Практическая физиология нервной системы


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3


Кафедра физиологии

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

Для студентов, обучающихся по специальности

Составители:

Красноярск, 2010

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Тема занятия: задачи практикума по физиологии, знакомство с кафедрой, историей кафедры, научными направлениями, с порядком проведения занятий и освоения практических навыков, условия рейтинговой оценки успеваемости, вопросы деонтологии в курсе физиологии.

Введение в физиологию.

Нормальная физиология - наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Понятие об организме, составных его элементах. Уровни морфо-функциональной организации человеческого организма. Социальная значимость современной физиологии. Вклад отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки.

Значение темы (актуальность изучаемой проблемы):

Физиология человека является одной из основных теоретических наук, фундаментом, на котором основываются все клинические дисциплины. Она практически связана со всеми науками, имеющими прямое отношение к медицине. Физиология человека имеет свою очень интересную историю, ее рождение связано с целой плеядой отечественных и зарубежных ученых, которые ее создавали. Физиология человека изучает процессы жизнедеятельности и регуляцию этих процессов на клеточном, органном и системном уровнях, которые имеют место в организме здорового человека. Проявление этих процессов жизнедеятельности в физиологии характеризуется еще понятием функции различных органов и систем. Физиология человека относится к специальным дисциплинам, играющим большую роль в практической деятельности врача.

Практическая значимость физиологии как науки: если будущий врач не знает, как в здоровом организме функционируют различные системы, которые оцениваются по определенным показателям (параметрам), он не в состоянии будет выявить отклонения этих показателей, которые свидетельствуют о различной патологии. Однако, физиология человека занимается не только изучением процессов жизнедеятельности или функций, но и их регуляцией, без которой невозможно существование организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. В основе регуляции различных функций организма лежат как гуморальные, так и нервные механизмы. Более древней регуляцией филогенетически является гуморально-метаболическая, связанная с влиянием различных веществ, содержащихся в жидкой среде организма (гормоны и др.), на функции различных органов и систем. Она, как правило, изменяет функциональное состояние различных органов и систем медленно, в то время как нервная регуляция включает системы и органы почти мгновенно. Если клеточный тип регуляции больше связан с гуморальными механизмами, то органный и, особенно, системный с нервными. Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), так и приспособление его к постоянно меняющимся условиям окружающей среды осуществляется функциональными системами, учение о которых разработано академиком . Под функциональной системой следует понимать динамическую саморегулирующуюся организацию, действие всех элементов которой направленно на выполнение какого-либо полезного результата. Принято считать, что говорить об организме можно только в том случае, если он характеризуется следующими признаками:

1) обладает способностью к саморегуляции на уровне клетки, органа и системы;

2) реагирует на действие различных раздражителей окружающей среды организма, как единое целое;

3) существует и развивается при постоянном взаимодействии с окружающей средой;

4) обладает способностью в процессе этого возобновляться, т. е. возвращаться к исходному уровню.

Вопросы для самоподготовки:

1. Физиология как фундаментальная биомедицинская наука, предмет и методы нормальной физиологии.

2. Организм, основные функции организма.

3. Механизмы регуляции жизнедеятельности.

4. Понятие о функциональных системах. Структура функциональных систем.

5. Основные принципы системогенеза.

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Тема занятия: Понятие о возбудимости. Мембранный потенциал и потенциал действия

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Понятие о раздражимости и возбудимости.

2. Основные параметры возбудимости.

3. Современные представления о строении и функции мембран.

4. Ионные каналы мембран, их классификация.

5. Ионные градиенты клетки, их механизмы.

6. Мембранный потенциал, его происхождение.

7. Локальный ответ.

8. Критический уровень деполяризации.

9. Потенциал действия, его фазы, их происхождение.

Значение и кратное содержание темы: актуальность и значимость изучения этой темы связана с тем, что все их клетки обладают раздражимостью, т. е. способностью отвечать на воздействия внешней среды изменением своей структуры или функции. Изменения структуры и функций организма и его клеток в ответ на различные воздействия называют биологическими реакциями. Понятие биологической реакции включает все виды ответной деятельности организма, его клеток и органов на различные воздействия. Реакции клеток проявляются в образовании в них различных химических соединений, преобразовании потенциальной энергии в кинетическую (электрическую, механическую, тепловую, световую), совершении той или иной работы (перемещении в пространстве, выделении тех или иных веществ, работе по концентрированию в клетке определенных электролитов и т. п). Еще более разнообразны реакции целостного организма, в особенности - сложные формы поведения. В процессе их осуществления меняется деятельность многих органов и бесчисленного множества клеток, ибо организм всегда реагирует на различные воздействия как единое целое, как единая сложная система.

Возбудимость. Клетки нервной, мышечной и железистой тканей специально приспособлены к осуществлению быстрых реакций на раздражение (возбуждаться). Клетки этих тканей называют возбудимыми, а их способность отвечать на различные раздражения возбуждением - возбудимостью. Возбудимость - это свойство клеточной мембраны отвечать на действие раздражающего (возбуждающего) фактора изменением проницаемости и своего электрического состояния. Это явление и носит название возбуждение. Возбуждение представляет собою сложную биологическую реакцию, проявляющуюся в совокупности физических, физико химических и функциональных изменений. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной клеточной мембраны, (изменение ее мембранного потенциала, МП, и генерация распространяющегося потенциала действия, ПД). Возникнув в одной клетке или в одном ее участке, возбуждение распространяется на другие участки той же клетки или на другие клетки.

Потенциал покоя. Оказалось, что между наружной поверхностью клетки и ее протоплазмой в состоянии покоя существует разность потенциалов порядка 60-90 мв., причем поверхность клетки заряжена электроположительно по отношению к протоплазме. Эта разность потенциала называется мембранным потенциалом, или потенциалом покоя. Точное его измерение возможно только с помощью внутриклеточных микроэлектродов.

Согласно мембранно-ионной теории Ходжкина-Хаксли, биоэлектрические потенциалы обусловлены неодинаковой концентрацией ионов K+,Na+,Cl - внутри и вне клетки, и различной проницаемостью для них поверхностной мембраны.

Потенциал действия. Если участок нервного или мышечного волокна подвергнуть действию достаточно сильного раздражителя (например, толчка электрического тока), в этом участке возникает возбуждение, одним из наиболее важных проявлений которого служит быстрое колебание МП, называемое потенциалом действия (ПД)

Условия возникновения возбуждения. Для возникновения ПД необходимо, чтобы под влиянием какого-либо раздражителя произошло повышение ионной проницаемости мембраны возбудимой клетки. Однако, возбуждение возможно лишь при условии, если действующий на мембрану агент имеет некоторую минимальную (пороговую) величину, способную изменить мембранный потенциал (МП, или Ео ) до некоторого критического уровня (Ек, критический уровень деполяризации). Стимулы, сила которых ниже пороговой величины, называются подпороговыми, выше - надпороговыми. Показано, что пороговая сила, необходимая для возникновения возбуждения при внутриклеточном микроэлектроде равнаА.

Таким образом, главным условием для возникновения ПД является следующее: мембранный потенциал должен стать равным или меньше критического уровня деполяризации ( Ео Получить полный текст

3. Мембранный потенциал и его происхождение. Сущность мембранно-ионной теории возбуждения.

4. Современное представление о процессе возбуждения. Местное и распространяющееся возбуждение.

5. Потенциал действия, его фазы, их происхождение

Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС).

1. История открытия электрических явлений.

2. Мембраны. Активный и пассивный транспорт.

3. Природа мембранного потенциала.

ПАРАМЕТРЫ ВОЗБУДИМОСТИ. ИЗМЕНЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ. ДЕЙСТВИЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Понятие о возбудимости и ее параметрах..

2. Зависимость возбудимости от величины мембранного потенциала и критического уровня деполяризации.

3. Изменения возбудимости при действии постоянного тока, католическая депрессия и анодическая экзальтация.

4. Возбудимость в различные фазы потенциала действия, рефрактерность.

Самостоятельная работа на занятии:

Вопросы для самоподготовки

1. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Изменение возбудимости при возбуждении.

2. Рефрактерность и ее причины.

3. Критерии оценки возбудимости (пороговая сила, полезное время, хронаксия). Закон силы времени.

4. Действие постоянного тока на возбудимые ткани (полярный закон, электротон, катодическая депрессия).

5. Аккомодация. Лабильность и ее мера. Парабиоз ()

Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС).

1. Возбудимость. Параметры возбудимости.

2. Лабильность как один из важнейших параметров возбудимости.

3. Понятие о парабиозе и его значение в деятельности нервной системы.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: контроль качества теоретических знаний по физиологии возбудимых тканей

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: закрепить у студентов основы гуманного отношения к пациентам, продолжить формирование у них стремления к аккуратности, честности, добросовестного выполнения порученной им работы.

СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ


Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обусловливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой (увеличить рисунок)

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка с отростками - нейрон. Bся нервная система представляет собой совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов - синапсов. По структуре и функции различают три типа нейронов:

  • рецепторные, или чувствительные;
  • вставочные, замыкательные (кондукторные);
  • эффекторные, двигательные нейроны, от которых импульс направляется к рабочим органам (мышцам, железам).

Нервная система условно подразделяется на два больших отдела - соматическую, или анимальную, нервную систему и вегетативную, или автономную, нервную систему. Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движение вызывая сокращение скелетной мускулатуры. Так как функции движения и чувствования свойственны животным и отличают их от растений, эта часть нервной системы получила название анимальной (животной).

В нервной системе выделяют центральную часть - головной и спинной мозг - центральная нервная система и переферическую, представленную отходящими от головного и спинного мозга нервами, - переферическая нервная система. На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество образуется скоплениями нервных клеток ( с начальными отделами отходящих от их тел отростков). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названия ядер.

Белое вещество образуют нервные волокна, покрытые миелиновой оболочкой (отростки нервных клеток, образующих серое вещество). Нервные волокна в головном и спинном мозге образуют проводящие пути.

И.П. Павлов показал, что центральная нервная система может оказывать три рода воздействий на органы:

  • 1) пусковое, вызывающее либо прекращающее функцию органа (сокращение мышцы, секрецию железы);
  • 2) сосудодвигательное, изменяющее ширину просвета сосудов и тем самым регулирующее приток к органу крови;
  • 3) трофическое, повышающее или понижающее обмен веществ и, следовательно потребление питательных веществ и кислорода. Благодаря этому постоянно согласуется функциональное состояние ргана и его потребность в питательных веществах и кислороде. Когда к работающей скелетной мышце по двигательным волокнам направляются импульсы, вызывающие ее сокращение, то одновременно по вегетативным нервным волокнам поступают импульсы, расширяющие сосуды и у силивающие обмен веществ. Тем самым обеспечивается энергетическая возможность выполнения мышечной работы.

Центральная нервная система воспринимает афферентную (чувствительную) информацию, возникающую при раздражении спецефических рецепторов и в ответ на это формирует соответствующие эфферентные импульсы, вызывающие изменения в деятельности определнных органов и систем организма.

1.Введение. 1стр.

2.Рефлекс. Торможение. Доминанта. 2стр.

3.Анатомия головного мозга. 4стр.

4.Деятельность головного мозга. 6стр.

5.Спинной мозг. Анатомия спинного мозга. 7стр.

6.Физиология спинного мозга. 9стр.

7.Значение нервной системы. 11стр.

8.Литература. 12стр.

1.ВВЕДЕНИЕ

Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обусловливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой.
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка с отростками -нейрон. Вся нервная система представляет собой совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов - синапсов. По структуре и функции различают три типа нейронов:

1. рецепторные, или чувствительные;

2. вставочные, замыкательные (кондукторные);

3. эффекторные, двигательные нейроны, от которых импульс направляется к рабочим органам (мышцам, железам).

Нервная система условно подразделяется на два больших отдела - соматическую, или анимальную, нервную систему и вегетативную, или автономную, нервную систему. Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движение вызывая сокращение скелетной мускулатуры. Так как функции движения и чувствования свойственны животным и отличают их от растений, эта часть нервной системы получила название анимальной (животной). Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и происходит ее название (вегетативная - растительная). Обе системы тесно связаны между собой, однако вегетативная нервная система обладает некоторой долей самостоятельности и не зависит от нашей воли, вследствие чего ее также называют автономной нервной системой.

В нервной системе выделяют центральную часть - головной и спинной мозг - центральная нервная система и периферическую, представленную отходящими от головного и спинного мозга нервами, - периферическая нервная система. На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.
Серое вещество образуется скоплениями нервных клеток ( с начальными отделами отходящих от их тел отростков). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названияядер.
Белое вещество образуют нервные волокна, которые в свою очередь образуют проводящие пути.
Периферические нервы в зависимости от того, из каких волокон (чувствительных либо двигательных) они состоят, подразделяются на чувствительные, двигательные и смешанные. Тела нейронов, отростки которых составляют чувствительные нервы, лежат в нервных узлах вне мозга. Тела двигательных нейронов лежат в передних рогах спинного мозга или двигательных ядрах головного мозга.

2.РЕФЛЕКС. ТОРМОЖЕНИЕ. ДОМИНАНТА.

Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы, называется рефлексом. Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора, (действующий орган), называется рефлекторной дугой.
В рефлекторной дуге различают пять звеньев:

  1. рецептор;
  2. чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам;
  3. нервный центр, где происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;
  4. двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию;
  5. действующий орган - мышца или железа.

Любое раздражение - механическое, световое, звуковое, химическое, температурное, воспринимаемое рецептором, кодируется им в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему. При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма. В центральной нервной системе эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам - мышцам, железам и вызывают тот или иной приспособительный акт - движение или секрецию. Рефлекс как приспособительная реакция организма обеспечивает тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с окружающей средой, а также контроль и регуляцию функций внутри организма. В этом его биологическое значение. Рефлекс является функциональной единицей нервной деятельности.
Вся нервная деятельность, как бы она не была сложна, складывается из рефлексов различной степени сложности, т.е. она является отраженной, вызванной внешним поводом, внешним толчком.

В центральной нервной системе, кроме процесса возбуждения, одновременно возникает процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать или препятствовать осуществлению какого-либо вида деятельности организма, например сгибанию ноги. Возбуждениемназывают нервный процесс, который либо вызывает деятельность органа, либо усиливает существующую.
Под торможением понимают такой нервный процесс, который ослабляет либо прекращает деятельность или препятствует ее возникновению. Взаимодействие этих двух активных процессов лежит в основе нервной деятельности.

Процесс торможения в центральной нервной системе был открыт в 1862 г. И. М. Сеченовым. Значительно позже английский физиолог Шеррингтон открыл, что процессы возбуждения и торможения участвуют в любом рефлекторном акте. При сокращении группы мышц тормозятся центры мышц-антагонистов. При сгибании руки или ноги центры мышц-разгибателей затормаживаются. Рефлекторный акт возможен только при сопряженном, так называемом реципрокном торможении мышц- антагонистов. При ходьбе сгибание ноги сопровождается расслаблением разгибателей и, наоборот, при разгибании тормозятся мышцы-сгибатели. Если бы этого не происходило, то возникла бы механическая борьба мышц, судороги, а не приспособительные двигательные акты.

При раздражении чувствительного нерва, вызывающего сгибательный рефлекс, импульсы направляются к центрам мышц-сгибателей и через тормозные клетки Реншоу - к центрам мышц-разгибателей. В - первых вызывают процесс возбуждения, а во вторых - торможения. В ответ возникает координированный, согласованный рефлекторный акт - сгибательный рефлекс.

В центральной нервной системе под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойством притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название доминанты.

Доминанта относится к числу основных закономерностей в деятельности центральной нервной системы. Она может возникнуть под влиянием различных причин: голода, жажды, инстинкта самосохранения, размножения. У человека причиной доминанты может быть увлеченность работой, любовь, родительский инстинкт. Если студент занят подготовкой к экзамену или читает увлекательную книгу, то посторонние шумы не мешают ему, а даже углубляют его сосредоточенность, внимание. Весьма важным фактором координации рефлексов является наличие в центральной нервной системе известной функциональной субординации, т. е. определенного соподчинения между ее отделами, возникающего в процессе длительной эволюции. Нервные центры и рецепторы головы развиваются быстрее. Высшие отделы центральной нервной системы приобретают способность изменять активность и направление деятельности нижележащих отделов.

Важно отметить: чем выше уровень животного, тем сильнее власть самых высших отделов центральной нервной системы, "тем в большей степени высший отдел является распорядителем и распределителем деятельности организма" (И. П. Павлов).
У человека таким "распорядителем и распределителем" является кора больших полушарий головного мозга. Нет функций в организме, которые бы не поддавались решающему регулирующему влиянию коры.

3. АНАТОМИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Головной мозг расположен в черепной коробке и покрыт тремя оболочками. Мозг взрослого человека в среднем весит 1300-1350гр.

Головноймозг состоит:

1.из двух полушарий, соединенных между собой спайкой (мозолистое тело); 2.межуточного мозга (зрительные бугры и подбугровая область); 3.среднего мозга; 4.заднего мозга (мозжечок и варолиев мост); 5.продолговатого мозга;

Кратко остановимся на описании анатомии перечисленных выше отделов головного мозга.

Продолговатый мозг расположен в полости черепа на блюменбаховом скате. Книзу продолговатый мозг переходит непосредственно в спинной мозг. На передней поверхности продолговатого мозга имеется продольная щель, по сторонам которой расположены два возвышения в форме валиков - это пирамиды и оливы. На задней поверхности проходят продольная борозда и два задних канатика, которые являются продолжением задних столбов спинного мозга. В продолговатом мозге различают серое и белое вещество.

Задний мозг (варолиев мост и мозжечок). Варолиев мост располагается над продолговатым мозгом в виде утолщения. Боковые отделы моста постепенно суживаются и уходят под мозжечок – это ножки моста, они соединяют мост с мозжечком. На передней поверхности варолиева моста расположены пучки нервных волокон ,которые направляются к головному мозгу и переходят в ножки мозга .В глубине варолиева моста расположены ядра. В продолговатом мозгу и в мосту расположены также парасимпатические ядра, обуславливающие слюноотделение и жизненно важные функции (сердечно-сосудистый и дыхательный центры).

Мозжечок состоит из двух полушарий, соединенных между собой так называемым червячком. Мозжечок связан со среднем мозгом, с варолиевым мостом и продолговатым мозгом. Различают наружное серое вещество мозжечка - его кору и белое вещество, расположенное внутри.

ЗАНЯТИЕ №1. РЕФЛЕКС И РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА. СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ. 18

Контрольные вопросы по теме занятия. 18

Практическая работа 1.. . .19

Практическая работа 2.. . .20

Практическая работа 3.. . .20

Практическая работа 4.. . .21

Практическая работа 5.. . .21

Практическая работа 6.. . .22

Практическая работа 7.. . .22

ЗАНЯТИЕ №2. ТОРМОЖЕНИЕ В ЦНС. ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС. 23

Контрольные вопросы по теме занятия. 23

Практическая работа 8.. . .23

Практическая работа 9.. . .24

Практическая работа 10.. . .25

Практическая работа 11.. . .25

Практическая работа 12.. . .25

Практическая работа 13.. . .26

ЗАНЯТИЕ №3. ФИЗИОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ВНС). 26

Контрольные вопросы по теме занятия. 26

Практическая работа 14.. . .27

Практическая работа 15.. . .27

Практическая работа 16.. . .28

Практическая работа 17.. . .28

Середина класса, К. 28

ЗАНЯТИЕ №1. ФИЗИОЛОГИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА. 29

Контрольные вопросы по теме занятия. 29

Практическая работа 1.. . .29

Практическая работа 2.. . .30

Практическая работа 3.. . .30

Практическая работа 4.. . .30

ЗАНЯТИЕ №2. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 32

Контрольные вопросы по теме занятия. 32

Практическая работа 1.. . .33

Практическая работа 2.. . .35

Практическая работа 3.. . .36

ЗАНЯТИЕ №3. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. . 37

Контрольные вопросы по теме занятия. 37

Практическая работа 1.. . .38

Практическая работа 2.. . .38

Вес второй гирьки. 39

Ответ испытуемого. 39

Вторая тяжелее. 39

Практическая работа 3.. . .39

Практическая работа 4.. . .39

Практическая работа 5.. . .40

Практическая работа 6.. . .41

ЗАНЯТИЕ №4. СЛУХОВАЯ И ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. НОЦИЦЕПЦИЯ. 42

Контрольные вопросы по теме занятия. 42

Практическая работа 1.. . .42

Практическая работа 2.. . .43

Практическая работа 3.. . .44

Практическая работа 4.. . .44

ЗАНЯТИЕ №1. ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ. 44

Контрольные вопросы по теме занятия. 44

Практическая работа 1.. . .45

Практическая работа 2.. . .45

Практическая работа 3.. . .45

Практическая работа 4.. . .46

ЗАНЯТИЕ №1. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. 47

Контрольные вопросы по теме занятия. 47

Практическая работа 1.. . .48

Практическая работа 2.. . .48

Практическая работа 3.. . .49

Практическая работа 4.. . .50

ЗАНЯТИЕ №2. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ. СОСТАВЛЕНИЕ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА. 50

ЗАНЯТИЕ №1. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА И ЖЕЛУДКЕ. 53

Контрольные вопросы по теме занятия. 53

Практическая работа 1.. . .54

Практическая работа 2.. . .54

Практическая работа 3.. . .54

ЗАНЯТИЕ №2. ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ. 56

Контрольные вопросы по теме занятия. 56

Практическая работа 1.. . .56

Практическая работа 2.. . .57

ЗАНЯТИЕ №1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ. ОСНОВНЫЕ КОНСТАНТЫ КРОВИ. 57

Контрольные вопросы по теме занятия. 57

Практическая работа 1.. . .57

Практическая работа 2.. . .58

Практическая работа 3.. . .58

Практическая работа 4.. . .59

ЗАНЯТИЕ №2. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ. 59

Контрольные вопросы по теме занятия. 59

Практическая работа 1.. . .59

Практическая работа 2.. . .60

Практическая работа 3.. . .61

ЗАНЯТИЕ №3. РЕГУЛЯЦИЯ АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ КРОВИ. ГРУППЫ КРОВИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ. 61

Контрольные вопросы по теме занятия. 61

Практическая работа 1.. . .62

Практическая работа 2.. . .62

Практическая работа 3.. . .63

Практическая работа 4.. . .63

ЗАНЯТИЕ №1. ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ. 64

Контрольные вопросы по теме занятия. 64

Практическая работа 1.. . .64

Практическая работа 2.. . .65

Практическая работа 3.. . .66

ЗАНЯТИЕ №2. РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ. 68

Контрольные вопросы по теме занятия. 68

Практическая работа 1.. . .68

Практическая работа 2.. . .69

ЗАНЯТИЕ №1. СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ. 69

Контрольные вопросы по теме занятия. 69

Практическая работа 1.. . .70

Практическая работа 2.. . .70

ЗАНЯТИЕ №2. ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА. 71

Практическая работа 1.. . .71

ЗАНЯТИЕ № 3. РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 73

Контрольные вопросы по теме занятия. 73

Практическая работа 1.. . .74

ЗАНЯТИЕ №4. ОСНОВЫ ГЕМОДИНАМИКИ. 75

Контрольные вопросы по теме занятия. 75

Практическая работа 1.. . .75

Практическая работа 2.. . .76

ЗАНЯТИЕ №5. ТОНУС СОСУДОВ. 77

Контрольные вопросы по теме занятия. 77

Практическая работа 1.. . .78

Практическая работа 2.. . .79

ЗАНЯТИЕ №1. ПОЧКИ И ИХ ФУНКЦИЯ. 79

Контрольные вопросы по теме занятия. 79

Практическая работа 1.. . .80

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. . .80

Темы реферативных работ для самостоятельной работы студентов. 81

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.