Породы собак по типам высшей нервной деятельности

Собаки по-разному поддаются дрессировке. Одни животные легко, быстро и прочно усваивают отрабатываемыё навыки (условные рефлексы), другие поддаются дрессировке медленно, но выработанные навыки у них закрепляются прочно. Встречаются и такие собаки, которые плохо поддаются дрессировке и слабо проявляют служебные качества. При недостаточной теоретической подготовке дрессировщик может совершить большую ошибку, пытаясь объяснить это неодинаковой психической одаренностью собак, считая что существуют собаки умные и глупые, старательные и ленивые, послушные и упрямые.

У собак со слабым тормозным процессом сложно прорабатываются такие общие приемы дрессировки, как движение рядом с дрессировщиком и прекращение нежелательных действий. Это происходит потому, что воспитание данных навыков требует сильного и активного процесса торможения, Показателем хорошей силы тормозного процесса у собаки является скорость и прочность образования дифференцировки (способности различать отдельные условные раздражители), У собак со слабым тормозным процессом легко и быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, а тормозные — с трудом.

Различные типы высшей нервной деятельности зависят от того, как между собой сочетаются указанные свойства нервной системы. И. П. Павлов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД); возбудимый неуравновешенный (холерик), уравновешенный подвижный (сангвиник), уравновешенный спокойный (флегматик), слабый (меланхолик).

Собаки возбудимого типа (холерики) характеризуются сильным процессом возбуждения и ослабленным торможением. В результате отсутствия равновесия между этими двумя процессами преобладающим является процесс возбуждения. Собаки этого типа характеризуются большой двигательной активностью: за один и тот же промежуток времени они совершают значительно больше движений, чем собаки других типов.

Однако только по двигательной активности нельзя определять тип ВНД собак. Основное значение для его определения имеет условно-рефлекторная деятельность.

У собак возбудимого типа быстро образуются положительные условные рефлексы и очень медленно вырабатываются тормозные. Поэтому собаки возбудимого типа быстро усваивают все команды, связанные с выполнением каких-либо действий, требующих активного состояния нервной системы (состояния возбуждения), и слабо усваивают команды или действия, в основе которых лежит процесс торможения (например, хождение рядом с дрессировщиком, выдержка в различных положениях и т. д.).

Собаки возбудимого типа особенно трудно поддаются дрессировке в тех службах, которые требуют хорошей и четкой дифференцировки (розыскная, сторожевая, минорозыскная).

У собак уравновешенного подвижного типа (сангвиников) процессы возбуждения и торможения находятся в состоянии относительного равновесия. Наряду с этим, для них характерна большая подвижность (легкая взаимозаменяемость одного процесса другим и наоборот), зависящая от действующих раздражителей.

У собак уравновешенного спокойного типа (флегматиков), как и у сангвиников, процессы возбуждения и торможения по силе проявления находятся в равновесии. Но в отличие от сангвиников процесс возбуждения и торможения в нервной системе этих собак малоподвижен (один процесс медленно заменяется другим). Собаки этого типа характеризуются повышенной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них медленно, но выработанные условные рефлексы достигают большой четкости. По поведению многие собаки-флегматики кажутся малоподвижными и вялыми. Дрессировке они поддаются нелегко, но закрепленные навыки оказываются весьма стойкими в работе. Эти собаки несколько вялы, но безотказно выполняют требуемые от них действия и очень выносливы. При дрессировке собак этого типа от дрессировщика требуются большая настойчивость и терпение.

Собаки-флегматики трудно переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения. Поэтому при первоначальной дрессировке по общему курсу не следует злоупотреблять частыми командами. Таким собакам трудно быстро переходить от одного действия к другому, они нередко нуждаются в повторной команде. В начале дрессировки следует использовать различные команды, чтобы между командой и выполняемыми действиями был достаточный интервал. Учащать подачу команд можно лишь после того, как у собаки установится на них стойкий условный рефлекс. У собак-флегматиков довольно просто воспитать выдержку в различных положениях. Они легко переносят действие сильных механических оаздражителей, поэтому при дрессировке можно использовать механический метод. Однако принуждением не следует злоупотреблять.

Для собак слабого типа (меланхоликов) характерны слабые процессы возбуждения и торможения. Поэтому в результате большого напряжения у них легко нарушается нервная деятельность. Некоторые собаки-меланхолики имеют относительную подвижность обоих нервных процессов. Условные рефлексы у них вырабатываются нестойко, однако четкое дифференцированное торможение возникает сравнительно легко.

Встречаются собаки, для которых при слабости обоих нервных процессов характерна малая подвижность. Условные рефлексы у них нестойки и вырабатываются медленно, дифференцированное торможение недостаточное.

У собак слабого типа часто наблюдается пассивно-оборонительная реакция, но ее нельзя считать основным признаком слабости нервной системы. Собаки этого типа малопригодны для дрессировки и использования.

Нервная система каждой собаки имеет свои индивидуальные особенности. Учет этих особенностей при подборе методики дрессировки - обязательное условие подбора оптимального способа дрессировки и получения лучшего результата. Одна из основных характеристик индивидуальных особенностей собак - тип высшей нервной деятельности (тип ВНД). Типы ВНД определяются силой нервной системы, ее подвижностью и уравновешенностью.

Чем нервная система сильнее, тем более спокойно собака реагирует на сильные раздражители, какого бы происхождения они ни были. Громкий хлопок, световая вспышка вызывают у собаки с сильной нервной системой ориентировочную реакцию, но никак не страх. Уверенно оценить это качество можно также по тому, как собака реагирует на болевые раздражители. Животное с сильной нервной системой легко переносит большие психологические и физические нагрузки, связанные с интенсивной дрессировкой. При выполнении защитной работы такая собака не пасует "под давлением" помощника, при работе по следу прорабатывает длинный и сложный след, при поиске наркотиков и взрывчатки - надежно и уверенно досматривает больший объем и площадь объектов. В какой бы службе ни планировали использовать собаку, сильная нервная система - это длительная и безотказная работа в сложных погодных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.

Подвижные собаки постоянно активно двигаются, активно реагируют на раздражители, успокаиваются только после того, как получат достаточную нагрузку. Но даже после этого такие собаки быстро восстанавливаются. Собаки с подвижной нервной системой легко усваивают навыки, связанные с активной работой, например, преодоление препятствий, движение рядом с частой сменой темпа, многие защитные навыки. Но у подвижных собак часто возникают проблемы с выработкой выдержки. Собаки с малоподвижной нервной системой, напротив, легко усваивают навыки, связанные с процессами торможения, и труднее - связанные с активной работой.

Но кроме особенностей выработки тех или иных навыков, необходимо еще учитывать, как выработанные навыки сохраняются.
У подвижных собак навыки вырабатываются быстро, но имеют свойство так же быстро угасать. Для поддержки работоспособности такой собаки на должном уровне ее придется регулярно и много тренировать.
Животное с малоподвижной нервной системой дрессируется гораздо дольше, иногда неопытный дрессировщик может сделать ошибочный вывод о низких способностях своего питомца к обучению. Но выработанные навыки у такой собаки сохраняются гораздо дольше, при этом тренировать ее приходится гораздо меньше.

Учитывая приведенные выше характеристики, можно условно определить следующие типы ВНД собак:

Сангвинический тип ВНД - сильный, уравновешенный, подвижный.

Холерический тип ВНД - сильный, неуравновешенный, возбудимый.

Флегматический тип ВНД - сильный, уравновешенный, инертный.

Меланхолический тип ВНД - слабый с вариантами степени возбудимости.

Сангвинический тип ВНД

У собак с такой нервной системой четко выражены основные реакции поведения, эти реакции легко и быстро сменяют друг друга в процессе работы. Сангвиники быстро дрессируются, при этом выработанные навыки довольно качественно сохраняются. Сильные раздражители не вызывают чрезмерного возбуждения.

Холерический тип ВНД

Собаки сильно возбуждаются и быстро переключаются на раздражители. Условные рефлексы, связанные с развитием злобы, выработкой хватки, задержанием помощника быстро вырабатываются и преобладают над другими рефлексами. Первоначальная выработка условных рефлексов проходит очень быстро, но их совершенствование затруднено, так как собака сильно отвлекается в ходе работы. Трудно также выработать навыки прекращения нежелательных действий, длительную выдержку. На сильные раздражители собака сильно возбуждается, но после этого остается способной воспринимать команды и сигналы дрессировщика, так же легко переключаясь на другой вид деятельности.

Флегматический тип ВНД

На раздражители собака возбуждается медленно, так же медленно после возбуждения переключаясь на другой вид деятельности. В ходе дрессировки выработать условные рефлексы у флегматика тяжело, дрессировка проходит медленно, но выработанные навыки надолго сохраняются. На сильные отвлекающие раздражители собака реагирует слабо.


Меланхолический тип ВНД

Сильно выражена ориентировочная реакция на новое место, запахи. Подвижные меланхолики беспричинно суетливы, малоподвижные - пассивны. Воздействие сильных раздражителей вызывает страх, срывы. Основные реакции поведения проявляются слабо. При дрессировке выработанные первоначальные условные рефлексы отличаются неустойчивостью, проявляются слабо, совершенствование рефлексов до стойких навыков затруднено.

Новость отредактировал: maugli - 11-10-2017, 11:22


Условные рефлексы вырабатываются у собак с различной быстротой и легкостью. Наряду с этим выработанные рефлексы у одних животных очень прочны, у других легко нарушаются. Все это во многом зависит от типа высшей нервной деятель­ности собак, который определяется соотношением силы, под­вижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Различают четыре основных типа высшей нервной деятель­ности.

1. Сильный неуравновешенный тип (холерик) характеризует­ся сильным возбудительным процессом и отстающим по силе тормозным. Собаки этого типа смелые, отличаются большой энер­гией и подвижностью. У них быстро образуются и прочно за­крепляются условные рефлексы, но с трудом вырабатываются дифференцировки и выдержки в различных положениях. Выдрес­сированные собаки проявляют хорошую работоспособность, у них
тренируется и значительно улучшается недостающее торможение.

2. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник) имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения. Они достаточно подвижны, что обеспечивает высокую приспособ­ляемость и устойчивость в трудных условиях. Быстро образуют­ся и прочно сохраняются условные рефлексы (сила), легко осуществляется переделка динамического стереотипа (подвижность), хорошо вырабатывается дифференцировка (уравнове­шенность).

3. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик) ха­рактерен сильными процессами возбуждения и торможения и пло­хой их подвижностью, всегда испытываемыми затруднениями при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот тип обладает малой подвижностью нервных процессов. У флегма­тиков образуются прочные условные рефлексы (сила) и прочные дифференцировки (уравновешенность).

4. Слабый тип (меланхолик) характеризуется слабостью обо­их нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо при­спосабливается к условиям окружающей среды, избегает сильных раздражений, так как они вызывают общее угнетение ввиду за­ предельного торможения. Условные рефлексы являются нестойки­ ми при их выработке, легко подвергаются внешнему торможению.

Собаки этого типа обладают высокой чувствительностью, но сла­бой выносливостью. Лучшие из них могут дрессироваться и исполь­зоваться на службе. Собаки с чрезмерной слабостью нервных процессов к дрессировке непригодны.

Типы высшей нервной деятельности чаще встречаются в смешанных, промежуточных формах. Определить тип можно лишь в процессе дрессировки, и то ориентировочно и с большим трудом, так как внешнее поведение собаки не всегда соответствует типу высшей нервной деятельности. Например, трусливая собака может быть и слабого и сильного типа высшей нервной деятельности. Поэтому в практике тип внешнего поведения собаки лучше опреде­лять в целом. Он определяется сравнительно быстро путем наб­людения за поведением собаки в различной обстановке и в разное время.

Для дрессировки целесообразно отбирать собак энергичных, активных, смелых, подвижных и достаточно возбудимых.

Зависимость поведения от типа высшей нервной деятельности.

У собак каждого типа высшей нервной деятельности есть черты и другого типа. Типы нервной системы как своеобразие индивидуальной нервной деятельности являются врожденными. С помощью дрессировки тип нервной системы можно несколько изменить. Сложные действия собаки, выработанные и закрепленные в процессе дрессировки, оборачиваются условными рефлексами, поэтому навыки какой-нибудь работы или службы остаются навсегда.

Специальная служба подбирается исходя из типа высшей нервной деятельности у собаки. Холерикам и сангвиникам – требующая больше движения, флегматикам – спокойнее. Приручая диких животных, человек сумел подавить их агрессивные рефлексы и выработать новые, нужные ему условные рефлексы. Значит, условные рефлексы домашних животных, а также и их высшую нервную деятельность формирует человек.

Установить тип высшей нервной деятельности собак можно только в процессе дрессировки, и то только примерно, так как поведение собаки не всегда соответствует типу высшей нервной деятельности. Например, у трусливой собаки может быть и слабый, и сильный тип высшей нервной деятельности. Поэтому, устанавливая тип, надо наблюдать за поведением собаки в разных условиях и в разное время. Для дрессировки надо отобрать энергичных, активных, смелых, подвижных собак.

Чтобы предупредить невроз у собаки, надо обязательно обратить внимание на ее тип высшей нервной деятельности и придерживаться методики дрессировки. Начинать дрессировку надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным, не пропуская промежуточных действий.


Различают два основных нервных процесса: возбуждение и торможение. Они являются по существу различными этапами единого процесса возникновения, развития и затухания рефлексов в организме. Под возбуждением понимается нервный процесс, лежащий в основе возникновения у собаки условных рефлексов и проявления безусловных под воздействием внешних и внутренних раздражителей.

Под торможением понимается процесс угасания условных и безусловных рефлексов, задержка их проявления под влиянием различных раздражителей как внешних, так и внутренних.

Быстрота и сила реакции нервной системы на раздражители у разных собак неодинакова. У одних условные рефлексы образуются быстро и ярко выражены. Такие собаки легко усваивают приемы обучения, быстро приобретают необходимые навыки. У других процесс возбуждения, образования ответных действий на внешние раздражители, проходит медленнее.

Лайка, увидевшая белку (раздражитель) и начавшая сразу же активно облаивать ее, не спуская с нее глаз, но и не упуская одновременно из виду охотника, обладает хорошей возбудимостью, которая необходима для успешной охоты. Если же собака начинает остервенело бросаться на дерево, безудержно заливаясь лаем, не обращая внимания на охотника и его команды, то такая лайка вследствие своей излишней возбудимости малодобычлива и нежелательна.

Хорошим примером процесса торможения служит прекращение гончей отдачи голоса при сколах, во время гона, т. е. при потере следа. Пока собака хорошо чует запах преследуемого зверя (раздражитель), она должна отдавать голос. Но как только гончая скололась, она прекращает отдавать голос. Отдача голоса затормозилась, как только исчез раздражитель—- запах зверя. Найдя след, собака вновь начинает отдавать голос.

Степень уравновешенности нервных процессов. Под уравновешенностью понимаются одинаковая сила, быстрота появления и исчезновения процессов возбуждения и торможения.

При нарушении этого равновесия собака будет неуравновешенной т. е. излишне возбудимой (следовательно, и со слабым проявлением торможения безусловных рефлексов). Пример неуравновешенной, сильно возбудимой собаки, приведен выше.

Подвижность нервных процессов. Под подвижностью нервных процессов понимается легкость, с которой возбуждение сменяется торможением, и, наоборот, если этот процесс проходит быстро, то мы имеем собаку подвижного характера, которая быстро реагирует на команды.

Процесс охоты закончен и возбуждение нервной системы, способствовавшее успеху охоты, должно быстро смениться спокойным состоянием. В противном случае, если собака после нескольких окриков даже бросит белку, но как только охотник прикоснется к зверьку, она опять начнет возбужденно прыгать на нее.

Малая подвижность процессов затрудняет обучение собаки, мешает быстрому и четкому исполнению собакой уже известных ей команд.

Все эти три свойства нервной системы тесно связаны друг с другом и в зависимости от степени своего развития и проявления и создают индивидуальные особенности поведения собак. Поэтому знание указанных свойств необходимо для успешного обучения и применения собак на охоте. На базе различных сочетаний этих свойств и основана введенная академиком И. П. Павловым классификация типов высшей нервной деятельности собак.


Тип высшей нервной деятельности, практически наличие его типологических особенностей, важный породный признак, обеспечивающий работоспособность и продуктивность применения собаки на охоте. Наиболее выгодным у большинства пород охотничьих собак будут черты сильного, уравновешенного и подвижного типа высшей нервной деятельности. Это — энергичная, подвижная и смелая собака, с хорошо развитой ориентировочной реакцией, быстро реагирующая на внешние раздражители (будь то запах или след зверя, или команда хозяина), легко дрессируемая.

В формировании типа поведения собаки огромное значение имеют воспитание, режим содержания и обучение собаки. Если активного, смелого щенка с нормальными реакциями долгое время держать на цепи в сарае, вдали от людей, никогда не выводить гулять, если с ним не заниматься, то из него вырастет пугливая, малопригодная к охоте собака. Наоборот, если трусливого щенка, который всех дичится, поместить в хорошие условия, внимательно за ним ухаживать, ласкать, систематически водить гулять, подбодряя его в новых незнакомых местах лаской и игрой, то из него можно воспитать дельную, смелую собаку, с нормальными реакциями.

Среди охотничьих собак, чаще всего среди борзых, гончих и лаек встречаются так называемые скотинники, т. е. собаки, нападающие на домашних животных — овец, коз, кур и т. д. У возбудимой и горячей молодой собаки, незнакомой с домашними животными, при виде их проявляется охотничий инстинкт, который возбуждает ее еще больше, если овцы или куры убегают. Этот порок — результат неправильного воспитания. Его можно избежать, если собака еще щенком часто сталкивалась с домашними животными и все попытки ее бросаться на них систематически пресекались.

Факторы, влияющие на поведение собаки и вызывающие ответные действия и изменения в поведении животного, принято называть раздражителями. Их характер, сила действия и значение для поведения, обучения и применения собаки для различных видов охоты неодинаковы. Чтобы правильно обучить и использовать собаку, охотник должен уметь разбираться в многообразии раздражителей и правильно использовать их.

Прежде всего надо отличать раздражители безусловные и условные. Заяц или свежий запах его горячего следа для гончей собаки — безусловный раздражитель, вызывающий преследование с голосом — гон. Примером условного раздражителя будет наманивание собаки охотником голосом или выстрелом на свежий след или перевиденного зверя. Ясно, что только собака, уже гонявшая зверя и знающая, что условные крики охотника и выстрел обозначают наличие в этом месте зверя, прибегает сюда для того, чтобы его найти и преследовать.

Для того чтобы условным раздражителем вызвать у собаки нужные действия, необходим безусловный раздражитель (в данном случае заяц), который в процессе дрессировки заменяется условным (выстрел, крики). На этом же основано приучение гончей собаки к рогу, во время кормления. Рог — условный раздражитель, безусловный раздражитель — пища.

Следует указать также, что раздражители могут быть внешние и внутренние, простые и сложные, или комплексные. Все воздействия на собаку из внешней среды будут внешними раздражителями. Примером действия внутреннего раздражителя служит появление материнского инстинкта у сук, связанного с началом активной деятельности молочных желез. Если у ощенившейся суки по каким-либо причинам молоко отсутствует, соски не набухают и не беспокоят ее, то материнский инстинкт у нее не проявляется. Она безразлично относится к щенкам, не ухаживает за ними, а в ряде случаев рычит на них и даже загрызает. Но стоит появиться молоку, как вслед за этим проявляется материнский инстинкт — сука начинает ухаживать за щенками и охранять их. У неоднократно выкармливавших щенков сук материнский инстинкт иногда проявляется даже без родов, при виде чужих щенков.

Простым называют такой раздражитель, который действует на нервную систему собаки через один из органов чувств. Например, свисток человека, которого собака не видит, действует на нее только через слух.


Весь процесс обучения собаки, т. е. развития и закрепления у нее уже имеющихся нужных навыков и свойств, а также создания новых, строится на применении двух технических способов: поощрения и принуждения. От умелого сочетания этих двух способов, в зависимости от типа поведения и реакции собаки, и зависит в каждом конкретном случае успех обучения.

В качестве поощрения применяются корм (лакомство), поглаживание собаки (ласка), одобрительные поощряющие команды, произносимые соответствующей интонацией, игра с собакой, прогулка и т. п.

Сила и характер применяемого принуждения и болевого воздействия должны зависеть от типа поведения и преобладающих реакций собаки, от ее темперамента и характера. К животному с сильным типом поведения приходится применять более сильные меры принуждения, чем к собаке с мягким характером. Неумелое применение мер принуждения и болевого воздействия может запугать собаку, задергать ее и сделать совершенно непригодной для работы. Нельзя, конечно, все обучение собаки строить только на принуждении и болевом воздействии.

Применяя болевое воздействие как наказание, необходимо руководствоваться следующим. Нельзя наказывать животное за действия, о которых оно уже забыло. Охотник должен быть твердо уверенным, что собака знает, за что ее наказывают. В противном случае наказание не только бесполезно, но и вредно. Если наказывать собаку за каждое маленькое отступление от установленного для нее режима, за каждое невыполнение желания охотника, то вместо активного и деятельного помощника на охоте собака будет задерганным, забитым, неработоспособным животным,

Способности к четкому разграничению всех многообразных внешних раздражителей у собаки зависят от степени развития ее чувств (обоняния, слуха, зрения), типа высшей нервной деятельности, правильности обучения, четкости требований и команд охотника и, наконец, тренированности и опытности животного. Сильное развитие этой способности у собак, часто удивляющее несведущих людей, связано с опытностью, приобретаемой собакой в результате систематической тренировки.


Для обучения и использования собаки, как уже указывалось, огромное значение имеет степень развития у нее обоняния, слуха и зрения. У различных пород охотничьих собак в силу характера их работы значение того или другого чувства для успешного применения неодинаково. Приводимая таблица показывает, на непосредственном использовании каких чувств (обозначенных значком + ) основано в первую очередь применение на охоте разных групп охотничьих собак.

Обоняние, обостряемое у охотничьих собак охотничьим инстинктом, развито очень сильно. Не говоря уже о том, что собака различает запахи, совершенно неощутимые человеком, следует указать, что многие выдающиеся представители специализированных охотничьих пород, в отношении которых веками велся направленный отбор и подбор, по силе, т. е. остроте, дальности и верности чутья, не только не уступают диким животным, но иногда и превосходят их.

Слух собаки также очень развит. Она улавливает звуки на таком расстоянии и такой высокой частоты, какие абсолютно недоступны человеку. При этом она различает, как установлено опытом, музыкальный тон в 498 колебаний в секунду от тона в 500 колебаний в секунду.

Из всех чувств у собаки слабее всего развито зрение. Однако она хорошо различает формы предметов. Мало реагируя на неподвижные объекты, собака очень хорошо видит и различает движущиеся предметы, замечая их и следя за ними на расстоянии до нескольких сот метров. Острота зрения у собаки в отношении движения такова, что на расстоянии десятка метров она замечает малейшее движение руки и глаз хозяина. Такое острое восприятие движущегося предмета позволяет лайке видеть и преследовать быстро идущую верхом, в густой кроне деревьев, белку или куницу. Острое зрение очень важно и для работы борзой.

Следует отметить, что собака не различает цветов, а только степень интенсивности окраски предметов.

Для успешной и продуктивной охоты собака должна всегда находиться в контакте и подчинении охотника, а последний должен уметь правильно управлять ею посредством сигналов-раздражителей, на которые в процессе обучения воспитаны у собаки определенные условные рефлексы. Такими сигналами-раздражителями являются: словесная команда, жесты, условные звуки (рог, свисток и т. п.).

Чтобы собака легко воспринимала словесные команды и четко их выполняла, они должны быть краткими, ясными и единообразными. При обучении какому-либо приему собака запоминает в качестве условного раздражителя определенное сочетание звуков. Поэтому, чем короче и четче употребляемое для команды слово, тем легче запоминает его животное, не путая с другими командами.

Как уже указывалось, большое значение имеет интонация отдаваемой команды. Обладая острым слухом, собака различает самые тонкие оттенки и изменения интонации голоса. Команду нужно отдавать четко, ясно, звучно, с необходимой интонацией в зависимости от смысла и назначения ее.

Жест как условный раздражитель в качестве команды обычно заменяет словесный приказ на расстоянии. Собака приучается к исполнению какого-либо приема по жесту после того, как у нее создан условный рефлекс на звуковую команду. Одновременно с отдачей уже известной собаке звуковой команды делают необходимый жест, который через определенное время становится таким же условным раздражителем, как и словесная команда. Иногда жест как условный раздражитель применяют сразу при обучении, без предварительного обучения звуковой команде. Так же, как и при звуковой команде, при управлении собакой жестами большую роль играют четкость и характер жеста. Один и тот же жест, как и голос, может быть спокойным, резким, повелительным и т. д., и собака воспринимает его по-разному. Обучающий собаку должен это всегда учитывать.

Из условных сигналов наиболее употребительны рог и свисток. Имея развитый слух, собаки хорошо различают тона разных рогов и ствистков, и их легко приучить реагировать только на рог или только на свисток хозяина. Собаки хорошо различают не только ряд коротких звуков, но и определенные простые мелодии. Это также может служить условными сигналами для выполнения разных команд. Иногда свисток используется как сигнал, привлекающий внимание собаки. Так, при отработке правильного поиска у легавой собаки, когда она удалилась в неправильном направлении, охотник дает свисток. Собака, реагируя на него, поворачивается к нему и тогда надо жестом направить ее в нужную сторону.

Не следует использовать в качестве сигнала внимания или подзыва выстрел. Это будет сильно мешать на охоте. Собака будет прибегать не только на ваш выстрел, но и на выстрелы других охотников и может потеряться. Охотничья собака к выстрелу должна относиться безразлично. В большинстве случаев молодую собаку приучают к выстрелу в процессе натаски или нагонки, когда она увлечена зверем или птицей и ее полностью захватила охотничья страсть. Очень важно не напугать ее близким неожиданным для нее выстрелом. Лучше, если первые выстрелы будет делать кто-либо другой, в некотором отдалении, а хозяин будет стоять рядом с собакой. Если собака проявит беспокойство, ее надо погладить, успокоить и дать лакомство.

В процессе обучения животного очень важно не допускать у него создания ненужных, вредных для работы условных рефлексов, так называемых нежелательных связей. В большинстве случаев это происходит по вине охотника, обучающего собаку. Так, у собаки не должно быть связано никаких неприятных представлений с поводком, иначе будет очень трудно подозвать ее, держа в руках поводок. Однако многие охотники употребляют поводок в качестве плетки. Это грубая ошибка.

Совершенно очевидно, что собака, которую били поводком, будет подходить к охотнику неохотно, с опаской, если он его держит в руках. По этой же причине никогда не следует бить собаку рукой.

Во время натаски лайки, когда молодая горячая собака, найдя поедь белки и ее следы, ведущие на дерево, дает одно-два проверочных взлаивания и начинает осматривать деревья, никогда не следует торопиться выстукивать деревья. Если охотник покажет раньше времени свою заинтересованность действиями собаки в тот момент, когда она сама еще не обнаружила белки, то выстукивание деревьев возбудит ее и она начнет облаивать деревья не потому, что там есть белка, а только лишь потому, что их выстукивает хозяин. Избавиться от такой нежелательной связи потом будет очень трудно.

Для успешной охоты весьма важен контакт с собакой. Она должна понимать действия и требования охотника, сообразовывать с ними свое поведение, относиться к нему с доверием, не бояться его. Этого можно добиться, только зная индивидуальные особенности характера и поведения собаки, умея разобраться в причинах ее действий в данной конкретной обстановке. Для этого необходимы ровное, спокойное обращение с животными, знание того, что можно потребовать от него, настойчивость и методичность при обучении.

Из всего сказанного выше ясно, что сам охотник, воспитывающий и обучающий собаку, является основным фактором, воздействующим на формирование ее поведения, на ее обучение и, в конечном итоге, на качество ее работы на охоте. В большинстве случаев дефекты в работе собаки являются результатом ошибок, допущенных охотником при ее обучении.

Приобретая породного щенка, уже имеющего определенные наследственные задатки, охотник воспитанием, выращиванием и обучением добивается развития, закрепления и усовершенствования нужных ему свойств и признаков.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.