Психологические исследования невротических расстройств

2.1 Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств

Если собственно психопатологические явления изучаются методом клинического наблюдения и расспроса больных, то экспериментальный метод в патопсихологии позволяет отделить причину того или иного явления от условий и дает возможность последовательно перейти от описания феноменов к анализу причин и механизмов симптомообразования. Причинно-следственные отношения в психопатологии не являются простыми, однозначными, и именно в процессе психологического эксперимента эти связи становятся более очевидными. Экспериментальный анализ каждого симптома в условиях психологического исследования позволяет обнаружить те условия, в которых этот симптом усиливается, ослабляется или меняется качественно [35, с. 108].

Патопсихологическая диагностика при пограничных психических расстройствах – это в первую очередь диагностика личности. Не следует, однако, игнорировать и роль исследования особенности познавательной деятельности. Диагностика неврозов и психопатий всегда идёт путём дифференцирования с неврозо- и психопатоподобными состояниями, возникающими в связи с процессуальными органическими и соматическими заболеваниями.

Для диагностики невротических расстройств используют группу методик, которые включают опросники, предназначенные для выявления и ориентировочного синдромологического определения неврозов. Эти довольно многочисленные опросники служат для предварительной, доврачебной диагностики неврозов (опросники для скрининга неврозов).

Невротически–депрессивный опросник Т.Ташева разработан для скрининг–диагностики неврозов при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной, диагностики. Состоит из 77 вопросов, ответы на которые дают характеристику состояния больного в соответствии со следующими шкалами: общеневротической, депрессии, вегетативных расстройств, истерии, навязчиво–фобической симптоматика. При наличии высоких показателей по двум шкалам речь идет о сложном характере невротического синдрома [6, с. 184].

Опросник А.Кокошкаровой включает 83 вопроса, распределенных по 8 шкалам: лжи, вегетативных расстройств, неврастении, психоастении, истерии, ипохондрии, депрессии, деперсонализации-дереализации.

Оценка производится с помощью специального ключа. Различают отрицательные, сомнительные и положительные результаты (по всем, по одной или по нескольким шкалам). По суммарной оценке выделяют 3 возможные категории: норма, нерезко выраженные невротические или неврозоподобные тенденции, выраженные неврозы или неврозоподобные состояния [6, с. 184].

Для исследования расстройств личности достаточно широко используются психометрические инструменты (шкалы, опросники и т.п.).

Применение личностных опросников адекватно при экспресс-диагностике и при исследовании больших выборок пациентов. Для квалификации отдельных клинических случаев применение опросников оказывается, как правило, недостаточным и приходится дополнительно использовать другие методы. К ним относятся: 1) диагностические интервью различной степени структурированности, частично или полностью соотносимые с критериями существующих классификаций; 2) клинические рейтинговые шкалы, позволяющие градуирование оценивать степень выраженности отдельных психопатологических проявлений расстройства личности; 3) опрос информантов, т. е. лиц, знающих больного и наблюдающих его поведение в течение некоторого времени [45, с. 188].

Наряду с вышепредставленными психометрическими методами используется также многомерный подход к оценке разных сторон личности и ее психобиологических характеристик.

Торонтская алексимитическая шкала (ТАШ)

J.Ruesch (1948), P.Marty, и de M.M.Uzan (1963) установили, что пациенты, страдающие классическими психосоматическими заболеваниями, часто проявляют трудности в вербальном и символическом проявлении эмоций. В настоящее время алекситимия определяется следующими когнитивно– аффективными психологическими особенностями:

- трудности в определении и описании собственных переживаний;

- сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

- сниженная способность к символизации – бедность фантазии и воображения;

- фокусированность, в большей мере, на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

У большинства больных психосоматическими нарушениями алекситимические проявления необратимы, несмотря на длительно проводимую и интенсивную психотерапию.

Помимо больных психосоматическими расстройствами, алекситимия может встречаться и у здоровых людей.

В ходе исследования испытуемому предлагается выбрать на каждое из утверждений наиболее подходящий для него из предложенных ответ, при этом цифровое обозначение ответа есть количество набранных испытуемым баллов по данному утверждению в случае так называемых положительных пунктов шкалы. Шкала содержит 10 отрицательных пунктов. Для получения итоговой оценки в баллах, по которым следует проставить противоположную оценку по этим пунктам, выдержанном в отрицательном ключе: например, оценка 1 получает 5 баллов, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 1. Подсчитывается общая сумма положительных и отрицательных пунктов.

Валидность методики была определена при исследовании 46 пациентов (средний возраст 37,1 года) страдающих психосоматическими болезнями, соматическими и тревожными расстройствами. Ориентировочные уровни итоговых баллов по методике ТАШ различаются в разных популяциях. Так, авторами методики для выявления алекситимических пациентов рекомендован уровень 74 балла и выше, а 62 балла и ниже – для неалекситемических; авторы российской адаптации указывают на уровни 71 балл и, соответственно, 60 баллов. Французские данные (G.Loas, О.Otmani, D.Fremaux 1996) указывают на диагностические значимый уровень алекситемии по методике ТАШ – 76 и 64, соответственно.

Валидность и надежность ТАШ делает ее адекватной для использования в клинических и научно-исследовательских целях [6, с. 166-168].

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Н.Я.Иванова, А.Е. Личко

ПДО разработан Н.Я. Ивановым и А.Е.Личко. В исследовании использован сокращенный вариант опросника в интерпретации Р.С.Немова. ПДО предназначен для исследования характерологических отклонений у подростков при психопатиях и акцентуациях характера.

В отличие от K.Leonhard А.Е.Личко (1977) рассматривает акцентуацию не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как личность является более широким понятием, включающим в себя, помимо характера и темперамента, интеллект, способности, мировоззрение и т.д. Характер автор рассматривает как базис личности.

По количественным показателям (тяжесть, продолжительность и частота декомпенсацией и фаз, психогенных реакций, соответствие этих реакций силе и особенностям патогенных факторов, степень выраженности крайних форм нарушений поведения, оценка социальной дезадаптации, глубина нарушений самооценки) выделяются различные степени тяжести психопатии и акцентуации характера: тяжелая, выраженная и умеренная психопатия, явная и скрытая акцентуация.

ПДО предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при конституциональных и органических психопатиях, психопатических развитиях и акцентуациях характера. Допускается расширение возрастного диапазона использования опросника в интервале от 12 до 20 лет, однако точность получаемых в этом случае результатов требует более тщательного сопоставления с клиническими данными.

Система оценок позволяет выяснить, к какому типу акцентуации подросток в действительности относится.

Тип акцентуации считается неопределенным, если по оценочным шкалам не достигнут специально разработанный показатель (минимальное диагностическое число – МДЧ) ни по одному из типов. Доминирующий тип акцентуации характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым. Определяют уровень (степень) развитости различных акцентуаций: низкий, средний или высокий.

Валидность ПДО в среднем равна 0,85. Правильность диагностики разных типов психопатий и акцентуаций характера была определена на основании диагностической оценки с помощью ПДО с клинической оценкой типа при стационарном наблюдении подростков с учетом всех имеющихся амнестических данных [6, с. 170-173].

Экспресс – диагностика невроза Хека – Хесса

Опросник Хека – Хесса (К. Нöск, Н. Hess, 1975), или шкала жалоб (BFB). Он стандартизирован для больных в возрасте от 16 до 60 лет. При его создании авторы исходили из того, что жалобы больных носят специфический характер и в них, в отличие от больных с органической соматической патологией, преобладают указания на вегетативные расстройства и жалобы психического характера. Обследуемому дается лист с перечнем телесных и психических жалоб. Методика дает предварительный и обобщенную информацию о наличии у индивида предпосылок к неврозу. Невроз является нарушением нервной деятельности и может иметь в своей основе болезненную реакцию на воздействие стрессора (психической травмы) в процессе обеднения адаптационный резервов организма.

Методика состоит из 40 вопросов – высказываний, на которые надо ответить положительно или отрицательно. Подсчет результатов представляет собой простое суммирование утвердительных ответов. Если получено более 24 баллов, это говорит об очень высокой подверженности личности неврозу [6, с. 183-184].

Диагностика состояния фрустрированности Вассермана-Бойко

Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Опросник состоит из 20 вопросов, касающихся различных сфер жизнедеятельности. Предлагаются варианты ответов:

Нужно выбрать наиболее подходящий ответ. По каждому пункту определяется показатель фрустрированности. Он может варьировать от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.

Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем больше уровень социальной фрустрированности [3, с. 307-308].

Что такое невротическое расстройство


Что такое невротическое расстройство – это разнородная группа дисфункций, возникающих вследствие острых или хронических психологических травм. Симптоматика разнообразна, но всегда отмечается дезадаптация, фобии, астения, обсессии и соматовегетативные сбои. У человека временно ослабевают физические и умственные способности. Сохраняется самосознание и критика. Диагноз устанавливается на основе жалоб, анамнеза заболевания и истории жизни человека. Для устранения проблемы прибегают к психотерапии, приему медикаментов.

Медики подразумевают под неврозами группу патологий, возникающих по причине влияния травм психики. Невротическое расстройство характеризуется ухудшением самочувствия, отмечаются перепады настроения, проявляются сомато-вегетативные симптомы. В тяжелых случаях, возможны суицидальные мысли.

Причины невротических расстройств

Мнение врачей касательно катализатора неврозов расходится. Одни полагают, что такое состояние развивается из-за генетической склонности, другие – детских психологических травм. Психика у детей слабая, память цепкая, любые серьезные стрессы, сохраняются надолго. Большинство комплексов, которыми человек страдает во взрослой жизни, возникли у него в детстве. Больше подвержены заболеванию женщины.

Другие причины невротических расстройств:

    неблагоприятная экология, плохие условия жизни; длительные физические перегрузки в комбинации со стрессом; истощение нервной системы; слишком плотный рабочий график; отсутствие полноценного отдыха; злоупотребление спиртным, наркотиками.

Невротические дисфункции происходят тогда, когда организм истощен.

Классификация невротических расстройств

Расстройства разделяются на 3 группы:

  • истерические;
  • навязчивые состояния;
  • астенические.

Такая классификация невротических расстройств не имеет схожести с практикой. В ней нет утвержденных некоторых и наиболее часто встречающихся патологий. Различия ведут за собой разные способы систематизации расстройств.

При установке диагноза, доктора берут во внимание нижеприведенные виды невротических расстройств.

  1. Тревожно-фобические. Главным признаком выступает резкое повышение тревожности, появление навязчивых страхов. К этому ряду относят панические атаки, простые и сложные фобии, генерализированное тревожное расстройство.
  2. Обсессивно-компульсивные. Основным симптомом выступает появление навязчивых идей, действий.
  3. Астенические расстройства характеризуются астеническим синдромом.
  4. Соматоформные. Клинически они схожи с соматическими, но не предполагают физическую основу.
  5. Диссоциативные сбои подразумевают расстройства двигательной функции, ощущений. Ранее это заболевание относилось к истерическим неврозам.

Чем раньше больной обратиться за помощью, тем благоприятней прогноз.

Выделяют такие формы невротических расстройств.

Каждая форма требует индивидуального подхода в терапии.

Невротические расстройства у взрослых отличаются обратимым, относительно легким течением, в отличие от психозов. По статистике, проблема выявляется у 20% населения. К причинам относят расстройство деятельности мозга, ответственной за адаптацию человека. Появляются соматические и психические сбои. Больных редко кладут в больницу, обычно консервативные методы приносят успех.


У детей катализатором развития невроза выступают задержки развития личности. На фоне разлуки с родителями, стрессов, потери близкого человека, возможна психологическая травма. Ребенок, переживший эти ситуации, становится инфантильным или приобретает невроз.

Невротические расстройства у детей: особенности возникновения и протекания.

1. Возраст 7-11 лет считается аффективным этапом формирования личности. Если в это время, ребенок сталкивается с травмирующим фактором, возможна задержка развития его как личности. Во взрослом возрасте, у таких людей отмечается эмоциональная нестабильность, человек не может адекватно оценивать ситуацию, думать о последствиях. Единственные и излюбленные дети приобретают истеричные черты.

2. В 11-14 лет, подросток учится самостоятельно оценивать ситуацию, анализировать, планировать свои действия. Происходит последующее развитие аффективной составляющей личности. Если в таком возрасте, возникнет стрессовая ситуация, в будущем возможны неврозы. Такие подростки внешне выглядят старше ровесников, более рассудительны, но на подсознании, синхронность развития личности нарушается.

Внимание! Важнейшую роль в благополучном взрослении ребенка играет отношение с родителями. Те, кто в детстве ощущал чрезмерную опеку, им не давали самостоятельно принимать решения, становятся робкими, неуверенными в себе. Именно у такой категории лиц возникают невротические расстройства.

Астено-невротический синдром

Астено-невротический синдром проявляется хронической усталостью, апатией, повышенной утомляемостью и раздражительностью. Такое заболевание дополняется нарушением аппетита и бессонницей. Физические признаки связаны с мнимыми болезнями сердца. Человеку может казаться, что у него замедленное сердцебиение, или наоборот – тахикардия. На кардиограмме никаких изменений не наблюдается. Однако больной ощущает боли в сердечной мышце. Также возможны проблемы с желудком, мигрени. Диагностика подразумевает опрос, осмотр человека. Проводится обследование на предмет вирусной инфекции. Прогноз благоприятный, особенно если человек дополнительно будет посещать сеансы арт-терапии. Рисование действует расслабляющее на психику, развеиваются негативные мысли, больной ощущает гармонию.

Дистимия – депрессивное невротическое расстройство

Заболевание характеризуется подавленным состоянием у больного, которое не проходит более 2 лет. Патология характеризуется понижением жизненной энергии, повышенной утомляемостью. Человек чувствует апатию, неспособен радоваться жизни. Самооценка понижается, теряется уверенность в себе. Такие люди редко делятся с окружающими своими эмоциями. Самым тяжелым последствием служит суицид. Больного направляют к психотерапевту. При своевременном обращении, дистимия, или депрессивное невротическое расстройство, поддается лечению.

Симптомы невротических расстройств

Невротические дисфункции отличаются нестабильностью настроения, необдуманными поступками. Больные страдают ухудшением памяти, проблемами с концентрацией, и еще рядом клинических проявлений:

  1. беспричинное психологическое напряжение;
  2. повышенная утомляемость;
  3. проблемы со сном;
  4. замкнутость;
  5. зацикленность на проблемах в жизни;
  6. ухудшение памяти;
  7. головокружения;
  8. обмороки;
  9. мигрени;
  10. боли в сердечной мышце и суставах;
  11. частое мочеиспускание;
  12. чрезмерное потоотделение;
  13. снижение потенции;
  14. завышенная или пониженная самооценка;
  15. противоречивость, неопределенность;
  16. плаксивость;
  17. агрессивность;
  18. мнительность;
  19. неграмотная расстановка приоритетов.

Симптомы невротических расстройств часто дополняются повышенной восприимчивостью к свету, звуку, реакциями на несущественные перепады температуры.

Признаки невротических расстройств разнятся по половым принадлежностям. У женщин появляется чаще астенический невроз, характеризующийся агрессивностью, утратой умственной и физической способности, отсутствием полового влечения. При интимной близости, невозможно расслабиться. Женщина, страдающая астеническим неврозом, ругается с родственниками, часто срывается по пустякам. Постоянное напряжение чревато развитием болезней внутренних органов.

У мужчин встречаются такие виды:

  • депрессивный – человек не способен реализовать себя в сфере труда, адаптироваться к резким изменениям в любой области жизни;
  • мужская неврастения – появляется обычно после перенапряжения физического или морального, такому виду подвержены трудоголики.

Склонны к этим типам болезней мужчины и женщины старше 45 лет. У них еще возможны проблемы в работе внутренних органов.


Синдром невротических расстройств выступает отражением психотравмирующего обстоятельства, часто комбинируется с другими невротическими проявлениями. У больного снижается настроение, но нет чувства тоски. Обычно плохой настрой сочетается с эмоциональной лабильностью, астенией, нерезкой тревожностью, утратой аппетита и бессонницей. В течение суток, особых колебаний не наблюдается, или они слабовыраженные. Не характерна психическая и двигательная заторможенность, самобичевание, суицидальные мысли.

  1. Невротическую депрессию отличают от реактивной, также обусловленной психотравмирующими обстоятельствами. При втором виде, симптоматика достигает степени реактивного психоза – больной подавлен, заторможен, сужено сознание, появляются мысли о самоубийстве.
  2. В случае психотической депрессии, больной желает умереть, наблюдается грубая дезориентация личности с отрывом от жизни, внезапная анозогнозия, бредовые идеи самоунижения, маниакальные эпизоды. Состояние купируется с помощью антидепрессантов и повторным курсом лечения.
  3. Невротическая депрессия отличается сохранностью основных качеств личности, больной осознает свое состояние. Появляются фобии обсессивных, выраженных истерических проявлений.

Важно! Психотическая депрессия более опасна для человека, требует немедленного лечения.

Невротические нарушения возникают на 3 уровнях: как проявление отдельных признаков, на уровне малых синдромов, и как специфические расстройства.

Уровни невротических расстройств.

  1. Отдельные симптомы. Они присутствуют и у тех, кто не страдает расстройствами психики.
  2. Малое эмоциональное расстройство способно дополняться несколькими невротическими синдромами, из которых не выделяют ведущего.

Контингент больных состоит из 2 видов:

  • одни страдают от острой, короткой реакции на стресс;
  • у других возникает длительное, хроническое нарушение.

Большая часть пациентов выздоравливает за полгода, другие – не меньше чем за 3 года.

Диагностика и лечение невротических расстройств

Человек должен обращаться к психологу, психотерапевту. Диагностика подразумевает комплексный подход.

Широко применяется цветовая методика.

  1. В ней берут участие все оттенки. Неврозоподобный синдром отмечается, когда человек выбирает или повторяет серый, фиолетовый, коричневый или черный.
  2. При истерическом неврозе, больной выбирает 2 цвета – фиолетовый и красный. Это также свидетельствует о заниженной самооценке.

Чтобы определить симптомы, проводят тест – он дает возможность выявить наличие хронической усталости, тревоги, неуверенности в себе. Диагностика и лечение невротических расстройств тесно взаимосвязаны.

Медикаментозная терапия применяется на первых этапах, чтобы облегчить внутреннее напряжение, устранить бессонницу. Широко назначают антидепрессанты и транквилизаторы. Зависимо от выраженности и длительности клинической картины, доктор прописывает пациенту средства разных групп:

  • неизберательные – Амитриптилин, Имипрамин;
  • избирательного воздействия – Мапротилин, Флуоксетин;
  • седативные антидепрессаниы – Докселин, Азафен;
  • сбалансированные – Серталин, Триптофан;
  • стимулирующие – Гептрал, Бупропион.

Навязчивые состояния хорошо купируются препаратами из группы СИЗС – Прозак, Пароксетин, Эсциталопрам. К часто назначаемым транквилизаторам относят Феназепам, Тофизопам, Мепробамат. Все медикаменты назначают коротким курсом в 5-7 дней, иногда продлевают до 10.

Важно! Если человек самостоятельно назначает себе лекарства, возможна трансформация болезни, ухудшение состояния.


Чтобы достичь максимального эффекта, врачи рекомендуют дополнять медикаментозное лечение рациональной, когнитивной психотерапией. Основной задачей такой методики является устранение последствий стрессовой ситуации, чтобы наладилось общее состояние человека, устранились симптомы невроза. Доктор обговаривает причину возникновения проблемы, прорабатывает психотравмирующие обстоятельства. Пациент учится техникам расслабления, умению нивелировать негативные эмоции, комплексы. Наиболее сложно устранить отрицательные установки, данные родителями. Человек должен проявлять свою волю, старание, выполнять домашние задания. Обычно психотерапия невротических расстройств состоит из 7-15 сеансов, в зависимости от степени сложности проблемы. В тяжелых случаях, больного кладут в отделение пограничных психических расстройств.

Профилактика

Предотвратить развитие невротических расстройств можно, необходимо вести здоровый образ жизни. Важно спать 7-8 часов в день, ложиться до 1.00, своевременно решать внутренние конфликты, избегать стрессов. Если у человека работа связана с тяжелыми ситуациями, психологическими перегрузками, стоит задуматься о смене сферы труда.

Профилактика неврозов: эффективные советы.

  1. Не злоупотреблять алкоголем, курением. Интоксикация провоцирует ухудшение адаптационных возможностей, появляются различные заболевания. При регулярном приеме спиртного, страдает психика, возникает тяжелый похмельный синдром.
  2. В пищевом меню всегда должно присутствовать много овощей, фруктов, мяса нежирных сортов и рыба. Желательно налегать на молочные продукты, пропивать курс витаминов в межсезонье. Переедание также опасно, нужно потреблять пищу в меру.
  3. Музыка. Это действенный метод профилактики, предполагающий прослушивание спокойных мелодий. Это может быть шум дождя или моря, падание снега и другие природные явления. Слушать успокаивающую музыку следует перед сном, или после стрессовой ситуации. Ее можно найти в Ютубе, социальных сетях, желательно записать на смартфон, чтобы всегда была возможность расслабиться.
  4. Важно умеренно заниматься спортом. Физическая активность – залог психического здоровья. Желательно делать зарядку каждое утро или вечером, можно записаться в тренажерный зал, ходить в бассейн 2-3 раза в неделю.
  5. Планировать свои поступки, действовать по плану. Тогда будет меньше стрессовых ситуаций, если человек не будет пускать все на самотек.
  6. Своевременно лечить все болезни. Регулярные боли вызывают эмоциональное перенапряжение.
  7. Следует помнить, что семейные конфликты, тем более – постоянные, доставляют серьезный стресс. Семья, это тыл, а не поле для боя. Если проблемы в личной жизни, и они не решаются, лучше сменить партнера.

Если предотвратить невроз не удалось, нужно своевременно обратиться за помощью. Тогда шансы нивелировать негативное психологическое состояние максимальны.

Что будет, если не лечить невротическое расстройство?

Неврозы могут спровоцировать осложнения, если не заниматься их лечением. Многие игнорируют терапию, не обращаются к врачам. Постсоветские стереотипы, что ходить к психотерапевту постыдно, до сих пор живут в головах людей. Такая халатность влечет за собой необратимые изменения в психике.

Что будет, если не лечить невротическое расстройство:

  • усиление симптоматики;
  • больной приобретает истеричность, гипертрофированную мнительность;
  • страдает самооценка;
  • проявляются другие хронические болезни;
  • увеличивается риск заболевания простудой;
  • становление эксплозивной личности, которая не терпит возращений, агрессивна, концентрируется только на негативе.

Человек становится ипохондриком, его личность разрушается. Последняя стадия обуславливается полной апатией, человек не встает с кровати, может отказываться от пищи. Больной уже не способен обходиться без препаратов, сдерживать свои эмоции. Высокий риск самоубийства. Купировать такое состояние крайне трудно, оно может повлечь за собой более серьезные психические патологии. Без длительной психотерапии, приема медикаментов и пребывания в клинике неврозов не обойтись.

Круглосуточные бесплатные консультации:

Урок 1. Введение в неврозологию. Биопсихосоциокультуральнодуховная парадигма и причины возникновения невроза.
Урок 2. Генетическое понимание невроза (условия истории развития личности).
Урок 3. Определение и патогенетическая концепция невроза (по В.Н. Мясищеву).

Видеозапись консультации 1: Психотерапия нарушенных детско-родительских отношений (злокачественные интроекты) как причины невроза.

Видеозапись консультации 2: Диагностика и коррекция неврастении.

Урок 8. Истерический невроз.
Урок 9. Невроз навязчивых состояний (ННС).
Урок 10. Неврастения.
Урок 11. Реактивный невроз.

Видеозапись консультации 3: Технология разрешения неврастенического конфликта.

Урок 12. Тревожно-фобические расстройства. Диагностика, дифференциальная диагностика, этиология, течение, психотерапия.
Урок 13. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Урок 14.Профилактика рецидива невротического расстройства.

Видеозапись консультации 4: Практика работы с тревожно-фобическим расстройством.

Урок 15. Патогенная ситуация и патогенные переживания как причина невроза.
Урок 16. Невротические потребности (по К. Хорни).
Урок 17. Особенности характера невротической личности.
Урок 18. Второстепенные причины и проявления невроза.

Видеозапись консультации 5: Работа с патогенными переживаниями как причиной и следствием невроза.

Урок 19. Психологический анализ темы невротического конфликта в профессиональной литературе.
Урок 20. Типология конфликта и виды невроза.

Видеозапись консультации 6: Диагностика и терапия невротических потребностей в любви, привязанности и одобрении.

Урок 23. Механизм формирования иррациональных установок.
Урок 24. Коррекция невротических установок с помощью рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса (РЭТ).
Урок 25. Коррекция установок при невротической депрессии.

Урок 26. Принципы и цели терапии невроза.
Урок 27. Мишени психотерапии невроза.
Урок 28. Посттравматический невроз.

Видеозапись консультации 9: Поиск/реконструкция травмы, связанной с фигурой отца.

Урок 29. Краткосрочная терапия тревожных расстройств: от первой встречи до завершения (по Н.Власову).
Урок 30. Краткосрочная эмоционально-эустрессовая (eustress) терапия в лечении невроза навязчивых состояний, фобий и панических атак (по М.Л. Глянцеву).
Урок 31. Универсальная модель краткосрочной стратегической терапии страха, паники, фобии (по Дж. Нардонэ).

Видеозапись консультации 10: Панические атаки. Терапия осознаванием.

Урок 32. Патогенетическая терапия невроза в системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
Урок 33. Психотерапия невроза (по Э. Берну).
Урок 34. Когнитивно-поведенческая терапия.

Урок 35. Групповая психотерапия при неврозе (по Б. Д. Карвасарскому, В.А. Мурзенко).
Урок 36. Психокоррекция в условиях групповой терапии.
Урок 37. Краткосрочная динамическая групповая психотерапия невротического расстройства (по И.Н. Бабурину).
Урок 38. Интегративные стратегии психотерапии невроза.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.