Строение нервной системы регуляция функций в организме

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов

Элективный курс предназначен для изучения в 10–11-х классах общеобразовательной школы или в классах естественнонаучного профиля и рассчитан на 34 учебных часа: 10 ч – в 10-м и 14 ч – в 11-м классах (1 ч в неделю).

Последовательность разделов и тем программы курса обусловлена логикой развития основных знаний об анатомии и физиологии центральной нервной системы (ЦНС). В курсе представлены сведения о механизмах работы отдельных клеток и формировании на базе этих клеток систем интеграции организма в единое целое. Курс основывается на обязательных учебных предметах и лежит на стыке биологии, химии и физики.

В конце изучения каждого раздела рекомендуется провести зачет или письменную контрольную работу. По завершении изучения курса возможно проведение итоговой конференции.

Цель курса: углубленно изучить строение и функ-ционирование ЦНС и сенсорных систем, механиз-мов управления физиологическими функциями организма человека.

Основные задачи курса:

изучить особенности строения и функции нерв-ной ткани, нервных волокон, нервов, спинного и головного мозга и органов чувств человека;

рассмотреть общие принципы управления процессами жизнедеятельности организма человека и роль ЦНС в регуляции и координации функций;

развивать творческие способности учащихся в процессе проведения самонаблюдений, выполнения лабораторных работ, написания и защиты рефератов;

способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических и медицинских специальностей.

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

лабораторные
и практические
работы

Раздел 1. Общая анатомия и физиология ЦНС

1. Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС. Нервная ткань. Нейроны и их строение

2. Классификация нейронов по выполняемым ими функциям. Нейроглия

3. Нервные волокна и нервы, их строение и типы

4. Нервные окончания и их типы. Рецепторы. Синапсы

5. Возбудимые ткани и их свойства. Проводимость нервной ткани

6. Рефлекс и рефлекторная дуга. Типы рефлекторных дуг. Классификация рефлексов

7. Процессы управления (регуляции) в живых системах

8. Контрольный урок по разделу 1 (тестирование)

Раздел 2. Частная анатомия и физиология ЦНС

1. Строение и функции спинного мозга человека

2. Головной мозг человека. Строение и функции продолговатого мозга, моста и мозжечка

4. Строение и функции большого (конечного мозга)

5. Контрольный урок по разделу 2 (зачет по разделу)

Раздел 3. Анатомия и физиология периферической нервной системы

1. Общие сведения о периферической нервной системе. Спинномозговые черепные нервы

2. Особенности строения вегетативной нервной системы

3. Обобщение знаний раздела 3

Раздел 4. Анатомия и физиология сенсорных систем

1. Понятия органов чувств и сенсорных систем. Значение зрения. Строение глаза человека. Функции органов

2. Строение и функции органов слуха и равновесия человека

3. Строение и функции органов обоняния, вкуса и осязания

4. Контрольный урок по разделу 4 (контрольная работа)

Раздел 5. Эндокринная регуляция физиологических функций

1. Общая характеристика эндокринной системы

2. Гормоны, их свойства и классификация

3. Основные железы внутренней секреции

4. Заболевания, вызываемые нарушениями деятельности эндокринных желез

Итоговая конференция по курсу

1. Общая анатомия и физиология ЦНС

Предмет и задачи курса. Нервная ткань. Нейроны и их строение. Тело нейрона. Функции аксонов и дендритов (восприятие раздражения и проведение нервных импульсов к телу нейрона). Классификация нейронов. Нейросекреторные клетки, особенности их строения и значение.

Нейроглия и ее функциональная значимость. Нервные волокна и нервы. Нервы, их строение, значение и классификация (центростремительные, центробежные и смешанные). Нервные окончания и их деление на группы по функциональному признаку. Рецепторы, их значение и классификация по специфичности воспринимаемого раздражения. Синапсы, их классификация. Возбуждение и торможение в ЦНС. Тормозные синапсы. Возбудимые ткани. Возбудимость – основа жизни. Биоэлектрические явления при возбуждении клетки. Рефлекс и рефлекторная дуга. Принципы рефлекторной деятельности по И.П. Павлову. И.М. Сеченов и
И.П. Павлов – основоположники изучения физиологии головного мозга в России. Классификация рефлексов. Процессы управления в живых системах. Нервная регуляция функций организма человека и ее характерные черты. Элементарная рассудочная деятельность.

Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение нервной ткани.

Лабораторная работа № 2. Наблюдение безусловных рефлексов человека и построение рефлекторных дуг.

2. Частная анатомия и физиология ЦНС

Спинной мозг человека. Общие сведения о спинном мозге. Серое и белое вещество. Центральный канал. Образование и значение ликвора. Передние, задние и боковые рога серого вещества. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Три типа проводящих пучков спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга и их значение. Повреждения спинного мозга.

Головной мозг человека. Общие сведения о головном мозге. Строение и функции (рефлекторная и проводниковая) продолговатого мозга. Варолиев мост и его значение. Мозжечок и его строение. Функции мозжечка и их изменения, происходящие при повреждениях мозжечка. Строение и функции среднего мозга. Промежуточный мозг. Лимбическая система как анатомическое эмоциональное кольцо. Функциональное значение лимбической системы. Строение и функции большого (конечного) мозга. Общие сведения о большом мозге (правое и левое полушария, мозолистое тело, передняя, задняя спайки и спайка свода, кора больших полушарий, базальные ядра). Полюса полушарий большого мозга (лобный и затылочный). Деление полушарий на доли (лобная, теменная, височная, затылочная и островковая) и борозды, их разделяющие. Развитие больших полушарий у зародыша и ребенка. Строение коры большого мозга. Электроэнцефалограмма. Функциональные зоны коры (сенсорные, ассоциативные и моторные) и их роль. Локализация функций в коре больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий.

Лабораторная работа № 3. Изучение строения головного мозга человека.

Лабораторная работа № 4. Изучение безусловных рефлексов продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка.

3. Анатомия и физиология периферической нервной системы

Периферическая нервная система и структуры, ее образующие. Закономерности строения периферической нервной системы. Периферические отделы соматической и вегетативной (автономной) нервной системы и их значение. Спинномозговые нервы. Сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное и крестцовое), их состав и значение. Черепные нервы, их количество (12 пар), деление на двигательные, чувствительные и смешанные.

Особенности автономной (вегетативной) нервной системы. Части вегетативной нервной системы. Значение симпатической нервной системы. Медиаторы окончаний симпатических нервных волокон. Центральный и периферический отделы парасимпатической части вегетативной нервной системы. Двойная иннервация органов и ее значение. Эффекты симпатической и парасимпатической систем в организме человека.

4. Анатомия и физиология сенсорных систем

Органы чувств и сенсорные системы (анализаторы). Шесть видов чувствительности и соответствующие им органы чувств (глаз, ухо, кожа и т.д.). Анализатор и три его анатомических образования (рецептор, афферентное нервное волокно, зона коры). Значение периферической, проводниковой и центральной частей анализатора. Целостность сенсорной системы – необходимое условие ее функционирования. Вклад И.П. Павлова в создание учения об анализаторах.

Значение зрения как важнейшего чувства. Строение глаза человека. Светочувствительный аппарат глаза. Зрительные пигменты и их значение. Восприятие цвета глазом. Дальтонизм, его формы и причины. Бинокулярное зрение, его сущность и преимущества (расширение поля зрения, возможность компенсации повреждения одного глаза за счет другого, снижение эффекта слепого пятна и др.).

Слух и его значение. Строение и функции наружного уха человека. Барабанная перепонка и ее значение. Строение и функции среднего уха. Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и их значение в проведении и усилении звука. Евстахиева труба и ее значение. Строение и функции внутреннего уха. Волосковые клетки и возникновение нервного импульса на них. Строение и функции органа равновесия.

Строение и функции органа обоняния. Обонятельная область носоглоточного пространства. Обонятельные клетки, механизм действия обонятельных клеток. Строение и функции органа вкуса. Виды вкусовых рецепторов и их локализация в ротовой полости. Возбуждение рецепторов веществами, обладающими вкусом.

Кожная чувствительность. Тактильная чувствительность. Строение и функции механорецепторов, холодовых, тепловых и болевых рецепторов.

Общие свойства анализаторов и их характерис-тика.

Лабораторная работа № 5. Изучение функций зрачка.

Лабораторная работа № 6. Изучение функций и свойств органов слуха человека.

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 2002.

3. Биология: Анатомия и физиология человека //
Мультимедийное учебное пособие, 2003.

4. Николе Дж. и др. От нейрона к мозгу. – М., 2003.

5. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия //Виртуальная школа, 2006.

6. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., МГУ, 1997.

Организм людей – это уникальная по своему развитию и контролю система, в которой каждой клетке отведено свое место и роль. В процессе эволюции она непрерывно усложнялась, чтобы добиться преимуществ над остальными представителями природы. Так, гуморальная регуляция – с помощью жидких сред, уже не справлялась со своими обязанностями. Возникла нервная регуляция – с множеством промежуточных нейронов и отдаленных центров контроля. Однако, обе они тесно взаимодействуют для достижения жизненных целей – обеспечения постоянства и безопасности внутренней среды.

Особенности гуморальной регуляции

Механизм гуморальной регуляции функций организма осуществляется с помощью специфических химических соединений – биологических веществ. Они поступают в жидкие среды – кровь, а также лимфу, затем перемещаются к тканям и внутренним структурам. Ведущая роль при этом, безусловно, принадлежит гормонам.


Их вырабатывают особые структурные единицы – железы внутренней секреции. Как правило, они локализуют вдали от контролируемого органа. При этом благодаря гуморальной регуляции осуществляется воздействие сразу на несколько зон организма. К примеру, половое созревание, пищеварение, рост.

Тем не менее, возможности гуморальной регуляции в организме человека ограничены. Ведь она воздействует сравнительно медленно – требуется выработка химических соединений, их поступление в русло крови и достижение подконтрольной области. Действие гормона продолжительное, оно не прекращается даже при значительном снижении его концентрации. В этом основная особенность эндокринной регуляции, что актуально для сохранения постоянства внутренней среды.

В чем же суть гуморальной регуляции, можно понять на примере роста человека. По мере развития плода и формирования внутренних желез секреции, начинается выработка биологических веществ для правильного телосложения. Если гормонов в крови много – вырастет гигант, тогда как при их низкой концентрации – карлик. Приемлемый рост обеспечивается тщательно выверенным самой природой соотношением количества гормона.

То же самое можно отнести к каждой функциональной деятельности – для пищеварения это инсулин, для движения и скорости реакции – адреналин и норадреналин, для репродуктивной деятельности – половые гормоны. Все, даже самые мелкие и, на первый взгляд, незначительные изменения в организме людей, находятся под строгим гуморальным контролем.

Особенности нервной регуляции

В процессе эволюции нервная регуляция сформировалась позже – к этому были необходимы предпосылки. Так, по мнению специалистов, живым единицам уже стало не хватать только гуморальных связей между клетками. Ведь требовалось быстрее передавать получаемую информацию и реагировать на внешние и внутренние угрозы.

У людей все этапы нервной регуляции осуществляются с помощью центральных структур – головного мозга с подкорковыми ядрами, а также периферических образований – нервных сплетений. К примеру, человек опаздывает на работу и видит приближение подходящей ему электрички. Его мозг просчитывает, какое время необходимо для достижения платформы и отдает команды дыхательной, сердечнососудистой системе, а также мышцам конечностей. В итоге опаздывающий человек успевает добежать и впрыгнуть в вагон электрички.

Только нервной регуляцией, конечно, не обойтись. Она отличается нейрогуморальной направленностью. Ведь, требуется и выработка гормонов, и их влияние на функциональные возможности людей.

Взаимодействие систем

Все разнообразие механизмов регуляции функциональной активности человеческого организма специалисты традиционно классифицируют на нервные, а также гуморальные процессы. Тогда как они практически неотделимы и составляют единую систему. Ее задача – обеспечение постоянства внутренней среды организма. Благодаря этому люди приспосабливаются к изменениям извне, и вид получает возможность сохраняться в природе.


И нервный, и гуморальный механизм имеют разнообразные связи на всех уровнях функционирования мозговых центров, а также при передаче сигнальной информации к контролируемым структурам. Так, регуляция функций в организме осуществляется в большинстве случаев с помощью рефлекторной дуги, в которой взаимосвязь между сигнальными молекулами осуществляется посредством гуморальных факторов. В таком качестве выступают нейромедиаторы – особые химические соединения. Именно они корректируют восприимчивость рецепторов и их функциональные возможности.

Однако, гуморальная регуляция организма находится под контролем головного мозга. Он может запускать или замедлять выделение гормонов. Как правило, эти процессы между кровью и мозгом осуществляются на бессознательном уровне. Особенно в дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой системах. В ряде ситуаций требуется сознательный контроль – к примеру, быстро добежать на работу, чтобы не опоздать. Именно в том, как взаимодействуют нервная и гуморальная регуляции, и заключается их единство и эффективность.

Различия

Несмотря на явную взаимосвязь механизмов нервной, а также гуморальной регуляции, на уровне биологической и морфофункциональной единицы они имеют различия. В большинстве своем их разделяют по свойствам:

  • нервная регуляция в отличие, от гуморальной, целенаправленная – импульс перемещается в строго предназначенную зону;
  • гуморальный сигнал – с током крови распространяется по всему организму, а реакция тканей зависит от присутствия молекулярных рецепторов;
  • скорость сигналов выше по нервному волокну, а не в жидких средах организма;
  • время сохранения сигнала в нервной системе короткое, поэтому и реакция контролируемого органа быстрая, тогда как концентрация гормонов сохраняется продолжительный период;
  • изученность нервной регуляции лучше, поскольку она поддается регистрации инструментальными аппаратами, а исследование гуморальных функций затрудненно обширностью подчиненных тканей.

Результатом, как отличий, так и сходства гуморальных и нервных механизмов контроля деятельности внутренних органов является целостность человека, как биологической единицы. Преимущества одной системы компенсируют возможные недочеты другой, однако, ведущая роль принадлежит, все же высшей нервной регуляции.

Гуморальные железы

Внутренние органы, которые выделяют гормональные вещества, локализуются у людей в разных частях тела. Благодаря этому они прицельнее осуществляют гуморальную регуляцию. Так, в основании полушарий головного мозга расположен гипофиз. Сам по себе небольшого размера, он выделяет крайне важные для человека биологически активные соединения. К примеру, гормон роста.


Тогда как контроль концентрации в русле крови возложен на инсулин. Его выделяют особые клетки в ткани поджелудочной железы. При его малом количестве формируется тяжелое своими осложнениями заболевание – диабет.

Двойственное влияние оказывают на организм человека гормоны щитовидной железы. При их чрезмерном выделении развивается гипертиреоз, а при дефиците гипотиреоз. Оба расстройства негативно отражаются на деятельности остальных внутренних органов, а у детей – на интеллектуальном и физическом развитии.

Другими железами гуморальной регуляции являются – паращитовидные клетки, надпочечники, вилочковое образование, а также половые структуры – яичники и яички. Все они тесно взаимодействуют между собой и с центральной нервной системой. Это позволяет человеку адаптироваться и к внутренним изменениям – в периоды полового созревания/угасания, и к внешним факторам – плохая экология, неправильное питание, интоксикации. При сбое в работе гуморальных механизмов, будет наблюдаться усиление работы нервных клеток. При исчерпании компенсаторных возможностей – возникнут различные болезни.

Патологии

Влияние тесной взаимосвязи нервной регуляции с гуморальным контролем человек ощущает на себе лучше всего в непривычных для него условиях – когда требуется приложить больше усилий для выполнения поставленных задач. К примеру, в случае пожара при высокой загазованности воздуха, нагрузка возрастает на дыхательную, а также сердечнососудистую системы. Организм при возрастании концентрации углекислого газа, старается его компенсировать. Если же это не удается, появляются такие заболевания, как бронхит, астма, фарингит хронического течения.

Патологические состояния в сердечной мышце – это часто результат сбоя в выделении гормонов надпочечников, адреналина с норадреналином. При их колебаниях в кровяном русле возникают различные сердечные аритмии, тахикардии, а затем и сердечная недостаточность. Нервная регуляция далеко не всегда справляется с защитной функцией, ведь гормоны длительное время могут сохранять свое влияние на сердце.

Хорошо изучены патологии щитовидной железы. Они приводят к изменениям в обменных процессах. От их концентрации напрямую зависит потребление тканями кислорода. Если их много, то температура тела повышается, усвоение питательных веществ ускоряется, рост тела усиливается. Все эти симптомы характерны для гипертиреоза. Тогда как при замедлении поступления гормонов возникает микседема – повышение массы, тела, апатия, снижение обменных процессов и температуры.

Тяжело протекают патологии репродуктивной системы, если в основе лежат сбои гормонального фона. К примеру, изменяется характер волосяного покрова, телосложения, модуляции голоса, способность к размножению.

Прогноз при заболеваниях гуморального характера во многом будет определен своевременностью обращения человека за медицинской помощью и грамотностью подбора гормональной терапии. В большинстве случаев врачам удается достичь положительных результатов в борьбе за восстановление адекватной регуляции внутренних органов.

Любому человеку приходится постоянно регулировать физиологические процессы в соответствии с собственными потребностями и изменениями окружающей среды. В морозную погоду человек борется с холодом, а входя в теплое помещение — с перегревом организма. Во время обеда значительно усиливается работа органов пищеварения. Бег на лыжах требует усиленной работы мышц ног, а при решении трудной математической задачи необходимо повысить работоспособность мозга. Зато когда человек приляжет отдохнуть, большинство органов и тканей снижают свою активность. Для осуществления этой постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма: гуморальный и нервный.

1. Регуляция функций в организме

Любому человеку приходится постоянно регулировать физиологические процессы в соответствии с собственными потребностями и изменениями окружающей среды. В морозную погоду человек борется с холодом, а входя в теплое помещение — с перегревом организма. Во время обеда значительно усиливается работа органов пищеварения. Бег на лыжах требует усиленной работы мышц ног, а при решении трудной математической задачи необходимо повысить работоспособность мозга. Зато когда человек приляжет отдохнуть, большинство органов и тканей снижают свою активность. Для осуществления этой постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма: гуморальный и нервный.


Гуморальная регуляция является древней формой взаимодействия клеток и органов. Она имеет особенно большое значение для низших организмов. В процессе эволюции животных, по мере усложнения их нервной системы, гуморальная регуляция постепенно дополнялась более совершенными механизмами нервной регуляции.

Нервная регуляция. Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов тела с помощью нервной системы. Нервные влияния всегда предназначаются определенным органам и тканям и распространяются в сотни или тысячи раз быстрее доставки к ним химических веществ.

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно между собой связаны. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние переносимые с током крови химические вещества. Однако само образование большинства химических веществ и выделение их в кровь находятся под постоянным контролем нервной системы. Поэтому регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться ни чисто нервным, ни исключительно гуморальным путем, а всегда является единым нервно-гуморальным способом регуляции.

Отдельные группы клеток, органы и системы органов взаимно влияют друг на друга и обеспечивают важнейшее свойство организма — саморегуляцию всех его физиологических процессов. Например, известно, что частота сокращений сердца зависит от содержания в крови кислорода, который необходим для нормальной работы клеток. Больше всего нуждаются в кислороде нервные клетки головного мозга и мышечные клетки сердца. Как только концентрация кислорода в крови снижается (например, в душном помещении), специальные чувствительные клетки в стенках кровеносных сосудов посылают в мозг нервные сигналы. По нервам, идущим от мозга к сердцу, направляется команда. В результате этого сердце начинает учащенно биться и быстрее проталкивать кровь по сосудам. Значит, к клеткам и тканям поступает больше крови и они получат необходимое для работы количество кислорода. Только надежность процессов саморегуляции обеспечивает поддержание постоянства химического состава и физико-химических свойств клеток тела. Без этого невозможно нормальное существование и даже жизнь организма.

2. Строение нервной системы и ее свойства.

Нервная система подразделяется на две части: центральную и периферическую. В состав центральной нервной системы, входят головной и спинной мозг. Тела нейронов находятся главным образом здесь. Их скопления образуют серое вещество головного и спинного мозга, а скопления их отростков — белое вещество. Серым и белым вещество мозга названо в соответствии с его цветом.


ела нервных клеток могут лежать и за пределами центральной нервной системы, вблизи внутренних органов или в их стенках, образуя здесь нервные узлы. Длинные отростки нейронов собираются в пучки и выходят за ее пределы. Эти пучки носят название нервов. Нервы много раз ветвятся и постепенно превращаются в тонкие волокна, пронизывающие все органы. Таково строение периферической нервной системы.


ак вы знаете, основная единица нервной ткани — это нервная клетка, или нейрон. Нейрон легко возбуждается и с помощью нервных импульсов способен передавать возбуждение другим клеткам. Нервный импульс — это электрическая волна, бегущая по нервному волокну. Проведение нервных импульсов по длинному отростку клетки — важнейшая функция нейрона. Нервный импульс, возникающий в нейроне, пробегает по всей длине отростка. Окончания длинных отростков подходят к другим нервным клеткам, образуя специализированные контакты – синапсы. Синапсы выделяют сигнальные молекулы, которые взаимодействуют с рецепторами клетки, на которую передается возбуждение и в открываются ионные

каналы. Ионы Na + проходят в клетку и вызывают ее возбуждение.Нервный импульс, поступивший по длинному отростку к следующей нервной клетке, может вызвать в ней либо возбуждение, либо торможение. Если нейрон возбужден, в нем возникает свой нервный импульс, который, добежав до окончания длинного отростка, может возбудить целую группу следующих нейронов, находящихся с ним в контакте. А волокна, входящие в состав нервов, несут импульсы к мышцам и железам.


ряде случаев нервный импульс, не добравшись до соседнего нейрона, не только не возбуждает его, а, наоборот, временно затрудняет развитие в нем возбуждения или даже угнетает его. Этот процесс называют торможением нервной клетки. Торможение не позволяет возбуждению беспредельно распространяться в нервной системе. Благодаря взаимодействию возбуждения и торможения в каждый момент времени нервные импульсы могут формироваться только в строго определенной группе нервных клеток. Этим обеспечивается координированная деятельность нервных клеток. Возбуждение и торможение являются двумя важнейшими процессами, протекающими в нейронах. Все нервные клетки по их функциям можно разделить на три типа: чувствительные, вставочные и исполнительные. Чувствительные (сенсорные) нейроны передают в мозг нервные импульсы от органов зрения, слуха и др., а также от внутренних органов. Большая часть нейронов мозга относится к типу вставочных. Это их тела образуют основную массу серого вещества мозга. Они как бы вставлены между чувствительными и исполнительными нейронами, осуществляя связь между ними. Исполнительные нейроны формируют ответные нервные импульсы и передают их мышцам и железам.

Основные термины и понятия:

Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. Саморегуляция. Нервный импульс. Возбуждение. Торможение. Виды нейронов. Синапс. Серое вещество. Белое вещество. Нервы.

Карточка у доски:

Особенности гуморальной регуляции:

Особенности нервной регуляции:

Центральная нервная система представлена:

Периферическая нервная система представлена:

Нейроны, проводящие нервные импульсы в ЦНС называются:

Нейроны, проводящие нервные импульсы от ЦНС называются

Нейроны, проводящие нервные импульсы от одного нейрона к другому называются:

Тела нейронов, находящиеся за пределами ЦНС образуют:

Пучки отростков нервных клеток, окруженные общей оболочкой называются:

Серое и белое вещество нервной ткани образованы:

Карточки для письменной работы:

Особенности нервной регуляции.

Особенности гуморальной регуляции.

Чем представлена центральная и периферическая нервная система.

Дайте определение или раскройте понятие: Нервная регуляция. Гуморальная регуляция.. Нервный импульс. Чувствительный нейрон. Двигательный нейрон. Серое вещество. Белое вещество. Нервы.

Компьютерное тестирование:

**Тест 1. Для гуморальной регуляции характерно:

Химические вещества разносятся кровью по всему организму и действуют на органы-мишени.

Осуществляется независимо от нервной системы.

Появилась позже нервной регуляции.

**Тест 2. Для нервной регуляции характерно:

Нервный импульс проводится к определенному органу.

Осуществляется независимо от эндокринной системы и гуморальной регуляции.

Появилась позже гуморальной регуляции.

**Тест 3. Центральная нервная система представлена:

Нервными узлами между внутренними органами и в самих органах.

**Тест 4. Периферическая нервная система представлена:

Нервными узлами между внутренними органами и в самих органах.

Тест 5. От центральной нервной системы импульсы проводятся:

По чувствительным нейронам.

По вставочным нейронам.

По двигательным нейронам.

По всем трем видам нейронов.

Тест 6. К центральной нервной системе импульсы проводятся:

По чувствительным нейронам.

По вставочным нейронам.

По двигательным нейронам.

По всем трем видам нейронов.

Тест 7. От одного нейрона к другому импульсы проводятся:

По чувствительным нейронам.

По вставочным нейронам.

По двигательным нейронам.

По всем трем видам нейронов.

Тест 8. Тела нейронов, находящиеся за пределами ЦНС образуют:

Все перечисленные структуры.

Тест 9. Пучки отростков нервных клеток, окруженные общей оболочкой называются:

Тест 10. Верные суждения:

Серое вещество нервной ткани образовано нервами.

Серое вещество нервной ткани образовано нервными отростками.

Серое вещество нервной ткани образовано телами нейронов.

Белое вещество нервной ткани образовано телами нейронов.

Белое вещество нервной ткани образовано отростками нервных клеток

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.