Сновидения невротические симптомы и ошибочные действия

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.

Общая характеристика неосознаваемых процессов
Неосознаваемые процессы подразделяют на три большие группы:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий;
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий;
3. Надсознательные процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Неосознаваемые механизмы сознательных действий подразделяют на три группы:
1. Первичные автоматизмы (автоматические действия) и вторичные автоматизмы (автоматизированные действия);
2. Явления неосознаваемой установки;
3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Первичные автоматизмы
Первичные автоматизмы - это врожденные или формируемые в первые годы жизни ребенка действия. К ним относится: мигание, чихание, конвергенция глаз (т.е. умение смотреть двумя глазами в одну точку), ходьба и пр. Первичные автоматизмы не осознаются, а при попытках их осознать действия начинают выполняться с большими ошибками, или вообще не выполняются.
Вторичные автоматизмы или автоматизмы действия называют навыками.
В бихевиоризме утверждалось, что навык формируется путем многократных повторений (механических) одного и того же действия и при этом сознание не играет никакой роли.
В отечественной психологии проблема навыка рассматривалась в работах Бернштейна, который утверждал, что сознание играет основную роль при формировании навыков. Бернштейн считал, что первоначально человек ищет формулу оптимального выполнения действия и все это выполнение находится в фокусе сознания. Затем. по мере повторения легкие компоненты действия переходят на периферию сознания, сложные компоненты остаются в фокусе сознания (пока). В дальнейшем по мере автоматизации действия легкие компоненты переходят в сферу бессознательного, а сложные перемещаются на периферию сознания, в последствии они тоже уходят в сферу бессознательного. Но при необходимости при ошибках в выполнении или изменении условий реализации навыка, он может возвращаться либо на периферию сознания, либо в фокус сознания. Тем самым обеспечивается гибкость и возмодность перестройки навыков.
Явления неосознаваемой установки
Установка - это неосознаваемая готовность реагировать определенным образом. Изучал - Д.Н. Узнадзе. В последствии им была сформирована школа установки.
Узнадзе считал установку досознательной формой психики.
Виды установки:
1. Моторная установка - это неосознаваемая готовность организма действовать в определенном направлении (примеры: готовность руки использовать большие и маленькие предметы; готовность спортсмена на старте);
2. Перцептивная установка - это неосознаваемая готовность воспринимать какую-либо информацию или объект определенным образом. (примеры: выделение значимого сигнала из общего шумового фона; ожидание звонка; смотрение на мир сквозь "розовые очки");
3. Мнемическая установка - (мнема - память) - неосознаваемая готовность запоминать информацию определенного вида. (примеры: больше всего запоминается специфическая профессиональная или очень значимая для человека информация);
4. Мыслительная установка - это стереотипное, клишированное (шаблон) решение проблем, жизненных задач и пр.
Неосознаваемое сопровождение сознательных действий
К неосознаваемому сопровождению сознательных действий относятся:
• невербалика (мимика, жесты, пантомимика, интонации);
• выразительные движения;
• большой класс вегетативных проявлений (покраснение и побледнение кожи, тремор - мелкое подрагивание пальцев, расширение и сужение зрачка, потоотделение);
• добавочные действия.
Данные сопровождения являются хорошими показателями внутренних состояний человека, его скрытых намерений, отношение к партнеру и к предмету общения.
Правильная оценка этих неосознанных сопровождений позволяет избегать возможных конфликтов и повышает эффективность общения и взаимодействия.
Неосознаваемые побудители сознательных действий
К неосознаваемым побудителям сознательных действий в первую очередь относятся неосознаваемые инстинкты и влечения, которые описал З.Фрейд.
С его точки зрения данные инстинкты выступают источником поведения человека, энергетическим аккумулятором всей личности (см. структуру личности и защитные механизмы).
Надсознательные процессы
Надсознательные процессы - это интегральный (обобщенный) продукт длительной сознательной мыслительной деятельности.
В отличии от рациональных мыслительных процессов, надсознательные процессы протекают неконтролируемое время, т.е. для человека не ясно начало и окончание надсознательного процесса.
Еще одной отличительной чертой надсознательного процесса является то, что непонятна форма результата работы надсознательных процессов.
Активация работы надсознательных процессов происходит в следующих ситуациях:
• при возрастных, профессиональных и личностных кризисах;
• при серьезных психологических травмах;
• при решении жизненных проблем;
• в научной деятельности.
Результатами этих процессов может выступать переоценка ценностей, научные открытия, изменение жизненных принципов и проч.

Неосознаваемые психические процессы и их классификация. Бессознательное как предмет психологии: методы изучения, факты, интерпретации.

В первый класс — неосознаваемых механизмов со­знательных действий— входят в свою очередь три раз­личных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных дей­ствий.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через со­знание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые на­зывают иначе автоматическими действиями, вторые — автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врож­денные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более слож­ного действия.

Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неодно­родная картина сознания как бы накладывается на ие­рархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы — наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию со­знания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Свойство любого компонента навыка вновь стать осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возмож­ность его дополнительного совершенствования или пере­делки.

Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, по­пытки их осознать обычно расстраивают действие.

Выработка навыка — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Опыт с оконной рамой.

Объяснение иллюзии надо начать с рассмотрения формы окна. Вы видите, что оно имеет форму трапеции. Основа­на эта иллюзия на очень сильном признаке глубины — линейной перспективе. В чем этот признак состоит? Он хорошо известен: если вы смотрите на уходящие вдаль рельсы, то они кажутся сходящимися, т. е. расстояние между ними кажется постепенно уменьшающимся.

Точно так же если вы смотрите на обычное окно в комнате под углом, то сторона, которая ближе к вам, выглядит большей, а та, которая дальше, — меньшей. Такая связь видимого размера
и удаленности повторялась в вашем опыте многие тысячи раз на очень многих объектах. В результате теперь, когда вы видите одно из двух реально одинаковых тел меньше, то понимаете,

б) явления неосознаваемой устано

Узнадзе. Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в опреде­ленном направлении.

(моторная, перцептивня, умственная).

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное фукциональное значение. Субъект, подготовлен­ный к определенному действию, имеет возможность осу­ществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема.

Эксперимент с шарами. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший — в правую. Испытуемый пра­вильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую — меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объе­мы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд*.

Контрастные иллюзии установки – если все время в левую руку давали больший шар, а когда дали одинаковы шары, то говорит, что в правой руке больший шар.

Ассимилятивными иллюзиями установки – если когда дали одинаковы шары опять говорит, что в левой руке больший шар.

Непосредственные У – к ним относятся У практического поведения.

Опосредованные – сформированы в процессе сознательной психической деятельности: а). индивидуальные – возникшие в процессе собственной деятельности в плане объективации; б) установки, опосредованные чужой объективацией

Объективация – опредмечивание, превращение в объект.

Установки состоят из трех факторов – потребность, среда и система операционных возможностей, обеспечивающих выполнение поведения.

в) неосознаваемые сопровождения со­знательных действий.

в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, ми­мика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, напри­мер, нарисовать график, особенно если они в этом гра­фике не очень уверены.

Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классический объект физиоло­гии. Тем не менее, как я уже сказала, они чрезвычайно важныдля психологии. Важность эта определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, обсуждаемые процессы включены в обще­ние между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуни­кации.

Во-вторых, они могут быть использованы как объек­тивные показатели различных психологических харак­теристик человека — его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется ин­тенсивная разработка так называемых объективных ин­дикаторов (или физиологических коррелятов) психоло­гических процессов и состояний.

Эксперимент Лурии: В основу этого исследования был положен так назы­ваемый ассоциативный эксперимент, предложенный в начал века К. Юнгом для выявления скрытых аффек­тивных комплексов. В таком эксперименте испытуемому обычно предъявляют длинный список слов, на каждое из которых он должен ответить первым приходящим в голову словом.

Лурия спросил испытуемого вместе с произ­несением ответного слова нажимать на очень чувстви­тельный датчик (это была мембрана пневматического барабанчика). Таким образом, словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, ввиду чего методика в целом и получила название сопряженной моторной методики А. Р. Лурии [69].

Эта методика была применена А. Р. Лурией к лицам, которые находились под следствием и подозревались в преступлении.

Неосознаваемые побудители созна­тельных действий.

Фрейд – структура личности Я, сверх – Я, Оно

в психике чело­века существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, зна­ния. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.

Бессознательные представления – действенны, с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух меха­низмов, которые постулирует Фрейд,— механизмов вы теснения и сопротивления.

По мнению З.Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление.

Фрейд выделил три основные формыпроявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т.п.) и невротические симптомы.

Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознатель­ного сильно заряженный очаг и оттуда производят раз­рушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и раз­ряжен — и тогда невроз лишится своей причины.

Пример невротических симптомов по Фрейду

Интерпретация бессознательного К.Г. Юнгом в целом сходна с тем, что понимал под этим Фрейд, однако взаимодействие между сознанием и бессознательным в его интерпретации менее инертное. Он вносит свои поправки. Во-первых, Юнг делит бессознательное на два типа: личное и коллективное. Они подчиняются единым законам, но содержат в себе различные факты.

Личное бессознательное содержит, перечисленные Фрейдом, энергии и конфликты, но, плюс к этому, в него попадают комплексы. Комплексами обозначаются скопления эмоционально заряженных мыслей и чувств, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на все поведение человека. По мнению, Юнга материал бессознательного доступен для сознания, т.е. комплексы могут осознаваться человеком. Таким образом, можно сказать, что комплексы становятся достаточно осознанными мотиваторами, хотя и хранятся в сфере бессознательного. Личное бессознательное для каждого человека индивидуально.

Коллективное бессознательное напротив является общим для всех, в нем отражаются мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и человекообразных предков и являющиеся результатом нашего общего эмоционального опыта. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Архетипы представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Примеры архетипов

Анимус и анима (от лат. anima – душа) — архетипы. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус — исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это — мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима — женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая — вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы.

Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Персона -Наша персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей.

Самость наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость — архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.

бессознательное ведет себя в компенсаторной или комплементарной манере по отношению к сознательному.

Для подобных взаимоотношений есть несколько причин:

1. Сознание обладает порогом интенсивности, которой его содержание должны были достигнуть; таким образом все более слабые элементы остаются в бессознательном.

Сознание, вследствие его направленных функций, осуществляет задержку (которую Фрейд называет цензурой) всего несовместимого материала и, в результате, он погружается в бессознательное.

3. Сознание — это кратковременный процесс адаптации, тогда как бессознательное вмещает не только весь забытый материал собственного прошлого индивидуума, но и все элементы унаследованного поведения, составляющие структуру психики.

4. Бессознательное содержит в себе все комбинации фантазии, которые еще не достигли порога интенсивности, но с ходом времени и при благоприятных обстоятельствах, вероятно, проникнут в сознание.

эти процессы происходят над со­знанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить созна­ние; проходя через сознание отдельными своими участ­ками, они как целое находятся за его пределами.

d. Интегральные продукты длительной сознательной деятельности

e. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

Закон Р.Йеркса – Дж.Додсона устанавливает зависимость между:

a. Направленностью и мотивацией

b. Мотивами и потребностями

C. Работоспособностью и мотивацией

d. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

e. Внутренними и внешними мотивами

Создателем аналитической психологии является:

A. К. Юнг

d. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

c. Неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемые установки, неосознаваемые побудители сознательных действий

d. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

e. Неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемые навыки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Согласно теории З.Фрейда, в психике человека существует три сферы:

a. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

b. Сознание, Я, Ид

c. Эго, Ид, Супер-Эго

D. Сознание, предсознание, бессознательное

e. Сверх – Я, предсознание, Ид

Мотив определятся как:

a. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

b. Цель деятельности

c. Социальный механизм деятельности

D. Опредмеченная потребность

e. Стремление к осуществлению цели

Какое понятие в системе человекознания (по Б.Г. Ананьеву) является интегральной характеристикой человека?

Выберите один ответ:

A. Субъект деятельности

b. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

Одной из ключевых особенностей научных психологических знаний является:

A. Экспериментальное подтверждение

b. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

c. Интуитивный характер знаний

d. Источник знаний – наблюдение

e. Их конкретность

Наивысшая стадия развития поведения животных называется:

a. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

B. Стадия интеллектуального поведения

c. Стадия навыков

d. Стадия предметного восприятия

e. Стадия сознания

С точки зрения психологии, личность — это:

a. Человек как носитель каких-нибудь свойств

b. Человек, как представитель вида Homo sapiens

C. Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих

d. Конкретный человек, пользующийся авторитетом и влиянием в коллективе

e. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

Особенностью психического отражения является:

a. Сохранение внешнего воздействия

b. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

C. Опосредованность и опережающий характер

d. Способность объекта принимать внешнее воздействие

e. Информационный характер

На вопрос о том, как взаимодействует психика и физиология человека правильным ответом является:

a. Психика и физиология не связаны друг с другом, а протекают параллельно друг другу

b. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

c. Психика является эпифеноменом

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

Следующий большой класс неосознаваемых процессов — неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего связаны с именем одного из самых известных психологов XX в., современником В. Вундта, У. Джемса, Э. Титченера, — Зигмундом Фрейдом.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. С 80-х гг. XIX в. работал в области практической медицины. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Одна из первых серьезных научных работ им была опубликована совместно с Й. Брейером в 1895 г. Эта работа была посвящена проблеме происхождения истерии и возможности ее лечения гипнозом. В дальнейшем Фрейд отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал концепцию о структуре личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Учение Фрейда приобрело широкую известность в начале XX в. У него появилось много учеников и последователей, которые впоследствии сами создали целый ряд известных в наше время концепций и теорий.

После окончания медицинского факультета Венского университета Фрейд некоторое время работал в клинике известного парижского психиатра Ж. Шарко, а затем вернулся в Вену и стал работать в качестве практикующего врача. Специализируясь на лечении неврозов, Фрейд увлекся теоретическими проблемами личности, в результате чего разработал особый метод лечения психических заболеваний, названный им психоаналитическим. Следует отметить, что, несмотря на популярность, которую приобрел психоанализ, отношение к этому методу всегда было и остается двойственным. Это вызвано тем, что Фрейд, предлагая детально изучать и анализировать любые факты, связанные с жизнью пациента, многие свои теоретические положения ничем не обосновывает. Подобное отношение к фактам со стороны Фрейда, по мнению людей достаточно хорошо знавших его, объясняется тем, что многие рассматриваемые им проблемы были свойственны лично ему. Между тем Фрейд внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин некоторых действий человека и психических явлений.

Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на одном из сеансов гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Причем перед пробуждением ей была дана установка на то, чтобы она забыла о том, что это внушение было проведено. После побуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Фрейда заинтересовал ряд феноменов:

Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий.

Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает.

В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию.

В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия.

Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов, Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области:

· сознание – к этой категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком.

· предсознание – к этой области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Например, все прекрасно знают теорему Пифагора. Но до того момента, пока ее не упомянают, она не присутствовала в нашем сознании. Вывод - психика значительно шире сознания. Сознание — это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

· бессознательное - область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами:

ü Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна.

ü Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.

Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и при этом оказывают огромное влияние на поведение человека?

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Однако некоторые моменты в теории Фрейда вызывали отрицание даже у его учеников. В том числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного:

ü ошибочные действия,

ü невротические симптомы.

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения:

ü метод свободных ассоциаций - предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

ü метод анализа сновидений - необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его пред­ставлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т.е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

К ошибочным действиям Фрейд относил:

ü забывание определенных фактов, намерений, имен,

ü оговорки и т.п.

Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Заканчивая разговор о неосознаваемых побудителях действий, следует отметить, что теория Фрейда, несмотря на свою противоречивость, все же позволяет понять многие механизмы неосознаваемых действий человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.