Сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью


Рис. 57. Основные типы высшей нервной деятельности

Основные общие типы нервной системы. Из набора разных свойств - силы или слабости, уравновешенности или неуравновешенности, подвижности или инертности нервных процессов - в природе складывается множество комбинаций. При этом из всех возможных комбинаций наиболее четко вырисовываются четыре. Это и есть главные общие типы нервной системы, подмеченные еще Гиппократом в четырех темпераментах людей.

Какие свойства протекания процессов высшей нервной деятельности характеризуют четыре главных общих типа нервной системы (рис. 57)?

Первое, наиболее часто встречающееся в жизни сочетание свойств нервных процессов заключается в их удовлетворительной силе, хорошей уравновешенности и достаточной подвижности. Хорошие сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов характеризуют живой тип по Павлову, соответствующий сангвинику Гиппократа. В лабораторных опытах такой темперамент проявляется в скором и прочном образовании условных рефлексов (сила), легкости выработки дифференцировок (уравновешенность) и осуществлении переделок (подвижность).

В природном поведении животных черты этого нервного типа выступают как активность и стойкость в борьбе (сила), как большая выдержка, например, у подстерегающих добычу (уравновешенность) , как способность быстро менять свои жизненные навыки при изменениях обстановки (подвижность). В характере человека черты живого типа проявляются энергией и настойчивостью в преодолении трудностей (сила), большим самообладанием, умением "держать себя в руках" (уравновешенность) и вместе с тем, в случае необходимости, быстрой перестройкой своих привычек и привязанностей (подвижность). Такие люди очень работоспособны, особенно когда есть интересующее их дело, и упорны в достижении цели. Они спокойно принимают перемены в жизни и умеют осваиваться в новой обстановке.

Другое часто встречающееся в жизни сочетание свойств нервных процессов - это их хорошая сила и уравновешенность, но малая подвижность. Хорошие сила и уравновешенность, но инертность нервных процессов характерны для спокойного типа, по Павлову, соответствующего флегматику Гиппократа. В лабораторных опытах такой темперамент проявляется в скором и прочном образовании условных рефлексов (сила) и легкости выработки дифференцировок (уравновешенность), однако переделки сигнального значения условных раздражителей идут с большим трудом (малая подвижность). В природе у животных черты спокойного типа выступают в том, что большая настойчивость (сила) и выдержка (уравновешенность) могут сочетаться с некоторой косностью поведения, неспособностью к быстрой переделке, например охотничьих навыков при изменении повадок добычи (малая подвижность).

В характере человека черты флегматического темперамента проявляются прежде всего неторопливостью. Наряду с энергией и работоспособностью (сила), самообладанием и хорошим "чувством меры" (уравновешенность) обнаруживается большая сила привычек, некоторая медлительность в принятии решений, особенно при неожиданных событиях (малая подвижность). Такие люди не склонны к поспешности, им чужды суетливость и готовность во всем следовать велениям момента. Флегматик трудно сходится с новыми людьми, но если сойдется, то будет верным другом. Это ровный и спокойный, упорный труженик жизни.

Следующее, нередко встречающееся сочетание свойств нервных процессов - это их удовлетворительная сила при неуравновешенности. В этом случае о подвижности вообще ничего сказать нельзя. Неуравновешенность обычно выражается в преобладании возбудительного процесса над тормозным. Сила, но неуравновешенность с преобладанием возбуждения характерны для безудержного типа, по Павлову, соответствующего холерику Гиппократа. В лабораторных опытах такой темперамент проявляется также скорым и прочным образованием условных рефлексов (сила), но дифференцировки у этих собак вырабатываются очень плохо. В природном поведении животных безудержный темперамент проявляется в сочетании смелости (сила) с отсутствием выдержки: например, нападает на крупного зверя и при подстерегании добычи раньше времени выскакивает из засады.

В характерах людей черты безудержного типа дают себя знать в самозабвенных увлечениях, когда человек, например, может делать громадную работу "запоем" (сила), а потом с таким же азартом ухватится за другое дело и здесь тоже "не знает меры". Они проявляются и в отношениях с людьми, когда какой-нибудь пустяк может вызвать взрыв гнева, в котором безудержный человек сам потом будет раскаиваться (неуравновешенность с преобладанием возбуждения).

Наконец, последний, сравнительно редко встречающийся темперамент, определяется слабостью и возбудительных и тормозных процессов. Слабость нервных процессов и быстрый переход корковых клеток в состояние запредельного торможения характерны для слабого типа, по Павлову, соответствующего меланхолику Гиппократа. В лабораторных опытах этот нервный тип проявляется в крайней нестойкости условных рефлексов, невозможности их образования на сигналы большой силы, так как всякое сильное раздражение вызывает общее угнетение ввиду запредельного торможения. Наблюдая поведение таких животных, их называют трусливыми. Эти животные избегают сильных раздражений, при встрече с врагом спасаются бегством, не проявляют настойчивости, например, быстро отказываются от затянувшегося преследования, решительным сопротивлением и даже просто громким окриком их можно вынудить к отступлению (слабость нервных процессов).

Черты меланхолического темперамента проявляются у человека прежде всего в том, что называют "слабость характера", т.е. в легком подчинении чужой воле, неспособности настоять на своем. Сильные жизненные раздражители оказываются для таких людей сверхсильными, в чрезвычайных обстоятельствах эти люди впадают в панику, жизнь представляется им состоящей из непреодолимых трудностей, полной тоски и уныния (слабость нервных процессов). Такие люди стремятся оградить себя от жизни с ее волнениями, избегают общества, боятся всякой ответственности. Яркий художественный образ меланхолика - "человека в футляре" - нарисовал А.П. Чехов в рассказе о робком учителе греческого языка, который всю жизнь боялся, "как бы чего не вышло".

Таковы четыре главных, встречающихся в жизни общих для человека и животных типа нервной системы. Однако в столь крайнем выражении, как они сейчас описаны, эти типы встречаются редко. Большей частью в жизни существуют промежуточные формы с преобладанием свойств того или другого типа.

Существует довольно распространенное мнение, что при определении типа нервной системы как бы оценивают ее "сорт": например, сангвиник - обладатель первосортной нервной системы, а меланхолик - представитель последнего сорта. Такое мнение является ошибочным, далеким от действительности. Нет оснований мерить социальную ценность людей по их темпераментам. В разных областях деятельности могут оказаться нужными разные характеры. Если, например, отобрать у Чапаева некоторые черты его безудержного темперамента, то вряд ли он мог бы увлечь своих бойцов в лихом ударе по врагам. Но, чтобы терпеливо распутывать интриги врагов в дипломатических салонах, полезно обладать хорошей уравновешенностью и большой выдержкой.

Главная причина того, что темперамент не определяет социальной ценности человека, заключается в руководящей роли человеческого сознания. Образуя специальную надстройку высшей нервной деятельности в виде второй сигнальной системы, сознание человека подчиняет себе все поведение. Чувство долга удерживает слабохарактерного от соблазна, воспитание помогает неуравновешенному держать себя в руках, порывы темперамента сдерживаются голосом человеческого разума.

Генотип и фенотип. Наблюдая в течение длительного времени за животным, например за щенком, вырастающим во взрослую собаку, нетрудно заметить, как меняется его поведение. Но что тогда считать свойствами, характеризующими тип нервной системы?

Чтобы ответить на этот вопрос, понятие о типе нервной системы приходится усложнить, разделив его на понятие генотипа и фенотипа. Генотип характеризуется врожденными, переданными по наследству свойствами процессов высшей нервной деятельности. Фенотип характеризуется теми свойствами, которые сложились из взаимодействия врожденных и приобретенных под влиянием условий жизни.

Строго говоря, настоящий генотип животного обычно ускользает от определения, так как условия жизни начинают действовать на него, начиная с момента появления организма на свет. Однако исходя из стойкости генотипических признаков, считают, что их можно обнаружить и во взрослом состоянии, если с животным не произошло за это время ничего чрезвычайного, что могло бы вызвать резкие изменения в его нервной системе. Например, тяжелые нервные потрясения могут ослабить корковые клетки и привести к появлению черт меланхолического темперамента у животного сангвинического генотипа. Но и без всяких чрезвычайных происшествий жизнь непрерывно вносит в поведение дополнения и изменения. Жизненная обстановка, благоприятствующая тренированию внутреннего торможения, может несколько сгладить его холерическую неуравновешенность с возбуждением. Опыты показали, что если многократно переделывать сигнальные значения условных раздражений, то каждая последующая переделка наступает легче и быстрее. Следовательно, есть основания ожидать, что жизнь, богатая переменами, может помочь преодолению черт флегматичности. Все эти изменения свойств протекания нервных процессов, вносимые жизнью, накапливаются в фенотипе. Условия воспитания могут замаскировать истинные свойства нервного типа.

ВНД высшей нервной деятельности

Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты.

Основные свойства нервной системы

1. Первое свойство - сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. У одних собак легко образуются условные рефлексы как на слабые, так и на сильные раздражители. Для других собак сильные раздражители (резкий звонок или трещотка) оказываются чрезмерными и вызывают в соответствующем пункте запредельное торможение, легко иррадиирущее по всей коре. У таких собак условные рефлексы образуются только на слабые или средней силы раздражители.

2. Второе свойство - уравновешенность, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. У таких возбудимых собак перенапряжение тормозного процесса приводит к исчезновению всех ранее выработанных дифференцировок. Если, наоборот, процесс возбуждения оказывается более слабым, чем процесс торможения, то собака по своему поведению приближается к тем, у кого сильные раздражители вызывают общее корковое торможение.

3. Третье свойство -подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга.

Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов образуют различные комбинации, которые и определяют тип не­рвной системы. Четыре основных типичных их сочетания представлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

Сильный, неуравнове­шенный (холерик);

Слабый (меланхолик).

Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характерис­тикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

В46. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Мыслительный, художественный и промежуточный типы ВНД.

Различают первую и вторую сигнальные системы.

Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.

Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.

Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.

Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений.

Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторов импульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга.

Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов. Речевые рефлексы, как и обычные условные рефлексы, подчиняются одним и тем же законам. Однако слово отличается от раздражителей первой сигнальной системы тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает трудоспособность, но словом можно тяжело ранить человека. Особенно это относится к отношениям между больными людьми и медицинскими работниками. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить его состояние.

Животные и человек рождаются только с безусловными рефлексами. В процессе роста и развития происходит формирование условнорефлекторных связей первой сигнальной системы, единственной у животных. У человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируются связи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде.

Однако вторая сигнальная система правильно отражает внешний объективный мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой.

При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2323 ;

Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма [41, 52].

Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе [52].

Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента [23, 37, 41, 53].

Таблица 1.Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения Вид темперамента
По силе По уравновешенности По подвижности
Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический
Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический
Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический
Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический

Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.

Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления [23, 37, 41].

В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения [23, 37, 41].

В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.

При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС [41].

Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.

Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.

Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.

Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью [23, 37, 41].

Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности [23, 53].

Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением [53].

В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

I вариант.

1. Выделяют три взаимосвязанные стороны общения:
а) интерактивную+
б) субъективную
в) коммуникативную+
г) перцептивную+
д) рефлексивную

2. Если в процессе коммуникации собеседник отводит взгляд в сторону – это означает что он:
а) не понимает
б) не хочет общаться
в) формулирует мысль+
г) хочет закончить разговор

3. Длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер:
а) эмоциональный тон
б) эмоции
в) чувства+
г) настроение

4. Заключительный момент борьбы мотивов:
а) принятие решения+
б) осмысление цели
в) выбор цели
г) реализация цели

5. Новая категория, введенная в психологию З.Фрейдом:
а) сознание
б) бессознательное+
в) реакция
г) поведение

6. Сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или поведения:
а) страсть+
б) аффект
в) настроение
г) чувственный тон

7. Ключевое слово, характеризующее понятие потребность:
а) состояние
б) субъективная
в) объективная
г) нужда+

8. Основатели гештальтпсихологии:
а) К.Коффка+
б) В. Вундт
в) М. Вертхеймер+
г) Дж.Уотсон

9. Кто создал теорию социального научения?
а) З. Фрейд
б) Б. Скиннер
в) Д. Роттер+

10. Отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, и на основе концептуальных систем:
а) категоричность+
б) целесообразность
в) обусловленность
г) сознательность

11. Необходимым условием развития волевой сферы у ребенка в семье является формирование:
а) сознательной дисциплины+
б) качества самоконтроля
в) чувственных ощущений
г) последовательности действий

12. Психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, к труду и другим людям:
а) характер+
б) мотивация
в) темперамент
г) направленность

13. Структура и содержание характера определяется:
а) спецификой проявления эмоций+
б) интеллектуальными особенностями+
в) направленностью личности
г) динамикой воли+
д) высшими психическими свойствами

14. Сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью благоприятствует образованию:
а) коммуникативных свойств+
б) характера
в) волевых свойств+
г) темперамента

15. Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных:
а) перцептивное
б) сенсорное
в) интеллектуальное+
г) мыслительное

16. Самое длительное, или “хроническое” эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение:
а) страсть
б) эмоции
в) настроение+
г) чувства

18. Носитель психики у человека:
а) первая сигнальная система
б) головной мозг+
в) сознание
г) вторая сигнальная система

19. Ответное действие организма на раздражение:
а) отражение
б) рефлекс+
в) реакция
г) поведение

20. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории:
а) интроспекции
б) деятельности+
в) подкрепления
г) бессознательного

II вариант.

1. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
а) социальная+
б) общая
в) дифференциальная
г) педагогическая

2. Автор научной рефлексологии:
а) А.Р.Лурия
б) И.П.Павлов
в) И.М.Сеченов
г) В.М.Бехтерев+

3. Вид наблюдения, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми:
а) стороннее
б) скрытое+
в) включенное
г) открытое

4. Самосознание предполагает (несколько вариантов ответов)…
а) самооценку+
б) критику
в) оценку
г) самоконтроль+

5. Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют (один вариант ответа)…
а) индивидуальностью+
б) личностью
в) c индивидом
г) субъектом

6. Человек становится личностью в процессе (один вариант ответа)…
а) образования
б) воспитания
в) социализации+
г) обучения

7. Непроизвольное воображение возникает (несколько вариантов ответов)…
а) благодаря волевым усилиям
б) без определенного намерения+
в) при ослаблении сознательного контроля+
г) в связи с постановкой цели

8. Владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств, относится к (один вариант ответа)…
а) невербальным средствам общения+
б) речевым способностям
в) перцептивным способностям
г) вербальным средствам общения

9. Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием (несколько вариантов ответов)…
а) целенаправленности
б) организованности
в) отсутствия волевого усилия+
г) отсутствия интереса к объекту или деятельности+

10. Эксперимент, протекающий в специально созданных условиях, где действия испытуемого определяются инструкцией, называется (один вариант ответа)…
а) естественным
б) формирующим
в) лабораторным+
г) констатирующим

11. Выберите психологию, которая основана на ситуации и носит конкретный ситуативный характер:
а) житейская психология+
б) научная психология
в) экспериментальная психология

12. Когда психология сформировалась, как самостоятельная наука?
а) в 18 в.
б) в 19 в.
в) к концу 19 в.+

13. Выберите предмет психологии:
а) сознание
б) поведение
в) психика+
г) душа

14. Выберите направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях.
а) практическая психология+
б) общая психология
в) социальная психология
г) поведенческий подход

15. Кем была открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория в г. Лейпциге?
а) Выготский Л.С
б) Вундт В.+
в) Бехтерев В.И.

16. К какому методу относится интроспекция?
а) лабораторного эксперимента
б) самонаблюдения+
в) проективных тестов
г) тестирования отдельных психических функций

18. Психические свойства личности:
а) мышление и сознание
б) темперамент и способности+
в) желания и потребности
г) эмоции и воля

19. Основные функции психики:
а) отражение и защита организма
б) отражение и регуляция поведения и деятельности+
в) защита организма и представление
г) регуляция поведения и прогнозирование

20. Формы мышления:
а) воображение, представление, фантазия
б) конвергенция и дивергенция
в) синтез, анализ, сравнение
г) понятие, суждение, умозаключение+

Меню навигации

  • Книги о мозге
  • Карта сайта
  • Основные метки записей сайта
  • Информация для посетителей
  • Нервная система
    • Центральная нервная система (ЦНС)
    • Вегетативная нервная система
      • Симпатическая нервная система
      • Парасимпатическая нервная система
      • Энтеральная нервная система
        • Мейсснерово сплетение
        • Ауэрбахово сплетение
    • Эндокринная система
    • Иммунная система
  • Болезни головного мозга
    • Опухоль головного мозга
      • Диагностика опухоли головного мозга
      • Лечение опухоли головного мозга
        • Лучевая терапия (радиотерапия)
        • Химиотерапия
    • Рассеянный склероз
      • Клинические проявления рассеянного склероза
      • Диагностика рассеянного склероза
      • Лечение рассеянного склероза
    • Атаксия
    • Инсульт
      • Виды инсульта
      • Клиническая картина инсульта
      • Диагностика инсульта
      • Первая помощь при инсульте
      • Лечение инсульта
    • Афазия. Классификация
    • Алалия
    • Апраксия
    • Акалькулия
    • Дизартрия
    • Гидранэнцефалия
    • Гидроцефалия
  • Методы исследования головного мозга
    • Реоэнцефалография
    • Пневмоэнцефалография
    • Ангиография
    • Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • Строение и функции мозга
    • Мозговой ствол
      • Ромбовидная ямка
    • Средний мозг
    • Мозжечок
      • Анатомия мозжечка человека
        • Кровоснабжение мозжечка
      • Гистология мозжечка
      • Нейрофизиология мозжечка
      • Симптоматика поражений мозжечка
      • Патологии мозжечка
        • Синдром Денди — Уокера
      • История изучения мозжечка
    • Экстрапирамидная система
      • Патологии и методы исследования экстрапирамидной системы
    • Пирамидная система
      • Патологии пирамидной системы и методы диагностики пирамидной недостаточности
      • Клетка Беца
    • Черепные нервы
      • Обонятельный нерв
  • Кровоснабжение головного мозга
  • Нейрон. Строение нервной клетки
    • Аксон
    • Дендрит
    • Синапс
    • Нервные волокна
    • Нервный импульс
    • Потенциал действия
    • Ганглий
    • Шванновские клетки
  • Мышление
    • Высшие психические функции (ВПФ)
    • Типология мышления
      • Абстрактно-логическое мышление
      • Атактическое мышление
      • Визуальное мышление
      • Дивергентное мышление
      • Логическое мышление
      • Наглядно-образное мышление
      • Позитивное мышление
      • Раздельное мышление
      • Комбинаторное мышление
  • Воображение
  • Творчество
  • Каталог медицинских сайтов



  • Свойства нервной системы – основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, С. н. с. являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие.

    Павлов предполагал существование 3 основных свойств нервных процессов.

    • сила нервных процессов;
    • уравновешенность нервных процессов;
    • подвижность нервных процессов.

    Сила нервных процессов – способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. Сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В основе – выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения). Считается, что лица с более сильной н. с. выносливее и стрессоустойчивее.

    Уравновешенность нервных процессов – сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Люди с более уравновешенной н. с. характеризуются и более уравновешенным поведением

    Сильные нервные процессы (по уравновешенности) подразделяются на:

    • уравновешенные (процесс возбуждения уравновешен тормозными процессами);
    • неуравновешенные (резкое преобладание процессов возбуждения, они не компенсируются торможением – “безудержный тип”).

    Подвижность нервных процессов – возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Подвижность н. с. выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к др. Лица с более подвижной н. с. отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

    Сильные уравновешенные нервные процессы (по подвижности) подразделяются на:

    • подвижные (возбуждение и торможение легко сменяют друг друга)
    • неподвижные (инертные: процессы сменяются с трудом).

    В дальнейшем, в связи с новыми методами исследования С. н. с., в особенности в работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их учеников, были существенно уточнены как структура основных С. н. с., так и их нейрофизиологическое содержание. К тому же стали известны еще несколько новых свойств.

    Динамичность – способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций. Данное свойство лежит в основе обучаемости.

    Активированность характеризует индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения, что является основой мнемических способностей.

    В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены многочисленные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента. Практически не оказалось ни одного свойства темперамента, которое бы не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом, каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы.

    Сочетание свойств нервной системы обусловливают не только тот или иной тип темперамента. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы и свойствами личности.

    Так, сила возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску.

    Сила тормозного процесса лежит в основе осторожности, самообладания, терпения, скрытности, сдержанности, хладнокровия.

    Неуравновешенность за счет преобладания возбуждения над торможением обусловливает возбудимость, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости над уступчивостью. Такому человеку присущи действия, чем ожидание и терпение.

    Неуравновешенность за счет преобладания торможения над возбуждением обусловливает осторожность, сдержанность и выдержку в поведении, исключается азарт и риск. На первом месте спокойствие и осторожность.

    Уравновешенность (баланс) торможения и возбуждения предполагает умеренность, соразмерность деятельности, степенность.

    Подвижность возбудительного процесса связана со способностью быстро прервать начатое дело, остановиться на полпути, быстро успокоиться. При этом трудно вырабатывается упорство в деятельности.

    Подвижность тормозного процесса связана с быстротой речевых реакций, живостью мимики, общительностью, инициативностью, отзывчивостью, ловкостью, выносливостью. Такому человеку трудно быть скрытным, привязанным и постоянным.

    В настоящее время свойства н. с. можно представить в виде иерархии уровней:

    • элементарные (свойства отдельных нейронов);
    • комплексные (свойства различных структур мозга);
    • общемозговые (системные) свойства (т. е. свойства целого мозга).

    Элементарные свойства н. с: проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах н. с. (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В. М. Русалов.)

    Комплексно-структурные свойства н. с: особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т. д.). Большинство определяемых традиционными методами С. н. с. (или частных свойств) относится к этой категории. Они определяют, прежде всего, специальные способности и отдельные черты личности.

    Общие (системные) свойства н. с: представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в общеличностных характеристиках, таких как темперамент и общий интеллект.

    Уровень процессов возбуждения

    • Высокий – сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.
    • Низкий – слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

    Уровень процессов торможения

    • Высокий – сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
    • Низкий – слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

    Уровень подвижности нервных процессов

    • Высокий – легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
    • Низкий – характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

    При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

    При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

    Учет типов ВНД и темперамента собеседника при беседе.

    С сильным, неуравновешенным, сверхбыстрым типом ВНД (холериком) беседа строится и ведется по четкой структуре этапов. Из них исключаются факторы, способствующие обострению в разговоре, резкий тон, неприятные для собеседника вопросы и сведения.

    С сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД (сангвиником) – беседу следует проводить по такому же плану, но желательно с юмором. Допустимы внезапные переходы с одной темы на другую. Он легко воспринимает не вполне логичную беседу, его можно зажечь ярким образом, удачным сравнением, увлечь интересной идеей.

    С сильным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматиком) – по плану, в котором последовательно и обстоятельно излагается суть разговора.

    Со слабым типом ВНД (меланхоликом) – по плану, из которого исключается все, что может привести его в возбуждение, в состояние паники и т.п.

    Сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД (сангвиник) и сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый тип ВНД (холерик), оказавшись в трудной ситуации, быстро найдут выход из нее. Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД (флегматик) будет в тупике, а слабый тип ВНД (меланхолик) – в панике.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.