Развитие высшей нервной деятельности онтогенезе

Уже на первые-вторые сутки после рождения возникают простые пищевые рефлексы, а условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата образуются к концу первого месяца постнатального развития. В связи с незрелостью клеток коры и резким преобладанием процессов возбуждения над торможением, а также их широкой иррадиацией эти рефлексы медленно образуются и легко тормозятся. Слуховые, зрительные и тактильные рефлексы образуются со второго месяца, а дифферцировочные — к пятому месяцу развития. Чем раньше начата выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии. К году ребенок хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, голоса и лица, совершенствует движения, начинает ходить.

В конце первого года начинается развитие второй сигнальной системы, которое протекает в тесной связи с первой. В развитии совместной деятельности двух сигнальных систем различают несколько фаз. Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются вне первой сигнальной системы, т. е. непосредственный раздражитель вызывает конкрет­ные вегетативные и соматические реакции. По терминологии А. Г. Иванова-Смоленского), это связи типа Н-Н (непосредственный раздражитель - непосредственная реакция), во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Таким образом, добавляются иные связи типа С-Н (словесный раздражитель — непосредственная реакция).

Формирование речи следует условно-рефлекторным законам. Большую роль в этом играет подражание, или подражательный рефлекс, который имеется как у детей, так и у животных. К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Большую роль этот рефлекс играет в развитии высшей нервной деятельности ребенка.. Путем подражания ребенок усваивает от взрослых основные навыки пользованиям личными предметами, некоторые движения и наконец речь. Годовалый ребенок может произносить 6-10 простых слов (ма-ма, ба-ба, ам-ам, тик-так и т. д.), которые сначала связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте 1,5-2 лет одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживай связанные с ним.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово обозначает сначала лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще, т. е. выступает на этом этапе развития как интегратор I порядка.

Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Таким образом, прибавляется новый тип связей Н-С (непосредственный раздражитель - словесная реакция). На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 300 и более слов. Он начинает строить простейшие речевые цепи, а затем и предложения.

К концу третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. При этом возникает новый тип связей С-С (словесный раздражитель - словесная реакция). Сначала формируется фонематический компонент речи (способность понимать смысл слова), а затем — двигательный компонент (способность к членораздельной речи).

Ребенок в 3-4 года легко вырабатывает динамические стереотипы, причем каждый новый стереотип вырабатывается легче предыдущих, они необычайно прочны, и их передел для ребенка всегда событие неприятное. Поэтому родителям необходимо формировать у ребенка изначально правильные реакции на всякие раздражители. Развитие речи продолжается, нервные процессы совершенствуются (увеличивается их сила, подвижность, уравновешенность), внутреннее торможение приобретает доминирующее значение, но условный тормоз вырабатывается с трудом.

Количество динамических стереотипов увеличивается с каждым днем, и к 5-му году жизни их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено функциональными изменениями. Время ориентировочной реакции увеличивается, но может быть использовано для торможения у детей вредных привычек и навыков. Условные связи и динамические стереотипы, возникающие в этот период, отличаются исключи ильной прочностью и проносятся человеком через всю жизнь. При этом их постоянное проявление не обязательно, они могут быть длительно заторможенными, но в определенных условиях легко восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи, что в значительной степени обусловлено трудностью выработки угасательного торможения в возрасте 4-5 лет.

Окончательное морфофункциональное созревание физиологических систем приходятся на 15-18 лет. В это время корковые процессы начинают управлять деятельностью организма, роль второй сигнальной системы возрастает и она становится ведущей на протя­жении дальнейшей жизни. Высшая нервная деятельность старших школьников становится гармоничной. Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого. И только совместными усилиями разных специалистов можно создать оптимальные условия для нормального развития детей и подростков.


11-12 15-17 20-22 Возрастает

Рис. 7. Изменения интегративных показателей высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе развития

Знание особенностей развития ВНД детей разного возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка. Игнорирование педагогами и родителями этих особенностей зачастую приводит к конфликтным ситуациям и развитию серьезных нарушений нервно-психического здоровья.

Интерес к возрастным особенностям ВНД человека возник уже на первых этапах развития учения об условно-рефлекторной деятельности больших полушарий. В первые годы XX в. по поручению И.П. Павлова к разработке этой проблемы приступил Н.И. Красногорский. В 20-е годы к изучению ВНД детей присоединился А.Г. Иванов-Смоленский. После смерти И.П. Павлова работу по возрастной физиологии и ВНД человека возглавил Л.А. Орбели. Независимо от этой физиологической школы, исследования в данной области проводились в школе В.М. Бехтерева.

Нервная деятельность плода и новорожденного

Возрастные особенности ВНД детей тесно связаны с онтогенетическим развитием коры больших полушарий головного мозга, которое идет в направлении увеличения числа нейронов, количества синаптических связей, формирования межнейронных связей.

В настоящее время данные о наличии условно-рефлекторной деятельности у плода весьма противоречивы. Некоторые физиологи считают, что к образованию условных связей организм готов уже в последние месяцы пренатального развития. Так, описываются эксперименты, в которых на живот беременной помещается вибратор, вызывающий при работе безусловно-рефлекторные реакции плода (в качестве условного раздражителя использовался камертон). После нескольких сочетаний двух раздражителей — камертона и вибратора — возникла условная реакция движения плода на звук камертона. Но другим исследователям не удалось наблюдать подобных условных рефлексов плода. Поэтому большинство исследователей полагает, что у плода условно-рефлекторная деятельность отсутствует. Среда существования плода столь постоянна, что приспособления к ее незначительным сдвигам полностью обеспечиваются безусловно-рефлекторными реакциями.

Именно рождение ребенка, несущее за собой появление совокупности совершенно новых раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат новорожденного, стимулирует развитие новых, ранее отсутствовавших механизмов уравновешивания со средой обитания — условно-рефлекторных.

Для образования условных рефлексов необходимо время. Выделяют 3 стадии развития условно-рефлекторной деятельности: 1) стадия неспецифических реакций — характеризуется возникновением ориентировочной реакции в ответ на раздражитель; 2) стадия неустойчивого условного рефлекса —условный раздражитель не всегда вызывает ответную реакцию; 3) стадия устойчивого условного рефлекса—большинство действий индифферентного раздражителя вызывают условную реакцию.

Первые две стадии предшествуют образованию условного рефлекса. Образование условных рефлексов на 1-м месяце жизни идет довольно медленно. Так, если у новорожденных детей формирование условной мигательной реакции на звуковой раздражитель требует около 400 сочетаний с безусловным стимулом (например, струя воздуха, направленная в глаз), то в дошкольном возрасте условный рефлекс появляется уже после 2—5 сочетаний. Скорость образования условных реакций у детей старше 10 лет и взрослых практически не различается.

Условно-рефлекторные реакции новорожденного вырабатываются на биологически важные стимулы, т.е являются натуральными. Самыми первыми появляются интероцептивные условные рефлексы, т.е рефлексы, вырабатываемые на внутренние раздражители. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5—7-й день, еще до приема пищи, отмечается повышение количества лейкоцитов в крови и усиление газообмена. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность. Сосательные движения появляются еще до того, как сосок вложен в рот. Сигналом для образования этих рефлексов служит возбуждение интерорецепторов в результате снижения содержания питательных веществ в крови и усиление секреции желез пищеварительного тракта, происходящее через определенные интервалы времени.

Ко 2-й неделе после рождения формируется реакция на положение для кормления, которая выражается в непроизвольных сосательных движениях, движении головы, открывании рта. Условным сигналом в данном случае служит комплекс раздражителей, действующих на рецепторы кожи, двигательного и вестибулярного анализатора. Эти стимулы возникают при типичном для кормления грудью положении тела ребенка. Таким образом, первыми начинают образовываться натуральные пищевые рефлексы сосания и обще двигательные реакции. В течение 1-го месяца условные реакции неустойчивы, могут быть выработаны пока лишь на комплекс раздражителей, требуют постоянного подкрепления. Позднее образуются экстероцептивные условные рефлексы, о сроках появления которых имеются неоднозначные мнения. По мнению ряда авторов, уже на 7—10-й день жизни ребенка возможна выработка условных реакций на звуковые раздражители. Приводят такую последовательность образования экстерорефлексов: сначала на кожные, позднее на звуковые, а затем на зрительные сигналы. Также имеются данные о том, что первыми образуются условные рефлексы с участием обонятельного, тактильного и двигательного анализаторов. При этом некоторые исследователи считают, что данные рефлексы могут возникать уже в течение 1-го месяца жизни ребенка, другие авторы указывают на 2—3-месячный возраст. Такие неоднозначные данные о сроках образования первых условных рефлексов на различные сигналы связаны с очень большими индивидуальными различиями, обусловленными разным уровнем созревания мозговых структур и степенью соматического развития ребенка к моменту рождения. В связи с этим данные о сроках возникновения искусственных условных рефлексов колеблются от первых дней до 2-й половины первого года жизни. В среднем можно считать, что до месячного возраста искусственные рефлексы крайне неустойчивы, требуют тем большего числа сочетаний, чем младше ребенок; закрепляются эти условные реакции на 2—3-м месяце жизни. Последовательность возникновения рефлексов, вырабатываемых на различные индивидуальные раздражители, зависит от сроков созревания сенсорных систем.

Наряду с возбуждением, лежащим в основе формирования условных рефлексов, в этом возрасте можно отметить наличие внешнего, безусловно-рефлекторного торможения, которое существует сразу после рождения. Поэтому новорожденный на любой достаточно интенсивный посторонний раздражитель перестает сосать грудь (индукционное торможение), а после кормления, связанного с процессами возбуждения в коре, практически сразу засыпает (запредельное торможение), при этом продолжительность сна значительно превышает время бодрствования. Условно-рефлекторное торможение появляется позже, к концу 1-го месяца.

Можно заключить, что реакции новорожденного на факторы окружающей среды обеспечиваются, главным образом, ННД. Тем не менее уже в этом периоде у ребенка отмечаются рефлекторные реакции, лежащие в основе развития коммуникативного поведения, дальнейшей социализации. Так, уже с первых дней жизни у новорожденного отмечается реакция на человеческое лицо, в частности на лицо матери. Отсутствие такой реакции настораживает и требует консультации невролога. На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения ребенка. Первая звуковая реакция — крик — изначально является безусловно-рефлекторной, она информирует о дискомфорте и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей.

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу 1-ого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип - это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системыкора больших полушарий.

ВНД детей от 7 до 18 лет.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы, вырабатываемые высшими отделами нервной системы, а также сложные безусловные рефлексы. [5]

Каждый новорожденный обладает набором безусловных рефлексов, дуги которых образовались ещё на третьем месяце внутриутробного развития. Например, сосательные и дыхательные движения возникают у плода на этом этапе онтогенеза, а активное движение можно наблюдать уже на четвёртом-пятом месяце развития. К рождению у ребёнка сформирована большая часть врожденных безусловных рефлексов, определяющих нормальное функционирование вегетативной сферы.

Элементарные пищевые условные реакции появляются на первые-вторые сутки, а в конце первого месяца развития сформируются условные рефлексы двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательные и временные соответственно. Такие рефлексы крайне медленно развиваются, легко тормозятся, что связано с незрелостью корковых клеток, доминированием процессов возбуждения над тормозными и их широкой иррадиацией.

Начиная со второго месяца жизни, у ребёнка формируются в свою очередь уже слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к пятому месяцу развития развиваются важнейшие виды условного торможения. Большую роль в улучшении условно-рефлекторной деятельности играет обучение ребенка: чем раньше началось обучение, тем быстрее идет формирование.

В завершении первого года малыш должен достаточно хорошо распознавать вкус пищи, запахи, форму, цвет предметов, голоса и лица окружающих. Значительно улучшаются движения, некоторые дети начинают ходить. Малыш начинает произносить отдельные слова, таким образом развиваются условные рефлексы на словесные раздражители. То есть, в конце первого года идет полноценное развитие второй сигнальной системы и образуется совместная деятельность с первой.

Под первой сигнальной системой понимается система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды.

Вторая сигнальная система есть только у человека, она представляет собой связь между словесными сигналами и речью, восприятием слов слышимых, произносимых и видимых.

Ко второму году жизни прогрессируют все виды условно-рефлекторной деятельности, идёт дальнейшее образование второй сигнальной системы, увеличивается словарный запас; прямые раздражители вызывают словесные реакции. Так если у годовалого ребенка условные рефлексы на раздражители формируются быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.[6]

Второй и третий год характеризуются ориентировочной и исследовательской деятельностью. Ребёнку важно не просто понять что это за предмет, а найти ему применение. Он тянется ко всем, трогает, щупает, пробует на вкус, пробует уронить или сломать.

Периоду до трех лет свойственна легкость в образовании условных рефлексов на любые раздражители. Эти виды условных рефлексов считаются прообразами понятий, развиваемых без слов.

Особенностью этого возраста становится легкая выработка динамических стереотипов. Каждый новый стереотип вырабатывается проще. Ребёнок в этот период отмечает абсолютно все мелочи своего образа жизни. Он отмечает не только сам режим дня и повседневные ритуалы, но даже такие мелочи как порядок слов в знакомой песне, последовательность надевания одежды. Поскольку нервные процессы ещё недостаточно сильны, то малыш нуждается в таких стереотипах для облегчения жизни.

В возрасте от трех до пяти лет идёт дальнейшее развитие речи и совершенствование нервных процессов, процессы внутреннего торможения преобладают, но запоздалое торможение и условный тормоз формируются пока с трудом. Динамические стереотипы образуются по-прежнему. Их количество увеличивается, но изменение больше не порождает нарушений высшей нервной деятельности. Рефлекс ориентирования на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста. Это можно применять для эффективного торможения у детей негативных привычек и навыков.

Возраст от двух до пяти многими исследователями считается ответственным за полноценное формирование всех физических и психических возможностей. Физиологически основывается эта теория на том, что условным связям и динамическим стереотипам, появляющиеся в этом временном промежутке, свойственна особая прочность и проносятся они через всю жизнь.

К пяти - семи годам еще больше повышается влияние сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. Это определяется тем, что только к семи годам развития созревает материальный субстрат второй сигнальной системы.

Младший школьный возраст становится периодом достаточно уравновешенного развития высшей нервной деятельности. Процессы торможения и возбуждения, их подвижность и взаимная индукция, а также снижение влияния внешнего торможения дают возможности разнообразного обучения ребенка.

Но на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, уходя от соединенных с ним образов вещей и действии. Некоторое снижение эффективности процессов высшей нервной деятельности появляется только в первом классе из-за адаптации к школе. При этом в младшем школьном возрасте развитие второй сигнальной системы весьма условно - рефлекторная деятельность становится специфической, свойственной только человеку. Так, при выработке вегетативных и сомато - двигательных условных рефлексов у детей часто проявлялась ответная реакция только на безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Если испытуемому давали словесную инструкцию, что после звонка он получит пирожное, то слюноотделение начиналось при предъявлении безусловного раздражителя.

Словесная инструкция способствует формированию условных рефлексов и не всегда требует безусловного подкрепления, то есть условные рефлексы появляются при отсутствии непосредственных раздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Подростковый период – временной промежуток эндокринных изменений в организме и последующим образованием вторичных половых признаков, что оказывает влияние на свойства высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большее влияние приобретает возбуждение, понижается прирост подвижности нервных процессов, ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а следовательно и второй сигнальной системы.

Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка и частым конфликтам с родителями и педагогами.

Старший школьный возраст приходится на морфофункциональным созревание всех физиологических систем человека. Существенно увеличивается влияние корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы.

Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека. Если на предшествующих этапах обстоятельства развития ребенка были лучшими, то высшая нервная деятельность старших школьников будет в свою очередь упорядоченной и гармоничной. Такой она останется на протяжении всей жизни человека. Только к старости возможно незначительное снижение эффективности работы нервных процессов.

Список литературы

3. Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа. 1988. – 368с.

5. Физическая культура студента. М.:Гардарики.1999. - 448 c.

[4] Физическая культура студента. М.:Гардарики.1999. - 448 c.

[6] Использован Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа. 1988. – 368с

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Знание особенностей развития ВНД детей разного возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обу-

Пренатальный онтогенез в первую очередь характеризуется развитием ННД. Реф­лекторные дуги безусловных рефлексов формируются на третьем месяце прена-тального развития. Первыми появляются сосательные и дыхательные движения. Движение конечностей плода наблюдается на четвертом-пятом месяце внутри­утробного развития. Формирование дуг большинства врожденных безусловных рефлексов, которые обеспечивают нормальное функционирование вегетативной сферы, завершается к моменту рождения ребенка.

Возрастные особенности ВНД детей тесно связаны с онтогенетическим раз­витием коры больших полушарий головного мозга, которое идет в направлении увеличения числа нейронов и количества синаптических связей, а также совер­шенствования нейронной структуры. Развитие коры больших полушарий начи­нается с 3 месяца эмбриональной жизни. Оно тесно связано с развитием рецепто­ров и анализаторов.

Данные о наличии условнорефлекторной деятельности у плода весьма про­тиворечивы. Некоторые физиологи считают, что к образованию условных связей организм готов уже в последние месяцы пренатального развития. Но большинст­во исследователей полагают, чте^шюда условнорефлекторная деятельность от­сутствует. Среда существования плода столь постоянна, что приспособления к ее незначительным сдвигам полностью обеспечиваются безусловнорефлекторными реакциями.

Именно рождение ребенка, которое влечет за собой появление совершенно новых раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат новорожденно­го, стимулирует развитие новых механизмов уравновешивания со средой обита­ния — условнорефлекторных.

Условные реакции новорожденного вырабатываются на биологически важные стимулы, это натуральные рефлексы. Самыми первыми появляются интероцеп-тивные условные рефлексы, т. е. рефлексы, вырабатываемые на внутренние раз­дражители. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образова­ние натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5-7 день, еще до приема пищи, повышаются количество лейкоцитов и газообмен. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность. Сосательные движения появляются еще до того, как сосок вложен в рот. Сигналом для образования рефлексов служит возбуждение интерорецепто-ров в результате снижения содержания питательных веществ в крови и усиления секреции желез пищеварительного тракта, происходящее через определенные ин­тервалы времени.

Ко 2 неделе после рождения формируется реакция на положение тела для корм­ления. Реакция проявляется в непроизвольных сосательных движениях, движении головы, открывании рта. Условным сигналом является комплекс раздражителей, действующих на рецепторы кожи, двигательного и вестибулярного анализаторов.

Искусственные условные рефлексы этого периода неустойчивы и требуют мно­гократных сочетаний раздражителей, вплоть до сотен повторений.

Таким образом, реакции новорожденного на факторы окружающей среды обеспечиваются ННД: первая сигнальная система находится в зачаточном состоя­нии, признаки второй сигнальной системы отсутствуют. Однако у новорожденного отмечаются рефлекторные реакции, лежащие в основе развития коммуникативно­го поведения и дальнейшей социализации. Так, уже с первых дней жизни ребенок реагирует на человеческое лицо, в частности, на лицо матери. Отсутствие такой реакции настораживает и требует консультации невролога. На коммуникацию на­правлен и вокализационный компонент поведения ребенка. Первая звуковая реак­ция — крик — изначально является безуслОшгорефлекторной, она свидетельствует о дискомфорте и призывает к удовлетворению базовых потребностей. ВНД в грудном возрасте

Грудной возраст характеризуется незрелостью клеток коры головного мозга и рез­ким преобладанием процесса возбуждения,над торможением, его широкой ирради­ацией, вплоть до генерализации. Например, можно сравнить реакцию взрослого человека и грудного ребенка на легкий укол руки. Взрослый в этой ситуации лишь отдернет руку. У грудного ребенка будет наблюдаться более выраженная и широ­кая двигательная активность, изменения дыхания, крик, плач.

Тем не менее в этом возрасте ярко вв1ражено и безусловное торможение. Вследствие слабости нервных процессов под действием сильных или длитель­ных раздражителей возбуждение нервных центров легко сменяется запредель­ным торможением. Например, изменение положения тела ребенка активизирует центр вестибулярного анализатора. Но длительное укачивание приводит к тому, что возбуждение этого центра сменяется запредельным торможением, распро­страняющимся по коре, и ребенок засыпает.

Индукционное торможение также ярко проявляется с первых дней жизни. Так, ребенок при кормлении не берет грудь, если у него есть очаг болевого раздра­жения. В свою очередь крик, вызванный болевым воздействием, можно подавить, дав ребенку попить.

В этом возрасте продолжают развиваться интероцептивные условные рефлек­сы. Условные рефлексы на экстероцептивные (внешние) раздражители — зри­тельные и слуховые — появляются со второго-третьего месяца развития. Условные рефлексы на зрительные раздражители возникают при их сочетании с кинестети­ческими, связанными с движениями ребенка. В свою очередь, условные рефлексы на звуковые раздражители вырабатываются при их подкреплении зрительными раздражителями.

Таким образом, взаимодействие анализаторов играет важную роль в разви­тии ВНД уже в первые месяцы жизни ребенка: условные рефлексы у грудничков вырабатываются на комплексные раздражители.

Данные о сроках появления условного торможения интероцептивных реф­лексов противоречивы. Отмечается, что уже в возрасте 20 дней ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от положения для пеленания.

По мере развития ребенка все более выраженными становятся коммуникатив­ные реакции. Так, во втором полугодии значительную роль играет подражательный рефлекс. Он имеет большое значение в развитии движений, освоении навыков ма­нипуляций с различными предметами и в формировании речи.

Развитию моторной речи предшествует подготовительная тренировка артику-лярного аппарата. Если в первые дни жизни единственной звуковой реакцией яв­ляется крик, то уже с 2-3 месяцев у ребенка начинает развиваться гуканье и гуление, заключающееся в повторении отдельных звуков, сначала нечетких, но постепенно дифференцирующихся. При гулении отрабатываются связи слуховых ощущений с комплексом раздражителей от мышц, кожи, слизистой. С 6 месяцев гуление плав­но переходит в лепет, когда самопроизвольно или подражательно ребенок подолгу произносит различные слоги. В отличие от гуления лепет появляется лишь при ус­ловии речевого контакта со взрослыми, т. е. носит условнорефлекторный характер. Вплоть до окончания грудного периода эти звуковые реакции ребенка не имеют сигнального характера. Роль условнорефлекторного экспрессивного сигнала с пер­вых месяцев жизни играет крик.

Развитие сенсорной речи приводит к тому, что к концу первого года форми­руются связи между названием предмета и самим предметом. Ребенок, показы­вая предмет, пытается его назвать. Так формируется моторная речь. К окончанию первого года жизни активный словарь ребенка может содержать 10-15 слов.

На первом году жизни вырабатывается лишь динамический стереотип на время: ребенок болезненно реагирует на нарушение режима сна и питания.

. ВНД в раннем детстве

Период от 1 года до 3 лет характеризуется выраженным усилением нервных про­цессов. При этом возбуждение намного преобладает над торможением.

Огромную роль в ускорении темпов формирования ВНД ребенка играет созревание моторных структур коры головного мозга и ходьба. Ходьба резко расширяет горизонты доступного ребенку окружающего мира, открывает воз­можности для наблюдения и манипуляции с огромным количеством предметов.

Это приводит к скачку в развитии первой сигнальной системы действитель­ности.

У ребенка вырабатывается все больше инструментальных условных рефлексов. Он не просто берет предметы в руки, но начинает сначала подражательно, а затем целенаправленно их использовать: берет ложку, надевает шапку на голову, подтас­кивает стульчик, чтобы, взобравшись на него, дотянуться до игрушки, и т. д.

На втором году жизни ребенок определяет отдельные признаки комплекс­ных раздражителей, начинается выработка условных рефлексов на цвет, форму, звук объекта. Поведение ребенка все больше приобретает исследовательский ха­рактер. Активные действия ребенка с предметами способствуют формированию функций обобщения, что отличает человека от животного уже в этот период раз­вития: ребенок, вычленяя главные признаки предмета, начинает обобщать их • группы.

В 2-3 года образуется большое количество условных рефлексов на отношение
величины, тяжести, удаленности предметов, на разную интенсивность одного и
того же раздражителя. * х v

С двухлетнего возраста вторая сигнальная система начинает постепенно урав­новешиваться с первой: новые слова приобретают смысловое значение посред­ством выработки связей не только с предметами, но и с уже известными ребенку словами. Так развивается еще одна важная функция слова — абстрагирование.

7 Возрастная анатомия

Динамические стереотипы вырабатываются в раннем детстве во множест­ве. Это позволяет ребенку легче приспосабливаться к окружающей среде, так как действия приобретают строгую последовательность. Особенно важно в этом воз­расте формирование стереотипов предметной деятельности, связанных с само­обслуживанием (закрепление последовательности действия при еде, умывании, одевании и т. п.) и речевых стереотипов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.