Проводимость нерва у плода и детей

Структурно-функциональное созревание

Критерием структурно-функциональной зрелости мякотных и безмякотных нервных волокон является увеличение их толщины и уменьшение проницаемости клеточной мембраны, что оказывает существенное влияние на свойства нервного волокна. Однако глав­ными критериями оценки зрелости мякотных нервных волокон являются их миелинизация, интенсивно происходящая к концу антенатального периода, и увеличение расстояния между пере­хватами Ранвье. Изменяется и распределение ионных каналов.

У плода и ребенка первых лет жизни при неполной миелини-зации нервных волокон натриевые и калиевые каналы в мембра­не распределяются равномерно. После завершения миелиниза-ции ионные каналы концентрируются в области перехватов Ранвье. Это обусловлено перераспределением в мембране белко­вых молекул, являющихся основой каналов. В безмякотных во­локнах распределение ионных каналов остается равномерным по всей длине волокна. К моменту рождения двигательные оконча­ния в мышцах руки достигают более высокого уровня дифферен-цировки, чем в мышцах груди или спины, голени. Филогенети­чески старые пути миелинизируются раньше, чем филогенетически новые.

У новорожденного в нервах голени, например, количество миелинизированных волокон составляет около 1/3, в седалищ­ном нерве детей 2 — 3 лет — от 1/3 до 1/2 их общего числа, свой­ственного взрослому организму. Передние спинномозговые кореш­ки у детей достигают состояния, присущего взрослым, между 2 и 5 годами жизни, а задние спинномозговые корешки — между 5 и 9 годами. Миелинизация в целом близка к завершению в 9 лет.

Число аксонов в нерве с возрастом не изменяется, но в резуль­тате его созревания возбудимость, скорость проведения возбуж­дения и лабильность повышаются.

Мембрана аксона разделяет жидкие среды, различающиеся по содержанию ионов натрия и калия (в жидкой среде, окружающей аксон, в 10 раз больше ионов натрия, чем ионов калия, внутри аксона — обратное соотношение). Встроенные в аксональную мем­брану протеины играют роль селективных ионных каналов, про­пускающих через мембрану ионы натрия или калия. В состоянии покоя, когда передача нервного импульса отсутствует, оба вида каналов закрыты и ионный (натрий-калиевый насос) поддержи­вает неравномерное (указанное выше) соотношение ионов на­трия и калия, выкачивая наружу ионы натрия в обмен на ионы калия. Внутренняя поверхность мембраны в состоянии покоя за­ряжена отрицательно (приблизительно на 70 мВ) по отношению к наружной мембране. При уменьшении заряда вследствие воз­никновения нервного импульса открываются натриевые каналы, пропускающие ионы натрия внутрь аксона. Вслед за этим натрие­вые каналы закрываются и открываются калиевые, выпускающие На наружную поверхность мембраны ионы калия. Ионные каналы Последовательно открываются и закрываются, что обеспечивает Распространение нервного импульса (рис. 15).

Возбудимость нервных волокон плода и новорожденного зна­чительно ниже, чем у взрослого, но с 3-месячного возраста она начинает повышаться. Величина хронаксии в несколько раз больше, чем у взрослых. Потенциал покоя у детей значительно меньше, чем у взрослых, из-за большой проницаемости кле­точной мембраны для ионов. В процессе созревания нервного волокна проницаемость его мембраны уменьшается, что ведет к возрастанию ионной асимметрии. Последняя и является не­посредственной причиной увеличения потенциала покоя. При этом увеличивается и потенциал действия, что также свиде­тельствует о функциональной зрелости нервного волокна. Не­большая величина потенциала действия новорожденного соче­тается с большой его продолжительностью и часто с отсутствием реверсии, что объясняется меньшей, чем у взрослого, ионной асимметрией.

Фазовые изменения возбудимости во время возбуждения в ран­нем постнатальном онтогенезе также имеют особенности. В част­ности, длительность абсолютной рефлекторной фазы 5 — 8 мс, а относительной — 40—60 мс (у взрослых — 0,5 — 2и2 —10 мс соот­ветственно).

Проводимость нерва плода и детей низкая. У новорожденных, например, скорость проведения возбуждения по нервным волок­нам не превышает 50 % скорости взрослых. Так, в локтевом нерве максимальная скорость составляет у взрослых 62 м/с, у новорож­денных — 31 м/с. Плохо выражена изолированность проведения возбуждения. С возрастом скорость проведения возбуждения по нервным волокнам возрастает в результате их миелинизации, уве­личения толщины нервного волокна и его потенциала действия.

Увеличение толщины безмякотного нервного волокна и еще не покрытого миелином мякотного волокна ведет к ускорению проведения возбуждения в результате уменьшения продольного сопротивления ионному току в аксоплазме. При увеличении же мембранного потенциала проведение возбуждения ускоряется, потому что большой потенциал действия быстрее вызывает воз­буждение соседнего участка нервного волокна.

Скорость распространения возбуждения по нервным волок­нам у детей становится такой же, как у взрослых, к 5 —9 годам, что связано с завершением миелинизации различных волокон в разные сроки и окончанием увеличения диаметров осевых ци­линдров.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Критериями структурно-функциональной зрелости мякотных и безмякотных нервных волокон являются увеличение их толщины и уменьшение проницаемости клеточной мем­браны, что оказывает существенное влияние на свойства нервного волокна. Однако глав­ными критериями степени зрелости мякот­ных нервных волокон являются их миелинизация, интенсивно происходящая к концу антенатального периода, увеличение расстоя­ния между перехватами Ранвье. Изменяется при этом и распределение ионных каналов.

У плода и ребенка первых лет жизни при неполной миелинизации нервных волокон распределение натриевых и калиевых кана­лов в мембране является равномерным; после завершения миелинизации ионные ка­налы концентрируются в области перехватов Ранвье. Это обусловлено перераспределени­ем в мембране белковых молекул, являющих­ся основой каналов. В безмякотных волокнах распределение ионных каналов остается рав­номерным по всей длине волокна. К моменту рождения двигательные окончания в мышцах руки достигают более высокого уровня дифференцировки, чем в мышцах груди или спины, голени. Филогенетически старые пути миелинизируются раньше, чем филоге­нетически новые.

У новорожденного в нервах голени, на­пример, количество миелинизированных во­локон составляет около '/З. Передние спин­номозговые корешки у детей достигают со­стояния, свойственного взрослым, между 2- 5 годами жизни, а задние спинномозговые корешки - между 5-9 годами. Миелинизация в целом близка к завершению к 9 годам жизни ребенка. Число аксонов в нерве с воз­растом не изменяется, однако в результате его созревания возбудимость, скорость про­ведения возбуждения и лабильность увеличи­ваются.

Возбудимость нервных волокон плода и новорождённого значительно ниже, чем у взрослых, но уже с 3-мес.ячного возраста ре­бенка она начинает повышаться. Величина хронаксии в несколько раз больше, чем у взрослых. Потенциал покоя нервных воло­кон у детей значительно меньше, чем у взрослых, вследствие большей проницаемос­ти клеточной мембраны для ионов. В процес­се созревания нервного волокна проницае­мость его мембраны уменьшается, улучшает­ся работа ионных помп, возрастают потенци­ал покоя и потенциал действия, что свиде­тельствует о функциональном созревании нервного волокна. Небольшая величина по­тенциала действия новорожденного сочетает­ся с большей его продолжительностью и часто с отсутствием инверсии. Это объясня­ется меньшей, чем у взрослых, ионной асим­метрией. Фазовые изменения возбудимости во время возбуждения в раннем постнаталь-ном онтогенезе также имеют свои особен­ности. В частности, длительность абсолют­ной рефрактерной фазы равна 5—8 мс, а у взрослых 1—2 мс.

Проводимость нерва плода и детей низкая. У новорожденных, например, скорость про­ведения возбуждения по нервным волокнам не превышает 50 % от скорости взрослых. Плохо выражена изолированность проведе­ния возбуждения. С возрастом скорость про­ведения возбуждения по нервным волокнам увеличивается в результате их миелинизации, увеличения толщины волокна и его потен­циала действия.

Скорость распространения возбуждения по нервным волокнам у детей становится такой же, как у взрослых, к 5-9 годам, что связано с завершением миелинизации раз­личных волокон в разные сроки и окончани­ем увеличения диаметров осевых цилиндров.

Лабильность нервного волокна плода и детей первых лет жизни низкая, с возрастом она также увеличивается: число потенциалов действия, которое способно воспроизвести волокно в 1 с у новорожденных, например, составляет 4-10, а у детей 5-9 лет приближа­ется к норме взрослых 300-800 импульсов.

В нервной ткани имеются различные формы межклеточных контактов, среди которых главное место по функциональной значимос­ти занимают химические синапсы. Основной функцией межклеточных контактов является их системообразующая роль, т.е. функция интеграции клеток в более сложные системы (тканевые, органные), что обеспечивается

стимула) или разрушаться в лизосомах. Эти процессы затрудняют развитие ПД в постсинаптической клетке и, следовательно, могут привести к блокаде синаптической передачи.

Синаптическая депрессия является причи­ной пессимума частоты раздражения (тормо­жение Введенского), открытого в исследова­ниях на нервно-мышечном препарате. В си­напсах ЦНС она обозначается термином дли­тельная депрессия и играет важную роль в торможении условных рефлексов и процес­сах забывания.


Ваш крошечный эмбрион делает большие шаги в развитии еще до того, как тест на беременность показывает положительный результат. Эмбриональная нервная система, то есть головной и спинной мозг вашего ребенка — является одной из самых первых систем в его развитии. На самом деле, эти системы начинают свое развитие, прежде чем вы узнаете, что беременны.

Части мозга вашего ребенка.

Прежде чем мы перейдем к науке о развитии мозга плода, вот вам краткий учебник анатомии. Есть пять различных отделов, каждый из которых отвечает за различные функции:


  • Головной мозг: это самая большая часть мозга, он отвечает за мышление, запоминание и чувства. Именно здесь находится кора головного мозга и ее различные доли (включая лобную и височную).
  • Мозжечок: область, отвечающая за управление моторикой.
  • Ствол головного мозга: двигатель, приводящий в действие многие из самых важных функций вашего ребенка, включая частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.
  • Гипофиз: эта горошина выпускает гормоны в тело, которые отвечают за рост и метаболизм.
  • Гипоталамус: эта область имеет дело с температурой тела, голодом, жаждой, сном и эмоциями.

Первый триместр беременности: ребенок начинает двигаться.

Всего через 16 дней после зачатия формируется нейронная пластинка вашего плода (фундамент головного и спинного мозга вашего ребенка). Она становится длиннее и сворачивается, пока не превращается в канавку, а эта канавка превращается в трубку — нервную трубку.

Как только нервная трубка закрывается, примерно на 6 или 7 неделе беременности, она изгибается и выпячивается в три секции, известные как передний, средний и задний мозг. Как раз задняя часть мозга плода скоро превратится в спинной мозг вашего ребенка. Вскоре эти области проникают в те пять различных областей мозга, с которыми мы уже знакомы: головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус. Конечно, всем этим областям мозга плода нужно больше времени, чтобы полностью сформироваться и работать!

В то же самое время, специальные нервные клетки формируют нервные окончания эмбриона. Нервная система вашего ребенка состоит из миллионов нейронов; каждая из этих микроскопических клеток имеет крошечные ветви, отходящие от них, чтобы они могли соединяться и общаться друг с другом. Вместе с этим появляются первые синапсы ребенка, что по существу означает, что нейроны ребенка могут общаться и создавать ранние движения плода… например, скручивание в позе эмбриона.

Очень быстро начинаются и другие движения – примерно на 8 неделе беременности плод начинает шевелить руками и ногами. К концу первого триместра беременности ваш будущий ребенок уже научился довольно многим движениям, хотя вы еще не сможете их почувствовать. И примерно в то же время, когда ребенок впервые шевелит конечностями, у него начинает развиваться осязание.

Второй триместр беременности: ребенок сосет, глотает, моргает и мечтает.

Во время второго триместра беременности, мозг плода начинает делать сокращения диафрагмы и грудных мышц (практика дыхательных движений). Первые сосательные и глотательные импульсы ребенка появляются примерно через 16 недель беременности. К 21 неделе беременности естественные рефлексы вашего ребенка позволят ему глотать амниотическую жидкость каждый день. Глотание означает, что на вооружении плода появилось еще одно чувство – вкус.

Примерно на 18 неделе беременности вы почувствуете первый удар ребенка (но не волнуйтесь, если это займет на несколько недель). Примерно в то же время нервы вашего ребенка покрываются миелином, защитной изоляцией, которая ускоряет сообщения между нервными клетками (миелин продолжает расти до первого дня рождения вашего ребенка). А в 24 недели беременности появляется еще один большой рефлекс: моргание.

В конце второго триместра беременности ствол головного мозга вашего малыша (контролирующий частоту сердечных сокращений, дыхание, кровяное давление) почти полностью созревает, располагаясь чуть выше спинного мозга, но ниже коры головного мозга. К настоящему времени нервная система плода достаточно развита, чтобы ваш ребенок испугался громких звуков снаружи матки — и может даже повернуть голову на звук вашего голоса! Еще одно захватывающее событие: в 28 недель беременности фетальная мозговая активность характеризуется циклами сна, включая стадию быстрого сна (стадия, когда происходит сновидение).

Третий триместр беременности: мозг плода растет.

Третий триместр беременности наполнен бурным развитием нейронов и проводников. Мозг плода увеличивается втрое в весе в течение последних 13 недель беременности. Он начинает выглядеть по-другому: его некогда гладкая поверхность становится все более рифленой и вдавленной (как изображения мозгов, которые вы привыкли видеть).

В то же время мозжечок (моторный контроль) развивается очень быстро — быстрее, чем любая другая область мозга плода (его площадь поверхности увеличивается в 30 раз за последние 16 недель беременности!).

Весь этот рост является значимым явлением для коры головного мозга (мышление, память, чувства). Эта важная область мозга плода быстро развивается во время беременности, но она действительно начинает функционировать только в то время, когда рождается доношенный ребенок и он стабильно и постепенно созревает в первые несколько лет жизни.

Питание для поддержки развития мозга плода.

Поскольку нервная система вашего ребенка начинает развиваться с самого нуля, важно потреблять 400 микрограммов фолата (он же фолиевая кислота или витамин В) ежедневно, как только вы подумаете, что можете забеременеть. Это питательное вещество необходимо для роста эмбриональных клеток, развития тканей и ДНК — и потребление ее в достаточном количестве до (и в начале) беременности снижает вероятность серьезных дефектов нервной трубки ребенка на 70 процентов. Исследования также показывают, что питательное вещество может уменьшить шансы вашего ребенка родится с расстройством аутистического спектра до 40 процентов.

Еще одно важное питательное вещество для развития мозга плода (и глаз): омега-3 жирные кислоты, в частности ДГК (он же докозагексаеновая кислота).

Особенно важна во время третьего триместра беременности, когда мозг плода развивается наиболее быстро — жизненно важно, так как это главный структурный жир в мозге и глазах. Хорошая новость: ДГК содержится во многих видах жирной рыбы (таких как лосось, форель и треска), а также в морских водорослях и яйцах.

А. Критерии структурно-функциональной зрелости мякотных и безмякотных нервных волокон. Этими критериями являются увеличение толщины волокон и уменьшение проницаемости клеточной мембраны, что оказывает существенное влияние на свойства нервного волокна. Главный критерий степени зрелости мякотных нервных волокон - их миелинизация, особенно интенсивная к концу антенатального периода. При этом увеличивается расстояние между перехватами Ранвье и изменяется распределение ионных каналов.

У ребенка первых лет жизни при неполной миелинизации нервных волокон распределение Na- и К-каналов в мембране равномерное. После завершения миелинизации каналы концентрируются в области перехватов Ранвье, что обусловлено перераспределением в мембране белковых молекул, являющихся основой каналов. В безмякотных волокнах распределение ионных каналов остается равномерным по всей длине волокна. Филогенетически старые пути миелинизируются раньше, чем филогенетически новые.

Передние спинномозговые корешки у детей достигают состояния, свойственного взрослым, в период от 2-го до 5-го года жизни, а задние - от 5-го до 9-го года. Миелинизация нервных волокон близка к завершению к 9 годам жизни ребенка.

С возрастом в результате созревания нервных волокон их возбудимость, скорость проведения возбуждения и лабильность увеличиваются.

Б. Возбудимость нервных волокон у новорожденного значительно ниже, чем у взрослых, но уже с 3-месячного возраста она начинает повышаться. Величина хронаксии в несколько раз больше, чем у взрослых. Потенциал покоя нервных волокон у детей значительно ниже, чем у взрослых, вследствие большей проницаемости мембраны для ионов. В процессе созревания нервного волокна проницаемость его мембраны снижается, улучшается работа ионных помп, возрастают ПП и ПД, что свидетельствует о функциональной зрелости нервного волокна. Небольшая величина ПД новорожденного сочетается с большой его продолжительностью и часто с отсутствием инверсии. Это объясняется меньшей, чем у взрослых, ионной асимметрией нейронов. Фазовые изменения возбудимости во время возбуждения в раннем постнатальном онтогенезе также имеют свои особенности. В частности, длительность абсолютной рефракторной фазы равна 5-8 мс, а относительной - 40-60 мс (у взрослых - соответственно 0,5-2 и 2-10 мс).

В. Проводимость нерва. У детей проводимость нерва низкая. Так, у новорожденных скорость проведения возбуждения по нервным волокнам не превышает 50% от скорости взрослых. Плохо выражена изолированность проведения возбуждения. С возрастом скорость проведения возбуждения по нервным волокнам возрастает в результате их миелинизации, увеличения толщины волокна и его ПД.

Г. Лабильность нервного волокна. У детей первых лет жизни лабильность нервного волокна низкая. С возрастом она увеличивается: число ПД, которое способно воспроизвести волокно в 1 с у новорожденных, например, составляет 4-10, а у детей 5-9 лет приближается к норме для взрослых - 300-800 импульсов в секунду.

ФИЗИОЛОГИЯ СИНАПСОВ ЦНС

Синапс (от греч. synapsis - соединение) - это структура, обеспечивающая передачу возбуждающих или тормозных влияний между двумя возбудимыми клетками. Посредством синапса осуществляются трофические влияния, приводящие к изменению метаболизма иннервируемой клетки, ее структуры и функции.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы


Нарушение развития нервной трубки плода формируется в первые недели после зачатия. Основная причина – генетические патологии и неблагоприятная экология. Что это за патология? Почему возникает? Как развивается и чем опасна? Подробности — далее в статье.

  1. Как формируется
  2. Функции
  3. Причины
  4. В чем опасность
  5. Виды патологии
  6. Расщепление позвоночника
  7. Спинномозговые кисты и грыжи
  8. Анэнцефалия
  9. Энцефалоцеле
  10. Мальформация Киари
  11. Диагностика
  12. Лечение
  13. Методы профилактики

Как формируется


Нервная трубка плода что это? Это основа будущей нервной системы, развивается из зародышевого листка и эпидермиса.

Закладка нервной трубки начинается непосредственно после зачатия, процесс происходит в течение первых недель беременности. В норме закрывается на 25 день. Если этого не происходит, развиваются тяжелые болезни у ребенка.

  1. На 18 сутки у эмбриона увеличивается количество эктодермы, формируется нервная пластина.
  2. Края пластины преобразуются в валики с желобком между ними. Он немного расширен в передней части – это зачатки головного мозга.
  3. За несколько дней происходит сближение валиков, они соединяются, образуется трубка, полая внутри.
  4. В дальнейшем из этой полости образуются мозговые желудочки и спинномозговой канал.

Некоторые участки пластины преобразуются в гребни. Из них образуются периферические узлы, мозговые оболочки, волокна нейронов, мозговая ткань надпочечников, пигментные клетки эпидермиса.


Функции

Нервная ткань обеспечивает нормальное функционирование всех органов и систем. Состоит их клеток 2 типов:

  • нейроны – главный структурный элемент, участвуют в приеме, переработке и передаче внешних и внутренних импульсов;
  • нейроглии – обеспечивают питание и защиту нейронов, разграничивают группы нейронов с разными функциями.

Нервная ткань принимает участие в формировании основных структрур мозга – центральной и периферической.


Причины

Дефекты нервной трубки – аномалии в строении, вызванные несвоевременным или неполным закрытием. Формируются в эмбриональном периоде.

Почему развивается патология:

  • наследственный фактор;
  • синдром Патау, Тернера, Эдвардса;
  • радиоактивное излучение, отравление мышьяком, свинцом, пестицидами;
  • прием препаратов против эпилепсии незадолго до зачатия или сразу после него;
  • несбалансированное питание, гипервитаминоз витамина A;
  • повышение спинномозгового давления у плода;
  • вирусные болезни у беременных, особенно опасна краснуха;
  • значительное и длительное повышение температуры на ранних сроках;
  • ожирение, вызванное диабетом.


Но основной причиной считается дефицит фолиевой кислоты во время беременности.

В чем опасность

Дефекты в строении приводят к развитию заболеваний головного мозга и позвоночника у ребенка. Нарушения становятся причиной инвалидности, гибели малыша внутри утробы или через несколько часов после рождения.

Виды патологии

Наиболее распространенный вид дефекта. У основания позвоночника, в этой области наблюдается частичное выпячивание спинного мозга. При обширном незаращении со временем возникают проблемы с трофикой и чувствительностью кожи, неправильное формирование стоп, патология осанки, нарушение функций органов малого таза.

  1. Менингоцеле – поражение оболочек, выпячивание твердой мозговой оболочки.
  2. Менингорадикулоцеле – в отверстие входят мозговые оболочки и спинномозговые нервы. Развивается парез или паралич.
  3. Менингомиелоцеле – в грыжу выходит спинной мозг вместе с корешками и оболочками. Состояние ребенка тяжелое, отсутствуют двигательные функции, нарушается работа тазовых органов.

Развивается в верхней части трубки, отделы мозга сформированы не полностью. Аномалия чаще встречается у девочек. Патология несовместима с жизнью.

Наблюдается частичное выпячивание мозга и мембран через кости черепа. Встречается редко.

Самое редкое нарушение, при котором мозговая ткань протекает в позвоночный канал.


Основные симптомы нарушений – физиологическая деформация, паралич, судороги, отставание в развитии.

Диагностика

Основной метод диагностики – генетический скрининг, отклонения в строении можно увидеть только на УЗИ. Если патология выявлена, необходимо пройти обследование у нескольких специалистов, чтобы исключить ошибку в диагнозе.

Признаки патологии при ультразвуковом исследовании:

  • утолщение позвонков в пояснично-крестцовой области;
  • деформация нижних конечностей;
  • гидроцефалия;
  • синдром Арнольда-Кари.


Другие методы исследований – амниоцентез, 3D УЗИ. При подозрении на патологии развития женщине назначают биохимический анализ крови на содержание альфа-фетопротеина и ацетилхолинэстеразы.

Подтверждения дефектов развития обычно является основанием для прерывания беременности. Но, поскольку даже самые современные методы пренатальной диагностики выявляют только факт наличия патологии, но не определяют степень тяжести, решение о сохранении ребенка принимают родители.

Лечение

Сразу после рождения ребенка врачи устраняют состояния, угрожающие жизни, – отсутствие самостоятельного дыхания, нарушение температурных показателей. Специалисты определяют группу крови и резус, наличие тяжелых нарушений в работе внутренних органов.

Раны в области грыжи обрабатывают антисептиками, накладывают стерильную повязку. Новорожденный должен лежать на животе с немного опущенной головой.

Устранение дефектов производят преимущественно хирургическими методами. После операции назначают антибактериальные препараты для предотвращения развития воспалительных процессов в легких, почках, мочевом пузыре, головном мозге. Раны постоянно обрабатывают, перевязывают, проводят терапию, направленную на снижение ликворного давления.


Восстановление нарушенных функций начинают после заживления раны, снятия швов, купирования воспалительных процессов.

Методы профилактики

Чтобы предотвратить развитие дефектов у плода, родителям необходимо посетить врача-генетика на этапе планирования беременности.

Прием фолиевой кислоты на этапе планирования беременности или сразу после зачатия позволяет снизить риск возникновения повреждений нервной трубки на 70%. Оптимальная суточная доза – 0,4-0,8 мг.

Продукты с высоким содержанием фолиевой кислоты:

  • овощи зеленого цвета, шпинат и другая свежая зелень;
  • спаржа, томаты, кукуруза;
  • арбузы;
  • горох, чечевица;
  • пророщенные зерна пшеницы, гречки, ржи;
  • орехи, семена подсолнечника, тыквы, льна, кунжута в сыром или обжаренном виде;
  • апельсины;
  • печень, яйца.

Вторичная профилактика заключается в своевременном прохождении всех пренатальных обследований.

Многие нарушения в развитии и здоровье ребенка можно устранить при своевременном их выявлении. Это позволит составить эффективный план лечения. Будущим мамам не следует отказываться от обязательных и дополнительных обследований.


Нервная система регулирует процессы, происходящие в организме, а ее развитие начинается с первых недель жизни эмбриона. Маме важно правильно относиться к образу жизни, от этого зависит здоровье ее ребенка.

Нервная ткань состоит из нейронов (специфических клеток), способных передавать и преобразовывать импульсы, и глии (вспомогательных клеток), обеспечивающих условия для функционирования нейроцитов (см. нейрофизиология)

Когда у эмбриона формируется нервная система, важно исключить влияние негативных факторов на материнский организм. Алкоголь, табак, наркотические средства, некоторые микроорганизмы, вирусы, лекарственные препараты и даже отдельные витамины могут оказывать токсическое действие, провоцируя тяжелые пороки развития головного и спинного мозга у плода.

Нарушения развития нервной системы эмбриона может привести к следующим патологиям:

  • Отсутствие спинного и головного мозга. Патология развивается при несмыкании нервной трубки и заканчивается гибелью эмбриона на ранних стадиях беременности. В редких случаях, при замыкании только хвостовой или только головной части трубки, плод проходит все стадии внутриутробного развития, однако ребенок рождается нежизнеспособным.
  • Грыжи головного мозга. После рождения у ребенка наблюдается выпячивания тканей мозга из черепной коробки. Проблему устраняют хирургическим путем или применяют паллиативную терапию.
  • Спинномозговые грыжи. Часто встречаются во врачебной практике. Дети с такими пороками страдают недержанием мочи или кала, у них нарушена двигательная функция. Спинномозговые грыжи удаляют оперативно (см. вертебролог).

Развитие нервной системы в первом триместре

После оплодотворения яйцеклетка начинает активное деление, продвигаясь по маточным трубам. На протяжении этого времени (5-10 дней) формируется многоклеточная морула сферической формы, которая внедряется в эндометрий матки. С этого момента начинается развитие плодного яйца и зародыша.

Морула приобретает форму, появляются листки (эктодерма, мезодерма, энтодерма) и органы обеспечения жизнедеятельности эмбриона – хорион, амнион, желточный мешок. Из наружного слоя эктодермы в последующем образуется головной, спинной мозг, периферические нервы и узлы.


В течение семи дней диск меняет форму на цилиндрическую, где различается головной и хвостовой отделы с интенсивным клеточным делением. На четвертой неделе эмбрионального развития происходит замыкание нервной трубки.

В норме трубка начинает закрываться с головной части и, если этого не происходит, зародыш гибнет. В случаях, когда не замыкается хвостовая часть, эмбрион продолжает развиваться, но иннервация нижней части тела будет нарушена.

Среди основных причин патологии трубки, врачи выделяют:

  • нехватку витаминов группы В, особенно фолиевой кислоты;
  • недостаточное поступление микроэлементов (цинка, йода, железа);
  • воздействие эмбриотоксических факторов;
  • генетические аномалии.

Пятая и шестая недели эмбриогенеза характеризуются интенсивным продуцированием клеток, их миграцией и формированием зачатков центральной и периферической нервной системы. Появляется передний и промежуточный отдел мозга.

К окончанию второго месяца образованы все внутренние органы эмбриона, продолжается рост полушарий головного мозга и развитие его коры. В это время специальные приборы уже обнаруживают активность мозга и передачу импульсов.

В первом триместре беременности плацентарный барьер еще не сформирован, а эмбрион особенно уязвим перед неблагоприятными воздействиями. Прием алкоголя, наркотических средств, лекарственных препаратов на основе фенобарбитала, повышение температуры тела матери, гипоксия, стрессы и прочие факторы с высокой долей вероятности приводят к порокам развития ЦНС.

Чтобы снизить риски женщине следует отказаться от вредных привычек, особенно следить за своим питанием, избегать стрессов. Нужно включить в рацион продукты богатые витаминами группы В, кальцием, железом, йодом, дополнительно принимать витамин Е и фолиевую кислоту.

Акушеры-гинекологи рекомендуют с осторожностью использовать витаминные комплексы, в состав которых входит витамин А, его избыток может привести к патологиям развития органов эмбриона, в том числе мозга. Оптимальный вариант – употребление продуктов растительного происхождения с высоким содержанием провитамина А бета-каротина. Бета-каротин не обладает тератогенным эффектом, безопасен для малыша.

Учитывая перестройку метаболических процессов, желательно оптимизировать рацион питания и образ жизни еще на этапе планирования беременности, за 3-6 месяцев до зачатия.

Формирование нервной системы у плода во втором триместре

С двенадцатой недели эмбрион называют плодом. При помощи аппарата УЗИ можно наблюдать первые рефлексы – дыхательный, глотательный, хватательный, сосательный. Ребенок проглатывает и вдыхает околоплодную жидкость, стремится схватить пуповину (если она его касается), пытается сосать палец.

Частицы тканей в околоплодной жидкости при проглатывании или вдыхании могут вызывать икоту. Адекватная стойкость рефлексов свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

К шестнадцатой неделе у плода уже сформировались анализаторы, поэтому можно говорить о появлении рефлекторной дуги и высшей нервной деятельности. Под анализатором понимают функционально воспринимающую систему, состоящую из нейронов, принимающих информацию, проводящих путей и центра, который эту информацию обрабатывает. Рефлекторная дуга позволяет воспринимать информацию и правильно на нее реагировать. С этого времени ребенок начинает воспринимать окружающий мир.

Если в первом триместре эмбрион реагирует на раздражители недифференцировано, то во втором наблюдается дифференцированный ответ. Прикосновение к животу вызывает рефлекторный ответ плода, прием матерью острой пищи и попадание раздражающих частиц на рецепторы ребенка вызывает чихание. При громких хлопках ребенок группируется, а изменение освещения провоцирует зрачковый рефлекс.

С восемнадцатой недели начинается динамичное развитие синаптических контактов между нейроцитами. Синапсом называют место соединения нейронов друг с другом. Система таких контактов формирует сложные связи способные передавать большие объемы информации за короткое время. Несмотря на то, что новые связи образуются на протяжении всей жизни, именно в антенатальный период закладывается основа умственных способностей ребенка.

Во второй половине беременности происходит стремительный рост головного мозга, а увеличение количества нервных клеток приводит к образованию извилин.

В двадцать недель у малыша начинает работать центр удовольствия и формироваться эмоциональное восприятие. Реакции на внешние раздражители получают определенную эмоциональную окраску. Изменения окружающей среды могут быть приятными или неприятными для ребенка. Например, при повышении в околоплодной жидкости концентрации глюкозы, увеличивается и частота глотательных движений, а появление горьких веществ способствует сокращению или временному прекращению проглатывания околоплодных вод.

Миелин продуцируют глиальные клетки, которые отличаются высокой чувствительностью к недостаточному поступлению кислорода, а также воздействию токсических, наркотических веществ, алкоголя и никотина.

Влияние этих факторов провоцирует нарушения психического и умственного развития ребенка в постнатальный период.

Благодаря плацентарному барьеру во втором триместре плод достаточно надежно защищен от многих инфекционных агентов, однако он по-прежнему подвержен влиянию токсических веществ.

Прием матерью нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов ведет к нарушению формирования синаптических контактов и снижению когнитивного потенциала ребенка.

Особенности нервной системы в третьем триместре

Часто мамы задают врачу вопросы про формирование нервной системы у плода, на каком сроке малыш начинает распознавать звуки, что ей нужно делать в этот период.

Третий триместр характеризуется активным ростом всех органов и систем, в том числе растет и развивается головной и спинной мозг. С 26й недели активируется выработка белка миелина глиальными клетками. До этого времени нервный импульс распространялся не напрямую из клетки в клетку, а вокруг. Часть его терялась, что снижало эффективность передачи информации. Миелин изолирует нейрон, позволяя импульсам двигаться по клеткам напрямую и обеспечивая прочность связи. Благодаря этому белку становится возможным сохранение информации.

После появления миелина на поверхности нейронов ребенок получает способность узнавать информацию. В начале третьего триместра гестации ребенок воспринимает звуки в широком диапазоне – материнский голос, музыка, голоса окружающих людей, шумы. У него вырабатываются звуковые предпочтения и негативное отношение к некоторым звукам.

Ребенок негативно воспринимает звучания высокой и низкой частоты. Например, разговор на повышенных тонах вызывает дискомфорт у плода, что проявляется высокой двигательной активностью. Спокойный голос матери, пение или приятная музыка успокаивает малыша. После рождения ребенок будет соответствующим образом реагировать на знакомые звуки.

На 31 неделе гестации начинается формирование разветвленной системы дендритных отростков. Структура нейрона включает тело, посылающий отросток – аксон и воспринимающие отростки – дендриты. Дендриты собирают информацию, в теле происходит ее преобразование, а передачу осуществляет аксон.

С этого момента появляется целесообразность обогащения среды. Будущие мамы помогают развитию ребенка, создавая благоприятный звуковой фон и тактильные ощущения.

Нервная система плода на последнем месяце

Завершающий этап внутриутробного развития связан с явлением центральной пренатальной гибернации. В последний месяц гестации у плода замедляется метаболизм, а стимуляции, которые вызывали ответные реакции не работают, пропадает чувствительность.

Это состояние – защитный механизм, предусмотренный эволюцией. В процессе родовой деятельности происходит сжатие ребенка, что нередко сопровождается травмами и соответственно болью.

Сильной болью сопровождается и первый рефлекторный вдох, раскрывающий легкие. Состояние гибернации защищает новорожденного от шока, помогает адаптироваться ему в новой среде. Считается что такая заторможенность нервной деятельности сохраняется еще месяц после рождения.

Чтобы плод в последнем триместре гармонично развивался будущей маме рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, не допускать курения или употребления алкоголя.

При необходимости приема препаратов, а особенно психотропных веществ, нужно согласовать возможность их применения с врачом женской консультации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.