Работа с грубой афазии

В данной статье представлен практический материал по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Афазия – системное нарушение речи, состоящее в полной или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Афазия может иметь разную этиологию: сосудистую, травматическую (черепно-мозговая травма), опухолевую.

Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения:

А) речи и других высших психических функций (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.);

Они могут присутствовать одновременно, но могут выступать и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Афазия – одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Наиболее распространенной и признанной в отечественной и зарубежной афазиологии является нейропсихологическая классификация, созданная А.Р. Лурией. В основу концепции А.Р. Лурия положил представление о том, что очаг поражения всегда расположен на уровне вторичных полей коры левого полушария. Он приводит к тому или иному виду речевой агнозии или апраксии, которые оказывают системное патологическое влияние на работу третичных полей коры. В результате этого больной испытывает трудности в использовании средств языка, необходимых для передачи сообщения. Таким образом, согласно А.Р. Лурии, третичные (смысловые) поля коры при афазии остаются непораженными, но не могут полноценно функционировать, потеряв гностические или праксические опоры. Очаг поражения может располагаться в разных отделах вторичных полей коры – лобной, заднелобной, премоторной, постцентральной (нижнетеменной), височной, затылочной. Он может охватывать как один, так и несколько отделов.

От того, где располагается очаг поражения, зависит и форма афазии.

  1. Моторная афазия афферентного типа;
  2. Моторная афазия эфферентного типа;
  3. Динамическая афазия;
  4. Сенсорная афазия;
  5. Акустико-мнестическая афазия;
  6. Семантическая афазия.
  7. Сенсорная афазия.

Понимание речи

У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. В основе этих явлений – первичное грубое нарушение фонематического слуха. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику и жест, интонацию собеседника.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев исследовать не представляется возможным из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха.

Спонтанная речь

Повторная речь

Повторная речь крайне ограничена. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое количество звуковых искажений.

Диалогическая речь

Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют. Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.

Называние

Попытки называния сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

Фраза по сюжетной картинке

Попытки составить фразу сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

Пересказ текстов

Чтение

Письмо

Письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

Правильная организация процесса обучения позволяет больным преодолеть многие из отклонений в общем поведении, в его личностной реакции на дефект, а также влечет за собой изменение эмоционально- волевой сферы

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Необходимо строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и др.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы. Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

При сенсорной афазии задачей педагогического воздействия является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения и письма. В случаях грубого нарушения речи при сенсорной афазии работа начинается с предметной деятельности больных, требующей от них выполнения конкретных действий (трудовых, игровых, учебных и др.). Восстановление понимания речи на этом этапе обучения проводится через различного рода невербальную деятельность больных.

Для накопления обиходного пассивного словаря используют показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам; показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенной лексической теме; показ частей тела на картинке и у себя; выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений со зрительной опорой на картинку.

Примерные конспекты занятий по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

  1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.
  2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Накопление обиходного пассивного словаря.
  4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: лото, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Вводная беседа.

- Здравствуйте! Меня зовут …..

- Какой сегодня день недели?

2.1.- Будем играть в лото.

- Я называю картинку, вы слушаете. Если у Вас есть картинка, Вы забираете.

- Покажите, где сковорода.

- Хорошо. Кладите картинку на карту.

- Покажите, где тарелка.

- Молодец! Положите картинку на карту.

- Покажите, где нож.

- Хорошо! Положите картинку на карту.

- Покажите, где кастрюля.

- Соберите все картинки.

- Вас зовут Мария?

- Вы живете в Москве?

- Сейчас светит солнце?

- Сейчас идет снег?

- Сейчас идет дождь?

2.3.- Я говорю, Вы делаете.

- Молодец! Очень хорошо!

2.4.- Вот картинки. Я называю, Вы показываете.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия — акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975). А. Р. Лурия считает, что в её основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слухоречевых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение понимания серийно-организованного высказывания.

Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка — диван — кот; лес — дом — ухо). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них. Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Л. С. Цветкова (1975) объясняет невозможность удержания речевого ряда не только повышенной тормозимостью слухоречевой памяти, но и сужением ее объема. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти — семи слов: больной может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, возникает его акустико-мнестическая дезориентированность, с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, пациент может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан.

Нарушение экспрессивной речи.

Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями.

Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

Нарушение чтения и письма.

При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

Для преодоления речевых расстройств у больных с акустико-мнестической афазией логопед опирается на сохранные у них механизмы речевого высказывания, на описания признаков предмета, введение слова в различные контексты, на составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объём слухоречевой нагрузки.

Методы и приёмы работы

  • Улучшение слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Логопед выкладывает перед больным серии предметных картинок, название которых предварительно прочитываются и пишутся в тетрадь. Таким образом, больной знает, что он услышит. На первом этапе предлагаются картинки одной семантической группы, затем двух, трёх. Затем логопед просит показать предметы, которые могут быть вписаны в какую-либо ситуацию.

Задание. Покажите то, на чём можно готовить еду, чем едят мясо, из чего охотник стреляет, животное с пушистым рыжим мехом и т.д….

Лес, яблоко, плита, ствол, тарелка, нож, кастрюля, стол, чашка, заяц, лист, вилка, ружьё, лиса, охотник, плита.

  • Трудности называния связаны снедостаточностью в сфере зрительных представлений. Для преодаления трудностей называния и актуализации предметной лексики логопед предлагает следующие задания.

Задание. Подпишите названия частей дерева.

Крона, кора, листья, ствол, корни, ветки

Задание. Пациенту можно предложить выбрать среди верных и конфликтных названий и изображений. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к дому

Дверь, окно, труба, планета, поле, крыша, океан

Задание. Логопед выкладывает перед больным карточки и просит в одну стопку сложить карточки с изображением посуды, в другую электротехники для кухни. Далее можно выкладывать большее количество карточек и просить пациента раскладывать картинки на три стопки, по каким – либо признакам. В ходе занятия каждая карточка прочитывается, затем называется. В конце занятия логопед просит вспомнить, о чём сегодня говорили, ещё раз вспомнить все слова и картинки.

Салатница, кастрюля, холодильник, ковш, тарелка, плита, чайник, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, кофеварка, чашка, фужер,ложка

  • Для восстановления зрительных представлений больным даются задания конструировать предметы двух из элементов.

Из трёх элементов

Подобрать недостающие части одежды

Дорисовать недостающие части до целого

Нарисуйте недостающие части лица

Глаза, нос, губы, брови, ресницы

Разложите картинки в нужной последовательности

  • Когда больной начнёт справляться с этими заданиями логопед предлагает составить сюжетный рассказ, из разрезных карточек выкладывая их в нужной последовательности.

Прогулка

Дождь

Задание. Посмотрите, какой детали не хватает, дорисуйте её, опишите этот предмет, зачем он нужен, что им делают

Задание. Посмотрите на рисунки, что унесли воры, дорисуйте недостающие предметы, назовите предметы, запишите в тетрадь, повторите.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое спички, лампа, сосиски, весы, арахис, аквариум. Составьте предложения со словами весы-сосиски, лампа-аквариум.

Тонкие палочки для получения огня.

Небольшие тонкие колбаски, употребляемые в вареном виде.

Висячий светильник из нескольких подсвечников для ламп.

Прибор для определения веса.

Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.

Спички, лампа, арахис, сосиски, весы, аквариум.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка. Составьте предложения со словом трубка, зачем она нужна, что с ней делают, опишите её, из чего чаще всего изготовляют трубки.

Кухонный прибор для растирания чего-то твердого.

Тяжелый напольный ящик для хранения вещей.

Прибор для фотографирования.

Небольшой деревянный предмет с резинкой для метания.

Кусок железа, способный притягивать стальные предметы.

Сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь. Составьте предложения со словами окно-петух, окно-корабль, полка-тетрадь….

Проём в стене для проникновения света и воздуха.

Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

Самец домашней курицы.

Вилка для присоединения к электрической сети аппаратов.

Предмет мебели, вешаемый на стену.

Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь

Колпак для лампы — . . . . . .

Красная строка — . . . . .

Деньги, выдаваемые вперед в счет заработка — . . . . .

Ледяная плавучая гора — . . . . . . .

Устройство для дыхания под водой — . . . . . . . .

Строение для хранения зерна — . . . . .

Опросный лист — . . . . . .

Предварительное объявление (о фильме) — . . . . .

Состояние полного безразличия — . . . . . .

Судья в некоторых видах спорта — . . . . . .

Большая круглая площадка посередине цирка — . . . . .

Наем помещения, земли во временное пользование — . . . . . .

Заключение под стражу — . . . . .

Учреждение для хранения старых документов — . . . . .

Выдающийся летчик — . .

Мастерская по шитью одежды — . . . . . .

Главарь, предводитель в казачьих войсках — . . . . . .

Приятный запах — . . . . . .

Юрист, защищающий интересы обвиняемого — . . . . . . .

Посланец Бога, покровительствующий человеку — . . . . .

Проем в стене — . .

_____________________________________________

Аванс, анкета, ангел, арест, архив, арка, арена, амбар, акваланг, абажур, айсберг, аромат, апатия, атаман, адвокат, ателье, афиша, аренда, абзац, арбитр.

Работа с текстом.

  • При грубой форме акустико-мнестической афазии пересказ текстов значительно затруднён. На первых этапах логопед предлагает больному пересказывать короткие тексты, с опорой на зрительный образ.

Задание. Прочитайте текст:

Сорока

Сорока очень любит блестящие вещи. Все блестящее сорока тащит себе в гнездо. Гнездо сороки находится высоко на березе. Один раз под березой мама варила варенье. Варенье перемешивала серебряной ложкой. Эту ложку сорока утащила себе в гнездо.

Ответьте на вопросы:

Что любит сорока?

Куда она тащит блестящие вещи?

Где находится гнездо сороки?

Что варила мама под березой?

Чем перемешивала варенье?

Что сделала сорока?

Вставить глаголы по памяти

Сорока очень _________ блестящие вещи. Все блестящее сорока __________ себе в гнездо. Гнездо сороки __________ высоко на березе. Один раз под берёзой мама __________варенье. Варенье ____________ серебряной ложкой. Эту ложку сорока __________ себе в гнездо.

Составить картинно-графический план рассказа, пересказать по плану.

Вставить недостающие слова в текст

Вспомнить начало предложений, пересказать текст:

Задание. Причитайте текст. Ответьте на вопросы.

Весна

Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов.

Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу.

Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги.

Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Кого выводят птицы?

Кто весело скачет по лесу?

Кто вышел на охоту?

Кто вывел волчат на поляну?

Кто рычит у берлоги?

Кто летает над цветами?

Задание. Соединить картинку и слов

заяц

птенец

Вставьте в рассказ по памяти подходящее по смыслу слово.

Весна

(что?)…………………………………..пригрело. Побежали (что?) …………………… Прилетели (кто?) ……………….. Птицы выводят (кого?) ……………………Весело скачет по лесу (кто?) ……………………….. (Кто?)……………….вышла на охоту и чует добычу. (Кто?)…………………….. вывела волчат на поляну. (Кто?)………………… рычит у берлоги. Над цветами летают (кто?)…………………………и пчелы. Все рады весне.

  • Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путём расширения, а иногда сужения смысловых полей слова (уточнение и систематизация их значение). Для это го логопед предлагает следующие упражнения.

Задание. Объясните значение выражений. В чём разница. С каждым словосочетанием составьте предложения.

Задание. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях.

Задание. Прочитайте словосочетания. Укажите, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.

Стремиться, тянуться, устремляться, стараться.

Заветная, сокровенная, заповедная.

Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять.

Думаю, полагаю, считаю.

Задание. Закончить фразы тремя разными вариантами:

Однажды утром я проснулся и 1)……….2)……………3)

Выходя из дома 1)……….2)…………..3)

Покупая продукты,я 1)……….2)…………….3)

Для здоровья очень полезно, 1)………2)…………….3)

Я написал письмо, но 1)……….2)……………3)

Мои часы стали 1)……….2)……………3)

У наших соседей 1)……….2)……………3)

Подъехав в институт, ……………1)………2)……. 3)

Отчалив от берега, ………………….1)………2)……3)

Находясь в комнате, ………………..1)………2)……3)

Задание. Подберите к глаголам слова. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Каширкина Виктория Викторовна
логопед, ЦПРиП (центр патологии речи и нейроребилитации)
г. Москва

  • После оплаты заказа к Вам на электронную почту придет письмо со ссылкой,
    нажав которую Вы сможете скачать видеокурс к себе на компьютер!
  • В видеокурсе есть все, чтобы сразу же начать заниматься и добиваться успехов в восстановлении речи при грубой афазии. Конечно, можно потратить много времени и сил в поисках нужной информации в интернете, но эффективнее всего начать восстанавливать речь при помощи этого видеокурса!


    • В видеокурсе использованы самые эффективные методики и упражнения для восстановления речи после инсульта, показавшие самые высокие результаты.
    • Видеоуроки по восстановлению речи изложены простым и понятным языком.
    • Все упражнения снабжены примерами и объяснениями.
    • Вы получаете простые пошаговые задания для занятий при каждой форме грубой афазии, которые собраны в программы восстановления речи.
    • Видеокурс поможет разобраться в том, какая форма афазии проявляется у Вашего близкого и самостоятельно проводить полноценные домашние занятия по восстановлению речи.
    • Вы получаете обширный практический материал для использования на домашних занятиях: пособия, которые можно распечатать и авторские интерактивные презентации.
    • Вы не потеряете драгоценное время и сможете начать занятия по восстановлению речи прямо сейчас, пока компенсаторные возможности наивысшие.
    • Занимаясь по видеокурсу самостоятельно, Вы сможете ежедневно проводить восстановительные занятия в течение многих месяцев и добиваться успехов в восстановлении речи у Вашего близкого.
    • Стоимость видеокурса равна цене всего лишь 3-4 занятий с логопедом.


        • Разрабатывая этот видеокурс, я использовала весь опыт логопеда-афазиолога по восстановлению речи у пациентов с грубой афазией, который я накопила в процессе логопедической работы с пациентами.
        • Сюда вошли самые эффективные методики и самые действенные приемы, воспользоваться которыми может каждый.
        • Имея видеокурс, не нужно быть профессионалом, чтобы заниматься восстановлением речи с вашим близким, у которого проявляется грубая афазия.

      • Степень восстановления речи зависит от многих факторов: степень поражения головного мозга, компенсаторные возможности организма и т.д. Даже врачи не берут на себя смелость полностью гарантировать результаты лечения. Однако будет справедливо, если Вы получите гарантии.
      • Если Вы использовали все упражнения и пособия из данного видеокурса и занимались систематически, однако не добились никаких результатов в восстановлении речи – я гарантирую возврат денег!
      • Вышлите отчет о проделанной работе, опишите подробно, как часто и в течении какого времени Вы занимались, какие задания и пособия из видеокурса использовали, и если речь не улучшилась, а видеокурс оказался для Вас бесполезен, я верну деньги (за вычетом комиссии платежных систем)!
      • Я гарантирую возврат денег, так как уверена: при систематических занятиях с использованием всех упражнений и пособий видеокурса, речь будет восстанавливаться настолько, насколько позволяют компенсаторные возможности организма человека!

      К сожалению, наш город довольно маленький. Если даже и существуют врачи, имеющие специализацию в подобной области, то уж конечно же, о них нет ни слова в интернете…

      Обнаружили видео уроки логопеда Кулаковой Натальи Игоревны в Youtube. Во-первых, хотелось бы отметить, что немаловажным фактором является само впечатление, которое производит совершенно незнакомый человек. В нашем случае с экрана о возможных видах афазии и требуемых коррективных упражнениях нам рассказывала очень приятная женщина тихим и спокойным тембром голоса, очень доступными, понятными для понимания словами. Проблема была лишь в том, что мы проживаем в Липецке, а Наталья Игоревна в Санкт-Петербурге… Однако, оказалось, что расстояние не проблема.

      Нам ничего не нужно было искать самим - все картинки, слова, упражнения и многое другое подробнейшим образом представлены в видео курсе. Немаловажным является и доступная цена, по которой мы приобрели его!

      Сразу же начали работу с видеокурсом. Легко разобрались в содержании диска и видеоуроках. Всё понятно и доступно. Очень порадовало, что в Видеокурсе присутствует аудирование (Наталья Игоревна говорила о необходимости упражнений, во время выполнения которых человек слушает слово, затем на экране возникает картинка и после этого требуется повторить слово) . Очень много материала, который я самостоятельно искала в интернете. Так что мы были очень довольны приобретением!

      Прошло немногим более месяца. Мы продолжаем занятия по видеокурсу. Прогресс очевиден, от невозможности произнести слово мама перешла к стадии простых предложений, которые она говорит самостоятельно. А ведь прошло совсем мало времени! Конечно, мы занимаемся самостоятельно каждый день. Но кроме материалов предоставленных нам Натальей Игоревной ничем не пользуемся. Нам не нужно искать дополнительную информацию в интернете. У нас еще долгий восстановительный путь впереди, но уже есть результат.

      Спасибо Вам, Наталья Игоревна, за Видеокурс, что готовы всегда отвечать на любые вопросы по организации занятий и просто за то, что вы отличный специалист!

      Теперь мы в этом уверены сами!

      Мария С.
      Липецк

      Месяц назад в нашей семье случилось несчастье – у мужа произошёл инсульт. Первые дни шла борьба за жизнь. Но, к счастью, в определённый момент наступила положительная динамика и мужа перевели уже в обычную палату. На этот момент был парез правых конечностей и отсутствовала речь. Поскольку мой супруг – врач по специальности, он сразу начал заниматься ЛФК для восстановления двигательной активности, но речь не возвращалась и мы не знали, что делать.

      Муж к концу второй недели после инсульта, начал говорить - не как диктор, конечно, и даже не как он сам до инсульта, но ПОНЯТНО! У него стало получаться говорить полными предложениями абсолютно на все возможные темы. Сейчас он в санатории и там есть логопед, она делает ему только логопедический массаж, считая, что все трудности в произношении связаны с парезом правой стороны языка, губ и лица в целом. При этом мы, конечно, продолжаем делать артикуляционную гимнастику из видеокурса Натальи Игоревны, стараемся много говорить и читать вслух, писать по возможности.

      Я не знаю достоверно точно, что именно стало определяющим фактором - психологический настрой, видеокурс и рекомендации, степень поражения или восстановительные резервы организма супруга, но есть понятие веры. Так вот я уверена, что именно консультация Натальи Игоревны Кулаковой, её рекомендации и курс помогли моему мужу преодолеть грубую афазию. После общения с ней я воодушевилась и это помогло мне вселить веру в любимого человека.

      Сами занятия построены таким образом, что не возникает тягостного ощущения "обучения", мы так весело составляли предложения и вспоминали как зовут знаменитостей! Поначалу ведь фамилии известных людей так произносились, что невозможно было догадаться и выглядело это иногда смешно. Вот так, с юмором и интересом, мы прошли курс за две недели.

      Я знаю, что мой муж очень требователен в интеллектуальном плане и ему не были интересны банальные "овощи", а вот договаривать фразу из любимого фильма - это "на ура"!

      Я знаю, моему мужу предстоит ещё немало потрудиться для того, чтобы восстановить полностью речь, но под руководством высококлассного специалиста я уверена в его успехе!

      Юлия Купрейкина

      Здравствуйте Наталья Игоревна!

      Ваш курс потихоньку осваиваю вместе с рекомендованной Вами литературой. Сейчас я прохожу практику в отделении нейрореабилитации.

      На занятиях, я думаю, что будет даже очень здорово использовать Ваше пособие. Особенно интерактивную его часть. Для работы в условиях стационара я обязательно буду использовать вашу подборку песен, стихов, поговорок для растормаживания речи. Мне они очень, очень понравились!

      Программа мне в целом понравилась вся. Весь материал четко систематизирован и очень доступно изложен.

      Я думаю эта программа будет палочкой-выручалочкой не только для родственников пациентов, перенесших инсульт и ЧМТ, но и для практикующих логопедов-афазиологов, особенно для начинающих!

      В ней собрана вся необходимая база (основа) для работы с такими больными. По сути это краткий курс и шпаргалка одновременно.

      Программа замечательная и она будет незаменимым подспорьем в практической деятельности.

      Спасибо вам большое.

      С уважением,
      логопед
      Лариса Альбертовна


      Уважаемые друзья! Желаю вам здоровья, решительности, упорства и успехов в таком важном и благородном деле, как помощь в восстановлении речи у человека, страдающего грубой афазией. Не опускайте руки, принимайтесь за работу! Будьте уверены в том, что Ваши занятия принесут улучшения в речи и позитивный настрой начнет передаваться вашему близкому!

      Логопед-дефектолог

      Наталья Игоревна Кулакова

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.