Симонов физиология высшей нервной деятельности


Павел Васильевич Симонов ( 20 апреля 1926, Ленинград - 6 июня 2002, Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук , профессор. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951 - 1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. С 1961 по 1962 год — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

Дети: актриса Евгения Симонова и профессор Юрий Симонов-Вяземский.

Книги (11)

Соавтор: Ливанов М.Н., Русинов В.С.

Книга посвящена разработке, теоретическому обоснованию и применению на практике в области психофизиологии и клинической медицины комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния головного мозга человека.

В основу положены теоретические концепции: функциональное значение пространственной синхронизации биоэлектрической активности головного мозга; концепция стационарных очагов возбуждения в центральной нервной системе и их электрофизиологических проявлений; потребностно-информационный подход к генезу эмоционального напряжения; принцип функционирования трехконтурных эргатических систем, учитывающих функциональное состояние человеческого звена.

Автор экспериментально обосновывает представление об эмоции как функции какой-либо актуальной потребности (витальной, социальной, идеальной) и оценки мозгом вероятности (возможности) ее удовлетворения.

Рассматривая сознание как знание, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другому человеку, стать именно со-знанием, т. е. совместным, разделенным знанием, автор выделяет две разновидности неосознаваемого психического: подсознание и сверхсознание - творческую интуицию, деятельность которой ведет к порождению гипотез и решений, ранее не существовавших ни в личном опыте субъекта, ни в опыте предшествующих поколений.

Эмоциональная реакция человека — это сложный рефлекторный акт, все компоненты которого, двигательные и вегетативные, тесно связаны между собой.

Вместе с тем принципы и степень влияния коры больших полушарий мозга на отдельные компоненты эмоции, несомненно, различны. Эти различия выступают особенно отчетливо в случае произвольного воздействия на эмоциональную сферу, когда мы имеем дело с регуляторными механизмами второй (речевой) сигнальной системы.

Сборник статей по нейрофизиологии, переведенных под редакцией П.В.Симонова.

Работа посвящена анализу творческого состояния человека, формированию творческой доминанты и другим вопросам творческой деятельности.

Монография содержит естественнонаучный анализ ключевых понятий общей психологии: потребностей, эмоций, воли, поведения, индивидуальных (типологических) различий, сознания и неосознаваемых проявлений высшей нервной деятельности человека.

Этот анализ осуществлен с позиций предложенного автором потребностно-информационного подхода и опирается на данные этологии, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии человека. В заключительных главах рассматриваются вопросы художественного творчества, теории и практики воспитания.

Павел Васильевич Симонов, нейрофизиолог, академик РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, академик-секретарь Отделения физиологии.

Область научных интересов - нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций.

Эмоции и восприятие, эмоции и действия, эмоции и информация — вот те проблемы, которые заняли господствующее положение в современной психофизиологии эмоций.

Книга члена-корроспондепта АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии.

В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа.

Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения.

Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.

В монографии обобщены с единых теоретических позиций нейрофизиологические, нейроанатомические и психологические аспекты изучения эмоций.

Основой для такого анализа явились результаты двадцатилетних экспериментальных исследований автора и его сотрудников, завершившиеся созданием потребностно-информационного подхода к проблеме генеза эмоций человека и высших животных, к роли эмоций в организации поведения.

Ответственный редактор доктор медицинских наук М. Г. Айрапетянц

Утверждено к печати редколлегией серии научно-популярных изданий Академии наук СССР

Индивидуальность человека, ее естественнонаучные основы, социальная природа и проявления в повседневной жизни представляют интерес, в сущности, для каждого, кто так или иначе вовлечен в работу с людьми. Проблема индивидуальности живо интересует и руководителя производственного коллектива, и педагога-воспитателя, и врача-психоневролога. Кратко говоря, она интересует нас всех. Что же касается индивидуальности как объекта изучения, как предмета анализа, то в наибольшей мере ею занимается наука о высшей нервной деятельности человека, дифференциальная психология и … искусство, в особенности художественная литература, драматургия, искусство театра. Последнее обстоятельство и определило творческое содружество авторов этой книги, один из которых является психофизиологом, а второй — деятелем искусства.

Доктор медицинских наук, профессор П. В. Симонов на протяжении последних двух десятилетий систематически исследует закономерности и механизмы эмоциональных реакций человека и высших животных. К проблеме индивидуальных различий он подходит с позиций сформулированной им потребностно-информационной теории организации поведения. Кандидат искусствоведения, режиссер и театральный педагог П. М. Ершов творчески развивает теоретическое наследие К. С. Станиславского Таким образом, предлагаемая вниманию читателей книга дважды междисциплинарна — и по характеру своего содержания, и по обращению к самой широкой читательской аудитории.

Новизна подхода к проблеме и чрезвычайная сложность самой проблемы неизбежно делают ряд положений книги достаточно дискуссионными. Впрочем, авторы книги и не претендуют на исчерпывающее решение затрагиваемых ими вопросов, они скорее ставят эти вопросы, подлежащие дальнейшей теоретической и экспериментальной разработке. Вот почему хотелось бы, чтобы над книгой П. В. Симонова и П. М. Ершова задумались представители самых различных областей теории и практики, исходя из своих собственных профессиональных интересов.

Доктор медицинских наук М. Г. Айрапетянц

1 Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

Мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху.

Человеку свойственно желание знать самого себя и знать других или конкретного другого. Знать другого, чтобы знать себя, или знать себя, чтобы знать другого? Вероятно, здесь присутствует и первое, и второе. Вечная жажда самопознания подтверждается фактом существования художественной литературы. Именно она и только 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 623.

она, в большей степени, чем другие искусства, дает вам звание души другого. Но в искусстве эти знания выражены метафорически, они непереводимы на язык понятий и именно потому достигают своей цели, свидетельствуя о неповторимом своеобразии каждого человека, образа художественной литературы, о чрезвычайной ценности этой неповторимости. В ней жизненная достоверность самой жизни — ее движения, ее богатства, ее неисчерпаемости.

4 Там же, 1978, т. 28, с. 193.

неры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый… Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности.

В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову.

Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

А К А Д Е М И Я Н А У К С С С Р

(ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ НЕВРОЗОВ)

М О С К В А 1 9 6 8

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Для кого написана эта книга . 3

Кому не стоит ее читать. 7

Понять — значит сделать первый шаг к выздоров-

Глава, которую я хотел бы написать . 35

Перестаньте хлопотать о воле! . 39

Тактика физических действий. 41

Разрушение страха . 53

Прежде чем попрощаться . 59

В книге излагаются данные современной науки о физиологии эмоций, причинах нервной травматизации, путях сознательного влияния на непроизвольные реакции организма. Большое внимание уделено профилактике неврозов, возникающих в результате нервного перенапряжения. Учитывая, что в основе этого заболевания лежит незнание больным сущности своего состояния (источников тревоги, навязчивых мыслей и образов), автор на основе теоретических представлений (информационной теории эмоций) описывает практические приемы устранения нервного перенапряжения и отрицательных эмоций.

Не смеяться, не плакать, а пони- мать.

Психология невроза — это психоло- гия человеческого сердца вообще.

Для кого написана эта книга

Есть книги для врачей — учебники, руководства и монографии. Есть книги для больных. В них рассказывается, что надо есть при язвенной болезни желудка, как нести себя сердечникам, какие меры предосторожности необходимо соблюдать при расстройстве нормальной деятельности внутренних органов и систем. Книги учат правильному использованию разнообразных лечебных средств.

Эта книга сама является лечебным средством. Она адресована людям с временным нарушением деятельности центральной нервной системы — с так называемым неврозом. Для невроза характерно полное сохранение самых высших психических функций: логического мышления, речи, критического отношения к своему состоянию. Больной неврозом сознает, что болен, и стремится к выздоровлению. Он понимает, что его быстрая утомляемость, раздражительность, бессонница, нелепые навязчивые мысли и действия, неприятные ощущения, тревога, нарушения половой жизни — результат болезненного состояния нервной системы.

Пусть он откроет книгу и прочитает ее до конца. Ра- зумеется, одна книга не обеспечит полного выздоровления: прочитав ее, каждый поймет, почему этого недостаточно. Но книга сыграет свою целебную роль.

Среди разнообразных средств, найденных врачами для лечения неврозов, важное место занимает человеческая речь. Словом пользуется каждый врач независимо от своей узкой специальности. Но есть методы лечения, в которых слову принадлежит решающая роль: это гипноз и так называемая психотерапия. Чаще всего к больному об- ращаются с живой речью, однако слово можно и написать. И если оно написано со знанием дела, то сохранит свои ле- чебные свойства во времени. Я не знаю больного, мне

не известны его имя, возраст, место жительства. Но я хорошо знаю, что ему надо рассказать и зачем ему надо это услышать.

Нет ничего более вредного и бесплодного, чем стремление к

Невротические заболевания нередко возникают на почве общего ослабления организма, разнообразных нарушений функций внутренних органов и желез, инфекционных поражений и травм нервной системы. В этих случаях борьба с неврозом требует мобилизации всего арсенала средств современной медицины: лекарственной терапии, физиотерапевтических процедур, санаторно-курортного лечения и т. д. Она не может быть сведена к психотерапевтическому воздействию.

ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по физиологии ВНД

Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки.

И.П. Павлов выделял высшую и низшую нервную деятельность.

Низшая нервная деятельность – деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующей главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

Высшая нервная (психическая) деятельность – условнорефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных – больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, т.е. поведение.

Физиология ВНД изучает физиологию условнорефлекторной деятельности ведущих отделов головного мозга = физиологию высших (психических) форм деятельности мозга, обеспечивающих поведение.

Современная версия определения

Физиология ВНД – наука о мозговых механизмах поведения и психики, базирующаяся на рефлекторной теории в её современном виде, обогащённом достижениями целого ряда дисциплин XX столетия (нейронауки) [академик П.В. Симонов].

Психофизиология – наука о нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения [академик Е.Н. Соколов].

Психофизиологию, физиологию ВНД и физиологию сенсорных систем объединяет предмет исследования – изучение материального субстрата психики и поведения человека – его мозга.

Современные методы изучения физиологических механизмов поведения и психической деятельности.

Три аспекта изучения: мозг, разум и поведение.

Нервная система виноградной улитки может быть полностью описана в силу её простоты.

Введение электродов в нейрон.

Экстраклеточный метод – электрод прикладывается к нейрону.

Интраклеточный метод – нейрон протыкается электродом.

Введение в мозг решётки из электродов.

Основные современные методы [применимые к человеку]:

· ВП – вызванные потенциалы или потенциалы, связанные с событием

ü Структурные: КТ – компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ)

ü Функциональные: позитрон-эмиссионная томография (ПЭТ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)

· Методы исследования периферии

ü Электрическая активность кожи (ЭАК), кожно-гальваническая реакция (КГР)

ü Электрокардиография (ЭКГ)

Наличные и следовые условные рефлексы. Условный рефлекс на время.

Деление условных рефлексов по показателю временных соотношений между ассоциируемыми раздражителями:

· наличные – в случае совпадение во времени условного сигнала и подкрепления

· следовые – в случае, когда подкрепление предъявляется лишь после окончания условного раздражителя

Варианты временного соотношения: совпадающий, отставленный, запаздывающий, следовой, поздний следовой.

Условные рефлексы на время – особая разновидность следовых условных рефлексов. Они образуются при регулярном повторении безусловного раздражителя.

Пример: кормление животного через каждые 30 мин. После большого количества сочетаний (пища + определённый интервал времени) каждый раз после окончания данного интервала времени появляется рефлекторная реакция, которая ранее возникала при действии безусловного раздражителя.

Условные рефлексы на время могут быть выработаны на различные временные интервалы – от нескольких секунд до нескольких часов и даже суток.

Ориентиром в отсчёте времени могут служить различные периодические процессы, происходящие в организме (в мозговых структурах – генераторы ритмов – пейсмекеры, кроме того, частота сердечных сокращений, дыхательный ритм и др.)

Гаснущий тормоз.

Внешнее (безусловное) торможение есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций. Внешнее торможение условнерефлекторных реакций, возникающее при действии посторонних стимулов, часто встречается в повседневной жизни человека и животных. Причиной могут быть различные условнорефлекторные реакции, а также различные безусловные рефлексы, например, ориентировочный рефлекс (оборонительная реакция – испуг, страх).

В большинстве случаев посторонние стимулы вызывают ориентировочную реакцию, что приводи к прекращению текущей поведенческой деятельности организма.

В большинстве случаев посторонние стимулы вызывают ориентировочную реакцию, что приводит к прекращению текущей поведенческой деятельности организма.

При длительном или повторном действии стимула или его узнавании происходит угашение ориентировочного рефлекса, что выражается в нивелировании тормозного состояния и в восстановлении исходного уровня условнорефлекторной деятельности (гаснущий тормоз).

Запредельное торможение.

Его называют также охранительным, полагая, что оно предохраняет нейроны от истощения. Временно выключая активность нервных клеток, оно создаёт им условия для восстановления нормальной возбудимости и работоспособности. Такое торможение развивается при длительном нервном возбуждении организма.

Пример: явление запредельного торможения наблюдается тогда, когда сильное волнение вызывает у некоторых людей заторможенное состояние.

Угасательное торможение.

Угасательное торможение (угашение условного рефлекса) возникает после отмены подкрепления условного стимула. Условный стимул теряет своё первоначальное значение. Скорость угашения условной связи находится в обратной зависимости от интенсивности условного стимула и силы, биологической значимости подкрепления. Усиление угасательного торможения может привести к угнетению не только угашаемого рефлекса, но и других, прежде всего близких, однородных условных рефлексов (вторичное угашение).

Условный тормоз.

Развивается в том случае, если условный сигнал в сочетании с каким-либо дополнительным агентом не подкрепляется, а изолированное действие условного стимула подкрепляется.

Вскоре условный стимул в комбинации с дополнительным агентом перестаёт вызывать условную реакцию благодаря развитию условного тормоза. Биологическое значение условного тормоза состоит в уточнении сходства и различия сигналов.

Образование условного рефлекса как синтез безусловных рефлексов (Э.А. Асратян).

Ученик И.П. Павлова Эзрас Асратович Асратян (1903-1981) показал, что центральная часть дуги безусловного рефлекса на однолинейна, проходит не через один какой-нибудь уровень мозга, а имеет многоуровневую структуру.

Наивысшая часть дуги проходит через кору большого мозга, является корковым представительством данного безусловного рефлекса и олицетворяет кортиколизацию соответствующей функции. Асратян предположил, что, если сигнальный и подкрепляющий раздражители вызывают собственные безусловные рефлексы, то они и составляют нейрофизиологический механизм условного рефлекса.

Например, при сочетании индифферентного (светового) раздражителя с безусловнорефлекторным (пищевым) подкрепляющим рефлексом образуется временная связь между корковыми (и подкорковыми) ветвями двух безусловных рефлексов (ориентировочного и подкрепляющего), т.е. образование условного рефлекса – это синтез двух различных безусловных рефлексов.

Доказательство изменения возбудимости в корковом представительстве сигнального раздражителя (на модели крыс, больных эпилепсией). Сильный звуковой сигнал, вызывающий у крыс эпилептические припадки, может превратиться в условный сигнал пищевой реакции. С приобретением звуковым раздражителем нового сигнального значения количество эпилептических припадков, вызываемых им (без подкрепления) значительно снижалось.

Структура условного рефлекса – синтез двух безусловных рефлексов.

Для проверки гипотезы Э.А. Асратяна о структуре условного рефлекса как процесса синтеза безусловных рефлексов было применено сочетание не типичного индифферентного раздражителя с безусловным, как это обычно делается, а попарное сочетание между собой двух типичных безусловных рефлексов: пища, локальное электрораздражение кожи, вдувание струйки воздуха в глаз (мигательный рефлекс), локальное термораздражение (местный сосудисто-двигательный рефлекс) и др.

Применялись раздражители, каждый из которых вызывает специфический объективно наблюдаемый безусловный рефлекс. При сочетании таких раздражителей вырабатываются условные рефлексы с двусторонней временной связью, причем каждый из пары сочетаемых раздражителей становится условным сигналом для рефлекса партнерного раздражителя, т.е. вызывает его эффекторное выражение.

Рефлексы с двусторонней временно́й связью. Пример про кролика. Даём еду – слюна. Дуем в глаз – мигает. Дуем в глаз – слюна. Кормим – мигает.

ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по физиологии ВНД

Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки.

И.П. Павлов выделял высшую и низшую нервную деятельность.

Низшая нервная деятельность – деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующей главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

Высшая нервная (психическая) деятельность – условнорефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных – больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, т.е. поведение.

Физиология ВНД изучает физиологию условнорефлекторной деятельности ведущих отделов головного мозга = физиологию высших (психических) форм деятельности мозга, обеспечивающих поведение.

Современная версия определения

Физиология ВНД – наука о мозговых механизмах поведения и психики, базирующаяся на рефлекторной теории в её современном виде, обогащённом достижениями целого ряда дисциплин XX столетия (нейронауки) [академик П.В. Симонов].

Психофизиология – наука о нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения [академик Е.Н. Соколов].

Психофизиологию, физиологию ВНД и физиологию сенсорных систем объединяет предмет исследования – изучение материального субстрата психики и поведения человека – его мозга.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

В начале ХX в. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая механизмы высшей нервной деятельности, обратили внимание на отличие в поведении собак в экспериментальной ситуации по выработке условных рефлексов. Для объяснения этих отличий И. П. Павлов высказал допущение, что они обусловлены динамикой нервных процессов в коре головного мозга. Такими показателями с точки зрения И.П.Павлова являются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Основными процессами являются возбуждение и торможение в коре больших полушарий. Сравнивая динамику этих процессов с поведением животных в условиях эксперимента, И. П. Павлов выделил три основные типа высшей нервной деятельности:

  1. возбудимый,
  2. центральный,
  3. тормозной.

У возбудимого типа возбуждения по силе преобладает над торможением, поэтому Павлов назвал его “безудержным” типом. У противоположного типа, наоборот, торможение по силе преобладает над возбуждением. Кроме того, в поведении этот тип проявлял трусость. Это “трусливый”, или “тормозной” тип. У центрального типа возбуждение и торможение по силе одинаковые, уравновешивают друг друга, но характеризуются разной подвижностью. Так, у одних представителей этого типа наблюдается быстрое изменение процессов возбуждения и торможения. Этот тип был назван “живым”, или “подвижным”. У других представителей центрального типа, наоборот, наблюдалось очень медленное изменение процессов возбуждения и торможения. Этот тип был назван “спокойным”, или “инертным”. Сравнивая типы высшей нервной деятельности (ВНД) с типами темпераментов Гиппократа, Павлов пришел к заключению про их полное соответствие. Отмечая это соответствие, Павлов в своих произведениях назвал Гиппократа “греческим гением”, который в беспредельности вариантов человеческого поведения смог высмотреть капитальные черты.

Рассматривая процессы возбуждения и торможения, их силу, уравновешенность и подвижность, Павлов считал, что количество вариантов типов ВНД может равняться 24-м. Это уже говорит о том, что великий физиолог предполагал возможность большей дифференциации отличий между представителями одного типа, иначе говоря, в границах типологической группы. И определенные обстоятельства, о которых речь пойдет ниже, не разрешили И. П. Павлову привести к завершению собственную теорию, которая признана фундаментальной.

Последователями И. П. Павлова, которые приложили много усилий для ориентации его учения в психологическом направлении, были Б. М. Теплов и В. Д. Небылицин. Именно благодаря их усилиям были продолжены исследования по выяснению раздельных по силе процессов возбуждения и торможения у разных индивидов, что дало возможность ввести понятие про общие и парциальные (частичные) свойства центральной нервной системы. Теплов и Небылицин показали роль чувствительности у разных индивидов с разными свойствами нервной системы, как одну из фундаментальных составных в борьбе за существование. В. Д. Небылицин в своих электроэнцефалографических исследованиях установил, что активность, как показатель индивидуальных отличий в поведении людей, зависит от взаимодействия ретикулярной формации мозгового ствола и передних отделов лобной коры головного мозга. К подобным представлениям пришли и английские исследователи Г. Айзенк и Дж. Грей. Они считали, что вариации силы-слабости нервной системы предопределяют соотношение между такими индивидуальными свойствами, как екстраверсия – интраверсия и связаны с особенностями взаимодействия ретикулярной формации с лобной корой. Исследование в этом направлении разрешили П. В. Симонову выделить четыре мозговые структуры в головном мозге животных и человека: лобную кору, гипокамп, гипоталамус и миндалину. С его точки зрения эти четыре мозговых структуры необходимы и достаточны для объяснения индивидуальных отличий между типами темпераментов, выделенных Гиппократом. Так, учитывая функциональное преобладание в разных комбинациях взаимодействия мозговых структур, можно, согласно Симонову, построить типы темпераментов. Если рассматривать пару “лобная кора – гипокамп”, то преобладание функций лобной коры (орган прогноза и предусмотрения) над функциями гипокампа (орган опыта, памяти) дает тип экстраверта. Преобладание функций гипокампа над функциями лобной коры дает тип интраверта. Пара “гипоталамус – миндалина” является мотивационной системой. Поэтому преобладание функций гипоталамуса над функциями миндалины дает тревожность, а преобладание функции миндалины над функциями гипоталамуса дает мотивационную стойкость, или стабильность поведения индивида.

Комбинируя функциональное взаимодействие четырех мозговых структур, можно построить четыре типа поведения индивидов с соответствующими темпераментами. Для удобства введем обозначения:

При функциональном преобладании:
ЛК>ГП
ГС ГП
ГС>МА
получим тип “экстраверт тревожный”, что отвечает типу сангвиника.

При функциональном преобладании:
ЛК МА
получим тип “интроверт тревожный”, что отвечает типу меланхолика.

При функциональном преобладании:
ЛК 760

  • Педагогика 565
  • Психология ребенка 827
  • Общая психология 96
  • Социальная психология 133
  • Проективная техника 85
  • Психотерапия 335
  • Шпаргалки 270
  • Интимно 312
  • Словари 1443
  • Психология управления 89
  • Возрастная психология 64
  • Психология спорта 128
  • Дифференциальная психология 117
  • Хрестоматия 130
  • Психология семьи 81
  • Рефераты Курсовые 199
  • Стимульный материал 49

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.