Рекомендации для родственников при афазии


• Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.

• В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.

• Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.

• Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Больному с афазией важно знать, что его неречевые навыки общения сохраннее, чем речевые.

• Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.

• Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие ученые) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.

Задача родственников заключается не только в том, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь оказывает логопед), но и в том, чтобы поддержать желание пациента к речевому общению.

Вероятность восстановления речи выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи, консультирующимися у профессионала.

В тех случаях, когда консультация логопеда по каким – то причинам недоступна, рекомендуется выполнять с больным лишь самые несложные упражнения, способствующие восстановлению речи. В таких случаях целесообразно:
1. Вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:
- конструирование кубиков, складывание предметов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д..
- игра в лото, домино, карты.
- раскладывание серийных картинок, сюжетов.
2. Давать задания, предполагающие понимание речи:
- показ частей тела,
- показ предметов, действий на картинках,
- выполнение простых инструкций.
3. Вовлекать больного в простые диалоги, требующие ответы одним – двумя словами или жестом.
4. Стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как :
- раскладывание подписей под картинками,
- чтение цифр, букв,
- запись под диктовку цифр, букв,
- письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.

Важно также научить больного самостоятельно регулировать объем и скорость поступления информации от окружающих его людей.

Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении височной области левого (ведущего по речи) полушария. Отличительной чертой данной афазии является полное или почти полное непонимание обращенной речи, радио, речи других между собой, вторичным нарушением экспрессивной речи, чтения и письма. Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков. Такие больные, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений, и полное непонимание речи окружающих, отсутствие слухового контроля за своей речью приводит к тому, что они не всегда сразу начинают осознавать свою болезнь. Это их возбуждает, они становятся подвижны, многоречивы. Из-за нарушения фонематического слуха вторично страдает его артикуляционное оформление. Вследствие этого возникают литеральные парафазии (замены звуков). Нередко больной первоначально акустически верно повторяет слово, но при попытке повторить его снова, теряет не только звуковые его компоненты, но и утрачивает ритмико-мелодическую основу, которая и содействовала его первоначальному правильному повторению

Пример: "Коррекционно-восстановительная работа при сенсорной афазии"

Работа на стадии с тяжелой степенью выраженности
Первостепенной задачей на данной стадии является установление контакта с больным, преодоление нарушенного фонематического слуха. В самом начале коррекционной работы в особо грубых случаях сенсорной афазии применяются неречевые формы работы с целью установления контакта, организации деятельности больного, концентрации процесса внимания. Больному предлагают для срисовывания и списывания очень простые, схематичные рисунки и подписи к ним (рис.1). В этих же целях используют складывание разрезных картинок, лепку, конструирование фигур из элементов, неречевые игры и т.д. Инструкции к действию даются с помощью мимики и жестов.


Рис. 1. Срисуйте предметы в соответствующий квадратик (300 развивающих упражнений. 5-6 лет. – М.: 2006).


Рис. 2. Покажите где нарисованы: юла-мишка, оса – кукла, ваза – мальчик


Затем происходит подготовка к восстановлению письменной речи. Этапы:
1. Складывание слогов и слов из букв разрезной азбуки (оперируя изолированными буквами больной наглядно ощущает значение звуковой последовательности, звуковой структуры слова).
2. Составление слов из отдельных слогов.
3. Заполнение пропущенных букв в словах и т. д.(рис.3).

Рис. 3. Вставьте пропущенную букву


4. Раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам.
5. Письмо слов, слогов и букв по памяти.

Восстановительные занятия не прекращать до полного речевого выздоровления. Родственникам необходимо знать о сущности речевой патологии, определить тактику восстановления речи в домашних условиях, обучать простым логопедическим приемам, купить пособия для занятий в книжном магазине. В настоящее время при отсутствии логопедического сопровождения после выписки из стационара, консультирование можно получить с помощью сайта, это очень актуально и востребовано.

Список использованной литературы:

1. (Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. Методические рекомендации. – М.: 2002).
2. (Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск1. – М.: 2004).
3. (Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск1).
4. (Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – Спб.: 2006).
5. (Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982).

КГБУЗ "Городская больница №7" логопед неврологического отделения Федорова С.П.

СОПРОВОЖДАЮЩИЕ АФАЗИЮ НАРУШЕНИЯ

У многих больных наряду с афатическими нарушениями наблюдаются двигательные — в виде парезов и параличей конечности разной степени выраженности.

При восстановлении этих нарушенных функций необходимо принимать во внимание личность больного — уровень его образования, мышление, степень осознания состояния. Больной с афазией воспринимает нормально окружающий его мир. Вместе с тем он может быть депрессивен, скучен, нетерпелив, агрессивен и т.д. Это также вполне нормальные реакции ввиду неожиданных тотальных изменений жизненного состояния.

НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Больной с афазией нуждается в понимании и сочувствии. Его следует воспринимать и уважать как человека, каким он был до болезни или несчастного случая. Ни при каких обстоятельствах нельзя обращаться с ним, как с ребенком или слабоумным. Поэтому:

  • не разговаривайте в присутствии больного о нем, его болезни и нарушениях;
  • предоставьте ему возможность самому начать диалог и отвечать на вопросы;
  • не пытайтесь говорить за него, не договаривайте "трудные" фразы;
  • не захватывайте больного врасплох! Если ему предстоит процедура, например инъекция, то его нужно встретить, поговорить с ним и пояснить жестами, картинкой, объектом, что его ожидает (что с ним хотят сделать);
  • пациенту с афазией необходима помощь при выполнении врачебных предписаний!

Некоторые из них теряют ощущение времени, не знают, как определить время по часам. Их кратковременная память может быть нарушена, и они легко забывают рекомендации. Поэтому контроль за режимом приема лекарств должен стать неустанной заботой медперсонала или родственников. Быстрые устные указания больной не понимает, и поэтому они безуспешны. Подумайте, как для него составить указатель с расписанием заданий. Можно на бумаге нарисовать часы, чтобы стрелки показывали нужное время, и рядом с рисунком положить лекарства, которые в этот час следует принять.

  • Старайтесь всеми путями снизить у больного ощущение одиночества и покинутости. Газеты, телевизор его быстро утомят, не злоупотребляйте этими "развлечениями".

БОЛЬНОЙ С АФАЗИЕЙ НУЖДАЕТСЯ И ТРЕБУЕТ:

  • большого терпения,
  • большой тренировки,
  • большой помощи,
  • целенаправленных действий, дружбы.

К СВЕДЕНИЮ РЕАБИЛИТОЛОГОВ И БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ:

В 1978 году создано европейское общество реабилитации больных с афазией. Кроме больных и их родственников, в это общество входят врачи, психологи, другие специалисты в области реабилитологии. Целью его является:

  • проведение современными методами медицинской, профессиональной и социальной реабилитации больных и инвалидов с афазией;
  • информирование больного, инвалида, его родственников и широкой общественности о пациентах с афазией и особенностях их поведения при реабилитации;
  • улучшение социального положения инвалида;
  • помощь в общении, налаживание контактов больных с афазией с их родственниками;
  • вывод пациента с афазией из социальной и психической изоляции.

Мы надеемся, что в семьях, где случилось несчастье и кто-то находится сейчас в состоянии афазии, наши рекомендации прочтут внимательно и возьмут их на вооружение. А для соседей по дому, по даче, для ваших знакомых, которые могут встретить такого больного где угодно — на улице, в магазине, в сквере, предложите для сведения эту памятку:

----------------------
Не путайте нарушенную речь с нарушенным мышлением.

Общайтесь с больным с афазией как с равноправным партнером по диалогу.

Слушать его — означает ждать. Такой больной нуждается в большем времени для своего высказывания.

Будьте зачинщиком разговора, но не помогайте преждевременно словесными подсказками. Чтобы понять его, следует слушать сердцем!

Дайте больному с афазией возможность высказаться! Совместное обдумывание и точное наблюдение за ситуацией поможет в понимании.

Ищите "тему"! Часто больной сам не может выразить смысл разговора.

При непонятных высказываниях не прерывайте больного, даже если смысл сказанного не ясен. Не поправляйте его постоянно.

При упрямстве больного с афазией, его намеренном повторении слов прервите и отвлеките его внимание.

Не сдавайтесь, не отказывайтесь от общения! Ключевая фраза: "Мы поймем друг друга — начинайте еще раз!"

ПРИЧИНЫ АФАЗИИ: перенесенный инсульт, нарушение мозгового кровообращения; последствия нейрохирургической операции.

Авторы: Ираида Крушевская, Тамара Рябцева.
Журнал "Здоровье и успех".

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница №7" логопед неврологического отделения Федорова С.П.

Советы родственникам больного, страдающего афазией.

· Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.

· В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.

· Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.

· Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Больному с афазией важно знать, что его неречевые навыки общения сохраннее, чем речевые.

· Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.

· Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие ученые) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.

Задача родственников заключается не только в том, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь оказывает логопед), но и в том, чтобы поддержать желание пациента к речевому общению.

Вероятность восстановления речи выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи, консультирующимися у профессионала. В тех случаях, когда консультация логопеда по каким – то причинам недоступна, рекомендуется выполнять с больным лишь самые несложные упражнения, способствующие восстановлению речи. В таких случаях целесообразно:

1. Вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:

- конструирование кубиков, складывание предметов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д..

- игра в лото, домино, карты.

- раскладывание серийных картинок, сюжетов.

2. Давать задания, предполагающие понимание речи:

- показ частей тела,

- показ предметов, действий на картинках,

- выполнение простых инструкций.

3. Вовлекать больного в простые диалоги, требующие ответы одним – двумя словами или жестом.

4. Стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как :

- раскладывание подписей под картинками,

- чтение цифр, букв,

- запись под диктовку цифр, букв,

- письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.

Важно также научить больного самостоятельно регулировать объем и скорость поступления информации от окружающих его людей.

Существует несколько типов афазий, и для каждой из них – свои программы логопедической помощи. Среди пациентов, перенесших поражение головного мозга, сопровождающееся нарушением речи, довольно большое место составляют больные с сенсорной (акустико-гностической) афазией.

Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении височной области левого (ведущего по речи) полушария. Отличительной чертой данной афазии является полное или почти полное непонимание обращенной речи, радио, речи других между собой, вторичным нарушением экспрессивной речи, чтения и письма. Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков. Такие больные, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений, и полное непонимание речи окружающих, отсутствие слухового контроля за своей речью приводит к тому, что они не всегда сразу начинают осознавать свою болезнь. Это их возбуждает, они становятся подвижны, многоречивы. Из-за нарушения фонематического слуха вторично страдает его артикуляционное оформление. Вследствие этого возникают литеральные парафазии (замены звуков). Нередко больной первоначально акустически верно повторяет слово, но при попытке повторить его снова, теряет не только звуковые его компоненты, но и утрачивает ритмико-мелодическую основу, которая и содействовала его первоначальному правильному повторению

Пример: "Коррекционно-восстановительная работа при сенсорной афазии"

Работа на стадии с тяжелой степенью выраженности

Первостепенной задачей на данной стадии является установление контакта с больным, преодоление нарушенного фонематического слуха. В самом начале коррекционной работы в особо грубых случаях сенсорной афазии применяются неречевые формы работы с целью установления контакта, организации деятельности больного, концентрации процесса внимания. Больному предлагают для срисовывания и списывания очень простые, схематичные рисунки и подписи к ним (рис.1). В этих же целях используют складывание разрезных картинок, лепку, конструирование фигур из элементов, неречевые игры и т.д. Инструкции к действию даются с помощью мимики и жестов.

Рис. 1. Срисуйте предметы в соответствующий квадратик ( 300 развивающих упражнений. 5-6 лет. – М.: 2006).


Рис. 2. Покажите где нарисованы: юла-мишка, оса – кукла, ваза – мальчик

Затем происходит подготовка к восстановлению письменной речи. Этапы :

1. Складывание слогов и слов из букв разрезной азбуки (оперируя изолированными буквами больной наглядно ощущает значение звуковой последовательности, звуковой структуры слова).

2. Составление слов из отдельных слогов.

3. Заполнение пропущенных букв в словах и т. д.(рис.3).

Рис. 3. Вставьте пропущенную букву


4. Раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам.

5. Письмо слов, слогов и букв по памяти.

Восстановительные занятия не прекращать до полного речевого выздоровления. Родственникам необходимо знать о сущности речевой патологии, определить тактику восстановления речи в домашних условиях, обучать простым логопедическим приемам, купить пособия для занятий в книжном магазине. В настоящее время при отсутствии логопедического сопровождения после выписки из стационара, консультирование можно получить с помощью сайта, это очень актуально и востребовано.

Что дает нам возможность выражать свои мысли и чувства, общаться с окружающими? Речь. Ее значение в нашей жизни переоценить невозможно. И поэтому заболевания, связанные с частичной или полной потерей возможности речевого общения, так тяжелы для людей. Чаще всего это происходит вследствие инсульта. Но также нередки случаи возникновения речевых нарушений на фоне медленно растущей опухоли в головном мозгу, деменции, нейроинфекции или черепно-мозговой травмы. Такое нарушение называется афазией.

В зависимости от причин возникновения, афазия может возникнуть внезапно (как, например, при инсульте или черепно-мозговой травме или развиваться постепенно вследствие дегенеративных процессов в головном мозгу или нейроинфекции). Но чаще всего афазия возникает на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт), который бывает двух видов: ишемический и геморрагический. Ишемический инсульт является следствием тромбоза, когда кровь перестает поступать к одному из отделов мозга. Геморрагический инсульт возникает в результате кровоизлияния в мозг.

Далеко не каждый инсульт дает нарушение речи. Принципиальным фактором является локализация очага поражения. Принято считать, что афазия возникает при поражении левого полушария. В зависимости от места повреждения мозговой ткани выделяют следующие виды афазии:

Сенсорная. Возникают трудности понимания речи окружающих вследствие нарушения способности к распознаванию звукового состава речи. Hарушено произношение слов.

Моторная. При относительно сохранном понимании больной испытывает трудности при переходе от одного звука или слова к другому.

Акустико-мнестическая. Нарушено понимание речи в усложненных условиях в следствии сужения объема слухоречевой памяти. Больной испытывает трудности в подборе нужного слова.

Семантическая. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций, предлогов. Возникают значительные трудности в счетных операциях.

Динамическая, при которой страдает активная связная речь как результат нарушения планирования речевого высказывания.

При всех видах афазии также страдает письмо и счет. В зависимости от вида нарушения они имеют свои особенности и пути восстановления.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации - например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После проведения активного комплекса восстановительных мероприятий на раннем этапе реабилитации на передний план выходит социально- психологический аспект проблемы. Вследствие резкого изменения социального статуса, человек оказывается вне привычного круга общения : коллеги, друзья. И речь, и часто сопутствующие афазии двигательные нарушения не дают пациенту возможности чувствовать себя как раньше, в центре событий. Следствием часто является депрессия, нежелание продолжать комплекс процедур отсроченной реабилитации и даже отказ от занятий с логопедом.

Для преодоления проблем, связанных с нарушением предметной деятельности, как правило, прибегают к помощи эрготерапевта. Для преодоления проблем речевого общения используют групповые занятия, помощь психолога. Благодаря этому пациенты даже со значительными речевыми нарушениями могут найти себя в новой и непростой для себя социальной ситуации.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации, например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После пребывания в больнице и на реабилитации, где занятия проходили ежедневно, очень важно продолжать восстановительное обучение. Приемы работы , используемые специалистами, зависят от степени выраженности речевого дефекта. Но при тяжелой форме афазии будут полезны следующие виды деятельности :

  • Совместное пропевание знакомых песен.
  • Проговаривание известных пациенту стихов.
  • Перечисление дней недели, времен года, месяцев, прямой порядковый счет.
  • Договаривание известных пословиц и поговорок.
  • Подкладывание надписей под изображение различных предметов.
  • Актуализация обобщающих понятий, таких как Овощи. Фрукты, Мебель, Посуда, Деревья и т.п.
  • Припоминание имен членов семьи, родственников, друзей.

Благодаря выполнению этих несложных заданий у пациента восстанавливаются пострадавшие и распавшиеся связи в головном мозгу, оживает чувство языка и появляются предпосылки для восстановления речи.

  • Главная
  • О центре
  • Наши специалисты
  • Цены
  • Ваши вопросы
  • Онлайн-занятия
  • Отзывы
  • Коллегам
  • Публикации
  • Логопед взрослым
  • Логопед детям
  • Логопедический массаж
  • БОС
  • Новости
  • Контакты
  • Психолог

Программа по преодолению афферентной моторной афазии.

Пояснительная записка.

Мужчина, 57 лет. к.д.м.н, преподаватель НГУ, острое нарушение мозгового кровообращения. Ведущая рука правая.

Заключение: Афферентная моторная афазия средней степени выраженности. Артикуляторная апраксия. Аграфия средней степени тяжести. Акалькулия легкой степени.

Цель программы: восстановление речи при афферентной моторной афазии.

Задачи:

преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса,

закрепление артикуляционных навыков,

преодоление литеральных парафазий,

стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов,

преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

Содержательный раздел.

В преодолении афферентной моторной афазии опора прежде всего на сохранные функции мозга, а именно -зрительный и аудиальный контроль (т.е. зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала, а также контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляционного уклада).

Весь период восстановления главным будет преодоление нарушений кинетического артикуляционного праксиса, а это поможет и обеспечит преодоление аграфии, алексии, нарушения понимания речи, затем поможет восстановлению развёрнутого устного и письменного высказывания.

Направления работы:

· Артикуляция-преодоление оральной апраксии,

т.е. отрабатываются и закрепляются артикуляционные навыки (вызывание звуков доступных-губных и переднеязычных, главное не из одной артикуляционной группы, гласные -контрастных фонемы А и У и вводятся сразу в слова и фразы для обиходной речи)

· Преодоление литеральной парафазий. Использование пиктограмм Визель.

Стимулирование экспрессивной речи (преодоление дефектов звуко-буквенный анализ состава слова и литеральных параграфий при записи слов (восстановление письменной речи).

· Преодоление аграмматизма : экспрессивного и импрессивного (правильное использование предлогов. Передающих пространственное отношение предметов).По мере восстановления ситуативной диалогической речи - переход к восстановлению монологической и свободной диалогической речи.

3. Тематическое планирование коррекционной работы.

Стадия обучения Основная задача Используемые методы
1 стадия обучения Восстановление способности артикулировать звуки, слова, включая их в доступную для больного деятельность с опорой на сохранный речевой ритм, мелодию, интонацию. Растормаживание речи с опорой на значение и смысл слова. Использование интонации, мелодики, ритма. Интонационно-мелодический метод: фразу произносят человеку, он должен найти соответствующую интонации картинку. Затем производится работа над интонацией и связями с соответствующими предложениями. Метод самостоятельного интонирования: заданных в письменной форме предложений или на основе картинок с эмоциональным сюжетом. Метод озвученного чтения (эмоциональные методы): читаем насыщенный событиями и эмоциями рассказ, текст, подкрепляем эмоциональной картинкой, начинает появляться ах- и ай) Ритмичное проговаривание с одновременным отстукиванием. + диалог на эмоционально значимые темы, актуализация прошлых воспоминаний, вопросы о профессии, именах близких. Невербальные методы: оживление образно предметной сферы (опосредованно воздействуем на речь) Метод классов и предметов: даётся признак классификации. Метод рисования по инструкции:рисуют конкретные слова по заданному признаку (усложняя: стол…мебель….) затем опять классификация этих предметов по признакам. Четвёртый лишний: из лежащих картинок больной выбирает предмет (невербальный вариант) Составление целого из частей: из картона. Все эти методы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений, на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает + домино, шашки, шахматы, лото… Вербальные методы:для растормаживания произвольной речи. Метод проговаривания автоматизированных рядов: речевые стереотипы, от простого к сложному. Начиная с сопряжённого проговаривания, затем сопряжено-отражённого, затем самостоятельное проговаривание. Чтение стихотворений:способствует мнестической и ритмико-милодической основе актуализации упроченной речи. Метод диалога: используется так же рядовая и автоматизированная речь (введение в контекст- о чём будет идти диалог, а затем вопросы привычные с односложным ответом). Цифровой метод: отвлечение от самой речи, артикуляции и переключение внимания на операции с числами (так же как и в рисовании, игре, конструировании). Составление чисел из цифр и произведение арифметических действий– активизация непроизвольной речи.
2 стадия обучения: Восстановление умения произносить отдельные слова, отвлечение внимания от артикуляции. Смыслослуховой метод: обогащение смысловых связей (так как нарушена многозначность слова) и произнесение слова целиком. Переключение внимания больного с артикуляционной стороны речи на слуховую (звуковую) и семантическую. Если затормозить двигательный компонент речи, то слуховой становится сильнее. (Лимон: много предложений эмоциональных и действенных с этим словом, и педагог эмоционально читает их – в конце произносит слово лимон!) Классификация предметов: разложить по определённым свойствам предметы: сладкие и кислые, жёлтые и красные, круглые и квадратные. Этот метод идёт в связке с рисованием, самостоятельное или дорисовка предмета до целого + игра в предметное лото.
3 стадия обучения Восстановление и увеличение объёма активного словаря. Смыслослуховой метод: здесь мы не произносим слово и не даём предложений, а говорим его признаки – перед больным выкладываем картинки, на одной из них отрабатываемое слово. Закрепление идёт методом беседы, включение слов в другие контексты, связи, с зарисовыванием.
4 стадия обучения Восстановление точного произнесения звуков. Произнесение отдельного слога: выделение ритмической структуры слова, чтение близких по артикуляции слов. Подключение письма и чтения, как методов обучения устной речи. (с опорой на буквы разрезной азбуки) – услышать, записать, прочитать, самостоятельно произнести без всех этих предварительных операций и составить предложения. (от простого к сложному с папы и мамы) Итог: пациент может правильно говорить.
5 стадия обучения Восстановление артикуляции отдельного звука и фразовой речи (избавление от аграмматизмов и закрепление способов высказывания). Пропуски окончаний: предлагают 2 варианта человек выбирает Метод повторения фраз: на основе отработки содержания сюжетной картинки, повтор-запись-чтение-составление фраз с заданным словом+снятие аграмматизма, восстановление порядка слов, расширение словаря. Метод составления фраз по заданным словам: сначала на основе картинки, затем записать и сам пересказать картинку. Метод диалога: стимулирования речевой активности больного. Вначале вводят в контекст, подготавливают лексический и карточный материал, Переключение с одной темы на другую, просим внимательно вслушиваться больного и подключение новых участников.
Показателемвыполнения задач является восстановление коммуникации!

Приложение.

Программа по преодолению афферентной моторной афазии.

Пояснительная записка.

Мужчина, 57 лет. к.д.м.н, преподаватель НГУ, острое нарушение мозгового кровообращения. Ведущая рука правая.

Заключение: Афферентная моторная афазия средней степени выраженности. Артикуляторная апраксия. Аграфия средней степени тяжести. Акалькулия легкой степени.

Цель программы: восстановление речи при афферентной моторной афазии.

Задачи:

преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса,

закрепление артикуляционных навыков,

преодоление литеральных парафазий,

стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов,

преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

Содержательный раздел.

В преодолении афферентной моторной афазии опора прежде всего на сохранные функции мозга, а именно -зрительный и аудиальный контроль (т.е. зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала, а также контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляционного уклада).

Весь период восстановления главным будет преодоление нарушений кинетического артикуляционного праксиса, а это поможет и обеспечит преодоление аграфии, алексии, нарушения понимания речи, затем поможет восстановлению развёрнутого устного и письменного высказывания.

Направления работы:

· Артикуляция-преодоление оральной апраксии,

т.е. отрабатываются и закрепляются артикуляционные навыки (вызывание звуков доступных-губных и переднеязычных, главное не из одной артикуляционной группы, гласные -контрастных фонемы А и У и вводятся сразу в слова и фразы для обиходной речи)

· Преодоление литеральной парафазий. Использование пиктограмм Визель.

Стимулирование экспрессивной речи (преодоление дефектов звуко-буквенный анализ состава слова и литеральных параграфий при записи слов (восстановление письменной речи).

· Преодоление аграмматизма : экспрессивного и импрессивного (правильное использование предлогов. Передающих пространственное отношение предметов).По мере восстановления ситуативной диалогической речи - переход к восстановлению монологической и свободной диалогической речи.

3. Тематическое планирование коррекционной работы.

Стадия обучения Основная задача Используемые методы
1 стадия обучения Восстановление способности артикулировать звуки, слова, включая их в доступную для больного деятельность с опорой на сохранный речевой ритм, мелодию, интонацию. Растормаживание речи с опорой на значение и смысл слова. Использование интонации, мелодики, ритма. Интонационно-мелодический метод: фразу произносят человеку, он должен найти соответствующую интонации картинку. Затем производится работа над интонацией и связями с соответствующими предложениями. Метод самостоятельного интонирования: заданных в письменной форме предложений или на основе картинок с эмоциональным сюжетом. Метод озвученного чтения (эмоциональные методы): читаем насыщенный событиями и эмоциями рассказ, текст, подкрепляем эмоциональной картинкой, начинает появляться ах- и ай) Ритмичное проговаривание с одновременным отстукиванием. + диалог на эмоционально значимые темы, актуализация прошлых воспоминаний, вопросы о профессии, именах близких. Невербальные методы: оживление образно предметной сферы (опосредованно воздействуем на речь) Метод классов и предметов: даётся признак классификации. Метод рисования по инструкции:рисуют конкретные слова по заданному признаку (усложняя: стол…мебель….) затем опять классификация этих предметов по признакам. Четвёртый лишний: из лежащих картинок больной выбирает предмет (невербальный вариант) Составление целого из частей: из картона. Все эти методы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений, на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает + домино, шашки, шахматы, лото… Вербальные методы:для растормаживания произвольной речи. Метод проговаривания автоматизированных рядов: речевые стереотипы, от простого к сложному. Начиная с сопряжённого проговаривания, затем сопряжено-отражённого, затем самостоятельное проговаривание. Чтение стихотворений:способствует мнестической и ритмико-милодической основе актуализации упроченной речи. Метод диалога: используется так же рядовая и автоматизированная речь (введение в контекст- о чём будет идти диалог, а затем вопросы привычные с односложным ответом). Цифровой метод: отвлечение от самой речи, артикуляции и переключение внимания на операции с числами (так же как и в рисовании, игре, конструировании). Составление чисел из цифр и произведение арифметических действий– активизация непроизвольной речи.
2 стадия обучения: Восстановление умения произносить отдельные слова, отвлечение внимания от артикуляции. Смыслослуховой метод: обогащение смысловых связей (так как нарушена многозначность слова) и произнесение слова целиком. Переключение внимания больного с артикуляционной стороны речи на слуховую (звуковую) и семантическую. Если затормозить двигательный компонент речи, то слуховой становится сильнее. (Лимон: много предложений эмоциональных и действенных с этим словом, и педагог эмоционально читает их – в конце произносит слово лимон!) Классификация предметов: разложить по определённым свойствам предметы: сладкие и кислые, жёлтые и красные, круглые и квадратные. Этот метод идёт в связке с рисованием, самостоятельное или дорисовка предмета до целого + игра в предметное лото.
3 стадия обучения Восстановление и увеличение объёма активного словаря. Смыслослуховой метод: здесь мы не произносим слово и не даём предложений, а говорим его признаки – перед больным выкладываем картинки, на одной из них отрабатываемое слово. Закрепление идёт методом беседы, включение слов в другие контексты, связи, с зарисовыванием.
4 стадия обучения Восстановление точного произнесения звуков. Произнесение отдельного слога: выделение ритмической структуры слова, чтение близких по артикуляции слов. Подключение письма и чтения, как методов обучения устной речи. (с опорой на буквы разрезной азбуки) – услышать, записать, прочитать, самостоятельно произнести без всех этих предварительных операций и составить предложения. (от простого к сложному с папы и мамы) Итог: пациент может правильно говорить.
5 стадия обучения Восстановление артикуляции отдельного звука и фразовой речи (избавление от аграмматизмов и закрепление способов высказывания). Пропуски окончаний: предлагают 2 варианта человек выбирает Метод повторения фраз: на основе отработки содержания сюжетной картинки, повтор-запись-чтение-составление фраз с заданным словом+снятие аграмматизма, восстановление порядка слов, расширение словаря. Метод составления фраз по заданным словам: сначала на основе картинки, затем записать и сам пересказать картинку. Метод диалога: стимулирования речевой активности больного. Вначале вводят в контекст, подготавливают лексический и карточный материал, Переключение с одной темы на другую, просим внимательно вслушиваться больного и подключение новых участников.
Показателемвыполнения задач является восстановление коммуникации!

Как родственники могут помочь больному афазией.

Большое значение имеет чтение вслух, письмо, рисование и другие занятия, стимулирующие речевые функции. Эффективность восстановления речевых функций во многом определяется мотивацией больного и его активным участием в реабилитационном процессе, поэтому так важны для него положительные отзывы близких людей относительно его успехов.

Необходимо работать над пониманием речи, чтением, письмом и над восстановлением свободного высказывания и смысловой структуры речи. Желателен постоянный контакт логопеда с семьей больного, чтобы члены семьи, следуя рекомендациям логопеда, могли помогать больному в выполнении домашних заданий и в освоении некоторых видов речевой деятельности.

Несмотря на выраженные речевые нарушения, больной должен иметь возможность общаться с окружающими. Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем лекарства. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей, погоду и политику, слушайте радио, смотрите телевизионные передачи, делитесь своими впечатлениями. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи.

Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.

Логопедическая работа при нарушениях функций речи после инсульта — длительный и трудоемкий процесс, и только при полном доверии и тесном сотрудничестве логопеда, пациента и его родственников лечение будет эффективным.

Если больному не удается завершить начатую фразу, предложите варианты, дав возможность выбрать самый подходящий. Если он не может найти нужное слово, задайте наводящий вопрос или попробуйте подсказать это слово, опираясь на контекст.

Иногда достаточно просто выслушать человека, даже не до конца понимая смысла его слов. Просто терпеливо выслушайте, дав ему выговориться и показав, что вам небезразличны его слова.

Говорите простыми предложениями. Придерживайтесь правила: излагайте какую-либо одну мысль и описывайте какое-либо одно действие.

Даже если больной перестал реагировать на ваши фразы и понимать их, не стоит говорить в его присутствии о нем в третьем лице.

Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.

В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.

Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие ученые) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.

Задача родственников заключается в том, чтобы поддержать желание близкого им человека к речевому общению, ведь он в нём так нуждается!

Приложение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.