Психологическая помощь неврологическим больным

Психологическая помощь — это помощь человеку или группе людей, направленная на решение различного рода психологических проблем и трудностей. К психологической помощи относятся: индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая реабилитация, групповые формы работы с психологом (тренинги, мастер-классы, развивающие программы), а также психопрофилактические мероприятия — лекции и семинары.

Бесплатную психологическую помощь можно получить, записавшись на прием к специалисту. Для этого позвоните по единому справочному телефону Московской службы психологической помощи населению +7 (499) 173-09-09, либо в удобное для вас подразделение службы.

В рамках очной психологической помощи оказывается индивидуальное и семейное консультирование по следующим психологическим проблемам:

  • семейные конфликты;
  • детско-родительские и супружеские отношения;
  • проблемы утраты смысла жизни;
  • переживания горя, тревог, страхов, одиночества;
  • проблемы личностного роста и профессиональной деятельности.

В течение календарного года клиентам предоставляются: 5 психологических консультаций, 2 сеанса психологической диагностики, 3 тренинга, 2 консультации у психотерапевта и 8 сеансов психологической реабилитации.

Перед получением психологической помощи ознакомьтесь с правилами приема клиентов в Московской службе психологической помощи населению.

Если вы чувствуете, что находитесь в острой кризисной ситуации, испытываете переживания, с которыми не в силах справиться самостоятельно, находитесь под влиянием травматического события, вы можете обратиться за неотложной психологической помощью.

Для получения круглосуточной психологической помощи дистанционно позвоните по телефону неотложной психологической помощи:

Для получения экстренной психологической помощи в очном режиме позвоните:

  • по единому справочному телефону +7 (499) 173-09-09 (понедельник-пятница с 9:00 до 21:00, суббота с 9:00 до 18:00, воскресенье — выходной), звонок бесплатный;
  • на круглосуточный телефон неотложной психологической помощи: с городского телефона по номеру 051 (бесплатно), с мобильного телефона по номеру: +7 (495) 051 (услуги оператора связи оплачиваются по тарифам на исходящие звонки).

В ходе такого консультирования проводится работа, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, снижение выраженности аффекта, осознание и принятие реакции на кризисную ситуацию.

Также специалисты Московской службы психологической помощи населению оказывают экстренную психологическую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. К такой помощи относятся:

  • экстренная психологическая помощь пострадавшим в зоне ЧС;
  • неотложная психологическая помощь в больницах города Москвы пострадавшим при ЧС;
  • пролонгированная психологическая помощь пострадавшим при ЧС (проводится на территории МСППН).

Важная роль стресса в происхождении многих заболеваний нервной системы, возможность развития тяжелых психологических реакций на саму болезнь и значительное влияние эмоционального состояния больного на ее течение определяют важное место психотерапии в неврологической практике.

3.1. Особенности психотерапи и неврологических больных

Наиболее общими задачами психотерапии больных с неврологической патологией можно считать следующие.

Безусловно, в каждом индивидуальном случае задачи и объем психотерапевтических воздействий определяются с учетом физического и психологического состояния конкретного пациента и механизмов развития болезни. Показания к психологической помощи и ее характер могут значительно различаться для разных больных с одинаковой патологией, поскольку существуют различные патогенетические варианты одной и той же нозологической формы, отличающиеся по степени участия психологических и физиологических факторов в ее развитии.

Психологическая поддержка больных, отличающихся незначительным уровнем психической дезадаптации, может оказываться лечащим врачом в ходе его бесед с пациентом. Больные с выраженными проявлениями психической дезадаптации направляются к психотерапевту.

Характер психотерапевтической помощи во многом зависит от того, связано ли снижение адаптационных психических возможностей больного с органическим повреждением головного мозга либо с его преморбидными личностными особенностями, затрудняющими приспособление к новым условиям жизни в ситуации болезни. В процессе лечения больных, отличающихся потенциально обратимыми нарушениями со стороны эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер, акцент делается на расширении диапазона и тренировках способов произвольного личностного реагирования.

Активизация личностных ресурсов пациента в процессе психотерапии осуществляется постепенно. На первых этапах допустимо такое содействие больному в разрешении тревожащих его вопросов, при котором он исполняет пассивную роль. Этот подход отличает краткосрочную психотерапию неврологических больных от психотерапии соматически здоровых лиц, исходно направленной на активизацию их личностных ресурсов и расширение возможностей самостоятельно решать проблемы. Целесообразность отведения неврологическим больным пассивной роли в начале курса психотерапии обосновывается тем, что большинству из них присущи более или менее выраженные изменения функционального состояния головного мозга с ухудшением возможностей произвольной регуляции психической деятельности (Loscalzo M., 1996; Lezak M.D., 1995; Rolls E.T., 1996). Такие нарушения могут быть проявлением как неспецифической дисфункции лобных долей у пациентов с хроническим психическим стрессом, так и специфических нарушений церебральных механизмов целеполагания, планирования и произвольного переключения внимания у больных с очаговыми поражениями фронтальных и глубинных медио-базальных отделов головного мозга.

По мере улучшения самочувствия и снижения уровня психического напряжения больного все больший удельный вес начинают занимать активизирующие методики, способствующие осознанию пациентом своей собственной ответственности за выздоровление и направленные на активизацию его личностных ресурсов. Психотерапевтические воздействия включаются в комплексные программы медицинской реабилитации и осуществляются совместно с медикаментозным лечением, кинезотерапией, физиотерапией, рефлексотерапией.

Работа психотерапевта в неврологическом стационаре имеет свои сложности. Нередка напряженность во взаимоотношениях психотерапевта с лечащими врачами. В ряде случаев неврологи отрицают важность психотерапии для своих пациентов либо внешне соглашаются с психотерапевтом, но на практике игнорируют его рекомендации. Нередко врач начинает конкурировать с психотерапевтом за влияние на больного. Неудачи в попытках найти взаимопонимание с лечащими врачами могут поколебать уверенность психотерапевта в себе как в профессионале (Хайгл-Эверс А. и соавт., 2002).

Другого рода трудности в работе психотерапевта в неврологическом стационаре связаны с тем, что многие больные, которым психотерапия необходима, сами к активному участию в подобного рода лечении не стремятся. Кроме того, значительная часть больных имеет поражение головного мозга, затрудняющее проведение психотерапии. В этой связи особое внимание уделяется критериям отбора пациентов с заболеваниями головного мозга для участия в психотерапии. Основными условиями, предопределяющими высокую вероятность успеха психотерапевтической помощи больным с поражениями нервной системы, считаются следующие (von Cramon D.Y., Matthes-von Cramon G., 1992):

  • пациент способен концентрировать внимание в течение как минимум 20 минут;
  • способен к абстрактному мышлению;
  • не имеет грубых расстройств памяти;
  • не имеет зрительно-пространственных расстройств и афазии;
  • осознает суть своей психологической проблемы;
  • мотивирован к психотерапии.

В психотерапии неврологических больных находят применение самые различные приемы, техники и методы, принадлежащие всем ведущим направлениям психотерапии — психодинамическому, гуманистическому, когнитивно-бихевиоральному, при условии соответствия их личности пациента и склонностям врача.

Актуальность психологической помощи пациенту с неврологическим заболеванием трудно переоценить. В большинстве случаев такую помощь оказывает больному его лечащий врач, которому важно совершенствовать свои знания не только в сфере основной специальности, но и в области клинической психологии. В связи с этим можно приветствовать издание уникальной монографии В.Н. Григорьевой и А.Ш. Тхостова, которая содержит всестороннюю информацию о психологических особенностях больных с различными заболеваниями нервной системы и возможностях оказания им адекватной психологической помощи. Наряду с подробным обзором литературы авторы приводят и свои взгляды на психический стресс с позиций представлений о пространственно-динамических характеристиках межличностных взаимодействий и результаты собственных исследований по оптимизации психологической помощи пациентам с головными болями, болями в спине, дистоническим гиперкинезом, миастенией. Монография имеет исключительно важное научное и практическое значение.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии Российской медицинской академии последипломного образования О.С. Левин

Лечение пациентов с заболеваниями нервной системы требует от врача не только знаний в области неврологии, но и способности понять переживания больного, вызвать у него доверие, настроить на преодоление болезни. У невролога решение этих задач иногда вызывает бо′льшие трудности, чем собственно постановка диагноза и выбор терапии. Действительно, в то время как почти для всех заболеваний нервной системы разработаны некие диагностические и терапевтические алгоритмы, то каких-либо руководств по взаимодействию врача с конкретным и неповторимым больным в принципе быть не может. Поэтому столь важное значение для лечащего врача имеет знание общих принципов клинической психологии, преломляемое в контексте определенных клинических форм заболеваний нервной системы. В книге кратко описаны современные представления о роли психологических факторов в развитии наиболее распространенных неврологических заболеваний, перспективы использования психотерапии в неврологической клинике, а также возможности психологической поддержки больного, оказываемой ему лечащим врачом. Такая психологическая помощь со стороны невролога не отменяет необходимости направления пациента к психологу или психотерапевту при наличии соответствующих показаний. Однако в большинстве случаев все же именно лечащему врачу приходится принимать участие в решении тесно взаимосвязанных между собой медицинских и психологических проблем пациента, что требует от невролога не только компетентности в сфере его основной деятельности, но и некоторой психологической грамотности. Это и послужило основанием для создания данной книги, предназначенной прежде всего для врачей-неврологов.

Психический стресс играет важную роль в развитии целого ряда заболеваний нервной системы. Он может провоцировать манифестацию или обострение симптомов болезни, служить одним из факторов ее риска или усугублять тяжесть ее течения.

Больным, переживающим состояние острого или хронического напряжения, важна не только медицинская, но и психологическая помощь, что требует от их лечащих врачей как общих представлений о природе стресса, так и возможности распознать его причины у конкретного пациента.

1.1. Причины и психологические механизмы стресса

Начиная с Селье, механизмами развития физиологического стресса занимались физиологи всего мира, посвятившие свои исследования не только гуморальному звену адаптационного синдрома, но и той роли, которую играют в его развитии процессы нервной регуляции, пептидные гормоны, медиаторы симпатоадреномедуллярной системы и другие факторы. Особое внимание стало уделяться динамике физиологических изменений, возникающих под действием стрессоров разной силы и продолжительности (Гаркави Л.Х. и соавт., 2002).

В самых общих чертах, под психическим стрессом чаще всего понимают состояние сильного эмоционального напряжения, возникающее в ответ на воздействие значимых, нарушающих основные биопсихосоциальные потребности человека факторов (опасность, конфликты, аварийные ситуации), а также в ответ на мысленное, воображаемое воспроизведение реальных или вымышленных психотравмирующих событий и образов (Rivkin I.D., Taylor S.E., 1999).

Различают чрезвычайный стресс, вызываемый внешними событиями, несовместимыми с привычными для человека обстоятельствами и угрожающими его жизни, и повседневный стресс. По длительности существования психический стресс разделяют на острый и хронический. Существует большое число разнообразных теорий, объясняющих механизмы развития острого и хронического психического стресса и клинически соответствующих ему форм невротических и аффективных расстройств.

Для развития состояния психического стресса имеет значение множество факторов биологической, психологической и социальной природы. Предрасполагающими к развитию стресса биологическими факторами могут служить генетическая предрасположенность к возникновению тревожных расстройств или неблагоприятное физиологическое состояние организма на момент встречи со стрессором, психологическими — некоторые особенности эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер человека, а социальными — негативные изменения в окружающей среде, слабая социальная поддержка и т.д. (Huebner E.S., McCullough G., 2000).

Соответственно, одни теории развития психического стресса делают акцент на внешнем стрессовом воздействии, другие фиксируют внимание на особенностях психического реагирования и внутренних конфликтах в мотивационной сфере человека (Кавтарадзе В., 1986; Фанталова Е.Б., 1989; Айвазян Т.А., 1991), а третьи — на процессе личностно-средового взаимодействия.

Поскольку в задачу терапевта входит достижение конкретных результатов за ограниченный период времени, то особые усилия он прилагает для установления прочного сотрудничества с больным и стимуляции его усилий, направленных на достижение общей с врачом цели. Наблюдая за поведением больного во время обсуждения провоцирующих симптомы ситуаций, врач помогает ему осознать связь между эмоциями, поведенческими реакциями и соматическим дискомфортом. Периодически врач дает пациенту рекомендации, ориентированные на необходимость систематического анализа свого эмоционального состояния и обучения новым способам реагирования в определенных ситуациях.

Такой подход наиболее эффективен в терапии больных, болезненные симптомы которых связаны с эмоциональным перенапряжением. Снижение уровня психического стресса после разрешения внешних и внутренних конфликтов сопровождается улучшением самочувствия этих пациентов. Ограниченность описанного подхода заключается в том, что он не предусматривает коррекцию отношения пациента к болезни, а также его непосредственное обучение новым способам реагирования. Предполагается, что советов врача и осознания больным необходимости изменений вполне достаточно для того, чтобы он в дальнейшем расширил репертуар своих психических и поведенческих реакций.

Чаще всего в реабилитации больных с патологией нервной системы применяются методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Частично это объясняется тем, что из всех направлений психотерапии ее теоретические основы более всего близки и понятны врачам. Кроме того, методы когнитивно-поведенческой терапии лучше всего соответствуют задачам разработки краткосрочных, но при этом действенных и рентабельных программ психологической помощи, доступных для широкого круга больных и отвечающих потребностям здравоохранения.

3.2. Когнитивно-поведенческая терапия в неврологической клинике

Когнитивно-поведенческая терапия объединяет целый ряд более узких направлений психотерапии, сходных по теоретическим основам и методикам.

Важными источниками когнитивно-поведенческой терапии явились психофизиология, поведенческая и когнитивная психология.

Поведенческая психология сосредотачивает внимание на изучении механизмов и закономерностей поведения человека. В начале своего становления эта наука объясняла формирование поведенческих навыков прежде всего выработкой новых условных рефлексов.

Важнейшую роль в развитии теоретической базы поведенческой психологии сыграли труды И.М. Сеченова, доказавшего универсальную роль рефлекторной деятельности в происхождении как непроизвольных, так и произвольных движений. Сеченов развил уже сложившиеся к этому времени (во многом благодаря работам Ч. Белла, Ф. Мажанди, М. Холла) представления, согласно которым рефлекс является целостной минимальной единицей активности нервной системы, и впервые высказал положение о рефлекторной обусловленности всех актов сознательной и бессознательной жизни человека.

Концепция Сеченова послужила идейной почвой для создания И.П. Павловым учения об условных рефлексах и физиологии высшей нервной деятельности. В свою очередь, это учение Павлова, а также рефлексологическая теория В.М. Бехтерева и концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Дж. Уотсона (J. Watson) послужили научной основой поведенческой модели терапии на ранних этапах ее развития в 20-е годы ХХ века.

Клиника психотерапии Преображение ставит своей целью помогать людям, страдающим от различных психологических, психических нарушений и алкоголизма. К нам обращаются те, кто стремится получить полноценную и качественную помощь, после которой не понадобится повторное вмешательство. Все, кто хочет реальной помощи, получает её в полном объёме и с наивысшим эффектом.

Специалисты центра способствуют не только избавлению от недугов, связанных с расстройствами нервной системы, но и содействуют осознанию и исправлению существующих проблем. Индивидуальный подбор психотерапевтической помощи нашими специалистами изменяет жизнь, делает человека независимым и способным воплощать собственные мечты.

Психотерапия Цена в рублях
Консультация врача 2500
Работа с психотерапевтом от 3500
Личностный осмотр 3500
Патопсихологическое обследование 5000
* Стоимость может меняться. Уточняйте по телефону.

Клиника психотерапии Преображение

Спектр решаемых проблем в нашей клинике психотерапии чрезвычайно широк. К ним относятся подавляющее большинство известных науке неврологических болезней, психических нарушений и пограничных психологических состояний. Вот только некоторые примеры:

  • депрессия (в том числе эндогенная);
  • анорексия, булимия и прочие РПП;
  • тревожность, фобии, панические атаки;
  • биполярное расстройство;
  • шизофрения;
  • зависимости;
  • бессонница;
  • неврозы.

У нас есть дневной и круглосуточный стационары. Последний нужен в тех ситуациях, когда уже не обойтись без постоянного контроля со стороны медработников. По мере улучшения состояния больного переводят в амбулаторное отделение.

  • 0% Анонимность
  • 0% Качество
  • 0% Комфорт
  • 0% Стабильность

Далее идет полноценное обследование и последующее лечение. План составляется индивидуально, учитывая все личные черты и особенности организма. По окончании основной лечебной программы наступает реабилитационный (восстановительный) период. Под круглосуточным наблюдением врачей человек постепенно выздоравливает и выписывается из клиники.


Клиника психотерапии преимущества

  1. Мед центр работает с 1995 года, и с тех пор состав специалистов практически не менялся. Это позволило им накопить значительный практический опыт и выйти на высокий уровень эффективности в своей деятельности.
  2. Наработанные методики регулярно модернизируются и шлифуются, в результате чего их КПД растет, они становятся более действенными и безопасными.
  3. Гарантия особого подхода к каждому и принятие всех особенностей пациентов. У нас в штате вежливые и доброжелательные люди, благодаря которым внутри коллектива сохраняется теплая и уютная атмосфера.
  4. Мы сотрудничаем с мединститутами со всего мира. К нам ездят лечиться не только с уголков России, но также из США и стран Европы.
  5. В 1996 году была получена официальная лицензия. Это первый случай лицензирования частного медицинского учреждения на постсоветском пространстве. Много раз клинику награждали различные фонды: как государственные, так и независимые и неоднократно называли лучшим центром в Москве и области.
  6. Доля полностью вылечившихся в нашей организации, составляет 50%. Это заметно выделяет нас на фоне других заведений подобного рода, где таких менее 5 процентов.
  7. Постоянным клиентам предоставляется скидка от 2 до 10%.

Консультация по телефону Индивидуальные скидки и бонусы на лечение

Психотерапия – одно из приоритетных направлений, рекомендованных при избавлении от расстройств НС. В Преображении трудятся лучшие специалисты Москвы, постоянно повышающие свою квалификацию, и инициативно участвующие в международных ассоциациях по обмену опытом.

Мы осуществляем полный курс психиатрической, психотерапевтической и психологической поддержки, при этом сохраняем анонимность обратившихся к нам граждан, не желающих огласки своих данных. Успешно избавляем от алкоголизма, эпилепсии, неврозов, токсикомании, зависимостей от тяжелых наркотиков и табака.

Медицинскую помощь в учреждении найдет каждый обратившийся, благодаря опытным специалистам, которые не один год работают над улучшением методик излечения.

Особенности нашего центра психотерапии

При оказании услуг лицам, попавшим в чрезвычайную ситуацию, врачами используются оригинальные техники, что направляются на ликвидацию агрессивных психологических воздействий на психическое здоровье больного. Это связано с тем, что при нахождении в обстановке угрожающей жизни даже специально подготовленный человек не может самостоятельно устранить влияние от воздействий такого рода. Профессионалами учреждения многие годы успешно осуществляется оказание помощи людям, выполняющим свой долг перед страной.

Мы предлагаем услуги комплексно и в полноценном объеме, так как знаем, что только пройдя через все ступени, можно достичь максимального результата. Процент окончательно излечившихся говорит сам за себя: мы работаем на качество и не гонимся за количеством. Сотрудники сразу дают рекомендации, необходимые для улучшения характеристик и жизни больного в целом.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,у ребёнка 9 лет Обсессивно-компульсивное растройство, можно ли обратиться в вашу клинику.

К сожалению мы не имеем лицензии на оказание медицинской помощи детям младше 14 лет.

Доброй ночи ! Подскажите моему другу часто сняться плохие сны, есть сны которые снятся ему уже не раз … и вообще все его сны очень отличаются от обычных…. люди по ночам должны отдыхать … но у него это не получается … сны мешают ….

Если сны мешают отдохнуть, он просыпается уставшим, сны несут беспокойство и негатив и это начинает входить в систему, то такие состояния расцениваются как нарушение сна. Любое нарушение сна говорит о каком-либо сбое высшей нервной деятельности и формировании заболевания головного мозга. Необходимо как можно быстрее провести качественную диагностику и вовремя предупредить дальнейшее развитие заболевания, пока не стали проявляться более тяжелые симптомы и болезнь не набрала силу. Именно в этот момент наиболее эффективно лечение и выздоровление имеет больше шансов.
Срочно на консультацию к психиатру! Пусть приходит, мы ему сможем помочь!

сколько стоит психотерапия при алкоголизме, индивидуальная?

Все зависит от сложности конкретной ситуации. Не оценив её, нельзя сказать об объеме предстоящей работы. Один сеанс психотерапии стоит 3500 рублей.

Здравствуйте! У меня мама после инсульта и трепанации по клипированию аневризмы. Прошло 8 месяцев, восстановление не произошло. Левая сторона парализована. Но сейчас проявилось чрезмерная эмоциональная реакция на любое действие. Кричит и плачет по-любому поводу. Подскажите, пожалуйста, если ли какие-нибудь лекарства, которые могут помочь в этом случае?

Чтобы сказать какие лекарства нужны, нужно осмотреть её. Возможно потребуется время на индивидуальный подбор терапии. Ситуация не простая и заочно ответить на Ваш вопрос невозможно.

Похоже что у Вас проявляется астенический синдром. Нужно немного подпитать нервную систему специальными препаратами и психотерапия закрепит полученные результаты. Приходите, мы сможем помочь Вам. Запишитесь на прием к Баклушеву М.Е.

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на многие стороны восстановительного процесса. При этом психологическая помощь должна осуществляться в контексте решений следующих задач реабилитации::

Ускорять нормальный процесс психологической адаптации, который изменился в результате болезни или жизненной ситуации.

Осуществлять профилактику и лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации, к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):


Рис. 1. Психологические изменения на разных этапах заболевания:
I — первая неделя; II — первые три месяца и III — отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило, процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь - адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические реакции на болезнь, как

ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая) - чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной патологии;

истерическая (чаще наблюдается у женщин);

анозогнозическая (реакция отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая реадаптация. Их психический статус в принципе не отличается от преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако поведение их доказывает обратное — они не верят в то, что можно улучшить их состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.). Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных факторов, в последующие недели — личностных, а затем ( обычно после выписки из лечебного учреждения и возвращения домой) — факторов окружающей социальной микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической реадаптации.


Рис. 2. Основные факторы, влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

Принципы психологической реабилитации

Принцип учета личности больного. Для того, чтобы успешно восстановить функцию, следует прежде всего восстановить деятельность человека, снять мешаюшие ему установки, организовать и направить его активность. Эффективность любой установки, в т.ч. и обучения, зависит от мотивов, поэтому в процессе обучения необходима, прежде всего, работа по формированию мотивов и активизации деятельности больных.

Принцип опоры на сохранные формы деятельности больного. С начала обучения и в течение всего его периода необходимо работать над актуализацией прошлого опыта для того, чтобы сохранные формы деятельности или их остаточные возможности сделать опорой для восстановления нарушенных функций.

Принцип опоры на деятельность больного. Усвоение знаний протекает только через собственную деятельность человека. Используют разные виды деятельности больного — обучение, трудотерапия, подвижные игры и общение; в процессе этой деятельности возникают представления, образы, которые включаются во внутреннюю структуру психических процессов, они создают готовность к другому виду деятельности.

Принцип программирования обучения. Больные нуждаются в такой организации их деятельности и в таких методах, которые бы позволили ему самостоятельно производить вначале операции, а затем и действия с целью выполнения задач ( например, говорить понимать писать и т.д.). Этот принцип предусматривает помощь психологов, заключающуюся в том, что они разрабатывают программы, состоящие из ряда последовательных операций,

Выполнение составленных операций больным (сначала со специалистом, а позже - самостоятельно) приводит к реализации нарушенного умения или способности говорить, понимать, писать и т.д.

Реабилитация в неврологии / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. М.: Гэотар-медиа, 2014. 416 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.