукосочетание, без понимания смысла, но со знание как следует поступать при поступлении данного сигнала. Будет пряник или кнут.
Я считаю, что у человека есть и третья "сигнальная система" - сигналы сигналов сигнала. Ну это уже отдельная статья.

Две сигнальные системы действительности. Высшая нервная деятельность у человека носит такой же рефлекторный характер, как и у животных. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма. И у человека возникает внешнее и развивается внутреннее торможение.

Общими и для животных, и для человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.

Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром. И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большей прочностью, легче образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное отличие человека от животных.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми, вторая сигнальная система не развивается. Дети, в раннем возрасте попавшие в логово зверей и выросшие там (дети-маугли), не понимали человеческой речи и не умели говорить. Об этом же свидетельствуют данные о людях, в молодом возрасте изолированных на длительное время от общества других людей. Они забывали человеческую речь.

Образование условных рефлексов у детей

Условные двигательные рефлексы образуются у новорожденных в первые дни жизни. В 7 —10-дневном возрасте у ребенка, если взять его на руки в положение кормления грудью, появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. Этот рефлекс начинает образовываться с началом кормления ребенка молоком. К концу первого месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на втором месяце — и на световые сигналы.

Образование условных рефлексов в течение первого месяца жизни ребенка ограничено коротким временем бодрствования и требует большого числа подкреплений.

Условные рефлексы, образованные в течение первого месяца жизни, очень неустойчивы.

Первые условные ориентировочные рефлексы образуются на 2—4 м месяце жизни. На третьем месяце ребенок различает чужих и знакомых. У детей 6 месяцев образуются отрицательные двигательные рефлексы.

Ребенок 6 месяцев легко и точно различает запахи, механические, температурные раздражения. Уже на первом году жизни ребенок различает форму и движение предметов, а также цвета.

Для образования и развития условных двигательных рефлексов у детей и формирования у них двигательных навыков важны сочетания проприоцептивных раздражений с кожными, зрительными и слуховыми.

У детей 1,5—2 лет условные двигательные рефлексы на одиночные раздражители образуются быстро и сразу становятся прочными.

В результате взаимодействия условных и безусловных двигательных рефлексов с возрастом у ребенка формируются важнейшие двигательные .рефлексы перемещения тела в пространстве (держание головы, сидение, ходьба, бег и др.), образуются условные рефлексы, регулирующие работу внутренних органов и развиваются рефлексы, обеспечивающие осуществление устной и письменной речи.

Чем старше ребенок, тем большее число раздражителей составляет условный комплексный раздражитель, на который может образоваться условный рефлекс.

Динамический стереотип человека

Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одно временны и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности, .или динамического стереотипа в работе коры головного мозга.

Выработка стереотипа—это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими.

Развитие речи у детей

Для формирования речевой функции у детей решающее значение имеет общение ребенка со взрослыми людьми. После рождения ребенок издает нечленораздельные звуки. С трех месяцев дети начинают лепетать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового аппарата в речевой функции.

Во второй половине первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Но ребенок в этом возрасте различает не слова с их смысловым значением, а тембр голоса, интонацию. В этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умеющий говорить, может выполнить словесную просьбу или приказание, хотя не понимает смысла слов.

В формировании речи необходимо участие слуха. Нарушение слуха до того, как ребенок научился говорить, ведет к глухонемоте. Для развития речи у детей также важно установление временных связей речевых центров с зонами кожно-мышечной и зрительной чувствительности в коре больших полушарий.

К концу первого и к началу второго года у ребенка постепенно развивается собственно речь. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими.

В конце первого года жизни ребенок произносит 5—10 слов, в 2 года —300, в 3 года— 1000, 4 года —2000, 5 лет —2500. Но этот словарный запас довольно индивидуален.

Формирование устной речи в основном заканчивается к 5— 7 годам. У дошкольников большое значение в формировании речи имеют игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Ребенок повторяет то, что говорят окружающие, легко запоминая новые слова и обороты речи. Отсюда понятно, какое огромное значение для развития речи имеют заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений. Обучение чтению и письму еще больше усиливает значение второсигнальных раздражителей, способствуя дальнейшему развитию процессов мышления.

Типы высшей нервной деятельности

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. И. П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлек сов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) взаимную уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV в. до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип -холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами.

3. Средний тип. К нему относятся люди с уравновешенной деятельность двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Имеются попытки использовать индивидуальные отличия электроэнцефалограмм для характеристики типологических особенностей высшей нервной деятельности. При этом учитывают соотношение быстрых и медленных колебаний потенциалов и величину их амплитуды.

Изучение высшей нервной деятельности у детей позволило Н. И. Красногорскому в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями головного мозга, а также соотношений между сигнальными системами выделить четыре типа:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов и хорошим развитием речевой функции.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тиg. У детей этого типа условные связи образуются медленнее. Речь спокойная, несколько замедленная.

3. С ильный , неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойxивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип.

А. Г. Иванов-Смоленский по скорости образования у детей положительных и отрицательных условных рефлексов выделил также четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Лабильный (уравновешенный). Как положительные, так и тормозные условные связи образуются легко и быстро.

2. Инертный. Рефлексы образуются и упрочиваются замедленно.

3. Возбудимый. Положительные рефлексы вырабатываются легко, а тормозные — трудно и медленно.

4. Тормозной тип. Тормозные рефлексы образуются легко, положительные — медленно.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания.

Статья на тему Особенности высшей нервной деятельности

Кортикализация функций означает:

  • и изменение качества функций,
  • и изменение способа их формирования.

Кора — орган условных, т. е. прижизненно формирующихся, рефлексов. Поэтому корковые функции обладают неизмеримо большей изменчивостью и пластичностью, чем функции подкорковых образований, т. е. инстинкты. Корковые функции формируются в онтогенезе на основе условных рефлексов.

  • рождается на свет самым беспомощным,
    самым незрелым, неприспособленным к жизни.
    Это происходит потому, что у него минимальный по сравнению
    с животными фонд врожденных рефлексов (инстинктов);
  • преимущество же строения нервной системы ребенка заключается
    в том, что вскоре после рождения у него формируются новые,
    изменчивые и весьма сложные формы поведения.

Утенок, едва вылупившись из яйца, может поплыть по воде, так же как какой-либо зверек начинает передвигаться с момента рождения в силу созревания его стволовых отделов мозга. Ребенок же длительное время после рождения вообще не может передвигаться. Даже если все его предки были пловцами, он не сумеет плавать, пока этому не научится. Он даже долго учится ходить. Зато человек может научиться ходить, и бегать, и танцевать, и плавать, а в дальнейшем — бегать на лыжах, коньках, ездить на велосипеде и т. д.

Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе онтогенеза под влиянием обучения. Они не появляются спонтанно, т. е. просто по мере созревания мозга. Так, например, известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и Вернике). Однако ребенок никогда не заговорит без обучения вследствие простого созревания этих центров мозга. Известно, что дети, случайно воспитывавшиеся зверями и найденные потом людьми, не только не обладали речью, но были вообще психически неразвитыми, неполноценными.

Строение речевых зон, которое само зависит от ряда факторов, в том числе и наследственных, влияет на обучаемость детей речи. Одни, как известно, легко усваивают несколько различных языков, другие даже родным языком овладевают с трудом. Однако никакое созревание этих речевых зон не предопределяет языка, на котором говорит человек.

У человека и животных различны не только локализация и организация функций нервной системы. Различно также соотношение мозговых структур и функций. На ранних стадиях филогенеза (а также и на уровне человека, когда речь идет о филогенетически старых органах) функция возникает в результате созревания органа. Функции животных могут, конечно, возникать в онтогенезе и видоизменяться под влиянием среды. Однако в основе их формирования лежит созревание структур.

Человек наследует структуры, на основе которых формируются изменчивые и сложные функции. При этом возникновение разных психических свойств определяется образом жизни ребенка в онтогенезе, воспитанием.

Вместе с тем следует указать и на наличие черт сходства:

  • В развитии психики животных
    также значительную роль играют условные рефлексы,
  • а в жизни человека сохраняют известное значение
    безусловные рефлексы и инстинкты.

Сохраняется также определенная лимитирующая роль созревания нервной системы, даже зависимость психики от созревания организма.

  • Однако если у животных определяющую роль играют
    наследуемые инстинктивные формы поведения,
  • то у человека эта роль принадлежит
    формирующимся в онтогенезе,
    воспитанным формам поведения.

Следует подчеркнуть, что сказанное относится:

  • к умениям, навыкам, способностям,
  • в большей мере к свойствам личности,
  • эмоционально-волевой сфере,
  • потребностям, интересам.

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.