Реабилитация детей с нервно психическими нарушениями


Чаще всего в реабилитационных мероприятиях нуждаются дети с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС), детским церебральным параличом, парезами, пороками развития ЦНС, состояниями после черепно-мозговой и спинальной травмы, нарушениями речевого и психосоциального развития, последствиями инсультов, с демиелинизирующими заболеваниями (характеризующиеся разрушением оболочек нейронов).

Чтобы восстановить физическое и психическое здоровье ребенка, вернуть его в социум, требуется комплексная реабилитация. Для детей, которые изначально не владели определенными навыками, речь идет об абилитации – то есть о полном формировании и развитии навыков.

В этот комплекс входят двигательная, логопедическая и психолого-педагогическая реабилитация. Отлично зарекомендовали себя методы физической реабилитации: массаж, физиотерапия, ЛФК, грязевые и водные процедуры. Сегодня они активно обогащаются за счет традиционных методик: иглорефлексотерапии, гирудотерапии, остеопатии, мануальной терапии.

Над восстановлением или формированием речевых и психоэмоциональных навыков работают в тесной связи с другими специалистами логопеды и дефектологи, психологи и воспитатели-педагоги, эрготерапевты.

В этом процессе важную роль играют адаптивная физическая культура, параспорт и арт-терапия: рисование, занятия в театральной студии, пение, лепка. Ребенок и его семья получают и психологическую поддержку. Это является неотъемлемой частью реабилитации и залогом ее успешности.

Как правило, реабилитационную программу разрабатывают несколько специалистов: невролог, хирург-ортопед, врач лечебной физкультуры и физиотерапевт. При необходимости в работу включаются эпилептолог, нейрохирург, педиатр, эндокринолог, гастроэнтеролог и врачи других специальностей. Выбор специалистов зависит от многих факторов: самой патологии, типа основных нарушений и даже возраста пациента.

Именно такой комплексный подход с привлечением мультидисциплинарной команды специалистов, в которую входят и родители маленьких пациентов, практикуется в Научно-практическом центре детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы.

Проходить реабилитацию ребенок может уже с рождения. Частоту и количество реабилитационных курсов определяет лечащий врач в Научно-практическом центре детской психоневрологии при наличии направления (форма 057/у) из детской поликлиники, к которой прикреплен ребенок по полису обязательного медицинского страхования.

Во время и после реабилитации проводится диагностика состояния ребенка. Это нужно и для динамического контроля, и для назначения конкретных процедур.

Однако при прохождении курса реабилитации внимание родителей тоже очень важно. Им стоит обращать внимание на состояние малыша после каждой процедуры, особенно если она проводилась впервые. Обязательно нужно обсудить с лечащим врачом рекомендации по проведению занятий с ребенком дома вне стационара – реабилитационная программа должна быть непрерывной.

В Научно-практическом центре детской психоневрологии реабилитация проводится как детям без инвалидности, так и детям-инвалидам. Если говорить об инвалидности как о показателе, отражающем тяжесть состояния ребенка, то, безусловно, мы не боимся сложных случаев и пытаемся помочь в максимально возможном объеме.

На базе нашего Центра работает амбулаторно-поликлиническое отделение, где принимают врачи-неврологи, эпилептологи, ортопеды, психиатры, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также логопеды и психологи, функционирует несколько профильных кабинетов: для детей с эпилепсией, для детей с рассеянным склерозом, кабинет ботулинотерапии. Реабилитационные мероприятия всегда проводятся курсами. В нашем Центре проведение реабилитации возможно в условиях круглосуточного или дневного стационаров, а также амбулаторно.

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва


У детей раннего возраста с симптомами поражения нервной системы следующим этапом после уточнения диагноза является создание индивидуального реабилитационного прогноза развития. Его основную цель можно сформулировать так: предвидя дальнейшее развитие патологических симптомов, предусмотреть своевременное проведение профилактических и лечебных мер для того, чтобы предупредить неблагоприятный исход. В реабилитационный прогноз должен входить анализ развития заболевания или синдрома, его отдаленных последствий, социально-бытового статуса пациента. Все эти позиции должны основываться на патокинезе патологических проявлений поражения нервной системы с учетом возраста.

Исследование нервной системы ребенка в эволюционно-диагностическом аспекте показывает, что возрастные параметры становления жизненно важных функций (регуляции гомеостаза, дыхания, кровообращения, пищеварения) имеют минимальную вариабельность. Более широкий диапазон характерен для развития тонкой моторики, становления психических и речевых функций. Если повреждение не влечет за собой гибели организма, то наступает сложная реорганизация систем мозга, обеспечивающая адаптацию к новому режиму деятельности.

Патологические процессы, повреждая нейрон, как основную интегральную величину мозга, приводят к определенному патокинезу симптомов со стороны различных уровней центральной нервной системы (см. табл. 1).

Целью восстановительного реабилитационного лечения является возвращение больного ребенка в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности – обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации к новым условиям существования.

На основе анализа диагностически значимых синдромов и их сочетаний мы считаем необходимым определять ведущий “социализирующий” признак, вокруг которого и будет строиться вся программа компенсации и восстановления. Реабилитационная программа должна быть поэтапной, адаптированной к различным периодам заболевания; индивидуальной – рассчитанной в зависимости от тяжести поражения с различным функционально-органическим дефектом и различными реакциями пациента на болезнь; комплексной, чтобы осуществлять многофакторное лечение, сочетая психологические методы с физическими и медикаментозными; последовательной (т.е. каждый последующий этап лечения должен учитывать результаты предыдущего). Следует добиваться как положительной динамики клинических показателей, так и психологического статуса, что поможет достичь социальной адаптации с выработкой навыков самообслуживания.

Комплексный медико-социальный подход к восстановлению психо-неврологического дефицита различной степени тяжести у детей раннего возраста должен определяться не столько сроками заболевания, сколько клиническими проявлениями и реакцией больного на болезнь, динамикой восстановления нарушенных функций и социальной реабилитацией.

В зависимости от степени выраженности ведущих синдромов (нарушения моторики, речи, психики, когнитивных процессов, часто в сочетании с судорогами) и должна строиться программа лечения задержек развития у детей различного возраста.

Для лечения детей раннего возраста в структуру реабилитации должны быть включены: лечебная физкультура; лечебная гимнастика; массаж; постуральные упражнения для воссоздания и формирования двигательных навыков; ортопедическая коррекция; гипербарическая оксигенация; медикаментозные блокады; иглорефлексотерапия; методы электростимуляции, корректоры движений.

Большую роль в восстановлении играют физические факторы: электрофорез с симптоматически-направленными лекарствами, синусоидально-модулированные токи, грязелечение, ванны, озокерит, тепловые укутывания, закаливающие процедуры.

Большие размеры головы далеко не всегда коррелируют с понятием "гидроцефальный синдром".

Необходимо использовать санаторно-курортное лечение, по показаниям – сеансы мануальной терапии, а также восстановительную косметическую хирургию. Чрезвычайно актуальна максимально ранняя диагностика речевых расстройств и их коррекция, что в дальнейшем помогает решать проблемы обучения по специальным программам. Не следует забывать и о необходимости обследования ребенка специалистами (психиатром, генетиком, педиатром, окулистом, стоматологом, гастроэнтерологом и др.) с целью коррекции соматических нарушений. Все эти мероприятия должны проводиться на фоне психосоциальной и психологической помощи семье пациента. И, конечно, у детей с задержкой нервно-психического развития используется медикаментозная терапия, направленная на улучшение функционирования нервной системы.

Медикаментозная терапия

При неспецифических (темповых) задержках нервно-психического развития у детей раннего возраста объем используемых медикаментов значительно меньше, чем при специфических (с симптомами органического поражения нервной системы).

При равномерной задержке формирования моторики – на 1-м году жизни, речевого развития – на 2-м году жизни, у детей с легким нарушением нервно-психического развития к 3-му году жизни происходит значительная компенсация выявлявшихся ранее расстройств, однако требуется продолжение коррекции двигательной расторможенности, улучшение когнитивных функций (особенно внимания) и развитие мелкой моторики.

Для коррекции нарушений мышечного тонуса используют толперизон (при его повышении) или прозерин с бендазолом ( при симптомах мышечной гипотонии, с сохранными или повышенными сухожильными рефлексами), курс – 20–30 дней.

До настоящего времени у детей первого года жизни продолжается гипердиагностика “гипертензионно-гидроцефального” синдрома с проведением неоправданного дегидратационного лечения. Хочется обратить внимание на целесообразность диагноза гидроцефально-гипертензивного синдрома в основном при активной гидроцефалии с последующим принятием решения о консервативном или оперативном лечении гидроцефалии. Далеко не всегда большие размеры головы коррелируют с морфологическим понятием “гидроцефальный синдром”, который правильнее формулировать, как вентрикуломегалия. Косвенные клинические симптомы, расцениваемые как следствие повышения внутричерепного давления, в большинстве своем являются компенсаторными, нужными для гемоликвороциркуляции и не требуют проведения дегидратации. В этих случаях надо решать вопрос об улучшении венозного оттока и церебральной гемодинамики с использованием сосудистых препаратов (препараты барвинка, инстенон, пентоксифиллин и др.) в течение 2–4-х нед. В диагностическом плане необходимо исключать рахит, а также проявления у детей наследственного физиологического состояния – семейной конституциональной крупноголовости, также не требующего лечения.

Речевые расстройства у детей с легкой неспецифической задержкой нервно-психического развития подтверждают повреждение нервной системы, а в прогностическом плане угрожают интеллектуально-мнестическим дефицитом. Все вышесказанное требует активного подключения к обследованию и реабилитации логопеда и дефектолога. Наиболее эффективным препаратом для стимуляции развития речи мы считаем препараты g-аминомасляной кислоты (таблетки по 0,25 г) на 1–3-х месячный курс лечения от 100 до 300 таблеток по схеме ноотропов, см.ниже, для ребенка первого года жизни, до 600 таблеток на курс более старшим детям, с максимальной дозой 2–3 г в день.

Самым социально-значимым симптомом является задержка интеллектуального развития, которая требует динамического наблюдения за ребенком и лечения препаратами ноотропного ряда.

Специфическая задержка нервно-психического развития

Алгоритм восстановительного лечения детей со специфической задержкой нервно-психического развития (даже легкой степени) существенно различается и по объему и по списку препаратов от такового у детей с темповой доброкачественной задержкой. Большинство детей с органическим повреждением нервной системы (в раннем возрасте у них диагностируется задержка развития) в последующем отстают в формировании многих сфер – моторной, речевой, когнитивной, интеллектуальной, с парциальным или тотальным поражением высших психических функций. Главным “социализирующим” направлением реабилитации становится коррекция интеллектуальной недостаточности.

При повышении мышечного тонуса используются толлеризон, баклофен, тизанидин, ботулотоксин; при диффузной мышечной гипотонии – прозерин, оксазил, сангвиритрин, бендазол, при экстрапирамидных нарушениях – леводопа+карбидопа или леводопа+бензеразид, тригексифинидил.

При выраженных органических задержках развития у детей имеется достаточно стойкая резидуальная симптоматика. В большинстве случаев резидуальная вентрикуломегалия без признаков активной церебральной гипертензии является следствием отзвучавшего ранее процесса в виде нормотензивной (пассивной) гидроцефалии. Данное состояние редко требует проведения дегидратации: только при декомпенсации или при тяжелых интеркуррентных заболеваниях. У детей данной группы возможны различные пароксизмальные расстройства эпилептического или неэпилептического генеза. В большинстве случаев (при изменениях на ЭЭГ и МРТ головного мозга) рекомендуют антиконвульсанты различных классов на период от 6 до 12 месяцев (и более).

Самым прогностически сложным у детей является общее недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности, во многом определяющее неблагоприятный прогноз дальнейшего развития. В связи с поражением именно этих сфер – речевой и интеллектуальной – препаратами выбора в данном случае становятся ноотропы.

Ноотропные препараты

Название группы препаратов, улучшающих когнитивные процесы, речь, умственную деятельность, – ноотропы – произошло от греческих слов “ноос”– мышление, разум и “тропос” – стремление, родство. Ноотропы опосредованно улучшают обменно-энергетические и интегративные процессы в мозге, улучшают когнитивные функции (память, внимание, восприятие, аналитико-синтетические процессы, психомоторную деятельность). Аналогично действуют и некоторые другие группы препаратов (вазоактивные, аминокислоты и др.), что позволяет всю группу лекарственных средств считать ноотрофами, т.е. формирующими новые трофические возможности для функционирования головного мозга.

К первой группе собственно ноотропов (нейрометаболиков, церебральных ноотрофов, “социализирующих” препаратов), оказывающих мультимодальное действие на мозг, относятся:

1. Пирацетам и его аналоги: апаган, брейнтоп, диапирам (пирацетам+диазепам), луцетам, ноотропил, нормабрейн, ойкамид, ороцетам (пирацетам+оротовая кислота), пирабене, пирамем, стамин, фезам (пирацетам+циннаризин), церебропан, церебрил, эувифор, эументал. Назначают в дозе 30–50 мг/кг в день, от 1 до 3–6 мес.

2. Пантогам (кальция гомопантотенат, гопатен, гопантенат). Назначают в дозе 0,75–4 г в день (курс от 1 до 6 мес).

3. Гамма-аминомасляная кислота (аминалон, апогамма, гаммалон, ГАБА, ганеврин, габаллон, ганнеурон, миелоген, энцефалон). Назначают в дозе 0,5–3 г в день курсом от 2–3 нед до 2–6 мес.

4. Пиритинол (пиридитол, церебол, энербол, энцефабол, биоцефалин, тонобрейн). Назначают в дозе 20–300 мг в день, в течение 1–2 мес.

5. Глицин (аминоуксусная кислота, гликокол). Назначают в дозе 0,1–2 г в день в течение 7–30 дней.

К группе ноотропов также относятся экстракты гинкго билоба, церебролизин, глютаминовая кислота, пикамилон, глиатилин. В дальнейшем, в связи с комплексным действием препаратов, возможен их повтор в классификации в зависимости от состава препарата и эффекта его действия.

Ко второй группе относятся аминокислоты: пирацетам, глютаминовая кислота, метионин, глицин, карнитин хлорид, Л-триптофан, когитум.

Третья группа – нейропептиды и гормональные препараты: семакс, церебролизин, префизон, L-тироксин.

Сосудистые средства, улучшающие церебральную гемоликвородинамику, микроциркуляцию, обладающие антигипоксическим действием (4-я группа) – актовегин, инстенон, ницерголин (сермион), пентоксифиллин, пикамилон, препараты барвинка, циннаризин (стугерон, вертизин), экстракты гинкго билоба.

5-я группа – препараты, содержащие Са, К, Mg, Р, – необходимы в комплексе реабилитации детей с поражением нервной системы различной степени тяжести: церебро-лецитин, глицерофосфат, фосфобион, липоцеребрин, фитин, пангамат кальция, пантотенат кальция, аспаркам, магнеВ6, оротат калия.

И к 6-ой группе можно отнести витамины, поливитамины, комплексы витаминов с минералами, а также биостимуляторы (алоэ, пангамат кальция, оротат калия, когитум, АТФ).

Мы предлагаем ряд принципов лечения ноотропами:

1. На курс лечения одновременно не назначать более 1–2 препаратов ноотропного действия.

2. Обязательно знание синонимов, аналогов и торговых названий лекарств, во избежание одномоментного назначения одного и того же средства.

3. Между повторными курсами ноотропов целесообразна пауза в 1–3 месяца, для проявления последействия и закрепления эффекта.

4. Назначение препарата проводится с постепенным увеличением дозы в течение 1–2 нед, приемом возрастного максимума в течение 3–12 нед и постепенным снижением дозы в течение 1–2 нед.

5. При гиперактивном поведении возможно использование корректоров поведения, анксиолитиков, седатиков.

6. При некупированных приступах возможно использование пантогама и глицина в качестве нейрометаболиков, ноотропов.

7. Прием ноотропов проводится в утренние и дневные часы.

8. Доза и длительность приема ноотропа прямо пропорциональны уровню и тяжести неврологического дефицита с учетом возраста и веса ребенка.

9. Целесообразно использование монотерапии адекватной дозой препарата (без ее занижения).

10. Индивидуализировать выбор пути введения препарата (предпочитая безинъекционные) – перорально, сублингвально, интраназально.

При комплексной реабилитации детей с задержкой (доброкачественной или специфической) нервно-психического развития наиболее ограничивающим симптомом для восстановительного лечения, (будь то массаж, ноотропы, физиопроцедуры и др.) являются судороги. В связи с этим таким детям необходимо достижение компенсации по судорогам и пароксизмальным реакциям, а затем использование всего спектра мер медико-социальной реабилитации.

Реабилитация детей и подростков с нервно-психическими расстройствами (с практическими советами учителю английского языка).

В последние несколько десятилетий учителя общеобразовательных школ стали все больше и больше страдать от агрессивности, жестокости своих учеников, неспособности многих из них к элементарной трудовой дисциплине во время уроков, паталогической лени некоторых достаточно способных школьников. Причем, вопреки расхожему мнению, такие качества проявляются не только у выходцев из откровенно неблагополучных семей. Это наводит на мысль, подтверждаемую современными детскими психиатрами, что отчасти причины такого девиантного поведения кроются в расстройствах психики и подобные дети требуют не осуждения, а своевременного лечения и педагогической поддержки. Здесь педагогика и медицина должны подружиться. Данная статья может быть полезна учителям, занимающимся лечебной педагогикой.

Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

После первой фазы лечения – снятия острых симптомов заболевания медикаментозным способом – следует вторая - РЕАБИЛИТАЦИЯ.

Начнем с того, что же такое эти самые нервно-психические нарушения? Психическое расстройство - это состояние, характеризующееся изменением психики и поведения с нормального на деструктивный. Вследствие многочисленности факторов, их провоцирующих, эти болезни неимоверно разнообразны. Это и пограничные (т.е. на грани здоровья и болезни) состояния, лидирующее место среди которых занимают неврозы. ( Невроз – это истощение нервной системы. которое развивается в силу неблагоприятных обстоятельств. ) Это и психозы, такие как шизофрения. Конечно, последняя группа заболеваний делает интересы пациентов узкими, угнетает его интеллект, даже приводит к приобретенному слабоумию. Но у таких пациентов бывают длительные ремиссии, во время которых нужно воспитывать у них желание бороться с болезнью, ставить перед собой цели и стараться делать хоть маленькие, но регулярные шажки по их достижению. К тому же бывают случаи, когда у человека, пережившего вспышку шизофрении, наступает так называемая пожизненная ремиссия. Поводы для оптимизма есть.

Учителям госпитальных школ в МО психоневрологического направления приходится работать с разными детьми, но так или иначе РЕАБИЛИТАЦИЯ детей и подростков в больнично-учебных условиях преследует три основных цели.

Психическое расстройство уводит человека в себя, отводит от социума. А поэтому вторая цель – СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Ее назначение – вернуть в социум, к общению с людьми через совместную интересную деятельность. И чаще это будет возвращение уже к другим интересам, к другому обществу, чем прежде.

Главный симптом любого психического расстройства – эмоциональная нестабильность. Эмоциональная нестабильность – не болезнь, а личностное расстройство, которое характеризуется перепадами настроения, импульсивностью, непоследовательностью действий, отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками, чрезмерной раздражительностью. (Аффективная вспышка – разрядка застойного аффекта, т.е. сильного эмоционального переживания, всегда возникающая как реакция на какую-то ситуацию, вызывающую интенсивный отклик со стороны нервной системы. При аффективных вспышках физиологического характера не происходит потери самоконтроля, при вспышках паталогического характера – бывает полное или частичное помрачение сознания, за которым следует амнезия.)

Реабилитация проходит в условиях медицинского учреждения психотерапевтами, психологами, социальными работниками и учителями. Рассмотрим способы достижения вышеуказанных целей учителем иностранного языка на уроках в госпитальной школе при психоневрологическом диспансере.

Итак, развитие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Дети, принимающие лечение в психоневрологическом диспансере, чаще всего требуют большего внимания к себе, большего терпения и более продолжительного времени в разъяснении и закреплении учебного материала, чем их здоровые сверстники. Многие из них терпеть не могут работать самостоятельно, например, писать, а некоторые напротив не хотят вступать в словесный контакт. Первоначально не надо переламывать ребенка и заставлять делать то, на что он не согласен. Придется с некоторыми детьми заниматься только индивидуально, а другим давать простые письменные задания, выполнение которых требует краткого и простого разъяснения. Некоторых более знающих детей даже можно привлекать к помощи другим. Главное в этой деятельности не приобретение каких-то фундаментальных знаний, а формирование трудовой дисциплины во время урока, развитие воли. Ниже представлены образцы упражнений по английскому, пригодные для подобного рода занятий.

Переходим к СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Подростки, в результате болезни ушедшие в себя, находясь в коллективе ровесников, чем-то похожи на маленьких детей, которые еще не умеют играть вместе, и их приучают сначала играть рядом, а только потом друг с другом. Но игра – это основной вид деятельности для дошкольника, тогда как для школьного возраста основным видом будет учеба. В условиях МО возможно и актуально проводить метапредметные внеклассные мероприятия, связанные с ежегодными праздничными событиями, такие как День Знаний, День Победы, День славянской письменности и культуры и т.д. Для приобщения обучающихся к совместной деятельности, закрепления пройденного материала, развития творческих качеств частью мероприятия можно сделать оформление тематической стенгазеты. Это поможет детям научиться планировать совместную деятельность, обсуждать последовательность шагов сообща, распределять с помощью учителя работу, приходить к консенсусу. Дети, особенно импульсивные, могут получать индивидуальные задания. Например, стенгазета к Дню славянской письменности украшается славянскими буквицами и собственными именами, написанными детьми по-старославянски. Дети пишут их отдельных маленьких листиках, а потом кто-то один вносит на уже почти готовый плакат последний дизайнерский штрих. Для учителя английского языка здесь очень большое поле деятельности. Такие праздники как День святого Валентина, День святого Патрика, Международный День Интернета стали интернациональными и к тому же имеют зарубежные корни, поэтому эти мероприятия и должны проводиться учителями иностранного языка. Даже такие патриотические темы как День Победы можно связать с историей англоязычных стран и проводить на двух языках. День Интернета — особенно благодатная почва для метапредметного мероприятия, здесь и история, и математика, и информатика, и английский. Этому празднику можно посвятить несколько уроков. На первом уроке можно обратиться к компьютерной лексике. Такие известные всем слова, как сайт, ворд, пейнт и многие-многие другие, конечно, английского происхождения. Что же они обозначали до вхождения информационных технологий в нашу жизнь? Оказывается, это очень распространенные слова, и детям, которые раньше не могли их запомнить, очень помогут данные ассоциации. На втором занятии можно обратиться к истории, узнать много интересных фактов, восстановить в памяти общую картину истории новейшего времени. А третий и четвертый уроки помогут обучающимся вспомнить и математику, и информатику, и оформить стенгазету как результат всего мероприятия. Здесь дети могут потренироваться в переводе из десятичной в двоичную систему, в четырех арифметических действиях с двоичными числами. Всем известна польза математики, которая приводит ум в порядок. Задания будут индивидуальными, в зависимости от знаний и способностей каждого ребенка, но для каждого найдется какое-то маленькое дело. Главное, чтобы дети почувствовали ответственность за общий результат.

Преодоление ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ.

Игротерапия – вид деятельности, с помощью которой можно корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть игровая деятельность также может лечить . Если в дошкольных заведениях особую роль играют ролевые игры, то на уроках английского можно поиграть в лото с числами и словами ( bingo ), крестики-нолики со словами (noughts and crosses), скрэбл ( scrabble ), домино со словами, What's missing? Здесь можно использовать элементы ролевой игры в учителя или ведущего. Игры выводят на положительные эмоции, т.к. во время игры настроение у детей обычно хорошее.

Дети, находящиеся на лечении в психоневрологическом диспансере, остро нуждаются в общении, хотя с первого взгляда может показаться наоборот. В связи с этим им требуется особое внимание специалистов, которые помогут им адаптироваться к более-менее нормальной жизни. Опыт показывает, многие дети и подростки с психическими расстройствами после курса реабилитации охотно возвращаются к старым контактам и легче, чем раньше, вступают в новые.

Образцы упражнений по английской грамматике (выполнение данных заданий не требуют то обучающихся глубоких знаний, но поможет им научиться сосредотачиваться и доводить дело до конца):

Написать в единственном числе:

Black cats a black cat

Написать во множественном числе:

A lamp lamps


В настоящее время актуальность проблемы предупреждения и коррекции невротических расстройств у детей существенно возрастает. Экономические трудности, неблагоприятная криминальная обстановка, ритм современной жизни нередко вызывают психосоциальные стрессы, которым подвергается каждая семья и особенно дети. В связи с этим возрастает число невротических расстройств у детей и подростков, протекающих с нарушениями психической адаптации.

Установлено, что более 60 % всех заболеваний центральной нервной и периферической нервной систем у детей происходят из перинатального периода, в дальнейшем протекая с различными отклонениями психической адаптации, приводя в большинстве случаев к развитию различных форм невротических реакций, таких как повышенная возбудимость, страхи, нетерпеливость, раздражительность, астения, нерешительность, неуравновешенность, частые смены настроения, слезливость и др.

Начало проявления невроза чаще всего отмечается, начиная с дошкольного возраста до 7–9 лет. Невротическое состояние развертывается преимущественно постепенно в результате нарастающего влияния актуальных психотравмирующих ситуаций, прежде всего семейного происхождения [1–3].

Все вышесказанное диктует необходимость разработки комплексных мер по оказанию психологической помощи детей с невротическими отклонениями, основное место в которой занимает психокоррекция. Как показывает мировой опыт, специальная психологическая реабилитация детей с нервно-психическими отклонениями способствует повышению уровня социальной адаптации, способности противостояния кризисам, снижению личностной тревожности, стабилизации эмоционального состояния и эффективному налаживанию межличностных коммуникаций.

Всеми вышеизложенными обстоятельствами обусловлена актуальность предлагаемого исследования и выбор возрастного диапазона испытуемых.

Цель исследования: выявление характера и причин психологической дезадаптации детей с невротическими отклонениями и разработка коррекционной программы для таких детей.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что психологические особенности младших подростков с невротическими отклонениями имеют определенную специфику, связанную с устойчивым нарушением их адаптации к условиям социальной среды.

Экспериментальную базу исследования составили 25 детей (13 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 7 до 9 лет с невротическими отклонениями, обращавшиеся с жалобами соответствующего характера в поликлиническое отделение детской областной больницы и стоящие на диспансерном учете по всему спектру невротических расстройств. Контрольную группу составили 19 детей, не имеющих жалоб в области неврологической клиники.

Диагноз испытуемых экспериментальной выборки верифицирован в психоневрологическом отделении детской областной больницы (табл. 1).

Диагноз испытуемых экспериментальной выборки

Причины обращения в соответствии с МКБ 10

Невроз навязчивых движений.

Нарушенные внутрисемейные отношения. F 91.0 Расстройство поведения

Расстройство адаптации. F91.1 Не социализированное расстройство поведения.

Страхи. F93.1 Фобические тревожные отклонения в детском возрасте.

Развод родителей. F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи. Итого: 25 человек:

Контрольную группу составили 19 детей аналогичного возраста, не имеющие жалоб и не стоящие на диспансерном учете по какому-либо заболеванию неврологической клиники.

В большинстве случаев помимо основной причины обращения были и сопутствующие проблемы.

В ходе экспериментального исследования определялось эмоциональное реагирование на фрустрацию, ситуативная и личностная тревожность; учитывалось семейное воспитание и личностные факторы [4, 5]. В результате были получены следующие данные.

При анализе детско-родительских отношений обнаружен негармоничный тип воспитания у детей с невротическими отклонениями. Преобладающим стилем семейного воспитания у детей с невротическими отклонениями является доминирующая гиперпротекция, фобия утраты, вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания. Родители таких детей, как правило, мелочно опекают, удовлетворяют все их желания, лишают самостоятельности, но в то же время проявляют строгость санкций. Наиболее значимой среди личностных проблем родителей оказалась фобия утраты ребенка, источник которой кроется в хроническом течении болезни и возможной ранней инвалидизации.

С данными детьми была проведена коррекционная работа, способствующая достоверному повышению уровня такой адаптации, выражающемуся в снижении уровня тревожности, стабилизации эмоционального состояния и улучшения межличностных коммуникаций.

В основу коррекционной работы были положены следующие концептуальные положения:

1. В программе лечения и медико-психологической реабилитации невротических расстройств детей и подростков необходимо диагностировать факторы психологической и социальной дезадаптации пациентов.

2. Интегративное взаимодействие клинициста-педиатра и психолога состоит в планомерном использовании и внедрении в работу детского психоневрологического отделения программы психологической помощи детям с невротическими отклонениями с целью психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.

3. Работа с родителями детей и подростков, имеющих невротические отклонения, направлена на информацию об их семейном воспитании, особенностях психологических нарушений при данной патологии с целью своевременной коррекции.

При составлении коррекционной программы особое внимание уделялось проблемам адаптации личности к заболеваниям, обучению технологии разрешения конфликтов, выработки навыков поведения.

Цель программы: интегративное психокоррекционное воздействие на личность подростка в осознании проблем, поддерживающих болезнь и получение навыков поведения.

Программа состоит из трех этапов на госпитальном этапе лечения детей с невротическими отклонениями.

В табл. 2 представлен подробный план занятий по программе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.