Программа основы высшей нервной деятельности

Основу содержания элективного предмета составляют знания о работе нервной системы на разных уровнях: нейрона, отделов мозга, целостного организма, а также знания физиологических основ психических процессов и типологических особенностей животных и человека.

Цель элективного учебного предмета — расширить и углубить знания учащихся о физиологии нервной системы, познакомить с основными проблемами наук, изучающими строение и функции головного мозга, физиологическими основами психических функций и типологическими особенностями личности.

Программа элективного учебного предмета рассчитана на учащихся 10 класса, готовящихся к итоговой аттестации по биологии и может быть рекомендована для преподавания в 9 классе при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Курс призван содействовать профориентации школьников на биологические, педагогические, медицинские специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
elektiv_ns.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

на заседании экспертной комиссии на заседании экспертного Совета

при Управлении образования при Управлении образования

Протокол № ______от___________ Протокол № ______от__________

Руководитель экспертной комиссии Председатель Совета

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

элективного учебного предмета

Мякшина Анжелика Олеговна,

учитель биологии высшей

Основу содержания элективного предмета составляют знания о работе нервной системы на разных уровнях: нейрона, отделов мозга, целостного организма, а также знания физиологических основ психических процессов и типологических особенностей животных и человека.

Усвоение учащимися знаний основ физиологии высшей нервной деятельности позволит им глубже понять элементы теории отражения, играющей существенную роль в формировании научной картины мира. Понимание учащимися основных проблем высшей нервной деятельности дает возможность на более глубокой основе разъяснить вред предрассудков и суеверий, бороться с распространением вредных привычек, различными видами наркомании, в том числе с курением, алкоголизмом.

Большинство экспериментов и демонстраций основано на функциональных пробах и физиологических тестах, не требует специального оборудования и рассчитано на массовую школу. Практические работы могут быть заменены демонстрацией. Для знакомства с методами науки наряду с лабораторными работами целесообразно практиковать внеклассные экспериментальные задания исследовательского характера.

Цель элективного учебного предмета — расширить и углубить знания учащихся о физиологии нервной системы, познакомить с основными проблемами наук, изучающими строение и функции головного мозга, физиологическими основами психических функций и типологическими особенностями личности.

Задачи элективного учебного предмета –

  • познакомить учащихся с работой нервной системы на разных уровнях.
  • дать информацию о физиологических основах психических процессов.
  • разъяснить вред курения, алкоголизма, наркомании на более глубокой основе.
  • развивать у школьников логическое мышление, познавательный интерес к предмету, самостоятельность в принятии решений и преодолении трудностей через использование проблемных вопросов, проблемных ситуаций, подготовку выступлений и участие в дискуссиях.
  • содействовать формированию коммуникативных навыков учащихся через организацию различных форм групповой работы, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха при выполнении посильных заданий, создавая ситуацию успеха.

В основе рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, поэтому приоритетными формами и методами работы являются групповая и парная работа, выполнение творческих заданий, практических работ. Приоритетными технологиями являются технологии проблемного обучения и информационные.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Структура рабочей программы построена на основе требований Фундаментального ядра содержания общего образования.

Основные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый, и формы контроля: тестирование, выполнение практических работ закрепляющего характера, творческие задания, способствующие развитию умения применять знания на практике, монологические ответы учащихся.

Программа элективного учебного предмета рассчитана на учащихся 10 класса, готовящихся к итоговой аттестации по биологии и может быть рекомендована для преподавания в 9 классе при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Курс призван содействовать профориентации школьников на биологические, педагогические, медицинские специальности.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

  • предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности
  • роль нервной системы в приспособлении к внешней среде
  • строение и функции нервной системы человека
  • закономерности работы нервной системы
  • физиологические основы психической деятельности

  • выявлять и распознавать рефлексы
  • определять взаимосвязи ощущений
  • определять уровень развития психических процессов и тренировать их.
  • пользоваться научно-популярной и специализированной литературой
  • самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации
  • владеть языком предмета.

Тема 1.История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности (4 ч)

Представления античных философов о психической деятельности человека. Борьба материализма с идеализмом. Демокрит, Платон. Первые попытки исследовать функции нервной системы объективными методами. Учение Галена.

Состояние науки о мозге в средние века. Возрождение. Возникновение рефлекторной теории. Р. Декарт, И. Прохазка. Вопрос о локализации высших психических функций. Диспут Флуранса и Галля.

Вклад И. М. Сеченова в развитие науки о мозге и психической деятельности, в становление материалистической физиологии. И. П. Павлов. Открытие безусловных и условных рефлексов. Значение метода условных рефлексов в развитии учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

Демонстрация портретов Демокрита, Платона, Декарта, Сеченова, Павлова; схемы рефлекса в представлении Декарта, схемы опыта центрального торможения И. М. Сеченова.

Тема 2. Физиология возбудимых тканей и поведение (8 ч)

Возникновение и эволюция нервной системы и ее роль в приспособлении организмов к внешней среде. Свойство возбудимых тканей. Биоэлектрические явления при покое и возбуждении. Нейроны и клетки нейроглии. Цепи нейронов. Рефлекторная дуга: рецепторы, чувствительные, вставочные и двигательные нейроны.

Роль биоэлектрических явлений в формировании и передаче нервных импульсов. Синапсы и их свойства.

Восприятие раздражений. Свойства рецепторов. Анализаторы. Их роль в поведении.

Лабораторная работа № 1. Рассмотрение микропрепаратов: строение нервного волокна, спинномозгового ганглия, спинного и головного мозга.

Тема 3. Строение и функции нервной системы человека и высших животных (8 ч)

Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Их строение и функция. Спинной и головной мозг. Отделы головного мозга: продолговатый мозг и мост, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Ретикулярная формация. Лимбическая система. Методы изучения мозга: экстирпация его участков, раздражение через вживленные электроды, самораздражение, вызванные потенциалы.

№ 2. Изучение головного мозга на муляже.

№ 3. Выявление рефлексов продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка.

Тема 4. Врожденные и приобретенные рефлексы (8 ч)

Врожденные и приобретенные программы поведения. Роль безусловных и условных рефлексов в приспособлении организма к условиям среды. Дуги безусловных и условных рефлексов.

Инстинкты как форма врожденного поведения. Запечатление, или импринтинг. Подражание как разновидность условного рефлекса. Сложные системы условных рефлексов; цепной рефлекс. Рассудочная деятельность животных и конструктивные условные рефлексы. Динамический стереотип. Роль врожденных и приобретенных программ в поведении животных и человека. Эволюция индивидуальных форм поведения.

Высшая нервная деятельность человека. Сходство физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Отличия человека от животных, связанные с трудовой деятельностью, общением, речью. Речь как материальная основа человеческого мышления. Замещающая и обобщающая функции слова. Первая и вторая сигнальные системы. Функциональная асимметрия головного мозга человека.

Демонстрация схемы безусловных и условных рефлексов и выработка условных рефлексов на базе пищевого подкрепления; наблюдение безусловных рефлексов и выработки условных рефлексов у человека на базе речевого подкрепления.

№ 4. Поведение животных: наблюдение аквариумных рыбок, кошек, кроликов, морских свинок, собак с целью определения безусловных и условных рефлексов, а также выработки условных рефлексов.

Тема 5. Закономерности работы головного мозга (8 ч)

Возбуждение и торможение как основные процессы нервной деятельности. Виды торможения: безусловное врожденное' торможение и условное приобретенное торможение. Иррадиация, концентрация, взаимная индукция нервных процессов. Теория доминанты А. А. Ухтомского. Анализ и синтез раздражителей и ответных реакций как важнейшая функция мозга. Ее значение.

Бодрствование и сон. Гипнотические фазы сна по И. П. Павлову. Сон и сновидения, гипноз; современное состояние проблемы. Основы психогигиены.

Тема 6. Головной мозг как саморегулирующаяся система (4 ч)

Поддержание постоянства внутренней среды, гомеостаз. Прямые и обратные связи в организме и в технических устройствах. Физиологические основы уровней отражения. Происхождение и развитие психической деятельности.

Демонстрация схемы безусловного зрачкового рефлекса, прямые и обратные связи в деятельности мозга и технических устройствах.

Тема 7. Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления (8 ч)

Роль анализаторов в познании внешнего мира. Объект и фон. Законы восприятия, иллюзии. Воспитание наблюдательности.

Память и воображение, их физиологические основы. Краткосрочная и долгосрочная память. Произвольное и непроизвольное запоминание. Воспроизведение по памяти и узнавание. Методы рационального заучивания. Воспроизводящее и творческое воображение.

Физиологические основы рассудочной деятельности животных и человеческого мышления. Значение второй сигнальной системы в развитии мышления человека. Культура речи. Рациональные способы организации умственной деятельности.

№ 5. Определение относительного и абсолютного порога ощущений, обнаружение взаимосвязи и взаимовлияний ощущений друг на друга. Получение зрительных и тактильных иллюзий.

№ 6. Тренировка глазомера, упражнения по воспитанию наблюдательности, определение временных промежутков без часов в 20 и 50 с.

№ 7. Определение типа памяти (долгосрочной и краткосрочной, механической и логической), быстроты, точности и прочности запоминания.

№ 8. Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов.

Тема 8. Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание (8 ч)

Произвольные и непроизвольные движения. Потребность — источник деятельности, биологические и социальные потребности. Анализ волевого действия. Роль лобных долей коры больших полушарий в планировании действий и в оценке достигнутых результатов. Упрямство и настойчивость, внушение и внушаемость, их физиологические основы.

Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Процессы внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. Колебание внимания как проявление взаимной индукции нервных процессов. Способы поддержания внимания, борьба с рассеянностью. Тренировка произвольного внимания.

Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Роль умений и навыков в производственной и спортивной деятельности. Образование привычек. Вредные и полезные привычки. Потребление алкоголя и курение. Свойства наркотических веществ. Стадии развития наркомании. Борьба с курением, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией.

Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь.

Демонстрация моделей человеческого мозга, рисунка усеченной пирамиды или другого двойственного изображения.

№ 9. Измерение величины колебания произвольного и непроизвольного внимания. Снижение колебаний внимания при активной работе с объектом (опыт с усеченной пирамидой).

Тема 9. Физиологические основы эмоций (6 ч)

Внешнее выражение эмоций. Эмоциональные реакции, состояния, отношения (чувства). Эмоции как отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Местоположение центров поощрения и наказания в головном мозге. Гипотезы, раскрывающие причины положительных и отрицательных эмоций. Гормональные изменения в организме во время эмоциональных состояний. Влияние эмоций на производительность труда; стенические и астенические эмоции. Эмоции и воля. Владение собой.

Тема 10. Типы высшей нервной деятельности человека (4 ч)

Понятие о темпераменте. Сила, подвижность и инертность нервных процессов животных и человека. Сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты. Типы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мыслительный, художественный и смешанный. Темперамент и характер. Типологические особенности человека и выбор профессии. Интересы, склонности и способности. Роль социальных условий в реализации способностей личности. Врожденные задатки и труд как необходимое условие развития полноценной личности.

№ 10. Определение быстроты реакции у испытуемого.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Кафедра дошкольных методик и педагогики

Ученым советом педагогического факультета

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. ДС.1 ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 050703.65 Дошкольная педагогика и психология

Квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Форма обучения очная

канд. пед. наук, доцент кафедры практической и коррекционной психологии_______

Распределение по семестрам

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Программа обсуждена на заседании кафедры дошкольных методик и педагогики

Заведующий кафедрой _____________________

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: создание условий получения знаний об основах учения о ВНД и ее особенности в разные возрастные периоды.

Задачи изучения дисциплины:

ü дать будущим педагогам знания о деятельности НС и ВНД человека;

ü организовать учебный процесс так, чтобы знание по анатомии и физиологии ВНД стали базой для изучения психолого-педагогических дисциплин;

ü проведение практических занятий способными более глубокому, детальному изучению дисциплины;

Для изучения курса нейрофизиология и ВНД необходимо усвоить следующие дисциплины: анатомия, физиология, медицина, гигиена, генетика, физика.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

ГЛАВА I. Регулирующие системы организма и их взаимодействия (8 ч).

Тема 1. Введение

Тема 2. Характеристика элементарных структурно-функциональных единиц НС.

Тема 3. Строение и свойства нервных волокон

Тема 4. Координация функции в организме

ГЛАВА II. Структура и функции различных отделов ЦНС иерархия функций отделов мозга (6 ч.)

Тема 5. Анатомо-физиологические особенности спинного мозга и мозгового ствола.

Тема 6. Характеристика подростковой области

Тема 7. Анатомия и физиология КБП головного мозга

ГЛАВА III. Учение о ВНД (10 ч.)

Тема 8. Условнорефлекторная деятельность мозга

Тема 9 Механизм замыкания условных связей. Структуры, участвующие в замыкании условных связей

Тема 10. Механизмы памяти. Память и обучение. Характеристика амнезий

Тема 11. Физиологические механизмы внимания

Тема 12. Интегративная деятельность мозга. Учение о функциональных системах организма

Тема 13. Поведение как результат интегративной функции мозга. Роль эмоций в организации поведения

Тема 14. Речь. Психофункциональные механизмы речи

ВСЕГО ЧАСОВ

2.2. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

ГЛАВА I. Регулирующие системы организма и их взаимодействия (6 ч).

Тема 1. Введение (2 ч)

Тема 3. Строение и свойства нервных волокон (2 ч)

Строение НВ. Характеристика свойств НВ: а) связь с телом клетки; б) высокая возбудимость и лабильность; в) невысокий уровень обмена веществ; г) относительная неутомляемость; д) большая скорость проведения возбуждения. Механизм проведения нервного импульса по НВ (прямые и обратные связи).

Тема 4. Координация функции в организме (2 ч).

Понятие о координации. Причины координации: а) принцип общего конечного пути; б) иррадиация возбуждения в ЦНС; в) индукция в ЦНС; г) принцип доминанты.

Глава II. Структура и функции различных отделов ЦНС иерархия функций отделов мозга (5 ч.)

Тема 5. Анатомо-физиологические особенности спинного мозга и мозгового ствола (2 ч).

Основные структуры и функциональное значение ретикулярной формации. Анатомия спинного мозга. Функциональное значение СМ. Анатомическая характеристика структур мозгового ствола. Функциональное значение продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

Тема 6. Характеристика подростковой области (1 ч).

Анатомическое строение подкорковой области. Связь подкорковой области с другими мозговыми структурами. Физиология подкорки. Нарушения, возникающие при поражении бозальных ганглий.

Тема 7. Анатомия и физиология КБП головного мозга (2 ч).

Онтогенез мозга и развитие важнейших функциональных систем мозга. Большие полушарии головного мозга. Основные принципы строения мозга. Критические периоды в развитии мозга. Развитие нервно-психических функций в условии патологии. Материализация функций. Теория системной динамической локализации высших психических функций.

Глава III. Учение о ВНД (9 ч.)

Тема 8. Условнорефлекторная деятельность мозга (2 ч).

Роль и в создании учения о ВНД. Развитие условных и безусловных рефлексов. Методы изучения условнорефлекторной деятельности. Условия обозначения условных рефлексов. Принципы структурного детерминизма, анализа и синтеза всех раздражителей внешней и внутренней среды. Основные законы деятельности НС.

Тема 9 Механизм замыкания условных связей. Структуры, участвующие в замыкании условных связей (2 ч).

Учение о механизме замыкания условных связей. Электрофизиологические исследования механизмов замыкания условных связей. Ориентировочный рефлекс.

Тема 10. Механизмы памяти. Память и обучение. Характеристика амнезий (2 ч).

Краткая историческая справка о развитии учения о механизмах памяти. Механизмы кратковременной памяти. Механизмы долговременной памяти. Память и обучение. Амнезия и ее виды. Значение доминанты в процессе обучения.

Тема 11. Физиологические механизмы внимания (1 ч).

Тема 12. Интегративная деятельность мозга. Учение о функциональных системах организма (1 ч).

Интегративная деятельность мозга как основа целостной деятельности организма. Функциональная система как интегративное образование мозга. Структура функциональной системы. Нейрофизиологические механизмы восстановление и компенсации утраченных функций.

Тема 13. Поведение как результат интегративной функции мозга. Роль эмоций в организации поведения (1 ч.)

Поведение – результат интегративной деятельности мозга. Программирование поведения. Эмоции и поведения.

Практические занятия

Практическое занятие № 1.

Тема: Характеристика элементарных структурно-функциональных единиц НС и их механизмов (4 ч.)

1. Характеристика механизмов, лежащих в основе НС возбудимых образований.

2. Баланс тормозных и возбудимых процессов.

4. Строение и свойства нервных волокон.

5. Изучить особенности строения НК, нейрогли. Зарисовать.

6. Изучить строение рефлекторной дуги. Зарисовать схему строения двухнейронной и трехнейронной РД.

7. Выполнить программированный контроль.

Практическое занятие № 2.

Понятие о нервном центре. Свойства нервного центра:

а) проведение возбуждения в нервном центре;

б) трансформация ритма;

в) ритмическая активность НЦ;

и) пластичность НЦ.

Практическое занятие № 3.

Тема: Структура и функции различных отделов ЦНС. Иерархия функций(2 ч.)

1. Функциональное значение ретикулярной формации.

2. Анатомо-физиологические особенности мозгового ствола.

3. Анатомо-физиологические особенности спинного мозга.

4. Подкорковая область. Характеристика специфических и неспецифических функций подкорковой области.

5. Связь с подкорковой области с другими мозговыми структурами.

6. Нарушение, связанные с поражением базальных ганглий.

1. Демонстрация невропатологических проблем.

Практическое занятие № 4.

Тема: Учение о ВНД (2 ч.)

1. Роль и о создании учения о ВНД.

2. Рефлекторный принцип работы всех уровней НС.

3. Основные законы деятельности НС.

4. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражителей из внешней и внутренней среды.

5. Динамический стереотип.

6. Учение о доминанте Доминанта и обучение.

7. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.

Практическое занятие № 5.

Тема: Речь. Психофизиологические механизмы речи (4 ч).

1. Структурно-функциональные механизмы речи.

3. Развитие речи и роль взрослого в формировании импрессивной стороны речи.

4. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.

5. Нарушение импрессивной и экспрессивной стороны речи.

Практическое занятие № 6.

Тема: Анатомия и физиология КБП головного мозга (2 ч).

1. Анатомия больших полушарий головного мозга.

2. Основные принципы строения мозга.

3. Критические периоды в развитии мозга.

4. Теория системной динамической локализации высших психических функций.

Вопросы к экзамену

2. Значение изучаемого курса для психологов-дефектологов.

3. Характеристика механизмов, лежащих в основе возбудимых образований.

4. Значение нервной системы.

5. Онтогенез нервной системы.

6. Этапы эволюционного развития нервной системы.

7. Характеристика нервной ткани.

9. Классификация рефлексов.

10. Строение нервного волокна.

11. Характеристика свойств нервных волокон.

12. Характеристика механизма проведения нервного импульса по нервному волокну.

13. Анатомические особенности синапса ЦНС и нервно-мышечного синапса.

14. Механизмы передачи возбуждения в центральном синапсе.

15. Механизмы передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.

16. Понятие координации ЦНС. Принципы координации ЦНС.

17. Принцип общего конечного пути ЦНС.

18. Иррадиация возбуждения в ЦНС.

19. Индукция в ЦНС.

20. Принцип доминанты в ЦНС. Значение принципа доминанты для обучения и поведения.

21. Основные структурные компоненты и функциональное значение ретикулярной формации.

22. Анатомия спинного мозга.

23. Функциональное значение спинного мозга.

24. Анатомическая характеристика структур мозгового ствола.

25. Функциональное значение продолговатого мозга и связь с другими отделами мозгового ствола, корковыми и подкорковыми отделами.

26. Основные анатомические структуры среднего мозга и функциональное значение среднего мозга.

27. Анатомическое и функциональное значение промежуточного мозга. Связь промежуточного мозга с подкорковыми и корковыми структурами, связь с нижележащими отделами.

28. Мозжечок, функциональное значение. Нарушения, связанные с патологией мозжечка.

29. Анатомическое строение подкорковой области и связь подкорки с другими мозговыми структурами.

30. Физиология подкорковой области. Нарушения, возникающие при поражении базальных ганглий.

31. Онтогенез мозга и развитие важнейших функциональных систем мозга.

32. Характеристика больших полушарий головного мозга.

33. Кровообращение в ЦНС. Характеристика гемоэнцефатической границы.

34. Значение ликвора. Характеристика системы ликвообращения. Нарушения системы ликвообращения.

35. Характеристика основных принципов строения мозга.

36. Критические периоды развитии мозга.

37. Развитие нервно-психических функций в условиях патологии.

38. Межполушария ассиметрия мозга.

39. Теория системной динамической локализации высших психических функций.

40. Роль , в создании учения ВНД.

42. Характеристика механизмов замыкания условных связей. Структуры, участвующие в замыкании условных связей.

43. Ориентировочный рефлекс.

44. Механизмы долговременной памяти.

45. Механизмы кратковременной памяти.

46. Память и обучение.

47. Амнезия и ее виды.

48. Физиологические механизмы.

49. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

50. Интегративная деятельность мозга как основа целостной деятельности организма.

51. Функциональная система как интегративные образования мозга.

52. Компенсаторные возможности мозга как результат интегративности мозга.

53. Структура функциональной системы.

54. Поведение как результат интегративной деятельности мозга.

55. Программирование поведения.

56. Эмоции и поведения.

58. Структурно-функциональные механизмы речи.

59. Нарушение импрессивной и экспрессивной стороны речи.

60. Развитие речи и роль взрослого в формировании экспрессивной стороны речи.

61. Учение о типах ВНД.

62. Физиология лимбической системы.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Александров, : учебное пособие / . – СПб. : Питер, 2008. – 416с. – 192 с. :

2. Бадалян, [Текст] : учебник / . - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 400 с..-ISBN 978-5-7695-4029-5

3. Зейгарник, [Текст] : учебное пособие / . - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 208 с..-

Дополнительная литература

1. Атраментова, в психогенетику : учебное пособие / , . - 3-е изд. - М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2008. - 472 с. : ил. - 5000 экз. - ISBN 978-5-89349-656-7

2. Бадалян, : учебник для вузов / . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2006. - 400 с. - (Классическая учебная книга). - Библиогр.: с. 392. - ISBN 5-7695-2797-8

3. Батуев, Александр Сергеевич. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / . - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 317 с. : ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 310 - 311 . - Предм. указ.: с. 312 - 316.

4. Возрастная физиология и психология [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности 050501.06 "Профессиональное обучение" (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии), 050501.13 "Профессиональное обучение" (производство товаров широкого потребления), 050501.15 "Профессиональное обучение" (автомобили и автомобильное хозяйство), 050501.18 "Профессиональное обучение" (экономика и управление) / авт.-сост. ; науч. ред. . - Бийск : Бийский педагогический гос. университет им. , 2009. - 204 с

5. Гуровец, невропатология : Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики : Учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений / . - М. : ВЛАДОС, 2004. - 303 с. - (Специальное образование). - Библиогр.: с. 303. - ISBN 5-691-01280-0

6. Данилова, Нина Николаевна. Физиология высшей нервной деятельности [Текст]: учебник для студентов вузов / , . - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 478 с. - (Высшее образование) (Учебники МГУ им. ). - Библиогр.: с. 474 - 476.

7. Забрамная, обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью (Из опыта работы)/ . - М.: Ин-т общегуманит. исслед., В. Секачев, 2002. - 112с.: илл.. - ISBN 5-88230-073-8

8. Забрамная, материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психолого-медико-педагогических комиссий / , . – М. : ВЛАДОС, 2008. – 115 карт. 10000 экз.

9. Заваденко, и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие для вузов / . - М. : Академия, 2005. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2417-0

10. Зейгарник, : учеб. пособие для вузов / . - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 208 с. - (Классическая учебная книга). - ISBN 5-7695-2102-3

11. Зейгарник, : учебное пособие для вузов / . - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2003. - 208 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0594-Х

12. Катаева, олигофренопедагогика : Учебник для вузов / , . - М. : ВЛАДОС, 2005. - 207 с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: с. 204-205. - ISBN 5-691-00178-7 (в пер.)

13. Кисова, по специальной психологии / , . - СПб. : Речь, 2006. - 348 с. - ISBN 5-9268-0506-6

14. Колобова, : учебное пособие для вузов / . - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 319 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 314. - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-13389-7

15. Колобова, : учебное пособие для вузов / . - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 319 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 314. - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-13389-7

16. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / , , ; ред. . - СПб. : Речь, 2003. - 240 с. - (Психология и психотерапия). - Библиогр.: с. 227-231. - ISBN 5-9268-0172-9

17. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / , , ; ред. . - СПб. : Речь, 2005. - 240 с. - (Психология и психотерапия). - ISBN 5-9268-0172-9

информационно-справочные и поисковые системы

1. Вопросы психологии

2. Психология. ру

3. Психологический журнал

4. Психологический словарь

5. Российское психологическое общество

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

Форма использования

Аудитория 203

Видеопроектор, интерактивная доска, персональный компьютер

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 209

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов

Доступ к образовательным ресурсам во время самостоятельной работы студентов, контроль знаний студентов (тестирование), организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 212

LED Телевизор, персональный компьютер

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 213

LED Телевизор, персональный компьютер

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 214

Видеопроектор, персональный компьютер

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.