Ответ организма на раздражение с участием нервной системы называют

Задание №1. Дополните данные предложения.

1. Нервная система по месту расположения подразделяется на …
2. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят …
3. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется …
4. Скопление тел нейронов образуют … вещество головного и спинного мозга, а скопление нервных волокон . вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы .
6. Определенный участок коры больших полушарий, осуществляющий анализ и синтез полученной информации .

7. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота), жевание, глотание.

8. Равновесие тела, координацию движений регулирует …

9. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует ….

10. Часть нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют …

Задание №2. Выберите правильный ответ.

1. По выполняемой функции периферическая нервная система подразделяется на:

а) соматическую и вегетативную; б) симпатическую и парасимпатическую;

в) центральную и симпатическую г) периферическую и соматическую.

2. Рецепторы: а) несут возбуждение к ЦНС; б) воспринимают раздражения;

в) передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны;

г) передают возбуждение с чувствительных на вставочные.

3. Периферическая нервная система образована: а) спинной и головной мозг; б) нервы;

в) головной мозг и нервы; г) нервы, нервные узлы и нервные окончания .

4.Возбуждение от ЦНС к рабочему органу передается по:

а) рецептору; б) чувствительным нейронам; в) двигательным; г) вставочным.

5.Головной мозг, спинной мозг, синапс – это система органов:

а) нервная; б) кровеносная; в) пищеварительная; г) эндокринная;

6. Нервная система выполняет следующую функцию:

а) транспорт питательных веществ; б) гуморальная регуляция;

в) связь организма с внешней средой; г) удаление вредных продуктов.

7. Безусловный рефлекс:

а) приобретается в процессе жизни; б) вырабатывается на определенные сигналы;

в) передается по наследству; г) подкрепляется условными раздражителями.

8. Рецепторы, воспринимающие тепловые раздражители:

а) болевые рецепторы; б) механорецепторы; в) терморецепторы; г) хеморецепторы.

9. Дыхательный центр расположен:

а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.

10. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга? а) 20; б) 10; в) 12; г) 15.

11. Где находится зрительная зона? а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; г) височная.

12. Нервная регуляция осуществляется с помощью:

а) нервных импульсов; б) витаминов; в) гормонов; г) ферментов.

13. Нерв – это: а) пучки нервных волокон, лежащие за пределами ЦНС; б) аксон одного нейрона;

в) скопления тел нейронов; г) проводящие пути спинного мозга.

14. При повреждении задних корешков спинномозговых нервов нога:

а) двигается, но не чувствует боли; б) чувствует, но не двигается; в) немеет; г) устает.

15. Гипоталамус представляет собой:

а) железу внутренней секреции; б) железу внешней секреции;

в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.

Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.

Особенности строения и функции: Отделы мозга:

1) является продолжением спинного мозга. а) мозжечок;

2) состоит из парных полушариев и соединяющей их непарной части. б) продолговатый мозг

3) Обеспечивает координацию движений.

4) регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.

5) обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.

Задание №4. Вставьте пропущенные слова.

1.Спинной мозг состоит из …вещества, находящегося …, и …вещества, расположенного в центре в виде … .

2.В …. рогах серого вещества спинного мозга расположены … нейроны, а в…… рогах - … нейроны.

3.Спинной мозг выполняет …. и…. функции.

Задание №1. Дополните данные предложения.

1. Электрическая волна, распространяющаяся по нервному волокну, называется .
2. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются … .
3. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам .
4. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют …
5. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет …, делящие его на правую и левую половины.
6. В центре спинного мозга проходит … …, заполненный … жидкостью.
7. От каждого сегмента спинного мозга, отходит пара спинномозговых нервов, начинающихся … и … корешками.
8. Основные функции спинного мозга . и … .
9. Головной мозг делят на три отдела . … и …
10. Сверху большие полушария головного мозга покрывает серое вещество, называемое .

Задание №2. Выберите правильный ответ.

1) Рефлексом называют реакцию организма в ответ на раздражение:

а) вставочных нейронов, б) двигательных, в) рецепторов, г) непосредственно мышц.

2) Нервная клетка в организме человека осуществляет функцию:

а) защитную, б) двигательную, в) транспорта веществ, г) проведения возбуждения.

3) Свойства нервной ткани:

а) возбудимость и сократимость, б) возбудимость и проводимость, в) сократимость, г) возбудимость

4) Нервная система состоит из клеток:

а) аксонов, б) нейронов, в) дендритов, г) медиаторов.

5) При поражении передних корешков спинного мозга нога:

а) чувствует, но не двигается, б) немеет, в) чувствует и двигается. г) двигается, но не чувствует.

6) Автономная (вегетативная) нервная система регулирует работу:

а) скелетных мышц; б) внутренних органов; в) скелетных мышц и внутренних органов.

7) Слуховая зона расположена в:

а) зрительной доле, б) височной, в) затылочной, г) теменной.

8) Ствол мозга – это:

а) часть спинного мозга; б) отдел головного мозга;

в) часть головного мозга; г)мост, продолговатый, средний и промежуточный мозг

9). Таламус представляет собой:

а) железу внутренней секреции, б) железу внешней секреции;

в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.

10) Пищеварительный центр расположен:

а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.

11) Нервные узлы – это:

а) тела нервных клеток, лежащие за пределами ЦНС, б) аксон одного нейрона,

в) скопления тел нейронов, г) проводящие пути спинного мозга.

12) Центральная нервная система образована:

а) спинной и головной мозг; б) нервы;

в) головной мозг и нервы; г) нервы, нервные узлы и нервные окончания.

13) Возбуждение от рецепторов к ЦНС передается по:

а) телу нервной клетки, б) чувствительным нейронам; в) двигательным; г) вставочным.

14 . Сколько пар спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?

а) 31; б) 10; в) 12; г) 15.

15. Где находится кожно- мышечная зона?

а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; 4) височная.

Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.

Особенности строения и функции: Отделы мозга:

1) Является продолжением спинного мозга. А) средний мозг

2) Постоянно посылает импульсы к скелетным мышцам. Б) продолговатый мозг

3) Обеспечивает выработку ориентировочных рефлексов.

4) Регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.

5) Обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.

Задание №4. Вставьте пропущенные слова.

1.Мост расположен впереди … мозга.

2.Это место, где располагаются нервные волокна, по которым … … идут вверх в … … мозга, или обратно, вниз – в … мозг, к … , к … мозгу.

3.Здесь же находятся центры, связанные с …, … функциями.

1. Центральная и периферическая нервная система.

4. Серое и белое вещество.

6. Чувствительная зона коры.

7. Продолговатый мозг.

9. Лобная доля коры.

10. Соматический отдел.

1а; 2б; 3г; 4в; 5а; 6в; 7в; 8в; 9а; 10в; 11а; 12а; 13а; 14а; 15в.

Задание 3. А) 2;3. Б) 1;4;5.

Задание 4. Спинной мозг состоит из белого вещества, находящегося по краям и серого вещества, расположенного в центре в виде б абочки . В передних рогах серого вещества спинного мозга расположены исполнительные нейроны , а в з адних рогах – чувствительные . Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

1. Нервный импульс.

3. Двигательные или исполнительные.

4. Рефлекторная дуга.

6. Спинномозговой канал.

7. Передние и задние корешки.

8. Рефлекторная и проводниковая.

9. Задний, средний и передний.

1в; 2 г; 3б; 4б; 5а; 6б; 7б; 8г; 9в; 10а; 11а; 12 а; 13 б; 14 а; 15 б.

Мост является продолжением спинного мозга. Через него идут нервные пути , связывающие полушарии мозжечка и спинной мозг с продолговатым и средним мозгом.

От моста отходят че репно- мозговые нервы.

2 . Укажите соответствие между понятиями первого и второго столбика, определив функции каждого отдела нервной системы.

1. Рецептор а) проводит возбуждение к рабочему органу

2. Двигательные нервные окончания б) передает возбуждение на рабочий орган

3.Межнейронный синапс в) воспринимает раздражение во внутренних органах

4. Чувствительное нервное волокно г) передает нервный импульс с одного нейрона на другой

5. Двигательное нервное волокно д) проводит возбуждение в центральный отдел нервной системы

5.Установите соответствие между названиями отделов головного мозга и центрами регуляции.

Название отдела центры регуляции

А. продолговатый мозг. 1. чувство голода и жажды

Б. мост. 2. центры пищеварительных рефлексов

В. Средний мозг 3. центры регуляции сердечных сокращений.

Г. Промежуточный мозг. 4. движение глазных яблок.

5. четкость зрения

6. устойчивость при движении

7. центры регуляции мимики

8. центры регуляции глотания.

5.Установите соответствие между долями больших полушарий и их функциями.

Доли больших полушарий Выполняемая функция

А. затылочная доля 1. двигательная зона

Б. теменная доля 2. кожно-мышечная чувствительность

В. Височная доля 3. зрительная чувствительность

Г. Лобная доля 4. слуховая чувствительность

21.Произвольные движения регулируются

1 корой больших полушарий 2 спинным мозгом

3 мозжечком 4 средним мозгом

22. Центры регуляции секреции пищеварительных соков находятся в _________ мозге

1 среднем 2 промежуточном

3 продолговатом 4 спинном

23.Ответ организма на раздражение с участием нервной системы- это

1 раздражимость 2 таксис

3 рефлекс 4 возбудимость

24. С физиологической точки зрения ребенок не может долго сохранять неподвижную позу ( например, стоять в очереди) , т.к.:

1 плохое воспитание 2 преобладание процессов возбуждения

3 хорошее развитие статических мышц 4 преобладание процессов тормо-

25. У детей по сравнению со взрослыми доминанта:

1 возникает труднее 2 сохраняется дольше

3 возникает легче 4 вызывает более сопряженное торможение в других центрах

26.Серое вещество располагается в виде коры в ________

1продолговатом мозге 2 промежуточном мозге

3 больших полушариях 4 спинном мозге

27.Нервная регуляция функций осуществляется с помощью ( один)

1.механических раздражений 2. гормонов

3.метаболитов 4 электрических импульсов

28.Нервные центры, отвечающие за осуществление ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, локализованы в ( один)….

1. среднем мозге 2. мосте

3.мозжечке 4.промежуточном мозге

29.На рисунке изображена схема ( один)……

1.рефлекторного кольца 2. функционального блока мозга

3. рефлекторной дуги 4 функциональной системы

30.Нервная регуляция функций осуществляется с помощью ( один)…

1.гормонов 2.медиаторов

31.Наиболее верным можно считать следующее определение рефлекса: ответная реакция организма ( один)…

1.на действие раздражителей 2 на действие раздражителей,осуществляемая при

внутренне среды участии и под контролем нервной системы

3.на действие раздражителей 4 на действие раздражителей,

внешней среды осуществляемая без участи нервной системы

32.Сокращение скелетных мышц происходит ( один)…..

1.самопроизвольно 2 под влиянием ферментов

3.под влиянием нервных импульсов 4под влиянием гормонов

33.Торможение, которое лежит в основе различения похожих сигналов, называется….

1.дифференцировочное 2. угасательное

3запаздывательное 4 условный тормоз

34.Преобразование сигналов, поступающих из окружающей среды, в нервные импульсы происходит в ( один)…

1. спинном мозге 2. рецепторах

3.головном мозге 4.эффекторах

35.К периферической нервной системе относят…

1.спинной мозг и нервы 2 нервы и головной мозг

3 нервы и нервные окончания 4головной мозг и спинной мозг

36.Скорость выработки условных рефлексов минимальна в :

1 период новорожденности 2 подростковом возрасте

3 грудном возрасте 4 период второго детства

37.То, что мы можем задержать дыхание, указывавет на участие в дыхании:

1 мозжечка 2 коры больших полушарий

3 Воролиева моста 4 продолговатого мозга

38.К функциячм вегетативной нервной системы относят:

1 образное мышление 2 управление работой внутренних органов

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 45 ; Нарушение авторских прав

Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги:
1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс.
2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.

3) такой-то центр коры больших полушарий
4) временная связь

5) сякой-то центр коры больших полушарий

4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга.
5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.

безусловные условные
имеются с рождения приобретаются в течение жизни
в течение жизни не изменяются и не исчезают могут изменяться или исчезать в течение жизни
одинаковые у всех организмов одного вида у каждого организма свои собственные, индивидуальные
приспосабливают организм к постоянным условиям приспосабливают организм к изменяющимся условиям
рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного временная связь образуется в коре больших полушарий
Примеры
выделение слюны при попадании лимона в рот выделение слюны при виде лимона
сосательный рефлекс новорожденного реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком
чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника реакция кошки/собаки на кличку

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
1) коре больших полушарий
2) продолговатом мозге
3) мозжечке
4) среднем мозге

Выберите один, наиболее правильный вариант. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
1) центральную
2) вегетативную
3) соматическую
4) периферическую

Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
1) условный
2) безусловный
3) защитный
4) ориентировочный

Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
1) приобретаются в течение жизни
2) передаются по наследству
3) различны у разных особей
4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды

Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам
1) двигательным
2) вставочным
3) чувствительным
4) исполнительным

Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это
1) безусловное торможение
2) условное торможение
3) рассудочное действие
4) осознанный поступок

Выберите один, наиболее правильный вариант. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют
1) нервным волокном
2) центральной нервной системой
3) нервом
4) анализатором

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают
1) приспособление организма к постоянным условиям среды
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
3) освоение организмом новых двигательных умений
4) различение животными команд дрессировщика

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чувствительные нейроны в трехнейронной рефлекторной дуге соединены с
1) отростками вставочных нейронов
2) телами вставочных нейронов
3) двигательными нейронами
4) исполнительными нейронами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Реакция ребенка на бутылочку с молоком - это рефлекс, который
1) передается по наследству
2) формируется без участия коры больших полушарий
3) приобретаются в течение жизни
4) сохраняется в течение всей жизни

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение
1) зависит от типа высшей нервной деятельности
2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
3) вызывает формирование безусловных рефлексов
4) наступает при угасании условного рефлекса

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет
1) мышление
2) инстинкт
3) возбуждение
4) рефлекс

Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен
1) действовать через 2 часа после безусловного
2) следовать сразу после безусловного
3) предшествовать безусловному
4) постепенно ослабляться

Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят
1) чувствительные нейроны
2) двигательные нейроны
3) чувствительные и двигательные нейроны
4) вставочные и двигательные нейроны

ДУГА СТРОЕНИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые
1) воспринимают информацию из внешней среды
2) воспринимают импульсы из внутренней среды
3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4) располагаются в исполнительном органе
5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг
2) от рабочего органа в спинной мозг
3) от спинного мозга в головной мозг
4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
6) из головного мозга к двигательным нейронам

Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозг
Б) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозг
В) передача нервных импульсов к мышцам
Г) передача нервных импульсов к железам
Д) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому





Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рецептор
2) передний корешок спинного мозга
3) серое вещество спинного мозга
4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5) тело двигательного нейрона
6) вставочный нейрон

ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО
1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
2) потоотделение
3) возбуждение двигательных нейронов
4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
5) передача нервных импульсов к потовым железам
6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС

2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему
2) передача нервного импульса на двигательные нейроны
3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры
4) передача нервного импульса на вставочные нейроны
5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи

3. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) аксон чувствительного нейрона
3) рецептор
4) исполнительный орган
5) тело чувствительного нейрона
6) двигательный нейрон

4. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) Двигательный нейрон
2) Чувствительный нейрон
3) Спинной мозг
4) Рецепторы сухожилия
5) Четырёхглавая мышца бедра

ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ
1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передний корешок спинномозгового нерва
2) рецептор
3) задний корешок спинномозгового нерва
4) скелетная мышца
5) тело вставочного нейрона
6) тело чувствительного нейрона

2. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса
1) задний корешок спинномозгового нерва
2) спинной мозг
3) мышца
4) болевой рецептор
5) передний корешок спинномозгового нерва

ДУГА УСЛОВНОГО
1. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) слуховой центр коры мозга
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы слуха
4) временная связь
5) центр слюноотделения
6) слюнные железы
7) двигательный нейрон

2. Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) центр слюноотделения коры головного мозга
2) чувствительный нейрон
3) двигательный нейрон
4) зрительный центр коры головного мозга
5) слюнные железы
6) рецепторы глаза


3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рабочий орган
3) вставочный нейрон
4) отдел коры больших полушарий
5) рецептор
6) двигательный нейрон

БЕЗУСЛОВНЫЕ
1. Выберите три варианта. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограммированными
4) характерны для всех особей вида
5) являются врожденными
6) не передаются по наследству

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1) сформировались в относительно постоянных условиях среды
2) сформировались в процессе исторического развития
3) для своей работы требуют работы больших полушарий
4) для своей работы требуют нескольких повторений
5) учащение пульса и дыхания во время работы
6) выделение слюны при запахе шашлыка

БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы
1) наследуются
2) индивидуальны
3) одинаковы у всех особей вида
4) контролируются только спинным мозгом
5) приобретаются в течение жизни

БЕЗУСЛОВНЫЕ - УСЛОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
В) позволяет приобрести новый опыт
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются врожденными
Б) приспособления к новым появляющимся факторам
В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности
Г) одинаковы у всех представителей одного вида
Д) лежат в основе обучения
Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) врожденные, передаются по наследству
Б) непостоянные, способны угасать
В) характерны для всех особей данного вида
Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель
Д) приобретенные в процессе жизнедеятельности
Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды

БЕЗУСЛОВНЫЕ - УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) отдергивание руки от огня горящей спички
Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
В) протягивание руки пятилетнего ребенка к увиденным сладостям
Г) глотание кусочков торта после их пережевывания
Д) выделение слюны на вид красиво сервированного стола
Е) катание на лыжах с горки

2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам
Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем
В) выполнение гигиенических процедур перед сном
Г) чихание при попадании пыли в носовую полость
Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола
Е) катание на роликовых коньках

УСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Условные рефлексы
1) формируются в процессе эволюции
2) имеют постоянные рефлекторные дуги
3) вырабатываются в ответ на посторонний раздражитель
4) сопровождаются образованием временной связи
5) сохраняются всю жизнь без изменений

ВЫРАБОТКА
Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) включение света и предоставление пищи
2) многократное включение света при отсутствии пищи
3) прекращение выделения слюны при включении света
4) выделение слюны при включении света
5) многократное сочетание кормления с предварительным включением света

Рефлекс - основная форма нервной деятельности. Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы, называется рефлексом.

Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора (действующий орган), называется рефлекторной дугой.

В рефлекторной дуге различают пять звеньев:

  • рецептор;
  • чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам;
  • нервный центр, где происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;
  • двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию;
  • действующий орган - мышца или железа.

Любое раздражение - механическое, световое, звуковое, химическое, температурное, воспринимаемое рецептером, трансформируется (преобразуется) или, как теперь принято говорить, кодируется рецептором в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему. При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма.

Рефлекс как приспособительная реакция организма обеспечивает тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с окружающей средой, а также контроль и регуляцию функций внутри организма. В этом его биологическое значение. Рефлекс является функциональной единицей нервной деятельности.

Вся нервная деятельность, как бы она не была сложна, складывается из рефлексов различной степени сложности, т.е. она является отраженной, вызванной внешним поводом, внешним толчком.
Из клинической практики: в клинике С.П. Боткина наблюдали больного, у которого из всех рецепторов тела функционировали один глаз и одно ухо. Как только больному закрывали глаз и затыкали ухо, он засыпал.

В опытах В.С. Галкина собаки, у которых путем операции одновременно были выключены зрительные слуховые и обонятельные рецепторы, спали по 20-23 ч в сутки. Пробуждались они только под влиянием внутренних потребностей или энергичного воздействия на кожные рецепторы. Следовательно, центральная нервная система работает по принципу рефлекса, отражения, по принцмпу стимул - реакция.

Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт великим французским философом, физиком и математиком Рене Декартом более 300 лет назад.

Время, прошедшее от момента нанесения раздражения до ответа на него, называется временем рефлекса. Оно слогается из времени, необходимово для возбуждения рецепторов, проведения возбуждения по чувствительным волокнам, по центральной нервной системе, по двигательным волокнам, и, наконец, латентного (скрытого) периода возбуждения рабочего органа. Большая часть времени уходит на проведение возбуждения через нервные центры - центральное время рефлекса.

Время рефлекса зависит от силы раздражения и от возбудимости центральной нервной системы. При сильном раздражении оно короче, при снижении возбудимости, вызванном, например, утомлением, время рефлекса увеличивается, приповышении возбудимости значительно уменьшается.

Каждый рефлекс можно вызвать только с определенного рецептивного поля. Например, рефлекс сосания возникает при раздражении губ ребенка; рефлекс сужения зрачка - при ярком свете (освещении сетчатки глаза) и т.д.

Каждый рефлекс имеет свою локализацию (место расположения) в центральной нервной системе, т.е. тот ее участок, который необходим для его осуществления. Например, центр расширения зрачка - в верхнем грудном сегменте спинного мозга. При разрушении соответствующего отдела рефлекс отсутствует.

Только при целостности центральной нервной системы сохраняется все совершенство нервной деятельности. Нервным центром называется совокупность нервных клеток, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, необходимая для осуществления рефлекса и достаточная для его регуляции.

Казалось бы, что возбуждение, возникшее в центральной нервной системе, может беспрепятственно распространяться во всех направлениях и охватывать все нервные центры. В действительности, этого не происходит. В центральной нервной системе, кроме процесса возбуждения, одновременно возникает процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать или препятствовать осуществлению какого-либо вида деятельности организма, например сгибанию ноги.

Возбуждением называют нервный процесс, который либо вызывает деятельность органа, либо усиливает существующую.

Под торможением понимают такой нервный процесс, который ослабляет либо прекращает деятельность или препятствует ее возникновению. Взаимодействие этих двух активных процессов лежит в основе нервной деятельности.

Процесс торможения в центральной нервной системе был открыт в 1862 г. И. М. Сеченовым. В опытах на лягушках он делал поперечные разрезы головного мозга на различных уровнях и раздражал нервные центры, накладывая на разрез кристаллик поваренной соли. При этом обнаруживалось, что при раздражении промежуточного мозга наступает угнетение или полное торможение спинномозговых рефлексов: лапка лягушки, погруженная в слабый раствор серной кислоты, не отдергивалась.

Значительно позже английский физиолог Шеррингтон открыл, что процессы возбуждения и торможения участвуют в любом рефлекторном акте. При сокращении группы мышц тормозятся центры мышц-антагонистов. При сгибании руки или ноги центры мышц-разгибателей затормаживаются. Рефлекторный акт возможен только при сопряженном, так называемом реципрокном торможении мышц- антагонистов. При ходьбе сгибание ноги сопровождается расслаблением разгибателей и, наоборот, при разгибании тормозятся мышцы-сгибатели. Если бы этого не происходило, то возникла бы механическая борьба мышц, судороги, а не приспособительные двигательные акты.

При раздражении чувствительного нерва, вызывающего сгибательный рефлекс, импульсы направляются к центрам мышц-сгибателей и через тормозные клетки Реншоу - к центрам мышц-разгибателей. В первых вызывают процесс возбуждения, а во вторых - торможения. В ответ возникает координированный, согласованный рефлекторный акт - сгибательный рефлекс.

В центральной нервной системе под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойством притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название доминанты.

Доминанта относится к числу основных закономерностей в деятельности центральной нервной системы. Она может возникнуть под влиянием различных причин: голода, жажды, инстинкта самосохранения, размножения. Состояние пищевой доминанты хорошо сформулировано в русской пословице: "Голодной куме все хлеб на уме". У человека причиной доминанты может быть увлеченность работой, любовь, родительский инстинкт. Бсли студент занят подготовкой к экзамену или читает увлекательную книгу, то посторонние шумы не мешают ему, а даже углубляют его сосредоточенность, внимание.

Весьма важным фактором координации рефлексов является наличие в центральной нервной системе известной функциональной субординации, т. е. определенного соподчинения между ее отделами, возникающего в процессе длительной эволюции. Нервные центры и рецепторы головы как "авангардной" части тела, прокладывающей путь организму в окружающей среде, развиваются быстрее. Высшие отделы центральной нервной системы приобретают способность изменять активность и направление деятельности нижележащих отделов.


Важно отметить: чем выше уровень животного, тем сильнее власть самых высших отделов центральной нервной системы, "тем в большей степени высший отдел является распорядителем и распределителем деятельности организма" (И. П. Павлов).

У человека таким "распорядителем и распределителем" является кора больших полушарий головного мозга. Нет функций в организме, которые бы не поддавались решающему регулирующему влиянию коры.

Схема 1. Распространение (направление показано стрелками) нервных импульсов по простой рефлекторной дуге (увеличить рисунок)

1 - чувствительный (афферентный) нейрон; 2 - вставочный (кондукторный) нейрон; 3 - двигательный (эфферентный) нейрон; 4 - нервные волокна тонкого и клиновидного пучков; 5 - волокна корково-спинномозгового пути.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.