Показатели нервно психического развития детей четвертого года жизни

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1) пищевых – сосательного, хоботкового и др.;

2) опоры – при поддержке подмышек стоит на всей стопе;

3) опоры автоматической ходьбы – переступает;

4) рефлекса ползания – отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;

5) хватательного – сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14–16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем – и двусложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3-6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости.

В возрасте 4–6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7-10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;

2) в 4 месяца узнает маму;

3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;

4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;

5) в 3 года знает свое полное имя;

6) в 4 года умеет считать;

7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три – о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Примечания: Г – грамматика, В – вопросы, О – одевание, К – кормление, Ф – восприятие формы, Цв – восприятие цвета, * – показатель, проверяемый в дошкольных учреждениях (детском саду, доме ребенка, а в некоторых ситуациях – и в семье).

Оценка психомоторного развития проводится в установленные сроки: на первом году жизни ребенка – ежемесячно, на втором – 1 раз в квартал, на третьем – 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока – о резко дисгармоничном развитии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;

2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;

3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Развитие ребенка в 4 года отмечается изменением его физических и психологических показателей. Визуально дошкольник
становится более взрослым, старается вести себя активнее, проявляет повышенный интерес к окружающему миру. Ребенок уже более связно и грамотно говорит, делает логичные умозаключения.

Если в возрасте 4 лет малыш ходит в детский сад, то родителям будет проще. Во-первых, в детском саду медики самостоятельно контролируют физические показатели ребенка, сообщая о возможных отклонениях. Во-вторых, персонал детского сада занимается психическим развитием дошкольника. Специалисты развивают:

  • мышление;
  • логику;
  • воображение;
  • память;
  • речь.

Помимо этого, в детском саду ребенок получает возможность социально адаптироваться среди сверстников, что положительным образом сказывается на его общем развитии.

Если малыш не ходит в детский сад, то ответственность за его физическое и психическое развитие на себя должны взять родители. Они обязательно водить ребенка на осмотр у детских врачей, включая хирурга, окулиста, ЛОРа и кардиолога. Малыш должен уметь делать зарядку, как дома, так и на свежем воздухе, заниматься творчеством, читать вместе с родителями и, конечно, просто гулять и общаться с другими дошкольниками.

Чтобы родители понимали, что собой должен представлять воспитательный процесс в этом возрасте, необходимо периодически изучать тематическую литературу. Ниже полезная информация о том, как развивать малыша физически и психически, в какие игры играть и на что обращать внимание.

Особенности физического развития ребенка

В возрасте 4 лет для ребенка существуют определенные нормы, в соответствии с которыми он должен развиваться. Речь идет о стандартных показателях роста, массы, окружностей головы и грудной клетки. Во многом показатели зависят от наследственности, но в большей мере на них сказываются особенности ухода за малышом, климат и питание.

Низким
четырехлетний малыш может считаться, если его рост не превышает 101,2 см. Заниженной считается масса тела до 14,9 кг. Средний рост – это не более 102,6 см, весят такие дети, как правило, не более 18,6 кг. Высоким ребенка можно считать, если рост его более 114,1 см, при этом масса тела его будет составлять около 20 кг.

Обратите внимание, если рост дошкольника сильно отличается от приведенных выше норм. Возможно, у него проблемы с работой эндокринной системы – может потребоваться диагностика с последующим лечением.

Одна из причин сильного несоответствия показателей роста и веса нормам — это нарушение обмена веществ или гормонального фона, сниженная физическая активность. Родителям важно понимать, что в период роста малыш должен получать в достаточном количестве необходимые для его нормального развития питательные вещества: белки, жиры и углеводы.

Первые лучше давать ребенку до обеда, тогда как после обеда оптимальным вариантом станут блюда с высоким содержанием углеводов. Общее число суточной нормы пищи нужно разделить примерно на 4-6 приемов небольшими порциями.

Помните
о том, что малыш в возрасте 4 лет активен и подвижен. Все свободное время он будет бегать, прыгать и т.д., поэтому нужно не забывать давать дошкольнику качественную воду, необходимую его организму. Ребенок (как мальчик, так и девочка) должен уметь проводить время с другими детьми, поэтому нужно будет гулять с ним в парках, скверах, налаживая контакты со сверстниками. Ребенок этого возраста также может пить компоты, соки и морсы, но без сахара и не в таких количествах, как воду.

Если вы практикуете проведение утренней зарядки, то постарайтесь составить подходящую для ребенка этого возраста программу: на основе простых упражнений с наклонами, приседаниями, круговыми движениями туловища, головы и шеи. Зарядка должна продолжаться не больше 15 минут. Если малыш ходит в детский сад, то зарядку по утрам он будет проводить вместе с детьми из группы под контролем воспитателя.

Отличный вариант физических нагрузок для мальчика или девочки этого возраста — упражнения, нацеленные на развитие опорно-двигательного аппарата. Ребенок должен уметь выполнять:

  • прыжки
    на батуте;
  • хождения по бревну;
  • гимнастику с гимнастическим мячом и пр.

В этом же возрасте уже можно начинать готовить ребенка к школе, укрепляя его руку для письма с помощью творческих занятий с пластилином, тестом или глиной. Лепка будет способствовать развитию мелкой моторики, концентрации и воображения малыша.

В возрасте 4 лет у ребенка значительно расширяется словарный запас. Дошкольник должен уметь использовать полторы тысячи слов, ведь его головной мозг по размерам практически идентичен головному мозгу взрослого человека. При этом полушария пока еще развиты неодинаково: правое, отвечающее за эмоции, значительно более развито, чем левое. На практике это выражается в повышенной
эмоциональности дошкольников. В 4 года они доверчивы и открыты, не умеют врать, быстро обижаются и не менее быстро прощают.

В этом возрасте у малышей начинают формироваться понятия о хорошем и плохом. Поэтому родителям очень важно разговаривать с ребенком, обсуждая поступки известных и неизвестных взрослых и детей, героев сказок и мультфильмов. Малыш 4 лет должен уметь отличать добро от зла и понимать, на какой стороне ему необходимо быть.

Дети 4 лет с большим удовольствием помогают взрослым, чтобы показать, что они тоже многое умеют, и, конечно, чтобы заслужить похвалу. Малыши в этом возрасте способны убрать у себя в комнате, помочь маме на кухне или в супермаркете, когда нужно выбрать и донести покупки. Малыши ждут одобрения поступков старшими. Добрые и искренние слова помогают повысить самооценку маленького ребенка, сделать его более уверенным в себе и целеустремленным.

В возрасте 4 лет дети могут приступать к изучению иностранных языков. Естественно, что процесс должен быть построен таким образом, чтобы приносить ребенку
удовольствие. Память у детей в этом возрасте избирательная, поэтому они запомнят только то, что действительно вызовет интерес. В погоне за ранними результатами очень важно не перегрузить малыша информацией. Подбадривайте и поощряйте его за каждое достижение.

Полезным будет развивать память дошкольника 4 лет простыми и запоминающимися стишками, способствующими также развитию речи. Игровая форма обучения в этом возрасте — лучший вариант для усвоения информации ребенком. Также для закрепления результата и повышения мотивации можно практиковать вручение наград и призов.

Что касается системы наказания, то в этом возрасте она также должна быть разработана с учетом особенностей ребенка. Главное — наказание не должно унижать малыша и включать в себя силовые методы.

Даже если кроха провинился, он должен понимать, что родители разочарованы, но не стали от этого любить его меньше. Нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо, рассказать о последствиях поступка и о том, как это расстроило родителей. Только такие методы воздействия будут иметь результат и не повлияют на психику малыша негативным образом.

В возрасте 4 лет ребенок должен уметь вести диалог, используя слова из постоянно
пополняющегося словарного запаса. Дошкольник учится логично мыслить, уже способен логично отвечать на вопросы, выражать и сдерживать в случае необходимости эмоции. У многих в этом возрасте проявляются творческие способности к пению, танцам, актерской игре. Детки часто бывают чрезмерно энергичными и активными, что совершенно нормально.

К основным когнитивным навыкам, которыми обладает ребенок в этом возрасте, можно отнести:

  • четкую речь с использованием сложных оборотов и предложений;
  • знание цветов и основных геометрических форм;
  • знание букв и – в некоторых случаях – умение писать собственное имя.

Четырехлетний
ребенок должен уметь ориентироваться во времени, соблюдать установленный порядок дня. Дошкольники умеют выполнять несколько дел в установленном взрослыми порядке. Например, малышу можно поручить одеться, после чего выпить чай и почистить зубы. Ребенок в возрасте 4 лет должен знать самые необходимые дорожные знаки и номера телефонов, помнить информацию о родителях и свой адрес.

Дети 4 лет должны обучаться основным навыкам, включая двигательные, в игровой форме. Малыш уже должен уметь прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку без каких-либо сложностей. Помните, что дети в
этом возрасте крайне энергичны и не всегда осторожны, поэтому требуют повышенного к себе внимания.

К концу четвертого года жизни ребенок овладеет многими двигательными навыками и сможет:

  • удерживать равновесие на одной ноге несколько секунд;
  • выполнять кувырки вперед и назад;
  • ходить по бревну вперед и назад без поддержки;
  • ездить на велосипеде;
  • рисовать геометрические фигуры;
  • рисовать людей и животных;
  • строить из конструктора и кубиков;
  • есть с помощью вилки и ложки;
  • умываться, одеваться, чистить зубы и пользоваться туалетом.

В возрасте 4 лет дети уже готовы к социальной адаптации. Они осознают, что не являются центром
вселенной и что родители могут заниматься не только ими. Малыши с удовольствием помогают маме или папе по дому, а если есть младшие брат и сестра, то стараются заботиться и о них.

Дошкольник 4 лет должен уметь сопереживать, контролировать собственные эмоции, входить в положение окружающих. Например, четырехлетнему ребенку уже несложно объяснить, что игрушку ему именно сегодня не купят, потому что цель похода в магазин — это продукты. Главное не конфликтовать с ребенком, а учить его искать компромиссы и прислушиваться к мнению окружающих.

Социальные навыки детей 4 лет:

  • желание
    контактировать со сверстниками и заводить дружбу;
  • готовность меняться и делиться игрушками с друзьями и детьми, вызывающими симпатию;
  • способность слушать и выполнять требования взрослых, даже если они противоречат планам ребенка;
  • стремление к независимости.

Дошкольники в этом возрасте пока еще не способны на физическое выражение гнева, и если им что-то не по душе, высказывают это в словесной форме. Кроме того, детки все еще не осознают грани между сказкой и реальностью, наивны и мечтательны.

Важно помнить о том, что развитие ребенка 4 лет может происходить по индивидуальному графику. Тем не менее нужно уметь своевременно выявить задержки в развитии малыша.Возможные признаки отклонения от нормы:

  • ребенок слишком стеснительный и пугливый, агрессивный;
  • не переносит разлуки с родителями;
  • не идет на контакт с детьми;
  • имеет узкий круг интересов;
  • не способен запомнить информацию о себе;
  • не умеет строить башню из 9-10 кубиков;
  • не способен провести линию маркером;
  • боится воды;
  • не может нормально есть или спать;
  • не способен себя обслуживать.

Если вы заметили проявление этих признаков при наблюдении за ребенком, то в обязательном порядке проконсультируйтесь с врачом, чтобы скорректировать развитие и помочь малышу вырасти полноценным, физически здоровым человеком без психологических проблем.


Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Соответствуют норме

С отклонениями

4 года

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

6 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.

3. Внимание и память.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

Моторное развитие

Сенсорное развитие

Умственное развитие

Игровая деятельность

- Свободные, координированные движения рук, при ходьбе не шаркает ногами

- Бросает мяч двумя руками, отталкивает и ловит его, не прижимая к груди

- Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом от пола

- По сигналу может задержать движение

- Заводит ключом механическую игрушку, - Умеет правильно держать карандаш и проводить линии

- Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку

Знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте

- Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины

- Речь фразовая, грамматически оформленная

- Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми

- Продолжительность игры 10-40 мин

- Появляются любимые игры, любит играть со строительными материалами

- Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени, отчеству

- Соблюдает элементарные правила поведения в обществе

- Сформированы гигиенические навыки – опрятность, умывание, мытье после туалета

- Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки.

- Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

- Самостоятельно умывается и вытирается

Нервно-психическое развитие детей пятого года жизни

Моторное развитие

Сенсорное развитие

Умственное развитие

Игровая деятельность

- Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге

- Хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе

- Умеет ходить и бегать по кругу на носочках, взявшись за руки, без боязни прыгает с высоты

- Может ходить по бруску высотой 20-30 см и шириной 20 см

- Ударяет мяч о землю и ловит его

- Четко координирует движения пальцев при конструировании

- Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки

- Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке

- Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника

- Считает до пяти, сравнивает небольшие количества

- В рассказе может выделить причинно-следственные отношения

- Речь фразовая, с хорошим произношением

- Увеличивается разнообразие игр, обобщает сюжетный замысел игры

- Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми

- В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции

- Продолжительность игры 40-50 минут

- Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания

- Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим

- Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений

- Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода

- Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате

- Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

(Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, г. и. Кащеева, 1997)

Первый год жизни

Воз- раст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентиро- . вочные реакции Эмоции Движения рук и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития Навыки и умения в процессах
Понимание речи Активная речь
(Аз) (Ас) (Э) (др) (До) (ПР) (АР) (Н)
дней Удерживает в поле зрения движущиеся предметы (ступенчатое движение) Вздрагивает и мигает при резком звуке -
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Успокаивается при сильном звуке
1-й месяц Появляется плавное прослеживание движущегося предмета Прислушива- ется к звуку и голосу взрослого Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову
2-й месяц Дпительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете Дпительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (на расстоянии до 1 м.) Поворачивает голову к источнику длительного звука Быстро отвечает улыбкой на разговор Лежа на животе, поднимает и непродолжительно (1-2 мин) удерживает голову
З-й месяц Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении Отчетливое слуховое сосредоточе- ние В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек, звуками (комплекс оживления) Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечье, высоко подняв голову При поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого
4-й месяц У знает мать (радуется) Находит глазами невидимый источник звука Громко смеется Захватывает подвешенную игрушку - Гулит Придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления

Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентиро- вочные реакции 3моции Движения рук и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития Навыки и умения в процессах
Воз- раст
Понимание речи Дктивная речь
(ДЗ) (Де) (3) (Др) (до) (ПР) (ДР) (Н)
5.й месяц Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует) Узнает голос матери Различает строгую и ласковую интонацию речи Четко берет игрушку из рук взрослого Удерживает в руке игрушку Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук Переворачивается со спины на живот Ровно устойчиво стоит при поддержке подмышКи Подолгу певуче гулит Ест с ложки густую и полугустую пищу
б-й месяц Па-разному реагирует на свое и чужое имя Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую Переворачивается с живота на слину Пытается ползать Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложечки, снимая пищу губами

2-й Узнает на фотографии знакомоnз взрослого Выполняет самостоятель- но разученные действия с игрушками (катает, кормит и т.д.). Переносит все действия разученные с одним предметом, на другой (возит, кормит, баюкает и Т'п.) Ходит самостоятельно без опоры Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси , найди, отнеси, попожи на место) Понимает слово « нельзю, Легко подражает новым словам Произносит до 10 облеNенных слов Самостоятель- но берет чаШК) и пьвт
месяц
Второй год ЖИЗНИ
Возраст Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия Движения Навыки
с предметами
1 г. 1 мес- 1г.Змес Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется отдельными облеNенными словами в момент двигательной а ктивности и радости (машина - би би, собака - ав ав) Играя, различает два разных по величине предмета (два кубика) Воспроизводит в игре разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу пожкой

Возраст Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия Движения Навыки
с предметами
1 г.Змео- Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине Попьзуется облегченными и правильно произносимыми словами. Называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Играя, разпичает три разных по величине предмета (например три кубика) Отражает в игре наблюдаемые действия Перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу) Самостоятепьно ест жидкую пищу ложкой
1 г.6мес
1 г.7мео- Понимает несложный Пользуется двсложными предложениями из предметов разной формы (3-4) по образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например к кv6икv кУбик) Строит ворота, домик, скамейку Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см. Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку)
1 г.9мес рассказ по сюжетной
картинке. Отвечает
на вопросы взрослого
1 г .1Омес- Понимает короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях При общении со взрослыми пользуется двухсловными предложениями, употребляя припагательные и местоимения По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета Вигре воспроизводит ряд последовательных действий, начало сюжетной игры (куклу купает и вытирает) Преодолевает препятствия, чередуя шаг Частично надевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощыо взрослого
2г.

Третий год жизни

Пятый год жизни

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.