Системы внутренних органов земноводных нервная система


У земноводных происходят изменения в строении скелета, это позволило им выйти на сушу и передвигаться по ней.

Как и у рыб, скелет земноводных состоит из трёх отделов: скелета головы, туловища и конечностей.

Скелет головы – череп – имеет два отдела (лицевой и мозговой). Они состоят из небольшого числа костей. Лицевой отдел имеет большие размеры, чем мозговой.


Скелет туловища – позвоночник – состоит из четырёх отделов: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой. У лягушки в шейном отделе находится один позвонок, в туловищном – 7, в крестцовом – 1. Благодаря наличию шейного позвонка череп соединён с позвоночником подвижно, но его подвижность очень мала. Животные не могут поворачивать голову, они способны только наклонять её. В туловищном отделе лягушки отсутствуют рёбра и грудная клетка. Хвостовой отдел выражен только у хвостатых земноводных, а у бесхвостых хвостовые позвонки слились в одну косточку, которая лежит в области таза.


Конечности земноводных отличаются от плавников рыб. Они построены по типу простых рычагов, которые соединены между собой подвижно с помощью суставов.

Скелет передних конечностей состоит из скелета плечевого пояса и свободной передней конечности.


Опорой для передних конечностей служит скелет плечевого пояса. Он имеет вид полукольца и лежит в мускулатуре туловища и не соединён с позвоночником из-за отсутствия рёбер. В его состав входят: две лопатки, две вороньи кости (коракоиды), две ключицы и одна грудина.

Передняя конечность состоит из костей плеча, предплечья и кисти.

Скелет задних конечностей состоит из тазового пояса и свободной задней конечности.


Опорой задним конечностям служит тазовый пояс. Он состоит из двух сросшихся тазовых костей.

Задняя конечность состоит из бедра, голени и стопы. У большинства земноводных кисть и стопа состоят из пяти пальцев, на которые животное опирается при передвижении на суше или отталкивается при плавании.

Мышечная система подразделяется на мускулатуру туловища и конечностей. Группы специальных мышц обеспечивают движения конечностей (ходьбу, бег, плавание, прыжки, захват добычи). На голове располагаются опускающие и поднимающие мышцы. У лягушки лучше всего развиты мышцы в области челюстей и конечностей.


У земноводных происходит усложнение в строении опорно-двигательной системы, в ней появляются приспособления к наземному образу жизни. Но она еще далека от совершенства, так как не обеспечивает большого разнообразия движений и скорости передвижения по суше. В скелете земноводных содержится достаточно большое количество хрящевой ткани, поэтому он имеет небольшую прочность, вследствие чего земноводные имеют небольшие размеры.

Пищеварительная система земноводных начинается щелевидным ротовым отверстием, ведущим в обширную ротоглоточную полость, в которой находятся язык и расположенные на челюстях зубы. Зубы участвуют только в удержании добычи и не способны размельчать и пережёвывать пищу. У жаб зубов нет. Ротоглоточная полость переходит в короткий пищевод, который впадает в желудок. От него отходит кишечник, который образует расширение – клоаку – отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки.


Пища быстро переваривается под действием пищеварительного сока и желчи, выделяемых поджелудочной железой и печенью. В ротоглоточную полость открываются протоки слюнных желез, которые смачивают пищу, тем самым облегчая её проглатывание.

Все земноводные – хищники, они питаются подвижной добычей: червями, слизнями, насекомыми, пауками. Наиболее крупные лягушки могут успешно нападать на мелких грызунов, птиц и змей.


Добычу они ищут в воде, на земле, хватают с растений, ловят на лету. Наземные амфибии захватывают пищу с помощью длинного мясистого и липкого языка. Он прикреплён ко дну ротоглоточной полости только передним концом, а задняя часть свободно обращена назад. Он способен быстро выбрасываться вперёд, прилипая к добыче.

Движение языка лягушки


Проглатыванию пищи помогают глазные яблоки, которые перемещаются вниз, при этом они давят на пищевой комок и проталкивают его из ротоглоточной полости дальше.

При низких температурах земноводные длительное время могут обходиться без пищи, так как имеют низкий уровень обмена веществ.

Вследствие того, что земноводные часть жизни проводят в воде, а часть – на суше, у взрослых животных дыхание осуществляют несколько органов: лёгкие, кожа и слизистая оболочка ротоглоточной полости. Личинки дышат с помощью кожи и жабр.

Лёгкие представляют собой парные полые мешки. Их внутренняя поверхность ячеистая. Стенки лёгких покрыты кровеносными сосудами, которые приносят венозную кровь, а уносят артериальную.


Для амфибий характерен нагнетательный тип дыхания, так как они не имеют грудной клетки. Животное набирает воздух в ротолглоточную полость через ноздри, при этом дно ротовой полости опускается. Затем ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается и воздух проталкивается в лёгкие. Удаление воздуха из лёгких происходит благодаря сокращению мышц брюшной стенки и эластичности самих лёгких.


Дыхательная поверхность лёгких небольшая, поэтому дополнительно газообмен происходит через влажную кожу.

Степень участия в газообмене лёгких и кожи различна в зависимости от особенностей местообитания животных. У обитателей сухих мест большая часть кислорода поступает через лёгкие, но кожа играет важную роль в выделении углекислого газа. У водных видов и обитателей влажных мест преобладает кожное дыхание. Некоторые водные амфибии полностью утратили лёгкие и дышат только кожей.

Кровеносная система замкнутая, происходит её усложнение. У большинства видов сердце трёхкамерное: состоит из двух предсердий (левого и правого), которые полностью разделены продольной перегородкой, и одного желудочка.

В левом предсердии находится артериальная кровь (она богата кислородом), а в правом предсердии и желудочке она смешанная.


В отличие от рыб, земноводные и все остальные позвоночные животные, имеют два круга кровообращения: большой, или туловищный, и малый (лёгочный).

По большому кругу кровообращения смешанная кровь из желудочка по артериям движется ко всем органам и тканям. От них венозная кровь по венам поступает в правое предсердие. В него попадает также артериальная кровь, оттекающая от кожи, что позволяет земноводным переходить на кожное дыхание при длительном нахождении под водой. Артерии, несущие более чистую артериальную кровь кровоснабжают голову.


По малому кругу кровообращения кровь из желудочка по артериям поступает в кожу и лёгкие. В лёгких кровь обогащается кислородом и собирается в вены, впадающие в левое предсердие.

Таким образом, при сокращении обоих предсердий кровь поступает в желудочек, где смешивается. Но полного смешения крови не происходит, благодаря наличию перегородок. При выходе из желудочка через артерии артериальная кровь поступает в головной отдел, венозная – в лёгкие и кожу, а смешанная – во все остальные органы и части тела.

Из-за наличия в сердце одного желудочка большинство органов тела недостаточно снабжаются кислородом, получая смешанную кровь. Однако этот недостаток у земноводных компенсируется возможностью жить как на суше, так и длительно находиться в воде.

Органы выделения у земноводных, как и у рыб, представлены туловищными почками. Образованная в почках моча по двум мочеточникам поступает в клоаку, а оттуда в мочевой пузырь, через стенки которого происходит дополнительное всасывание воды в кровеносные капилляры, затем моча вновь поступает в клоаку и выводится наружу.


Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система представлена нервами.


Жизнь земноводных в двух различных средах способствовала развитию у них головного мозга. Он имеет пять отделов: передний, промежуточный, средний, задний (мозжечок) и продолговатый. Передний мозг развит лучше, чем у рыб, он достаточно крупный и разделён на два полушария. Мозжечок развит слабо в связи с несложными, однообразными движениями. От головного мозга отходит 10 пар черепно-мозговых нервов.


Главным источником информации служит орган зрения – глаза. Они приспособлены к работе в воздушной среде и защищены подвижными верхними и нижними веками. Имеют выпуклую роговицу и двояковыпуклый хрусталик, что позволяет видеть предметы на более далёком расстоянии. Земноводные видят только движущиеся объекты. Эта особенность объясняет их питание только подвижными животными.

Орган слуха устроен сложнее, чем у рыб. Появляется среднее ухо. Оно отделяется от окружающей среды тонкой барабанной перепонкой. В полости среднего уха находится одна косточка – стремечко. Одним своим концом она упирается в барабанную перепонку, а другим – в мембрану, которая отделяет полость среднего уха от внутреннего. Среднее ухо усиливает звуковые колебания, что и повышает слуховую чувствительность.


Орган обоняния развит слабее, чем у рыб. Он представлен парными обонятельными мешками, которые открываются наружу ноздрями, а в ротоглоточную полость хоанами. Орган вкуса – язык, осязания – кожа. У личинок и взрослых животных, постоянно обитающих в воде, есть боковая линия.

Земноводные первыми из хордовых приобрели голосовой аппарат, с помощью которого они способны издавать звуки. На горле и по бокам головы самцов у большинства видов амфибий имеются расширения – резонаторные мешки, усиливающие звук. Благодаря этому небольшие по размеру амфибии способны издавать громкие звуки, характерные для каждого вида – кваканье, бульканье, шипение. Эти звуки сообщают, что территория занята, предупреждают об опасности, помогают распознать животных противоположного пола в период размножения


Подведём итог. У земноводных впервые появляются:

· органы воздушного дыхания – лёгкие;

· трёхкамерное сердце и два круга кровообращения;

· амфибии – хищники, питаются подвижной животной пищей, которую схватывают языком или челюстями;

· на суше дышат лёгкими и кожей, в воде – только кожей;

· передний мозг разделен на левое и правое полушария.

Нервная система земноводных

1. В целом сложность поведения амфибий выше, чем у рыб. От головного мозга, имеющего пять отделов, идут десять пар головных нервов. В нем имеется старая кора, или архипаллиум. Имеются развитые большие полушария.

2. Средний мозг несколько меньше, чем у костных рыб. Однако зрение амфибий развито лучше, чем у рыб.

3. Мозжечок у преобладающего большинства бесхвостых и хвостатых невелик, что вызвано довольно простой моторной координацией амфибий.

4. В спинном мозге есть плечевое и поясничное утолщения, от которых отходят пучки нервов к конечностям.

Кровеносная система

1. У земноводных трехкамерное сердце (предсердий два, желудочек один), два круга кровообращения у взрослых особей и один у личинок.

2. Межпредсердная перегородка в сердце есть, но она неполная у отрядов безногих и хвостатых. Внутрижелудочковая перегородка в сердце у земноводных отсутствует.

3. Имеется артериальный конус (как и у некоторых рыб, в первую очередь хрящевых). Функция конуса — толкать кровь от сердца. У амфибий наличие конуса обусловлено отсутствием грудной клетки, массирующей сердце и способствующей движению крови.

4. Именно у земноводных возник красный костный мозг трубчатых костей — еще один орган кроветворения.

Органы чувств

1. Глаза прикрыты двумя веками, верхним и нижним, причем верхнее подвижное. Есть и третье веко, малопрозрачная и мутная мигательная перепонка. Хрусталик не может изменять форму, аккомодация идет только с помощью его перемещений.

2. Впервые в эволюции у земноводных появляется среднее ухо. В нем находится стремечко (слуховая косточка), которое переходит во внутреннее ухо. Задача стремечка — усиление звуковых колебаний. Появился у земноводных и наружный слуховой проход. Между средним ухом и ротовой полостью проходит евстахиева труба.

3. Обоняние у амфибий не играет большой роли.

Опорно-двигательная система

1. Мускулатура высоко дифференцирована — что было вызвано переходом к наземному существованию. Всего у земноводных имеется почти 350 видов мышц.

2. Появились четыре функциональные конечности со сложной системой мощных мышц.

3. Грудной клетки нет. В шейном и крестцовом отделах позвоночника по одному позвонку. В черепе, а именно в затылочных костях, есть два мыщелка, которые образуют суставы с первым шейным позвонком.

Дыхательная система

1. Органы дыхания — легкие, мешкообразная структура, хорошо растягивающаяся, поделенная несколькими перегородками на отсеки. Сокращение мышц дна ротовой полости ведет к вдоху. У земноводных отсутствуют ребра и бронхи.

2. Имеются отверстия между носовой полостью и глоткой — хоаны, внутренние ноздри, которые некогда возникли у кистеперых, научившихся дышать воздухом.

Пищеварительная система

1. Представлена пищеварительным трактом, идущим ото рта к анальному отверстию: большая ротоглоточная полость, укороченный пищевод, желудок, передний отдел кишечника, слабо отграниченный от толстого, прямая кишка, впадающая в клоаку.

2. Интересно, что слюнные железы, выведенные в ротоглоточную полость, продуцируют слизь, которая всего лишь смачивает пищу, не помогая ее переваривать.

3. В проталкивании пищи внутрь принимают участие даже глаза посредством специальных мышц!

4. Язык у подавляющего числа земноводных, в отличие от рыб, уже вполне сформированный. Он имеет разные формы, даже бывает грибовидным, покрыт липкой слизью, предназначенной для ловли насекомых.

5. Мелкие зубы служат лишь для захвата добычи, да и есть они не у всех видов (отсутствуют у жаб): у лягушек имеются зубы только на верхней челюсти.

Размножение земноводных

1. Всем земноводным присуще разделение полов, а многим видам также и половой диморфизм (так, самки тритонов отличаются от самцов окраской).

2. Парные семенники и яичники (имеющие яйцеводы) лежат в полости тела. У самцов нет семяпроводов, семенники, по сути, соединены с почками, и сперматозоиды попадают в клоаку по мочеточникам.

3. У отряда бесхвостых оплодотворение преимущественно наружное, а у безногих и хвостатых внутреннее.

4. Развитие личинки непрямое, идет с метаморфозом. Сначала из икринки появляется головастик, похожий на рыбу не только внешним видом, но и внутренними особенностями: жабры (кожные), единственный круг кровообращения, сердце с двумя камерами и боковая линия.

5. Затем из головастика развивается лягушонок, при этом жабры сменяются легкими, развиваются конечности, а хвостик становится короче. Наконец, третья стадия развития — взрослая лягушка (уже без хвоста). Личинки растительноядные.

Значение земноводных

1. Уничтожают сельскохозяйственных вредителей, а также переносчиков различных заболеваний (личинок комаров и взрослых особей, слизней и др.).

2. Во Франции и в ряде азиатских стран их употребляют в пищу.

3. Лягушки являются традиционным объектом исследования, лабораторными животными для биологов, ветеринаров, медиков.

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда - мастер класс по биологии

Разделы: Биология

Класс: 7

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Оценка педагогической ситуации: Одной из ведущих форм деятельности учащихся 7 класса является поисковая деятельность. Поэтому на уроках для учащихся данного возраста оправдано использование таких познавательных методов как метод моделирования, аналогии, выведения следствий из фактов и эксперимент. Эти методы основываются на активной деятельности учащихся. Тема данного урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель.

Цель: создать условия для овладения учащимися знаний об особенностях организации и работы систем внутренних органов земноводных.

  • продолжить формирование системы представлений о внутреннем строении позвоночных на примере рыб и земноводных;
  • создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов;
  • расширить представление школьников о возможностях метода моделирования и мыслительного эксперимента.

Методы: словесные – по характеру средств преобладающей речевой деятельности, и логические – по способу добывания учебной информации, основанные на логических операциях, наглядные.

Оборудование: медиапроектор, демонстрационные таблицы, раздаточные пособия, презентация.

  • запомнить внутреннее строение земноводных на примере лягушки,
  • научиться сравнивать строение земноводных и рыб,
  • построить схему, показывающую связь органов в организме лягушки и зависимость их строения и функций.

Как вы полагаете, для чего нужно знать строение лягушки? В каком случае эти знания могут пригодиться в будущем во взрослой жизни? (Предполагаемый ответ: для людей, которые выбирают профессию, связанную с изучением животных). Верно, и такой профессией, где требуется знания строения и работы органов животных, является, например, врач, точнее ветеринарный врач.

Вспомните детское стихотворение Корнея Чуковского о таком враче? (Предполагаемый ответ: Айболит)

Конечно, чтобы лечить животных, нужно знать, как устроен их организм. Представляете, как много, наверное, знал о строении и работе разных органов животных Айболит! Ведь у него лечились разные животные. Вспомните, кто? (Предполагаемый ответ: лиса, которую укусила оса, барбос, которого курица клюнула в нос, бегемотики, страусята, акулята, тигрята, верблюжата и др)

Вспомните, как Айболит вылечил зайчика? (Предполагаемый ответ: ему пришили ножки)

Посмотрите, какие чудесные ножки пришил Айболит зайчику.

(Демонстрация рисунка зайчика с человеческими ногами. Смех.)

Но что-то не так?…(Предполагаемый ответ: это не зайкины ноги). Конечно, это шутка. Доктор Айболит должен хорошо знать, кому и какие ноги пришивать.

Но вот представим, что к Айболиту пришла лягушка за советом, стоит ли ей обменять свое сердце на рыбье, двухкамерное, ведь все равно же она живет в воде. Давайте сегодня попробуем представить себя в роли доктора Айболита, и дадим лягушке обоснованный совет.

Пока мы, пожалуй, не можем решить проблему менять ли лягушке сердце или нет. А поэтому я вам предлагаю несколько суждений. Верные из них могут являться ключами к решению проблемы.

Попробуем их найти.

1. Основной орган в любом живом организме, от которого зависит работа других органов, это кишечник.

2. Все органы в организме связаны кровеносными сосудами.

3. Животные, живущие в воде, не нуждаются в кислороде.

4. Кровь транспортирует вещества.

5. Нервная система позвоночных представлена брюшной нервной цепочкой.

6. Движение крови по сосудам обеспечивается работой сердца.

(Верные суждения: 2, 4, 6)

Как можно связать между собой верные суждения?(Предполагаемый ответ: можно выстроить следующую схему)


Давайте упростим схему. Последняя ее часть содержит элементы одной из важнейших систем органов, какой? (Предполагаемый ответ: кровеносная) И с этой системой функционально связаны (Предполагаемый ответ: все другие системы органов)

Корректировка исходной схемы.


Кровеносная система функционально связана с другими системами органов. Какие это системы? Давайте вспомним их функции.

Работа с таблицей – пособием

Снабжает организм необходимыми питательными веществами

Снабжает организм кислородом

Транспортирует по организму вещества

Обеспечивает связь и согласованную работу всех органов

Эти системы характерны для рыб и для лягушки. Они выполняют одинаковые функции у рыб и земноводных.

Но, как вы считаете, будет ли одинаково строение этих систем и почему? (Предполагаемый ответ: отличается в связи с наземным образом жизни)

Раздаточное пособие 1. Строение и деятельность систем внутренних органов

Пищеварительная система состоит из тех же органов, что и у рыб. Широкий рот ведет в обширную ротовую полость. На дне помещается настоящий язык. Он может выбрасываться изо рта и служит для ловли мелких насекомых. Смоченная слюной во рту пища проходит по пищеводу, подвергается действию пищеварительных ферментов в желудке. Далее следует двенадцатиперстная кишка (начальный отдел кишечника). В нее открываются протоки печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. В тонком кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. Питательные вещества всасываются стенками кишечника и разносятся кровью по всем органам и тканям организма. В толстом кишечнике накапливаются непереваренные остатки. Через расширение - клоаку непереваренные остатки пищи удаляются наружу.

Сходство с рыбами

Пищеварительный канал дифференцирован (разделен на отделы).

Имеются слюнные железы и язык.

Кишечник удлиняется за счет дополнительного отдела.

Раздаточное пособие 2. Дыхательная система

Лягушки дышат легкими и кожей. Легкие – небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. Роль насоса при дыхании выполняет ротовая полость, дно которой то опускается, то поднимается. В легких происходит газообмен: кислород поступает в капилляры и кровью разносится по всем органам и тканям, а из капилляров в легкие выделяется углекислый газ, который сюда доставляется кровью от органов и тканей. Легкие у земноводных примитивны: у них мала поверхность соприкосновения капилляров с воздухом. Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа. Газообмен происходит только через влажную кожу.

Сходство с рыбами

Газообмен происходит в легких и коже.

Обмен газами происходит между атмосферным воздухом и кровью.

При дыхании возможно поступление кислорода в капилляры из воды.

Раздаточное пособие 3. Кровеносная система

Сердце - трехкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие приносится кровь от легких, она богата кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в единственный желудочек, где частично смешивается. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: малый, проходящий через органы дыхания, и боль- шой, проходящий через остальные органы.

Сходство с рыбами

Кровеносная система замкнутая, есть сердце.

Строение сердца обеспечивает разделение кровообращения на два круга.

Раздаточное пособие 4. Нервная система

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Почти скрыт сверху полушариями промежуточный мозг. Умеренно развит средний мозг, связанный со зрением. Плохо развит мозжечок. Этим объясняются однообразные движения и малоподвижный образ жизни.

Сходство с рыбами

Нервная система включает спинной и головной мозг, а также отходящие от них нервы.

Передний мозг разделен на два полушария.

Плохо развит мозжечок.

(Демонстрация заполненной суммарной таблицы через медиапроектор. Самопроверка.)

Сходство с рыбами

Пищеварительный канал дифференцирован (разделен на отделы).

Имеются слюнные железы и язык.

Кишечник удлиняется за счет дополнительного отдела.

При дыхании возможно поступление кислорода в капилляры из воды.

Газообмен происходит в легких и коже.

Обмен газами происходит между атмосферным воздухом и кровью.

Кровеносная система замкнутая, есть сердце.

Строение сердца обеспечивает разделение кровообращения на два круга.

Нервная система включает спинной и головной мозг, а также отходящие от них нервы.

Передний мозг разделен на два полушария.

Плохо развит мозжечок.

Мы видим, что строение внутренних органов земноводных изменилось по сравнению с рыбами, отличий больше чем сходства. С чем это может быть связано? (Предполагаемый ответ: переход в наземно-воздушную среду) Вернемся к нашей схеме. На схеме мы видим функциональную зависимость кровеносной системы и др.систем органов. Переход в наземно-воздушную среду способствовал изменению всех систем органов и в первую очередь дыхательной системы, а поэтому изменилась и кровеносная система - у лягушки сердце не похоже на рыбье.

Теперь наших знаний будет достаточно, чтобы смоделировать организм лягушки и понять принцип организации ее сердца в связи с выполняемой в организме работой.

(Построение схемы на доске из отдельных элементов, связывание их друг с другом. Сопровождается рассказом учителя.)


Т. о. благодаря строению и работе сердца у лягушки существует система целесообразного распределения венозной и артериальной крови между легкими, внутренними органами и мозгом.

Рассмотрим теперь вопрос о двухкамерном сердце. (Учащиеся выполняют самостоятельно.) (Предполагаемый ответ: оно получится, если убрать перегородку между предсердиями. В таком случае венозная и артериальная кровь будет смешиваться уже в предсердии. В легкие будет попадать такая же смешанная кровь, как и в мозг. Внутренние органы будут получать меньше кислорода. Активность животного снизится).

Какой же совет мы можем дать лягушке? (Предполагаемый ответ: лягушке нужно сохранить ее трехкамерное сердце)

Подведем итог урока. Сегодня на уроке мы изучили строение систем внутренних органов земноводных на примере лягушки, сравнили ее организм с организмом рыбы.

Дома я предлагаю вам попробовать смоделировать систему работающих органов лягушки в случае нахождения ее под водой. Подумайте, как нужно изменить построенную схему.

1. Занимают водную среду обитания.

2. Имеют два круга кровообращения.

3. Тело покрыто влажной кожей.

4. В предсердии собирается венозная кровь.

5. Газообмен происходит в одном органе.

6. Кишечник снабжается смешанной кровью.


Проверка с комментариями.

Домашнее задание

1) Нет ошибок в работе:

Ответьте на вопрос

Передний мозг лягушки развит лучше, чем у рыб, что связано с поведением животного. Используя собственные наблюдения, источники дополнительной информации, докажите данное утверждение, сравнив поведение рыб и земноводных.

2) 1 или 2 ошибки:

Ответьте на вопросы

Может ли лягушка всю жизнь провести в воде, не выходя на сушу?

Что вы можете посоветовать лягушке, пожелавшей иметь жабры рыбы.

3) 3 и более ошибок:

Еще раз перечитайте текст на раздаточных пособиях.

Попробуйте по памяти восстановить прочитанное и заполнить таблицы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.