Разработки уроков по биологии 8 класс нервная регуляция

Разделы: Биология

Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

Оборудование: таблицы по теме, букет из осенних листьев, магнитофон, аудиозапись: П.И.Чайковский “Октябрь — осенняя песня”, 2 теннисных шарика, дольки лимона, рычажные весы.

Урок изучения нового материала (по Конаржевскому)

I этап. Организационный момент.

Задача: настрой учащихся на учебное занятие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: сообщить тему урока и показать практическую значимость нового материала.

На столе учителя стоит букет из осенних листьев. Включается магнитофон с записью произведения П.И.Чайковского “Октябрь — осенняя песня”. Учитель читает отрывок стихотворения А.С. Пушкина

Унылая пора, очей очарование,
приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увядание,
в багрец и золото одетые леса.

Учитель. Посмотрите на чудесный букет. Скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении А.С. Пушкина (осень).

Какие же изменения происходят осенью с растениями? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву на зиму, закладка почек).

А какова причины таких изменений? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). То есть растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды.

С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.

Но организм человека также реагирует на изменения окружающей среды. Следовательно он тоже обладает раздражимостью. И сегодня на уроке мы познакомимся с регуляцией организма человека.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.

III этап изучения нового материала.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

1. Нервная регуляция.

Эксперимент №1. Резкий хлопок в ладоши или удар ладонью по столу.

Учитель. Что произошло?

Это результат чего? (ответная реакция организма).

Эксперимент №2. Одновременно бросаются 2 теннисных шарика в сидящих за партами учеников.

Как вы прореагировали? Следовательно ответная реакция на раздражение может быть разнообразной и она чисто индивидуальна.
Как быстро произошла ответная реакция организма? (моментальная).
Какая система организма задействована в данном случае? (нервная).

Следовательно на любое раздражение окружающей среды организм реагирует моментально, чисто индивидуально и при помощи нервной системы.

Как мы назовем такую регуляцию? (нервная регуляция).
Могли бы вы привести примеры нервной регуляции организма используя жизненный опыт?

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

  1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
  2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
  3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

2. Гуморальная регуляция.

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

3. Групповая работа.

Класс делится на 2 группы.

Задание 1 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать определение гуморальной регуляции и сформулировать ее основные особенности.
Задание 2 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать характеристику гормонов.

После обсуждения в группах представитель от каждой группы делает сообщение.

Учитель подводит итог: регуляция организма осуществляется с помощью нервной и гуморальной регуляции. В тетради рисуется схема регуляции организма человека.

4. Железы внешней секреции.

Как вы только что сказали гормоны выделяются железами внутренней секреции. Но у человека есть и железы внешней секреции.

Представьте себе жаркий солнечный день.

Чем покрывается ваша кожа? (потом).
А чем выделяет пот? (потовыми железами).
Куда выделяется пот? (на поверхность тела).
А при помощи чего? (выводных протоков).

Эксперимент №3. Учащимся предлагается лимон.

Что произошло? (выделение слюны).
Что является причиной выделения слюны? (раздражитель).
Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).
Куда попадает слюна? (в полость тела).
В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).

Так какая же отличительная черта желез внешней секреции? (наличие выводного протока и выделение секрета в полость тела или на его поверхность в результате нервной регуляции организма.. При этом в регуляции организма никакого участия не принимает, так в секрете желез внешней секреции отсутствуют гормоны.

Задание. Пользуясь рисунком с изображением желез определите, где изображена железа внешней и внутренней секреции. Докажите это.

Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

“Колечко” – поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

“Кулак – кольцо” – поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

“Вертолет” – перемещаем карандаш между пальцами кисти.

5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Вспомните ситуацию. Произошла длительная ссора между друзьями. Ссора прошла, но неприятное состояние остается некоторое время.

Что происходит во время ссоры? (под действием нервного раздражителя ответная реакция организма, одновременно под действием внешнего раздражителя железы внутренней секреции выделяют гормоны).

Что же происходит после ссоры? Ведь раздражителя нет? (раздражителя нет, но гормоны попали в кровь и разносятся током крови, а гормоны разрушаются медленно, и для устранения их действия нужно время).

Следовательно нервная и гуморальная регуляция организма взаимосвязаны. На нервную систему оказывают влияние приносимые с током крови гормоны, однако само образование гормонов находится под постоянным контролем нервной системы.

В тетради на схеме показывается стрелками взаимное влияние друг на друга нервной и гуморальной регуляции.

6. Нарушение взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме.

Что это вам напоминает? (рычажные весы). Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону. .

Что произойдет при смещении равновесия? (перевес чашки весов).

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

Что может привести к этому нарушению? (образ жизни и роль среды).

Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в развитии заболеваний Гиппократ. Он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов.

7. Влияние внешней среды на регуляцию организма.

Мы с вами живем в крупном промышленном городе. Об экологической обстановке в г. Новокузнецке сделает сообщение Киселева Света, которая получила задание на каникулы.

Из сообщения можно сделать вывод, что мы живем в городе, где уровень загрязнения очень высокий.

Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции).

IV. Закрепление материала.

1 вариант — нервная регуляция;
2 вариант — гуморальная регуляция.

А. Определите к каким способам регуляции функций организма относятся следующие физиологические явления:

  1. Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды;
  2. Адреналин способствует усилению кровообращения;
  3. Солнечные лучи в жаркий день усиливает сердцебиение;
  4. Гормон роста влияет на рост человека.

Б. Выберите правильный ответ.

  1. Действует быстро, но кратковременно;
  2. Действует медленно, но продолжительно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Стр. 44-45 учебника.

Подготовить сообщение о продуктах, употребляемых в пищу, содержащих большое количество йода.

Подготовить сообщение о внешнесекреторной деятельности щитовидной железы.


Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой внутренних органов. Ребята учатся самостоятельно работать с текстом учебника, логически мыслить и формировать результаты логических операций в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
stroenie_i_znachenie_nervnoy_sistemy.doc 251 КБ

Предварительный просмотр:

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

  1. Организационный момент.
  2. Биологический диктант.

Учащиеся дают определения понятиям с предыдущего урока.

  1. Изучение нового материала.
  1. Значение нервной системы.

На доске записаны функции нервной системы. Учащиеся должны подтвердить каждый пункт примерами, фактами из ранее изученных тем.

  1. Анатомическая классификация отделов нервной системы.

  1. Спинной мозг

Строение спинного мозга (объяснение учителя)

Спинной мозг лежит в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин), несколько сплюснутый спереди назад цилиндрический тяж, который вверху непосредственно переходит в продолговатый мозг, а внизу оканчивается коническим заострением на уровне II поясничного позвонка. Знание этого факта имеет практическое значение (чтобы не повредить спинной мозг при поясничном проколе с целью взятия спинномозговой жидкости или с целью спинномозговой анестезии, надо вводить иглу шприца между остистыми отростками III и IV поясничных позвонков).

Внутреннее строение спинного мозга. Спинной мозг состоит из серого вещества, содержащего нервные клетки, и белого вещества, слагающегося из миелиновых нервных волокон. Серое вещество , заложено внутри спинного мозга и окружено со всех сторон белым веществом. Серое вещество образует две вертикальные колонны, помещенные в правой и левой половинах спинного мозга. В середине его заложен узкий центральный канал, спинного мозга, проходящий во всю длину последнего и содержащий спинномозговую жидкость. Белое вещество состоит из нервных отростков, которые составляют три системы нервных волокон:

  1. Короткие пучки ассоциативных волокон, соединяющих участки спинного мозга на различных уровнях (афферентные и вставочные нейроны).
  2. Длинные центростремительные (чувствительные, афферентные).
  3. Длинные центробежные (двигательные, эфферентные).

Функции спинного мозга (Рассказ учителя, демонстрация безусловного коленного рефлекса, изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле) .

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Звенья рефлекторной дуги

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

  1. Связь спинного и головного мозга (объяснение учителя)
  1. Закрепление знаний.

Фронтальная письменная работа.

Нервные узлы – это скопления______________

Нервы – это скопления ___________________

Рефлекс – это__________________ организма на _____________________, которая осуществляется с помощью _______________.

1. Что называют рефлексом?
2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.
3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?
4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?
5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему?
6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?

Домашнее задание Учебник А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша § 46, 49. Рабочая тетрадь №2 задания 150-153, 158, 181.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку в 8 классе.

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс.

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло.

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?".

ТЕМА: Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс).

УМК 8 класс - Сонин Н.И., Захаров В.Б., М, Дрофа, 2005, 2008 Работа состоит из двух частей. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Сначала часть А – из пр.

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Основные понятия

эндокринная система, гуморальная регуляция, нервно-гуморальная регуляция

Изучение нового материала

Регуляция и согласование функций всех систем органов че­ловека осуществляется с помощью нервной системы и желез внутренней секреции.

Нервная система состоит из вегетативного отдела, который подразделяется на симпатический и парасимпатический, и соматического, который подразделяется на периферический (нерв­ные рецепторы и нервы) и центральный (головной и спинной мозг). Нервы подходят ко всем органам нашего тела и разветвляются в них. Благодаря им мы ощущаем боль, прикосновение, тепло, хо­лод. Нервная система осуществляет связь нашего организма с внеш­ней средой.


Высший отдел нервной системы большие полушария голов­ного мозга с покрывающей их корой. В коре находятся центры зре­ния, слуха, обоняния, вкуса. При возбуждении органов чувств сигналы поступают в кору больших полушарий и вызывают ту или иную ответную реакцию организма. В коре находятся и многие дру­гие центры, регулирующие деятельность различных органов и орга­низм а в целом. При нарушении коры больших полушарий головного мозга происходят глубокие, часто необратимые изменения деятельности организма. Человек становится инвалидом. От повреждающих 'Внешних воздействий головной мозг хорошо защищен черепом.

Спинной мозг расположен в канале позвоночника и также хо­рошо защищен от внешних механических воздействий.

Согласование функций органов, происходящее с помощью нервной системы, называют нервной регуляцией


Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите схему нервной системы человека . Найдите на ней отделы центральной нервной системы и отходящие от них нервы. Обратите внимание на то, что нервы густой сетью охватывают все участ­ки тела человека.

Железы внутренне й с е к р е ц и и составляют эндокринную систему. Они вырабатывают биологически активные вещества — гормоны. Гормоны поступают в кровь и разносятся ею по всем органам, активизируя их работу. В случае нарушения функ­ций какой-либо железы — уменьшения или увеличения выработки гормона происходят изменения в работе определенных органов, что приводит к заболеваниям. Например, при нарушении работы гипо­физа наблюдается изменение роста человека; Гормоны играют важ­ную роль в гуморальной регуляции — механизме координации процессов жизнедеятельности, осуществляемом с помощью биоло­гически активных веществ, через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость).

Помимо желез внутренней секреции в организме человека есть железы внешней секреции. Они вырабатывают вещества, которые по специальным протокам попадают в определенные органы и обес­печивают выполнение ими функций. Например, слюнные железы выделяют слюну, под влиянием которой пища размягчается, а крах­мал превращается в сахар. Печень вырабатывает желчь, способ­ствующую расщеплению жира. Все железы, секрет которых влияет на переваривание пищи, относятся к пищеварительной системе.

Итак, организм человека состоит из функционально взаимо­связанных органов. Каждый орган выполняет свою особую функцию в системе, а система органов - свою функцию в организме.

Нервная и гуморальная регуляция функций органов в орга­низме осуществляется в единстве. Нервы подходят к желе­зам. внутренней секреции, регулируя их работу, а-гормоны с кровью попадают в центры головного мозга. Поэтому более правильно говорить о нервно-гуморальной регуляции.

Конспект открытого урока биологии в 8 классе

Цель урока: создать условия для формирования представления о строении и функциях нервной системы, о рефлекторном характере деятельности нервной системы, а также ознакомиться со строением нейрона, строением рефлекторной дуги, строением и функциями спинного мозга.

Задачи урока:

Образовательные:

обеспечить в ходе урока усвоение знаний о функционировании гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности;

с формировать понятия рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, отделы нервной системы, спинной мозг; охарактеризовать принцип деятельности нервной системы, сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме, связь нервной и эндокринной системы.

Развивающие:

создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать определения понятий рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, спинной мозг, отделы нервной системы, научится называть принцип деятельности нервной системы; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы в организме, связь нервной и эндокринной системы.

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению строения человека; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; ответственное отношение к своему организму, стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с информацией, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы : словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Организационный момент. Приветствие, настрой на урок.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Книги, ручки и тетрадки.

Мы уже знаем, что системы органов образуют единое целое – организм. Что заставляет все физиологические процессы в организме человека работать согласованно

(регуляция процессов жизнедеятельности при помощи нервной и эндокринной системы)

Какую систему регуляции мы уже изучили, а какую нет?

(гуморальную, нервную не изучали)

Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые нам необходимо поставить сегодня на первом этапе урока? (работа с клише)

В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают? (ускорение роста и развития)

Для изучения принципа работы того или иного органа физиологи часто прибегают к помощи радиоактивных веществ. Предложите такое вещество для исследования функций щитовидной железы поясните свое предложение (йод, необходимый элемент для синтеза гормона тироксина)

При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара. С чем связано пристальное внимание к этому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации сахара в крови у больного человека? (может быть сахарный диабет, мало инсулина, нарушение функции поджелудочной железы)

При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в обмене веществ и поведении кастрированных особей (животные становятся более спокойными, отсутствует половое влечение и быстрее набирают вес)

Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка вылезают на лоб жидкие пряди желтых волос”. О какой болезни идет речь в отрывке (Бронзовая болезнь является результатом атрофических изменений надпочечников )

Актуализация знаний:

Работа в парах:

Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.

Гормон щитовидной железы.

Гормон надпочечников, регулирующий работу кровеносной системы.

Парные железы внутренней секреции.

Болезнь, возникающая при недостатке гормона щитовидной железы.

Болезнь, возникающая при избытке гормона щитовидной железы.

Животный углевод, образующийся из глюкозы при действии инсулина.

Болезнь, возникающая при недостатке инсулина.

Болезнь, возникающая при недостатке ростового гормона.

Железа внутренней секреции, расположенная в головном мозге.

Женская половая железа.

По вертикали – болезнь, возникающая у взрослых при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.

Самопроверка и самооценка.

2.Работа в группе. Ребятам раздаются фотографии и репродукции знаменитых людей и вопросы.

1. Выберите из предложенных вам фотографий и репродукций людей с признаками гигантизма. С чем связано патологическое усиление роста человека. По каким признакам людей высокого роста можно отличить от лиц, страдающих гигантизмом?

2.Перечислите основные заболевания щитовидной железы. Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности щитовидной железы. Попробуйте поставить им диагноз? Предположите, почему и жена и свояченица великого фламандского живописца П.П. Рубенса страдали эндемическим зобом?

3.Выберите из предложенных вам репродукций изображения людей с нарушениями деятельности половых желез. (Отбирается Рибер “Магдалена Вентура”)

4.Внимательно рассмотрите портрет Моны Лизы. Попробуйте поставить диагноз “Джоконде”. По каким признакам вы это сделали? (Скорее всего гипотериоз; пучеглазие не наблюдается, а бровей и ресниц практически нет – см. Признаки гипотиреоза. Одновременно наблюдается некоторая одутловатость в строении тела).

3.Работа в группе.

Представьте, что вы присутствуете на приеме у врача-эндокринолога. Внимательно прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз. Предложите возможные варианты лечения.

Задания для 1 группы.

Больная А., 45 лет, умер муж, после этого тяжело переболела гриппом. Чтобы закалиться, съездила на море. Жалобы: стала раздражительной, учащенное сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (экзофтальм).

Анализ текста учащимися . Больная А., 45 лет (возраст), умер муж (стресс), после этого тяжело переболела гриппом (снижение иммунитета). Чтобы закалиться, съездила на море (провокация болезни). Жалобы: стала раздражительной, учащенное сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (это все признаки базедовой болезни).

Диагноз . Базедова болезнь.

Лечение . Анализ крови на гормоны щитовидной железы, в первую очередь на тироксин. Применение медикаментозных средств, нормализующих функцию щитовидной железы, уменьшающих возбудимость нервной системы. Щадящий режим: избегать больших физических и нервных нагрузок, противопоказан отдых на южных курортах летом, курение, алкоголь. Отдых при полном покое, сон не менее 7 ч в день в проветренной комнате. Пища должна быть разнообразной. Добавить в питание струмогенные вещества (продукты, блокирующие производство тироксина): белокочанную капусту, турнепс, репу, шпинат и зелень, брюссельскую капусту, соевые продукты, арахис, кедровые орехи и просо.

Больная В., 55 лет У женщины с избыточным весом в моче обнаружен сахар. Она часто ощущает жажду, сухость во рту, поэтому употребляет большое количество воды. Какими заболеваниями страдает эта больная? Как их избежать?

Анализ текста учащимися. У женщины нарушен процесс углеводного обмена в организме из-за нарушения функции поджелудочной железы – одной из желез внутренней секреции. При этом заболевании железа вырабатывает недостаточное количество инсулина – гормона, регулирующего углеводный обмен. Это заболевание называется сахарным диабетом. У больной может быть и гипертония, связанная с избыточным весом из-за нерационального питания. При этом часто наблюдается склероз сосудов – на стенках сосудов образуются отложения солей кальция и холестерина, уменьшающие просвет сосудов и эластичность их стенок. При склерозе сосудов ухудшается (вплоть до полного прекращения) кровоснабжение органов и тканей, что приводит к многочисленным вредным последствиям. Одно из самых тяжелых – ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.

Дагноз: сахарный диабет, избыточный вес, ишемическая болезнь сердца.

Лечение: Контроль уровня сахара в крови, При заболевании сахарным диабетом необходима строгая диета: нельзя употреблять пищу, богатую легко усваеваемыми углеводами: глюкозой, сахарозой. Рацион должен включать много овощей и фруктов. Необходимо систематически заниматься физкультурой, спортом. В случае инсулин зависимого сахарного диабета придется регулярно делать инъекции этого гормона. При гипертонии надо постоянно следить за артериальным давлением крови, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью. Нельзя употреблять много жидкости, соленую и жирную пищу.

3 . Больная А. с жалобами на повышенную утомляемость, нарушения памяти, вялость, сонливость, зябкость, хрупкость волос и ногтей, низкий хриплый голос, понижение температуры тела, низкое артериальное давление, запоры, нарушение менструального цикла

Диагноз: гипотиреоз или микседема, слизистый отёк.

Лечение : вводят препараты тиреоидных гормонов

Задания для 2-ой группы:

1. Больной Г., 45 лет . Появилась тёмная окраска кожи и тёмные пятна на слизистых оболочках. Быстрая утомляемость, давление 100/60, головные боли, желудочно-кишечные расстройства (снижение аппетита, запоры), мышечная слабость, похудание.

Диагноз: Аддисонова или Бронзовая болезнь. Причина: туберкулёз надпочечников.

Лечение: остерегаться острых инфекционных заболеваний, интоксикаций, травм, максимальный покой, противопоказана работа, связанная со значительным нервно-психическим и физическим напряжением. Пища должна быть максимально разнообразной, содержать большое количество соли.

2.Больной В. Перенёс панкреатит, эмоциональное потрясение, связанное с пожаром в доме. Жалобы на постоянную сильную жажду и обильное (до 6 литров в сутки) мочеиспускание. Появились гнойничковые заболевания кожи. Анализ мочи показал большой удельный вес и содержание в ней сахара.

Диагноз : Диабет сахарный

Лечение: соблюдение диеты с ограничением углеводов до 50-60% общей калорийности пищи: исключается сахар и легко усвояемые углеводы, их заменяют крупами, овощами, картофелем, чёрным хлебом и другими продуктами. Жиры – до 25% общей калорийности пищи, на белки- до 20%. Приём инсулина .

3.Девочка 12 лет , начали расти волосы на лице, плечи стали широкими, голос грубым.

Диагноз: усилена выработка мужского гормона или недостаточная выработка женского гормона. Лечение: Анализы на гормоны. Принятие препаратов, усиливающие выработку женского гормона или угнетающие выработку мужского

4.Индивидуальная работа.

А) “Отправь почту” (сдать учителю на проверку после выполнения)

1. Соотнесите железу внутренней секреции, гормон, заболевания, вызванные нарушением деятельности желез внутренней секреции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.