Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с афазией


Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.


  • Причины детских афазий
  • Классификация детских афазий
  • Симптомы детских афазий
  • Диагностика детских афазий
  • Лечение детских афазий
    • Прогноз и профилактика детских афазий
  • Цены на лечение

Общие сведения

Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.


Причины детских афазий

Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.

Классификация детских афазий

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:

1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.

2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.

Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.

Симптомы детских афазий

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Диагностика детских афазий

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.

Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.

Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.

Комплекс нарушений при афазии охватывает большую группу симптомов как речевых, так и неречевых расстройств. Симптоматика афазии зависит от локализации очага поражения, его массивности, от причины и характера повреждения, от возраста больного, его индивидуальных особенностей. Существуют различные формы афазии, характеризующиеся определенной симптоматикой, но можно выделить и симптомы, характерные для афазии в целом.

У больных с афазией могут наблюдаться патологические рефлексы (хоботковый, сосательный, рефлекс Бабинского) вследствие того, что более низшие структуры мозга могут выходить из под влияния высших структур.

Рефле́кс Баби́нского (патологический стопный разгибательный рефлекс) — патологический рефлекс проявляющийся в разгибании I пальца стопы при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы.

Часто у больных с афазией наблюдается синдром "эгоцентризма" мышления: больной оценивает все окружающее с точки зрения отношения к самому себе.

6Специфика логопедического обследования лиц с афазией

При обследовании больных с афазией отмечают такие симптомы, как: расстройство мыслительной деятельности, нарушения памяти и внимания. Особенности мышления у больных с афазией изучались многими исследователями, в результате чего был сделан вывод: при афазии нарушены не общие интеллектуальные способности, а речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность.

Диагностика афазии трудна, что объясняется сложностью этого расстройства и сходством его с некоторыми речевыми и неречевыми расстройствами.

Эффективность восстановительной работы при афазии и её продолжительность зависят от многих условий:

^ 1. От локализации, характера и степени поражения головного мозга.Чем более значимые для речи и более обширные участки головного мозга оказались вовлечёнными в болезненный процесс, тем, естественно, хуже прогноз. Что касается самого характера болезненного процесса, то он также влияет на эффективность логопедической работы. Одно дело, когда этот процесс полностью закончился и другое — когда возможно дальнейшее нарастание болезненных симптомов (выраженные сосудистые расстройства, опухоли).

^ 2. От возраста больного.При афазиях у взрослых результаты восстановительной работы гораздо более положительны и устойчивы у лиц сравнительно молодого возраста, у которых мозг находится в активном состоянии и обладает достаточными компенсаторными возможностями. В старческом же возрасте, когда и вне афазии в мозгу постепенно начинают нарастать необратимые процессы, восстановительная работа по понятным причинам способна дать значительно меньший эффект. Об эффективности преодоления детской афазии мы уже говорили.

^ 3. От времени начала логопедической работы после наступления афазии.Здесь очень важно не упустить спонтанно и под влиянием медикаментозного лечения протекающие у больного восстановительные процессы, добавив к ним ещё и исключительно важную стимулирующую роль логопедического воздействия.

^ 4. От состояния речевой функции до заболевания.Чем лучше и совершеннее была речь больного до наступления афазии, чем в большей степени у него были автоматизированы навыки чтения и письма, тем лучше будут результаты восстановления. Если же и прежде речь больного была далека от совершенства и у него не имелось достаточно упроченных речевых стереотипов, то в процессе восстановительного обучения на такую речь будет труднее опереться даже на этапе растормаживания. То же самое относится и к состоянию школьных навыков у детей, о чём уже упоминалось выше.

^ 6. От ближайшего социального окружения больного и общих условий его жизни.Эта зависимость так велика, что нередко все усилия специалистов буквально разбиваются о стену непонимания и неправильного поведения по отношению к больному самых близких ему людей. Последние должны до глубины души прочувствовать и понять всю трагичность того положения, в котором оказался больной, и оказать всемерное содействие его скорейшему выходу из этого состояния. Для этого нужно суметь сохранить прежнее уважительное отношение к больному и всей манерой своего поведения, всеми своими поступками убедить его в том, что его положение в семье никак не изменилось в связи с болезнью, его по-прежнему любят и все готовы оказать ему всемерную помощь и поддержку. Только на таком положительном фоне общения с больным и можно рассчитывать на успех.

В наиболее лёгких случаях при афазии иногда наблюдается спонтанное (самопроизвольное) восстановление речи, когда без всякой специальной помощи она восстанавливается почти в прежнем виде.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 2365 . Нарушение авторских прав

Глава 1. Теоретические аспекты изучения афазии 4

1.1. Понятие об афазии 4

1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе 8

Вывод по первой главе 13

2.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с афазией 15

2.2. Процесс развития и формирования речи у детей с афазией 21

Вывод по второй главе 25

Список литературы 29

Проблема афазии в настоящее время большои? интерес для многих исследователей не в области логопедии, но и в психиатрии, невропатологии, лингвистике и других Он основан на значимости её для углубления представлений о законах мозга, о связи речи с о её психофизиологических основах, о речи и афазии с другими процессами. Несмотря на многочисленные исследования проблемы, она еще продолжает оставаться изученнои?, а поэтому актуальнои?.

Большои? вклад в развитие афазиологии такие выдающиеся исследователи, как А. Р. Э. С. Бэйн, В. М. М. К. Бурлакова, Л. С. Т. Г. Визель, В. М. Л.С. Волкова и др.

Объект исследования — особенности речи у больных с афазией.

Цель исследования — теоретически изучить особенности развития речи удетейс афазией, соответствующие выводы.

1. Изучить теоретические аспекты афазии.

2. Дать определение афазии и её в онтогенезе

3. Охарактеризовать детей с нарушениями речи при

4. Рассмотреть особенности развития и формирования речи у детей с афазией.

Объект исследования — особенности речи у детей больных с афазией.

Предметом исследования нашей курсовои? работы является афазия

Методы: анализ учебнои? литературы, реферирование

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения афазии

1.1. Понятие об афазии

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), опухоли, травмы,инфекционные заболевания головного мозга. Афа­зии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблю­даются у подростков и лиц молодого возраста.

Министерство образования Российской Федерации Челябинский Государственный Педагогический Университет Факультет психологии Кафедра теоретической и прикладной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА По педагогике На тему Особенности развития речи у детей с ЗПР Выполнила студентка 303 группы Черменинова М.А. Руководитель Капитанец Е.Г. Челябинск, 2004 Содержание Введение 3 Глава 1. Общие сведения об особенностях .

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается мо­торная афазия.

У детей афазия возникает гораздо реже, и является результатом черепно-мозговои? травмы, опухолевого образования или осложне­ния после инфекционнои? болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий моз­говых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевои? деятельности. Сложность речевого расстрои?­ства при афазии зависит от локализации поражения (напри­мер, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спон­танное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных эле­ментов речевои? деятельности, при левшестве. Реакция лич­ности больного на речевои? дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любои? фонемы афазии лежит та или иная пер­вично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамическо­го или конструктивного праксиса, фонематического слуха, праксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ве­дет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически си­стемно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевои? деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счёт и т. д.).

Большои? вклад в понимание наруше­ния речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикои?.

Проводились специальные исследования частных прояв­лений нарушений высших психических функций, например, различных видов апраксии, в том числе апраксии артикуля­ционного аппарата (Либманн), аграмматизма (А. Пик); на­рушению сложных форм речевои? деятельности (пониманию сложных логико-грамматических оборотов), проявляющему­ся при семантическои? афазии, посвящены труды X. Хэда.

Существуют различные классификации афазий: класси­ческая, неврологическая классификация Вернике — Лих-тгейма, лингвистические классификации X. Хэда и дру­гих, каждая из которых отражает уровень развития неврологическои?, психологическои?, физиологическои? и лингвистическои? наук, характерных для того или иного ис­торического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятои? является нейропсихологическая клас­сификация афазий А. Р. Лурии.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возни­кающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при пора­жении премоторных и заднелобных отделов коры головно­го мозга (слева у правшей).

Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящих во второи? функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются задними формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигмати­ческие отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок, называются передними афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения. При поражении речевых зон происходит нарушение так называемои? первичнои? предпосылки, осуществляющей спе­цифическую деятельность соответствующей анализаторнои? системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональнои? системы языка и речи, т.е. возникает на­рушение всех видов речевои? деятельности: понимания речи, устнои? и письменнои? речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, её экспрессивнои? формы, чте­ния и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетическои?, акустическои? или оптическои?) предпосы­лок, которые по-разному вносят свои? вклад в реализацию различных речевых процессов.

1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе

. , с.46] афазия расстройство речь § 1.2 Сущность афазии и классификация ее различных форм Афазия - это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные . . Р. Лурия. Согласно этой классификации существуют следующие формы афазии: 1. Моторная афазия афферентного типа. 2. Моторная афазия эфферентного типа. 3. Динамическая афазия. 4. Сенсорная афазия. 5 .

В.А. Колягин дает следующее определение речи — это сложившаяся исторически в процессе материальнои? преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь рассматривается в качестве основного меха……..

1. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т.В. Ахутина .- 3-е изд. (эл.) .- М. : Теревинф, 2012 .- 145 с.

2. Бейн Э. С. Афазия и пути её преодоления. — Л.: Медицина, 1964. — 235 с.

3. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. — М.: Академия, 2012.

4. Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 1997.

5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии — М/АСТ, 2012. — 288 с.

6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. С. 95-104.

7. Волкова Л. С., Селиверстов В. И.—- Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Ч. 1,2 С. 120162

8. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковои?, С.Н. Шаховскои?. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

9. Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. В 5 кн. М., 2003. Кн. 3.

10. Лурия А.Р. Травматическая афазия. — М.: Медицина, 1947.- 367 с.

11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.:Академ. Проект, 2000, 3-е изд. — 283 с.

12. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. — Либроком, 2009. — 256 с. — Серия: Из наследия мировой психологии.

13. Лурия А.Р. Речь и мышление. — М.: МГУ, 1975

14. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 1978. С. 7-23

15. Лурия А.Р., Карпов Б.А., Ярбус А.Л. Нарушение восприятия сложных зрительных объектов при поражении лобнои? доли мозга // Вопросы психологи. — МГУ, 1965. — №3

. . Ахутина Т.В. Трудности понимания грамматических конструкций у больных с афазией. Проблемы афазий и восстановительного обучения. Вып. 2. – М., 1979 . и психические процессы. – М., 1970. 23. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейролингвистический анализ предикативной структуры высказывания. Теория . — М., 1997. 46. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Речь и афазия / М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) - М.: Изд-во .

16. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой. М., 1979.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание.- СПб.: Питер, 2008. — 496 с.

18. Храковская М.Г. Резервные способности восстановления высших психических функции у больных с афазией / I Международная конфереция памяти А.Р. Лурия: сб. докладов/ Под ред. Е.Д. Хомскои?, Т.В. Ахутинои?.-М.: РПО, 1998. — 18 с.

19. Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счёта. — М.: Юрист, 1979. — 256 с.

20. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. — Воронеж: Алиса, 1997. — 149 с.

21. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. — 424 с. — (Библиотека психолога).

22. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.: ил.

23. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: 2002.

24. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] : метод. рекомендации / М.К. Шохор-Троцкая. — М. : Ин-т общегуманитар. исслед. : Секачев, 2002. — 188 с. — (Спец. педагогика).

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи используется при разработке ФГОС в системе дошкольного образования. Государственные стандарты особенно важны для учета индивидуальных потребностей каждого ребенка, которые определяются на основании состояния здоровья и прочих жизненных обстоятельств. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи позволяет понять, какие условия необходимо создать для того, чтобы каждый ребенок, отнесенный к этой категории, смог получить качественное образование.

Навыки владения речью у детей

Успешная социализация ребенка невозможна без общения. В то же время достичь необходимых результатов в коммуникации со взрослыми и сверстниками могут только те дети, которые владеют устной речью на достаточном уровне.

Всепоглощающие информационные и технологические процессы не самым благоприятным образом отражаются на развитии общения среди детей младшего возраста. Наряду с заболеваниями центральной нервной системы, нарушениями слуха, негативно на социализации и всестороннем развитии ребенка отражается увлеченность компьютерными играми, мультфильмами. Такие дети часто отстраняются от коллектива, им сложно научиться понимать чувства родных и близких, со временем возникают трудности при взаимодействии с окружающими.

Учитывая психологические особенности детей с нарушением речи, достаточно сложно выбрать подходящий способ успешной социализации для таких малышей. В первую очередь требуется научить ребенка воспринимать себя как самостоятельного субъекта речевой деятельности, сформировать умение взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Численность детей, имеющих нарушения речи, увеличивается с каждым годом. Чаще всего такие малыши проходят обучение в учреждениях общеразвивающего типа. Поэтому каждый воспитатель в детском саду должен иметь представление о психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями речи, уметь различать виды отклонений, знать об их особенностях и правилах работы с такими малышами. Современный педагог должен уметь выстраивать педагогический процесс и учитывать возрастные особенности, образовательные потребности, возможности каждого ребенка, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья – иными словами, делать все необходимое для успешной адаптации и социализации малышей с нарушениями речи.


Характерные признаки и сопутствующие симптомы

Рассмотрим клинико-психологическую характеристику детей с нарушениями речи. Отклонения в психоэмоциональном состоянии у малышей с такими расстройствами чаще вызваны функциональными или органическими причинами. В преимущественном числе случаев дети с речевыми нарушениями имеют патологии центральной нервной системы.

Органические поражения мозга являются причиной ряда характерных особенностей в работе организма и самочувствии малышей. Большинство из них:

  • не переносит жаркую и душную погоду;
  • страдает от укачивания при езде в автомобиле, автобусе и других видах транспорта;
  • жалуется на тошноту, головные боли, головокружения.

У многих детей выявляют нарушение вестибулярного аппарата, координации и артикуляционных движений. Малыши с речевыми отклонениями быстро устают от однообразного вида деятельности. Как правило, ребенок, имеющий проблемы с речью, раздражителен, возбудим, расторможен. Обычно он не сидит долго на одном месте, постоянно что-то теребит в руках, болтает ногами.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи предполагает отсутствие эмоциональной устойчивости – настроение у них меняется за считанные минуты. Может иметь место упадническое настроение с проявлениями агрессии, тревожности, беспокойства. Заторможенность и вялость у малышей, которые имеют проблемы в общении с окружающими, встречаются редко. К концу дня симптомы расстройства центральной нервной системы усиливаются, проявляясь:

  • головными болями;
  • бессонницей или, наоборот, сонливостью;
  • отсутствием усидчивости;
  • повышением работоспособности.


Нарушения речи у детей школьного возраста

В педагогических характеристиках школьников с нарушениями речи отмечается их постоянная двигательная активность. Они постоянно ходят по классу, могут вставать на уроке и игнорировать замечания учителя. Память и внимательность у школьников плохо развиты, наблюдается невысокий уровень понимания словесных конструкций, недостаточно качественно работает регулирующая функция речи.

Дети с речевыми отклонениями неуправляемы, педагогам сложно контролировать их поведение, заниматься на протяжении длительного времени познавательной деятельностью, ребята владеют низким уровнем умственной работоспособности. Психическое состояние у таких малышей крайне неустойчиво, но в период психосоматического благополучия они нередко достигают значительных результатов в учебе.

На фоне функциональных отклонений в работе ЦНС у детей часто возникают невротические реакции, они могут бурно реагировать на замечания педагога и неуважительно относиться к своим одноклассникам. Поведение школьников нередко характеризуют агрессией и повышенной возбудимостью, однако в некоторых случаях такие дети бывают застенчивы, нерешительны, пугливы.

Какими бывают речевые нарушения

Создание психологической характеристики детей с нарушениями речи зависит от типа расстройства. Условно проблемы, связанные с произношением и общением, разделяют на несколько категорий:

  • отклонения при произношении звуков – дислалия, дизартрия, ринолалия;
  • системные расстройства, при которых отмечаются проблемы лексического, фонетического, грамматического характера – афазия, алалия;
  • сбой темпа и ритмичности речи – заикание, тахилалия, брадилалия;
  • проблемы с голосом – дисфония, афония.


Психологи и педагоги все нарушения речи относят к фонетико-фонематическому отклонению, общему недоразвитию речи и коммуникативным дисфункциям. Характеристика психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи зависит от вида отклонения.

Что такое дислалия?

Говоря кратко о психологических особенностях детей с нарушениями речи разного типа, сложно охарактеризовать каждую разновидность речевого дефекта. Обратим внимание на самые распространенные отклонения.

Например, дислалия встречается чаще других разновидностей нарушений речи. Суть этого расстройства заключается в неверном произношении звуков, что выражается в их замене, искажении. При наличии такого дефекта ребенок не способен опознавать звуки, что приводит к неправильному восприятию слогов. Таким образом, дислалия препятствует правильному восприятию слов как самим говорящим, так и человеком, который его слушает.


Другой распространенный вид нарушения речи – дизартрия

Дизартрия – это измененное произношение, которое возникает в результате органического поражения головного мозга или периферической нервной системы. Главной отличительной особенностью дизартрии является то, что при этом нарушении страдает воспроизведение не каких-то отдельных звуков, а все произносительные функции.

Такие дети обладают ограниченной подвижностью мускулов лица. При речи и мимике лицо ребенка остается замороженным, на нем слабо отражаются эмоции, переживания, либо не отражаются вовсе. Речь у малышей с таким нарушением нечеткая, смазанная, звукопроизношение слабое, тихое. При дизартрии нарушается дыхательный ритм. Речь теряет плавность - то ускоряясь, то замедляясь.

Принципы работы с такими детьми

Изучение психологических особенностей детей с нарушениями речи имеет огромное значение при выполнении требований программы воспитания и обучения в общеобразовательной системе. В индивидуальный план обучения ребенка с нарушениями речи обязательно включаются упражнения, выполнение которых направлено на устранение дефектов сенсорной, интеллектуальной сферы, которые являются причинами речевых нарушений. При этом задача педагога заключается в том, чтобы направлять все свои силы на развитие и улучшение работы сохранных анализаторов.


Преподаватель или воспитатель должен создавать все необходимые условия для развития памяти, внимания, всех форм мышления. Особое внимание следует уделять развитию познавательного интереса у ребенка. С учетом психологических особенностей у детей с нарушениями речи, кратко о которых сказать достаточно сложно, в первую очередь важно сформировать познавательную активность.

На фоне речевых нарушений у ребенка отсутствуют полноценные коммуникативные контакты со сверстниками, взрослыми. Отсюда вытекает еще одна задача педагога – создать благоприятную обстановку в детском коллективе, дать возможность каждому ребенку поверить в себя, минимизировать отрицательные переживания, связанные с речевыми нарушениями.

Значение логопедических занятий

В педагогической характеристике детей с нарушениями речи есть место для обязательного раздела по логопедической работе. Программа данного направления нацелена на преодоление общей недоразвитости речи и формирование коммуникативных навыков. Основной упор здесь делается на правильность произношения гласных и согласных звуков, слоговых структур, грамматически корректного воспроизведения услышанных фраз, предложений.

Логопед следит за динамикой речевой деятельности на каждом этапе процесса коррекционного обучения. Специалист должен наблюдать за тем, как дети проявляют себя в речи, происходят ли позитивные сдвиги: следят ли дети за собственной речью, стараются ли исправлять собственные речевые дефекты, придерживаются ли заданных грамматических форм и т. д.

С учетом педагогических особенностей детей с нарушением речи стоит отметить, насколько важно тактично указывать ребенку на его ошибки. Корректным исправление можно считать тогда, когда педагог дает правильный образец вместо повторения неверной формы или слова. Указывать на факт ошибки бессмысленно, важно другое: ребенку необходимо запоминать правильные варианты произношения и, работая над собой, достигать поставленных целей. Дети должны улавливать замечания педагога и уметь слышать, распознавать грамматические и фонетические ошибки в своей речи, стремиться к самостоятельному исправлению. С этой целью педагог должен работать над привлечением внимания ребенка к его произношению.


В процессе логопедических занятий следует учитывать индивидуальные особенности школьников с нарушениями речи. С педагогической точки зрения, дети старше 7-8 лет лучше контролируют свои эмоции, приобретают навыки самоконтроля и самокритики, поэтому прерывать речь ученика для исправления его ошибок не нужно. Более целесообразным и эффективным способом в логопедии считается метод отсроченного исправления: необходимо дать ребенку высказаться и, когда он окончит, тактично указать на допущенные недочеты.

Зная о психологических особенностях школьников с нарушениями речи, педагог должен ставить перед собой задачу стать образцом для таких детей. Его речь должна быть внятной и четкой, состоять не из сложных конструкций, вводных слов и прочих элементов, которые усложняют восприятие речи.

Как заниматься с детьми дошкольного возраста

Детям младше семи лет особенно интересны темы, связанные с животными, явлениями природы. Малыши учатся выделять детали, характерные для того или иного времени года. Именно поэтому для формирования их речевых навыков обязательными являются практическое взаимодействие с предметами, принятие участия в различной деятельности, наблюдения за природными явлениями.

Упражнения по развитию логики и памяти должны присутствовать в качестве тренировочных элементов в методическом блоке по каждой новой теме. Для дошкольников эффективными считаются упражнения, которые помогают научить детей правильно сравнивать предметы и выделять их общие признаки, группировать по конкретным чертам или назначению. Причем важно, чтобы в процессе ребенок учился давать точные ответы на поставленные вопросы.

В основе занятий с дошкольниками лежат знания детей об окружающей среде. Среди тематик, в которых проводятся обучающие дидактические игры, стоит отметить:

  • элементы одежды;
  • названия профессий;
  • посуду и кухонные принадлежности;
  • овощи и фрукты;
  • игрушки;
  • времена года.


Заключение

Педагог, который работает с детьми, имеющими речевые дефекты, должен в своей профессиональной деятельности учитывать несколько основных моментов:

  • индивидуальные нарушения речи и коммуникабельности у каждого ученика, воспитанника;
  • физические и психологические возможности детей соответствующей возрастной категории;
  • характерологические нюансы.

В процессе осуществления коррекционной работы педагогу следует уделять повышенное внимание развитию у детей внимания и памяти, так как они тесно связаны с речевыми способностями. Для дошкольников эффективным обучение будет в том случае, если проводить его в игровой форме. Также важно включать в программу развития упражнения на развитие моторики рук и совершенствование словесно-логического мышления. Нельзя прекращать работу над оттачиванием эмоционально-волевых качеств, ведь неуверенность в себе, агрессивность, легкая возбудимость нередко являются следствием речевых нарушений.

Применение психологической характеристики школьников с нарушениями речи позволяет создать максимально комфортные условия для коррекционного обучения в игровой форме с использованием специальных атрибутов, зонирования пространства и других способов работы с детьми. Для школьников игра должна носить процессуальный характер и не лишаться творческого подхода. При этом следует учитывать, что педагогу, принимающему участие в игре, желательно брать на себя исполнение второстепенных ролей, ведь дети более активно включаются в процесс, если им выпадают роли первого плана. При таком сценарии они становятся более раскованными, действуют активнее и изобретательнее.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.