Программа ликвидации кори полиомиелита

Полиомиелит - программа ВОЗ по ликвидации кори

Полиомиелит, или иначе его еще называют детский спинальный паралич, относится к группе инфекционных вирусных заболеваний. В недавнем прошлом это заболевание распространялось в виде эпидемий, смертность была высокой. В мире более 10 миллионов детей и взрослых страдают параличами после перенесенного полиомиелита.
Возбудитель заболевания – энтеровирус, устойчив во внешней среде; попадает в организм чаще всего через рот, реже – через дыхательные пути, передается также через предметы ухода, игрушки, которыми пользовался больной. Вирус поражает главным образом спинной мозг, в результате чего у больного наступает полный или частичный паралич мышц рук, ног, туловища, приводящий к стойкой деформации конечностей. Заболевание встречается чаще всего у детей в возрасте до 10 лет, и ребенок может оказаться прикованным к постели на всю жизнь.

Единственным эффективным средством профилактики данного заболевания является вакцинация – полиомиелитная вакцина моделирует инфекционный процесс, который обеспечивает развитие длительного иммунитета у привитых. Для вакцинации в России используется живая ослабленная поливалентная вакцина Сейбина, которая является безопасным и ареактогенным препаратом.

Проведение вакцинации против полиомиелита позволило резко снизить заболеваемость во всем мире. В 1988 году Всемирная ассамблея здравоохранения поставила перед Всемирной организацией здравоохранения задачу ликвидации полиомиелита во всем мире с полным прекращением циркуляции дикого полиовируса. Для ликвидации полиомиелита необходимо было достичь 95% охвата населения прививками. По данным европейского регионального бюро ВОЗ в 1994-1995 годах полиомиелит был зарегистрирован в 11 странах континента, причем 70% заболеваний приходилось на Российскую Федерацию. Анализ ситуации показал, что фактором для развития эпидемии в России явился низкий охват профилактическими прививками против полиомиелита детей в возрасте до 3 лет. В России также было принято решение о полной ликвидации полиомиелита и начиная с 1996 года стали ежегодно проводиться Национальные Дни Иммунизации для иммунизации наиболее восприимчивого контингента – детей с 3 месяцев до 3 лет. Проведенные в России в 1996-1998 гг. дни массовой вакцинации против полиомиелита позволили привить 3,5 млн детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет, обеспечить 99% охват детей прививками и снизить заболеваемость полиомиелитом до единичных случаев в год. На территории Российской Федерации с 1997года циркуляция дикого полиовируса отсутствует.

Историческое решение о сертификации Европейского региона ВОЗ как территории, свободной от полиомиелита, было провозглашено 21 июня 2002 года в Копенгагене (Дания) на совещании Европейской региональной комиссии по сертификации ликвидации полиомиелита. Для 873 миллионов человек, проживающих в 51 государстве региона, это эпохальное решение стало в новом тысячелетии самым важным событием в области общественного здравоохранения.

Комитета по здравоохранению Н.А.Пацинская

ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ АНТРОПОНОЗОВ

В.К. Таточенко
Научный Центр здоровья детей РАМН, Москва

"Ликвидировать корь просто - для этого надо лишь убедить людей во всем мире не выходить из дома в течение 3 недель". В.М. Жданов (личное воспоминание)

Ликвидация того или иного заболевания возможна с помощью разных методов, направленных на разрыв эпидемической цепочки. Так, ликвидация дракункулеза (ришты) была осуществлена с помощью оздоровления источников питьевого водоснабжения в эндемичных зонах (замена прудов, куда попадали яйца паразита при заходе в них босыми ногами, на колодцы, откуда воду черпали ведрами, не заходя в них). Ликвидация фрамбезии была достигнута путем массового лечения препаратами пенициллина; в отсутствие вертикальной передачи этой инфекции (в отличие от сифилиса) такое вмешательство позволяет эффективно подавить передачу инфекции и избавиться от нее. Элиминация малярии в отдельных регионах (например, в южных республиках СССР) была достигнута благодаря массовому превентивному лечению и мерам тщательного эпиднадзора. Однако глобальная программа ликвидации малярии, в основе которой лежал перерыв передачи с помощью воздействия инсектицидами на переносчика, потерпела крах ввиду выработки комарами рода Anopheles устойчивости к ДДТ и другим препаратам. Попытки перерыва передачи тропической малярии с помощью химиопрепаратов также не дали стойкого эффекта ввиду выработки плазмодиями устойчивости к хлорохину.

Существует группа болезней, ликвидация которых, в принципе, возможна методами иммунопрофилактики. Это должна обязательно быть антропонозная инфекция, возбудитель которой передается только от человека к человеку и не имеет резервуара в окружающей среде (как, например, возбудители клещевого энцефалита или газовой гангрены). При этом возбудитель такой инфекции не должен, по крайней мере, резко менять свои антигенные свойства, что делало бы соответствующую вакцину малоэффективной. Еще одно условие - возбудитель не должен вызывать длительного бессимптомного носительства, по крайней мере, у вакцинированных лиц (как это, например, имеет место при дифтерии). Для профилактики заболевания должна существовать надежная термостабильная вакцина массового применения, дающая стойкий иммунитет. И, разумеется, инфекция должна быть достаточно серьезной по своему влиянию на здоровье человека, чтобы оправдались расходы на ее ликвидацию, а вакцина, используемая в программе, должна быть дешевой - доступной для развивающихся стран и/или финансирующих программу организаций.

Энергичная программа массовой вакцинации и эпиднадзора во всех странах мира оказалась эффективной, последний случай оспы (естественное заражение) был диагностирован у 3-летней Рахимы Бану в Бангладеш в 1975 г. и последний случай алястрима - у суданца Али Маалина 22.10.77 г. Последний случай лабораторного заражения оспой имел место в Бирмингеме в августе 1978 г. В мае 1980 г. Всемирная Ассамблея Здравоохранения объявила о ликвидации оспы во всем мире, что позволило отменить вакцинацию оспенной вакциной. За 13 лет было израсходовано более 2,4 млрд. доз вакцины, общие расходы оцениваются цифрой $ 312 млн.

Для развивающихся стран, где оспа уносила ежегодно десятки и сотни тысяч жизней, эффект ликвидации очевиден. Для развитых стран также очевиден эффект - это экономия, которая оказалась возможной благодаря отмене оспопрививания (например, в США средства, потраченные на ликвидацию оспы, возвращаются каждые 26 дней), а также ликвидации и поствакцинальных осложнений, нередко летальных. За 1965-1979 гг. в наше отделение прививочных осложнений было госпитализировано 1520 детей с осложнениями после оспопрививания, что в 3 раза больше, чем после других прививок [2].

При проведении программы ликвидации оспы осуществлялось, несмотря на разгар холодной войны, беспрецедентное международное сотрудничество представителей разных стран [3]. Автор данной статьи может засвидетельствовать, насколько конструктивно взаимодействовали делегации СССР и США, совместно направляя и корригируя программу ВОЗ и оказывая ей как финансовую, так и политическую поддержку во время заседаний Ассамблеи и Исполкома ВОЗ. В первые годы кампании СССР поставляла 140 млн. доз вакцины ежегодно, в последующем производство вакцины в развивающихся странах существенно возросло.

Успехи ликвидации оспы вдохновили проведение программы ликвидации полиомиелита, объявленной Всемирной Ассамблеей Здравоохранения в 1988 г. И в отношении этой инфекции имелись достаточно убедительные предпосылки - отсутствие природных резервуаров полиовирусов и наличие эффективной дешевой вакцины, обеспечивающей стойкий иммунитет - как гуморальный, так и местный в кишечнике. Более дорогая инактивированная вакцина оставляет стойкий гуморальный иммунитет после 3-4 инъекций, однако, иммунитет на слизистой кишечника возникает часто лишь после 5-7 ее доз. Стратегия ликвидации предусматривает проведение, наряду с плановыми календарными прививками, туров массовой одномоментной вакцинации (Национальные дни иммунизации) детей первых 3-5 лет. В качестве основной меры эпиднадзора используется выявление и вирусологическое обследование детей 0-15 лет с острыми вялыми параличами, среди которых могут быть случаи паралитического полиомиелита. На закупку вакцины и другие расходы за период 1995-2000 гг. ежегодно выделялось более $120 млн. [4].

Первые успехи были достигнуты на Американском континенте, где с 1991 г. не регистрируется заболеваемость полиомиелитом, вызванная диким вирусом. Ликвидация полиомиелита также достигнута в Западно-Тихоокеанском регионе. Всего на начало 2000 г ликвидация полиомиелита была сертифицирована в 58 странах 3 континентов. В странах Европы также не регистрируется полиомиелит, однако, вспышки заболеваний в Чечне, Турции, и на Балканах не позволяют провести сертификацию в Европейском регионе ВОЗ ранее 2003 г.

Несмотря на успехи в снижении заболеваемости в 2000 г., минимум в 22 странах Азии и Африки были случаи полиомиелита, поэтому ликвидация потребует минимум 5-7 лет, даже если будут доступны необходимые средства (более $1 млрд.), источники которых пока не найдены.

Ликвидация полиомиелита во всем мире предусматривает возможность прекращения вакцинации и, тем самым, ликвидацию случаев вакцино-ассоциированного полиомиелита (ВАП); для России, где используются миллионы доз ОВП и ежегодно регистрируется 10-12 случаев ВАП, выигрыш будет более чем ощутимым.

Что даст ликвидация кори? В США, в случае достижения ликвидации к 2010 г., ежегодная экономия определяется в $45 млн. [5]. В России, где ежегодно выявляются тысячи случаев кори, избавление от них сулит немалую экономию; к этому следует прибавить ежегодную стоимость 3 млн. доз коревой вакцины и расходных материалов (30-40 млн. рублей), которые не потребуются после ликвидации кори. Надо, однако, принять во внимание, что в обозримом будущем, программа элиминации кори не предусматривает отмену вакцинации до достижения элиминационного статуса во всех странах мира. Именно этот аспект дает основную почву для критики программы.

Ликвидация краснухи и паротита может быть поставлена на очередь после 2010 г., при условии использования тривакцин для элиминации кори. В результате будет достигнут высокий уровень невосприимчивости и к этим инфекциям и снижение заболеваемости. В Европейском регионе ВОЗ целью является: менее 0,01 случая синдрома врожденной краснухи на 1000 родов и менее 1 случая паротита на 100 тыс. населения к 2010 г. или раньше. От этого уровня достижение нулевой заболеваемости потребует широкого внедрения методов лабораторной диагностики и, возможно, проведения массовых прививок школьников, как это рекомендуется ВОЗ и в программе элиминации кори.

Залогом успеха программ ликвидации является разработка системы адекватного эпиднадзора и участие населения в их выполнении; эти элементы должны дополняться результатами научных исследований, получаемых при выполнении программы. Последнее было в полной мере осуществлено при ликвидации оспы, но в программе по полиомиелиту есть ряд малоизученных аспектов, которые могут оказаться фатальными для программы [6]. В частности, вероятна длительная циркуляция вирусов вакцины после прекращения использования ОПВ, а также реверсия нейровирулентности вирусов вакцинных штаммов [7,8]. Если эти данные подтвердятся, то завершение программы ликвидации потребует проведения вакцинации с помощью ИПВ, стоимость которой в 10 раз выше, чем ОПВ.

Для реализации программы элиминации кори необходима разработка приемлемого лабораторного теста; применяемый с Великобритании радиоиммунный тест определения специфических IgM в слюне малопригоден для массового применения в полевых условиях.

Программы ликвидации требуют для своего осуществления огромного напряжения со стороны служб здравоохранения всех стран мира, поэтому важно, чтобы новая кампания ликвидации одной инфекции не повлияла отрицательно на выполнение программы ликвидации другой. В настоящее время подобные предостережения высказываются в отношении программы по кори, начатой в период завершения программы ликвидации полиомиелита.

Далеко не все исследователи приветствуют проведение программ ликвидации. Так, высказывается мнение, что окончание оспопрививания оставляет население мира беззащитным при использования вируса оспы как биологического оружия, а также от ортопоксвирусов животных (однако, опасения заражения вирусом обезьяньей оспы в Африке не подтвердились).

F. Cutts и R. Steinglass [9] не отрицая важности снижения заболеваемости корью, считают наши знания об эпидемиологии этой инфекции в фазе контроля недостаточными для выработки полноценной стратегии. Более того, вакцинация против кори во многих странах (в том числе в ряде развитых стран Западной Европы) проводится недостаточно эффективно для того, чтобы считать возможной элиминацию вируса кори в ближайшие десятилетия. Для развивающихся стран стоимость программы элиминации может быть слишком большой, так что им выгоднее в экономическом плане проводить программы борьбы с корью, сократив заболеваемость до единичных случаев.

Уроки программ ликвидации инфекций с помощью вакцинации показали, что для достижения успеха чрезвычайно важна более четкая координация усилий национальных правительств, вакцинной индустрии, международных и неправительственных организаций [10].

Даже если полная ликвидация той или иной инфекции не достигнута, повышение эффективности проводимых мероприятий, выражающееся в увеличении охвата прививками, совершенствовании методов эпиднадзора и резком снижении заболеваемости до спорадических случаев, достаточно весомая компенсация усилий и затрат программ ликвидации. Более того, привлечение внимания к ликвидации одной инфекции положительно отражается на всей работе по иммунопрофилактике, на отношении населения к прививкам вообще. Это было наглядно продемонстрировано в России, где широкая информационная программа, сопровождавшая начало Национальных дней иммунизации, способствовала быстрому увеличению показателей охвата всеми прививками, достигших в 1998 г. 95% и выше (противококлюшными - 90%). Такой же эффект отмечен и в других странах [3].


ТАСС, 20 марта. Эпидемиологи из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выяснили, что прививки от полиомиелита могут скоро могут стать бесполезными для защиты организма детей. Дело в том, что по миру распространяются мутантные формы полиовируса, которые связаны с одной из ранее разработанных вакцин. Выводы специалистов опубликовал научный журнал Science.

"Глобальные усилия по ликвидации полиомиелита попали в парадоксальную ситуацию. С одной стороны, текущие вспышки полиомиелита нельзя контролировать без вакцины на основе ослабленного полиовируса второго типа. С другой стороны, из-за этих же прививок появляются новые мутантные версии вируса. Риск широкой циркуляции вируса постоянно растет, так как глобальный иммунитет к нему быстро снижается", – пишут ученые.

Полиомиелит – это острое инфекционное заболевание, которые вызывает полиовирус. Болезнь протекает тяжело, ее возбудитель может передаваться воздушно-капельным путем и при физических контактах. Вирус поражает серое вещество так называемых передних рогов спинного мозга и других отделов центральной нервной системы, что приводит к частичному или полному параличу.

Самый эффективный способ борьбы с полиомиелитом – вакцинация. Начиная с середины прошлого века врачи стали успешно применять два вида вакцин: "живую" и дезактивированную. Первый тип вакцин может быть как моновалентным, на основе одного ослабленного вируса, так и комбинированным, в котором сочетаются несколько штаммов полиовирусов разных типов.

На рубеже веков, как отмечают Роланд Саттер, координатор научной программы по изучению полиомиелита в ВОЗ, и его коллеги, медики столкнулись с новой проблемой: один из компонентов "живой" вакцины, ослабленный вирус полиомиелита второго типа (OPV2), начал мутировать и вызывать вспышки этой болезни.

Новая эпидемия полиомиелита

Так как к тому времени природный резервуар вируса второго типа уже полностью уничтожили, специалисты ВОЗ и руководители ведущих медицинских организаций решили прекратить использовать OPV2 в качестве компонента комбинированных вакцин от полиомиелита. Саттер и его команда уточнили, проявился ли какой-то эффект от этой меры.

Для этого ученые собрали образцы вируса, которые вызывали вспышки полиомиелита в разных странах мира начиная с апреля 2016 года, когда медики начали использовать вакцины без OPV2. Специалисты расшифровали их геномы и сопоставили те между собой.

Наборы мелких мутаций в генетическом коде вируса показали, что меры ВОЗ и локальных здравоохранительных организаций в целом серьезно уменьшили число жертв мутантных разновидностей вакцинного полиовируса второго типа. Однако полностью подавить его распространение они не смогли.

Более того, собранные учеными данные указывают на то, что вспышки этой формы полиомиелита появляются все чаще. Это связано с разными факторами. Во-первых, в тех регионах, где распространяется мутантная версия этого патогена, массово используют моновалентную вакцину на основе ослабленной версии полиовируса второго типа. Во-вторых, общая доля людей, которые выработали иммунитет под действием старой вакцины, быстро уменьшается.

В результате из-за попыток искоренить полиомиелит появляются все более опасные и заразные мутантные формы ослабленного вируса, которые поражают детей и взрослых с ослабленным иммунитетом уже после того, как предыдущая вспышка этой болезни закончилась. Поэтому специалисты ВОЗ призывают ученых по возможности быстрее разработать новые вакцины для замены OPV2, которые не будут приводить к появлению мутантных версий полиовируса.

к приказу Минздрава РФ

и Госкомсанэпиднадзора РФ

от 10 сентября 1996 г. N 336/142

Программа
ликвидации полиомиелита в Российской Федерации к 2000 году

См. Национальный план действий по реализации в 1999 г. настоящей Программы, утвержденный приказом Минздрава РФ от 25 января 1999 г. N 24

Всемирная организация здравоохранения с 1988 года осуществляет реализацию программы по ликвидации полиомиелита в мире к 2000 году. Наиболее важным условием для решения поставленной задачи являются строгий контроль за заболеваемостью и иммунизация населения, в первую очередь достижение высокого уровня охвата профилактическими прививками - не менее 95% детей в возрасте до 3-х лет.

Многие страны и регионы добились значительного успеха в достижении поставленной цели. За это время количество зарегистрированных случаев полиомиелита в мире сократилось в 8,5 раз (с 35255 случаев в 1988 г. до 4147 - в 1994 г.), более 140 стран заявили об отсутствии этой инфекции на их территориях.

В Российской Федерации за последние пять лет регистрируется ежегодно от 3-х до 17 случаев заболеваний полиомиелитом, преимущественно у непривитых детей в возрасте до 3-х лет. Однако, в 1995 году эпидемиологическая обстановка по полиомиелиту резко осложнилась, число заболевших составило 154, в т.ч. 7 умерло. Возникла крупная вспышка полиомиелита в Чеченской Республике, где заболело 143 ребенка, зарегистрированы единичные случаи заболеваний этой инфекцией в Ингушской Республике, гг. Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Ростовской, Саратовской областях, Хабаровском и Краснодарском краях.

Сохраняется широкая циркуляция дикого вируса полиомиелита как среди людей, так и в окружающей среде. Ежегодно из сточных вод лабораториями учреждений госсанэпидслужбы выделяются "дикие" вирусы полиомиелита.

Такое положение обусловлено крайне низким уровнем охвата населения прививками против полиомиелита. За последние пять лет уровень охвата детей в возрасте до 1 года не превышал 70%. В 1995 г. в России охват вакцинацией детей в возрасте 12 месяцев существенно не увеличился и составляет только 77,0 %, первой ревакцинацией в возрасте 24 месяца - 70,8%, второй ревакцинацией в возрасте 36 месяцев - 72,1%, в то время когда эти показатели должны составлять не менее 95% для создания надежного коллективного иммунитета.

Все это свидетельствует об угрозе дальнейшего ухудшения эпидемиологической обстановки по полиомиелиту. Россия может оказаться единственной из развитых стран, в которой не будет реализована цель Всемирной Организации Здравоохранения - ликвидация полиомиелита.

Приведенные данные говорят о том, что мероприятия по борьбе с полиомиелитом, проводившиеся в России до настоящего времени, являются недостаточным и требуется создание Национальной программы по ликвидации полиомиелита.

Основная цель и задачи реализации программы:

Основной целью Программы является ликвидация полиомиелита в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Достижение высокого уровня (не менее 95%) охвата детей профилактическими прививками против полиомиелита во всех регионах страны:

2. Развитие информационно-пропагандисткой системы по вопросам профилактики полиомиелита.

3. Повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики полиомиелита.

4. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за полиомиелитом, острыми вялыми параличами.

5. Организация эффективной системы транспортировки и хранения полиомиелитной вакцины, диагностических препаратов

6. Организация национального органа по полиомиелиту и сети региональных лабораторий по диагностике полиомиелита.

7. Совершенствование производства и контроля качества препаратов для диагностики и профилактики полиомиелита.

8. Проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач проблемы ликвидации полиомиелита.

9. Организация и внедрение системы сертификации ликвидации полиомиелита в России.

10. Развитие международного сотрудничества.

Решение поставленных задач и достижение указанной цели - ликвидации полиомиелита, а также координация деятельности учреждений Госкомсанэпиднадзора России, Минздравмедпрома России, заинтересованных министерств и ведомств и других организаций требует принятия и реализации Программы.

Мероприятия, предусмотренные Программой будут осуществляться в период с 1996-1999 гг.

I. Достижение высокого уровня (не менее 95%) охвата детей профилактическими прививками против полиомиелита во всех регионах страны

Реальное снижение и ликвидация заболеваемости полиомиелитом могут быть достигнуты только при условии создания надежного коллективного иммунитета у населения против этой инфекции. В результате организационных и практических мероприятий необходимо добиться к 1997 году во всех регионах страны высокого уровня (не менее 95%) охвата населения прививками против полиомиелита и его поддержание.

Наряду с этим потребуется внедрение стратегий, направленных на подавление циркуляции диких вирусов полиомиелита.

проведение плановой (рутинной) иммунизации детей против полиомиелита;

организация и проведение в 1996 г. дополнительной массовой двукратной иммунизации детей в возрасте до 3-х лет независимо от прививочного анамнеза - Национальных дней иммунизации;

О проведении в Российской Федерации Национальных дней иммунизации против полиомиелита см. постановление Правительства РФ от 13 марта 1996 г. N 276

введение с 1996 г. иммунизации новорожденных против полиомиелита на 10 административных территориях Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

организация и проведение дополнительной массовой иммунизации по эпидемиологическим показаниям (операций подчистки) на территориях, где уровень охвата прививками остается ниже 95%;

организация и проведение в 1997-1998 гг. иммунизации групп высокого риска на территориях, где сохраняется циркуляция и передача "дикого" полиовируса;

проведение иммунизации в 1996-1997 гг. в очагах полиомиелита и ОВП;

внедрение с 1996 г. в практику здравоохранения новых схем иммунизации против полиомиелита, предусматривающих сокращение числа ревакцинаций у детей старшего возраста, изменение сроков проведения прививок между вакцинациями, совмещение с другими видами прививок;

обеспечение потребности лечебно-профилактических учреждений в полиомиелитной вакцине;

внедрение с 1996 г. в практику здравоохранения прививочного сертификата;

совершенствование внедрение с 1996 г. в практику здравоохранения системы мер экономического стимулирования медицинских работников за своевременное и полное проведение прививок;

II. Развитие информационно-пропагандисткой системы по вопросам профилактики полиомиелита

Необходима широкая, постоянно действующая информация населения об опасности заболеваний полиомиелитом, эффективности профилактических прививок. Наряду с рутинной пропагандистской работой, проводимой медицинскими работниками, должны быть использованы для этих целей все средства массовой информации (радио, телевидение, печать).

подготовка и издание массовым тиражом различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики полиомиелита (плакатов, буклетов, брошюр, памяток, листовок и т.д.);

подготовка, тиражирование для нужд регионов и организация трансляции по каналам телевидения и радиовещания тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопрограмм, радиоклипов;

подготовка и публикация в журналах, газетах статей и интервью ведущих ученых, практических работников здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы;

подготовка и публикация "открытых" писем по вопросам организации мероприятий по профилактике и ликвидации полиомиелита к врачам разных специальностей, средним медицинским работникам, обращений к главам органов исполнительной власти и населению субъектов Российской Федерации;

организация выступлений по каналам радиовещания и телевидения организаторов здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы, педиатров, эпидемиологов, инфекционистов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами полиомиелита;

организация пресс-конференций и круглых столов с участием организаторов и практических работников органов и учреждений здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы, специалистов научно-исследовательских учреждений;

подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической обстановки по полиомиелиту, состояния вакцинопрофилактики, проводимых организационных и противоэпидемических мероприятиях;

III. Повышение квалификации и информационного обеспечения медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики полиомиелита

Для эффективной реализации комплекса организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий необходима система постоянного обучения врачей (педиатров, невропатологов, инфекционистов, эпидемиологов, вирусологов, иммунологов), средних медицинских работников всех уровней по вопросам клиники, методам клинической и лабораторной диагностики, лечения, профилактики полиомиелита.

Приоритетными в обучении должны быть вопросы организации и проведения эпидемиологического надзора, статистического наблюдения, вакцинопрофилактики (плановой и туровой иммунизации), современной лабораторной диагностики, лечения, методы работы со средствами массовой информации, санитарного просвещения населения.

разработка и внедрение с 1996 г. системы тестового контроля знаний врачей во всех лечебно-профилактических учреждениях вопросов клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики полиомиелита;

Минздравом РФ утверждена 15 декабря 1997 г. Система тестового контроля знаний врачей основных специальностей (эпидемиологи, педиатры, терапевты, инфекционисты) и средних медицинских работников по общим вопросам об эпидемиологии, клинике, диагностике и профилактике полиомиелита

разработка и внедрение с 1996 г. квалификационных требований по вопросам вакцинопрофилактики полиомиелита при проведении аттестации врачей лечебно-профилактических учреждений;

подготовка двух учебных видеофильмов по вопросам клиники, лечения, диагностики и вакцинопрофилактики полиомиелита;

включение в 1996 г. в программы подготовки студентов медицинских и фармацевтических институтов и училищ, постдипломного образования врачей вопросов вакцинопрофилактики полиомиелита;

организация и проведение в 1996 г. трех рабочих совещаний с руководителями учреждений здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы по подготовке и проведению Национальных дней иммунизации;

проведение в 1996-1999 гг. рабочих совещаний с руководящим составом органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы по вопросам реализации национального плана действий ликвидации полиомиелита;

организация и проведение в 1996-1998 гг. курсов для вирусологов по вопросам лабораторной диагностики полиомиелита на базе НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН;

проведение в 1996-1999 гг. курсов для эпидемиологов центров госсанэпиднадзора по вопросам мониторинга эпиднадзора за полиомиелитом;

проведение в 1996-1999 гг. курсов по "Холодовой цепи" для специалистов учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы;

организация переводов, издание и распространение зарубежной литературы, материалов ВОЗ и др. по вопросам эпидемиологического надзора за полиомиелитом и вакцинопрофилактики;

участие научных работников, специалистов практических учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы в международных конференциях, совещаниях по проблемам ликвидации полиомиелита.

IV. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за полиомиелитом, острыми вялыми параличами

Опыт работы ВОЗ по ликвидации полиомиелита, а также отечественного здравоохранения свидетельствует о том, что для достижения поставленной цели необходим эффективный эпидемиологический надзор за острыми вялыми параличами.

Использование данных эпиднадзора позволит своевременно обнаружить просчеты в иммунизации, скорректировать стратегии и принять управленческие решения.

создание в 1996-1997 гг. системы эпиднадзора за острыми вялыми параличами с использованием стандартного определения случая подозрения на полиомиелит (согласно рекомендациям ЕРБ ВОЗ) на всех уровнях медико-санитарной помощи;

внедрение с 1996 г. в практику здравоохранения критериев ЕРБ ВОЗ по подтверждению полиомиелита. (Срок: 1996 г.);

обеспечение мониторинга эпиднадзора с учетом пяти его показателей, рекомендованного ЕРБ ВОЗ;

разработка и внедрение с 1996 г. в практику здравоохранения методических рекомендаций "Эпиднадзор за полиомиелитом и другими энтеровирусными инфекциями" и санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика полиомиелита";

создание информационно-компьютеризованной системы эпиднадзора за острыми вялыми параличами;

разработка и реализация программ по ликвидации полиомиелита;

V. Организация эффективной системы транспортировки и хранения полиомиелитной вакцины и диагностических препаратов ("холодовая цепь")

Создание необходимых температурных условий при транспортировке полиомиелитной вакцины и диагностических препаратов от предприятия-производства до центральных складов в регионах, от складов до лечебно-профилактических учреждений, а также при хранении в большей степени определяет их качество и эффективность.

Обеспечение предприятия по производству полиомиелитной вакцины и диагностических препаратов, лечебно-профилактических и аптечных учреждений, центров госсанэпиднадзора термоконтейнерами многоразового и одноразового применения, термоиндикаторами. стационарным холодильным оборудованием (холодильными камерами, холодильниками).

Проведение учебных курсов для сотрудников учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы по вопросам "Холодовой цепи".

VI. Организация национального органа по полиомиелиту и сети региональных лабораторий по диагностике полиомиелита

О совершенствовании лабораторной диагностики полиомиелита в РФ см. приказ Минздрава РФ от 6 мая 2000 г. N 150

Для осуществления эпидемиологического надзора за полиомиелитом и вялыми параличами необходимо создание национальной лаборатории и сети региональных лабораторий на базе научно-исследовательских институтов эпидемиологического профиля и вирусологических лабораторий центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора: НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН им. М.П.Чумакова, Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций Госкомсанэпиднадзора России, Санкт-Петербургский НИИЭМ им. Пастера, государственные центры госсанэпиднадзора областей Омской, Свердловской, Пермской, Новосибирской, Тульской, краев Ставропольского и Хабаровского.

Региональные лаборатории должны проводить необходимые диагностические исследования материала от больных, направленных из соответствующей закрепленной административной территории, осуществлять методическое руководство вирусологическими лабораториями центров госсанэпиднадзора, обеспечивать их маточными линиями культуры ткани, направлять выделенные штаммы вирусов полиомиелита в национальную лабораторию научно-исследовательского института полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН им. М.П.Чумакова для последующей идентификации и определения природы полиовируса.

Проведение в 1996 году экспертной оценки готовности к проведению лабораторных исследований на полиомиелит 9 вирусологических лабораторий НИИ и центров госсанэпиднадзора сотрудниками НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН им. М.П.Чумакова.

Обеспечение в 1996-1998 гг. лабораторной базы 9 региональных лабораторий оборудованием, реактивами, средами, диагностикумами и др.

Проведение в 1996-1997 гг. квалификационных тестов вирусологических лабораторий, осуществляющих лабораторную диагностику полиомиелита.

VII. Совершенствование производства и контроля качества препаратов для диагностики и профилактики полиомиелита

В решении вопросов ликвидации полиомиелита приоритетное значение имеет выпуск препаратов для профилактики и диагностики этой инфекции гарантированного качества, отвечающих международным требованиям.

Для этих целей предусматривается ряд мероприятий по укреплению материально-технической базы, повышению уровня технологического оснащения предприятия НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН, выпускающих эти препараты, соответствию производства требованиям GMP, а также совершенствованию качества государственного контроля препаратов лабораторией ГИСК им. Тарасевича.

обеспечение в 1996-1999 гг. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с организацией производства полиомиелитной вакцины по биореакторной технологии;

укрепление в 1996-1999 гг. материально-технической базы (технологическое переоснащение) предприятия по производству полиомиелитной вакцины;

оснащение в 1996-1997 гг. лаборатории ГИСК им. Тарасевича, осуществляющей контроль качества полиомиелитной вакцины (оборудованием, реактивами, средами);

VIII. Проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач ликвидации полиомиелита

Первостепенное значение приобретает разработка простых и быстрых диагностических тестов на выявление полиомиелита, с этой целью предусмотрено проведение прикладных научных исследований по следующим направлениям;

разработка новых "экспресс" методов обнаружения "дикого" вируса полиомиелита в материале от людей и из объектов окружающей среды;

изучение циркуляции и характеристики штаммов возбудителей полиомиелита;

изучение напряженности иммунитета к полиомиелиту у детей с целью контроля качества проведения национальных дней иммунизации;

IX. Организация и внедрение системы сертификации ликвидации полиомиелита в России

Работа будет проводиться в тесном взаимодействии с деятельностью и рекомендациями соответствующей международной комиссией Всемирной Организации Здравоохранения.

организация в 1996 г. экспертного совета, который будет оценивать эффективность реализации плана действий и вносить при необходимости коррективы, а также проводить сертификацию административных территорий, свободных от полиомиелита;

разработка в 1997 г. плана проведения сертификации;

проведение в 1997-1999 гг. мониторинга сертификационного процесса;

X. Развитие международного сотрудничества

В рамках реализации программы будет осуществляться сотрудничество с Глобальной программой ликвидации полиомиелита, международными неправительственными организациями (Ротари интернейшенел, ЮНИСЕФ, Международный Красный Крест и др.), органами здравоохранения и научно-исследовательскими институтами зарубежных стран.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.