Психоаналитическая теория невротических конфликтов к хорни

Уважаемые слушатели, мы с вами сегодня познакомимся с основными положениями психоаналитических теорий двух из самых величайших ученых-психологов ХХ века: Альфреда Адлера и Карен Хорни.

Карен Хорни, девичья фамилия – Даниэльсон, выдающаяся американская исследовательница немецкого происхождения. Она родилась в 1885 году неподалеку от Гамбурга. Ее отец был морским капитаном, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Мать датчанка, красивая и свободомыслящая женщина. На 18 лет моложе мужа.

Судьба ее трагична, но вклад в психологию неоценим. Хорни была первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину и в 29 лет получила медицинскую научную степень доктора в Берлинском университете.

Трагизм жизни Карен Хорни заключался в том, что практически всю свою жизнь она страдала от тяжелых приступов депрессии и была спасена мужем при попытке самоубийства.

Лавина личных проблем сопровождала молодые и зрелые годы ее жизни: Смерть брата, развод с мужем, развод родителей и смерть их в течение одного года. Вместе с тем карьера ее была успешной. В 40 лет (1927 год) она уже считалась знаменитым психиатромм в Германии.

Спустя пять лет стала помощником директора Чикагского психоаналитического института и была ведущим инструктором по психоанализу. Затем была дисквалифицирована ученым советом института за расхождение ее взглядов с психоаналитической концепцией Зигмунда Фрейда. Но вскоре сама основала Американский институт психоанализа, который сейчас носит ее имя. Умерла от рака в 1952 году в возрасте 67 лет.

Она является автором первого в мировой теории и практике системного психоаналитического подхода в описании неврозов – причин невротических внутриличностных конфликтов. Подход Карен Хорни радикально отличается от соответствующих теорий Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Альфреда Адлера, Крла-Густафа Юнга своим творческим потенциалом, гуманизмом, оптимизмом.

Хорни считается одним из основных оппонентов Зигмунда Фрейда, но вместе с тем, она, так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фром следовала основополагающим принципам психоаналитической теории Фрейда.

Она убедительно показала, что женщины действительно часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, но не по причине отсутствия пениса, как утверждал Фрейд, а потому, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчины и воспитывали их так, чтобы они признавали мужское превосходство.

Хорни возражала против его теории инстинктов Фрейда и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. Таким образом, в теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического фрейдовского психоанализа, заменяется социокультурной.

Сублимация – означает перенос способа удовлетворения потребности в неспецифическую область деятельности, замещение.

Хорни верила в положительную природу человека.

По Хорни, решающим фактором развития личности являются соиальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства:

– стремления к удовлетворению своих желаний;

- стремления к безопасности.

Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги, то есть ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у него же в будущем - во взрослом возрасте. Чтобы справиться с тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Невротические это избыточные, субъективно гиперзначимые потребности.

Давайте запишим их в виде таблицы и прокоментируем примерами

Избыточная (невротическая) потребность Проявлените в поведении
В любви и одобрении; В руководстве партнера; В четких ограничениях; Во власти; В эксплуатировании других; В общественном признании; В восхищении собой; В честолюбии; В самодостаточности и независимости; В безупречности и неопровержимости. Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию, недружелюбию Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценке любви – убежденность в том, что любовь может решить все Желание быть ведомым, снять с себя ответственность.Предпочтение такого стиля жизни, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок. Подчинение друнгим, Довольствование малым; Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости; Боязнь быть итспользуемым другими или боязнь выглядеть «тупым". Но нежелание работать над собой. Желание использовать ресурс других. Желание быть объектом восхищения, лишенным недостатков и ограничений. Представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса. Превознесение себя.Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков. Потребность в лести и комплиментах. Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Страх неудачи. Избегание каких-либо отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств. Дистанцирование от всех и вся. Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и доьродетели.

Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегии межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, то есть снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми:

1) ориентация на людей;

2) ориентация от людей;

3) ориентация против людей.

Соответственно этим типам ориентации Хорни было выделено три типа невротической личности:

- уступчивый (ориентированный на людей, зависимый от людей), выражающий стратегию приспособления, подчиненности;

- обособленный(ориентированный от людей, испытывающий трудности в коммуникации), проявляющийся в стратегии избегания;

- агрессивный (ориентированный против людей), предусматривающий противоборство, конфликтное поведение, авторитаризм.

Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам, то есть применяет как целесообразные тактики.

Развитая К. Хорни конструктивная теория невроза, по мнению многих ученых-конфликтологов до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов. Она включает исчерпывающую классификацию невротических типов личности; основных невротических влечений и их связь с базисным конфликтом; содержит анализ всех основных способов защиты и методов подлинного разрешения невротических конфликтов.

Карен Хорни в научных кругах называют основным оппонентом Зигмунда Фрейда.

Одни ученые утверждают, что психоанализ Карен Хорни не столь туманен и условен, чем фрейдовский, а отличается строгой доказательностью и четкостью.

Карен Хорни (англ. Karen Horney, произносится / hɔrnaɪ /; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский психоаналитик норвежско-датского происхождения, яркая представительница неофрейдизма, автор собственной оригинальной теории личности, одна из ключевых фигур в области женской психологии. Ее теории исследуют некоторые традиционные фрейдистские взгляды, особенно теорию сексуальности, так же как и инстинктивную ориентацию психоанализа и его генетическую психологию.

Ранние годы

Детство Хорни полна ложными чувствами. Однажды она нарисовала портрет отца, изобразив его как жестокого поборника строгой дисциплины, который о своем сыне более высокого мнения, чем о дочери. Но вместо того, чтобы обидеться или возмутиться через его восприятие дочерью, отец купил ее подарки и даже брал ее в морские прогулки на его корабле. Несмотря на это, Хорни всегда чувствовала себя лишенной родительской любви на фоне отдала свою приверженность матери.

Примерно в возрасте девяти лет Хорни изменила свое отношение к жизни, став амбициозной и несколько непокорной. Она почувствовала, что не вырастет красавицей на фоне решила направить свою энергию на развитие своих интеллектуальных способностей — хотя большинство окружающих считала ее достаточно хорошенькой. В то время она влюбилась в своего старшего брата, который был смущен ее ухаживаниями и вскоре оттолкнул ее. Это было причиной первой из ряда депрессий Хорни — проблемы, которая будет беспокоить его всю жизнь.

Обучение и молодости

В 1904 г.. Родители Хорни расстались, ее мать ушла из дома с двумя детьми. К тому времени Фрайбургский университет был одним из первых учебных заведений в Германии, который принимал женщин на медицинские курсы; высшее образование стало доступной для немецких женщин только в 1900 В 1908 Хорни перевелась в Геттингенского университета, а затем — в Берлинский университет, который она закончила в 1913

Во время своего обучения она встретила Оскара Хорни, при котором в 1909 вышла замуж. В следующем году Хорни родила дочь Бригитту, первую из трех ее дочерей. Именно тогда Хорни определилась со своим интересами и пожелала изучать тогда еще новую науку психоанализа. Мать Хорни умерла в 1911, и это очень поразило молодую Хорни. Ее брак с Оскаром Хорни подтвердил теорию Фрейда Оскар был таким же авторитарным и жестким со своим детьми, как отец Хорни на ней. Сначала Хорни воспринимала ее дети растут в подобной атмосфере, как обычную вещь, но позже, в 1920-х гг. Ее отношение к воспитанию детей изменилось.

Карьера и научная деятельность

В 1920-х Хорни получила место в Институте психоанализа в Берлине, где в течение нескольких лет читала лекции по психоанализу. Карл Абрахам, корреспондент Зигмунда Фрейда, считал Карен Хорни очень одаренным аналитиком и преподавателем психоанализа.

В 1923 г.. Фирма Оскара обанкротилась, а позже у него развился менингит. Оскар быстро стал раздраженным, нелюдимым и склочные. В том же году брат Карен умер от легочного заболевания. Оба события повлияли на ухудшение психического здоровья Карен. Она погрузилась во вторую стадию депрессии; в течение отпуска она заплыла далеко в море и обдумывала самоубийство. В 1926 г.. Карен с тремя дочерьми покинула дом Оскара. Через четыре года они эмигрировали в Соединенные Штаты и поселилась в Бруклине, который в то время был домом большого сообщества интеллектуалов, частично из-за евреев-эмигрантов из Европы, в частности Германии. Именно в Бруклине Карен познакомилась с такими академиками, как Эрих Фромм и Гарри Стак Салливан.

Отклонение Хорни от фрейдистской психологии привело к ее отставке с должности вице-директора, и впоследствии она начала преподавать в Нью-Йоркском медицинском колледже, продолжая свою практику психиатра до самой смерти в 1952

Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни

Согласно Хорни, в отличие от здоровых невротики характеризуются наличием ряда невротических потребностей (т.е. потребностей, от которых они психологически зависят):

Хорни рассматривает невротика не как цельную личность, а как три личности с разными системами ценностей в одном человеке. И ее теория если совсем вкратце сводится к одному – есть всего три способа поведения и они одинаковы по форме у здорового и невротичного человека, однако у невротичного эти способы порождены тревогой, в то время как у здорового естественной потребностью к самореализации.

Неочевидная простота теории Карен Хорни, базируется на необходимом (то есть нельзя обойти) осознании того, что в каждый момент времени, в общении с другими людьми любой человек либо соглашается с другими, либо не соглашается, либо избегает четко обозначать свою позицию.

2. Модель развития невротической личности:

Исходное состояние потенциального развития личности такое же как при здоровом развитии.Влияние родителей при этом отличается качественно. Векторы воздействия направлены в другую сторону.


Развитию подлежат крайние участки спектра личности ребенка. Подавляются или как минимум остаются без внимания и не развиваются – центральные. Причина – собственный невроз родителей, который при любой его форме характерен дихотомичностью мышления. И картина воспитательного процесса для всех типов невроза в целом такова:

Усилия невротичных родителей в силу их собственных расстройств направлены на создание у ребенка искаженной модели внешнего мира и себя в нем. Не понимая и игнорируя свое главное предназначение - создание у ребенка чувства безопасности и защищенности, жизненно необходимого для естественного развития личности, родители нагружают его избыточным количеством требований, претензий, долженствований, оценок, касающихся его личности. Все это без учета его возраста, особенностей восприятия и развития на каждом этапе его роста. И вместе с этим без учета его личной мотивации, интересов, потребностей, желаний, предрасположенностей, а наоборот исключительно с учетом собственного, искаженного невротическим расстройством, понимания о социальных нормах, правилах, требованиях.

При этом инстинктивно необходимые ребенку безопасность и любовь выдаются ему только в обмен на требуемое поведение или обещаются к получению в будущем после выполнения им определенных родителями условий. Поведение не соответствующее нормам, существующим в голове невротичного родителя, как минимум не поощряется, а обычно критикуется и наказывается. Зачастую ребенку приходится жить в условиях постоянного не в его пользу сравнения с другими детьми или братьями и сестрами.

Одновременно такое воспитание заведомо грешит противоречиями, абсолютизмом и взаимными исключениями, так как, по мнению обычного родителя, ребенок должен уметь мгновенно (по одному его желанию, сразу и навсегда) прекращать определенное поведение, внутренне изменяться, делать выводы, наказывать себя, самостоятельно искупать вину и много чего еще, основываясь, например, просто на намеках, не высказанных ожиданиях, общепринятых правилах (о которых ему не могло быть известно). А сам родитель не имея, как любой невротик, однозначной системы ценностей вольно или не вольно склонен менять свои принципы (в том числе относительно воспитания) под действием внешних ситуаций.

В таких условиях, все усилия ребенка обращены к демонстрации своих крайних проявлений – безмерно-приторной любви или истерической злобы, а если и тем и другим совладать с родителями не удается – всепоглощающей обиды.

Конечно, любой ребенок обречен быть воспринимаемым не так как он сам воспринимает себя. Или по-другому: быть оцениваемым не так, как он ожидал быть оцененным, исходя из своих намерений. Или по-другому: быть в глазах родителей не тем, кем он является на самом деле. Степень и качество отличия двух этих восприятий может быть минимальной, а может быть гигантской. Но она есть всегда. У тотально невротичных родителей она тотальна.


Но в этой репрессивной для потенциально здоровой личности ситуации ребенку (в отличие от здорового пути развития) приходится в самом раннем возрасте выполнить дополнительную работу, коренным образом меняющую всю его последующую жизнь - сформировать базовый не осознаваемым им конфликт между инстинктивно возникающей агрессией по отношению к родителям (как естественная защитная реакция живого на губительное для личности воздействие из вне) и одновременной потребностью эту агрессию подавить для получения у этих же родителей безопасности и любви. Он вынужден любить и одновременно бояться. И вычеркивать из сознания то, что он боится родителей.

Это фундаментальная, она же базовая, она же коренная, она же глубинная, она же базальная, она же основная, она же первичная тревога. Базовая тревога – это та пружина, которая толкает человека от самого себя, увеличивая разрыв между подлинным Я и формируемым актуальным невротичным Я. Она в дальнейшем вновь и вновь увеличивает объемы тревоги внутри личности.

Формирование базовой тревоги вследствие не правильно разрешенного ребенком (по вине родителей) конфликта между враждебностью и покорностью чаще всего происходит в случаях, когда ребенок вынужден принять внутреннее решение подчиниться каким-нибудь абсурдным с естественной точки зрения требованиям родителей. При этом ребенок сначала протестует, но потом с подачи родителей вынужден делать усилия чтобы убедить себя, что то что происходит – это нормально.

Серия таких случаев вытеснения враждебности по отношению к значимым другим может привести к полному рефлекторному подавлению агрессивных тенденций в подобных ситуациях. А так как ситуации выбора подчиниться или протестовать встречаются в жизни постоянно, то и пополнение, и поддержание объемов базовой тревоги обеспечено вперед на всю жизнь.

Кроме этого, вытеснение враждебности по отношению к родителям, помимо страха перед ними и навязанного ими чувства вины может быть вызвано еще и откровенной беспомощностью засюсюканного ими же ребенка.

И самое важное, что базовая тревога вместе с вытеснением неугодной враждебной части подлинной личности придавливает собой и другое ее крыло – доброжелательное. Причина этого в том, что обе формы поведения составляют единое целое - сбалансированное, спонтанное, живое. Организм здесь не может действовать избирательно и любое проявление подлинного Я воспринимается уже как угроза существованию. Ровно так же как при депрессии, включаемые защитные механизмы, стараясь снизить неприятное ощущение тревоги, захватывают заодно и все положительные переживания, снижая их до нуля.

Явным показателем появления базовой тревоги является появление детских страхов, как способ освободиться от психического напряжения переносом страха, который нельзя осознавать, с фигур родителей, на не существующие объекты – привидения, чудовища, чужих людей, животных, темноту, определенные ситуации и т.п.

Что предлагается взамен? Ключевые слова: подмена и обман.

Обман состоит в том, что голова невротичного родителя содержит комплекс когнитивных ошибок, распространяющихся на его взгляды на жизнь и, в том числе, на личность ребенка:
Генерализация: если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.
Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего: если нечто было справедливо раньше, оно будет справедливо всегда.
Дихотомизм мышления: существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное—белое, хорошее—плохое)
Катастрофизация: всегда жди плохого. С тобой может случиться только плохое.
Избирательное абстрагирование: имеют значение только неудачи, поражения, лишения и т. п. О себе нужно судить по своим ошибкам, слабостям и т. п.
Чрезмерная персональная ответственность: я виноват во всех неудачах, неприятностях и т. п.
Персонализация: я нахожусь в центре всеобщего внимания — особенно мои ошибки и просчеты. Я являюсь причиной всех неприятностей.

Инструментом подмены служит запрет на проявление эмоций. Ребенку запрещены (не поощряются, высмеиваются, игнорируются) его собственные эмоции. Демонстрируется отсутствие понимания потребностей ребенка. Это, в первую очередь, отсутствие правильного отзеркаливания эмоций ребенка матерью. Когда ему плохо его убеждают, что ему должно быть хорошо. Когда он злится его наказывают за дерзость. Когда он счастлив его высмеивают за ничтожность причины этого счастья. Когда он плачет его стыдят за слабость.

Таким образом, сдерживание естественных эмоций, запрет на их переживание, закрепленный базовой тревогой – основа для невроза.


На этом фоне невротичные родители в силу когнитивных особенностей собственного восприятия настойчиво предлагают ребенку для использования исключительно крайние способы из всего диапазона возможных форм поведения, старательно удерживая его в зависимости от ситуации в полярных состояниях – ощущении враждебности, ощущении бессилия, ощущении изолированности.

Более того, эти ощущения родителями намеренно раздуваются.

- Для усиления враждебности используются три разных способа, приводящих к одному результату – противопоставлению с другими: а) ребенка унижают, добиваясь демонстрации озлобленности; провоцируют истерики; высмеивают за слабость или б) наоборот - безмерно восхищаются и безгранично балуют или в) помещают под пресс жестких норм и правил.
- Для усиления бессилия и достижения зависимости от других: заставляют добиваться расположения родителей, завоевывать их любовь, демонстрируя собственную слабость.
- Для усиления изолированности и достижения желания отстранится: а) критикуют, не в его пользу сравнивают с другими, пренебрегают любым его мнением, запугивают или б) гиперопекают, исключая прямой контакт с миром.
И, дальнейшее развитие структуры его личности зависит от конкретного в данной семье представления о правильном и не правильном поведении.

Спрашивается, почему так изощренно жестоко? С точки зрения родителей – не жестоко вовсе. А обоснованно и оправдано. По аналогии с тоталитарным государством, идеология которого состоит из смеси враждебности ко всему не правильному и беспомощности перед властью эти правила олицетворяющей. При этом любая индивидуальность должна быть стерта. То есть ответ простой - так ребенком проще управлять. Это раз. Но и сами родители не знали другого к себе отношения, чтобы представлять воспитание собственных детей как-то по-другому. Это два.

Личность – результат социальных отношений. И так как в детстве все отношения сосредоточены на родителях, то - это результат отношения родителей к ребенку. Поэтому добровольность у невротика понятие очень условное. Нормальному восприятию себя, других и ситуаций между ними мешает страх нормального восприятия себя и других (полно и едино), который возникал в раннем детстве при навязывании реагирования родителями в противовес естественному и спонтанному.

Поведение здорового человека построено на мотивации изнутри личности. Поведение невротика - на мотивации снаружи (принудительной мотивации). Пока принудительная мотивация действует, спонтанная будет исключаться или быть скомканной и не уклюжей, так как в основе принудительной лежит пережитый в детстве страх. Это страх личности понести ущерб вплоть до ее исчезновения потому, что действия родителей для ребенка не предсказуемы, он не знает границ их силы. Вдруг он исчезнет, если они этого захотят? Ведь он же появился ниоткуда и оказался полностью в их власти. Может быть они в силах вернуть его снова в никуда?

Поэтому ребенок начинает активно преобразовывать переживаемые им ощущения в поведение. Благо они по своей сути совпадают. Ощущение враждебности – в движение против людей (агрессивная враждебность), ощущение бессилия – в движение к людям (жертвенная зависимость), ощущение не самодостаточности – в движение от людей (угодливая уступчивость).

То есть, по Хорни, невротическое поведение – это преобладание принудительных форм поведения над спонтанными (идущими из центра индивидуальности и вызываемого переживаемыми эмоциями). У невротика только одна базовая эмоция, определяющая его поведение (и отменяющая в случае чего все другие) – тревога. Все подчинено ей. Стремлению эту тревогу снизить. При этом сам акт поведения (действие) выглядит одинаково и у невротика и у здорового человека: сказал, сделал, сходил, обрадовался, расстроился и т.п. Кстати, поэтому невротику трудно понять, что он невротик только по формальной оценке и сравнению своих действий с действиями окружающих его людей. Он же не ведет себя как сумасшедший.

С одной стороны, крайность как часть цельной личности – хорошо, а как единственная основа – плохо. Ребенок понимает это интуитивно, наблюдая разнообразную жизнь окружающих его людей. С другой стороны сама жизнь – это постоянное интенсивное упорядочивание всего, в том числе и самоупорядочивание. Поэтому ребенок начинает активно синтезировать из непримиримых крайностей целое. Но так как невроз – это упорядочивание себя в угоду фальшивым целям, на месте возможного развития подлинного Я появляется невротическое мнимое Я. Или по другому: идеализированный образ себя.

Человек, по сравнению с животными, не только выполняет принудительные действия, но и обобщает, ассоциирует их со своей личностью, давая ей оценку исходя из того, что он делает и идеализированный образ - это представление о себе, по мнению невротика, единственно приемлемое для социума. Этот образ становится собственным, вытесняя подлинное Я.

Идеализированный образ у всех трех типов невротиков разный. У преимущественно агрессивного типа – доминирующая личность, у преимущественно подчиненного - зависимая, у отчужденного – изолированная от других людей. Но, во всех случаях он все равно включает все три крайности. При этом степень проявления этих крайностей для разного типа невроза разная. И задача решаемая, наличием идеального образа состоит в создании ощущения цельности личности, не смотря на ее противоречивую основу.

Идеализированный образ для человека приобретает размеры вселенной, так как ничего другого для человека в себе не существует. Кстати, ровно по этому же, и переживаемая тревога может в субъективной оценке доходить до космических величин, демонстрируя величину личностного бедствия.

Экзистенциалисты же, к слову, называя такую тревогу экзистенциальной, изначально сопутствующей осознанной жизни, демонстрируют абсолютную слепоту к тому факту, что жизнь невротика – это постоянно длящееся самоубийство (и зачастую в случае тяжелой депрессии, как следствия невроза, происходящее реально), при котором здоровая, хоть и вытесненная часть личности не может не заявлять о себе паникой.

Таким образом, у Карен Хорни речь идет о вынужденной имитации личности или отдельных ее частей, проявляемых в социальных ролях. Вопрос о применимости к каждому конкретному человеку – это вопрос о степени фальсификации его личности. Вместе с идеализированным образом социальная роль выходит на первый план в конфликте с естественными потребностями личности. А, характер социальной роли определен характером главной, выбранной ребенком, невротической тенденции.

Жизнь Карен Хорни


Ещё в четырнадцать лет она захотела стать врачом. И она настолько упорно шла к этой цели, что в конце концов достигла её. В 1906 году поступила в университет Фрайбурга на медицинский факультет. Таким образом, она стала первой в Германии женщиной, которая получила возможность изучать медицину в университете. Выходит, для осуществления своей цели ей не помешали ни законодательство, ни общественные нормы и предрассудки, ни даже негативное отношение отца к женщинам и их правам.

Несмотря на свои успехи в обучении, Карен постоянно страдала от депрессии. Её посещали мысли о несостоятельности психоанализа, она столкнулась со смертью брата, разводом родителей и их смертью. В 1910 году она вышла замуж за студента Оскара Хорни и прожила с ним до 1927 года, когда они развелись. Оскар вспоминал, что однажды спас супругу от попытки самоубийства. Однако после развода с мужем её жизнь быстро наладилась: она писала научные работы, преподавала, много путешествовала, работала психиатром.

Карен Хорни, по-видимому, нашла действенный способ справляться со своими психологическими проблемами, напоминающий то, что предлагал Альфред Адлер. Будучи психиатром, она работала с пациентами, которым было значительно хуже, чем ей. Помогая им, она сама чувствовала себя лучше и легче.

В 1932 году Карен Хорни переехала в США. Она преподавала в частной Новой школе социальных исследований, а также в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Однако в 1941 году её уволили из института по причине того, что она всё дальше отходила от классического психоанализа. Тогда она основала собственное научное общество.

К слову, в отношении самих идей Фрейда Карен Хорни была очень неоднозначной. Первое время она увлекалась ими, поскольку они отражали её недовольство своей половой жизнью. В юности она предавалась разнообразным сексуальным фантазиям, в том числе таким, которые в то время считались извращениями (да и сейчас считаются многими консервативными людьми). Она даже пыталась выпускать собственную газету, посвящённую этой теме, а также расхаживала по улицам с проститутками, привлекая общественное внимание.

Но впоследствии она заявила, что Фрейд слишком много внимания уделяет сексуальным переживаниям и что в психологии они являются далеко не такими важными. По-видимому, это совпало с тем, что она преодолела свой комплекс неполноценности.

Однако и в дальнейшем она продолжала страдать от недостатка любви. Одно время у неё завязался роман с Эпихом Фроммом – ещё одним знаменитым психологом; это была её единственная настоящая любовь. Но им пришлось расстаться, и это Хорни переживала очень тяжело и мучительно.

Теория неврозов Хорни

Перебираясь из Германии в США, Карен Хорни обратила внимание на то, как сильно различаются европейская и американская культуры. Разным было всё: и массовая культура, и поведение людей, и социально-экономическая обстановка, и возникающие у людей психические расстройства. Так она впервые стала свидетелем того, как культурная среда может оказывать влияние на формирование личности индивида.


Итак, возникающие у людей неврозы формируются за счёт воздействия окружающей социальной среды и конфликтных человеческих взаимоотношений. В этом она вступила в противоречие с классическим психоанализом, который выводил психические и психологические проблемы человека из генетических и инстинктивных факторов.

В таком освещении менялся и характер лечения неврозов. Классический психоанализ был направлен на то, чтобы помогать человеку справляться со своими инстинктами. А подход, предложенный Карен Хорни, помогал человеку восстановить здоровые отношения с людьми и самим собой, найти точку опоры в себе, а также избавиться от невротических защитных механизмов. Эти механизмы только частично позволяют справиться с жизненными трудностями, а в долгосрочном плане они закрывают для человека возможность нормальной жизни.

Частично Хорни соглашалась с учением Фрейда о том, что неврозы формируются по причине внутреннего конфликта личности: вытесненные силы (инстинкты) вступают в противоборство с вытесняющими (культурные установки). Однако она указывала, что этого недостаточно; невроз, по её словам, возникает лишь в том случае, когда это противоборство порождает тревожность, а попытки справиться с тревожностью приводят к появлению защитных механизмов.

Отчасти это было веянием времени: Хорни увлеклась идеями социализма, отстаивала равенство всех людей, интернационализм, была сторонницей феминистского движения.

Значительные работы Карен Хорни

Вот некоторые известные работы, написанные Карен Хорни:

Как видим, Карен Хорни была одним из первых представителей науки, которые выпускали книги, доступные для обычных людей. И в этом был свой смысл, поскольку главная цель её теории – научить обычного человека разбираться в себе, найти причины своих внутренних конфликтов и психических расстройств и избавиться от них.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.