Психические и нервные отклонения развития от нормы

Нарушение психического развития (или НПР) – это состояние, характеризующееся нарушением сроков и темпов формирования различного рода психических функций, сфер психики и отдельных их составляющих. В большинстве случаев такая ситуация ассоциируется с умственной отсталостью, а также частичной или полной утратой способности к познанию. Однако по мере взросления клиническая картина становится более стертой, а такие ее проявления, как личностная незрелость и негрубые нарушения познавательной функции, становятся менее выраженными.


Причины нарушений психического развития

Довольно часто первые проявления нарушений психического развития отмечаются еще в период младенчества. В основном они являются следствием поражающих организм патологических процессов и всевозможных травм. Негативное воздействие на нормальное течение процессов формирования психики способны оказывать три типа факторов: экзогенные (например, питание или экологическая обстановка), патогенные (к примеру, негативно влияющие на организм социальные факторы), а также сочетание патогенных и биологических (к ним относятся патологии беременности, недоношенность ребенка, травмы, полученные в процессе родов, и т.д.).

Наиболее распространенными причинами нарушений психического развития являются:

  • Аномалии и пороки развития головного мозга;
  • Патологические процессы, обусловленные “плохой” наследственностью (так, нарушение развития психики может развиться как результат фенилкетонурии или гомоцистинурии);
  • Наследственные заболевания, которые обусловливаются количественным или качественным изменением хромосомной структуры (среди них синдромом Патау, синдром Дауна, полисомия по Х- или У-хромосоме и т.д.);
  • Поражение головного мозга ребенка в период беременности или непосредственно в процессе родов;
  • Эпилепсия;
  • Водянка головного мозга (гидроцефалия);
  • Раннее закрытие черепных швов (краниостеноз);
  • Новообразования, развивающиеся в тканях головного мозга;
  • Митохондриальные болезни;
  • Заболевания, сопровождающиеся врожденным или приобретенным нарушением течения обменных процессов и характеризующиеся патологическим накоплением в клетках и различных тканях метаболитов (накопительные ретикулезы);
  • Эпителический синдром;
  • Факоматозы;
  • Врожденные эндокринные заболевания;
  • Аутистические расстройства (аутизм, синдром Ретта и т.д.);
  • Различного рода соматические патологии;
  • Ухудшение зрительной функции;
  • Ухудшение слуховой функции.

Кроме того, в отдельных случаях причинами нарушений психического развития могут стать неблагоприятные социальные факторы, например, недостаток уделяемого ребенку внимания, его насильственный отрыв от матери, недостаток педагогического воспитания, дефицит воспитания, отрыв от нормальной социальной среды, неблагоприятные условия в семейном кругу или окружающем малыша обществе и т.д.

Типы нарушений психического развития

Нарушение психического развития у детей и подростков, также называемое психическим дизонтогенезом, возникает в результате расстройства и нарушения созревания отдельных функций и структур головного мозга.

Согласно одной из классификаций, все нарушения психического развития делят на ретардацию и асинхронию. Ретардация характеризуется тем, что развитие психики у ребенка отстает от общепринятых для конкретного возраста психологических форм или приостанавливается. Асинхрония же представляет собой состояние, при котором у ребенка одни функции развиваются опережающими темпами, а другие, напротив, отстают в развитии (так называемая психическая дисгармония).

Еще одна классификация типов нарушений психического развития у детей предложена Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской. В соответствии с ней выделяют:

  • Общее стойкое недоразвитие, сопровождающееся ярко выраженной незрелостью систем головного мозга (преимущественно тех, которые являются наиболее сложными и обладают длительным периодом формирования);
  • Задержанное развитие, характеризующееся замедленными темпами формирования эмоциональной сферы и сферы познания, а также их временной фиксацией в предшествовавших возрастных этапах;
  • Поврежденное развитие психики, характеризующееся тем, что патологическое воздействие на головной мозг отмечается не в постнатальном периоде, а значительно позже – приблизительно после 2-3-летнего возраста, когда большая часть структур головного мозга уже сформировались (в качестве примера подобного нарушения психического развития у детей можно рассматривать органическую деменцию);
  • Дефицитарное развитие, которое определяется грубым недоразвитием или повреждением различных анализаторных структур (например, слуха или зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Следует отметить, что именно этому типу нарушения психического развития соответствует наибольшее количество примеров того, как при повреждении отдельных сенсорных систем включается компенсаторный механизм, позволяющий при адекватном воспитании и обучении задействовать другие каналы связи с окружающим миром и активизировать интеллектуальные возможности;
  • Искаженное развитие, которое представляет собой сложную комбинацию общего психического недоразвития с задержанным, ускоренным и поврежденным развитием некоторых психических функций, что является причиной формирования качественно новых патологических образований;
  • Дисгармоничное развитие, которое структурно сходно с искаженным развитием (и в первом, и во втором случае ретардация отдельных систем сочетается с парциальной акселерацией других). Отличием же является то, что в основе дисгармоничного нарушения лежит текущий болезненный процесс, который на различных этапах создает разные виды межфункциональных связей, а стойкая диспропорциональность психики, наблюдающаяся преимущественно в эмоционально-волевой сфере, является врожденной или же приобретается в раннем возрасте.


Профилактика нарушений психического развития

Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий.

Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребенка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.

В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования.

К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят:

  • Создание благоприятной для психического развития ребенка среды;
  • Избегание конфликтов в кругу семьи;
  • Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребенка.


Болезни психики невооруженным взглядом незаметны и поэтому очень коварны. Психические отклонения значительно осложняют человеку жизнь, когда он и не подозревает о присутствии проблемы. Специалисты, которые изучают данный аспект безграничной человеческой сущности, говорят, что признаки психических заболеваний есть у многих из нас, но обозначает ли это, что каждому второму жителю на планете необходимо лечиться? Как узнать, что человек действительно болен и ему необходима квалифицированная помощь?

  • Что такое психическое расстройство?
  • Признаки и симптомы расстройств психики
  • Причины психических отклонений
    • Алкогольная зависимость
    • Травмирование головного мозга
    • Соматические болезни
    • Эпилепсия
    • Злокачественные новообразования
    • Сосудистые нарушения головного мозга
  • Виды психических нарушений
    • У престарелых людей
    • Виды нарушений психики у подростков

Что такое психическое расстройство?

Признаки и симптомы расстройств психики


К характерным признакам отклонений психики относятся нарушения мышления, настроения и поведения, которые выходят за рамки общепринятых культурных убеждений и норм. Чаще всего общая симптоматика характеризуется угнетенным душевным состоянием. Причем человек теряет способность к полноценному выполнению обычных социальных функций. Весь спектр признаков и симптомов можно поделить на ряд групп:

  • когнитивные – неоправданные патологические убеждения, нарушения памяти, осложнения четкого мышления;
  • физические – бессонница, боли в разных частях тела;
  • поведенческие – злоупотребление активными психическими препаратами, неспособность производить простых действий по самообслуживанию, неоправданная агрессия;
  • эмоциональные – внезапное ощущение страха, печали, тревоги;
  • перцептивные – состояния, когда человек замечает явления, которых не видят другие люди (передвижения предметов, звуки и т.п.).

Причины психических отклонений

Аспект этиологии этих болезней полностью не изучен, потому современная медицина не может точно определить механизмы, которые вызывают психические отклонения. Однако можно определить некоторые причины, связь которых с душевными расстройствами научно доказана:

  • заболевания головного мозга;
  • стрессовые состояния в жизни;
  • медицинские проблемы;
  • генетическая расположенность;
  • наследственные причины;
  • сложные обстоятельства в семье.

Помимо этого, врачи отмечают ряд частных случаев, которые собой представляют конкретные отклонения, происшествия или состояния, на фоне которых появляются серьезные психические расстройства. Причины, про которые пойдет речь, зачастую происходят в повседневной жизни, и потому приводят к ухудшению психического здоровья человека в самых неожиданных ситуациях.


Систематическое злоупотребление спиртными напитками часто приводит к расстройствам психики человека. В организме человека, страдающего хроническим алкоголизмом, постоянно содержится большое количество продуктов распада этилового спирта, которые вызывают серьезные изменения мышления, поведения и настроения. В связи с этим возникают опасные нарушения психики, среди которых:

  • Белая горячка. Частое посталкогольное психическое расстройство, которое появляется из-за глубоких нарушений процессов обмена во всех системах и органах организма человека. Белая горячка выражается в судорожных припадках и расстройствах сна. Чаще всего перечисленные явления проявляются через 60-80 часов после завершения употребления спиртного. У человека появляются резкие изменения настроения, постоянно меняя веселье на беспокойство.
  • Психоз. Душевное заболевание, которое объясняется нарушением процессов обмена в головном мозге. Токсическое воздействие этилового спирта затмевает сознание человека, но последствия появляются только через несколько дней после завершения потребления алкоголя. Человека захватывает мания преследования или чувство страха. Помимо этого, у него могут появляться различные навязчивые идеи, которые связаны с тем, что кто-то хочет ему нанести моральный или физический ущерб.
  • Галлюцинации – ярко выраженные представления, доведенные патологически до уровня восприятия реальных объектов. Человеку кажется, что окружающие его предметы и люди падают, вращаются или покачиваются. Искажается восприятие течения времени.
  • Бред. Психическая болезнь, которая называется бредом, у человека выражается в проявлении непоколебимых умозаключений и суждений, не соответствующих действительности. В этом состоянии у больного появляется светобоязнь и нарушается сон. Грань между сном и реальностью становится размытой, человек путает одно с другим.

При травмах головного мозга может появиться целый комплекс значительных психических болезней. Вследствие повреждения мозга запускаются сложные процессы, которые приводят к помутнению сознания. После этих случаев часто имеют место такие психологические заболевания:


  • Онейроид. Редкий вид психологической болезни при травмах нервных центров мозга. Характеризуется обездвиженностью и постоянной сонливостью. На определенное время человек может хаотично возбуждаться, а после опять замирать без движения.
  • Делирий. Тяжелое психологическое расстройство, когда у человека появляются зрительные галлюцинации. К примеру, человек, которые пострадал в автокатастрофе, может видеть группы людей, двигающийся транспорт и другие объекты, связанные с аварией. Нарушения психики погружают человека в состояние тревоги или страха.
  • Сумеречные состояния. Чаще всего проявляются в вечернее время. Появляется бред, человек становится сонливым. Иногда больной погружается в состояние ступора. Сознание человека наполняется различными картинами возбуждения, вызывающие соответствующие реакции: от брутального аффекта до психомоторного расстройства.

На фоне соматических нарушений человеческая психика очень серьезно страдает. Развиваются нарушения, от которых почти нельзя избавиться. Приведем список психических заболеваний, которые при соматических расстройствах медицина считает наиболее распространенными:

Практически у каждого человека, который страдает эпилепсией, отмечаются психические нарушения. Расстройства, появляющиеся на фоне этого недуга, бывают постоянными (перманентными) и единичными (пароксизмальными). Описанные ниже случаи психических заболеваний, в медицинской практике встречаются чаще всего:

  • Эпилептические расстройства настроения. Чаще всего эти психические расстройства выражаются в форме дисфории, характеризующейся одновременным сочетанием беспричинного страха, тоски, злобы и многих иных ощущений.

  • Транзиторное (переходящее) психическое заболевание. Продолжительные отклонения состояния человека от нормального. Переходящее психическое нарушение собой представляет продолжительный психический припадок, который усугублен состоянием бреда. Приступ может продолжаться от 2-3 часов до целого дня.
  • Психические приступы. Медицина определяет несколько видов данного расстройства. Все они характеризуются в резких изменениях поведения и настроения человека. Психический приступ у пациента, который страдает эпилепсией, сопровождается громкими криками и агрессивными движениями.

Появление злокачественных опухолей зачастую приводит к изменениям состояния психики человека. С увеличением новообразований на головном мозге повышается давление, из-за этого появляются значительные отклонения. В этом состоянии у человека отмечаются тоска, бредовые явления, беспричинные страхи и многие иные симптомы. Все это указывает на наличие таких психологических заболеваний:


  • Нарушение памяти. С проявлением данного отклонения появляются симптомы корсаковского синдрома. Человек путается в событиях, происходивших только что, теряет логику событий, задает одни и те же вопросы, и т.п. Помимо этого, в таком состоянии у больного часто изменяется настроение. На протяжении нескольких секунд эмоции человека могут переходить с дисфорических на эйфорические, и наоборот.
  • Аффективные расстройства. Как правило, эти нарушения психики происходят при опухолях, которые развиваются в правом полушарии. Из-за этого появляются приступы тоски, страха и ужаса. Эмоции, которые вызваны патологией структуры мозга, отображаются на лице человека: зрачки расширяются и сужаются, изменяется цвет кожи и выражение лица.
  • Галлюцинации. Они бывают обонятельными, тактильными, вкусовыми и слуховыми. Эти отклонения чаще всего проявляются при наличии новообразований в височных зонах мозга. Зачастую одновременно с ними развиваются вегетовисцеральные нарушения.

Патологии работы сосудов и кровеносной системы моментально отражаются на состоянии психики человека. При развитии заболеваний, которые связаны с понижением или повышением артериального давления, отклоняются от нормы функции мозга. Тяжелые хронические нарушения приводят к появлению очень опасных психических отклонений, среди которых:


  • Церебрально-сосудистые психозы. Этиология этих психических отклонений полностью не изучена. Причем медицина уверено называет два вида церебрально-сосудистого психоза: затяжной и острый. Острая стадия выражена делирием, сумеречным помрачением рассудка, эпизодами спутанности. Затяжная стадия психоза отличается состоянием оглушенности.
  • Сосудистые деменции. Данный диагноз обозначает слабоумие. По своему симптому сосудистые деменции похожи на следствие некоторых соматических заболеваний, появляющихся в престарелом возрасте. Мыслительные и творческие процессы в этом состоянии практически полностью угасают. Больной теряет желание поддерживать контакт с кем-то и замыкается в себе.

Виды психических нарушений

Психические расстройства у людей могут появиться независимо от этнической принадлежности, возраста или пола. Механизмы появления психических заболеваний полностью не изучены, потому медицина не может дать конкретные определения. Однако на сегодняшний день четко установлена связь между определенными возрастными рамками и заболеваниями психики. Для любого возраста характерны свои наиболее часто встречающиеся расстройства.

В престарелом возрасте на фоне таких болезней как бронхиальная астма, почечная или сердечная недостаточность и сахарный диабет появляется множество психических отклонений. К старческим психологическим заболеваниям относятся:

  • деменция;
  • паранойя;
  • синдром Пика;
  • маразм;
  • синдром Альцгеймера.

Зачастую душевные подростковые заболевания связаны с неблагоприятными факторами в прошлом. Обычно отмечаются такие психические расстройства:

  • нервная булимия;
  • продолжительная депрессия;
  • дранкорексия;
  • нервная анорексия.

Психические заболевания самостоятельно не лечатся, потому при проявлении любых подозрений на нарушения психики необходимо срочно обращаться за помощью к психотерапевту. Беседа пациента с врачом сможет помочь быстро определить диагноз и выбрать правильную схему лечения. Практически все заболевания психики излечимы, если своевременно обратиться.


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.