Стальные нервы это метафора


  • железные нервы, крепкие нервы


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: внеземной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

  • Люди: парень, латник, истеричка, воин, нападающий
  • Места: зазубрина, торец, подъёмник, корпус, люк
  • Предметы: пластина, нагрудник, шип, наплечник, кираса
  • Действия: лата, удар, заточка, лязг, защемление
  • Абстрактные понятия: напряжение, иннервация, толщина, психика, переутомление
  • С яркостью молнии чувствую, с твёрдостью стали знаю: постоянно-вечно я парень молодой стальных нервов.
  • С яркостью молнии ощущаю-чувствую себя пареньком молодым стальных нервов.
  • С яркостью молнии чувствую себя пареньком молодым стальных нервов.
  • (все предложения)
  • Дьякон не ложился спать с самой смерти Савелия, и три бессонные ночи вместе с напряженным вниманием, с которым он беспрестанно обращался к покойнику, довели стальные нервы Ахиллы до крайнего возбуждения.

СТАЛЬНО́Й , -а́я, -о́е. 1. Прил. к сталь. Стальной слиток. (Малый академический словарь, МАС)

НЕРВ , -а, м. 1. Анат., физиол. Каждый из тончайших отростков-волокон, образующих разветвляющуюся от головного и спинного мозга систему, которая управляет деятельностью организма. Зрительный нерв. Слуховой нерв. Двигательные нервы. (Малый академический словарь, МАС)

СТАЛЬНО́Й , -а́я, -о́е. 1. Прил. к сталь. Стальной слиток.

НЕРВ , -а, м. 1. Анат., физиол. Каждый из тончайших отростков-волокон, образующих разветвляющуюся от головного и спинного мозга систему, которая управляет деятельностью организма. Зрительный нерв. Слуховой нерв. Двигательные нервы.

С яркостью молнии чувствую, с твёрдостью стали знаю: постоянно-вечно я парень молодой стальных нервов.

С яркостью молнии ощущаю-чувствую себя пареньком молодым стальных нервов.

С яркостью молнии чувствую себя пареньком молодым стальных нервов.

  • нерв
  • (ещё ассоциации. )

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.

Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.


Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:

  1. золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
  2. пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
  3. стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.

Определение термина и примеры метафор

Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.


Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:


Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.


Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;


  • Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
  • Человек дождя – герой не от мира сего.
  • Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

    Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

    Разновидности метафор в примерах

    Все метафоры принято делить на несколько видов:


    Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.

    Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:

    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит коноплянник
    С широким месяцем над голубым прудом.

    Метафоры среди нас

    Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:


    Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

    Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

    Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.

    Иллюстрация из интернета

    ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)

    Железный смех упавшего ножа
    Поведает о госте запоздалом.
    Звонок, щенячьей радостью дрожа,
    Зальётся в упоенье небывалом.

    И станет жизнь по-прежнему ясна,
    Когда тебе, нечаянному, рады,
    И в зеркалах, очнувшихся от сна,
    Мелькнут улыбки, облики и взгляды.

    Главное достоинство метафоры в том, что она заставляет активно работать воображение.

    Это привычные всем метафорические обороты речи, ставшие нормой, как и
    нос лодки,
    подошва горы,
    серп месяца.

    Кто жил и мыслил, тот не может
    В душе не презирать людей;
    Кто чувствовал, того тревожит
    Призрак невозвратимых дней;
    Тому уж нет очарований,
    Того змия воспоминаний,
    Того раскаянье грызёт.

    Мастером неповторимых, самобытных метафор был, конечно, С.Есенин:

    О красном вечере задумалась дорога,
    Кусты рябин туманней глубины.
    Изба-старуха челюстью порога
    Жуёт пахучий мякиш тишины.

    Как всё это кончилось быстро!
    Как странно ушло навсегда!
    Как шумно – с надеждой и свистом –
    Помчались мои поезда!

    У талантливых писателей и поэтов она всегда оригинальна, на это обратил внимание Аристотель, сказав:

    Для примера сравним, как с помощью метафор по-разному изображают поэты ночное светило, отражая своё настроение. Вчитайтесь, вслушайтесь, представьте:

    Месяц пилигрим
    Выходит, наг и нищ. (С.Городецкий)
    ***
    Волчье солнце – месяц крутобокий
    В чёрных сучьях мечется, застряв. (В.Луговской)
    ***
    А месяц смотрит с высоты –
    Веков холодный глаз. (В.Брюсов)
    ***

    Особенно оригинальны и необычны образы, конечно, С.Есенина:
    ***
    Прячет месяц за овинами
    Жёлтый лик от солнца ярого.
    ***
    Месяц рогом облако бодает,
    В голубой купается пыли.
    ***
    Даль подёрнулась туманом,
    Чешет тучи лунный гребень.
    ***
    Ягнёночек кудрявый - месяц
    Гуляет в голубой траве.
    ***
    Месяц, всадник унылый,
    Уронил повода.
    ***
    Ковригой хлебною под сводом
    Надломлена луна
    ***
    Рыжий месяц жеребёнком
    Запрягался в наши сани.
    ***
    Золотою лягушкой луна
    Распласталась на тихой воде.
    ***

    Не могу удержаться, чтобы не напомнить пушкинские строки из "Евгения Онегина", в которых тоже упомянуто ночное светило, но. как-то, по-моему, странно:

    Татьяна на широкий двор
    В широком платьице выходит,
    На МЕСЯЦ зеркальце наводит,
    Но в тёмном зеркале одна
    Дрожит печальная ЛУНА.
    Вы улыбнулись и задумались? Вот и я тоже!

    Вообще Маяковский — непревзойдённый мастер метафор, смелых, необычных, окрашенных яркими красками революционного времени:

    На небе, красный, как Марсельеза,
    вздрагивал, околевая, закат.
    ***
    Видите -
    небо опять иудит
    пригоршнью обрызганных предательством звёзд?
    ***
    . с гильотины неба
    головой Антуанетты
    солнце
    покатилось
    умирать на зданиях.

    Приведу примеры оригинальных метафор из лирики Юнны Мориц. У неё

    В облаках сентября
    Намокает заря.
    ***
    Острые гвозди мороза
    В спину войдут — не согнутся.
    ***
    Рассвета розовое дерево
    Шумит надеждами во мне.
    ***
    И губы слов синеют без любви…

    Между прочим, эти размышления тоже построены на яркой и свежей метафоре.
    Среди метафор выделяют

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. О нём рассказ в следующей части.

    К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии "Тропы" выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.

    "Слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство", - говорил Аристотель. По смыслу, по своему назначению эпитет, сравнение и метафора действительно похожи, но у них разная КОНСТРУКЦИЯ. Эпитет всего лишь определяет предмет, используя для определения образную характеристику, данную в переносном (а не в буквальном - информирующем) смысле. Сравнение - это всегда близко стоящая в тексте пара объектов (или действий), которые сравниваются друг с другом явно и недвусмысленно. Автор утверждает их похожесть в чем-то, а вовсе не впадает в какое-то особое, шизофреническое виденье мира, где то, что он описывает, ведет себя странно и. неправильно с точки зрения обычной логики.

    Метафора - это наиболее трудный и самый интересный троп. Часто спорный, особенно для прагматичных поэтов без фантазии, которые тонко и верно чувствуют "ненаучность" высказывания, но не способны воспринять особость поэтической речи - переносного значения сказанного, помогающего создать образ описываемого, а не его конкретные черты.

    МетАфора (перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое.

    Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей "как", "подобно", "словно").

    Метафора - это то, что хотя и передает почти тот же смысл, что и троп "эпитет" или троп "сравнение", но представляет собою совсем другое видение мира, иной способ его описания и ощущения. ЛГ, говорящий метафорами, ничего не сравнивает и ничего не определяет - он именно так видит мир. Он живет в своем собственном поэтическом мире, где все видимое им ведет себя не совсем логично, а иногда . не научно! ))).

    Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:

    "Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ".

    Не сравнивает здесь Никитин ничего и ни с чем - у него все живет своей особой жизнью, в которой облака могут быть в огне, а свет может разливаться по кудрям кустарника. Автор так видит мир и использует такую фигуру речи - метафору.

    Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.

    Сначала обратимся к поэзии конца 19 века - Афанасий Фет "На стоге сена ночью южной":

    На стоге сена ночью южной
    Лицом ко тверди я лежал,
    И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
    КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.

    ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
    Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
    И я, как первый житель рая,
    Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.

    Я ль несся к бездне полуночной,
    Иль сонмы звезд ко мне неслись?
    Казалось, будто в длани мощной
    Над этой бездной я повис.

    И с замираньем и смятеньем
    Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
    В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
    Все невозвратнее ТОНУ.

    Я выделила в тексте те места, где автор не сравнивает, не описывает что-то, а утверждает свое видение мира с помощью переноса одних качеств (или законов природы, явлений. ) на другие. Использованием метафор автор создает образ персонажа - его настроения, ощущений, хода мысли, - именно персонажа, а не самого пейзажа, не красивой картинки с точными подробностями.

    В данном тексте я не выделяла то, что относится не к метафоре, а к сравнению ("как первый житель Рая", "будто в длани мощной. ", "как смутный сон"). Не включены в выделения и такие поэтические рассуждения (но не тропы), как: " Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?", потому что в них автор просто рассуждает - что к чему несётся: здесь дан буквальный смысл, хотя и сказано это образно, красиво.

    И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
    Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
    Своей улыбкою невинной
    В тяжелозмейных волосах.
    Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
    И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
    ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
    О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
    И ты смеешься дивным смехом,
    ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
    И над твоим собольим мехом
    Гуляет ветер голубой.
    И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
    НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
    Твои не вспомнить поцелуи
    На запрокинутом лице?

    В тексте не так много типичных метафор (я их выделила заглавными буквами), но они интересны тем, что связаны общим образом - описывают женщину с "тяжелозмейными" волосами. Кстати, "тяжелозмейные"(как и "запрокинутое лицо", "ветер голубой", "чаша золотая") - это эпитеты, а не метафоры, а вот все остальное выделенное - метафоры, перенос мелькнувшего в чаше вина женского лица, "змеящегося в чаше золотой" на видение живых подвижных струй - змей.

    И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.

    Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.

    Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор, - омертвление живого и оживление неживого (чаще всего абстрактных понятий или города).

    Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:

    Еще одна особенность метафор Маяковского - это их глобальный масштаб, стихийность (потоп, пожар), обилие военных (оружие) и библейских (распятие, потоп) образов. Дело в том, что Маяковский считал революцию полным обновлением мира, после которой мир должен создаваться заново. Огромную роль в этом процессе (сначала разрушения, а затем сотворения) играют, опять же, поэт и слово. Библеизмы и образы стихии встречаются и в метафорах темы любви, которая является не менее важной, чем революция или сотворение мира, и тесно связана с ними.

    " Привяжи меня к кометам ,
    и вымчи,
    рвя о звездные зубья.

    В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.

    Можно сказать, что метафора, в общих чертах, - это перенесение свойств одного предмета или понятия на другое. Поиск и опознавание метафор - это непростое дело. А разумное и точное применение их в своих стихах - еще более трудное занятие. Поэт всегда находится на грани двух одинаково неприятных для него ошибок - рифмовки буквального содержания стихотворения и ухода формы в заоблачные метафоры- ассоциации, понятные лишь автору, но абсолютно не понятные и шокирующие своей странностью читателя - повод для написания пародий.

    Более подробно и на конкретных примерах применения метафор нашими современниками мы поговорим позже - после завершения еще одного - 3 тура конкурсной серии Тропы.


    Добрый день, друзья-читатели и сочинители!

    С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.

    Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.

    Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.

    Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.

    Значение термина

    Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

    Метафора — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.

    Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.


    Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

    Вот пример с объяснением:

    Гуляет ветреный кистень

    По золотому войску нив… (В. Хлебников)

    Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

    Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

    Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)

    В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

    Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).

    – Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

    Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

    Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

    Классификация

    На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.

    Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:

    Я клавишей стаю кормил с руки

    Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)

    Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.

    Вот тут мы подходим к видам метафор.

    По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.

    В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:

    Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,

    И волна, проблистав белизной в вышине,

    Точно конь, распаленный от бега и боя,

    В напряженье предсмертном домчалась ко мне.

    И за нею другие, как белые кони,

    Разметав свои гривы, несутся, бегут,

    Замирают от ужаса дикой погони,

    И себя торопливостью жадною жгут.

    Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-

    И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,

    На песке умирают в дрожании гнева

    Языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт)

    Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:

    Счастье выпало большое,

    Молодежь свое возьмет,

    Прихватив еще чужое. (Е. Запяткин, творящий под псевдонимом ЗЕВС)

    Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.

    Функции

    Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

    Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

    • Эмоционально-оценочная

    Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

    • Номинативная (назывная)

    Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

    • Познавательная

    Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

    • Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

    Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

    История метафоры


    Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.

    Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.

    Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.

    И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.

    Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.

    В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.

    Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)

    для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.

    Сфера применения

    Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.

    Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.

    Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:

    • В каждой бочке затычка.
    • Моя хата с краю.
    • В тихом омуте черти водятся.

    Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.

    В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!

    Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.

    К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.

    Способ обнаружения


    Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

    • Прочитайте текст.

    Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

    • Найдите слова в переносном значении.

    Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

    • Установите, что скрыто за переносным значением.

    Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

    • В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.

    Пригоршнями водяных горошин
    Плещет черноморская
    Волна. (С. Есенин)

    С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

    Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

    Как лампы с абажуром,
    Светятся медузы из воды…

    Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

    • Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.

    Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

    Повседневная польза

    Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

    Моя жизнь — как кадры кинофильма,

    Как еще не снятый сериал.

    Непонятно только, кто всесильный

    Для меня сценарий написал.

    Я снимаюсь только в главной роли –

    Иногда, к несчастью, не в своей –

    В окруженье множества героев

    И эпизодических ролей…

    Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

    Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

    Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

    В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

    • На чужой каравай рот не разевай.
    • Под лежачий камень вода не течет.

    На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

    Ах, как птицы поют – так в неволе не спеть.

    Соловьи, соловьи, я б хотел умереть

    Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))

    В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

    Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

    Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

    Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

    Кузница метафор

    Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

    Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

    Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

    Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

    Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

    Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.


    Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

    Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

    Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

    Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

    Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

    Мне бы только смотреть на тебя,

    Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)

    Как озера, глаза твои синие…

    В тех озерах — такая синь!

    Горизонта теряется линия

    В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)

    И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

    Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.


    Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

    Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)

    Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

    Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!

    В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

    Учись, художник, у него,-

    И если твой талант крупица,

    Соделай с нею чудеса,

    Взрасти безмерные леса

    И сам, как сказочная птица,

    Умчись высоко в небеса,

    Где светит вольная зарница,

    Где вечный облачный прибой

    Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.