Развитие физиологии нервной системы и органов чувств

39 ответов на горячие вопросы об отношениях.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Пошаговый видеокурс "Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?"

Что значит стать "слабой" для мужчины?

Как быть, если из отношений уходят внимание и забота?

О какой женщине мужчина мечтает заботиться?


Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в 19 веке

В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х- гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

Современники восприняли только ту часть его учения о мышечном чувстве, где говорится о такой его функции, как ощущение усилия во время движения. Белл описал факт, который теперь называется реципрокной иннервацией мышц-антагонистов: когда мышцы-разгибатели расслабляются, мышцы-сгибатели сокращаются. Открытия Ч. Белла углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше понять нервный механизм поведения.

Большое место в учебнике Мюллера занимает изучение деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха.

Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Доктрина включает десять законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы — это посредники между воспринимаемыми объектами и умом и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики.

По Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Непосредственными объектами восприятия наших чувств являются состояния, вызываемые в нервах и чувствуемые как ощущение либо самого нерва, либо чувствующего органа.

Идеи Мюллера о том, что нервы органов чувств не являются передатчиками свойств внешних тел, напоминают мысли Локка о вторичных качествах. Второй закон доктрины Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму. Третий закон доктрины специфичности опирается на эмпирическую очевидность первых двух: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается необычным раздражителем, неадекватным для данного органа чувств, например, электрическим или механическим). Следовательно, и качество ощущений зависит от природы нерва, на который воздействует причина. Таким образом, хотя причиной ощущений является материальное воздействие, ощущение не воспроизводит его свойств. Внешнее воздействие высвобождает нервную энергию, которая дремлет в органе чувств и только ждет толчка для этого возбуждения.

Как же мы приходим к уверенности в том, что воспринимаем объекты, а не состояние наших нервов? Мюллер отвечал так: нервы имеют определенное соотношение с внешними объектами. Ясно, что глаз воспринимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но тогда он воспринимает его как свет. Поэтому мы воспринимаем действительно объект, в случае же действия на нас неадекватного стимула мы имеем иллюзию.

В. И. Ленин в связи с философским анализом положения, которое сложилось в естествознании к концу XIX — началу XX в., подвергает критическому рассмотрению выводы Мюллера с позиции теории отражения. Он квалифицирует эти взгляды как идеализм.

В физиологии, развивавшейся в русле механического материализма, к XIX в. накопились такие факты, которые свидетельствовали о больших трудностях в объяснении специфики деятельности именно живого организма: работы органов чувств, нервной системы, мышечной ткани и т. д.

В XIX в. многие физиологи, столкнувшись с этими трудностями и не имея средств для их преодоления, приняли позицию отказа от теории и занялись описанием деятельности органов чувств (Ян Пуркинье, 1787— 1869). В основе теории Мюллера лежит неправомерное допущение о том, что органы чувств и проводящие нервные пути обладают своей специфической энергией изначально8, и, следовательно, ощущение зависит не от природы раздражителя, а от самого органа или нерва и является выражением его специфической энергии.

Мюллер дал также объяснение восприятия пространства, опираясь при этом на философию И. Канта. Он считал, что ощущающий орган имеет прирожденную способность к пространственному зрению, т. е. на сетчатке есть точки для восприятия величины, глубины и других пространственных свойств. Стимуляция этих точек дает впечатление о предметах как находящихся на определенном расстоянии от нас, имеющих определенную величину и т. д. При этом опыту уделяется незначительное место. Мюллер явился основателем позиции нативизма в теории восприятия пространства. Эти взгляды разделял немецкий психолог К. Штумпф, а также физиолог Э. Геринг. В 1801 г. Юнг выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения: сетчатка имеет три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или фиолетовый цвета, а белый цвет является результатом равномерного возбуждения всех трех рецепторов. Позже, в последней четверти XIX в., Э. Геринг сформулировал фотохимическую теорию цветового зрения. В глазу имеются три фоторецептора, в каждом — пара цветоощущающих веществ: бело-черное, красно-зеленое, желто-синее. Внутри каждой пары происходят противоположно направленные химические процессы ассимиляции — диссимиляции: диссимиляция вещества вызывает ощущение белого, красного, желтого; ассимиляция — черного, зеленого, синего.

Самые известные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1/10, для света— 1/100, и т. д. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено Фехнером.

Гельмгольц оставил интересные психологические заметки по творческому мышлению, вниманию и др. вопросам. Но они имеют более частное значение.

В XIX в. развернулись исследования по анатомии и физиологии мозга. Они углубляли представления о материальном субстрате психической деятельности. В первой четверти XIX в. известный австрийский врач и анатом Ф. А. Галль выступил с исследованиями по морфологии мозга. Он впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способность человека. Френология Галля как учение о связи строго локализованных способностей человека со строением черепа является ложным направлением, хотя в свое время эти идеи вызывали определенный интерес, в том числе в России. Она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.

Все последующие десятилетия работы по исследованию мозга были связаны с развитием идей локализационизма. Материал поступал из двух источников.

Во-первых, из наблюдений за нарушениями поведения у больных с локальными поражениями мозга (клинические наблюдения французского врача Буйо, показавшие, что потеря моторной функции речи связана с нарушениями в области передних отделов мозга (1825); открытие французским анатомом Брока центра моторных образов слов (1861); открытие немецким психиатром Вернике центра сенсорных образов слов и др.)

Вторым источником, на базе которого складывались локализационистские представления о мозге, были анатомические и физиологические исследования мозга (опыты с непосредственным раздражением коры, с разрушением определенных областей мозга и т. п.). Открытие двигательных центров в коре Фритчем и Гитцигом (1870) методом раздражения роландовой борозды коры электрическим током и исследования киевского анатома Беца по морфологическому описанию коры, открытие связи затылочной коры мозга с функцией зрения, височной — слуха и др. (Мунк), передних областей мозга — с вниманием и интеллектуальными функциями (Гитциг и Ферьер), полученные методом экстирпации отдельных участков коры мозга, подкрепляли вывод о неоднородности морфологической структуры мозга: мозг имеет высокодифференцированное строение. Однако представления о прямой связи функции с каким-то узким участком мозга были слишком грубыми, противоречащими фактам. Так, например, немецкий физиолог Ф. Гольц (1834—1902) обнаружил, что экстирпация отдельных участков мозга у собаки приводит к нарушению поведения в целом, следовательно, к мозгу нужно подходить как к целостному образованию.

В период расцвета узколокализационистского подхода эта идея не получила достаточного развития, и только в 60-х гг. крупнейший английский невролог X. Джексон преодолел узкий локализационизм и сформулировал принципиально новый подход к пониманию локализации психических функций.

По Джексону, психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу: например, по отношению к двигательной активности низший уровень — что спинной мозг и варолиев мост, средний уровень — моторная область коры, высший уровень — префронтальная область. Нарушения на том или ином уровне приводят к выпадению той или другой стороны функции. В процессе эволюции происходит развитие и интеграция различных уровней головного мозга — формирование системы связей, которые обусловливают сложное поведение человека — мышление, символическое действие. Распад этой интегративной деятельности приводит к нарушению психики. Идеи Джексона были развиты Г. Хэдом, его учеником. Новое и весьма прогрессивное направление, начатое Джексоном по проблеме локализации психических функций, получило настоящее развитие позже, уже в XX в., особенно в нейропсихологии, в теории системной динамической локализации высших психических функций человека.

Таковы главные направления в развитии учений по физиологии мозга в XIX в. Локализационистский и антилокализационистский подходы сосуществовали, потому что каждый из них опирался на какие-то факты, которые, однако, понимались односторонне, а сложность проблемы локализации психических функций в мозгу не позволяла принять тот или другой подход как единственный.

Успехи в области исследования мозга так же, как и достижения в некоторых других областях физиологии (были открыты железы внутренней секреции и показана связь эндокринной системы с психическими процессами), способствовали развитию знаний о материальных (анатомических и физиологических) основах психики и поставили большой вопрос о соотношении анализа физиологических механизмов психических функций и собственно психологического анализа, т. е. проблему соотношения психологического и физиологического.

В ходе ее решения оформились две теории — параллелизма и взаимодействия физиологических процессов и психических явлений. Каждая из них базировалась на концепции дуализма духа и материи. В теории параллелизма психическое рассматривается как параллельное физиологическому, т. е. как эпифеномен. Отрицая реальную функцию психики, эта концепция вступает в противоречие с естествознанием и ставит под сомнение необходимость психологии как отдельной науки. В теории взаимодействия сохраняется значение психики и тем самым значимость психологии как науки. Однако объяснение самого процесса влияния психики на тело встречает большие трудности. Наибольшее распространение среди психологов получила теория параллелизма.

Все материалы из данного источника: Ждан А.Н. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И.М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

По С.Л. Рубинштейну, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и нервной системы. Интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни, возникновение психофизики и психометрии явились важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловило ее развитие по образцу естественных наук.

Решающее влияние естествознания на этот процесс выразилось в трех направлениях. 1) Психология заимствовала из естествознания методы исследования и, прежде всего, эксперимент. 2) Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные психологические теории. Это теория ощущений (И.Мюллер, Г. Гельмгольц), теория цветового зрения (Г. Гельмгольц, Э. Геринг), резонансная теория слуха Г. Гельмгольца, теория восприятия (Г. Гельмгольц) и некоторые другие. В связи с развитием знаний о мозге были получены новые факты, проливающие свет на труднейшую проблему соотношения физического и психологического. 3) Эволюционные идеи Г. Спенсера и теория эволюции Ч. Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии. Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон (1869) явился источником первых теорий развития психики в онтогенезе. Под влиянием эволюционных идей возникли три новые самостоятельные области исследования: зоопсихология, детская психология, психология малокультурных народов (Дж. Леббок, Э. Тейлор, Л. Морган).

В XIX в. развернулись исследования по анатомии и физиологии мозга. Они углубляли представления о материальном субстрате психической деятельности. В первой четверти XIX в. известный австрийский врач и анатом Ф.Й. Галль выступил с исследованиями по морфологии мозга. Он впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способности человека. Френология Галля как учение о связи строго локализованных способностей человекасостроением черепа является ложным направлением, хотя в свое время эти идеи вызывали определенный интерес, в том числе в России. Она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.

Успехи в области исследования мозга так же, как и достижения в некоторых других областях физиологии (были открыты железы внутренней секреции и показана связь эндокринной системы с психическими процессами), способствовали развитию знаний о материальных (анатомических и физиологических) основах психики и поставили большой вопрос о соотношении анализа физиологических механизмов психических функций и собственно психологического анализа, т.е. проблему соотношения психологического и физиологического. В ходе ее решения оформились две теории – параллелизма и взаимодействия физиологических процессов и психических явлений. Каждая из них базировалась на концепции дуализма духа и материи. В теории параллелизма психическое рассматривается как параллельное физиологическому, т.е. как эпифеномен. Отрицая реальную функцию психики, эта концепция вступает в противоречие с естествознанием и ставит под сомнение необходимость психологии как отдельной науки. В теории взаимодействия сохраняется значение психики и тем самым значимость психологии как науки. Однако объяснение самого процесса влияния психики на тело встречает большие трудности. Наибольшее распространение среди психологов получила теория параллелизма.

Во второй половине 19 века создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. По словам С. Л. Рубинштейна, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего из физиологии органов чувств и нервной системы.

В разных областях исследователи описывали психологические факты:

- физик Э. Мах в книге "Анализ ощущений" (1886), "Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования"

- химик В. Освальд

- профессор патологической анатомии, врач-невропатолог Н.Н. Ланге и др. рассматривали психологические факты, которые не являлись предметом этих наук.

Возникла объективная необходимость в выделении психологических знаний из этих областей в самостоятельную науку.

Решающее влияние естествознания на этот процесс выразилось в 3-х направлениях:

1. психология заимствовала из естествознания методы исследования и, прежде всего эксперимент.

2. Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные психологические теории. Это теория ощущений ( И. Мюллер, Г. Гельмгольц), теория цветового зрения (Г. Гельмгольц, Э. Геринг), резонансная теория слуха Г. Гельмгольца, теория восприятия (Г. Герц) и некоторые другие.

В связи с развитием знаний о мозге были получены новые факты, освещающие проблему физического и психологического.

3. Эволюционные идеи (Г. Спенсера) и теория эволюции Ч. Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии. Сформулированный Геккелем биогенетический закон (1869) явился источником новых теорий развития психики в онтогенезе. Под влиянием эволюционных идей возникли 3 новые самостоятельные области исследования: зоопсихология, детская психология, психология малокультурных народов (Дж. Леббок, Э. Тейлор, Л. Морган).

Иоганнес Мюллер (1801-1858)

Основатель новейшей физиологии. Создатель теории "Специфической энергии органов чувств"

1) По Мюллеру, нервы - это посредники между воспринимаемыми объектами и умом и, т.о. они навязывают уму свои собственные характеристики.

Ощущения в воспринимающем органе складываются благодаря нервам и качестве результата от действия внешних объектов дают знания некоторых качеств не этих объектов, а самих нервов. Т.е. непосредственными объектами восприятия наших чувств являются состояния, вызываемые в нервах и чувствуемых как ощущение либо самого нерва, либо воспринимающего органа.

2) По Мюллеру, имеется 5 видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет своё специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму.

3) Одна и та же причина вызывает в различных органах чувств разные ощущения и наоборот. Качество ощущений зависит от природы нерва, на который воздествуют. Например, световая волна, электрическое воздействие, механическое воздействие на глаз вызывают вспышку света (парадокс Мюллера).

Внешнее воздействие высвобождает эту энергию, которая как бы дремлет в органе чувств.

Возникает вопрос: как же мы можем быть уверены в том, что воспринимаем объекты, а не состояния наших нервов? По Мюллеру, нервы имеют определённое соотношение с внешними объектами. Например, глаз воспринимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но он воспримет его как свет. = Поэтому мы воспринимает действительно объект. В случае действия неадекватного стимула, мы имеем иллюзию.

Эрнст Генрих Вебер (1795-1878)

Родился в немецком городе Виттенгерг, в семье профессора теологии. В 1815 году он получил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с 1817 по 1871 год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научных интересов стала физиология чувств. Именно в этой области научных исследований он сделал самые выдающиеся открытия.

До Вебера изучение органов чувств ограничивалось исключительно зрением и слухом, он начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов Особенно важным явился его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии.

Различал в ощущениях три рода ощущений:

- давление или прикосновение;

Для изучения последнего он изобрёл прибор - эстезиометр, или циркуль Вебера - и с его помощью проводил экспериментальные исследования осязания.

Он установил экспериментально, что при действии двух раздражителей на кожу они различаются (ощущаются) как разные в том случае, если находятся друг от друга на определённом расстоянии, причём это расстояние различно для разных участков кожи, т.е. кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения.

.Человек ощущает не абсолютные, а относительные различия между физическими стимулами одной модальности.

Закон Бугера-Вебера: отношение изменения интенсивности физического стимула, которое регистрируется субъектом как едва заметное изменение интенсивности ощущения, к исходной интенсивности физического стимула есть величина постоянная.

Закон Вебера-Фехнера: если интенсивность физического раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растёт в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений растёт пропорционально логарифму интенсивности физического раздражителя).

. Отношения между стимулами и ощущением устанавливаются вслед за тем, как субъект фиксирует едва заметное различие в возрастании интенсивности физической стимуляции.

. Едва заметное отличие выступает в качестве условной единицы измерения.

Герман фон Гельмгольц (1821-1894)

Гельмгольц, физик и физиолог, плодовитый исследователь, был одним из величайших учёных 19 столетия. Он являлся учеником Мюллера, а также создателем физиологии зрения, слуха и части кожных ощущений. Эти его теории претерпели незначительные изменения с середины 19 века до сегодняшнего дня.

Гельмгольц родился в Потсдаме, в Германии, где его отец преподавал в гимназии. По причине слабого здоровья, в детстве Г-ц получил домашнее образование. В возрасте 17 лет он поступил в Берлинский медицинский институт, где плату за обучение не брали с тех студентов, ко соглашался по окончании учёбы служить армейскими хирургами. Г-ц прослужил семь лет , в течение которых он продолжал заниматься математикой и физикой и опубликовал несколько статей. Он написал работу, в которой вывел математическое уравнение закона сохранения энергии.

Уволившись из армии, Г-ц получил место адъюнкт-профессора на кафедре физиологии в университете Кенигсберга. Следующие 30 лет он занимал академические должности на кафедрах физиологии в университетах Бонна и Гейдельберга и физики - в Берлине.

Г-ц успешно работал в самых различных областях. В ходе исследований по физиологической оптике он изобрёл офтальмоскоп - устройство для исследования сетчатки глаза. Он писал статьи по таким разнообразным темам, как остаточное изображение, неспособность различать цвета, перемещение хрусталика глаза, размер в арабско-персидской музыке, образование ледников, геометрические аксиомы, лечение сенной лихорадки.

Осенью 1893 года, возвращаясь из поездки по США, Г-ц серьёзно пострадал в результате падения на борту судна. Меньше, чем через год с ним случился удар, сделавший его полубезумным. Его жена писала: "Мысли его беспорядочно путались. Жизнь реальная и сон, время и пространство - всё в его голове было туманно…Словно душа его была далеко-далеко, в каком-то прекрасном идеальном мире, где царили только наука и вечные законы".

Теория бессознательных умозаключений в процессах восприятия.

Он предположил, что такие парадоксы, как перевёрнутый образ, уменьшенный, мозаичный образ внутри глаза устраняются бессознательными умозаключениями, т.е. воспринимаемые образы предметов и явлений возникают на основе бессознательных умозаключений, которые:

1) выполняются по отношению к сенсорным данным и организуют их в образы;

2) действуют принудительно, от них нельзя избавиться при помощи мышления; они возникают бессознательно и не управляются сознанием;

3) они формируются в опыте путём многократного повторения.

Резонансная теория слуха.

1) каждое поперечное волокно на основной перепонке в кортиевом органе настроено на определённую частоту колебаний;

2) на звуковые колебания определённый частоты резонирует определённая группа волокон, которые возбуждают определённые группы слуховых рецепторов.

Теория трёхцветного зрительного восприятия.

1) цветовое восприятие опирается на три основных типа рецепторов:

2) возбуждение 3-х типов рецепторов электромагнитными волнами различной частоты, интенсивности и в различных пропорциях по отношению друг к другу дают все известные ощущения хроматических цветов.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 304 ;

Рационализм полагал эталоном научного познания математику и естествознание, т.к. знания, получаемые методами этих наук, отвечали критериям объективности, всеобщности и необходимости. В начале XIX века рост психологического знания стимулировало развитие физиологии. Среди основателей естественно-научных корней психологии – Гален, Авиценна, Декарт, Гартли и др. Однако XIX век стал революций в отношении утверждения естественно-научной основы познания.

Основная идея – это неразрывная связь организма с внешней природой – была продолжена этим ученым. В качестве ее основания и зависимости у него выступает закон самосохранения живого тела, который выполняется только при условии осуществления избирательных реакций на воздействия внешней среды. Эти реакции предполагают способность различать свойство внешнего мира и оценивать их по отношению к потребностям организма. Эта способность и есть психическое. Т.о., учение о рефлекторной природе было видоизменено, и самое главное дополнение: о детерминирующем влиянии чувствования, которое утверждало активное участие психики в регуляции поведения.

Это было сделано английским анатомом, неврологом Чарльзом Беллом. Его новая анатомия мозга строилась на гипотезе о том, что раздельности нервных элементов соответствует раздельность функций. Экспериментально, он доказал, что только при раздражении передних корешков спинномозговых нервов наблюдается мышечное сокращение. Однако, Белл описал это в своем трактате, который распространил в слишком узких кругах. Известно о нем стало тогда, когда к аналогичным выводам пришел французский физиолог Мажанди.Эта модель была названа законом Белла-Мажанди.

Позже Беллом была сформулирована идея обратной связи как основы саморегуляции организма: рефлекторно вызываемая реакция мышц не обрывается на этом эффекте, а дальше передается информация о том, что произошло с мышцей обратно в нервные центры (головной мозг). Благодаря этой деятельности выстраивается чувственный образ воспринимаемого субъектом внешнего пространства и тех объектов, которые в нем расположены.

Белл экспериментально доказал, что психический образ зависит от объективного анатомо-физиологического устройства: сенсорные эффекты неотделимы от двигательной активности. Изучая органы чувств и их нервные окончания, Белл выявил, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовали результат будет один и тот же. Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.

Продолжил это его учение немецкий физиолог Мюллер, который сформулировал закон специфической энергии органов чувств: никакой другой энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Однако, игнорирование зависимости чувственных образов от объективных свойств внешнего мира привело к ошибочным представлениямо том, что все производно только от физических свойств нервной системы (физиологический идеализм). Кроме того, со временем была поставлена под сомнение его версия об эквивалентности внутренних и внешних раздражителей (эффекты могут и должны быть разными по отчетливости, полноте и т.п.).

Учение впоследствии было развито английским врачом Ч.Холлом,который показал дуалистическое представление о нервной деятельности в четкой анатомической схеме. Организм рассекался на две части, одна из которых считалась работающей только под воздействием внешней стимуляции, другая ставилась в зависимость от спонтанных психических сил. Одна локализовалась в спинном мозге, другая – в головном. Получалось, что организм рассекался на две половины, управляемые различными законами.

В науке все больше утверждается мысль, что по законам рефлекса работают центры не только спинного, но и головного мозга. Однако, механизм работы высших нервных при переходе чувственных впечатлений в движение мышц, не имело под собой никаких экспериментальных оснований. Профессор практической медицины Томас Лейкок поднял вопрос о необходимости распространения принципа рефлекса на деятельность головного мозга.

Френология Галля, несмотря на ее определенную несостоятельность в дальнейшей науке, отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга. Так, он впервые отличил серое вещество от белого, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой. Кроме того, это учение вызвало экспериментальный интерес к изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозгу.

Критикуя его, французский врач и физиолог Пьер Флуранс – основатель экспериментальной физиологии мозга – разрушая полушария у птиц, доказал, что через некоторое время у птиц восстанавливается поведение. Т.о., он представлял головной мозг как целостный орган основных психических функций.

Предложенный научный эксперимент, вместо умозрительных заключений – это был скачок вперед. Однако эксперименты были еще очень ограничены, чтобы делать глобальные выводы. Поэтому обобщения Флуранса были широкими.

Конкретизироваться идея локализация начала в наблюдениях врачей за нарушениями у больных с локальным поражением мозга. Так французский врач Жан Буйо экспериментально выявил, что потеря моторной функции речи связана с повреждениями в передних отделах мозга. Русский анатом Владимир Бец открыл связь затылочной коры мозга с функцией зрения, височной – с функцией слуха. Герман Мунк – передних областей мозга с вниманием и интеллектуальными функциями и др.

Немецкий физиолог Эдуард Пфлюгер,проводя опыты на позвоночных, доказал, что сенсорные функции свойственны как головному мозгу, так и спинному. Тем самым он опроверг концепцию Холла, согласно которой рефлекторная деятельность апсихична. Его опыты подвели к выводу, что фундаментальное предназначение психики – реагирование на то, что происходит в окружающей среде (психическое как регулятор поведения организма). Т.о., у чувствования психологическая, а не физиологическая природа. И это ставит под сомнение предыдущие положения, что психика и сознание – это одно и тоже.

Немецкий естествоиспытатель Герман Гельмгольцвыдвинул положение, что живой организм представляет физико-химическую среду, живущую по закону сохранения энергии. Он изобрел кимограф – прибор для определения скорости мышечных реакций. Он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне. Изобрел офтальмоскоп – прибор, с помощью которого исследуется глазное дно.

Он показал роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа.

Данные исследования поставили проблему о соотношении психологического и физиологического. Формирование двух концепций – теории параллелизма и теории взаимодействия повлияли на появление двух

новых научных направления психофизика и психометрия.

Психофизика –раздел общей психологии, объясняющий многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями вызывающих их физических ситуаций. Выделяет два круга основных проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. На сегодня наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. Создатель данного направления – Густав Фехнер . Именно он активно стал внедрять в психологию число, эксперимент и меру. Он считал, что таблица логарифов применима к явлениям душевной жизни, поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между внешними объективными влияниями.

Психическое и физическое рассматривалось Фехнером как два параллельных явления, имеющих между собой лишь функциональное соответствие. И его новая наука с помощью математики и эксперимента была призвана доказать это. Итак, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов в их отношении к физическим факторам. Однако отмечал, что необходимо изучать их в отношении к анатомо-физиологическим основаниям (внутреннюю психофизика).

Особую роль в состоятельности теории Фехнера сыграли опыты Эрнеста Веберапо изучению осязания и порогов чувствительности.В них было показана определенная зависимость между раздражением и ощущением. Основной вопрос, на который он своими опытами искал ответ: насколько следует изменить силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении. Он вывел закон различительной чувствительности: существует корреляцию между физическими силами и сенсорными реакциями. Он обнаружил, что добавочный раздражитель должен находиться в постоянном для каждой модальности отношении к уже воздействующему раздражителю, чтобы возникло едва заметное различение. Например, в кожных ощущениях он различал три разновидности: давления (прикосновения), температурные и локализации. Экспериментально установил, что кожа обладает разной чувствительностью в зависимости от локализации прикосновения.

Заслугой Фехнера являлось математическое преображение закона Вебера. Он вывел уравнение – психофизическая измерительная формула – которая на сегодняшний день известна как закон Вебера-Фехнера. Суть: интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражителя. Данный закон противопоставляется другому – закону Стивенса, в котором выделенная зависимость носит не логарифмический характер, а степенной (результаты обнаруживают весьма сильную индивидуальную изменчивость). Как видно, вопрос о несовсем пригодной формулировке Фехнера начал ставится под сомнение, причем еще при жизни ученого.

В своих опытах Фехнер использовал три основных метода:

1. Метод минимальных измерений: испытуемый должен был удаляться от двух протянутых параллельно нитей на такое расстояние, при котором эти нити начинают восприниматься как одна. Им пользовались и до Фехнера. Но именно он ему дал название и усовершенствовал. Минусом данного метода была зависимость ( как у одного испытуемого, так и у разных) от различных неконтролируемых внешних и внутренних факторов. Это он пытается устранить в своих последующих созданных методах - методе средних ошибок и методе ложных и верных случаев. Отсюда обращение к кривой нормального распределения Гаусса,которая позволяет определить среднюю ошибку или среднюю величину, вокруг которой колеблются единичные пороговые значения.

Для метода верных и ложных случаев характерно предъявление двух раздражителей, разница по интенсивности между которыми малозаметна. От испытуемого требовалось установить их различие. Первый, второй и третий замеры различные могут быть даже на субъективном уровне. Мерой разностной чувствительности я является отношение верных и ложных случаев к общему числу замеров.

В основном, математический аппарат в своей основной канве сохранился до наших дней. Модификациям он подвергался во все времена, но так и остался в основе экспериментальной психологии.

Голландский психофизиолог Франс Дондерс экспериментально изучая скорость протекания психических процессов, делал это следующим образом: испытуемому давал задания, требовавшие возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора различных ответов на разные раздражители. Вычислив временной интервал психического звена реакции, оставалось неустановленным время протекания конкретных психических актов. Позже, усложняя простую реакцию, путем введения в нее дополнительных компонентов – акта различения и акта выбора, ему это удалось. Испытуемый необходимо было нажимать правый или левый ключ панели соответственно тому, на какую сторону тела подавался раздражитель. Только в одном случае испытуемый предупреждался заведомо о том, на какую сторону будет подан сигнал, а в другом – нет. Было доказано, что в ситуации различения и выбора нужной стороны реагирования, время реакции возрастало.

Однако, измерить различение и выбор ему по-прежнему не удавалось. В дальнейшем он провел опыты, где испытуемому предлагалось реагировать только на какой-либо один раздражитель. Это так называемая В-реакция включала в себя одновременно два акта (процесса) - и различения, и выбора. Реакция, связанная только с актом выбора, была названа С-реакцией. Величину прироста он определял следующим образом: Разностью В-реакции и А-реакции определялось время, необходимое на акты различения и выбора. Разность С-реакции и А-реакции показывала время, требуемое на процесс различения. Время, затрачиваемое на акт выбора подсчитывалось путем вычитания времени акта различения из общего времени.

Хотя сам исследователь считал свои исследования физиологическими, они способствовали оформлению нового раздела экспериментальной психологии психометрии.

Психометрия –как новая область психологического познания - первоначально означала измерение временных характеристик психических процессов; а в настоящее время – изучает круг вопросов, связанных с измерением в психологии. Вот на сегодня основные понятия психометрии: анкета, тесты, тесты достижений, статистические методы, валидность, кластерный анализ, корреляционный анализ, надежность методики, промежуточные переменные, факторный анализ, шкала (шкала оценок, шкала установок) и др.

К достижениям психометрии XIX века следует отнести:

Основной вывод его экспериментальных исследований: наибольшее время в длительности психофизиологических процессов наблюдается на уровне высших отделов ЦНС. В периферических частях скорость протекания нервных процессов подвержена меньшим изменениям.

- закон сохранения энергии Гельмгольца.Он измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне. Ранее считалось, что это просто невозможно. Он это сделал с помощью кинографа (реакцию записывается на вращающемся барабане). Раздражая участки нерва, отстоящего от мышцы на различном расстоянии, он определял скорость распространения импульса и установил, что она является относительно небольшой.

Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнами различной длины создает ощущение основных цветов: красного, зеленого и фиолетового.

Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем пространстве. Это побудило его ввести два новых фактора: а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их "бессознательными умозаключениями". Таким образом, экспериментальная работа столкнула Гельмгольца с необходимостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа.

Теперь к этим двум причинным "сеткам", которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, в возможно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина психического эффекта скрыта не в устройстве организма, а вне его.

В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставились призмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различных приспособительных движений мышц стремился восстановить адекватный образ этого объекта. Получалось, что движения мышц выполняют не чисто механическую, а познавательную (даже логическую) работу.

В зоне научного анализа появились феномены, свидетельствовавшие об особой форме причинности: не физической, не физиолога-анатомической, а психической. Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и сознания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.