Строение нервной системы человека для детей


Конспект занятия по региональному компоненту здорового образа жизни .Конспект занятия "Нервная система человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_sistema_cheloveka.docx 44.19 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 35

г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413855, Саратовская область, г. Балаково, ул.Набережная 50 лет ВЛКСМ д.12

ст.воспитатель Пронина Г.В

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни .

Подготовила старший воспитатель Пронина Г.В.

Цель: Познакомить детей с понятием –нервная система человека.

Расширять знания о своем организме.

Продолжать формировать интерес к познанию своего тела.

Работать над совершенствованием постановки эксперимента.

Учить следить за своим здоровьем.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Беседа об органах чувств у человека.

Если все твои нервы вытянуть в линию один за другим получится 75 км. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

Головной мозг находится внутри черепа. Управляет работой всего тела, произвольными и непроизвольными действиями, и отвечает за способность думать и рассуждать.

Спинной мозг толщиной с ваш мизинец и защищен позвоночником. Он соединяет головной мозг совсем организмом.

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Центральная нервная система контролирует также импульсы, поступающие из внешнего мира через органы чувств. Мы можем слышать, видеть, вдыхать запах, чувствовать вкус, а также распознавать предметы на ощупь. Эти наши свойства называются пятью чувствами. Дело в том, что сигналы от ушей, глаз, носа, рта и кожи передаются в мозг, а он тут же определяет, что мы ощущаем. Благодаря этим пяти чувствам мы распознаем собственные ощущения и познаем окружающий нас мир

Эксперимент :Как работают ваши нервы.

Восп-ль задает вопросы дети на них быстро отвечают.

Что ты будешь делать ?

  1. Ты слышишь свисток.
  2. Тебе жарко.
  3. Ты видишь летящий мяч.
  4. Ты проголодался.
  5. Встретил друга.
  6. Уколешь палец

Нервы –это важнейший передатчик информации.

Я, предлагаю вам проверить скорость вашей реакции.

Восп-ль одной рукой держит линейку за конец с самым большим делением шкалы, а др. секундомер. Ребенок держит свою левую руку внизу. У основания линейки, но не касаясь её.

Вос-ль отпускает линейку и одновременно включает секундомер, ребенок ловит ее.

Повторить эксперемент3 раза на левой и 3 раза на правой руке. и записать время и расстояние на линейке. Сравнить результаты и узнать какая рука реагирует быстрее.

Ребята вы замечали что когда вы сердитесь или расстроитесь очень трудно сосредоточиться .Это происходит потому что ваша нервная система перегружена. Поскольку нервная система очень сложна.ее не так легко вылечить. Все мы должны беречь нервы. То есть хорошо отдыхать Рефлексия:

Ребята , а как вы думаете что еще вредит нашей нервной системе?

(ответы детей: много шума, долгое сидение перед телевизором и компьютером, некоторые напитки, неправильный сон )

Мозг – командир всего тела, мозгом люди думают. Он очень важен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Пищеварительная система.Цель. Создать условия для разви.

Наша иммунная система защищает нас от возбудителей болезней – днем за днем, 24 часа в сутки. Без иммунитета мы бы были беззащитны перед вирусами, грибками и так далее. Он работает без устали, различая.

Занятия об органах дыхания и значения воздуха в жизни человека.

Содержание окружающей развивающей среды и этапы цветового восприятия.

Занятие с детьми по ознакомлению с космическим пространством, как и зачем человек изучает космос,и многое другое дети узнали на занятии.

Организм человека изучают три науки — анатомия, физиология и гигиена. Анатомия изучает строение организма. Физиология изучает функции органов и всего организма в целом.

Гигиена изучает условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Среди трех этих наук самой трудной для понимания, что в школах, что в высших учебных заведениях, традиционно считается анатомия. Бытует мнение, что анатомию можно одолеть только зубрежкой. Зубрить, зубрить и еще раз зубрить! Иначе никак! На самом же деле это не так. Если рассматривать человеческий организм как единую систему, а не набор отдельных органов, то сразу становится ясно, насколько логично он устроен. Нужно не зубрить, а думать — понимать назначение каждого органа, видеть взаимосвязь между органами и системами и т. п. При таком подходе зубрить ничего не придется.

Книга: Анатомия на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям

Строение нервной системы

Строение нервной системы

Строение нервной системы


Центральная нервная система


Спинной мозг выглядит как белый шнур, тянущийся от затылочного отверстия черепа до поясничного отдела позвоночника. Длина спинного мозга у взрослого человека составляет 40–45 см, ширина — от 1,0–1,5 см, а масса равна 35–40 гр. На поперечном разрезе видно, что спинной мозг состоит из двух разновидностей нервной ткани — белого наружного и внутреннего серого вещества.

Цвет нервной ткани обусловлен содержанием белка миелина, вещества образующее миелиновую оболочку аксонов нейронов (нервных волокон). Миелиновая оболочка — электроизолирующая. По аксонам проходит электрический импульс, поэтому без такой оболочки им обойтись нельзя. Так же, как и электрическим проводам нельзя обойтись без изоляции. Миелин имеет белый цвет. В белом веществе его больше, а в сером — меньше.

Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую. Примером спинномозгового рефлекса может служить сгибательный защитный рефлекс, направленный на прекращение контакта с повреждающим раздражителем — отдергивание руки от обжигающе горячей поверхности.

Деятельность спинного мозга контролируется головным мозгом.

Головной мозг располагается в мозговом отделе черепа. Это крупный орган, который весит 1300–1400 грамм. Головной мозг человека состоит из пяти отделов — переднего, образованного большими полушариями, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга.

Продолговатый средний и промежуточный мозг составляют ствол головного мозга. Стволовая часть мозга как шапкой покрыта полушариями головного мозга.

Задний мозг состоит из мозжечка и варолиева моста, соединяющего средний мозг с продолговатым мозгом. От варолиева моста отходят четыре пары черепных нервов.

Мозжечок, будто бы сидящий верхом на варолиевом мосту, обеспечивает координацию движений, их четкость и плавность, сохранение равновесия тела и поддержание тонуса скелетных мышц. Деятельность мозжечка контролируется корой больших полушарий.

Средний мозг расположенный впереди варолиева моста, подобно мозжечку регулирует тонус скелетных мышц, обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, а также обеспечивает ориентировочный рефлекс — реакцию на новизну раздражителя. Когда мы синхронно поворачиваем голову и глаза в направлении источника внезапного шума — это ориентировочный рефлекс.

Промежуточный мозг, верхняя часть ствола головного мозга, является очень ответственным участком. Здесь находится несколько важнейших мозговых центров — центр нейрогуморальной регуляции, центр жажды, голода и насыщения, центр сна и бодрствования, центр терморегуляции. Кроме того, промежуточный мозг регулирует деятельность желез внутренней секреции.

Обратите внимание! В спинном мозге белое вещество находится снаружи, а серое — внутри. В больших полушариях головного мозга обратная ситуация — серое вещество находится снаружи, а белое — внутри.

Множественные борозды и извилины увеличивают поверхность коры больших полушарий. Общая площадь ее составляет 2000–2500 кв. см. Толщина коры 2,5–3 мм. В коре насчитывается от 12 до 18 миллиардов нейронов, которые располагаются в шесть слоев.

Кора головного мозга функционально делится на три зоны: сенсорная зона, получающая информацию от органов чувств и рецепторов, моторная зона, управляющая движениями и ассоциативная зона, связывающая между собой сенсорную и моторную зоны. Ассоциативная зона ответственна за целенаправленное осмысленное поведение. Это самая крупная зона коры головного мозга, у человека она занимает около 75 % коры.

Доли полушарий коры головного мозга


Три крупные зоны, в свою очередь, делятся на мелкие — двигательную, чувствительную, зрительную, слуховую, обонятельную и др. в зависимости от того, какие именно нервные центры там расположены. Нервным центром называют совокупность нейронов центральной нервной системы, участвующих в осуществлении определенного рефлекторного акта или регуляции той или иной функции.

Кора больших полушарий является высшим анализатором сигналов от всех рецепторов организма и местом выработки ответных реакций. Также она является высшим органом координации рефлекторной деятельности и органом приобретения временных рефлекторных связей — условных рефлексов. Условные рефлексы вырабатываются в коре. Кора выполняет ассоциативные функции и обеспечивает психическую деятельность человека.

К психической деятельности относятся все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания — память, мышление, эмоции, речь, поведение и т. д.

Центральная нервная система функционирует как единое целое благодаря наличию в головном и спинном мозге проводящих путей, связывающих различные участки.

Центральная нервная система (ЦНС) – основная часть нервной системы человека. Она состоит из двух отделов: головного мозга и спинного мозга. Основные функции нервной системы –контролировать все жизненно важные процессы в организме. Головной мозг отвечает за мышление, речь, координацию. Он обеспечивает работу всех органов чувств, начиная от простой температурной чувствительности и заканчивая зрением и слухом. Спинной мозг регулирует работу внутренних органов, обеспечивает координацию их деятельности и приводит тело в движение (под контролем головного мозга). Принимая во внимание множество функций ЦНС, клинические симптомы, позволяющие заподозрить опухоль головного или спинного мозга, могут быть чрезвычайно разнообразными: от нарушения поведенческих функций до невозможности осуществлять произвольные движения частями тела, нарушений функции тазовых органов.

Клетки головного и спинного мозга

Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроны и нейроглия.


К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли - ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами. Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название. Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Строение головного мозга

Головной мозг имеет очень сложное строение. Различают несколько больших его отделов: большие полушария; ствол головного мозга: средний мозг, мост, продолговатый мозг; мозжечок.


Рисунок 2. Строение головного мозга

Если посмотреть на головной мозг сверху и сбоку, то мы увидим правое и левое полушария, между которыми располагается разделяющая их большая борозда — межполушарная, или продольная щель. В глубине мозга находится мозолистое тело пучок нервных волокон, соединяющий две половины мозга и позволяющих передавать информацию от одного полушария к другому и обратно. Поверхность полушарий изрезана более или менее глубоко проникающими щелями и бороздами, между которыми расположены извилины.


Рисунок 3. Строение полушария головного мозга

Несколько больших углублений (борозд) делят каждое полушарие на четыре доли:

  • лобную (фронтальную);
  • височную;
  • теменную (париетальную);
  • затылочную.

Теменные доли ответственны за чувство осязания, восприятие давления, боли, тепла и холода, а также за вычислительные и речевые навыки, ориентацию тела в пространстве. В передней части теменной доли располагается так называемая сенсорная (чувствительная) зона, куда сходится информация о влиянии окружающего мира на наше тело от болевых, температурных и других рецепторов.

Височные доли в значительной мере отвечает за память, слух и способность воспринимать устную или письменную информацию. В них также есть и дополнительные сложные объекты. Так, миндалевидные тела (миндалины) играют важную роль в возникновении таких состояний, как волнение, агрессия, страх или гнев. В свою очередь, миндалины связаны с гиппокампом, который содействует формированию воспоминаний из пережитых событий.

Затылочные доли – зрительный центр мозга, анализирующий информацию, которая поступает от глаз. Левая затылочная доля получает информацию из правого поля зрения, а правая – из левого. Хотя все доли больших полушарий отвечают за определенные функции, они не действуют в одиночку, и ни один процесс не связан только с одной определенной долей. Благодаря огромной сети взаимосвязей в головном мозге всегда существует коммуникация между разными полушариями и долями, а также между подкорковыми структурами. Мозг функционирует как единое целое.

Мозжечок – структура меньшего размера, которая располагается в нижней задней части мозга, под большими полушариями, и отделен от них отростком твердой мозговой оболочки – так называемым наметом мозжечка или палаткой мозжечка (тенториумом). По размеру он приблизительно в восемь раз меньше переднего мозга. Мозжечок непрерывно и автоматически осуществляет тонкое регулирование координации движений и равновесия тела.

Ствол мозга отходит вниз от центра головного мозга и проходит перед мозжечком, после чего сливается с верхней частью спинного мозга. Ствол мозга отвечает за базовые функции организма, многие из которых осуществляются автоматически, вне нашего сознательного контроля, такие как сердцебиение и дыхание. В ствол входят следующие части:

  • Продолговатый мозг, который управляет дыханием, глотанием, артериальным давлением и частотой сердечных сокращений.
  • Варолиев мост (или просто мост), который соединяет мозжечок с большим мозгом.
  • Средний мозг, который участвует в осуществлении функций зрения и слуха.

Вдоль всего ствола мозга проходит ретикулярная формация (или ретикулярная субстанция) – структура, которая отвечает за пробуждение от сна и за реакции возбуждения, а также играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, дыхания и сердечных сокращений.

Промежуточный мозг располагается над средним мозгом. В его состав входят, в частности, таламус и гипоталамус. Гипоталамус это регуляторный центр, участвующий во многих важных функциях организма: в регуляции секреции гормонов (включая гормоны расположенного поблизости гипофиза), в работе автономной нервной системы, процессах пищеварения и сна, а также в контроле температуры тела, эмоций, сексуальности и т.п. Над гипоталамусом расположен таламус, который обрабатывает значительную часть информации, поступающей к головного мозгу и идущей от него.

12 пар черепно-мозговых нервов в медицинской практике нумеруются римскими цифрами от I до XII, при этом в каждой из этих пар один нерв отвечает левой стороне тела, а другой – правой. ЧМН отходит от ствола мозга. Они контролируют такие важные функции, как глотание, движения мышц лица, плеч и шеи, а также ощущения (зрение, вкус, слух). Главные нервы, передающие информацию к остальным частям тела, проходят через ствол мозга.

Мозговые оболочки питают, защищают головной и спинной мозг. Располагаются тремя слоями друг под другом: сразу под черепом находится твердая оболочка (dura mater), имеющая наибольшее количество болевых рецепторов в организме (в мозге их нет), под ней паутинная (arachnoidea), и ниже – ближайшая к мозгу сосудистая, или мягкая оболочка (pia mater).

Спинномозговая (или цереброспинальная) жидкость – это прозрачная водянистая жидкость, которая формирует еще один защитный слой вокруг головного и спинного мозга, смягчая удары и сотрясения, питая мозг и выводя ненужные продукты его жизнедеятельности. В обычной ситуации ликвор важен и полезен, но он может играть и вредную для организма роль, если опухоль головного мозга блокирует отток ликвора из желудочка или если ликвор вырабатывается в избыточном количестве. Тогда жидкость скапливается в головном мозге. Такое состояние называют гидроцефалией, или водянкой головного мозга. Поскольку внутри черепной коробки свободного места для лишней жидкости практически нет, возникает повышенное внутричерепное давление (ВЧД).

У ребёнка могут возникнуть головные боли, рвота, нарушения координации движений, сонливость. Нередко именно эти симптомы и становятся первыми наблюдаемыми признаками опухоли головного мозга.

Строение спинного мозга

Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.


Рисунок 4. Строение позвонка и расположение спинного мозга в нем

Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов. Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела. Гибкий, состоящий из костей позвоночный столб защищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками; их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи. Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С), грудной (Th), поясничный (L), крестцовый (S) и копчиковый [1] .

[1] Отделы позвоночника обозначаются латинскими символами по начальным буквам соответствующих латинских названий.

Внутри каждого отдела позвонки пронумерованы.



Опухоль спинного мозга может образоваться в любом отделе –например, говорят, что опухоль обнаружена на уровне С1-С3 или на уровне L5. Вдоль всего позвоночного столба от спинного мозга отходят спинномозговые нервы в количестве 31 пары. Они связаны со спинным мозгом через нервные корешки и проходят через отверстия в позвонках к различным частям тела.

При опухолях спинного мозга возникают нарушения двух видов. Локальные (очаговые) симптомы – боль, слабость или расстройства чувствительности – связаны с ростом опухоли в конкретной области, когда этот рост затрагивает кость и/или корешки спинномозговых нервов. Более общие нарушения связаны с нарушением передачи нервных импульсов через затронутую опухолью часть спинного мозга. Может возникнуть слабость, потеря чувствительности или управления мышцами в той области тела, которая управляется спинным мозгом ниже уровня опухоли (паралич или парез). Возможны нарушения мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника).

Во время операции по удалению опухоли хирургу иногда приходится удалять фрагмент внешней костной ткани (пластинку дуги позвонка, или дужку), чтобы добраться до опухоли.

Это может впоследствии спровоцировать искривление позвоночника, поэтому такой ребенок должен наблюдаться у ортопеда.

Локализация опухоли в ЦНС

Первичная опухоль головного мозга (то есть та, которая изначально родилась в данном месте и не является метастазом опухоли, возникшей в другом месте тела человека) может быть либо доброкачественной, либо злокачественной. Доброкачественная опухоль не прорастает в соседние органы и ткани, а растет, как бы отодвигая, смещая их. Злокачественное новообразование быстро растет, прорастая в соседние ткани и органы, и часто дает метастазы, распространяясь по организму. Первичные опухоли головного мозга, диагностируемые у взрослых, как правило, не распространяются за пределы ЦНС.

Дело в том, что доброкачественная опухоль, развивающаяся в другой части тела, может расти годами, не вызывая нарушения функции и не представляя угрозы для жизни и здоровья пациента. Рост же доброкачественной опухоли в полости черепа или спинномозговом канале, где мало места, быстро вызывает смещение структур мозга и появление угрожающих жизни симптомов. Удаление доброкачественной опухоли ЦНС также сопряжено с большим риском и не всегда возможно в полном объеме, учитывая количество и характер структур мозга, прилежащих к ней.

Первичные опухоли делят на низко- и высокозлокачественные. Для первых, как и для доброкачественных, характерен медленный рост и, в целом, благоприятный прогноз. Но иногда они могут перерождаться в агрессивный (высокозлокачественный) рак. Подробнее о видах опухолей мозга в статье.

Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности. Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела, органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы -нервная клетка(нейрон). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по коротким разветвленным отросткам - дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку - аксону - передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Действует нервная система во много раз успешнее и может неизмеримо больше, чем самый совершенный электронный мозг компьютера.

Нервная система имеет множество функций. Она способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности психики и поведения живого существа.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (например, частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохимических величин крови, (остаточного азота, мочевой кислоты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

В раннем детстве нервная система еще очень незрелая, нейронные связи ограничены (в микроскопе нейрон ребенка имеет веретенообразную форму, в то время как у взрослого выглядит как звездочка). Вследствие этого дети быстро устают, не способны длительное время выполнять деятельность, непоседливые, чувствительны к неблагоприятным воздействиям. Поведение ребенка чрезмерно реактивное, и это свойство еще более усиливается вследствие высокой зависимости показателей психических функций ребенка от окружающей ситуации. Даже незначительное повышение голоса мамы уже может вызвать слезы и обиды малыша. Он очень легко отвлекается и очень трудно потом возвращается к работе. Обратите особое внимание Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает. Малыш особенно быстро устает, если переживает интенсивные эмоции, воспринимает много новых раздражителей, общается с большим количеством людей, глубоко погружается в работу. Признаками усталости является снижение у ребенка интереса к работе, ухудшение показателей внимания, восприятия, памяти, речи, снижение управляемости, ухудшение координации движений и т.д.

Так, дошкольник может вдруг стать неузнаваемым: нарушает правила поведения, хотя давно их усвоил; не может сложить пирамидку, хотя хорошо умеет это делать. Если у взрослого человека усталость вызывает уменьшение количества движений, их амплитуду и силу, то у малыша бывает наоборот: он громко плачет, швыряет игрушки, бегает по комнате, не желая ложиться спать. Нервная система дошкольника созревает очень быстро и после поступления в школу имеет почти такие же показатели, как у взрослого человека. Такие реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением. Ребенку трудно долго усидеть на месте, не двигаясь; выполняя работу, включает несколько последовательных этапов, может возвращаться к продолжению того, что начал вчера. Негативно влияет на малыша изменение привычных условий жизни: он капризничает, теряет усвоенные до этого навыки и умения, будто возвращается в своем поведении на несколько шагов в прошлое. Трудно ребенку сдерживать свои эмоции, особенно в ситуациях, вызывающих страх и тревогу: например, разлука с матерью, посещения врача и т.д.. Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить спокойный и стабильный режим дня, согласие в родственных отношениях.

Динамические свойства психики проявляются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;

  • -- Отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;
  • -- Становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;
  • -- Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает; -- Реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;
  • -- Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения.

Такие проблемы, как капризность, непоседливость, чрезмерная активность или, напротив, заторможенность, вялость, чаще всего обусловлены именно физической неготовностью ребенка к школе: незрелостью нервной системы, ее ослабленностью за счет чрезмерных для ребенка учебных или спортивных нагрузок. У таких детей часто меняется настроение, они раздражительны, могут быть агрессивны или, наоборот, застенчивы. У них часто бывают кошмары, навязчивые страхи (темноты, воды и др.).

При чрезмерных нагрузках и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны семьи у такого ребенка возникают нервно-психические расстройства.

Нервно-психические нарушения проявляются разнообразно: вялость, раздражительность, двигательное беспокойство, нарушения сна, ночное недержание мочи, заикание, тики и др.

Важно с пониманием отнестись к чрезмерно активному (гиперактивному) ребенку. Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания, рассеянны и не знают покоя.

Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается. Только к 6-7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни. Поэтому все дошкольники по своей природе -- гиперактивны. В 4-5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности. Если ваш ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностироватьсиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В дошкольном возрасте, как правило, он не ставится и особого беспокойства не вызывает.

Гиперактивное поведение дошкольника соответствует его возрастным особенностям. Проблемы начинаются в школе. Ребенок отстает в учебе, проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, учителя жалуются на плохое поведение на уроках.

Основных причин у СДВГ две.

Первая -- неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Биологически мозг ребенка здоров, но функционирует он дисгармонично. В данном случае возбуждение распространяется по всей коре больших полушарий, что приводит к тому, что ребенок не может успокоиться, собраться, сконцентрировать свое внимание (не образуется устойчивая доминанта).

Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка. Если же отец и мать заботятся о нем, прислушиваются к нему, откровенно проявляют свою любовь, то СДВГ не приводит к серьезным нарушениям в поведении: ребенок неагрессивен, расслаблен, старается вести себя хорошо.

Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать. Таким детям необходим щадящий режим дня: дневной сон, лечебная физкультура, регулярное питание, длительные прогулки, активные игры. Занятия спортом должны быть умеренными. Учебные нагрузки по подготовке к школе - минимальны. При серьезных расстройствах - исключены. В школе на подготовку домашних заданий должно отводиться не больше часа в день.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.