Спорт для ребенка со слабой нервной системой

Родители часто задаются вопросом: отчего при схожих условиях обучения и воспитания дети демонстрируют разную успешность? Дело в том, что на эффективность, успешность и вообще поведение детей влияет ТИП их НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.


Русский физиолог И.П.Павлов отмечал, что важнейшей характеристикой нервной системы человека является сила процесса возбуждения. Именно она отражает работу нервных клеток. На данной характеристике основано деление типов нервной системы на подвижный и инертный, сильный и слабый. Их основное различие – в работоспособности, оптимальной лишь в подходящих условиях. Это нужно учитывать педагогам, родителям и психологам: здесь особо важен индивидуальный подход и помощь в использовании сильных сторон ребенка и компенсации слабых.

Типы нервной системы у детей

  • бодр и полон энергии, уверен в себе, в своих знаниях. Иногда даже переоценивает свои возможности;
  • легко усваивает любые знания;

  • способен на протяжении длительного времени сосредоточенно заниматься уроками и любой другой интересной для него деятельностью;
  • легко включается в работу;
  • легко справляется с дополнительными нагрузками;
  • способен готовить уроки не только дома или в группе продленного дня, а и на перемене, в транспорте.


  • необходимо тренировать у ребенка усидчивость, терпение относительно выполнения монотонной, однообразной, лишенной эмоций, возможностей для разрядки деятельности; также необходимо разнообразить его деятельность;
  • разрешать ученику непродолжительные перерывы, изменение видов деятельности;
  • по возможности контролировать выполнение любой поэтапной деятельности ребенка, специально тренировать способность постепенности, последовательности в работе.


  • спокойный, тихий, осторожный, послушный, старательный;
  • эффективно, вдумчиво, с удовлетворением работает при выполнении знакомой деятельности. Способен проводить глубокий, всесторонний анализ и обдумывание учебного материала;
  • легко усваивает хорошо систематизированный материал;
  • при превентивном обучении повышается трудоспособность ребенка.
  • излишне впечатлителен;
  • имеет частые перепады расположения настроения, подавленное состояние в случае неудачи;
  • не может заниматься несколькими видами деятельности;
  • имеет низкую трудоспособность и быструю утомляемость в случае продолжительной работы;
  • недостаточно уверен в себе;
  • недостаточно сосредоточен;
  • чаще всего такой ребенок плохо усваивает знания в классе, на уроке и восполняет пробелы добросовестной, скрупулезной домашней работой, с удовлетворением использует энциклопедии и словари.
  • предоставляйте ребенку достаточно времени на подготовку и обдумывание вопросов, на выполнение и проверку задач;
  • привлекайте ребенка к широкому кругу занятий и давайте ему возможность ощутить свои сильные стороны;
  • широко используйте упорядоченную учебную деятельность;
  • из-за быстрой утомляемости разрешайте делать перерывы для отдыха, другой деятельности, например физические упражнения;
  • по возможности опрашивайте ребенка в начале урока и в начале школьного дня;
  • не заставляйте отвечать новый изучаемый материал;
  • используйте медленный темп умственной деятельности;
  • не сильно критикуйте ребенка в случае неудач.


  • непоседлив, несобран, не может сосредоточиться на уроке. Его постоянно что-то отвлекает, долго не может собраться и приняться за работу;
  • ему скучно заниматься какой-то одной деятельностью;
  • не составляет для себя никаких расписаний и графиков;
  • способен на ходу принимать решения, быстро приспосабливается к новым условиям;
  • нередко отмечается чрезмерной двигательной активностью, поспешностью, нетерпеливостью;
  • имеет живой и яркий язык, его речь быстрая, порой неразборчивая;
  • легко схватывает информацию, может быстро выполнять задачи, мгновенно отвечать на устные вопросы;
  • охотно принимает участие в разнообразной работе, может успешно выполнять задачи в случае высокого темпа деятельности;
  • быстро переключает внимание на новую деятельность, легко переходит к новой работе;
  • отдает предпочтение объяснению нового материала, чем повторению уже пройденного. Чтение приносит ему удовлетворение, если он впервые читает книгу;
  • способен довольно быстро усвоить новый материал, независимо от темпа его представления;
  • не любит что-нибудь обдумывать в спокойной обстановке.


  • спокойный, но может принимать участие в активных играх;
  • сдержан, последователен,
  • впечатлителен, долго помнит неприятности, обиды, неудачи;
  • не способен выполнять разнообразную работу;
  • свободное время такого ребенка часто занято обучениям, он долго выполняет домашнее задание;
  • часто отвлекается на разные мелочи;
  • способен самостоятельно выполнять учебные задания, любит индивидуальную, независимую от класса и учителя работу, которую он может организовать произвольно;
  • активен при повторении пройденного материала, не сразу включается в новую деятельность;
  • любит спокойную рабочую атмосферу;
  • его активность нарастает медленно, но может сохраняться длительно;
  • с трудом отвечает на внезапно поставленный вопрос, нуждается во времени на обдумывание, тщательную подготовку;
  • его речь спокойная, неторопливая;
  • самостоятелен при выполнении задач.
  • с трудом выполняет работу, которая требует скорости и новой формы деятельности;
  • практически не работает на уроке во время опрашивания в быстром темпе;
  • не умеет быстро принимать решения;
  • имеет развитую долгосрочную, а не оперативную память;
  • может высказываемые интересные мысли, если они продуманы заранее;
  • любит заниматься своими делами наедине;
  • часто придерживается принятых стандартов, книжных формулировок, избегает импровизации;
  • любит систематизировать работу;
  • не отвлекаться на другие дела, разговор соседа, реплики учителя пока не закончит выполнение задания.опубликовано econet.ru.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Уверенность в себе, высокая самооценка не передается генетически. Дети формируются в процессе взросления, многое зависит от старшего окружения, родительского воспитания.

Завышенная или заниженная самооценка, степень уверенности в себе гораздо больше зависит не от психологических тренингов, развивающих игр, витаминных комплексов, а от любящей грамотно ведущей по жизни руки родителей, хорошо знающих особенности своего отпрыска.


До 3-5 лет нервная система малышей очень слабая, он беспричинно капризничает, вздрагивает от громких звуков, пугается незнакомых людей. Жизненный опыт формирует самосознание.

Родителям следует приложить немало усилий, чтобы их наследник вступил во взрослую жизнь психически устойчивым, самодостаточным, знающим чего он хочет достичь в жизни, карьере. О том, как укрепить нервную систему и психику ребенка, пойдет речь в этой статье.

Способы укрепления нервной системы и психики

Укрепить ребенку нервную систему помогут:

  • спортивные нагрузки (гимнастика, плаванье, йога);
  • налаженный режим дня;
  • ежедневные прогулки пешком;
  • закалка;
  • спокойная эмоциональная атмосфера в семье,
  • положительные эмоции (устраняющие риск неврозов);
  • полноценное питание;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Что такое уверенность в себе?

Психическая устойчивость, уверенность в себе, означает позитивную оценку собственных способностей, знаний, навыков для достижения желаемой цели. Это отнюдь не самоуверенность, не имеющая под собой объективной основы. Это социальная смелость, небезосновательное умение брать на себя инициативу в решении смелых проектов, благодаря эффективности, а также качеству собственных знаний, умений. Такое свойство личности, как уверенность в себе имеет 3 основных составляющих:

  • чувство силы, права, правоты;
  • поведение, демонстрирующее сильную позицию;
  • решительность в принятии решений.

Взрослые, испытавшие в детстве завышенные требования родителей, проявление разочарования в них, унижения и наказания, должны избегать подобных ошибок по отношению к своим детям.

Как укрепить самооценку – основные правила

Дети любопытны и несколько неуклюжи в силу возраста, он нередко что-то ломают, разбивают, рвут. Малыши до 5 лет не способны воспринимать критику, как надлежит. Не следует слишком строго реагировать, если пострадало платье или обои,
достаточно провести краткую беседу, почему это плохо. Если же шалости становятся опасными для самого малыша или окружающих, нужно доступно объяснить, почему это опасно, найти для него более интересное занятие.

Баловство имеет и позитивные моменты: малыш выплескивает накопившуюся энергию, сбрасывает напряжение. Ему только следует очертить рамки дозволенного, контролировать его действия, было бы неплохо даже поучаствовать в сражении подушками.

Начиная посещать детский сад, затем школу могут забывать свои вещи, домашнее задание, неправильно решать задачи. Не стоит делать из таких невольных ошибок и неудач глобальную проблему, следует научить киндера быть собраннее, внимательнее, делать выводы, чтобы их не повторять.

Для укрепления самооценки, уверенности отпрыска в себе рекомендуется следовать следующим правилам:

Завышенная самооценка делает школьника агрессивным, провоцирует его стремление управлять другими, принижать их достижения, относиться к ним свысока.

Витамины и минералы

На состояние сердечно-сосудистой и нервной системы существенно влияет достаточное количество витаминов и минералов в организме. Их дефицит ухудшает настроение, память, общее состояние. Дефицит Ca проявляется кожным зудом, судорогами, возможны нервные тики.

Стабилизатором НС является Mg, он не вырабатывается организмом, а поступает с продуктами и его дефицит – причина низкой тревожности. Тики и вечерние судороги, боли в мышцах – признаки дефицита магния.

Особенно важен прием витаминов и микроэлементов в сезон простудных заболеваний. Дисбаланс минералов (Ca, Mg, K) может вызвать головные, мышечные боли, нервные тики, эмоциональную нестабильность, нарушение сна. Компенсировать их недостаток можно с помощью витаминно-минеральных комплексов.

Питание и распорядок дня

Маленькие дети — легко возбуждаются, их нервная система несовершенна и находится в стадии формирования. Частая смена настроения (бурное веселье сменяется слезами), неумение долго слушать, сосредоточиться, быстрая утомляемость – свойственны детям. Слабая нервная система у ребенка что делать? С младых ногтей чадо надо приучать к определенному режиму дня. Это не строжайший график закрытого пансионата.

Но подъем, прием пищи, прогулки, дневной сон и ночной отбой должны быть примерно в одно время. Привыкнув, малыш будет соблюдать режим без запретов и угроз, сам организм будет требовать нужные действия. У него будет хороший аппетит, крепкий и здоровый сон, что благотворно скажется на нервной системе.

Полезные для нервной системы продукты, которые следует регулярно включать в рацион ребенка:

  • сливочное масло, творог, кефир способствуют работе нейронов;
  • рыба (жирные сорта) – богата ненасыщенными кислотами, ускоряет развитие НС, полезна для мозга;
  • нежирная говядина богата минералами, микроэлементами (железо, цинк);
  • яйца способствуют развитию мозговых клеток;
  • злаки, фасоль, бобовые — источник белков и углеводов;
  • фрукты (бананы, яблоки, апельсины), ягоды – кладезь витаминов;
  • свежие овощи (сладкий перец, помидоры, капуста);
  • овсянка – клетчатка и витамины.

Родители-веганы не должны навязывать малышу свои табу в питании и лишать его жизненно необходимых для формирующегося организма продуктов животного происхождения. Возможно, он присоединится к вашему мировоззрению осознанно, когда подрастет.

Для укрепления нервной системы растущего организма необходима физическая активность:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • подвижные игры со сверстниками, родителями;
  • физические упражнения (утренняя зарядка и разминки в течение дня);
  • если прогулка отменяется из-за дурной погоды, можно ее заменить массажем с ароматическим маслом;
  • посещение спортивных секций в соответствии с возрастом и предпочтениями ребенка.

Для старших детей, в качестве укрепляющих НС методов прекрасно подойдут плаванье, йога, таэквондо, каратэ, фигурное катание.

Укрепляют нервную систему положительные эмоции: совместный поход на природу, посещение зоопарка, дельфинария, детского спектакля. Тихая, спокойная музыка также благотворно влияет на детскую психику.

Если малыш импульсивный и чрезмерно возбудимый, как успокоить нервную систему ребенка? Чтобы справиться с его нервозностью, не ухудшив ситуацию, следует проанализировать истоки и причины подобного изменения в поведении:

  • Нужно постараться отыскать подсознательный фактор детских слез, капризов, истерик;
  • это может быть недостаток внимания, которое и стремятся получить дети доступным им путем;
  • отпрыск может бунтовать, если принижают его значимость, важность, не считаются с его мнением;
  • самооценка детей хрупкая субстанция. Если родители скупы на похвалу за добрые поступки, но со злости бросают слова, что он ущербный, неуправляемый, то дети ведут себя соответственно;
  • бунтарским поведением, непослушанием может обернуться обычная обида на родителей. Если вы были не правы, несправедливо обидели чадо – извинитесь. Это не принизит ваш авторитет, а научит ваше дитя умению признавать ошибки.

Если изменения в поведении длительны, усугубляются, выходят из-под контроля, нужно обратиться к врачу, так как эта симптоматика может сигнализировать о психическом расстройстве.

Народные средства

Как укрепить нервную систему ребенка 5 лет? Уже в 4,5-5 лет малышей набирают в секции гимнастики, айкидо, танцы.

Спортивные тренировки благотворно влияют на психику гиперактивного малыша, которая до 5 лет еще формируется и ее регуляция — несовершенна. Хороши совместные пробежки с папой, прослушивание классической музыки. Малютке до 5 лет необходим дневной сон.

Благотворно влияют на нервную систему положительные эмоции: совместная зарядка, прогулка в зоопарк, любимые занятия. Легко возбудимому ребенку можно сделать расслабляющий массаж с маслом мяты (лаванды, мелиссы). Если курс массажа (10-15 сеансов) проведет квалифицированный специалист, параллельно обучив основным приемам маму.

В детском возрасте использование синтетических препаратов при нервных расстройствах нежелательно, их может назначить только врач в крайних случаях. Помогут снять эмоциональное перевозбуждение, облегчат засыпание народные рецепты:

  • ромашковый чай – чашка напитка вечером расслабляет и обеспечивает быстрое засыпание и здоровый сон;
  • липовый чай снимет раздражение, поможет успокоиться;
  • салат из листьев пассифлоры против нервозности. Их кипятят 5-10 мин, остужают и делают салат, немного приправленный сахаром.

Прежде чем использовать средства народной медицины для детей надо проконсультироваться у педиатра.


Как сохранить свое здоровье? Кому следует в первую очередь обратить внимание на укрепление нервной системы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.


Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.


Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.


При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.


Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.


При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • бег;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом – регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека – главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.


А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.