Шпаргалки физиологии высшей нервной деятельности

34. Понятие эмоций, их классификация и функции.

Э. – психический процесс, который активно вкючается в функциональное состояние мозга и организацию поведения., особый класс субъективых психологических состояний, которые выражаются в форме переживания процесса или результатов какой-либо деятельности, направленной на удовлетворение потребности., переживания, в которых проявляется отношение к окружающему миру и к самому себе.

Классификации. 1По продолжительности действия э.: длительные э состояния или общий э фон (настроение); кратковременное реагирование, связанное с определённой ситуацией или деятельностью (э R)

3По форме выражения: внешняя форма (слова, мимика, изменение вегетативных показателей); внутренняя (испытываемое чувство)

4Леонтьев положил в основу несколько параметров. А) Аффекты – сильное и кратковременное э состояние, которое сопровождается резко выраженными движениями и висцеральными проявлениями. Особенности: не контролируются сознанием, возникают в результате уже совершённого действия, их трудно сдержать (возможно только на 1 стадии – считать, ходить). Б) Собственно э. Длительные состояния, реакции на события совершившиеся или воспоминаемые. Могут предшествовать деятельности или поведению в отличие от аффектов. Настроение – э самочувствие чела, которое влияет на его поведение, мысли в течение долгого времени. Зависит от состояния здоровья, событий, воспоминаний и т. д. Фрустрация – длительное э состояние, которое возникает при часто повторяющихся конфликтных ситуациях. Может проявляться в депрессии и агрессии. Стресс – напряжённость, неспецифический ответ организма на какие-либо предъявляемые требования. Обычно проявляется у чела, когда ему что-то угрожает. В) Чувства – устойчивые психические состояния, которые не имеют чётко выраженный предметный характер. Особенности: направлены на лицо, объект или процесс, могут изменяться.

5По воздействию на организм. Стенические э – оказывают активирующее воздействие, астенические – подавляющее, расслабляющее.

Функции э. 1Побуждающая. Э побуждают к определённой деятельности и являются основным компонентом мотивационного возбуждения. 2Оценочная (отражательная). Спомощью э определяется полезное воздействие или вредность извне. 3Замещающая. Компенсируют недостаток инфы в данный момент времени. 4Переключательная. Регуляция поведения. (Н-р, чувтсво страха преодолевается чувством долга). 5Коммуникативная. Передача инфы невербальными средствами.

35. Физиологическое выражение э. Компоненты э.

Основные типы физиологических проявлений э:

3Изменяется активность вегетативной НС – частота сердечных сокращений, давление, секреция желез (зависит от индивидуальных особенностей). 2 типа вегетативного проявления э:стетическое реагирование, когда повышаются все показатели и астетическое (наоборот).

5Роль эндокринной системы

36. Теории э. Эмоциогенные структуры мозга.

Существует 2 направления теорий, объясняющих э:

Электрофизиологические теории. Объясняют природу э наличием структур в мозге. Подтвердились экспериментами над животными. Самая первая теория – Дарвин. Э достались челу от животных (как атавизмы и рудименты), т. е. У животных они о чём-то сигнализируют, а у чела никакой роли не играют.

1Периферическая теория э. (Джеймс и Ланге). Круть: э – сумма органических ощущений. Они возникают так: сначала чел плачет, потом появляется грусть. Ситуация, образ ситуации, воздейстующий на двигательные нервы, возникает двигательная реакция и ощущения от неё, которые воспринимаются сенсорными нервами и возникает э.

2Теория Кеннона. Впервые выделил э структуру мозга. Эмоциогенным центром является таламус. Не органические процессы вызввают э, а э и эти процессы порождаются одновременно каким-то источником.

4Теория лимбической системы (Мак Лин). Также выделил эмоциогенные структуры (те же +миндалина, средний мозг; - таламические ядра). Его структуру подтвердили опыты.

Среди теорий, объясняющих э, можно выделить Линдсмейт, в основе лежат функции ретикулярной формации, т. е. Именно она, активизируясь, способствует появлению э.

Психологические теории э. 2 т. з.: э – вторичное состояние, зависят от деятельности; э - превичны и связаны с функциями организма.

1Теория Анохина. Э напряжение возникает, когда полученные результаты деятельности не совпадают с запланированными. Это продукты эволюции, имеют приспособительное значение для организма.

2Информационная теория Симонова. Э возникают при рассогласовании м/д жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения. Если в наличии находится инфа, соотоветствующая прогнозу, то э состояние получает позитивную окраску. При дефиците необходимой инфы возникают отрицательные э. Исходя из потребностей чела, можно выделить 2 типа поведения: а) поведение, направленное на поиск инфы (если успешен, возникает положительная э); б) Отказ от поиска инфы. В этом случае сохраняется отрицательный э фон, может возникнуть стресс.

Эмоциогенные структуры мозга.

1Гипоталамус. В латеральной части находятся центры удовольствия. Раздражение этих центров приводит к стремлению продлить это состояние. Медиальная часть содержит центры неудовольствия, при их раздражении наблюдается реакция избегания.

2Гиппокамп. Связан с памятью, в т. ч. эмоциональной.

3Миндалевидное тело или миндалина. Находится в боковой части среднего мозга – скопление нервных клеток величиной с миндальный орех. Связана с агрессивным поведением, отвечает за реакцию страха.

4Поясная извилина. Выполняет функцию связующего звена, через неё проходят проводниковые пути.

5Ретикулярная формация. Активизирует кору ГМ. Здесь находится голубое пятно, отростки которого выделяют норадреналин, в рез-те чего повышается реакция удовольствия. Также здесь находится чёрная субстанция, отростки которой выделяют дофомин, связанный с получением приятных ощущений.

6Кора ГМ. Лобная доля – связана с высшими человеческими э, которые возникают в процессе деятельности, общения и т. д. При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений. Височная доля – принимает участие в формировании э составляющей речи. При повреждении – бедная, монотонная речь. Ассоциативные зоны коры. Здесь выделена ассоциметрия функций ассоциативных зон, т. е. Различных функций правого и левого полушарий. При поражении правой – эйфория.

32. Мотивация, её свойства. Понятие мотивационного возбуждения.

Можно выделить 2 фазы: 1.Фаза м возбуждения. Состояние, возникающее при дефиците чего-либо в организме. 2. Фаза целенаправленного поведения – запуск и реализация поведения, направленного на удовлетворение доминирующей потребности. 1 фазу изучал Анохин. М имеет специфичность: в зависимости от вида М по-разному проявляется ЭЭГ; М можно устранить, применяя фармакологические препараты. 2 фаза – это фаза функциональной системы поведения. Тоже Анохин. Она реализуется через: афферентный синтез-аппарат принятия решений-программа действия-реализация программы (+корректировка, если надо).

Анохин выделил основные свойства М:

1активация моторной системы – повышается общая двигательная активность, реактивность организма.

2Повышение тонуса симпатической системы (часоты сердечных сокращений, дыхания, давления).

3Рост активации афферентных систем (анализаторы становятся более чувствительны).

4Повышение поисковой активности.

5Актуализация потребности – для удовлетворения потребности извлекается инфа из памяти.

6Изменения в энцефалограмме.

7Возникновение субъективных Э переживаний.

Т. обр., М трактуется с разных т. з., в физиологии как состояние и поведение, целенаправленное на удовлетворение доминирующих потребностей.

М возбуждение - доминирующее состояние, которое возникает при удовлетворении потребности. МВ или доминирующая М имеет свойства доминанты (подчиняет себе деятельность организма, подавляет другие виды деятельности, притягивает к себе более слабое возбуждение). Особенности:

1Инертность. Сохраняется до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.

2Повышение возбудимости определённых структур мозга (гипоталамус, кора ГМ, миндалина, ретикулярная формация).

3Возникает синхронизация активности нейронов в этих структурах.

4На МВ могут оказывать влияние факторы среды.

31. Детерминанты потребностей. Мозговые субстраты, генерирующие потребности.

По Павлову внешней детерминантой является реактивность организма (способность реагировать на изменения окружающей среды). Внутренняя активность. Д потребностей животных и чела: процесс удовлетворения пторебности связан с возникновением изменений во внутренней среде организма. Различия: ж удовлетворяют свои потребности из природных источников, а чел создаёт предметы, удовлетворяющие потребности. Ж не связаны с историческим развитием, зависят от природы-матушки, а у чела пторебности меняются и повышаются в ходе исторического развития. Структурные компоненты – это мозговые отделы. Д биологических потребностей связаны, гл. обр., с активностью нервных центров гипоталамуса. Эти функции изучались путём электрич раздражения, удаления. В вентромедиальных ядрах гипоталамуса находятся центры насыщения и агрессивного поведения (если ядро повреждено, наблюдается агрессивное поведение). Гипоталамус регулирует поведение в цикле бодрствование – сон. Задний отвечает за бодрствование, передний – за сон. Подкорковые ядра (миндалина) участвуют в выделении доминирующей потребности. Кора ГМ участвует в организации целенаправленного поведения, программировании.

Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность больших полушарий головного мозга и ядер ближайшей подкорки, обеспечивающей нормальные сложные взаимоотношения организма с окружающей средой. В отличие от высшей нервной деятельности низшая нервная деятельность осуществляется низлежащими отделами головного и спинного мозга и обеспечивает главным образом соотношение и интеграцию частей организма между собой.

Высшая нервная деятельность (ВНД) осуществляется совокупностью безусловных и условных рефлексов, высших психических функций и обеспечивает индивидуальное приспособление к изменяющимся условиям среды, т. е. обеспечивают адекватное поведение во внешнем мире. Впервые представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М. Сеченовым, который указывал, что все акты сознательной и безсознательной жизни по способу происхождения являются рефлекторными. Это было важнейшее материалистическое положение, которое позволило распространить рефлекторный принцип на психическую деятельность человека.

Идеи И.М. Сеченова в дальнейшем получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П. Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга - метод условных рефлексов, с помощью которого доказал, что ВНД является рефлекторной.

И.П. Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

1 Отличия безусловных рефлексов от условных.

1. Безусловные реакции - это врожденные, наследственно передающиеся реакции, они формируются на основе наследственных факторов и большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. Условные рефлексы - приобретенные реакции в процессе индивидуальной жизни.

2. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. эти рефлексы свойственны всем представителям данного вида. Условные рефлексы - индивидуальные, у одних животных могут вырабатываться одни условные рефлексы, у других - другие.

3. Безусловные рефлексы постоянны, они сохраняются в течение всей жизни организма. Условные рефлексы непостоянны, они могут возникнуть, закрепиться и исчезнуть.

4. Безусловные рефлексы осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). Условные рефлексы являются преимущественно функцией высших отделов ЦНС - коры больших полушарий головного мозга.

5. Безусловные рефлексы всегда осуществляются в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле, т. е. они структурно закреплены. Условные рефлексы могут образовываться на любые раздражители, с любого рецептивного поля.

6. Безусловные рефлексы - это реакции на непосредственные раздражения (пища, находясь в полости рта, вызывает слюноотделение). Условный рефлекс - реакция на свойства (признаки) раздражителя (запах пищи, вид пищи вызывают слюноотделение). Условные реакции всегда носят сигнальный характер. Они сигнализируют о предстоящем действии раздражителя и организм встречает воздействие безусловного раздражителя, когда уже включены все ответные реакции, обеспечивающие уравновешивание организма с факторами, вызывающими данный безусловный рефлекс. Так, например, пища, попадая в ротовую полость, встречает там слюну, выделяющуюся условно-рефлекторно (на вид пищи, ее запах); мышечная работа начинается, когда выработанные на нее условные рефлексы уже вызвали перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения и т.д. В этом проявляется высший приспособительный характер условных рефлексов.

7. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных.

8. Условный рефлекс - это сложная многокомпонентная реакция.

9. Условные рефлексы могут быть выработаны в условиях жизни и в лабораторных условиях.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их «характерной особенностью является цепной характер реакций. Кроме реакций на внешние раздражители, мощными факторами, которые включают безусловно-рефлекторную систему реакций, являются внутренние гормональные и метаболические факторы.

2 Условный рефлекс - это многокомпонентная приспособительная реакция, имеющая сигнальный характер, осуществляемая высшими отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и сигнализируемой реакцией.

УСЛОВИЯ (ПРАВИЛА) ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.

1. Для выработки условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей. Один из них безусловный раздражитель, который вызывает безусловно-рефлекторную реакцию (пища, болевой раздражитель и др.)., этот раздражитель является подкреплением условно-рефлекторной реакции. Второй раздражитель - условный (сигнальный) будет сигнализировать о безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т. д. ) .

2. Необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителя (хотя возможно образование условного рефлекса при однократном сочетании условного и безусловного раздражителя).

3. условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного. Время, в течение которого условный раздражитель действует самостоятельно, получило название времени изолированного действия раздражителя. Время, когда условный и безусловный раздражители действуют вместе, получило название времени совместного действия условного и безусловного раздражителя. В зависимости от длительности времени изолированного действия условного раздражителя различают: совпадающий условный рефлекс (время изолированного действия условного раздражителя 1-2 с.; если время изолированного действия условного раздражителя больше 2 с, то такой рефлекс называется отставленным, он может быть:

* коротко отставленным (время изолированного действия до 10 с);

* средне отставленным (время изолированного действия до 20 с);

* длительно отставленным (время изолированного действия 20-30 с);

* если безусловный раздражитель действует спустя 30 с и более после начала действия условного раздражителя, то такой условный рефлекс называется запаздывающим.

* следовой условный рефлекс - безусловный раздражитель начинает действовать после прекращения действия условного раздражителя, у таких рефлексов нет времени совместного действия условного и безусловного раздражителей.

4. В качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, но он должен обладать следующими свойствами:

* должен быть по возможности индифферентным, не вызывать сам по себе оборонительной реакции;

* не должен быть чрезмерной силы;

* не должен привлекать внимание животного;

* должен быть экологически близким животному (например, у рыб можно выработать условный рефлекс на звонок, но для этого необходимо большое количество сочетаний условного и безусловного раздражителей, а на сочетание плеска воды с подачей корма условный рефлекс вырабатывается после 2-3 сочетаний).

В связи с этим условные рефлексы делятся на натуральные и искусственные. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и др.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т. е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.

5. При действии условного и безусловного раздражителей возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного.

6. Безусловное подкрепление должно соответствовать своим качествам, например, пища должна быть съедобной.

7. При выработке условных рефлексов необходимо устранить посторонние раздражители, т. к. они могут вызвать торможение условного рефлекса.

8. Животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым и сохранять нормальное поведение.

9. У животного при выработке условного рефлекса должно быть выраженным мотивационное возбуждение, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого животного этот рефлекс не вырабатывается.

3 Физиологической основой для возникновения условного рефлекса служит образование временных связей в наиболее реактивных образованиях ЦНС - в высших ее отделах. Временная связь - это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей.

И.П. Павлов высказал предположение, что при выработке условного рефлекса происходит формирование временной нервной связи между двумя группами клеток коры - корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов. Для замыкания такой временной связи есть несколько возможностей. Во-первых, возбуждение от центра условного рефлекса может передаваться к центру безусловного рефлекса от клетки к клетке, от нейрона к нейрону - это межнейрональный путь. Во-вторых, возбуждение может передаваться по ассоциативным волокнам коры. Следовательно, первый путь образования временной связи между корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов является внутрикортикальным по типу кора-кора (центр условного - центр безусловного рефлексов).

1. При разрушении коркового представительства условного рефлекса выработанный условный рефлекс сохраняется. По-видимому, образование временной связи идет между подкорковыми центрами условного рефлекса и корковым центром безусловного рефлекса (по типу подкорка-кора).

2. При разрушении коркового представительства безусловного рефлекса условный рефлекс также сохраняется. Следовательно, выработка временной связи может идти между корковым центром условного рефлекса и подкорковым центром безусловного рефлекса (по типу кора-подкорка).

3. Разобщение корковых центров условного и безусловного рефлексов путем пересечения коры мозга не препятствует образованию условного рефлекса. Это свидетельствует о том, что временная связь может образовываться между корковым центр01^условного рефлекса, подкорковым центром безусловного рефлекса и корковым центром безусловного рефлекса (по типу кора-подкорка-кора).

4. Дальнейшие исследования показали, что условные рефлексы сохраняются при удалении коры у животных, т. е. временная связь сохраняется на уровне подкорковых центров условного и безусловного рефлексов (по типу подкорка-подкорка).

Каков же механизм образования временной связи? Рядом исследователей было показано, что образование временной связи происходит по принципу доминанты. Очаг возбуждения от безусловного раздражителя всегда сильнее, чем от условного, т. к. безусловный раздражитель всегда биологически более значим для животного. Этот очаг возбуждения является доминантным. Более сильный очаг возбуждения от безусловного раздражения притягивает к себе возбуждение от очага условного раздражения. Степень его возбуждения будет возрастать. Доминантный очаг обладает свойством длительного, устойчивого существования. Следовательно, условное и безусловное возбуждения длительное время будут взаимодействовать между собой. Если возбуждение прошло по каким-либо нервным центрам, то в следующее раз оно по этим путям пройдет значительно легче. В основе этого лежит во-первых, явление суммации возбуждений, а во-вторых, явление "проторения пути", сопровождающееся:

* длительным повышением возбудимости сипаптических образований;

* изменением белковых цепей, накоплением РНК, изменением количества медиатора в синапсах, активацией образования новых синапсов.

Следовательно, создаются структурные предпосылки к движению возбуждения по определенным путям. Теперь возбуждение из зоны коркового представительства условного рефлекса направится по проторенному пути и вызовет проявление условно-рефлекторной реакции.

Существует и другое представление о механизме формирования временной связи. В основе этого представления лежит способность нейронов отвечать на раздражения разных модальностей, т. е. явление полисенсорной конвергенции. Существование нейронов, на которых конвергируют возбуждения от разных анализаторов, позволяет думать, что процесс установления временных связей происходит не за счет объединения различных участков коры, а за счет интеграции возбуждений на уровне одного нейрона - нейроны коры могут интегрировать условное и безусловное возбуждения. Условное и безусловное возбуждения, доходя до нейронов, фиксируется в них в виде прочных химических соединений, образование которых и представляет . собой механизм замыкания условно-рефлекторной связи. Такая теория механизма замыкания временной связи получила название конвергентной теории.

Шпаргалки по физиологии высшей нервной деятельности

Синапс с помощью этих молекул начинает узнавать важный стимул. 3. Появляются нейропептиды – вспомогательные вещества, которые могут усилить или затормозить действие медиатора (пептид-спутник). Вывод: в результате увеличения синапса белков происходит необратимые изменения в структуре нейрона; м/д механизмами КВ и ДВП прямая связь. Изменения в клетке начинают происходить при постоянной циркуляции возбуждения через нейрон. Прцесс перевода инфы из КВ в ДВП называется консолидация энграммы. Кора ГМ. Сенсорная зона – запечетление сенсорной инфы, ассоциативные зоны – образная П (задние) и словесно-логическая (передние). Гиппокамп – звено передачи инфы из КВ в ДВП. Миндалина – ДВП. Ядра таламуса во взаимодействии с лобной корой – словесная инфа. Мозжечок – процедурная П. 1.Предмет, задачи ФВНДиСС. Методы исследования. Физиология – наука о функциях клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма. Предмет Ф. – процессы, протекающие в органах и системах в их взаимосвязи с окруж. средой и при различных состояниях организма. Задача Ф. – изучить св-ва, процессы и механизмы регуляции этих свойств при различных состояниях организма в различ. условиях внешней среды. ФВНД – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, кот. базируются на рефлекторной теории. ВНД – этоусловно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС (кора ГМ и подкорковые образования). Основная функция ВНД – обеспечить адекватное эффективное приспособление организма к окружающей среде. СС – это специализированные части НС, кот. воспринимают и анализируют различные внешние и внутренние раздражители. ФСС изучает функции и взаимодействие СС, это отрасль Ф, кот. изучает строение, функции СС человека, а также закономерности трансформации сигналов из внешней среды в активность рецепторов, кодирование инфы, механизмы переработки инфы в центральных отделах мозга и механизмы целостного восприятия. Методы исследования. 2 группы методов: Методы изучения поведения:1. М. этологического изучения поведения – изучение поведения животных в естественных среде посредством наблюдения. Задача – выявить основные структуры поведения и факторы, ответственные за реализацию поведения. 2. Методы условно-рефлекторного изучения поведения, использующиеся только в лабораторных условиях (Павлов). 3. Методы когнитивного изучения – в лабораторных условиях изучаются сложные стороны психики животных, кот. проявляются в проблемных ситуациях. Методы изучения мозга: 1. Морфологические методы – позвояют исследовать тонкое строение мозга (микроскопы, радиохимия). 2. Биохимические методы – исследование метаболических процессов мозга здорового и больного человека, а также при различных функциональных состояниях и деятельности (химия пептидов, медиаторов, аминокислот). 3. Физиологические методы – направлены на изучение функций различных отделов мозга (разрушение мозга, электрического раздражения мозга, регистрации электрических процессов мозга, изучения мозгового кровотока или реанцелография, томография). 2. История развития взглядов на ВНД. История исследования высших функций мозга связана с изучением психической деятельности. Первые обобщения, касающиеся сущ-ти пс-ки – в трудах древнегреческих и римских учёных.

Интерорецепторы всех типов выполняют 2 функции: они составляют афферентное звено специальных вегетативных рефлексов, игр. важную роль в поддержании гомеостаза в организме; посылая инф. о состоянии внутр. органов, они влияют на состояние цнси оказ. возд. на внд. Иногда выделяются как отдельная группа проприоцептивные УР. По эфферентному звену рефлекторной дуги , в частности по эффектору, на котором проявл. рефлексы выделяют две группы: вегетативные и двигательные, инструментальные. К вегетативн. относятся слюноотделительный усл. рефлекс, а так же целый ряд двигательно-вегетативных рефлексов- сосудистые, дыхательные, пищевые, зрачковый, сердечный и т.д.В зависимости от характера эффекторного аппарата вегетативные условные рефлексы значительно отличчаются друг от друга как по скорости образования условной связи, так и по др. особенностям. Инструм. условн. рефлексы могут формироваться на базе безусловно рефлекторных двигательных реакций. Инструментальный условный рефлекс состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в реализации такого действия, кот. позволит достичь или избежать последующего безусловного подкрепления. Формы условных рефлексов могут быть обусловлены характером и составом условного раздражителя, видом подкрепления, а так же временными отношениями между ассоциируемыми раздражителями. Условные рефлексы по показателю временных соотношений между ассоциируемыми раздражителями делят на две группы: наличные, в случае совпадения во времени условного сигнала и подкрепления и следовые, когда подкрепление предъявляется лишь после окончания условного раздражителя. Наличные рефлексы по величине интервала между включением ассоциируемых раздражителей делят на несколько видов - совпадающие (не позднее 1-3 с.), отставленные (в период до 30 с) и запаздывающие (действ. условн. стимула продолжается 1-3 мин). Следовые УР образуются, когда подкрепление следует уже после окончания действия условного стимула. Условные рефлексы на время - особая разновидность УР. Они образуются при регулярном повторении безусловного раздражителя (напр. кормление животного каждые 30 мин). В зависимости от структуры условного сигнала УР делятся на простые и сложные. Иначе говоря, условными сигналами могут быть одиночные и комплексные раздражители. Комплексн. раздражители могут быть одновременными и последовательными.10. Виды торможения УР. Значение торможения: необходимо для предотвращения истощения клеток, координации рефл актов, обеспечения угнетения ненужных УР. Павлов установил, что существует два вида торможения- безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Внешнее (безусловное торможение)- есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внешней или внутренне Среды. Является врожденным. При длительном или повторном действии стимула или его узнавании происходит угашение ориентировочного рефлекса, то выражается в нивелировании тормозного состояния и в восстановлении исходного уровня условнорефлектороной деятельности ( гаснущий тормоз). Другой разновидностью врожденного тормозного процесса является так называемое запредельное торможение. Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма (заторможенное состояние у людей).

Чтобы ясно видеть вдаль необходимо использовать двояковыпуклые стекла или контактные линзы, рассеивающие лучи, отодвигая изображение предмета на сетчатку.18. Периферический отдел слуховой СС. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Общий план строения. Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Оба образования выполняют функцию улавливания звуковых колебаний, обеспечивают направленный приём звука и охраняют барабанную перепонку от повреждений. Границей между наружным и средним ухом является барабанная перепонка – первый элемент аппарата механической передачи колебаний звуковых волн. Среднее ухо состоит из барабанной полости и слуховой (евстахиевой) трубы. Барабанная полость лежит в толще пирамиды височной кости. Ее емкость приблизительно равна 1 куб. см. Стенки барабанной полости выстланы слизистой оболочкой (мерцательный эпителий, как слизистая дыхательных путей). В полости содержатся три слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко), соединенные между собой суставами. Рукоятка молоточка прикрепляется изнутри к барабанной перепонке, образуя втягивание в ее центре. Основание стремечка упирается в мембрану овального окна. Цепь слуховых косточек передает механические колебания барабанной перепонки на мембрану овального окна и структуры внутреннего уха. Слуховая (евстахиева) труба соединяет барабанную полость с носоглоткой. Ее стенки выстланы слизистой оболочкой. Труба служит для выравнивания внутреннего и наружного давления воздуха на барабанную перепонку. Функции среднего уха: усиление звука в 60-70раз за счёт разности с структуре бараб перепонки и овального окошечка и рычажного механизма косточек. Также защита, т. к. внутри среднего уха находятся мышцы, поддерживающие косточки и ограничивающие их колебания при слишком сильном звуке. Обеспечивает адекватное восприятие звука, т. к. связано с евстахиевой трубой. Внутреннее ухо представлено костным лабиринтом, а также лежащим внутри костного и повторяющим его конструкцию перепончатым лабиринтом. Костный лабиринт включает в себя: улитку, преддверие, полукружные каналы, причем два последних образования к органу слуха не относятся. Они представляют собой вестибулярный аппарат, регулирующий положение тела в пространстве и сохранение равновесия. Улитка является вместилищем органа слуха. Она имеет вид костного канала, имеющего 2.5 оборота и постоянно расширяющегося. На всем протяжении этот канал разделен двумя перепонками: вестибулярной мембраной базальной мембраной Эти мембраны на вершине улитки соединяются. В этом месте имеется отверстие – геликотрема. Костный канал улитки за счет вестибулярной и базальной пластинок разделяются на три узких хода: верхний (лестница преддверия) средний (улитковый проток) нижний (барабанная лестница) Обе лестницы заполнены жидкостью – (перилимфой), а улитковый проток содержит в себе эндолимфу. На базальной мембране улиткового протока находится орган слуха (кортиев орган), состоящий из волосковых рецепторных клеточек. Эти клетки преобразуют механические звуковые колебания в биоэлектрические импульсы той же частоты, идущие затем по волокнам слухового нерва в слуховую зону коры мозга.

Там надо работать с фактами. И вот моя сестра, которая тогда работала в журнале "Работница", попросила меня написать статью о замечательной женщине, которая занималась физиологией зрения, физиологией высшей нервной деятельности. - ПРОСТИТЕ, ЭТО БЫЛО УЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ ДЛЯ СЕБЯ ЗАКРЫЛИ ФАHТАСТИКУ? - Hет, тогда я еще писал фантастику вовсю. Это было в самые мои активные годы - в шестидесятые. Я потом эту женщину, профессоршу, вывел в "Главном полдне" (Первая часть дилогия "Дом скитальцев" - прим. редакции). Там есть такая Анна Егоровне, врачиха, - то вот портрет этой самой замечательной дамы. Портрет довольно точный. А тогда сестра сказала: "Попробуй". А я - неудавшийся биолог. Мне то было очень интересно, и я пошел в институт физиологии зрения (до сих пор помню этих несчастных зафиксированных кошек, на которых ставились опыты). И я написал короткую, но, по-моему, неплохую статью. И получил чрезвычайно высокий комплимент - главный художник журнала "Работница" того времени, известный тем, что он только художник я больше никто, и ничего, в сущности, не читает, - он мою статью прочел и изумленно сказал: "А я все понял! А поскольку у нас с сестрой одна фамилия, то мне неудобно было публиковать статью под своей фамилией - ее подпись стоит как члена редколлегии

У самых низко организованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего- либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище. У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и органы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и для функции связи и координации. Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы на большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного двигательного акта. В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и усовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникают разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических, химических, температурных, световых и иных раздражителей.

Сеченова, рефлексы головного мозга "начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением" [294, с. 176]. Поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, постольку все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину (детерминированного) в воздействиях внешнего для мозга реального мира. Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки данной теории принадлежит И. П. Павлову, создавшему новую область науки – учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой. Высшая нервная деятельность – это понятие, обобщающее и физиологию высшей нервной деятельности и психологию, что отнюдь не означает тождество последних. В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явление. И. П

Рефлекс слюноотделения возникает при раздражениях полости рта, чихания - кожи вблизи носа, глотания - корня языка и т. д. Безусловные рефлексы - это постоянные, наследуемые реакции, закономерно возникающие в ответ на раздражения, имеющие непосредственное биологическое значение. Безусловные рефлексы могут быть простыми, как, например, отделение слюны на раздражение рецепторов полости рта, и сложными - пищевой, оборонительный, половой, родительский, которые иначе называют инстинктами. Если бы внешняя среда не изменялась, оставалась постоянной то этих реакций было бы достаточно для существования организма Однако окружающая среда так бесконечно сложна и изменчива, что приспособляемость при помощи безусловных рефлексов является явно недостаточной. Изучая работу слюнных желез, И. П. Павлов столкнулся с явлением, которое носило все черты рефлекса, однако имело и существенные отличия: у собаки, которой была наложена фистула слюнной железы слюноотделение наступало не только при попадании пищи в рот, но и при виде чашки с едой и при звуке шагов служителя, который ее кормил.

Вначале у собаки вырабатывалась грубая дифференцировка круга от эллипса с соотношением полуосей 2:1. Постепенно приближая форму эллипса к форме круга, удалось выработать дифференцировку круга от эллипса с соотношениием полуосей 9:8. Однако попытка упрочить эту дифференцировку привела к нарушению различения круга и эллипса даже с соотношением полуосей 2:1. Изменилось и общее поведение собаки: она лаяла, визжала, срывала капсулу для регистрации слюны, грызла резиновые трубки и т.п. Неврозы могут быть следствием воздействия очень сильных или необычных, чрезвычайных раздражителей, тонком дифференцировании (различении) раздражителей, выработке условных рефлексов и навыков в усложненных условиях, в результате резких изменений жизненного стереотипа, быстрой смене положительного и отрицательного раздражителей, сшибке (почти одновременном действии) разнородных условных и безусловных раздражителей. Перенапряжение может испытать либо каждая из функций высшей нервной деятельности в отдельности, либо сразу несколько. По данным школы Павлова, форма проявления неврозов зависит от особенностей нервной системы.

С одной стороны, под типом высшей нервной деятельности разумелось определенное сочетание основных свойств процессов возбуждения и торможения, с другой - тип высшей нервной деятельности понимался как характерная “картина”, “образец” поведения животного или человека. Сначала предполагалось, что эти два значения понятия “тип нервной системы” совпадают: определенным свойствам нервной системы соответствуют определенные формы поведения. Предполагалось, что собаки (в лабораториях Павлова работа велась всегда на собаках) со слабыми нервными процессами всегда трусливы, собаки с преобладанием возбуждения над торможением - агрессивны собаки с большой подвижностью нервных процессов - общительны и “подвижны” в своем поведении. Однако еще при жизни Павлова накапливались факты, говорившие против такого предположения. Четкого разделения двух значений термина “тип высшей нервной деятельности” у Павлова не было, хотя в основных работах последнего периода жизни он обычно определял типы нервной деятельности как определенные “комплексы основных свойств нервной системы”.

Значение условных рефлексов. Условные рефлексы имеют сигнальное (приспособительное) значение для организма. Они предупреждают человека или животное об опасности, дают знать о близости пищи и т. д. В борьбе за существование выживает то животное, у которого быстрее и легче формируются условные рефлексы. Условные рефлексы в зависимости от условий могут появляться и угасать или исчезать. В результате за счет условных рефлексов организм может более совершенно приспосабливаться к окружающей среде, к меняющимся условиям существования. И. П. Павлов, характеризуя значение условных рефлексов, подчеркивал, что условные рефлексы уточняют, утончают и усложняют отношения организма с внешней средой. Цени сложнейших условных рефлексов лежат в основе формирования дисциплины, процессов воспитания и обучения. Системность в работе коры больших полушарий. Динамический стереотип. В обычных условиях существования на организм человека и животных действует сложная система разнообразных раздражителей. Приспособление организма к этим раздражителям осуществляется при помощи условнорефлекторной деятельности коры большого мозга.

СодержаниеСодержание Введение 1. Физиология вегетативной нервной системы 2. Лекарственные средства, влияющие на вегетативную нервную систему 2.1 Адренергические средства 2.2 Антиадренергические средства 2.3. Холинергические средства 2.4 Холинолитические средства 3. Строение и функции центральной нервной системы 4. Фармакологические вещества, влияющие на центральную нервную систему Заключение Список литературы ВведениеВегетативная нервная система очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Зная механизм передачи информации в вегетативной нервной системе, можно предположить, как и в каких местах этой передачи нам необходимо действовать, чтобы вызвать определенные эффекты. Для этого можно использовать вещества, которые имитируют (миметики) или блокируют (литики) работу нейромедиаторов, угнетают действие ферментов, разрушающих эти медиаторы, или препятствуют высвобождению посредников из пресинаптических пузырьков. Используя такие лекарства, можно оказывать влияние на многие органы: регулировать деятельность сердечной мышцы, желудка, бронхов, стенок сосудов и так далее.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.