Ответы на коллоквиум по цнс

1. Стадии формирования нервной системы

Нервная система происходит из наружного зародышевого листка, или эктодермы.

Стадия нервной пластинки (утолщение эктодермы вдоль дорсальной поверхности.

Стадия нервной бороздки.

Формирование нервных валиков по краям от бороздки.

Замыкание валиков в нервную трубку.

Формирование ганглионарной пластинки (в ней закладываются чувствительные и вегетативные нейроны.)

Трансформация элементов нервной трубки с образованием трёх ее основных слоёв:

Средний – индефрентный (глия)

Наружний – нейробластический (образующий нейроны)

Формирование рефлекторной дуги (рост периферических нервов в силу механических причин, хемотаксиса, нейробиотаксиса).

2. Закономерности строения простейшей рефлекторной дуги

Рефлекторная дуга- путь, который проходит нервный импульс от рецептора до рабочего органа через центральную нервную систему. Виды рефлекторных дуг - двухнейронная, трехнеиронная и многонейронная. Тело первого чувствительного нейрона всегда залегает в спинномозговом ганглии, тело последнего нейрона - в двигательных ядрах передних рогов спинного мозга, между ними могут вставочные, ассоциативные нейроны, тела которых залегают в центральной нервной системе. Благодаря ассоциативным нейронам импульс переключается на двигательные нейроны многих сегментов спинного мозга и в двигательную реакцию включаются разные групп мышц. В современное понятие рефлекторной дуги включаются еще ^^Контролирующие нейроны, которые есть на всех участках передачи импульса и которые способствуют уточнению двигательной реакции.

Простая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: афферентного и эфферентного. Такая дуга характерна для вегетативной системы

Сложная рефлекторная дуга включает цепочку нейронов от трех и более. В ней между афферентным (рецепторным) и эфферентным (исполнительным) нейронами располагается один, а чаще несколько ассоциативных нейроцитов. Таких дуг больше встречается в соматической системе.

3. Понятие о теориях принципиального строения нервной системы

1. Ретикулярная – взаимосвязь всех участков органов между собой (различные реакции на одинаковые раздражения у разных людей).

2. Нейрофибриллярная - нейрофибриллы не прерываются, сплошной нитью (нет афферентных и эфферентных.

3. Нейронная - работает в рефлекторной дуге (деление на афферентные, эфферетные и ассоциативные нейроциты.

4. Деление нервной системы на центральный и периферический отделы (по развитию, строению и функции)

Анатомо-функциональная классификация нервной системы выделяет:

соматическую систему — иннервация кожи, скелетных мышц и фасций, костей и суставов, то есть общего покрова и опорно-двигательного аппарата;

вегетативную или автономную систему – для иннервации внутренних органов и сосудов;

вегетативная система состоит из парасимпатической и симпатической частей;

Условно делят на :

на центральную часть — в составе головного и спинного мозга;

на периферическую часть — в составе черепных (12 пар) и спинномозговых (31 пара) нервов и образующих их корешков; нервных узлов, нервных сплетений, отдельных ветвей и их нервных окончаний в органах и тканях.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о наркозе, его виды и стадии.

2. Механизм действия наркотиков и влияние их на различные системы организма.

3. Ингаляционные средства для наркоза, особенности их действия и применения.

4. Неингаляционные средства для наркоза.

5. Снотворные средства (общая характеристика, механизм действия, основные препараты и их применение).

8. Препараты брома, механизм действия и применение.

9. Седативные средства растительного происхождения.

10. Общая характеристика нейролептиков, их классификация и механизм действия.

11. Аминазин, его действие и применение.

12. Общая характеристика и классификация группы жаропонижающих средств.

13. Характеристика производных анилина.

14. Характеристика производных пиразолона.

15. Характеристика производных салициловой кислоты.

16. Наркотические анальгетики (препараты группы опия).

17. Противосудорожные средства.

18. Общая характеристика и классификация лекарственных веществ возбуждающих центральную нервную систему.

19. Кофеин ( источники получения, механизм действия на центральную нервную систему и другие системы организма, применение в практике ветеринарной медицины.

20. Камфора и ее препараты. Механизм действия и применение в практике ветеринарной медицины.

21. Заменители камфоры.

22. Стрихнин и его заменители.

23. Растения тонизирующие центральную нервную систему.

Выписать:

1. Свинье средство для наркоза.

2. Лошади эфир подкожно.

3. Лошади хлоралгидрат со спиртом для наркоза.

4. Свинье эфир для наркоза.

5. Лошади хлоралгидрат внутривенно.

6. Корове спирт внутривенно.

7. Собаке средство для наркоза.

8. Быку-производителю рометар.

9. Собаке хлороформ для ингаляционного наркоза.

10. Лошади хлоралгидрат ректально.

11. Собаке аминазин перед наркозом.

12. 20-ти телятам аминазин перед транспортировкой на расстояние 100 км.

13. Корове нейролептическое средство при транспортировке на расстояние до 50 км.

14. Собаке фенобарбитал в таблетках.

15. Овце смесь препаратов брома на 4 приема.

16. Корове натрия бромид на 4 приема.

17. Свинье барбитал на один прием.

18. Лошади препарат брома внутривенно.

19. Корове кофеина натрия бензоат на 2 подкожные инъекции.

20. Корове парацетамол.

21. Лошади папаверин на 2 инъекции.

22. Лошади камфорное масло для наружного применения.

23. Свинье камфорную мазь для глубокого всасывания.

24. Кошке средство для наркоза.

25. Корове сердечное средство при интоксикации.

26. Лошади анальгин на 2 внутривенные инъекции.

27. Корове коразол на 2 введения.

28. Собаке кофеин на 10 приемов.

29. Лошади камфорное масло на 3 инъекции.

30. Корове лекарственное средство при остром ревматизме на 2 инъекции.

31. Корове кофеина натрия бензоат на 2 подкожные инъекции.

Литература:

1.Соколов В.Д., Рабинович М.И., Горшков Г.И. и др.; Фармакология. Под ред. В.Д. Соколова. М.: Колос, 1997.-445 с.

20. Мозгов И.Е. Фармакология. - М.: Агропромиздат, 1985, - 445 с.

4. Жуленко В.Н., Волкова О.И., Уша Б.В. и др. Общая и клиническая ветеринарная рецептура. Справочник. Ред. Жуленко В.Н. - М: Колос, 1998. - 551 с.

6. Лекарственные средства в ветеринарии. Справочник. Ятусевич А.И., Толкач Н.Г., Ятусевич И.А. и др. Минск, 2006. –

Центральная нервная система (ЦНС) – основная часть нервной системы человека. Она состоит из двух отделов: головного мозга и спинного мозга. Основные функции нервной системы –контролировать все жизненно важные процессы в организме. Головной мозг отвечает за мышление, речь, координацию. Он обеспечивает работу всех органов чувств, начиная от простой температурной чувствительности и заканчивая зрением и слухом. Спинной мозг регулирует работу внутренних органов, обеспечивает координацию их деятельности и приводит тело в движение (под контролем головного мозга). Принимая во внимание множество функций ЦНС, клинические симптомы, позволяющие заподозрить опухоль головного или спинного мозга, могут быть чрезвычайно разнообразными: от нарушения поведенческих функций до невозможности осуществлять произвольные движения частями тела, нарушений функции тазовых органов.

Клетки головного и спинного мозга

Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроны и нейроглия.


К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли - ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами. Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название. Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Строение головного мозга

Головной мозг имеет очень сложное строение. Различают несколько больших его отделов: большие полушария; ствол головного мозга: средний мозг, мост, продолговатый мозг; мозжечок.


Рисунок 2. Строение головного мозга

Если посмотреть на головной мозг сверху и сбоку, то мы увидим правое и левое полушария, между которыми располагается разделяющая их большая борозда — межполушарная, или продольная щель. В глубине мозга находится мозолистое тело пучок нервных волокон, соединяющий две половины мозга и позволяющих передавать информацию от одного полушария к другому и обратно. Поверхность полушарий изрезана более или менее глубоко проникающими щелями и бороздами, между которыми расположены извилины.


Рисунок 3. Строение полушария головного мозга

Несколько больших углублений (борозд) делят каждое полушарие на четыре доли:

  • лобную (фронтальную);
  • височную;
  • теменную (париетальную);
  • затылочную.

Теменные доли ответственны за чувство осязания, восприятие давления, боли, тепла и холода, а также за вычислительные и речевые навыки, ориентацию тела в пространстве. В передней части теменной доли располагается так называемая сенсорная (чувствительная) зона, куда сходится информация о влиянии окружающего мира на наше тело от болевых, температурных и других рецепторов.

Височные доли в значительной мере отвечает за память, слух и способность воспринимать устную или письменную информацию. В них также есть и дополнительные сложные объекты. Так, миндалевидные тела (миндалины) играют важную роль в возникновении таких состояний, как волнение, агрессия, страх или гнев. В свою очередь, миндалины связаны с гиппокампом, который содействует формированию воспоминаний из пережитых событий.

Затылочные доли – зрительный центр мозга, анализирующий информацию, которая поступает от глаз. Левая затылочная доля получает информацию из правого поля зрения, а правая – из левого. Хотя все доли больших полушарий отвечают за определенные функции, они не действуют в одиночку, и ни один процесс не связан только с одной определенной долей. Благодаря огромной сети взаимосвязей в головном мозге всегда существует коммуникация между разными полушариями и долями, а также между подкорковыми структурами. Мозг функционирует как единое целое.

Мозжечок – структура меньшего размера, которая располагается в нижней задней части мозга, под большими полушариями, и отделен от них отростком твердой мозговой оболочки – так называемым наметом мозжечка или палаткой мозжечка (тенториумом). По размеру он приблизительно в восемь раз меньше переднего мозга. Мозжечок непрерывно и автоматически осуществляет тонкое регулирование координации движений и равновесия тела.

Ствол мозга отходит вниз от центра головного мозга и проходит перед мозжечком, после чего сливается с верхней частью спинного мозга. Ствол мозга отвечает за базовые функции организма, многие из которых осуществляются автоматически, вне нашего сознательного контроля, такие как сердцебиение и дыхание. В ствол входят следующие части:

  • Продолговатый мозг, который управляет дыханием, глотанием, артериальным давлением и частотой сердечных сокращений.
  • Варолиев мост (или просто мост), который соединяет мозжечок с большим мозгом.
  • Средний мозг, который участвует в осуществлении функций зрения и слуха.

Вдоль всего ствола мозга проходит ретикулярная формация (или ретикулярная субстанция) – структура, которая отвечает за пробуждение от сна и за реакции возбуждения, а также играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, дыхания и сердечных сокращений.

Промежуточный мозг располагается над средним мозгом. В его состав входят, в частности, таламус и гипоталамус. Гипоталамус это регуляторный центр, участвующий во многих важных функциях организма: в регуляции секреции гормонов (включая гормоны расположенного поблизости гипофиза), в работе автономной нервной системы, процессах пищеварения и сна, а также в контроле температуры тела, эмоций, сексуальности и т.п. Над гипоталамусом расположен таламус, который обрабатывает значительную часть информации, поступающей к головного мозгу и идущей от него.

12 пар черепно-мозговых нервов в медицинской практике нумеруются римскими цифрами от I до XII, при этом в каждой из этих пар один нерв отвечает левой стороне тела, а другой – правой. ЧМН отходит от ствола мозга. Они контролируют такие важные функции, как глотание, движения мышц лица, плеч и шеи, а также ощущения (зрение, вкус, слух). Главные нервы, передающие информацию к остальным частям тела, проходят через ствол мозга.

Мозговые оболочки питают, защищают головной и спинной мозг. Располагаются тремя слоями друг под другом: сразу под черепом находится твердая оболочка (dura mater), имеющая наибольшее количество болевых рецепторов в организме (в мозге их нет), под ней паутинная (arachnoidea), и ниже – ближайшая к мозгу сосудистая, или мягкая оболочка (pia mater).

Спинномозговая (или цереброспинальная) жидкость – это прозрачная водянистая жидкость, которая формирует еще один защитный слой вокруг головного и спинного мозга, смягчая удары и сотрясения, питая мозг и выводя ненужные продукты его жизнедеятельности. В обычной ситуации ликвор важен и полезен, но он может играть и вредную для организма роль, если опухоль головного мозга блокирует отток ликвора из желудочка или если ликвор вырабатывается в избыточном количестве. Тогда жидкость скапливается в головном мозге. Такое состояние называют гидроцефалией, или водянкой головного мозга. Поскольку внутри черепной коробки свободного места для лишней жидкости практически нет, возникает повышенное внутричерепное давление (ВЧД).

У ребёнка могут возникнуть головные боли, рвота, нарушения координации движений, сонливость. Нередко именно эти симптомы и становятся первыми наблюдаемыми признаками опухоли головного мозга.

Строение спинного мозга

Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.


Рисунок 4. Строение позвонка и расположение спинного мозга в нем

Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов. Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела. Гибкий, состоящий из костей позвоночный столб защищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками; их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи. Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С), грудной (Th), поясничный (L), крестцовый (S) и копчиковый [1] .

[1] Отделы позвоночника обозначаются латинскими символами по начальным буквам соответствующих латинских названий.

Внутри каждого отдела позвонки пронумерованы.



Опухоль спинного мозга может образоваться в любом отделе –например, говорят, что опухоль обнаружена на уровне С1-С3 или на уровне L5. Вдоль всего позвоночного столба от спинного мозга отходят спинномозговые нервы в количестве 31 пары. Они связаны со спинным мозгом через нервные корешки и проходят через отверстия в позвонках к различным частям тела.

При опухолях спинного мозга возникают нарушения двух видов. Локальные (очаговые) симптомы – боль, слабость или расстройства чувствительности – связаны с ростом опухоли в конкретной области, когда этот рост затрагивает кость и/или корешки спинномозговых нервов. Более общие нарушения связаны с нарушением передачи нервных импульсов через затронутую опухолью часть спинного мозга. Может возникнуть слабость, потеря чувствительности или управления мышцами в той области тела, которая управляется спинным мозгом ниже уровня опухоли (паралич или парез). Возможны нарушения мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника).

Во время операции по удалению опухоли хирургу иногда приходится удалять фрагмент внешней костной ткани (пластинку дуги позвонка, или дужку), чтобы добраться до опухоли.

Это может впоследствии спровоцировать искривление позвоночника, поэтому такой ребенок должен наблюдаться у ортопеда.

Локализация опухоли в ЦНС

Первичная опухоль головного мозга (то есть та, которая изначально родилась в данном месте и не является метастазом опухоли, возникшей в другом месте тела человека) может быть либо доброкачественной, либо злокачественной. Доброкачественная опухоль не прорастает в соседние органы и ткани, а растет, как бы отодвигая, смещая их. Злокачественное новообразование быстро растет, прорастая в соседние ткани и органы, и часто дает метастазы, распространяясь по организму. Первичные опухоли головного мозга, диагностируемые у взрослых, как правило, не распространяются за пределы ЦНС.

Дело в том, что доброкачественная опухоль, развивающаяся в другой части тела, может расти годами, не вызывая нарушения функции и не представляя угрозы для жизни и здоровья пациента. Рост же доброкачественной опухоли в полости черепа или спинномозговом канале, где мало места, быстро вызывает смещение структур мозга и появление угрожающих жизни симптомов. Удаление доброкачественной опухоли ЦНС также сопряжено с большим риском и не всегда возможно в полном объеме, учитывая количество и характер структур мозга, прилежащих к ней.

Первичные опухоли делят на низко- и высокозлокачественные. Для первых, как и для доброкачественных, характерен медленный рост и, в целом, благоприятный прогноз. Но иногда они могут перерождаться в агрессивный (высокозлокачественный) рак. Подробнее о видах опухолей мозга в статье.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о наркозе, его виды и стадии.

2. Механизм действия наркотиков и влияние их на различные системы организма.

3. Ингаляционные средства для наркоза, особенности их действия и применения.

4. Неингаляционные средства для наркоза.

5. Снотворные средства (общая характеристика, механизм действия, основные препараты и их применение).

8. Препараты брома, механизм действия и применение.

9. Седативные средства растительного происхождения.

10. Общая характеристика нейролептиков, их классификация и механизм действия.

11. Аминазин, его действие и применение.

12. Общая характеристика и классификация группы жаропонижающих средств.

13. Характеристика производных анилина.

14. Характеристика производных пиразолона.

15. Характеристика производных салициловой кислоты.

16. Наркотические анальгетики (препараты группы опия).

17. Противосудорожные средства.

18. Общая характеристика и классификация лекарственных веществ возбуждающих центральную нервную систему.

19. Кофеин ( источники получения, механизм действия на центральную нервную систему и другие системы организма, применение в практике ветеринарной медицины.

20. Камфора и ее препараты. Механизм действия и применение в практике ветеринарной медицины.

21. Заменители камфоры.

22. Стрихнин и его заменители.

23. Растения тонизирующие центральную нервную систему.

Выписать:

1. Свинье средство для наркоза.

2. Лошади эфир подкожно.

3. Лошади хлоралгидрат со спиртом для наркоза.

4. Свинье эфир для наркоза.

5. Лошади хлоралгидрат внутривенно.

6. Корове спирт внутривенно.

7. Собаке средство для наркоза.

8. Быку-производителю рометар.

9. Собаке хлороформ для ингаляционного наркоза.

10. Лошади хлоралгидрат ректально.

11. Собаке аминазин перед наркозом.

12. 20-ти телятам аминазин перед транспортировкой на расстояние 100 км.

13. Корове нейролептическое средство при транспортировке на расстояние до 50 км.

14. Собаке фенобарбитал в таблетках.

15. Овце смесь препаратов брома на 4 приема.

16. Корове натрия бромид на 4 приема.

17. Свинье барбитал на один прием.

18. Лошади препарат брома внутривенно.

19. Корове кофеина натрия бензоат на 2 подкожные инъекции.

20. Корове парацетамол.

21. Лошади папаверин на 2 инъекции.

22. Лошади камфорное масло для наружного применения.

23. Свинье камфорную мазь для глубокого всасывания.

24. Кошке средство для наркоза.

25. Корове сердечное средство при интоксикации.

26. Лошади анальгин на 2 внутривенные инъекции.

27. Корове коразол на 2 введения.

28. Собаке кофеин на 10 приемов.

29. Лошади камфорное масло на 3 инъекции.

30. Корове лекарственное средство при остром ревматизме на 2 инъекции.

31. Корове кофеина натрия бензоат на 2 подкожные инъекции.

Литература:

1.Соколов В.Д., Рабинович М.И., Горшков Г.И. и др.; Фармакология. Под ред. В.Д. Соколова. М.: Колос, 1997.-445 с.

20. Мозгов И.Е. Фармакология. - М.: Агропромиздат, 1985, - 445 с.

4. Жуленко В.Н., Волкова О.И., Уша Б.В. и др. Общая и клиническая ветеринарная рецептура. Справочник. Ред. Жуленко В.Н. - М: Колос, 1998. - 551 с.

6. Лекарственные средства в ветеринарии. Справочник. Ятусевич А.И., Толкач Н.Г., Ятусевич И.А. и др. Минск, 2006. –

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Современные представления о структурно-функциональной организации ЦНС. Физиологические свойства и функции нейронов. Гематоэнцефалический барьер.

Межнейронные взаимодействия. Синаптическая организация ЦНС. Виды синапсов, характеристика медиаторов, медиаторные системы мозга.

Механизмы формирования ВПСП, ТПСП. Особенности возникновения и распространения возбуждения в ЦНС.

Полисенсорные нейроны, процессы гетерогенной конвергенции как основа интегративной функции полисенсорных структур.

Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС. Функциональное значение различных форм торможения.

Основные принципы координационной деятельности ЦНС. Принцип доминанты.

Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

Рефлекторный принцип деятельности ЦНС (понятие о рефлекторной дуге, рефлекторном кольце). Классификация рефлексов.

Спинной мозг, его нейронная и синаптическая организация. Функции спинного мозга.

Рефлекторная деятельность спинного мозга. Клинически важные рефлексы спинного мозга.

Участие спинного мозга в регуляции мышечного тонуса. Роль альфа и гамма-мотонейронов в этом процессе.

Рефлекторная деятельность продолговатого мозга, его роль в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.

Структурно-функциональная организация среднего мозга, его участие в осуществлении позно-тонической деятельности мышц. Статические и стато-кинетические рефлексы (М. Магнус).

Ретикулярная формация ствола мозга, ее характеристика, функции. Роль ретикулярной формации в регуляции вегетативных функций организма.

Нисходящие (И.М. Сеченов, Г. Мегун) и восходящие (Г. Мэгун, Д. Моруцци) влияния ретикулярной формации на структуры ЦНС.

Мозжечок, его функции. Симптомы частичного и полного удаления мозжечка. Роль мозжечка в регуляции мышечного тонуса и движений.

Таламус – коллектор афферентных путей. Функциональная характеристика ядер таламуса, их роль в интегративной деятельности мозга.

Гипоталамус – высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций организма, роль его ядер в интеграции вегетативных и соматических функций.

Базальные ганглии, их участие в формировании мышечного тонуса, сложных двигательных программ. Синдром Паркинсона, роль дофаминергических путей в его генезе.

Современные представления о структурно-функциональной организации коры больших полушарий, характеристика корковых полей (функциональная и цитоархитектоническая).

Полифункциональность, пластичность корковых областей. Понятие о функциональной асимметрии полушарий у человека.

Основные физиологические свойства и функции вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги вегетативного рефлекса.

Вегетативные ганглии, их замыкательная функция.

Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на функции органов и систем организма, относительность антагонизма отделов вегетативной нервной системы.

Вегетативные рефлексы. Центры регуляции вегетативных функций, их иерархия.

Современные электрофизиологические методы исследований функций ЦНС (электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, микроэлектродная техника, стереотаксическая техника). Стереотаксическая техника.

Вопросы к зачету и экзамену Анатомия ЦНС и физиология ВНД

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Роль нервной системы в организме. Общие принципы нервной регуляции.

2. Основные отделы центральной нервной системы. Общая характеристика.

3. Нейрон. Общий план строения. Виды нейронов.

4. Строение синапса. Виды синапсов.

5. Нервное волокно. Виды нервных волокон.

6. Основные свойства возбудимых тканей. Механизм возбуждения.

7. Торможение. Виды и механизм торможения. Биологическая роль торможения.

8. Рефлекс. Принципы рефлекторной деятельности. Безусловные и условные рефлексы.

9. Схема рефлекторной дуги. Основные части.

10. Рецепторы. Классификация рецепторов.

11. Нервный центр. Иерархический принцип построения нервного центра. Свойства нервных центров.

12. Спинной мозг. Общая характеристика.

13. Серое вещество спинного мозга.

14. Белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга.

15. Функции спинного мозга. Основные группы рефлексов спинного мозга.

16. Продолговатый мозг. Общая характеристика.

17. Серое и белое вещество продолговатого мозга.

18. Функции продолговатого мозга. Основные группы рефлексов.

19. Морфофункциональная организация моста.

20. Мозжечок. Основные элементы строения мозжечка.

21. Основные функции мозжечка.

22. Средний мозг. Общая характеристика.

23. Основные функции среднего мозга.

24. Биологическая роль ориентировочных рефлексов.

25. Промежуточный мозг. Общая характеристика.

26. Таламус. Строение и функции таламуса.

27. Гипоталамус. Строение и функции гипоталамуса. Гипоталамо-гипофиарная система.

28. Конечный мозг. Общая характеристика.

29. Поверхности полушарий большого мозга.

30. Лимбическая система. Общий план строения и функции.

31. Подкорковые ядра (базальные ядра). Общий план строения и функции.

32. Белое вещество конечного мозга. Системы волокон и их роль.

33. Строение коры большого мозга. Общая характеристика.

34. Нейроцитоархитектоника коры больших полушарий.

35. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.

36. Сенсорные, ассоциативные и моторные зоны коры.

37. Локализация функций в коре больших полушарий.

38. Взаимодействие коры и подкорковых структур.

39. Функциональная асимметрия. Функции левого и правого полушарий.

40. Функциональные блоки мозга. Их взаимодействие в обеспечении деятельности человека.

Критерии выставления оценок:

- прочно усвоил предусмотренный программный материал;

- правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;

- показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов

- без ошибок выполнил практическое задание.

Метод оценивания: экспертный.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Физиологические механизмы врожденного и приобретаемого поведения.

2. Безусловные рефлексы как основа врожденного поведения. Классификация безусловных рефлексов.

3. Условные рефлексы как основа приобретаемого поведения.

4. Классификация и биологическая роль условных рефлексов.

5. Условия и механизм выработки условных рефлексов.

6. Общая характеристика основных форм научения.

7. Импринтинг. Биологическая и социальная роль импринтинга.

8. Привыкание. Роль привыкания в формировании индивидуального адаптивного поведения.

9. Имитация (подражание). Биологическая и социальная роль имитации.

10. Условный рефлекс как основа памяти и обучения. Динамические стереотипы как основа навыков, умений и привычек.

11. Понятие высшей нервной деятельности. Развитие учения о ВНД.

12. Низшая и высшая нервная деятельность. Их социальная и биологическая роль.

13. Типы ВНД, выделенные на основании свойств нервных процессов.

14. Типы ВНД человека.

15. Типы ВНД детей и подростков (Красногорский, Иванов-Смоленский).

16. Развитие ВНД в онтогенезе.

17. Речь как основа мышления и сознания.

18. Развитие речи в онтогенезе.

19. Психологические типы детей.

20. Функциональные системы. Иерархия функциональных систем.

21. Потребности человека.

22. Мотивация. Биологический механизм мотивации и психологическая характеристика мотивации.

23. Поведение человека как сплав биологических и социальных особенностей.

24. Анализаторы. Аналитико-синтетическая деятельность мозга.

25. Сенсорные системы. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

26. Общий принцип организации анализаторных систем человека. Основные анализаторы человека.

27. Эмоции. Роль эмоций в поведении.

28. Развитие учения о ВНД.

29. Роль работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова для понимания материалистических основ психических процессов.

30. Развитие ВНД в онтогенезе.

Критерии выставления оценок:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.