Развитие плода при нервах


В нашем сознании существует некий собирательный образ беременной женщины: милая, полненькая дама с хорошим аппетитом и переменчивым настроением. И если первые три признака кажутся в таком состоянии очевидными, то объяснить перепады настроения иногда бывает довольно сложно. А ведь этому явлению есть довольно простое объяснение.

Почему у беременных нервная система становится менее устойчивой?

Сам факт беременности может взволновать кого угодно. К тому же в этот период сильно меняется гормональный фон женщины, что становится причиной резких перемен настроения. Излишняя эмоциональность даже является одним из первых признаков беременности. Особенно заметно это на ранних сроках, когда организм только перестраивается и привыкает к своему новому состоянию. Кто же главные виновники слез будущих мамочек?

  • Гипофиз, железа, отвечающая за работу эндокринной системы, с наступлением беременности увеличивается в два-три раза.
  • В первые три месяца после зачатия в 5-10 раз увеличивается выработка пролактина, гормона, отвечающего за лактацию.
  • Повышается уровень окситоцина, так называемого гормона любви и привязанности, который отвечает за выработку грудного молока и запускает процесс родов.
  • А для имплантации плода и дальнейшего его развития повышается выработка половых гормонов – пролактина и эстрогенов.

Факторы, провоцирующие повышенную нервозность при беременности

И без того неустойчивую нервную систему еще больше расшатывают переживания, которые не покидают женщину с момента появления двух полосок на тесте и до самых родов. Осознание своего нового положения, изменение привычного распорядка жизни, возрастающая ответственность за жизнь и здоровье крохи, осложнения во время беременности и даже результат каждого анализа заставляют женщину в той или иной степени нервничать. Страх перед родами и изменениями, которые произойдут в жизни с появлением нового члена семьи, также могут лишить покоя даже самого уравновешенного человека. Особенно подвержены этим переживаниям будущие мамочки, ожидающие своего первенца.

Образ жизни, который женщина вела до беременности, также влияет на состояние ее нервной системы.

Отрицательно сказываются на здоровье нервной системы:

  • малоподвижный образ жизни;
  • недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  • недосып;
  • систематическое переутомление;
  • злоупотребление антибиотиками во время болезней;
  • излучение от компьютера.

Эти факторы могут стать причиной гормонального сбоя в организме женщины, а во время беременности напомнят о себе повышенной нервозностью. Также стрессом для организма будет и резкое изменение привычек перед зачатием или с наступлением беременности. Поэтому начинать подготовку к беременности следует задолго, желательно, за полгода, до предполагаемого зачатия. Это позволит не только пройти все необходимые исследования, но и постепенно привести в норму свой образ жизни и исключить моменты, способные навредить нервной системе.

Влияние эмоциональных переживаний:

В начале беременности лишние переживания женщины могут стать причиной выкидыша.


Ваш крошечный эмбрион делает большие шаги в развитии еще до того, как тест на беременность показывает положительный результат. Эмбриональная нервная система, то есть головной и спинной мозг вашего ребенка — является одной из самых первых систем в его развитии. На самом деле, эти системы начинают свое развитие, прежде чем вы узнаете, что беременны.

Части мозга вашего ребенка.

Прежде чем мы перейдем к науке о развитии мозга плода, вот вам краткий учебник анатомии. Есть пять различных отделов, каждый из которых отвечает за различные функции:


  • Головной мозг: это самая большая часть мозга, он отвечает за мышление, запоминание и чувства. Именно здесь находится кора головного мозга и ее различные доли (включая лобную и височную).
  • Мозжечок: область, отвечающая за управление моторикой.
  • Ствол головного мозга: двигатель, приводящий в действие многие из самых важных функций вашего ребенка, включая частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.
  • Гипофиз: эта горошина выпускает гормоны в тело, которые отвечают за рост и метаболизм.
  • Гипоталамус: эта область имеет дело с температурой тела, голодом, жаждой, сном и эмоциями.

Первый триместр беременности: ребенок начинает двигаться.

Всего через 16 дней после зачатия формируется нейронная пластинка вашего плода (фундамент головного и спинного мозга вашего ребенка). Она становится длиннее и сворачивается, пока не превращается в канавку, а эта канавка превращается в трубку — нервную трубку.

Как только нервная трубка закрывается, примерно на 6 или 7 неделе беременности, она изгибается и выпячивается в три секции, известные как передний, средний и задний мозг. Как раз задняя часть мозга плода скоро превратится в спинной мозг вашего ребенка. Вскоре эти области проникают в те пять различных областей мозга, с которыми мы уже знакомы: головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус. Конечно, всем этим областям мозга плода нужно больше времени, чтобы полностью сформироваться и работать!

В то же самое время, специальные нервные клетки формируют нервные окончания эмбриона. Нервная система вашего ребенка состоит из миллионов нейронов; каждая из этих микроскопических клеток имеет крошечные ветви, отходящие от них, чтобы они могли соединяться и общаться друг с другом. Вместе с этим появляются первые синапсы ребенка, что по существу означает, что нейроны ребенка могут общаться и создавать ранние движения плода… например, скручивание в позе эмбриона.

Очень быстро начинаются и другие движения – примерно на 8 неделе беременности плод начинает шевелить руками и ногами. К концу первого триместра беременности ваш будущий ребенок уже научился довольно многим движениям, хотя вы еще не сможете их почувствовать. И примерно в то же время, когда ребенок впервые шевелит конечностями, у него начинает развиваться осязание.

Второй триместр беременности: ребенок сосет, глотает, моргает и мечтает.

Во время второго триместра беременности, мозг плода начинает делать сокращения диафрагмы и грудных мышц (практика дыхательных движений). Первые сосательные и глотательные импульсы ребенка появляются примерно через 16 недель беременности. К 21 неделе беременности естественные рефлексы вашего ребенка позволят ему глотать амниотическую жидкость каждый день. Глотание означает, что на вооружении плода появилось еще одно чувство – вкус.

Примерно на 18 неделе беременности вы почувствуете первый удар ребенка (но не волнуйтесь, если это займет на несколько недель). Примерно в то же время нервы вашего ребенка покрываются миелином, защитной изоляцией, которая ускоряет сообщения между нервными клетками (миелин продолжает расти до первого дня рождения вашего ребенка). А в 24 недели беременности появляется еще один большой рефлекс: моргание.

В конце второго триместра беременности ствол головного мозга вашего малыша (контролирующий частоту сердечных сокращений, дыхание, кровяное давление) почти полностью созревает, располагаясь чуть выше спинного мозга, но ниже коры головного мозга. К настоящему времени нервная система плода достаточно развита, чтобы ваш ребенок испугался громких звуков снаружи матки — и может даже повернуть голову на звук вашего голоса! Еще одно захватывающее событие: в 28 недель беременности фетальная мозговая активность характеризуется циклами сна, включая стадию быстрого сна (стадия, когда происходит сновидение).

Третий триместр беременности: мозг плода растет.

Третий триместр беременности наполнен бурным развитием нейронов и проводников. Мозг плода увеличивается втрое в весе в течение последних 13 недель беременности. Он начинает выглядеть по-другому: его некогда гладкая поверхность становится все более рифленой и вдавленной (как изображения мозгов, которые вы привыкли видеть).

В то же время мозжечок (моторный контроль) развивается очень быстро — быстрее, чем любая другая область мозга плода (его площадь поверхности увеличивается в 30 раз за последние 16 недель беременности!).

Весь этот рост является значимым явлением для коры головного мозга (мышление, память, чувства). Эта важная область мозга плода быстро развивается во время беременности, но она действительно начинает функционировать только в то время, когда рождается доношенный ребенок и он стабильно и постепенно созревает в первые несколько лет жизни.

Питание для поддержки развития мозга плода.

Поскольку нервная система вашего ребенка начинает развиваться с самого нуля, важно потреблять 400 микрограммов фолата (он же фолиевая кислота или витамин В) ежедневно, как только вы подумаете, что можете забеременеть. Это питательное вещество необходимо для роста эмбриональных клеток, развития тканей и ДНК — и потребление ее в достаточном количестве до (и в начале) беременности снижает вероятность серьезных дефектов нервной трубки ребенка на 70 процентов. Исследования также показывают, что питательное вещество может уменьшить шансы вашего ребенка родится с расстройством аутистического спектра до 40 процентов.

Еще одно важное питательное вещество для развития мозга плода (и глаз): омега-3 жирные кислоты, в частности ДГК (он же докозагексаеновая кислота).

Особенно важна во время третьего триместра беременности, когда мозг плода развивается наиболее быстро — жизненно важно, так как это главный структурный жир в мозге и глазах. Хорошая новость: ДГК содержится во многих видах жирной рыбы (таких как лосось, форель и треска), а также в морских водорослях и яйцах.


Многие мамы задаются вопросом: а когда формируется нервная система у плода? Практически с самого начала закладки клеток. Согласно медицинским теориям, все системы организма развиваются у малыша неравномерно. Вначале начинают функционировать те, системы, которые наиболее важны для дальнейшей деятельности малыша в животе у мамы. Закладка нервной системы у плода проявляется среди первых наиглавнейших процессов развития организма.

Уже на 8-9 неделе беременности гинекологи могут увидеть на эхограмме первые признаки нервной системы. Второй месяц ознаменовывается тем, что малыш делает первые еле заметные движения. Ну а в 22-24 недели можно с точностью разглядеть ребёнка, который сосёт отростки.

На каком сроке формируется нервная система плода?

Нервная система плода появляется из своеобразного образования, которое в медицине получило название нервной трубки. Она впоследствии должна обеспечить правильную работу всего организма. Перед тем, как появится трубка, должна вырасти нервная ткань, которая состоит из нескольких типов клеток. Первый тип отвечает за основные специфические функции нервов, то есть эти клетки (нейроны) отвечают собственно за регулирование психики. Второй тип обеспечивает полноценное питание нейронов и защищает их от повреждений.

Нервная ткань при нормальных условиях развития ребёнка начинает развиваться уже на восемнадцатый день после оплодотворения яйцеклетки. В 3-4 недели уже видна и сама нервная трубка.

На какой неделе закладывается нервная система плода? Уже на первой! Нервная система — одна из первых, которая должна развиться, чтобы малыш смог дальше расти. Если с формированием нервной ткани возникают какие-либо проблемы, плод вскоре погибает. Поэтому, если вы узнали о беременности, старайтесь сразу же менять свой образ жизни.

Что такое нервная трубка?

Формирование нервной системы у плода напрямую зависит от развития трубки. Она образуется из нервной пластины, которая постепенно замыкается в трубу, образуя небольшой отросток – зачаток будущей нервной системы. Если рассмотреть нервную трубку в разрезе, то можно заметить несколько слоёв: внутренний, краевой и промежуточный. Промежуточный и краевой слои обеспечивают выработку серого и белого вещества спинного мозга, который потом расположится в позвоночнике. Во внутреннем слое происходит сразу несколько процессов: деление клеток и синтез будущего материала, ответственного за генетику малыша.

Для развития нервной трубки ребёнка уходят первые недели беременности.


Итак, мы выяснили, на каком сроке формируется нервная система плода. Но что же происходит с ней дальше?

Нервная трубка имеет некоторые расширения, которые называют мозговыми пузырями. Когда закладывается нервная система плода, появляется три мозговых пузыря. Один из них превращается в передний мозг (он включает в себя два полушария), другой – в зрительный центр головы, а третий — в ромбовидный мозг, включающий в себя ещё несколько отделов.

Краевой отдел нервной трубки также выделяет новый орган – нервный гребень, который отвечает за развитие нескольких систем. В 4-5 недель на УЗИ видна только чёрная точка. Пока что, это всё, что успело вырасти. Однако для ребёнка это уже много, потому что в этот момент у него зародились клетки, ответственные за его мозг. В этот момент для хорошего развития нейронов необходима фолиевая кислота. Ни в коем случае не лечите зубы в первом триместре! Любые лекарства, даже местная анестезия могут переломить нормальный ход деления клеток нервной системы. Из-за этого малыш может родиться с отклонениями.

Когда формируется нервная система у плода, мама должна находиться в состоянии покоя. Первые недели беременности потому и важны, что именно от них зависит здоровье ребёнка. Уже в 7-8 недель малыш способен на рефлексы. Например, было замечено, что, когда его губы соприкасались с отростками, он отклонял голову назад, тем самым защищая себя от опасности. Так развивается защитный рефлекс. В 10 недель ребёнок способен открывать рот, если его губы что-то раздражает. В это же время возникает и рефлекс хватания, когда руку малыша что-то беспокоит.

К двенадцатой неделе ребёночек может двигать пальчиками ног. Из этого медики сделали вывод о том, что первыми начинают функционировать те участки мозга, которые отвечают за нижнюю часть тела плода. Пока ребёнок не достигнет трёхмесячного утробного возраста, он не сможет полноценно ответить на раздражения. Его движения будут резки и коротки. Так происходит потому, что возбуждение пока что захватывает небольшие участки нервной системы. Но плод растёт и развивается, и со временем его системы становятся более совершенными.

Нормы развития нервной системы плода можно узнать только с помощью УЗИ. Если вам сказали, что плод соответствует всем нормам развития, можете не беспокоиться. Но что же в это время делает ваше чадо? К четырнадцатой неделе ребёнок становится довольно активным. Если раньше он ещё не мог двигаться, то к пятнадцатой неделе уже можно считать около 15 новых освоенных движений малыша.

Когда формируется нервная система у плода, мама ощущает первые толчки малыша. Они появляются в 19-20 недель. На УЗИ уже можно различить движения руками и ногами, а также икоту, глотания, зевки и другие шевеления ртом. Между 15 и 20 неделей увеличивается число синапсов- таких мест в нервной системе, в которые передаются сигналы. За счёт этого расширяется и сфера деятельности малыша.

После 20 недели, когда всё ещё формируется нервная система, у плода начинает разветвляться мозговое вещество. Это значит, что оголённые нервные клетки покроются слоем жира и смогут полноценно функционировать. Нервные импульсы малыша будут ускоряться, и он вскоре сможет пополнить ряд своих навыков новыми движениями. Первыми приходят в строй конечности плода. Обоняние налаживается немного позже (около 24 недели). Параллельно с этими изменениями развивается и мозг, в котором строится каркас для нервных клеток.

Примечательно, что масса мозга составляет до 15 % от всей массы плода. После того, как в мозгу закончились основные процессы, настаёт время для ещё одного – уничтожения некоторых видов клеток. Как полагают учёные, в этом процессе нет ничего страшного. Просто организм таким образом очищает от ненужных структур, которые уже выполнили свою работу. Так что, когда формируется нервная система у плода, организм тратит все свои силы на правильное её развитие.


Аномалии развития нервной системы у плода

Когда формируется нервная система у плода, могут возникнуть разного рода аномалии и факторы, которые появились спонтанно. Например, оплодотворённая клетка стала неправильно размножаться и в конечном результате она повредилась. К счастью, процент таких пороков очень низок: до 1,5 на 1000 рождённых. Точно известно, что клетки будущего малыша разрушаются как и от факторов внешней среды, так и от генетической природы. Всемирной организацией здравоохранения установлено, что процент развития аномалий также зависит от народностей и места обитания людей. Вот список основных нарушений развития плода:

  1. Отсутствие спинного мозга и головного . Такое происходит, когда нервная трубка не сомкнулась. Череп и позвоночник в этом случае сильно раскрыты.
  2. Несмыкание трубки в головном отсеке . Это значит, что ребёнок лишён головного мозга. То есть у него нет полушарий и подкорки. Имеется лишь средний мозг. Дети, рождённые с таким нарушением, живут лишь первые месяцы.
  3. Грыжи мозгового отдела . На голове малыша обнаруживаются выпячивания кости черепа или же его тканей. Небольшие грыжи можно оперативно удалять.
  4. Грыжи спинномозгового отдела . Они встречаются очень часто – 1 к 200. На месте некоторых грыж может отмечаться сильный рост волос. Дети с таким заболеванием не могут ходить, а также справлять нужду.

Единственный метод борьбы с этими заболеваниями – это операция. В некоторых случаях врачи ничем не могут помочь. Ребёнок или живёт с этим отклонением всю жизнь, или же умирает вскоре после родов.

Любые факторы, которые влияют на разрушение нервной системы плода, представляют собой сложную картину. Ведь всё зависит от того, насколько долго этот фактор действовал на ребёнка, сильно ли негативным он был и т.д.

  1. Первая и главная причина всех поражений ЦНС – это алкоголизм одного из родителей. Токсины, содержащиеся в алкоголе, оседают в организме матери и отца. Когда у женщины появляется ребёнок, все эти вредные вещества передаются новым клеткам.
  2. Некоторые препараты (например, против конвульсий) пить во время беременности вообще нельзя. Поэтому если у вас имеется заболевание, требующее постоянного приёма лекарств, поговорите об этом с гинекологом. Он обязательно вам поможет.
  3. Повреждения плода не могут бесследно пройти в организме матери. Женщина может заболеть инфекционными заболеваниями (герпес, краснуха и др.).
  4. Также на развитие нервной системы плода могут повлиять болезни мамы (диабет, гипертония) и генетическая предрасположенность. Такие неприятности ведут к хромосомным аномалиям, которые вылечить невозможно.
  5. Некоторые дефекты, будь они приобретёнными или наследственными, могут иметь лёгкую форму. Но они затрагивают общее развитие малыша: аутизм, недостаточное внимание, гиперактивность, различные виды депрессии.

Старайтесь вести здоровый образ жизни, ведь ребёнок с инвалидностью, родившийся таковым по вашей нерадивости, будет мучиться всю свою жизнь.

Когда формируется нервная система у плода, мама должна полностью позаботиться о правильной еде, полноценном отдыхе и спокойствии. Хотя гинекологи и не учитывают первые две недели беременности, но именно в этот момент у вашего малыша закладываются первые системы жизнедеятельности.


Нервная система регулирует процессы, происходящие в организме, а ее развитие начинается с первых недель жизни эмбриона. Маме важно правильно относиться к образу жизни, от этого зависит здоровье ее ребенка.

Нервная ткань состоит из нейронов (специфических клеток), способных передавать и преобразовывать импульсы, и глии (вспомогательных клеток), обеспечивающих условия для функционирования нейроцитов (см. нейрофизиология)

Когда у эмбриона формируется нервная система, важно исключить влияние негативных факторов на материнский организм. Алкоголь, табак, наркотические средства, некоторые микроорганизмы, вирусы, лекарственные препараты и даже отдельные витамины могут оказывать токсическое действие, провоцируя тяжелые пороки развития головного и спинного мозга у плода.

Нарушения развития нервной системы эмбриона может привести к следующим патологиям:

  • Отсутствие спинного и головного мозга. Патология развивается при несмыкании нервной трубки и заканчивается гибелью эмбриона на ранних стадиях беременности. В редких случаях, при замыкании только хвостовой или только головной части трубки, плод проходит все стадии внутриутробного развития, однако ребенок рождается нежизнеспособным.
  • Грыжи головного мозга. После рождения у ребенка наблюдается выпячивания тканей мозга из черепной коробки. Проблему устраняют хирургическим путем или применяют паллиативную терапию.
  • Спинномозговые грыжи. Часто встречаются во врачебной практике. Дети с такими пороками страдают недержанием мочи или кала, у них нарушена двигательная функция. Спинномозговые грыжи удаляют оперативно (см. вертебролог).

Развитие нервной системы в первом триместре

После оплодотворения яйцеклетка начинает активное деление, продвигаясь по маточным трубам. На протяжении этого времени (5-10 дней) формируется многоклеточная морула сферической формы, которая внедряется в эндометрий матки. С этого момента начинается развитие плодного яйца и зародыша.

Морула приобретает форму, появляются листки (эктодерма, мезодерма, энтодерма) и органы обеспечения жизнедеятельности эмбриона – хорион, амнион, желточный мешок. Из наружного слоя эктодермы в последующем образуется головной, спинной мозг, периферические нервы и узлы.


В течение семи дней диск меняет форму на цилиндрическую, где различается головной и хвостовой отделы с интенсивным клеточным делением. На четвертой неделе эмбрионального развития происходит замыкание нервной трубки.

В норме трубка начинает закрываться с головной части и, если этого не происходит, зародыш гибнет. В случаях, когда не замыкается хвостовая часть, эмбрион продолжает развиваться, но иннервация нижней части тела будет нарушена.

Среди основных причин патологии трубки, врачи выделяют:

  • нехватку витаминов группы В, особенно фолиевой кислоты;
  • недостаточное поступление микроэлементов (цинка, йода, железа);
  • воздействие эмбриотоксических факторов;
  • генетические аномалии.

Пятая и шестая недели эмбриогенеза характеризуются интенсивным продуцированием клеток, их миграцией и формированием зачатков центральной и периферической нервной системы. Появляется передний и промежуточный отдел мозга.

К окончанию второго месяца образованы все внутренние органы эмбриона, продолжается рост полушарий головного мозга и развитие его коры. В это время специальные приборы уже обнаруживают активность мозга и передачу импульсов.

В первом триместре беременности плацентарный барьер еще не сформирован, а эмбрион особенно уязвим перед неблагоприятными воздействиями. Прием алкоголя, наркотических средств, лекарственных препаратов на основе фенобарбитала, повышение температуры тела матери, гипоксия, стрессы и прочие факторы с высокой долей вероятности приводят к порокам развития ЦНС.

Чтобы снизить риски женщине следует отказаться от вредных привычек, особенно следить за своим питанием, избегать стрессов. Нужно включить в рацион продукты богатые витаминами группы В, кальцием, железом, йодом, дополнительно принимать витамин Е и фолиевую кислоту.

Акушеры-гинекологи рекомендуют с осторожностью использовать витаминные комплексы, в состав которых входит витамин А, его избыток может привести к патологиям развития органов эмбриона, в том числе мозга. Оптимальный вариант – употребление продуктов растительного происхождения с высоким содержанием провитамина А бета-каротина. Бета-каротин не обладает тератогенным эффектом, безопасен для малыша.

Учитывая перестройку метаболических процессов, желательно оптимизировать рацион питания и образ жизни еще на этапе планирования беременности, за 3-6 месяцев до зачатия.

Формирование нервной системы у плода во втором триместре

С двенадцатой недели эмбрион называют плодом. При помощи аппарата УЗИ можно наблюдать первые рефлексы – дыхательный, глотательный, хватательный, сосательный. Ребенок проглатывает и вдыхает околоплодную жидкость, стремится схватить пуповину (если она его касается), пытается сосать палец.

Частицы тканей в околоплодной жидкости при проглатывании или вдыхании могут вызывать икоту. Адекватная стойкость рефлексов свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

К шестнадцатой неделе у плода уже сформировались анализаторы, поэтому можно говорить о появлении рефлекторной дуги и высшей нервной деятельности. Под анализатором понимают функционально воспринимающую систему, состоящую из нейронов, принимающих информацию, проводящих путей и центра, который эту информацию обрабатывает. Рефлекторная дуга позволяет воспринимать информацию и правильно на нее реагировать. С этого времени ребенок начинает воспринимать окружающий мир.

Если в первом триместре эмбрион реагирует на раздражители недифференцировано, то во втором наблюдается дифференцированный ответ. Прикосновение к животу вызывает рефлекторный ответ плода, прием матерью острой пищи и попадание раздражающих частиц на рецепторы ребенка вызывает чихание. При громких хлопках ребенок группируется, а изменение освещения провоцирует зрачковый рефлекс.

С восемнадцатой недели начинается динамичное развитие синаптических контактов между нейроцитами. Синапсом называют место соединения нейронов друг с другом. Система таких контактов формирует сложные связи способные передавать большие объемы информации за короткое время. Несмотря на то, что новые связи образуются на протяжении всей жизни, именно в антенатальный период закладывается основа умственных способностей ребенка.

Во второй половине беременности происходит стремительный рост головного мозга, а увеличение количества нервных клеток приводит к образованию извилин.

В двадцать недель у малыша начинает работать центр удовольствия и формироваться эмоциональное восприятие. Реакции на внешние раздражители получают определенную эмоциональную окраску. Изменения окружающей среды могут быть приятными или неприятными для ребенка. Например, при повышении в околоплодной жидкости концентрации глюкозы, увеличивается и частота глотательных движений, а появление горьких веществ способствует сокращению или временному прекращению проглатывания околоплодных вод.

Миелин продуцируют глиальные клетки, которые отличаются высокой чувствительностью к недостаточному поступлению кислорода, а также воздействию токсических, наркотических веществ, алкоголя и никотина.

Влияние этих факторов провоцирует нарушения психического и умственного развития ребенка в постнатальный период.

Благодаря плацентарному барьеру во втором триместре плод достаточно надежно защищен от многих инфекционных агентов, однако он по-прежнему подвержен влиянию токсических веществ.

Прием матерью нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов ведет к нарушению формирования синаптических контактов и снижению когнитивного потенциала ребенка.

Особенности нервной системы в третьем триместре

Часто мамы задают врачу вопросы про формирование нервной системы у плода, на каком сроке малыш начинает распознавать звуки, что ей нужно делать в этот период.

Третий триместр характеризуется активным ростом всех органов и систем, в том числе растет и развивается головной и спинной мозг. С 26й недели активируется выработка белка миелина глиальными клетками. До этого времени нервный импульс распространялся не напрямую из клетки в клетку, а вокруг. Часть его терялась, что снижало эффективность передачи информации. Миелин изолирует нейрон, позволяя импульсам двигаться по клеткам напрямую и обеспечивая прочность связи. Благодаря этому белку становится возможным сохранение информации.

После появления миелина на поверхности нейронов ребенок получает способность узнавать информацию. В начале третьего триместра гестации ребенок воспринимает звуки в широком диапазоне – материнский голос, музыка, голоса окружающих людей, шумы. У него вырабатываются звуковые предпочтения и негативное отношение к некоторым звукам.

Ребенок негативно воспринимает звучания высокой и низкой частоты. Например, разговор на повышенных тонах вызывает дискомфорт у плода, что проявляется высокой двигательной активностью. Спокойный голос матери, пение или приятная музыка успокаивает малыша. После рождения ребенок будет соответствующим образом реагировать на знакомые звуки.

На 31 неделе гестации начинается формирование разветвленной системы дендритных отростков. Структура нейрона включает тело, посылающий отросток – аксон и воспринимающие отростки – дендриты. Дендриты собирают информацию, в теле происходит ее преобразование, а передачу осуществляет аксон.

С этого момента появляется целесообразность обогащения среды. Будущие мамы помогают развитию ребенка, создавая благоприятный звуковой фон и тактильные ощущения.

Нервная система плода на последнем месяце

Завершающий этап внутриутробного развития связан с явлением центральной пренатальной гибернации. В последний месяц гестации у плода замедляется метаболизм, а стимуляции, которые вызывали ответные реакции не работают, пропадает чувствительность.

Это состояние – защитный механизм, предусмотренный эволюцией. В процессе родовой деятельности происходит сжатие ребенка, что нередко сопровождается травмами и соответственно болью.

Сильной болью сопровождается и первый рефлекторный вдох, раскрывающий легкие. Состояние гибернации защищает новорожденного от шока, помогает адаптироваться ему в новой среде. Считается что такая заторможенность нервной деятельности сохраняется еще месяц после рождения.

Чтобы плод в последнем триместре гармонично развивался будущей маме рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, не допускать курения или употребления алкоголя.

При необходимости приема препаратов, а особенно психотропных веществ, нужно согласовать возможность их применения с врачом женской консультации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.