Повышенная нервная чувствительность у ребенка

Гиперчувствительностью (гиперестезией) называют высокую чувствительность кожи или зубов и чрезмерную психическую возбудимость. Данное состояние не является самостоятельной патологией. Обычно гиперчувствительность возникает вследствие других заболеваний разного характера.

Причины

Психическая гиперчувствительность у ребёнка может развиться в результате патологий различного характера, среди которых:

  • невроз, который представляет собой нарушение психологического характера, возникающее вследствие неразрешённых внутренних и межличностных конфликтных ситуаций;
  • депрессия – состояние крайней эмоциональной подавленности;
  • астения, то есть, повышенная утомляемость, которая обычно возникает после перенесённых тяжёлых патологий, например, отравлений или различных инфекций.

Причинами кожной гиперчувствительности являются:

  • нарушенный обмен веществ, который может возникнуть на фоне сахарного диабета, при подъёме уровня глюкозы в крови, или вследствие уремии, состояния, при котором продукты расщепления белков концентрируются в организме;
  • токсические вещества, например, соли тяжёлых металлов, таких как ртуть и свинец, органические растворители или медикаментозные средства;
  • различные заболевания системного характера, в частности, склеродермия или воспаления сосудов;
  • травмы кожи, в том числе и ожоги.

Зубная гиперчувствительность развивается из-за истончения эмали у корня зуба, которое может возникнуть вследствие кариеса или высокой стираемости эмали.

Симптомы

Каждая форма гиперчувствительности имеет свои клинические проявления. Так, при психической гиперестезии возникают:

  • чрезмерная эмоциональность. Ребёнок может вспылить из-за любого пустяка и не способен сдерживать свои эмоции;
  • высокая раздражительность. Дети чрезмерно реагируют даже на слабые раздражители, например, на привычные запахи или звуки, которые раньше не вызывали такой реакции.

Кожная гиперчувствительность всегда проявляется в виде высокой чувствительности участка кожи или кожного покрова по всему телу к малейшим прикосновениям. При зубной гиперестезии наблюдаются неприятные болевые ощущения возле корня зуба. Обычно, во время приёма горячей или холодной пищи и напитков.

Гиперчувствительность у ребёнка диагностируется на основании анализа жалоб, а также анамнеза патологии. Обычно доктор выясняет о том, как давно у ребёнка возникли симптомы гиперестезии, спрашивает о проявлениях раздражительности, негативной реакции на внешние факторы. Также доктор узнаёт о том, какое событие предшествовало развитию данного состояния у ребёнка. Проводится неврологический осмотр, в ходе которого оценивается степень кожной чувствительности, а также осмотр детским психологом. В ходе него врач оценивает эмоциональный фон ребёнка с помощью специальных тестов, пытается найти причину гиперчувствительности в скрытых внутренних и межличностных конфликтах.

Детям с гиперестезией могут быть назначены лабораторные исследования, позволяющие определить уровень глюкозы в крови и продуктов обмена белка, а также токсических веществ. Помимо этого, в ходе диагностики применяется электронейромиография – способ, который позволяет выявить признаки повреждения нервных волокон.

Осложнения

В числе последствий, которые могут возникнуть в результате гиперчувствительности у ребёнка, нарушение социальной адаптации. У детей с такой проблемой появляется страх перед социумом, который может вылиться в депрессивное состояние. Эмоциональная подавленность тяжело переносится подростками и детьми, поэтому не нужно доводить до неё – лечить гиперестезию следует своевременно.

Лечение

Если у ребёнка обнаружены признаки гиперчувствительности, родителям необходимо показать его специалисту. От своевременного обращения за помощью напрямую зависят шансы снизить риск развития негативных последствий, возможных при данном состоянии. После назначения лечения нужно обязательно следовать всем рекомендациям врача.

Терапевтические меры принимают в зависимости от формы, в которой протекает гиперчувствительность у ребёнка. Так, при психической гиперчувствительности назначают:

  • консультации у детского психотерапевта, в ходе которых врач помогает разрешить межличностные, а также внутренние конфликты ребёнка;
  • препараты для улучшения эмоционального фона, в том числе различные антидепрессанты и адаптогены;
  • полноценный отдых и сон, который должен длиться минимум 8-10 часов;
  • поездка на курорт или в специальный пансионат медицинской направленности.

При кожной форме патологии проводится:

  • терапия кожных ран, в том числе и ожогов. В ходе неё применяются специальные местные средства, например, мази. Также проводится обработка антисептическими растворами;
  • если состояние возникло на фоне сахарного диабета, лечение направляется на нормализацию уровня глюкозы в крови;
  • при уремии ребёнку может быть показана заместительная почечная терапии, в том числе гемодиализ (установка искусственной почки) или трансплантация органа;
  • если гиперчувствительность является следствием воздействия токсичных веществ, детям вводят хелатирующие препараты, выводящие соли тяжёлых металлов из организма.

При зубной гиперчувствительности врач обычно даёт рекомендации по использованию определённых зубных паст, действие которых направлено на снижение чувствительности зубов. Также он советует исключить употребление чересчур холодной или горячей пищи и напитков.

Профилактика

В комплекс профилактических мероприятий, влияющих на развитие гиперчувствительности у ребёнка, входит:

  • своевременное разрешение конфликтов в кругу семьи или в школьном коллективе;
  • помощь детского психолога в форме консультаций для разрешения как межличностных, так и внутренних конфликтных ситуаций;
  • физическое развитие ребёнка, регулярные прогулки на свежем воздухе, обязательное соблюдение режима дня;
  • прохождение профилактических медицинских осмотров;
  • своевременное лечение патологий различного характера и контроль над показателями артериального давления;
  • сбалансированное питание, обогащённое витаминами.


Увы не мало писем родителей, которые встают в тупик в воспитании своего ребенка. Многие мамы прикладывают поистине титанические усилия, чтобы найти новые, качественные, здоровые и естественные подходы к воспитанию своего ребенка, но…. часто усилия почему-то не оправдываются, и растет разочарование, может стоило как раньше, прикрикнул, подшлепнул, и ничего, вырастали людьми?!

1 ошибка: Чувствительные дети часто получают ярлык: стеснительный, неженка, робкий, дикарка, застенчивый.

3 ошибка: Чувствительного ребенка нужно от всего оберегать!

Некоторые родители, видя особенности своего ребенка, принимая их во внимание, боятся, что их ребенок мало приспособлен к окружающей его действительности и очень уязвим. Они, в надежде снизить эмоциональные всплески, стараются оградить ребенка от всего, что потенциально может его расстроить или ему не понравиться! Такой ребенок растет с ощущением своей крайней уязвимости, наращивая тревогу и страхи, которые действительно начинают создавать ограничения в его способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Так же у такого ребенка складывается очень высокая зависимость от заботящихся о нем взрослых, полная растерянность как справляться с жизненными ситуациями самому. Любая смена привычных условий, типа поступления в школу, переезда в новую квартиру может вызывать у него сильный стресс из-за не сформированной адаптивности.

4 ошибка: Игнорирование самого факта наличи у ребенка такой особенности как высокая чувствительность.

5 ошибка: Отношение к высокой чувствительности ребенка как к ненормальности.

6 ошибка: Восприятие чувствительности Ребенка как предмета особой гордости, как знака избранности и особой одаренности.

7 ошибка: Повышенный страх родителей нанести ребенку психологическую травму.

Зачастую родители хорошо видят особенности своего чувствительного ребенка, но, замечая лишь его уязвимости, не имея знаний о том, как помочь ему наращивать свои адаптивные способности, они находятся в постоянном напряжении и страхе сделать что-то, что причинит ребенку вред. Однако, чувствительным детям нужно как понимание, так и обязательно опора в родителях, чувство уверенности которых дает ребенку ощущение защищенности и благополучия. Чувство вины родителей мешает им выставлять ребенку четкие последовательные границы, которые особенно нужны чувствительному малышу. Не оказывает помощи в воспитании и частое чувство вины, которое испытывают родители. Оно создает плодородную почву для множества манипуляций со стороны ребенка, ставит под сомнение авторитет родителей, вызывает у ребенка перегрузку стыдом.

Как же найти подход к воспитанию ребенка с повышенной чувствительностью? Родителям таких детей крайне важно знать о реальных особенностях своего ребенка, о его потребностях и своих задачах как воспитателей такого ребенка!

Подробнее я расскажу обо всех особенностях воспитания высоко-чувствительного ребенка

14 апреля в 19:30 мск. на бесплатном практикуме


Кто такие высокочувствительные дети, что делать, чтобы определить гиперчуствительныйваш ребенок или нет, а также, как ему почь.

Высокочувствительные дети рождаются со способностью замечать больше в окружающей их среде и глубоко размышлять обо всем, прежде чем действовать, они более чувствительны к внешним раздражителям, чем остальные, более эмпатичны, а также очень ранимы и раздражительны.

Высокая чувствительность - это врожденное свойство темперамента, качество, которое передается генетически и, как правило, сопровождает человека всю жизнь.

Как помочь высокочувствительному ребенку справиться со своими эмоциями и что для этого нужно делать, читайте в нашей статье.

Что такое высокая чувствительность

Высокочувствительный ребенок - это не диагноз и не изъян, а врожденное свойство темперамента. Это способность нервной системы человека воспринимать различные стимулы, поступающие извне, и реагировать на них.

Около 20% детей рождаются с предрасположенностью быть высокочувствительными.

Может показаться, что высокочувствительные дети - интроверты. Однако психолог Элейн Эйрон пришла к выводам, что интровертность - это не высокая чувствительность.

Только 70% из наблюдаемых действительно были интровертами, что легко объясняется их потребностью в снижении уровня раздражения.

Но все же остается еще 30% экстравертов. Чаще всего это дети из семей, где культивируются общение, социализация, поэтому многое зависит от атмосферы в семье.


Высокочувствительные дети: признаки

Признаки высокой чувствительности у ребенка:

  • частые перемены настроения,
  • тактильная сверхчувствительность (объятия, поглаживания, дотрагивания),
  • их собственные чувства и эмоциональные реакции очень яркие,
  • быстрая утомляемость,
  • склонность к страхам и навязчивостям,
  • мнительность и застенчивость,
  • выбросы из сна, тяжело засыпать без родителей,
  • плаксивость, особенно в незнакомой обстановке (садик, школа, чужие люди).

Вероятно, высокочувствительные дети очень впечатлительны и им, больше чем другим детям, важна надежно сформированная привязанность к родителям.

Но несмотря на все эти особенности, высокочувствительность - не синдром и не состояние, это не проходит и не нуждается в коррекции или лечении.

Это уникальные дети, которые глубоко чувствуют мир. Они поражают своих родителей многочисленными талантами: у них отлично развито воображение, творческие, художественные, музыкальные, или актерские способности.

Скорее всего, такие дети очень ласковые, добрые, отзывчивые, дружелюбны по отношению к другим детям и животным.

Для них могут идеально подойти такие профессии, как: ветеринар, врач, психолог, учитель, работник социальной службы. Там, где они смогут реализовать свой потенциал, помогать и быть полезными.

Вы можете пройти "Высокочувствительный ребенок: тест онлайн".

Как помочь высокочувствительному ребенку

Прежде всего понять, что ваш ребенок не больной и лечить его не нужно, у него просто особое восприятие мира. Попытайтесь помочь ему не бояться своих эмоций и принять этот мир с любовь и благодарностью, как безопасное место.

Вот некоторые рекомендации в отношении высокочувствительных детей (ВЧД):

  1. У высокочувствительного ребёнка должна быть возможность отдыхать в тишине, без лишних раздражителей в виде гаджетов, телевизора, людей. Это нормально, так успокаивается его психика.
  2. Предсказуемые эмоциональные реакции родителей. Чем спокойнее будет атмосфера дома, тем легче будет малышу.
  3. Важно помогать таким детям справляться с их чувствами, не подавлять их. Спрашивать, что чувствует ваш ребенок и почему, быть эмоционально близкими друг с другом, сопереживать и поддерживать.
  4. ВЧД быстрее устают, интервалы между сном и бодрствованием должны быть короче.
  5. Таким детя нужен четкий план, они как бы знают, что будет дальше и меньше тревожатся. Нарушение режима, новая обстановка приводят к излишнему эмоциональному возбуждению.
  6. Спорт, различные танцевальные кружки, плаванье - прекрасно помогают снизить агрессию и повысить настроение.
  7. Старайтесь не прививать малышу ваши страхи. В раннем детстве он не знает, что везде опасно, люди злые, а мир жесток. Чувствительные дети очень хорошо запоминают такие фразы и наставления, что быстро закрепляется и переходит в ложные убеждения. Дайте ребенку возможность "научиться ходить" и не бояться падать.
  8. Социализируйте своего ребенка. Если он не может адаптироваться в школе, помогайте это делать альтернативными способами: общение с детьми во дворе, поездки в лагерь, спортивные секции.

Что читать: книги о высокочувствительных детях

Есть несколько книг, которые можно порекомендовать почитать о высокочувствительных детях. Это и детские книги, чтобы помочь детям понять, что с ними происходит. И книги для взрослых, которые дают не только теоретическую, но и практическую информацию о ВЧР.


Детская книга "Про це говорять лише з кроликами"

Чтобы объяснить высокочувствительному ребенку то, как он устроен, и почему он чувствует все несколько иначе, чем другие дети, дайте ему почитать книгу "Про це говорять лише з кроликами" Анны Хёглунд. Это история об очень чувствиельном кролике, которому одиноко из-за того, что никто не понимает: как одновременно он может страдать от шума и избытка впечталений, и в то же время мечтать быть душой компании. Мама говорит ему "не будь таким чувствительным", но это не помогает, а, наоборот, усугубляет пропасть непонимания.

Купить книгу с доставкой можно здесь.



Заказать книгу можно по ссылке.



В книге просто и наглядно разобраны частые конфликтные ситуации, которые возникают между гиепрчувствительными детьми и их родителями, чувства детей, которые могут стоять за тем или иным поведение, а также конкретные предложения для родителей, что стоит говорить ребёнку и что стоит делать.

Купить книгу можно здесь.


Теперь вы знаете, кто такие высокочувствительные дети и чем им помочь, а также что можно почитать по этой теме.


Высокочувствительность и гиперчувстивительность – эти явления действительно существуют или это модные термины, которыми взрослые пытаются объяснить избалованность ребенка? Откуда возникают высокая чувствительность и гиперчувствительность и как они связаны с сенсорной перегрузкой? Об этом статья Натальи Лысак.

Для чего люди учатся? Кто-то для диплома, чтобы получить хорошую работу. Кто-то нашел дело своей мечты и хочет досконально изучить все, что с этим связано. А кому-то нужно пойти учиться, потому что без этого просто невозможно – жизнь заставляет. Вот так случилось со мной после рождения младшего сына. Когда ему было 2 года, я узнала о том, что есть дети с повышенной чувствительностью. И стала читать и изучать все, что только могла найти по этой теме. Многое становилось понятно, но вот что со всем этим делать?

Когда моему мальчику исполнилось 3,5 года, я уже практически окончательно зашла в тупик, но оставаться там не входило в мои планы. Я хотела помочь своему ребенку и себе. Так в моей жизни появился Институт Ньюфелда. Вот тогда я смогла наконец выдохнуть. Не то что бы все изменилось и стало по-другому. Изменился мой взгляд на ситуацию, а вместе с ним пришли изменения и в нашу жизнь.

Не секрет, что несмотря на то, что все мы получаем из окружающего мира одни и те же сигналы, воспринимаем их мы все по-разному. И зависит это восприятие от работы нашего мозга, нервной системы, типа кожи, терморегуляции и еще массы факторов. Именно из-за своих различий, из-за своей уникальности каждый из нас реагирует на внешний мир по-своему: один и тот же звук для кого-то будет нормальным, а для кого-то чересчур интенсивным. Кто-то будет бегать зимой в тонкой куртке, а кому-то и в шубе будет холодно. Одно и то же событие для кого-то окажется незначительным, а для другого может стать очень волнующим переживанием.

Cистема регулирования сенсорной информации

Но СРСИ может быть слабой или дисфункциональной. Как сито может быть с мелкими и частыми ячейками, может быть с крупными, а может и вовсе быть дырявым решетом. В таком случае в мозг поступает больше сигналов или гораздо больше, чем нужно и чем он в состоянии обработать. Но так как мозг эволюционно не создан для этого, он оказывается перегружен сенсорными сигналами, что в свою очередь вызывает моторную и эмоциональную перегрузку.


Что свойственно детям с высокой и гиперчувствительностью

Итак, в зависимости от того, слабая СРСИ или дисфункциональная, мы и будем иметь дело с высокой или гиперчувствительностью. При гиперчувствительности мозг переполнен сенсорными сигналами сверх нормы и, следовательно, не может их интерпретировать и обработать. Система регулирования сенсорной информации не выполняет свою защитную функцию.

При высокой чувствительности есть повышенная чувствительность к сенсорной информации, но нет признаков дисфункции системы регулирования сенсорной информации. Мозг пропускает больше внешних сигналов, но не больше, чем он может обработать, и поэтому сенсорная перегрузка не наступает. В этом случае мы говорим о высокочувствительной СРСИ.

Т.е. гиперчувствительность и высокая чувствительность – это два разных континуума, но есть то, что их объединяет. При обоих этих состояниях мозгу нужно больше отдыха из-за повышенной нагрузки. И это может обеспечить не только сон, но и свободная игра – активированный отдых.


Этих детей легче встревожить, поэтому они склонны к уходу в альфу. Когда мир предстает для тебя угрожающим, держать все под контролем кажется правильным выходом. Но, увы, это не так. Дети не должны заботиться о своей безопасности, и в итоге стремление к всеобщему контролю только усиливает тревогу.

У них более активная иммунная система – как часть системы тревоги. Когда информации слишком много, мозг пытается лихорадочно дать всему определение – та ли это еда, та ли эта одежда. Эти бирки – трут или нет. Мозг буквально мечется в поиске ответов, что ему подходит, а что нет. И вот, в конце концов, чему-то присваивается статус врага и появляется аллергия.

У детей с повышенной чувствительностью больше проблем с интеграцией, с сенсорной и моторной. Чем больше сигналов и чем они интенсивнее – тем сложнее их смешать. Также зоны мозга, отвечающие за интеграцию, смешивание чувств, растут медленнее – отсюда импульсивность, агрессивность.

У них больше проблем с адаптацией. Смысл процесса адаптации – принять в жизни огромное количество того, что не работает, что не соответствует ожиданиям. Но ирония и парадокс заключаются в том, что чувствительные дети гораздо больше других нуждаются в адаптации, потому что у них гораздо больше того, к чему нужно адаптироваться. Но как раз с этим у них огромные проблемы. Их невероятно сложно подвести к чувству тщетности и слезам. При классическом аутизме и у детей в спектре широко распространен бесслезный синдром.

Задачи СРСИ

Если СРСИ не способна установить приоритеты внимания, ребенок не тянется к привязанностям, не проявляет осторожность там, где нужно. Если ребенок к нам не тянется, то это уже задевает наши чувства. И нам самим порой тяжело заботиться о таком ребенке. Такие дети могут теряться, что часто бывает в случаях классического аутизма, т.к. не могут выделить свои привязанности в общем потоке. Также у таких детей может не возникать автоматически внимание к базовым жизненным потребностям.

В третьих, СРСИ привзвана защищать чувства. Периодически у нас возникает защитная слепота, как шоры на глаза у лошади. Это просто необходимо, что мы могли функционировать в ранящих ситуациях. Нам всем необходим защитный механизм от того, чтобы быть раненым. Отфильтровывать любые сенсорные сигналы, которые мешали бы нам функционировать в ранящем мире (тревожные воспоминания, признаки отвержения, чувство незащищенности), – тогда они с меньшей вероятностью смогут причинить вред. Защищать чувства – от того, чтобы быть раненым, – значит, ЗАЩИЩАТЬ ОТ того, что может причинить боль.

При неработающей СРСИ мозг не может защитить себя от слишком сильных чувств, от того, что невыносимо. Мы зачастую не можем вспомнить какие-то тревожащие, ранящие события из своей жизни. Но эти дети помнят, что случилось 10 лет назад. В мельчайших деталях. И как именно это на них подействовало, как задело, потому что у них нет защиты от этого. И на них накатывают эти чувства снова, и снова, и снова. Они не могут защититься от ранящих воспоминаний.

Как помочь высокочувствительным или гиперчувствительным детям?

И вот у нас есть такой ребенок – для которого этот мир слишком интенсивный, который воздействует на него гораздо сильнее, чем на других (и чем нам, может быть, хотелось бы). Что мы, как родители, можем сделать для такого ребенка, как мы можем ему помочь?

Будьте по одну сторону, несмотря на отличия, а также на то, что может казаться в ребенке непонятным, может пугать. В подходе развития на основе привязанности мы даем ребенку два приглашения. Первое – просто быть в нашей жизни, и второе – быть самим собой. И принимать отличия – это как раз о втором приглашении в жизни – приглашать ребенка в свое сердце таким, какой он есть, с тем мозгом, который у него есть. И это – первое па в нашем танце привязанности! Это закладывает основу для отношений и создает контекст для развития, для раскрытия внутреннего потенциала именно этого ребенка.

Джонатан Муни, человек с дислексией и СДВГ, активный защитник прав людей с особенностями развития говорит:

Мы должны стать для ребенка надежным проводником, бережно ведя его по уязвимой территории, и надежным щитом, закрывающим от ранящих стрел внешнего мира.


И вот когда мы осознали и приняли тот факт, что у ребенка слабая или неработающая СРСИ, как только мы адаптировались к этому, ситуация сразу выглядит по-другому. Это как с незрелыми детьми, когда мы берем на себя работу сознательной части мозга, так и в этом случае – становимся виртуальной кожей, буфером между ребенком и окружающим миром. Пытаемся, насколько это возможно, сами выполнять работу СРСИ.


Самым волнующим переживанием для любого человека являются социальные контакты. Поэтому, если социальное взаимодействие вызывает у ребенка слишком интенсивные реакции, следует сокращать их по возможности. И всегда чутко следить за тем, сколько ребенку по силам.

Мы устанавливаем приоритеты внимания на привязанности и тревоге. Помогаем справляться с тревожащими ситуациями. Создавая ритуалы и привычки, поддерживающие привязанность, мы также помогаем детям преодолевать их тревогу. Если есть что-то неизменное, это дает чувство стабильности и безопасности, например, еда, одевание, совместные занятия.

«Статистика показывает, что дети с синдромом Аспергера подвержены самому высокому риску травли. До 94% детей с синдромом Аспергера были жертвами травли.

И защищать чувства – это не о том, чтобы оградить ребенка от всего, держать его в изоляции и под гиперопекой, как многие ошибочно полагают. Это именно о том, чтобы оградить от излишней стимуляции, которая вызывает сенсорную перегрузку. Это не о том, чтобы не огорчать ребенка никогда, это о щадящем режиме для детей, уровень уязвимости которых очень высок.

Дети с повышенной чувствительностью более подвержены проблемам с привязанностью


Но при гиперчувствительности они активируются по другим причинам и выполняют другие функции. Вот эти защиты привязанности при гиперчувствительности:
– деперсонализация,
– защитная альфа,
– защитное отчуждение.

Деперсонализация в отношениях

Привязанность – наш базовый инстинкт. Привязываться к тем, кто о нас заботится, – жизненно важная необходимость, потому что привязанность равна выживанию. Но для гиперчувствительного мозга это выглядит по-другому. Привязаться к кому-то – значит подвергнуть себя риску душевной боли, получить душевные раны.

Защитная альфа

Защитное отчуждение

Вместо того чтобы стремиться к близости с нами, ребенок разворачивается на 180 градусов. Не дает прикасаться, не смотрит в глаза. Убегает, отталкивает, игнорирует. И нам важно помнить, что ребенок не делает это нарочно! Это вызвано тем, что поломки в фильтрах вынуждают его мозг прибегать к этой защите.


Все эти защиты привязанности наносят огромный вред не только развитию ребенка, но и влияют на тех, кто заботится о таких детях. Потому что действительно очень тяжело взаимодействовать с ребенком, который не тянется к тебе и не принимает твою заботу.

И создавать контекст отношений. Это, безусловно, не так просто сделать. Но трудно, даже очень трудно, – не значит, что невозможно. Потому что все эти защиты привязанности – это функциональные защиты. И смягчив их, развернув их, мы сможем помочь мозгу найти обходные пути для развития.

Деперсонализация. Отвоевывайте ребенка у конкурирующих привязанностей – игр, предметов, навязчивых стремлений и действий. Ребенок нуждается в нас. Нуждается в естественной иерархии взрослый-ребенок, где один принимает заботу, а второй ее дает. И дает именно взрослый.

Нам нужно буквально вдохновлять ребенка к зависимости, щедро приглашать в свою жизнь. И давать чувство безопасности. Потому что безопасность в привязанности – одно из основных условий. Для ребенка крайне важно быть привязанным глубоко, безопасно и из правильной позиции. Все это убирает порыв к контролю со стороны чувствительного ребенка, снижает тревогу.

И здесь нет никакой инструкции, которая бы подсказала, что нам точно нужно делать. Нас ведут наши желание помочь ребенку и интуиция, понимание того, с каким мозгом мы имеем дело. И здесь у нас есть замечательный помощник – завладевание. Простые ритуалы привязанности – покормить, одеть, помочь даже с тем, что ребенок умеет делать сам. И считывать нужды, давая понять, что мы знаем, как о ребенке нужно заботиться. И не задавать много уточняющих вопросов.

Мозг детей с повышенной чувствительностью отчаянно нуждается в том, чтобы расслабиться в зависимости. И если нам удается повести их за собой, все начинает успокаиваться. И мы всегда должны помнить о том, что при их нужде в привязанности мы – источник комфорта и покоя. И они нуждаются в нас более, чем какие-либо другие дети нуждаются в своих родителях.

Конечно, мы не можем избежать всего разделения. И с тем, которого не избежать, используем перекрывание. И это главное вмешательство не только при столкновении с разделением, но и при смягчении всех защит привязанности.

Для чувствительных детей столкновение с разделением поистине носит устрашающий характер. Поэтому перекрывание так важно! Перекрывание спасает при проблемном поведении. Мы с ребенком на одной стороне, а его проблемы – на другой. Мы не одобряем того, что он делает, но это не может нас разделить и не разделяет. Не даем проблемному поведению, защитному отчуждению, ошибкам и проступкам встать между нами и ребенком. Перекрываем все это, подчеркивая, что наши отношения намного больше и важнее, чем проблема, что мы выдержим.

И это помогает убирать разделение из наших отношений. Пока их привязанность к нам не разовьется достаточно глубоко и настолько, чтобы они могли держаться за нас, когда мы не вместе. Когда их сердце принадлежит нам, когда у нас есть глубокая эмоциональная связь. И конечно, перекрываем защитное отчуждение – не принимаем на свой счет, несмотря на то что порой это очень тяжело.

Наталья Лысак

Дорогие читатели, возможно, вам захочется прочесть и другие материалы по этой теме.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.