Сознание субъективное a нервный процесс

Зачастую при этом происходит смешение понятий как следствие сложности и недостаточной разработанности проблемы в самой философии. Долгие годы разработка про­блемы сознания велась либо в русле идеализма, либо в материалис­тической плоскости. Очевидно, анализ природы сознания должен ориентироваться не на противопостав­ление материального и идеального, а на выявление диалектики их объективной взаимосвязи.

Наиболее общее определение идеального — это субъективный образ объективной реальности. Он является субъективным потому, что у каждого человека имеет индивидуальное выражение, и получает отражение как в формах сознания человека, так и в его деятельности. Идеальное понимается и как факт общественной, духовной, исторической деятельности. Феномен идеального обладает серьезным социальным зна­чением, которое определяется общественным сознанием в различ­ных его формах, культурой и т. п.

Сознание потому и носит идеальный характер, что образы в голове человека не заключают ни одного физического, химического, либо другого материального свойства, именно поэтому сознание не может непосредственно восприниматься со стороны, даже при наличии самых совершенных приборов. Наука и теперь до конца не раскрыла механизм образования идеальных психических образов на базе нейрофизиологических процессов, однако, подход к решению этого вопроса дан современной философией.

Идеальность образа состоит в том, что он не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических, биохимических процессов, которые происходят в мозгу. В процессе идеального отражения в структурах мозга кодируется информация о реальных объектах и процессах. Содержание этой информации, отвлечённое от мозговых процессов, и есть идеальный образ объекта. Следовательно, идеального не существует как самостоятельной, отделённой от материи субстанции. Вместе с тем, оно существует как содержание отражаемой и переживаемой человеком информации об объекте.

Системообразующим понятием для субъективной реальности является сознание. В общих чертах сознание — это способность человеческого мозга к идеальному воспро­изведению действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведе­ния на разных его уровнях. Важнейшими элементами такого воспроизведения выступают знание, эмоции, воля.

Биологические и социальные предпосылки сознания.Фи­лософия, опираясь на результаты естественных наук, на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование осуществлялось по двум направлениям — идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная фи­лософия и богословие.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначаль­ная активность. Материализм в вопросах происхождения и функци­онирования сознания опирается на представление о сознании как субъективном образе объективного мира. При различии подходов между ними есть общее — признание связи психики с сознанием.

В качестве такого более общего свойства, результатом развития которого является сознание, выступает отраже­ние. Под отражениемпонимается процесс и результат взаимодействия систем, при котором особенности одной системы в иной форме воспроизводятся в особенностях другой системы. Так, в результате взаимодействия металлического и пластилинового шариков особенности металлического шара отразятся в пластилиновом через изменение формы последнего. При таком подходе процесс развития материи, который привёл к возникновению сознания, логично рассматривать как процесс развития форм отражения, поскольку сознание тоже есть взаимодейст­вие, но особого рода: в нем отражается окружающий мир в форме психических образов, наделенных информацией и смыслом.

В органической природе возникают две основные специфические формы отражения: раздра­жимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения за­чатков нервной системы у кишечнополостных и кончая высшими жи­вотными с их безусловными и условными рефлексами).

Обращаясь к процессу возникновения биологических предпосылоксознания, отметим, что с возникновением рефлексов отражение приобретает психический характер. Системой безусловных рефлексов – инстинктов организм был чрезвычайно жёстко привязан к своей экологической нише и с изменением окружающей среды был обречён на вымирание. (Великий энтомолог Жан Анри Фабр заметил, что осы - охотницы волокут обездвиженного кузнечика обязательно за усики и щупик; если эти усики и щупик оторвать, осы бросят кузнечика, хотя остаются, например, яйцеклад и ножки, за которые можно было бы ухватиться).

Труд в полном смысле этого слова начинается с изготовления орудий труда у питекантропов и синантропов. Влияние труда на процесс развития сознания осуществлялось в двух направлениях.

Во-первых, труд способствовал развитию анатомии человека, которая приобрела современный вид около 30 – 50 тыс. лет назад: усовершенствовалась рука, усложнение труда привело к увеличению объема и усложнению структуры мозга, прежде всего коры больших полушарий.

Во-вторых, труд заставил перейти к оперированию абстрактными понятиями. С помощью условных рефлексов может быть закреплена в мозгу достаточно короткая цепочка из 5-6 последовательных действий. Её ещё могло бы хватить на изготовление простейших галечных орудий, для обработки которых, как показывают находки двухмиллионнолетней давности в долине р. Омо (Эфиопия), достаточно было 3-10 ударов. Однако уже рубила шелльской культуры требовали для изготовления от 8 до 30 ударов, а для изготовления первых кремниевых ножей эпохи мустье требовалась цепь из 200 производственных актов, сгруппированных в 10-11 операций. Здесь требовалось концентрированное внимание, воля, мышление, стремление к осуществлению поставленной цели. Поэтому без формирования возможности оперирования понятиями труд был бы невозможен.

Огромную роль в развитии сознания сыграл язык. В самом общем виде язык - это определенная система знаков, обладающая значением. Речь есть процесс использования знаков языка, первоначально – для предметов, имеющих наиболее важное значение для человека в ходе общения и трудовой деятельности, а также наиболее часто повторяющихся операций деятельности.

· закрепляет результаты познания мира;

· выступает средством общения между людьми, важнейшим инструментом преемственности культуры;

· является ведущим средством развития мышления и инструментом мыслительной деятельности.

По оценкам филологов, вместе со специальными терминами в русском языке насчитывается до 2 млн. слов. Широко распространённый орфографический словарь русского языка содержит около 104 тыс. слов. В произведениях Данте использовано 5860 слов, в словаре Шекспира – ок. 24 тыс. слов, в словаре А. С. Пушкина – 21 200 слов, из них лишь 720 встречаются свыше 100 раз. По-настоящему культурный человек постоянно стремится к освоению богатств прежде всего родного языка, расширению своего лексикона. Очень хорошо, если будущий социальный работник станет пополнять свою библиотеку разного рода словарями родного языка.

Самосознание.Под осознанием понимается отражение в сознании объективного окружающего мира. Для человеческих знаний характерна осознанность – понимание того, что из себя представляет тот или иной объект, в каких отношениях находится с окружающим миром, каково его значение для познающего человека. Осознание человеком самого себя, своего места в мире ведёт к самосознанию. Существенно, что, отражая действительность, сознание и само входит в понятие действительности, выступая как двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта. Такое свойство сознания раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собствен­ных действий. Это также деятельность самопознания, раскрываю­щая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возмож­ностей человека.

Структура сознания. С точки зрения особенностей отражения окружающего мира в структуре сознания могут быть выделены три элемента, специфическим образом отражающие действительность: знания, воля и эмоции.

Воля – это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. Важно понять, что воля – это именно сознательная устремлённость человека. Нередко человек со слабой волей оправдывается тем, что у него, дескать, слабый характер, и он ничего не может с собой поделать. Однако характер, имея социальную сторону, всё же в значительной мере определяется биологическими особенностями человека. Воля же не является врождённым качеством: умение и способность принимать правильные решения, доводить начатое дело до конца является результатом опыта, знаний, воспитания. При этом в воспитании воли решающее значение принадлежит самовоспитанию.

Эмоции – осознанные переживания. Они занимают важное место в структуре сознания, выражая непосредственное чувственное отношение человека к самому себе, к окружающему миру, к процессу познания. Особое место в структуре этого элемента сознания занимают высшие чувства: патриотический долг, любовь к Родине, сострадание к людям (выступающее важным элементом профессиональной культуры социального работника) и др. Чувства этого рода выражают отношение человека к идеалам добра, красоты и истины.

Характерной чертой рассмотренных элементов сознания является их чётко выраженный осознанный характер. Вместе с тем такой подход к структуре сознания не исчерпывает всего богатства психической жизни человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение, то есть наличие сознания придает человеческому поведению ценностныйиличнос­тный аспект. Наконец, сознание включает в себя творческое начало, откры­вающее человеку возможность преобразования мира, совершен­ствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

Современное философское понимание материи представляет собой плодотворное методологическое орудие для развития естествознания и обществоведения, а также комплекса технических наук, является важной составляющей фундаментального образования специалиста в области социальной работы.

Неотъемлемыми атрибутами материи, формами ее бытия являются движение, пространство и время. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые субстанции, относительно не зависимые от материи, реляционная концепция подчеркивает неразрывность пространства, времени, материи и движения.

Сознание представляет собой продукт длительного развития материи, функцию мозга общественного человека, которая заключается в активно-творческом отражении действительности в форме идеальных образов.

Основные вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность и структуру бытия.

2. Покажите специфику основных видов бытия.

4. Покажите развитие взглядов на материю в истории философии.

5. В чем заключаются особенности современных естественнонаучных представлений о природе материи?

6. Охарактеризуйте философское понятие движения.

7. Каково соотношение основных форм движения?

8. Покажите различие между субстанциональной и реляционной концепциями пространства и времени.

9. Охарактеризуйте сознание как высший уровень духовной деятельности человека.

10. Каковы биологические и социальные предпосылки сознания?

11. Покажите взаимосвязь сознания, осознания и самосознания.

12. Какова структура сознания?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание – функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания. Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции – духовную и материальную.

Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

41. УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи. в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.