Почему у медуз нервные клетки сконцентрированы по краю зонтика

Специализированные нервные клетки составляют основу нервной системы. Они обладают чувствительностью. Клетки принимают и передают нервные импульсы. Нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Чем более развита и специализирована нервная система у животных, тем более сложна и совершенна взаимосвязь внешней среды с организмом

2. Из перечисленных функций выберите те, которые свойственны только нервным клеткам:

3. Почему нервные клетки медуз сконцентрированы по краю зонтика?

Медузы, в отличие от полипов, подвижны, передвигаются сокращая купол. Для управления мускульными клетками, которые должны работать согласованно, и выделилось нервное кольцо по краю зонтика

4. Подпишите на рисунке части нервной клетки


5. Дайте определение понятий

Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств

Нервная сеть – 1) тип строения нервной ткани, представленный совокупностью нейронов в сочетании с проходящими в различных направлениях нервными волокнами, имеющими под микроскопом вид сетки (наблюдается у беспозвоночных); 2) совокупность функционально взаимосвязанных нейронов

Нервная ткань – ткань организма, построенная из нервных клеток и их отростков, которые способны принимать сигналы и передавать ответные импульсы и вспомогательных клеток

6. Рассмотрите схему. Подпишите, какому животному принадлежит изображенная нервная система и органы, ее образующие


7. Закончите схему

Головной: промежуточный, передний, средний, продолговатый, можечек

8. Рассмотрите рисунок 176 в учебнике (с. 228). Назовите отделы мозга, наиболее развитые у каждой из перечисленных групп животных

Земноводные: передний и средний мозг

Пресмыкающиеся: все отделы развиваются, мозжечок более выпуклый

Птицы: мозжечок, полушария переднего мозга и зрительные доли, средний мозг

Млекопитающие: передний мозг, средний мозг, мозжечок

9. Дайте определения понятий

Рефлекс – реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы

Инстинкт – последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно

10. Назовите врожденные и приобретенные рефлексы животных

Врожденные – сосание молока детенышами млекопитающих, подача голоса детеныша, если он голоден

Приобретенные – попрошайничество животными, выполнение команд

11. Перечислите рефлексы, которые вы выработали у своих домашних животных

Биология | 5 - 9 классы

Почему нервные клетки медуз сконцентрированы по краю зонтика.


Медузы, в отличие от полипов, подвижны, передвигаются сокращая купол.

Для управления мускульными клетками, которые должны работать согласованно, и выделилось нервное кольцо по краю зонтика.


Основу нервной системы составляют нервные клетки - ______________ Они выполняют функции______________, __________И______________информации?

Основу нервной системы составляют нервные клетки - ______________ Они выполняют функции______________, __________И______________информации.

Нервные клетки состоят из_______________, ________ и не рвных_______________________ - рецепторов.


Какую функцию выполняет стрекательная клетка у медузы?

Какую функцию выполняет стрекательная клетка у медузы.


Почему нервные клетки медуз сконцетрированы по краю зонтика?

Почему нервные клетки медуз сконцетрированы по краю зонтика?


Основу нервной системы составляют нервные клетки?

Основу нервной системы составляют нервные клетки.


Основу нервной системы составляют нервные клетки - _______?

Основу нервной системы составляют нервные клетки - _______.

Они выполняют функции______, _______, _______и______информации.

Нервные клетки состоят из __________, ___________и нервных__________ - рецепторов.


Основу нервной системы составляют нервные клетки - ?

Основу нервной системы составляют нервные клетки - .


Основу нервной системы составляют нервные клетки - ______________ Они выполняют функции______________, __________И______________информации?

Основу нервной системы составляют нервные клетки - ______________ Они выполняют функции______________, __________И______________информации.

Нервные клетки состоят из_______________, ________ и не рвных_______________________ - рецепторов.


Как устроена нервная клетка?

Как устроена нервная клетка.


Как нервные импульсы передаются от одной нервной клетки к другой?

Как нервные импульсы передаются от одной нервной клетки к другой?


Функция нервной клетки?

Функция нервной клетки.

Вы открыли страницу вопроса Почему нервные клетки медуз сконцентрированы по краю зонтика?. Он относится к категории Биология. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Биология, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Параграф 60. Охрана и рациональное природопользование животного мира.

1. Перечислите территории с различными степенями охраны.
Заповедник, заказник, национальный парк, биосферный заповедник, памятник природы.
Показать полностью…

2. По каким категориям разделены списки животных в любой Красной книге?
Исчезающие, сокращающиеся в численности, редкие, малоизученные, восстановленные.

3. Назовите охраняемые территории, которые есть в вашей местности.
(Если есть, каждый называет свои – для своего региона)

4. Почему на зеленые страницы Красной книги вынесены нерпа ладожская, олень северный новоземельский и кит серый?
Это животные, спасенные от вымирания.

5. Что необходимо сделать, чтобы был сокращен список животных на белых страницах книги?
Изучать фауну, объединять усилия людей в спасении животных и сохранении биоразнообразия.

6. Докажите, что сохранение биологического разнообразия представляет огромную важность для человечества.
Вымирание видов ведет к дисбалансу биоценозов, так как все организмы взаимосвязаны и играют огромную роль в круговороте веществ и энергии биосферы. Вымирание одного вида может привести к серьезным нарушениям в экосистеме планеты Земля. Кроме того, человечество может одомашнивать виды, получает от них продукты питания, сырье для производства одежды, эстетическое наслаждение и др. чем больше видов в природе, тем больше разумной пользы человек может извлечь для своего существования с их помощью.

7. Докажите, что исчезновение особей одного вида приведет к потере устойчивости всего биоценоза и нарушению биоразнообразия.
После уничтожения одного вида, например волков, роль естественного отбора практически потеряет свое значение. Ведь хищники убивают лишь слабых особей, не способных выжить. Больные животные начнут заражать других, некоторые – давать такое же больное и слабое потомство. В конце концов, вымрет еще несколько видов, и так – по цепочке. Разнообразие экосистемы уменьшается с высокой скоростью, в итоге все закончится экологической катастрофой.

8. Противники акклиматизации животных, опираясь на ее отрицательные примеры (ондатра, вытеснившая выхухоль из ее естественных мест обитания, ротан-головешка, полностью уничтоживший молодь других рыб), говорят о необходимости отказа от акклиматизации. Как вы можете им возразить? Какие положительные примеры приведете в доказательство?
От акклиматизации отказываться не стоит. Следует разумно ее проводить, не нарушая баланс и предварительно хорошо изучив биологию данного вида и его механизмы адаптации. Ввоз новых видов целесообразен, так как повышает биоразнообразие, позволяет человеку использовать их продукцию с пользой для хозяйства, экономики и жизни в целом.

9. Как надо рационально использовать природные ресурсы, чтобы сохранить многообразие животных на долгие годы?
Следует разумно использовать природные ресурсы и вести народное хозяйство, охранять и продолжать изучать виды животных. Все это позволит, не нарушая продуктивности ценнейшего ресурса, сохранять все многообразие животного мира и природы в целом. В этом случае мы сохраним не только для себя, но и для наших потомков удивительный мир живой природы.

Они погибнут, так как кожа у земноводных участвует в дыхании.

9. Закончите схемы.

Система органов дыхания птиц


Система органов дыхания млекопитающих


1. Рыбы.
2. Земноводные.
3. Млекопитающие.
4. Птицы.
5. Пресмыкающиеся.

11. Известно, что площадь легочных мембран у млекопитающих в несколько раз больше всей поверхности кожи. Каким образом это достигается и зачем?
Легкие ячеистые, имеют альвеолярную структуру. Таким образом увеличивается площадь поверхности легких. Каждая альвеола оплетена сетью кровеносных сосудов. Большая площадь легких необходимо для процессов интенсивного газообмена у млекопитающих: чтобы большее количество кислорода поглощалось кровью, и освобождалось больше углекислого газа.

12. Правильно ли расположены группы животных в схеме, отражающей усложнение системы органов дыхания?
Если нет, предложите свой вариант и поясните свою точку зрения.


У пресмыкающихся более совершенные органы дыхания. Кожа у них не участвует в дыхании, легкие более сложные, имеют перегородки и выросты, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность.

1. Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?
У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки).

2. У каких животных появляется печень? Какова ее функция?
Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи.

3. Объясните, по какому признаку животных делят на такие группы, как травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты и т.д.

В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).
Подберите примеры животных этих групп.
Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела.
Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза.
Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан.
Паразиты: аскарида, бычий цепень, печеночный сосальщик, блоха.

4. Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.


5. Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?
Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.

6. Могут ли птицы обойтись без зоба?
Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение.

7. Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.
Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.

8. Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.

Зимняя спячка – замедленный обмен веществ.
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших – обмен веществ приостанавливается.

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.

10. Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.

Пища – источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.

11. Напишите, как удаляются из организма:

1. жидкие продукты обмена – через органы выделения;
2. непереваренные остатки пищи – через заднепроходное отверстие.

12. Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф.

Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу.

Пищеварительные системы разных групп животных



1. В чем отличие кровеносной системы кольчатых червей от кровеносной системы моллюсков?

Кровеносная система кольчатых червей замкнутая, то есть кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.

2. Что такое капилляры и для чего они образуют густую сеть в организме животных?

Капилляры являются самыми тонкими сосудами в организме животных. Густо оплетая ткани и органы, соединяя артерии и вены, они участвуют в обмене веществ между кровью и тканями.

3. В чем отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой? В чем преимущество первой?

В замкнутой кровеносной системе кровь идет исключительно по специализированным сосудам, а в незамкнутой кровь проходит часть своего пути по полости тела между органами. По незамкнутой системе кровь течет медленно, замкнутая кровеносная система более динамична. Через разветвленную систему капилляров осуществляется контакт с большим количеством клеток. Кровоток в ней ускорен, транспорт питательных веществ, продуктов метаболизма и газов (О2 и СО2) происходит быстрее.

Кровь у червей движется по спинному сосуду в направлении к головному концу, а по брюшному – к хвостовому концу благодаря сокращению и расслаблению стенок спинного и кольцевых сосудов передней части тела.

5. Дайте определения понятий.

Артериальная кровь – кровь, обогащенная кислородом.
Венозная кровь – кровь, отдавшая кислород и насыщенная углекислым газом.
Круг кровообращения – замкнутый путь, совершаемый кровью по кровеносным сосудам, несущий клеткам кислород и питание, уносящий углекислоту и продукты обмена.
Сердце – полый мышечный орган, обеспечивающий посредством повторных ритмичных сокращений ток крови по кровеносным сосудам.

6. Рассмотрите схему кровообращения у рыб. Подпишите, какая кровь течет от жабр к органам и тканям; какая кровь поступает в сердце.

Тип Кишечнополостные

Основные ароморфозы:

клеточная дифференцировка; образование тка­ней; формирование двух зародышевых листков; появление нервной систе­мы, органов чувств; появление полостного пищеварения.

Известно около 9 тыс. видов. Кишечнополостные — низшие многокле­точные животные, у которых отсутствуют настоящие органы и ткани. Свободноживущие, среди которых главным образом морские животные, реже — пресноводные. К ним относятся ведущие малоподвижный, прикреп­ленный образ жизни (бентосные) — одиночные и колониальные полипы, а также плавающий (планктонные) — медузы.

Характерные признаки:

  1. Многоклеточные, двухслойные животные, тело состоит из двух сло­ев клеток: наружного — эктодермы, внутреннего — энтодермы — и прослойки студенистой неклеточной мезоглии. Внутри имеется кишечная (гастральная) полость, открывающаяся наружу ротовым отверстием, которое окружено щупальцами.
  2. Радиальная (лучевая) симметрия тела.
  3. Наличие стрекательных клеток (органы защиты и нападения).
  4. Первичноротые. Имеется ротовое отверстие (единственное) для за­глатывания пищи и выведения непереваренных остатков. Пищева­рение двойное (полостное и внутриклеточное).
  5. Нервная система диффузного типа, состоит из нервных клеток в эк­тодерме, которые соединяются длинными отростками, образуя сеть (рассеянное нервное сплетение).
  6. Дыхание и выделение продуктов обмена происходит через всю по­верхность тела.
  7. Размножение бесполое (почкование, стробиляция) и половое (копу­ляция). У некоторых в жизненном цикле наблюдается чередование полового и бесполого поколений.
  8. Развитие с метаморфозом (личинка — планула), реже - прямое.

Тип кишечнополостные включает: класс Гидроидные, класс Сцифоид­ные, класс Коралловые полипы.

Класс Гидроидные


Наружный слой (эктодерма).

Нервные клетки — звездчатой формы, располагаются под эпители­ально-мускульными клетками, соединяясь друг с другом тонкими отростками, образуют нервное сплетение. Такая нервная система на­зывается диффузной и является самой примитивной среди много­клеточных животных. В ответ на раздражение, наносимое полипу, например иглой, тело его сокращается.



Внутренний слой (энтодерма).

Клетки дифференцированы: эпителиально-мускульные — имеют мускульные отростки, располагаю­щиеся поперек, при сокращении кото­рых тело удлиняется и сужается. Спо­собны к фагоцитозу, образуя псевдо­подии, захватывая пищевые частицы и переваривая их в цитоплазме (внут­риклеточное пищеварение). Имеют жгутики (1—3), с помощью которых происходит перемешивание содержи­мого пищеварительной полости. Та­ким образом, эти клетки выполняют покровную, сократительную и пище­варительную функции; железистые клетки — вырабатывают и выделяют пищеварительные фермен­ты в гастральную полость, где происхо­дит внутриполостное пищеварение. Образовавшиеся питательные вещест­ва усваиваются, непереваренные остат­ки пищи выбрасываются через рот.

Размножение: бесполое (летом) — происходит почкованием. На теле об­разуются почки — выпячивание двухслойной стенки. Почка растет, и до­черний организм существует за счет материнского. Затем на почке появ­ляется рот, окруженный щупальцами, и подошва. Почка отрывается от материнского организма, падает на дно и переходит к самостоятельной жизни.

Половое - копуляция наблюдается осенью, с понижением темпе­ратуры, осеменение перекрестное. Гидра обыкновенная - гермафродит.

В эктодерме формируются гонады, в которых развиваются гаметы. Муж­ские клетки образуются в небольших бугорках на верхней части тела гид­ры, а крупная яйцеклетка располагается в выпуклости у основания. Спер­матозоиды через разрыв ткани выходят в воду и проникают в яйцеклетку другой особи. Зигота покрывается плотной оболочкой и оседает на дно во­доема (материнский организм погибает). Весной начинается рост и разви­тие молодой гидры.

Класс Сцифоидные, или Сцифомедузы

Медузы обитают в морях. Тело напоминает по форме зонт и состоит в основном из студенистой мезоглеи, покрытой снаружи слоем эктодермы, а изнутри слоем энтодермы. По краям зонта расположены щупальца, окружающие рот, находящийся на нижней стороне. Рот ведет в гастральную полость, от которой отходят радиальные каналы. Каналы соединяются между собой кольцевым каналом. В результате образуется гастральная система.

Нервная система медуз сложнее, чем у гидр. Кроме общей сети нервных клеток, по краю зонтика расположены скопления нервных ганглиев, образующих сплошное нервное кольцо и особые органы равновесия – статоцисты. У некоторых медуз появляются светочувствительные глазки, появляются чувствительные и пигментные клетки, соответствующие сетчатке глаза высших животных.

В жизненном цикле медуз закономерно чередуются половое и бесполое поколения. Они раздельнополы. Половые железы расположены в энтодерме под радиальными каналами или на ротовом стебельке. Половые продукты выходят через рот в море. Из зиготы развивается свободноживущая личинка – планула. Планула весной превращается в маленького полипа. Полипы образуют группы, похожие на колонии. Постепенно они расходятся и превращаются во взрослых медуз.



Класс Коралловые полипы

Класс Коралловые полипы — морские колониальные, реже одиноч­ные полипы, развивающиеся без смены поколений. Известно около 6 тыс. видов. Наиболее широко распространены одиночные кораллы (ак­тинии) и колониальные (красный, черный).

Все колониальные коралловые полипы обладают скелетом, состоящим в большинстве случаев из углекислого кальция, реже — из рогоподобного вещества. Колониальные коралловые полипы, имеющие известковый скелет, образуют коралловые рифы и коралловые острова. У одиночных коралловых полипов жесткий скелет отсутствует.

Колониальные коралловые полипы питаются мелкими планктонными животными, улавливая их щупальцами со стрекательными клетками. Кроме того, в теле многих колониальных кораллов поселяются водоросли, от которых полипы получают питательные вещества. Актинии — хищники: они охотятся на крупную добычу — ракообразных и рыб.

Сложная кишечная полость. Эктодермальная глотка ведет в гастральную полость, которая разделена радиальными перегородками — септами (боковые складки энтодермы). Они прирастают к глотке, а ниже глотки не смыкаются, образуя желудок. Наличие септ увеличивает пищеварительную поверхность.

Нервная система образует густое сплетение на ротовом диске. Раздель­нополые. Гонады формируются в энтодерме. Размножение бесполое (у ко­лониальных — почкование, у одиночных — деление) и половое. Оплодо­творение — в гастральной полости женской особи.

Развитие с метаморфозом (личинка — планула), чередования поколе­ний нет.


Коралловые полипы, или кораллы, создают особый подводный ландшафт, образуя огромные коралловые рифы, которые иногда тянутся вдоль берегов (за это их называют барьерными рифами) на расстояния, превышающие тысячу километров, например Большой Барьерный риф у берегов Австралии.

Кораллы образуют и коралловые острова, которые называются атоллами. Атолл представляет собой невысокий остров кольцевидной или подковообразной формы, внутри которого находится мелководный водоем — лагуна. Атолл возникает в том случае, если остров или кратер потухшего вулкана, окруженный барьерными рифами, постепенно уходит в глубину моря при опускании морского дна. Кораллы, окружающие остров со всех сторон, постоянно надстраивают барьерный риф, так как у поверхности моря они лучше обеспечены пищей. Когда остров опустится, на его месте останется мелководная лагуна, а на барьерный риф прибой нанесет песок, и таким образом возникнет атолл.

Значение кишечнополостных:

звено в цепях питания морских биоце­нозов; поглощение взвешенной органики и очищение морской воды; ко­ралловые полипы участвуют в круговороте Са 2+ в биосфере и образовании осадочных пород, рифов, барьеров, окружающих острова, а также атоллов (коралловые острова в форме кольца с лагуной посередине); употребление в пищу (Китай, Япония), изготовление предметов искусства (кораллы), использование в качестве строительных материалов (известь), в медицине для получения биологически активных веществ.


Как передает РИА Новости Крым , Наталья Дремова

Вторая половина июля и август — время традиционного "десанта медуз" к крымским берегам. Правда, год на год не приходится: в прошлом, 2019-м, туристы ужасались "каше" из полупрозрачных куполов и щупальцев, а года три назад в воде у пляжей колыхались единичные "зонтики".

Будет ли в ближайшие недели нашествие медуз, куда и почему их несет ветрами и волнами?

Жизнь кончена!

Первая волна медузьего десанта уже была замечена в начале июля на севере Керченского полуострова. В небольших бухтах на Азовском побережье можно было увидеть настоящий "ковер" из крупных медуз-корнеротов. Правда, в значительном количестве у берега их можно было наблюдать всего несколько дней.

Справка

В Черном и Азовском морях водятся два вида медуз. Аурелия, или "ушастая медуза", она же "лунная", отличается небольшим размером, на куполе - четыре кольца. Корнерот более массивный, с толстыми щупальцами, окрашенными в лиловый или розово-синеватый цвет. Купол корнерота может достигать 50-60 см в диаметре.

Когда-то корнерот считался обычным обитателем северо-западной части Черного моря, где соленость воды выше. Но потом медуза "открыла" для себя новые простор: Аззовское море стало солонее. Ученые связывают это с тем, что туда попадает все меньше воды из рек, впадающих в море: пресную воду в большем количестве люди забирают для хозяйственной деятельности.

"Корнерот теплолюбив, прекрасно чувствует себя в воде, прогретой до +26оС, и способен выдерживать и более сильное прогревание морской воды, до +28 оС и, возможно, даже до +30 оС, - рассказал ведущий научный сотрудник отдела физиологии животных и биохимии Института биологии южных морей Борис Аннинский. - Помимо осолонения моря, благоприятным фактором для освоения корнеротом Азова стала подходящая структура морского дна. Оно усыпано створками моллюсков, там много колоний рачков-балянусов, живущих колониями. Это подходящий "дом" для жизни донной стадии медуз, которая как раз и формирует "зонтики со щупальцами".

И в таком виде медузы живут всего год. За это время они растут, а корнероты успевают отъестся до внушительных размеров, созревают, устраивают личную жизнь. Из оплодотворенных яиц в теле самки развиваются личинки, оседающие на дно и превращающиеся в прикрепленные к дну полипы.

"У взрослых медуз завершение фазы размножения - это и физиологический сигнал для организма, мол, миссия выполнена и дальнейшее существование бессмысленно", - объясняет Борис Аннинский. - Активизируются процессы старения, медузы прекращают питаться и становятся физиологически неактивными. Однако процесс отмирания не быстрый и может растягиваться на срок до полугода. В течение этого срока медузы поддерживают минимальную жизнеспособность".


Скопление медуз в одной из бухт Азовского моря, север Керченского полуострова. Июль 2020 года Студенистые поля

Как раз в конце июля-начале августа этих умирающих медуз выносит в верхние слои воды. И при определенных условиях волны и ветер их сбивают в стаи или даже в настоящие "медузовые поля". Обычно это происходит при сильных продолжительных ветрах, штормах. И "поля" эти дрейфуют: к берегу, в море.

Никто не хочет купаться в "бульоне" или даже находиться в воде с большим количеством "зонтиков". Потому что и умирающие медузы, и даже фрагменты их тел сохраняют способность "жалиться", выпуская стрекательные клетки. А вот огромные скопления студенистых "зонтиков" на берегу – это уже угроза. На разлагающихся медузах бойко всходят и размножаются колонии небезопасных для человека микроорганизмов.

Животных, которые питались бы медузами, немного. Хотя "подъедать" их в море могут некоторые рыбы: скорпены, смариды, морские ласточки, а также и ракообразные.

Пляжный миф

Туристы-оптимисты заверяют сами себя и окружающих, что "если в море есть медузы, значит, вода чистая". Это миф. Медуз больше там, где больше пищи: мелкого планктона, органической взвеси, растворенного органического вещества.

Можно ли спрогнозировать, много ли будет медуз этим летом и куда их занесет?

В новейшей истории Крыма за последние двадцать лет не было еще рекордной вспышки численности медуз. Таких, чтобы превзошли рекорды 1976 и 1983 годов - тогда в Азовском море биомасса корнерота была на порядок больше, чем сейчас.

Ученые отметили такую связь: чем холоднее весна, тем больше аурелий. Чем теплее, тем больше корнеротов. Одновременно вспышки численности тех, и других, никогда не наблюдается.

Весна 2017 г была холодной и это способствовало аномальному развитию популяции аурелии. В 2018-19 годах весна была на 2-3 градуса теплее, сильнее развился рачковый планктон, что создало благоприятную кормовую почву для роста корнеротов. Они больше, чем аурелия, склонны к хищничеству.

Кажется, этот год снова проходит под знаком корнерота. А вот сколько медуз мы увидим на пляжах.

Водные массы в море перемещаются по своим законам. "В Черном море, в районе Южного берега действуют очаги вращения по часовой стрелке, - сообщил Борис Аннинский. - И у берегов образуются плотные скопления гибнущих животных. Нужно учесть, что этому способствуют и южные ветры, они процесс усиливают в несколько раз".

В итоге на пляжах плавает и лежит на берегу кисель из медуз. Это характерно для Балаклавской бухты, Большой Ялты: например, Алупки или Симеиза.

В Азове большую роль играют ветры, важно и то, сколько времени они дуют. Северные и северо-восточные "ведут" водные массы к западным берегам, сбивая в этих местах огромные стаи корнеротов. А южные и юго-восточные ветры образуют такие скопления на севере и востоке Азова.

Кстати

Где чаще всего в июле-августе жалуются на нашествие медуз:

Азовское море - берег у Щелкино, окрестности Керчи.

Черное море - окрестности Евпатории, Симферопольский, Сакский районы, Тарханкут, Большая Ялте, Севастополь.

Где медузы в это время появляются реже: Большая Алушта, Судак, Феодосия.


Ученый рассказал, почему медузы массово приплыли "на отдых" в Крым

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.