Схема одного из известнейших исследований в физиологии нервной системы

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Задания по биологии

На рисунке дана схема одного из известнейших исследований в физиологии нервной системы. На этой схеме изображено применение научного метода:


1 измерений 2 эксперимента 3 моделирования 4 прогнозирования

Клеточных органелл не имеет

Продукты жизнедеятельности грибов человек использует для

Плод малины — это

1 ягода 2 многокостянка 3 костянка 4 многоорешек

У мхов, в отличие от папоротников

1 оплодотворение требует присутствия воды 2 нет спорангиев со спорами 3 есть половые клетки 4 нет корней

Выделение углекислого газа и поглощение кислорода у дождевого червя происходит

1 через всю поверхность тела 2 через специальные трубочки, расположенные в каждом сегменте 3 через ротовое отверстие 4 через трахеи

Определите по рисунку, кому принадлежит череп

1 саблезубому тигру (отряд хищные) 2 землеройке (отряд насекомоядные) 3 ондатре (отряд грызуны) 4 кабану (отряд парнокопытные)

Человек, в отличие от шимпанзе,

1 может использовать орудия 2 способен к обучению 3 не имеет инстинктов 4 имеет очень длительный период детства и позднее половое созревание

Орган — обособленная часть организма, состоящая из нескольких тканей и выполняющая определенные функции. В соответствии с этим определением, органом НЕ является

1 щупальце гидры 2 палец человека 3 капилляр 4 лепесток вишни

В стенке желудка можно обнаружить тела нервных клеток, которые относятся к

1 симпатическому отделу нервной системы 2 парасимпатическому отделу нервной системы 3 соматическому отделу нервной системы 4 чувствительным нейронам спинного мозга

Сколько костей у человека входит в состав пясти?

1 1 2 2 3 4 4 5

Больным дифтеритом вводят в кровь лечебную сыворотку. Ее действующее начало — это

1 клетки-фагоциты 2 антитела 3 антибиотики 4 клетки-лимфоциты

На рисунке изображено сердце человека. Какой цифрой на нем изображен главный водитель ритма?

1 1 2 2 3 5 4 8

Какую функцию выполняют реснички в воздухоносных путях человека?

1 образуют фильтр, при прохождении через который воздух очищается от пыли 2 загоняют воздух в альвеолы 3 выгоняют в глотку слизь с налипшими бактериями и пылью 4 увеличивают площадь поверхности бронхов, способствуя согреванию воздуха

После приема сладкой пищи концентрация инсулина в крови здорового человека

1 повысится 2 понизится 3 не изменится 4 окажется нулевой

Фоторецепторы в глазу у человека расположены в его части, обозначенной на рисунке цифрой

1 1 2 2 3 3 4 4

Человек с разрушенным участком коры в височной доле левого полушария может испытывать трудности в

1 произнесении звуков 2 восприятии сладкого вкуса 3 различении цветов 4 ощущении прикосновений

Нарушение сумеречного зрения и сухость роговицы глаз может быть признаком недостатка витамина

1 A 2 B 12 3 C 4 D

При подозрении на перелом голени нужно в первую очередь

1 попытаться совместить концы костей 2 наложить давящую повязку 3 дать больному обезболивающее и обездвижить конечность 4 смазать предполагаемое место перелома мазью Вишневского

Молочнокислые бактерии в кишечнике человека — это

1 паразиты 2 комменсалы (нахлебники) 3 симбионты 4 случайные временные сожители

Ближайший родственник амфибий из перечисленных животных — это

1 илистый прыгун 2 дельфин 3 кистеперая рыба латимерия 4 электрический скат

Скорость роста (абсолютная скорость роста численности) популяции — это прирост числа особей за единицу времени. На графике показана зависимость скорости роста численности популяции от времени.


Из графика следует, что

1 чем выше численность популяции, тем выше скорость ее роста 2 чем ниже численность популяции, тем выше скорость ее роста 3 скорость роста численности популяции постоянна 4 скорость роста численности популяции наибольшая при численности 400-600 особей

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, существует определенная связь.

Какое слово следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1 лизосома 2 ядро 3 вакуоль 4 эндоплазматическая сеть

Верны ли следующие утверждения об экологических пирамидах?
А. Биомасса производителей (продуцентов) в экосистеме всегда ниже, чем биомасса потребителей (консументов).
Б. Численность производителей (продуцентов) в экосистеме всегда выше численности потребителей (консументов).

1 верно только А 2 верно только Б 3 верны оба суждения 4 оба суждения неверны

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

экосистемам свойственен относительно замкнутый круговорот веществ

экосистемам свойственен относительно замкнутый круговорот энергии

одна экосистема может постепенно превратиться в другую

главные производители (продуценты) в наземных экосистемах — это бактерии

некоторые экосистемы могут существовать десятки тысяч лет, а некоторые — меньше года

все экосистемы зависят от солнечного света. Поэтому они могут существовать только на поверхности Земли

Вы пропустили вопрос.

Установите соответствие между признаком и группой организмов. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А) центральная нервная система — брюшная нервная цепочка
Б) сердце на спинной стороне тела
В) по спинному сосуду кровь движется вперед
Г) челюсти — видоизмененные конечности
Д) есть хвост
Е) имеется хорда

1) позвоночные
2) насекомые

Правильно: А: 2; Б: 2; В: 2; Г: 2; Д: 1; Е: 1

Расположите в правильном порядке стадии развития папоротника, начиная с зиготы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

растение с корнями и листьями

заросток с архегониями и антеридиями

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ДНК - это (А), который синтезируется из отдельных мономеров - (Б). При этом каждая цепь ДНК служит матрицей, к которой присоединяются нуклеотиды новой цепи по принципу (В). Иногда при удвоении возникают наследуемые изменения в строении ДНК - (Г).



Если речь идет об одном из известнейших исследований в физиологии нервной системы, то, скорее всего - это схема известного опыта И. П. Павлова.

В основе этого опыта лежит применения научного метода ЭКСПЕРИМЕНТА.

Подробно читайте по ссылке

и где же сама схема ?

Другие вопросы из категории

белой.Гетерозиготная разеточная белая самка скрещена с гетерозиготным розеточным белым самцом.Опредилите формулу расщепления потомства по генотипу в F1 и F2.

Читайте также

1. В результате изменения направления океанских течений на одном из островов незначительно выросла среднегодовая температура. После этого на нем вымерло множество видов растений и животных. К удивлению исследователей среди вымерших животных были те, которые спокойно переносили высокие температуры. Что могло послужить причиной их вымирания?
2. Может ли цвет и окраска яиц птиц иметь какое-либо адаптивное значение?
3. Клетки взаимодействую друг с другом, выделяя в среду различные вещества. Одни вещества представляют собой сложные молекуды, в то время как другие представляют собой очень простые, иногда даже неорганические соединения. Какие приемущества и недостатки имеет тот и другой способ межклеточной коммуникации?

1) 1 3) 3
2) 2 4) 4


А 12. На рисунке изображены эритроциты. Какой организм содержит в крови такие форменные элементы?
1) человек
2) мышь
3) лошадь
4) лягушка.


А 13. Какое из утверждений правильно описывает движение по большому кругу кровообращения?
1) начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии
2) начинается в левом желудочке и заканчивается в левом предсердии
3) начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии
4) начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии.
А 14. Дыхательные движения у человека происходят за счет
1) изменения скорости движения крови по сосудам малого круга кровообращения
2) сокращения гладких мышц
3) волнообразных движений ресничного эпителия дыхательных путей
4) изменения объема полости грудной клетки.
А 15. Какой орган на рисунке обозначен буквой А?
1) кровеносный сосуд
2) мочевой пузырь
3) почечная лоханка
4) мочеточник.

плазматической мембраны?
2.Какие способы поступления веществ через плазматическую мембрану вам известны? Приведите примеры веществ, поступающих в клетку тем или иным способом.
3. Какие два вида эндоцитоза вам известны? Назовите известные вам специализированные клетки и одноклеточные организмы, способные к эндоцитозу.
4. В извитых канальцах почки при образовании вторичной мочи происходит обратное всасывание глюкозы и ионов натрия в кровь. Какой вид транспорта веществ имеет место в этом процессе? Ответ поясните.
5. Цианистый водород и угарный газ — яды, легко проникающие через плазматическую мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособлений, препятствующих поступлению этих веществ внутрь клетки?

. .
Изображение тканей на рисунках | Название ткани | Отличительные признаки тканей:

(на рисунке изображены: бактерии, амёба, инфузория туфелька, эвглена зеленая)

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

1.1. История анатомии ЦНС
1.2. Методы исследования в анатомии
1.3. Анатомическая терминология

Анатомия человека — наука, изучающая строение человеческого организма и закономерности развития этого строения.
Современная анатомия, являясь частью морфологии, не только исследует строение, но и старается объяснить принципы и закономерности формирования определенных структур. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека. Знание анатомии ЦНС необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии.

1.1. История анатомии ЦНС
Уже в первобытные времена существовало знание о расположении жизненно важных органов человека и животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. В Древнем мире, особенно в Египте, в связи с мумификацией трупов, были описаны некоторые органы, но их функции представлялись не всегда правильно.

Анатомы эпохи Возрождения добились разрешения на проведение вскрытий. Благодаря этому были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, а основоположником анатомии как самостоятельной науки— Андрей Везалий (1514-1564). Андрей Везалий изучал медицину в Сорбоннском университете и очень скоро осознал недостаточность существовавших тогда анатомических знаний для практической деятельности врача. Положение осложнялось запретом церкви на вскрытие трупов - единственный источник изучения человеческого тела в то время. Везалий, несмотря на реальную опасность со стороны инквизиции, систематически изучал строение человека и создал первый действительно научный атлас человеческого тела. Для этого ему приходилось тайком выкапывать свежезахоронеиные трупы казненных преступников и на них проводить свои исследования. При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена, чем заложил аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. В своих трудах Везалий уделил основное внимание планомерному описанию всех органов человека, в результате чего ему удалось открыть и описать много новых анатомических фактов (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Рисунок вскрытого мозга из атласа Андрея Везалия (1543 г.):

За свою деятельность Андрей Везалий подвергся преследованию со стороны церкви, был отправлен на покаяние в Палестину, попал в кораблекрушение и умер на острове Занте в 1564 г.

После работ А. Везалия анатомия стала развиваться более быстрыми темпами, кроме того, церковь уже не так жестко преследовала вскрытие трупов врачами и анатомами. В результате изучение анатомии стало неотъемлемой частью подготовки врачей во всех университетах Европы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа (конец XVII века):

Попытки связать анатомические структуры с психической деятельностью породили в конце XVIII века такую науку, как френология. Ее основатель, австрийский анатом Франц Галь, пытался доказать наличие жестко определенных связей между особенностью строения черепа и психическими особенностями людей. Однако спустя некоторое время объективные исследования показали необоснованность френологических утверждений (рис. 1.3).

Следующие открытия в области анатомии ЦНС были связаны с совершенствованием микроскопической техники. Сначала Август фон Валлер предложил свой метод валлеровской дегенерации, позволяющий прослеживать пути нервных волокон в организме человека, а затем открытие новых способов окрашивания нервных структур Э. Гольджи и С. Рамон-и-Кахалом позволило выяснить, что помимо нейронов в нервной системе существует еще огромное количество вспомогательных клеток — нейроглий.

Вспоминая историю анатомических исследований ЦНС, следует отметить, что такой выдающийся психолог, как Зигмунд Фрейд, начинал свою карьеру в медицине именно как невролог — т. е. исследователь анатомии нервной системы.

В России развитие анатомии было тесно связано с концепцией нервизма, провозглашающей преимущественное значение нервной системы в регулировании физиологических функций. В середине XIX века киевский анатом В. Бец (1834-1894) открыл в V слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и выявил различие в клеточном составе разных участков мозговой коры. Тем самым он положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры.

Крупный вклад в анатомию головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857-1927), который расширил учение о локализации функций в коре мозга, углубил рефлекторную теорию и создал анатомо-физиологическую базу для диагностики и понимания проявлений нервных болезней. Кроме того, В. М. Бехтерев открыл ряд мозговых центров и проводников.

В настоящее время фокус анатомических исследований нервной системы из макромира переместился в микромир. Ныне наиболее значительные открытия совершаются в области микроскопии не только отдельных клеток и их органоидов, но и на уровне отдельных биомакромолекул.

1.2. Методы исследования в анатомии
Все анатомические методы можно условно разделить на макроскопические, которые изучают весь организм целиком, системы органов, отдельные органы или их части, и на микроскопические, объектом которых являются ткани и клетки организма человека и клеточные органеллы. В последнем случае анатомические методы смыкаются с методами таких наук, как гистология (наука о тканях) и цитология (наука о клетке) (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Основные группы методов исследования морфологии ЦНС:

В свою очередь, макроскопические и микроскопические исследования состоят из набора различных методических приемов, позволяющих изучать различные аспекты морфологических образований в нервной системе в целом, в отдельных участках нервной ткани или даже в отдельном нейроне. Соответственно, можно выделить набор макроскопических (рис. 1.5) и микроскопических (рис. 1.6) методов исследования морфологии ЦНС

Рис. 1.5. Макроскопические методы исследования нервной системы:

Рис. 1.6. Микроскопические методы исследования нервной системы:

Так как задачей анатомического исследования (с точки зрения психологии) является выявление связей анатомических структур с психическими процессами, то к методам исследования морфологии (структуры) ЦНС можно подключить несколько методов из арсенала физиологии (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Общие методы для физиологии и анатомии ЦНС:


1.3. Анатомическая терминология
Для правильного представления о структурах головного и спинного мозга необходимо знать некоторые элементы анатомической номенклатуры.

Тело человека представлено в трех плоскостях, соответственно горизонтальной, сагиттальной и фронтальной.
Горизонтальная плоскость проходит, как следует из ее названия, параллельно горизонту, сагиттальная делит тело человека на две симметричные половины (правую и левую), фронтальная плоскость разделяет тело на переднюю и заднюю части.

В горизонтальной плоскости выделяют две оси. Если объект находится ближе к спине, то о нем говорят, что он расположен дорсально, если ближе к животу — вентрально. Если объект расположен ближе к средней линии, к плоскости симметрии человека, то о нем говорят как о расположенном медиально, если дальше — то латерально.

Во фронтальной плоскости также выделяют две оси: медио-латеральную и ростро-каудальную. Если объект расположен ближе к нижней части тела (у животных — к задней, или хвостовой), то о нем говорят как о каудальном, а если к верхней (ближе к голове) — то он расположен рострально.

В сагиттальной плоскости человека также выделяют две оси; ростро-каудальную и дорсо-вентральную. Таким образом, взаиморасположение любых анатомических объектов можно охарактеризовать их взаиморасположением в трех плоскостях и осях.

Второе высшее образование "психология" в формате MBA
предмет: Анатомия и эволюция нервной системы человека.
Методичка "Анатомия центральной нервной системы"













  • Физиология
  • История физиологии
  • Методы физиологии

Методы исследования центральной нервной системы

Частная физиология центральной нервной системы — раздел физиологии, изучающий функции структур головного и спинного мозга, а также механизмы их осуществления.

К методам исследования функций центральной нервной системы относятся нижеперечисленные.


Электроэнцефалография — метод регистрации биопотенциалов, генерируемых нейронами головного мозга, при отведении их от поверхности кожи головы. Величина таких биопотенциалов составляет 1-300 мкВ. Они отводятся с помощью электродов, накладываемых на поверхность кожи головы в стандартных точках, над всеми долями мозга и некоторыми их областями. Биопотенциалы подаются на вход прибора электроэнцефалографа, который их усиливает и регистрирует в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ) — графической кривой непрерывных изменений (волн) биопотенциалов мозга. Частота и амплитуда электроэнцефалографических волн отражают уровень активности нервных центров. С учетом величин амплитуды и частоты волн выделяют четыре основных ритма ЭЭГ (рис. 1).

Альфа-ритм имеет частоту 8-13 Гц и амплитуду 30- 70 мкВ. Это относительно регулярный, синхронизированный ритм, регистрируемый у человека, находящегося в состоянии бодрствования и покоя. Он выявляется приблизительно у 90% людей, находящихся в спокойной обстановке, при максимальном расслаблении мышц, с закрытыми глазами или в темноте. Альфа-ритм наиболее выражен в затылочных и теменных долях мозга.

Бета-ритм характеризуется нерегулярными волнами с частотой 14-35 Гц и амплитудой 15-20 мкВ. Этот ритм регистрируется у бодрствующего человека в лобных и теменных областях коры, при открытии глаз, действии звука, света, обращении к испытуемому, выполнении им физических действий. Он свидетельствует о переходе нервных процессов к более активному, деятельному состоянию и повышению функциональной активности мозга. Смену альфа-ритма или других электроэнцефалографических ритмов мозга на бета-ритм называют реакцией десинхронизации, или активации.


Рис. 1. Схема основных ритмов биопотенциалов головного мозга (ЭЭГ) человека: а — ритмы, регистрируемые с поверхности кожи головы в покос; 6 — действие света вызывает реакцию десинхронизации (смену α-ритма на β-ритм)

Тета-ритм имеет частоту 4-7 Гц и амплитуду до 150 мкВ. Он проявляется при поздних стадиях засыпания человека и развитии наркоза.

Дельта-ритм характеризуется частотой 0,5-3,5 Гц и большой (до 300 мкВ) амплитудой воли. Он регистрируется над всей поверхностью мозга во время глубокого сна или наркоза.

Основную роль в происхождении ЭЭГ отводят постсинаптическим потенциалам нейронов коры мозга. Считается, что на характер ЭЭГ-ритмов оказывает наибольшее влияние ритмическая активность пейсмекерных нейронов таламуса и ретикулярной формации ствола мозга. При этом таламус индуцирует в коре высокочастотные, а ретикулярная формация ствола мозга — низкочастотные ритмы (тета и дельта).

Метод ЭЭГ широко используется для регистрации нейронной активности в состояниях сна и бодрствования; для выявления очагов повышенной активности в мозге, например при эпилепсии; для исследования влияния лекарственных и наркотических веществ и решения других задач.

Метод вызванных потенциалов позволяет регистрировать изменение электрических потенциалов коры и других структур мозга, вызываемых стимуляцией различных рецепторных полей или проводящих путей, связанных с этими структурами мозга. Возникающие в ответ на одномоментное раздражение биопотенциалы коры носят волнообразный характер, длятся до 300 мс. Для выделения вызванных потенциалов из спонтанных электроэнцефалогических волн применяют сложную компьютерную обработку ЭЭГ. Эта методика используется в эксперименте и в клинике для определения функционального состояния рецепторной, проводниковой и центральной частей сенсорных систем.

Микроэлектродный метод позволяет с помощью тончайших электродов, вводимых в клетку или подводимых к нейронам, расположенным в определенной области мозга, регистрировать клеточную или внеклеточную электрическую активность нейронов, нервных центров, а также оказывать на них воздействие электрическими токами.

Стереотаксический метод позволяет вводить в заданные структуры мозга зонды, электроды с лечебной и диагностической целью. Их введение осуществляется с учетом трехмерных пространственных координат расположения интересующей структуры мозга, которые описаны в стереотаксических атласах. В атласах указывается под каким углом и на какую глубину относительно характерных анатомических точек черепа должны вводиться электрод или зонд для достижения интересующей структуры мозга. При этом голова больного фиксируется в специальном держателе.

Метод раздражения. Раздражение различных структур мозга чаще всего проводится с помощью слабого электрического тока. Такое раздражение легко дозируется, не вызывает повреждений нервных клеток и может наноситься многократно. В качестве раздражителей используются также различные биологически активные вещества.

Методы перерезок, экстирпации (удаления) и функциональной блокады нервных структур. Удаление структур мозга и их перерезки широко использовались в эксперименте в начальный период накопления знаний о мозге. В настоящее время сведения о физиологической роли различных структур ЦНС пополняются клиническими наблюдениями за изменением состояния функций мозга или других органов у больных, подвергшихся удалению или разрушению отдельных структур нервной системы (при опухолях, кровоизлияниях, травмах).

При функциональной блокаде производят временное выключение функций нервных структур путем введения веществ тормозного действия, воздействий специальных электрических токов, охлаждения.

Реоэнцефалография. Представляет собой методику исследования пульсовых изменений кровенаполнения мозговых сосудов. Она основана на измерении сопротивления нервной ткани электрическому току, которое зависит от степени их кровенаполнения.

Эхоэнцефалография. Позволяет определять локализацию и размеры уплотнений и полостей в мозге и костях черепной коробки. Эта методика основывается на регистрации ультразвуковых волн, отраженных от тканей головы.

Методы компьютерной томографии (визуализации). Основаны на регистрации сигналов от проникших в ткани мозга короткоживущих изотопов с помощью магниторезонансной, позитронно-эмиссионной томографии и регистрации поглощения проходящих через ткани рентгеновских лучей. Обеспечивают получение четкого послойного и трехмерного изображения структур мозга.

Методы исследования условных рефлексов и поведенческих реакций. Позволяют изучать интегративные функции высших отделов мозга. Эти методы подробнее рассмотрены в разделе интегративные функции мозга.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — регистрация электромагнитных волн, возникающих в коре головного мозга при быстром изменении потенциалов корковых полей.

Магнитоэнцефалография (МЭГ) — регистрация магнитных полей в коре головного мозга; преимущество МЭГ над ЭЭГ связано с тем, что МЭГ не испытывает искажений от тканей, покрывающих мозг, не требует индифферентного электрода и отражает только источники активности, параллельные черепу.

Позитивно-эмиссионная томография (ПЭТ) — метод, позволяющий с помощью соответствующих изотопов, введенных в кровь, оценить структуры мозга, а по скорости их перемещения — функциональную активность нервной ткани.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) — основана на том, что различные вещества, обладающие парамагнитными свойствами, способны в магнитном ноле поляризоваться и резонировать с ним.

Термоэнцефалоскопия — измеряет локальный метаболизм и кровоток мозга по его теплопродукции (недостатком его является то, что он требует открытой поверхности мозга, применяется в нейрохирургии).

Л.И. БЕЛЯКОВА, Н.Н. ВОЛОСКОВА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

УДК [376.1-058.264+616.89-004.13 1.3](075.8) ББК 56.12я73-1+74.3я73-1 Б44

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Моргаяева; доктор психологических наук, профессор И.Ю. Левченко

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с. ISBN 978-5-691-01781-0. Агентство CIP РГБ.

В учебном пособии использованы материалы известных руководств по неврологии, нейропсихология, специальной педагогики, а также публикации ведущих специалистов по проблеме дизартрии. Авторская позиция основана на собственных многолетних психологических и клинико-психологических исследованиях и наблюдениях. Пособие соответствует программам для студентов педагогических университетов и институтов по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика и специальная психология, разработанным в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по разделу логопедии - дизартрия.

В книге дан естественно-научный подход в изучении психолого-педагогических проблем речевого нарушения - дизартрии, учтены тенденции современной логопедии, рассматривающие вопросы психолого-педагогической коррекции с позиций общеневрологического изучения двигательной и речевой сферы человека. В связи с этим подробно описываются структура и функции двигательного анализатора, что поможет представить единую картину психоневрологических нарушении при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора.

Пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, логопедам, психологам, врачам, специалистам, интересующимся вопросами речевой патологии и специальной психологин.

УДК[376.1-058.264+616.89-004.434.3К075.8) ББК 56.12я73-1+74.3я73-1

Оглавление

ГЛАВА 1 Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции

1.1.Основные сведения о строении и физиологии нервной системы человека

1.2.Периферический речевой аппарат

1.2.1.Органы дыхания, голоса и система резонаторов

1.3.Психофизиологические механизмы звукопроизношения

1.4.Психофизиологические механизмы просодической стороны речи

1.5.Общие неврологические механизмы параличей

ГЛАВА 2. Дизартрии у взрослых лиц

2.1. Основные клинические формы дизартрии у взрослых лиц

2.1.1.Бульбарная форма дизартрии

2.1.2.Псевдобульбарная форма дизартрии

2.1.3.Мозжечковая форма дизартрии

2.1.4.Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия

2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц. Основные направления реабилитации

ГЛАВА 3. Дизартрии у детей

3.1.Онтогенез психомоторной и речевой деятельности

3.2.Детский церебральный паралич

3.2.1. Классификация детских церебральных параличей

3.3.Дизартрии у детей

3.4.Формы дизартрии у детей

3.4.1.Спастико-паретическая форма дизартрии

3.4.2.Гиперкинетическая форма дизартрии

3.4.3.Атонически-астатическая форма дизартрии

3.5. Степени выраженности дизартрии у детей

3.5.1.Анартрия у детей

3.5.2.Минимальные проявления дизартрии

ГЛАВА 4. Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

4.1. Общие черты психического развития детей с ДЦП

4.2.Особенности психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности

ГЛАВА 5. Методики обследования детей и подростков с дизартрией

5.1. Логопедическое обследование

5.1.1.Изучение анамнестических сведений

5.1.2.Обследование состояния артикуляционного аппарата

5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры

5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи

5.1.5. Обследование просодической стороны речи

5.1.6. Обследование фонематического восприятия

5.1.7. Обследование чтения и письма

5.2. Обследование моторных и сенсорных функций

5.2.1. Исследование динамического праксиса

5.2.2. Исследование пространственного праксиса

5.2.3. Исследование конструктивного праксиса

5.2.4. Исследование праксиса позы руки

5.2.5.Исследование психомоторного профиля

5.2.6.Изучение чувства ритма

5.3. Психологическая диагностика

ГЛАВА 6. Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией

6.1.Принципы реабилитации детей с дизартрией

6.2.Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста

6.2.1. Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук

6.2.2.Развитие дыхательной функции и голоса

6.2.3.Коррекция фонетической стороны речи

6.2.4.Развитие словаря и грамматического строя речи

6.3.Специализированная коррекционная работа с младшими школьниками с дизартрией, обучающимися в общеобразовательной школе

6.4.Специализированная комплексная коррекционная работа с подростками с дизартрией

ГЛАВА 7. Логопедические технологии, используемые в работе

с детьми с дизартрией

7.1.Упражнения для устранения гиперсаливации

7.3.Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа

7.5.Развитие артикуляционной моторики

7.6.Методика развития движений в лучезапястных суставах

7.7.Развитие ручной умелости

7.8.Развитие тонкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием игровых приемов

7.9.Ритмизация общей моторики и тонкой моторики пальцев рук у младших школьников с дизартрией

7.10.Активизация невербальных способов общения

7.12.Сенсорное воспитание детей с дизартрией

7.13.Развитие интонационной выразительности речи

7.15.Развитие звукопроизношения, словаря и грамматического строя речи

ГЛАВА 8. Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков

8.1.Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП

8.2.Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности

8.3.Психологические техники, применяемые в работе

с подростками. Арттерапия

8.3.1.Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии

8.3.2.Специализированные приемы арттерапии

8.4. Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией

ГЛАВА 9. Профилактика дизартрии у детей

9.1.Первичная профилактика. Предупреждение развития дизартрии у детей

10.1.Организация деловых игр

10.2.Схема анализа логопедического занятия

10.3.Задания для самостоятельной работы студентов

Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования.

Учитывая то, что на современном этапе развития логопедия не является узкопедагогической наукой, а представляет собой междисциплинарную область знаний о человеке, в книге даются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.

В отечественной литературе дизартрию в детском возрасте принято рассматривать как остаточные явления детского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.

Принципиально новым в настоящем учебном пособии является то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психомоторные функции развивались в пределах нормы или с некоторой задержкой.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями иннервации мышц периферического речевого аппарата, в пособии представлены материалы его анатомо-физиологических особенностей у детей и взрослых.

В основу данной книги были положены представления о дизартрии, сформировавшиеся как в отечественной, так и зарубежной науке. Значительная часть этих представлений широко признана клиницистами, нейропсихологами и педагогами. В то же время некоторые взгляды на проблему дизартрии остаются дискуссионными в силу сложности проблемы.

Настоящая книга предназначена для студентов дефектологических и психологических факультетов, логопедов, психологов, врачей и всех специалистов, интересующихся проблемами патологии речи и специальной психологии. Она направлена на совершенствование подготовки педагогических кадров, психологической и логопедической помощи лицам с дизартрией. Материал книги соответствует учебным планам и программе для отделения логопедии дефектологических факультетов.

Настоящий учебник отражает современное состояние логопедии во всей ее полноте.

Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических характеристик устной речи.

Дизартрия - обобщенное название группы речевых расстройств, имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия - наиболее часто встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы.

Нейромоторные нарушения являются причиной патологии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых расстройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного механизма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвистические процессы (правильное использование семантики а синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина ют сосуществовать с нарушениями речевых и познавательных процессов.

Нарушение нейромышечного контроля речи может вызывать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики.

С нарушением временной точности и совершенства речевых движений связаны такие характеристики речи как внятность, четкость, а, следовательно, ее разборчивость.

В настоящее время существует 4 основных подхода в изучении дизартрии: клинический (неврологический), лингвистический, нейропсихологический, психолого-педагогический.

С позиции клинического (неврологического) подхода изучаются клинические проявления дизартрии, которые соотносятся с уровнем органического или функционального поражения нервной системы, ее периферических или центральных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают характер изменения мышечного тонуса, движений различных отделов речевого аппарата и т.п. Наличие дизартрии связано с органическим или функциональным поражением мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм до рождения ребенка в процессе внутриутробного развития (пренатально), во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (постнатально).

Пренатальное поражение мозга может быть обусловлено инфицированием матери или плода, токсикозом беременности, патологией плаценты и т.д.

В период родов, отягчающими факторами могут быть затяжные или, напротив, стремительные роды, родовые травмы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового кровообращения или кровоизлияниям в мозг ребенка.

После родов основными факторами, приводящими к органическому поражению мозга, бывают инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек.

У подростков и взрослых органические и функциональные нарушения, вызывающие дизартрию, могут развиваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболеваний.

Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая и корковая.

Лингвистические исследования характеризуют дизартрию в плане изменения фонемных сигнальных признаков речевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семантический и эмоциональный смысл), фонематического восприятия речи и т.д. В психолингвистическом направлении изучаются нарушения акустических характеристиках звукопроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи), а также артикуляционные данные звукопроизносительного процесса (сила, точность, плавность, синхронность, переключаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфические формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в апраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай любого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В свою очередь патологический кинестетический образ артикуляторного действия приводит к особым специфическим способам организации речевых движений (положительной и отрицательной компенсации) и формированию аномальных двигательных стереотипии.

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое нарушение у них обычно связано с патологией раннего этапа развития ЦНС. С позиций психолого-педагогического подхода характеризуется процесс развития речи детей, у которых имеется дизартрия. При этом квалифицируется характер нарушения звукопроизношения и голоса, качественные и количественные характеристики словаря, особенности формирования грамматических структур речи, связного высказывания и письма.

Логопедией разработан значительный по объему комплекс технологий, способствующих компенсации отдельных процессов целостной речевой системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы психолого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией.

ГЛАВА 1 Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции

Основные сведения о строении и физиологии нервной системы человека

Клинические аспекты логопедии являются основными при изучении и оказании педагогической помощи лицам с синдромами нарушений речи, возникающих при поражении того или иного участка мозга. В этих целях необходима качественная оценка признаков речевой патологии в сопоставлении с локализацией повреждения ЦНС. Такой анализ позволяет психолого-педагогическим методам реабилитации быть более оправданными и целенаправленными.

С развитием нейробиологии - науки о строении и функции нервной системы человека - во многом становятся понятными особенности развития организма человека и его речи.

В основе современного представления о структуре и функции центральной нервной системы (ЦНС) лежит нейронная теория, согласно которой мозг представляет собой функциональное объединение отдельных клеточных элементов - нейронов.

Через пирамидный (кортиконуклеарный) путь осуществляется регуляция произвольных движений моторными отделами коры, а значит, непосредственно обеспечивает произвольные движения.

Нейрон - это нервная клетка, обладающая способностью генерировать возбуждение в ответ на раздражение и передавать его другим нейронам или эффекторным органам (мышцам, железам). По функции нейроны разделяются на: афферентные (чувствительные), эфферентные (двигательные), вставочные.

Аксоны афферентных нейронов воспринимают сигналы, возникающие в рецепторных окончаниях органов чувств (мышц в т.ч.), и проводят их в ЦНС.

Аксоны эфферентных нейронов, например, выходят за пределы ЦНС и иннервируют скелетную мускулатуру. Многие эфферентные нейроны передают сигналы к органам и мышцам посредством других нервных клеток и их отростков (например, от пирамидных клеток моторной области коры импульсы поступают к мотонейронам продолговатого и спинного мозга и далее по периферическим нервам к мышцам).

Вставочные нейроны обеспечивают связь между афферентными и эфферентными нейронами.

Нейроны. в т. ч. моторные ядра, или мотонейроны, являясь клеточными элементами ЦНС, обладают особым видом спонтанной электрической активности, имеющей эндогенное происхождение. Эта врожденная ритмическая активность превращает нейрон в генератор возбуждения исмекерный механизм). Уровень эндогенного возбуждения нейрона может повышаться и снижаться в зависимости от афферентных воздействий на нейрон. Таким образом, пейсмекерная активность мотонейронов черепно-мозговых нервов и периферических нервов спинного мозга существенно зависит от влияния со стороны корковых нейронов. Чем меньше сила влияния корковых отделов мозга, тем выше пейсмекерная активность нейронов, находящихся в продолговатом и спинном мозге.

В зрелом состоянии головной и спинной мозг, а также весь аппарат периферических нервов с рецепторными органами (т.е. органами, в которых заканчиваются нервные окончания) представляют целостную систему, которая анатомически и функционально делится на большое число звеньев. ЦНС включает в себя те части нервной системы, которые лежат внутри черепа и позвоночного столба. Нервы, лежащие вне черепа или позвоночника, представляют периферическую нервную систему. ЦНС подразделяется на спинной и головной мозг (рис. 2).


Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 379 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.