Посредством чего цнс получает информацию о силе раздражителя посредством


Нервная система

Раздражимость или чувствительность – характерная черта всех живых организмов, означающая их способность реагировать на сигналы или раздражители.

Сигнал воспринимается рецептором и передается с помощью нервов и (или) гормонов к эффектору, который осуществляет специфическую реакцию или ответ.

Животные имеют две взаимосвязанные системы координации функций – нервную и гуморальную (см. таблицу).

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Электрическое и химическое проведение (нервные импульсы и нейромедиаторы в синапсах)

Химическое проведение (гормоны) по КС

Быстрое проведение и ответ

Более медленное проведение и отстроченный ответ (исключение - адреналин)

В основном кратковременные изменения

В основном долговременные изменения

Специфический путь распространения сигнала

Неспецифический путь сигнала (с кровью по всему телу)к специфической мишени

Ответ часто узко локализован (например, один мускул)

Ответ может быть крайне генерализованным (например, рост)

Нервная система состоит из высокоспециализированных клеток со следующими функциями:

- восприятие сигналов – рецепторы;

- преобразование сигналов в электрические импульсы (трансдукция);

- проведение импульсов к другим специализированным клеткам – эффекторам, которые получив сигнал, дают ответ;

Связь между рецепторами и эффекторами осуществляют нейроны .

Нейрон – это структурно – функциональная единица НС.


Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Нервная клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (аксоны и дендриты).

В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться друг с другом, образуя биологические нейронные сети.

Нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

Тело нейрона: ядро (с большим количеством ядерных пор) и органеллы (ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, микротрубочки), а также из отростков (дендриты и аксоны).

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток НС; составляет 40% общего объема ЦНС.

  • Аксон – длинный отросток нейрона; проводит импульс от тела клетки; покрыт миелиновой оболочкой (образует белое вещество мозга)
  • Дендриты - короткие и сильно разветвлённые отростки нейрона; проводит импульс к телу клетки; не имеют оболочки


Важно! Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.

Важно! Один нейрон может иметь связи со многими (до 20 тысяч) другими нейронами.

  • чувствительные – передают возбуждение от органов чувств в спинной и головной мозг
  • двигательные – передают возбуждение от головного и спинного мозга к мышцам и внутренним органам
  • вставочные – осуществляют связь между чувствительными и двигательным нейронами, в спинном и головном мозге

Нервные отростки образуют нервные волокна.

Пучки нервных волокон образуют нервы.

Нервы – чувствительные (образованы дендритами), двигательные (образованы аксонами), смешанные (большинство нервов).

Синапс – это специализированный функциональный контакт между двумя возбудимыми клетками, служащий для передачи возбуждения


У нейронов синапс находится между аксоном одной клетки и дендритом другой; при этом физического контакта не происходит – они разделены пространством - синаптической щель.

Нервная система:

  • периферическая (нервы и нервные узлы) – соматическая и автономная
  • центральная (головной и спинной мозг)

В зависимости от характера иннервации НС:

  • Соматическая – управляет деятельностью скелетной мускулатуры, подчиняется воле человека
  • Вегетативная (автономная) – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека

Соматическая нервная система часть нервной системы человека, представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы.

Она представляет часть периферической нервной системы, которая занимается доставкой моторной (двигательной) и сенсорной (чувственной) информации до центральной нервной системы и обратно. Эта система состоит из нервов, прикрепленных к коже, органам чувств и всем мышцам скелета.

  • спинномозговые нервы – 31 пара; связаны со спинным мозгом; содержат как двигательные, так и сенсорные нейроны, поэтому смешанные;
  • черепномозговые нервы – 12 пар; отходят от головного мозга, иннервируют рецепторы головы (за исключением блуждающего нерва – иннервирует сердце, дыхание, пищеварительный тракт); бывают сенсорными, моторными (двигательными) и смешанными

Рефлекс – это быстрый автоматический ответ на раздражитель, осуществляемый без осознанного контроля головного мозга.

Рефлекторная дуга – путь, проходимый нервными импульсами от рецептора до рабочего органа.

  • в ЦНС – по чувствительному пути;
  • от ЦНС – к рабочему органу – по двигательному пути

- рецептор (окончание дендрита чувствительного нейрона) – воспринимает раздражение

- чувствительное (центростремительное) нервное волокно – передает возбуждение от рецептора к ЦНС

- нервный центр – группа вставочных нейронов, расположены на разных уровнях ЦНС; передает нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные

- двигательное (центробежное) нервное волокно – передает возбуждение от ЦНС к исполнительному органу


Простая рефлекторная дуга: два нейрона – чувствительный и двигательный (пример – коленный рефлекс)

Сложная рефлекторная дуга: три нейрона – чувствительный, вставочный, двигательный (благодаря вставочным нейронам происходит обратная связь между рабочим органом и ЦНС, что позволяет вносить изменения в работу исполнительных органов)

Вегетативная (автономная) нервная система – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека.

Делится на симпатическую и парасимпатическую.


Обе состоят из вегетативных ядер (скопления нейронов, лежащих в спинном и головном мозге), вегетативных узлов (скопления нейронов, нейронов, за пределами НС), нервных окончаний (в стенках рабочих органов)

Путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов (в соматической - один).

Место выхода из ЦНС

От спинного мозга – в шейный, поясничный, грудной отделы

От ствола головного мозга и ствола крестцового отдела спинного мозга

Местоположение нервного узла (ганглия)

По обе стороны спинного мозга, за исключением нервных сплетений (непосредственно в этих сплетениях)

В иннервируемых органах или вблизи них

Медиаторы рефлекторной дуги

В предузловом волокне –

в послеузловом - норадреналин

В обоих волокнах - ацетилхолин

Названия основных узлов или нервов

Солнечное, легочное, сердечное сплетения, брыжеечный узел

Общие эффекты симпатической и парасимпатической НС на органы:

  • Симпатическая НС – расширяет зрачки, угнетает слюноотделение, повышает частоту сокращений, расширяет сосуды сердца, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию легких, угнетает перистальтику кишечника, угнетает секрецию пищеварительных соков усиливает потоотделение, удаляет с мочой лишний сахар; общий эффект – возбуждающий, повышает интенсивность обмена, снижает порог чувствительности; активизирует во время опасности, стресса, контролирует реакции на стресс
  • Парасимпатическая НС – сужает зрачки, стимулирует слезотечение, уменьшает частоту сердечных сокращений, поддерживает тонус артериол кишечника, скелетных мышц, снижает кровяное давление, уменьшает вентиляцию легких, усиливает перистальтику кишечника, расширяет артериолы в коже лица, увеличивает выделение с мочой хлоридов; общий эффект – тормозящий, снижает или не влияет на интенсивность обмена, восстанавливает порог чувствительности; доминирует в состоянии покоя, контролирует функции в повседневных условиях

Центральная нервная система (ЦНС) – обеспечивает взаимосвязь всех частей НС и их координированную работу

У позвоночных ЦНС развивается из эктодермы (наружного зародышевого листка)

ЦНС – 3 оболочки:

- твердая мозговая (dura mater) - снаружи;

- мягкая мозговая оболочка (pia mater) – прилегает непосредственно к мозгу.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа; содержит

- белое вещество - проводящие пути между головным мозгом и спинным, между отделами головного мозга

- серое вещество - в виде ядер внутри белого вещества; кора покрывающая большие полушария и мозжечок

Масса головного мозга – 1400-1600 грамм.


5 отделов:

  • продолговатый мозг– продолжение спинного мозга; центры пищеварения, дыхания, сердечной деятельности, рвота, кашель, чихание, глотание, слюноотделение, проводящая функция
  • задний мозг – состоит из варолиевого моста и мозжечка; варолиев мост связывает мозжечок и продолговатый мозг с большими полушариями; мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений, поддержание позы)
  • промежуточный мозг– регуляция сложных двигательных рефлексов; координация работы внутренних органов; осуществление гуморальной регуляции;
  • средний мозг – поддержание тонуса мыщц, ориентировочные, сторожевые, оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители;
  • передний мозг (большие полушария) – осуществление психической деятельности (память, речь, мышление).

Промежуточный мозг включает таламус, гипоталамус, эпиталамус

Таламус – подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обонятельного), регулирует внешнее проявление эмоций (мимика, жесты, изменение пульса, дыхания)

Гипоталамус – центры вегетативной НС, обеспечивают постоянство внутренней среды, регулируют обмен веществ, температуру тела, чувство жажды, голода, насыщения, сна, бодрствования; гипоталамус контролирует работу гипофиза

Эпиталамус – участие в работе обонятельного анализатора

Передний мозг имеет два больших полушария: левое и правое

  • Серое вещество (кора) находится сверху полушарий, белое – внутри
  • Белое вещество – это проводящие пути полушарий; среди него – ядра серого вещества (подкорковые структуры)

Кора больших полушарий – слой серого вещества, 2-4 мм в толщину; имеет многочисленные складки, извилины

Каждое полушарие разделено бороздами на доли:

- лобная – вкусовая, обонятельная, двигательная, кожно- мускульная зоны;

- теменная – двигательная, кожно- мускульная зоны;

- височная – слуховая зона;

- затылочная – зрительная зона.

Важно! Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела.

  • Левое полушарие – аналитическое; отвечает за абстрактное мышление, письменную и устную речь;
  • Правое полушарие – синтетическое; отвечает за образное мышление.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале; имеет вид белого шнура, длина 1м; на передней и задней сторонах есть глубокие продольные борозды

В самом центре спинного мозга – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Канал окружен серым веществом (имеет вид бабочки), который окружен белым веществом.

  • В белом веществе – восходящие (аксоны нейронов спинного мозга) и нисходящие пути (аксоны нейронов головного мозга)
  • Серое вещество напоминает контур бабочки, имеет три вида рогов.

- передние рога – в них расположены двигательные нейроны (мотонейроны) – их аксоны иннервируют скелетные мышцы

- задние рога – содержат вставочные нейроны – связывают чувствительные и двигательные нейроны

- боковые рога – содержат вегетативные нейроны – их аксоны идут на периферию к вегетативным узлам

Спинной мозг – 31 сегмент; от каждого сегмента отходит 1 пара смешанных спинномозговых нервов, имеющих по паре корешков:

- передний (аксоны двигательных нейронов);

- задний (аксоны чувствительных нейронов.

Функции спинного мозга:

- рефлекторная – осуществление простых рефлексов (сосудодвигательных, дыхательных, дефекации, мочеиспускания, половых);

- проводниковая – проводит нервные импульсы от и к головному мозгу.


Повреждение спинного мозга приводит к нарушению проводниковых функций, вследствие чего – паралич.

Г

HI ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Что такое работоспособность и какие фазы работоспособности выделяют?

2. С чем связано развитие утомления и переутомления в организме?

3. Какие мероприятия необходимо проводить у школьников, чтобы снизить уч ление?

4. Гигиенические требования к организации учебного процесса в школе.

Выберите один правильный ответ

12. Физиологические изгибы позвоночника:

а) кифозы и сколиозы;

б) кифозы и лордозы;

в) лордозы и сколиозы.

13. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника:

а) грудной возраст;

б) раннее детство;

в) первое детство;

г) второе детство.

14. Отдел нервной системы, отвечающий за стрессовые реакции и адаптацию к из­
меняющимся условиям среды:

а) парасимпатическая нервная система;

б) симпатическая нервная система;

в) диффузная нервная система;

г) периферическая нервная система.

15. Рецепторы:

а) передают нервный импульс в ЦНС;

б) воспринимают энергию раздражителя и передают ее в ЦНС;

в) воспринимают действие внешних раздражителей;

г) трансформируют энергию раздражителя в нервный импульс и передают его в ЦНС.

16. Рефлекс — ответная реакция организма на воздействие раздражителя из внеш­
ней или внутренней среды с обязательным участием:

в) нервной системы;

г) больших полушарий головного мозга.

17. ЦНС получает информацию о качестве раздражителя посредством:

а) передачи в ЦНС импульсов возбуждения разной частоты;

б) передачи в ЦНС собственной энергии раздражителя;

в) передачи в ЦНС энергии возбуждения, трансформированной из энергии раздражи­
теля в специфических рецепторах;

г) передачи в ЦНС разного количества специфической энергии нервов.

18. ЦНС получает информацию о силе раздражителя посредством:

а) передачи в ЦНС импульсов возбуждения разной частоты;

б) передачи в ЦНС собственной энергии раздражителя;

в) передачи в ЦНС импульсов возбуждения разной амплитуды;

г) передачи в ЦНС разного количества специфической энергии нервов.

19. Назовите принцип рефлекторной деятельности, лежащий в основе следующего
факта: при введении новокаина в десну уменьшаются болевые ощущения, свя­
занные с удалением зуба:

а) принцип причиной обусловленности; \ •

б) принцип структурной и функциональной целостности рефлекторного кольца;

в) принцип анализа и синтеза.

20. Положительные условные рефлексы вызывают в коре головного мозга:
а)возбуждение;

21. Отрицательные условные рефлексы вызывают в.коре головного мозга:

22. Дети раннего возраста быстро засыпают, находясь длительно в транспорте
с работающим двигателем, по причине развития:

а) индукционного торможения;

б) условного тормоза;

в) запредельного торможения;

г) угасательного торможения.

23. Отрицательные условные рефлексы— это:

а) условные рефлексы, связанные с развитием торможения в коре головного мозга;

б) рефлексы, лежащие в основе формирования вредных привычек;

в) условные рефлексы, связанные с развитием возбуждения в коре головного мозга.

24. Положительные условные рефлексы— это:

а) условные рефлексы, связанные с развитием торможения в коре головного мозга;

б) рефлексы, лежащие в основе формирования вредных привычек;

в) условные рефлексы, связанные с развитием возбуждения в коре головного мозга.

25. Совокупность безусловных рефлексов, лежащих в основе сложных врожденных
форм поведения, представляет собой:

а) динамический стереотип;

в) функциональную асимметрию;

26. Потеря аппетита, сонливость днем в конце учебного года может быть связана:

а) со второй фазой утомления;

в) первой фазой утомления;


27. Дети 10-11 лет быстро научаются различать листья деревьев по форме и распо­
ложению, а также близкие по звучанию, но разные по смыслу иностранные сло­
ва. Это связано со способностью к выработке:

а) угасательного торможения;

б) дифференцированного торможения;
aj запаздывающего торможения;

г) запредельного торможения.

28. Совокупность условных рефлексов, обеспечивающих приспособление организ­
ма в изменяющихся условиях внешней среды, составляет:

а) трудовую деятельность;

б) игровую деятельность;

в) высшую нервную деятельность;

г) низшую нервную деятельность.

29. Короткий сигнал будильника умеренной громкости не разбудил ученика. Про­
должительный сигнал такой же громкости вызвал его пробуждение. Это связано:

а) с концентрацией возбуждения;

б) иррадиацией возбуждения;

в) суммацией возбуждения.

30. Учащиеся встали с мест и перестали слушать учителя, когда во двор школы въе­
хала пожарная машина с включенной сигнализацией, по причине:

а) развития индукционного торможения на основе ориентировочного рефлекса;

б) проявления безусловного рефлекса;

в) выработки условного рефлекса;

г) развития охранительного запредельного торможения.

31. Центры условных рефлексов располагаются:

а) в стволе мозга;

б) низших отделах ЦНС;

в) коре больших полушарий;

г) спинном мозге.

32. Ориентировочный рефлекс:

а) приобретенный, может угасать;

б) врожденный, может угасать;

в) безусловный, не угасает;

г) условный, не угасает.

33. Ощущения формируются:

б) вспомогательных образованиях;

в) проводящих путях;

г) определенных участках коры больших полушарий.

34. Нарушение функции хрусталика приводит к развитию:

г) дальнозоркости и близорукости.

35. Бесконтрольный прием антибактериальных препаратов на ранних этапах онто­
генеза может привести:

а) к накоплению серы в слуховом проходе;

б) воспалению среднего уха;

в) тугоухости или глухоте;

г) повреждению барабанной перепонки.

36. Образование в глазном яблоке, фокусирующее изображение на сетчатку:

г) стекловидное тело.

37. Заболевание органа зрения, связанное с воспалением наружной оболочки глаза:

38. Структура органа слуха, обеспечивающая выравнивание давления на барабан­
ную перепонку:

а) слуховые косточки; ' Г,'.,

б) барабанная перепонка; ""^ .;■'

в) евстахиева труба; ,.;.

56. Частота сердечных сокращений в покое у детей раннего детства составляет:

а)50-60 ударов в мин;

б)60-70 ударов в мин; *" -•.

в) 90-110ударов в мин. •■■''

57. Частота дыхания у детей после рождения с возрастом:

в) остается без изменений.

58. Дыхание ребенка в период внутриутробного развития осуществляется:

59. Первые молочные (временные) зубы прорезаются у детей после рождения по
среднестатистическим данным:

60. Количество приемов пищи в течение дня у школьников должно составлять
не менее:

а) 4раз;

б) 2раз;

в) 3раз.

61. Основной обмен у детей по сравнению с взрослыми находится:

а) на одинаковом уровне;

б) более низком уровне;

в) более высоком уровне. ■ ■ ■

62. Общий суточный расход энергии у Мальчиков по сравнению с девочками:

64. Потребность в белках у растущего организма по сравнению с взрослыми:

65. Юношеская гипертония— это:

а) временное возрастное увеличение артериального давления;

б) временное возрастное уменьшение артериального давления;

в) признак ишемической болезни сердца.

66. При увеличении концентрации углекислого газа в закрытом помещении часто­
та дыхания у детей:

а) уменьшается; б)увеличивается; в) не изменяется.

67. Половое развитие тормозится гормонами:

а) поджелудочной железы;

б) щитовидной железы;

в) тимуса (вилочковой железы).

68. К железам внешней секреции относятся:

а) потовые железы и печень;

б) щитовидная железа и гипофиз;

в) гипофиз и потовые железы;

г) потовые железы и островки Лангерганса поджелудочной железы.

69. К железам внутренней секреции относятся:

а) потовые железы и печень;

б) щитовидная железа и гипофиз;

в) гипофиз и потовые железы;

г) потовые железы и островки Лангерганса поджелудочной железы.

70. Миелинизация нервных волокон в процессе развития осуществляется под вли­
янием гормонов:

а) поджелудочной железы;

в) паращитовидных желез;

г) щитовидной железы.

71. Эндокринные железы, развивающиеся в онтогенезе позже всех:

б) гонады (половые);

г) тимус (вилочковая железа).

72. Кретинизм развивается у детей при гипофункции:

а) поджелудочной железы;

в) щитовидной железы;

73. Школьная зрелость— это:

а) определенный уровень морфофункционального развития ребенка, позволяющий
ему справиться с требованиями систематического обучения;

б) комплекс морфофункциональных показателей развития индивидуума в данное
время;

в) определенное умение и навыки ребенка по чтению, письму и счету;

г) определенный уровень физического развития.

74. Для определения ориентировочной оценки школьной зрелости используют:

а) диагностику самооценки детей;

б) изучение моторной асимметрии;

в) тест Керна - Ирасека; \;

г) оценку скорости чтения. ■■':_

75. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе проводится:

а) в два этапа (за год до поступления и в апреле-мае);

б) один раз в год в апреле-мае;

в) один раз в год в августе;

г) четыре раза в год.

76. При зачислении ребенка в первый класс необходимо учитывать возраст:

77. Биоритмы— это:

а) ритмические движения тела в танце;

б) ритмические изменения освещенности и температуры окружающей среды;

в) ритмические колебания физиологических процессов организма.

78. Работоспособность— это:

а) способность человека развивать максимум энергии с экономным использованием ее
для качественного выполнения физической или умственной работы;

б) способность к быстрому выполнению физической или умственной работы;

в) способность к качественному выполнению физической или умственной работы.

79. Хронотип— это:

а) индивидуальная организация суточных биоритмов, характеризующаяся увеличени­
ем и снижением работоспособности в определенное время суток;

б) ритмические изменения деятельности систем организма, осуществляемые на про­
тяжении многих лет;

в) способность организма ориентироваться во времени, не прибегая к часам.

80. Наступление переутомления:

а) допустимо, так как его последствия обратимы;

б) недопустимо, так как оно приводит к рассогласованию деятельности ЦНС;

в) допустимо, так как оно способствует уравновешиванию нервных процессов.

81. Утомление— это:

а) патологический процесс, возникающий после длительной, напряженной работы;

б) закономерность индивидуального развития;

в) нормальный физиологический процесс, возникающий после длительной, напряжен­
ной работы.

83. Продолжительность уроков для учащихся 1 -2 классов должна составлять:

а) 45мин; 6)40 мин;

в) 35мин;

г) 20мин.

84. Общая продолжительность письма для учащихся 1-2 классов должна состав
лять:

а) 3мин;

б) 7мин;

в) 10мин;

г) 15мин.

85. Продолжительность непрерывного чтения для учащихся 1 класса должна со
ставлять:

а)20-25 мин;

б) 15мин;

в)7-10 мин;

г) 5мин.

86. Предельно допустимая продолжительность работы со звукозаписями на уро
ках русского языка для учащихся начальной школы составляет:

87. Работа на компьютере на уроке для школьников 5-9 классов не должна превы
шать:

а) 25мин;

б) 15мин;

в) 10мин;

г) 5мин.

88. Работа на компьютере на уроке для старшеклассников не должна превышать:

а) 25мин;

б) 15мин; .

в) 10мин;

г) 5мин.

89. Для кабинета информатики лучшей ориентацией по сторонам горизонта яв
ляется:

а) северная сторона;

б) южная сторона;

в) восточная сторона;

г) западная сторона.

90. Наибольшая работоспособность у учащихся младших классов приходится:

91. Наибольшая работоспособность у учащихся средних и старших классов при­
ходится:

а - ) на 1-2 уроки;

92. Интервал между экзаменами в школе по отдельным предметам должен быть
не менее:„'«•

а) 1-2 дней; ,>'.:

г) конкретно-образное мышление; '" .

д) нестереотипное мышление (творческое);

138. Показатель жизненной емкости легких детей зависит:

а) от пола ребенка; v

б) возраста ребенка; "^

в) тренированности ребенка; 1 .'■

г) температуры окружающей среды.

139. Ночному недержанию мочи у детей способствуют:

а) теплая постель;

б) принятие перед сном большого количества жидкости;

в) перевозбуждение перед сном;

г) холодная постель.

140. Эндокринные железы, развивающиеся в онтогенезе раньше других:

б) гонады (половые);

в) тимус (вилочковая железа);

141. Интенсивный рост семенников (яичек) наблюдается:

а) от рождения до 1 года; 6)8-11 лет;

142. Первоклассник должен быть зрелым по показателям:

а) умственного развития;

б) эмоционального развития;

в) социального развития;

г) экономического развития.

143. Для углубленного изучения психофизиологических предпосылок к учебной
деятельности используют:

а) диагностику самооценки детей;

б) изучение моторной асимметрии;

в) тест Керна - Ирасека.

г) оценку скорости чтения.

145. Выделяют хронотипы человека:

146. Десинхроноз может развиться вследствие:

а) работы в ночную -мену;

б) кратковременных, но сильных эмоциональных или физических нагрузок;

в) быстрого перемещения человека на большие расстояния;

г) развития стрессовой реакции на необычный по силе и качеству стимул;

д) несоответствия режима дня особенностям хронотипа.

147. Профилактикой десинхроноза является:

а) употребление перед сном успокаивающих препаратов;

б) отказ от просмотра телепередач и употребления возбуждающих веществ перед сном;

в) соответствие режима дня особенностям хронотипа;

г) заблаговременная постепенная смена режима дня при перемещении на большие
расстояния;

д) общение с природой.

148. К фазам работоспособности относятся:

а) фаза утомления;

б) фаза врабатывания;

в) фаза переутомления;

г) фаза оптимальной работоспособности.

149. Дни недели с высокими показателями умственной и физической работоспо­
собности при однофазной недельной динамике работоспособности:

150. К гигиеническим требованиям естественной освещенности классных поме­
щений относятся:

а) коэффициент естественной освещенности в средней полосе России составляет
1,75-2%;

б) окна в классе не должны быть оборудованы жалюзи или тканевыми шторами;

в) цветы необходимо размещать на окнах;

г) основной поток света должен направляться только с левой стороны от учащихся.

151. К признакам правильной посадки за столом (партой) относятся:

а) пояснично-крестцовая часть спины опирается о спинку стула (скамьи);

б) ученик сидит на краю стула (скамьи);

в) между туловищем и краем стола (парты) должно оставаться свободное пространство
3-4 см;

г) ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под острым углом.

152. К гигиеническим требованиям, предъявляемым к ранцам, относят:

а) вес для учащихся 1-4 классов не должен превышать 1,5 кг без учебников;

б) могут иметь одну лямку;

в) должны иметь две лямки;

г) изготовлены из легкого, прочного, водоотталкивающего, морозоустойчивого, яркого
материала.

153. Установите соответствие между названием-типа конституции и его характе­
ристикой: .>■'■'

а) астеноидный; б) торакальный; в) мышечный; г) дигестивный.

а) спина прямая, грудная клетка цилиндрическая, живот пря­
мой с хорошо выраженной мускулатурой, эпигастральный
угол прямой, скелет крупный, массивный, с хорошо выра­
женными эпифизами, тонус мышц высокий;

б) спина часто сутулая, грудная клетка уплощена, сужена сни­
зу, живот прямой или впалый, эпигастральный угол острый,
костяк тонкий, слабое?развитие мышц, тонус их вялый, под-
кожно-жировойчзлой незначительный;

в) спина плоская, грудна'я клетка коническая, расширенная
снизу, живот выпуклы'й„эпигастральный угол тупой, обиль­
ное жироотложение на всех участках тела, крупный костяк,
мышечный тонус хороший;

г) спина чаще прямая, грудная клетка цилиндрическая, жи­
вот прямой, эпигастральный угол прямой, скелет относи­
тельно узко сложенный, умеренное развитие подкожно-
жирового слоя и мышц.

154. Установите соответствие между названием вида осанки и его характеристи-
, кой:

а) выпрямленная; б)сутулая; в) нормальная; г) сколиотическая; д)лордическая.

а) кифоз грудного отдела увеличен, грудная клетка уплоще­
на, плечевой пояс сдвинут кпереди;

б) физиологические изгибы слабо выражены, голова накло­
нена кпереди, спина плоская;

в) различная длина конечностей, на разном уровне распола­
гаются надплечья, углы лопаток и ягодичные складки, от­
мечается боковое отклонение позвоночника или его сег­
ментов;

г) прямое положение головы и позвоночника, симметричное
положение надплечий, углов обеих лопаток, ягодичных
складок; правильные физиологические изгибы позвоноч­
ника в сагиттальной плоскости.

155. Установите соответствие между видом рецепторов и анализатором:

а) палочки, колбочки; а) вестибулярный;

б) волосковые клетки кортиева органа; б) соматосенсорный;

в) манулярные клетки, вестибулярные клетки; в) зрительный;

г) рецепторы кожи, проприорецепторы; г) слуховой;

д) вкусовые сосочки; д) обонятельный;

е) обонятельные рецепторы. е) вкусовой.

а) обонятельный; б) слуховой; в) зрительный; г) соматосенсорный; д) вестибулярный.

а) размеры, контрастность, цвет, яркость, движение;

в) сила тяжести, ускорение;

г) давление, растяжение, вибрация;

д) химические вещества.

157. Установите соответствие между анализатором и участком коры, где распола­
гается его центральная часть:

а) двигательный; а) древняя кора (поясная извилина, гиппокамп);

б) слуховой; б) задняя центральная извилина;

в) тактильный; в) передняя центральная извилина;

г) зрительный; г) затылочная доля (шпорная борозда);

д) вкусовой. д) височная доля.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.