Связь темперамента с высшей нервной деятельностью

Уравновешенность - неуравновешенность.

Сила - слабость.

Физиологический подход к изучению темперамента.

Теория связи свойств нервных процессов, выполняющих доминирующую и управляющую роль в организме предложена И.П. Павловым.

Он считал, что сочетания основных свойств нервных процессов образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы в деятельности и поведении человека.

Исследования высшей нервной деятельности животных и человека установили, что нервная деятельность осуществляется в результате возбуждения и торможения.

Возбуждение – процесс приводящий организм в деятельностное состояние.

Торможение – процесс приводящий к временному прекращению или ослаблению деятельностного состояния организма.

Основные свойства нервных процессов возбуждения и торможения.

Сила – работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение.

Сила возбуждения – способность выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения –функциональная работоспособность нервнойсистемы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций (угасание, дифференцировка).

Уравновешенность – равновесие процессов возбуждения и торможения. Уравновешенный человек ведет себя спокойно и собрано в любой обстановке, работает равномерно, без взлетов и падений.

Подвижность – инертность.

Подвижность –характеризуется быстрым протеканием нервных процессов, быстрой и легкой сменой процесса возбуждения процессом торможения. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот. Особенностью малоподвижной (инертной) нервной системы – медленное протекание основных нервных процессов и затрудненность их взаимной смены.

Чем более инертна нервная система, тем больше времени и усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Тип нервной системы
Сильный Слабый
Неуравновешенный (с преобладанием возбуждения) Уравновешенный
Подвижный Инертный

Классификация типов высшей нервной деятельности.

1. Наблюдению доступны деятельность и те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток.

2. Темперамент –проявлениетипа высшей нервной системы.

3. Тип нервной системы –врожденное свойство, которое может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.

4. На основе каждого типа нервной системы формируются различные системы условных нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы.

5. Тип нервной системы определяет подвижность психических процессов, устойчивость, но не определяет ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе индивидуальной жизни, в процессе воспитания.

В 50-е годы учениками Павлова описаны еще два свойства нервных процессов:

Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Динамичность – легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность) условных рефлексов.

Академик И. П. Павлов изучал темперамент, ориентируясь тип нервной системы и выделил следующие типы:

Структурные компоненты темперамента.

Исследования В.Д. Небылицына показали наличие трех структурных компонентов темперамента: общая активность индивида, моторика, эмоциональность.

Общая активность индивида - стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней деятельности

Проявления общей активности индивида:

-стремление к продолжению начатой деятельности;

-энергичности производимых действий;

- выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью;

- разнообразии производимых действий, скорости их варьирования;

- скоростных характеристиках реакций и движений (темп, скорость движений).

Противоположностью активности является пассивность –отсутствие активности или значительное ее снижение.

Существует связь активности с реактивностью.

Реактивность – уровень интенсивности реакций, как ответ на определенные раздражители. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида.

Высокореактивные индивиды характеризуются пониженной активностью.

Низкореактивные – характеризуются большой активностью.

Сравнение низкореактивных и выскореактивных индивидов.

Низкореактивные индивиды Выскореактивные индивиды
Экстраверсия Интроверсия
Подвижность высокая Подвижность низкая
Низкая скорость образования условных реакций Высокая скорость образования условных реакций
Активное устранение рассогласования между субъектом и средой Приспособление к среде
Примерное соответствие уровня притязаний уровню выполнения задачи (реалистичность притязаний) Уровень притязаний необоснованно ниже (или, реже выше) уровня выполнения задачи (неадекватность притязаний)
Стабильная самооценка Плавающая самооценка
Преобладание главных действий над вспомогательными Преобладание вспомогательных действий над главными
Более высокая выносливость в стрессе Менее высокая выносливость в стрессе
Низкая тревожность Высокая тревожность
Низкая сенсорная чувствительность Высокая сенсорная чувствительность
Малая подверженность утомлению Повышенная утомляемость
Непрерывность однородных действий Поочередность выполнения действий.
Низкая обучаемость, стремление к самообразованию, самодостаточность Высокая обучаемость, пониженное стремление к самообразованию, стремление учится у других людей.
Склоность к логическому познанию Склоность к чувственному познанию
Предпочтение устной речи Предпочтение письменной речи
Предпочтение профессий с высоким физическим и социальным риском Предпочтение профессий вне физического риска.
Тенденция к формированию высокой активности личности Тенденция к формированию низкоактивирующих характеристик личности.

Двигательный моторный компонент темперамента –к нему относятся качества, связанные с функцией двигательного аппарата: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда, речевая моторика.

Эмоциональный компонент темперамента – комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

Индивидуальные особенности ВНД обычно обусловлены не каким-то одним свойством, а их совокупностью. Они могут быть по-разному выражены в каждом конкретном человеке или животном, но некоторые сочетания проявляются наиболее часто. На основе этих наиболее часто встречающихся сочетаний свойств нервной системы Павлов предложил свою классификацию типов ВНД.

Тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы) — это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.

  • 1) сильный, неуравновешенный (безудержный);
  • 2) сильный, уравновешенный, инертный (медлительный);
  • 3) сильный, уравновешенный, подвижный (живой);
  • 4) слабый.

В соответствии с этими типами ставились четыре темперамента, описанные еще в античности:

  • • холерический;
  • • флегматический;
  • • сангвинический;
  • • меланхолический.

У людей и животных слабого типа плохо развиты оба процесса (и возбуждение, и торможение). Такие животные (в экспериментах Павлова — собаки) обычно суетливы, все время озираются, останавливаются. Такое поведение связано с тем, что любое раздражение оказывает на них чрезвычайное воздействие, продолжительные или сильные раздражители быстро вызывают у них перевозбуждение и истощение (запредельное торможение). Естественно, слабые животные различаются между собой и по другим свойствам, но на фоне общей слабости эти различия оказываются несущественными, и их относят всех к одному типу, который у людей соответствует меланхолическому темпераменту.

Сильные неуравновешенные животные составляют отдельный тип, который аналогичен холерикам у людей. У сильных собак неуравновешенность выражается в том, что у них возбуждение сильнее торможения, поэтому при большой нагрузке у них может происходить срыв деятельности. Чаще всего это животные агрессивные, боевые, безудержные.

Сильные уравновешенные бывают живые (быстрые, соответствуют сангвиникам) и спокойные (медленные, соответствуют флегматикам). Относят их к одним или другим в зависимости от того, быстро или медленно происходит у них смена возбуждения и торможения.


Рис. 11.3. Соотношение между свойствами нервной системы, общими тинами ВНД и типом темперамента у человека

В результате исследований отечественных ученых школы Теплова и Не- былицына (Г1. С. Гуревич, Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо и др.) было предложено выделить дополнительные свойства нервной системы: лабильность, динамичность и др.

Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Динамичность — свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. От динамичности зависят скорость и успешность первичного приспособления индивида к новым условиям.

Выделенные в исследованиях на животных типы ВНД И. П. Павлов считал общими у человека и животных. Кроме того, им была предложена классификация специфически человеческих типов ВНД, основанная на соотношении сигнальных систем:

  • 1) художественный (преобладание первой сигнальной системы);
  • 2) мыслительный (преобладание второй сигнальной системы);
  • 3) средний.

Представители художественного и мыслительного типов ВНД отличаются рядом особенностей (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Особенности мыслительного и художественного типов ВНД

Слабость и инертность нервных процессов

Сила и лабильность нервных процессов

Инактивированность нервной системы

Лктивированность нервной системы

Большая активность левого полушария

Большая активность правого полушария

Высокие интеллектуальные способности

Более положительный эмоциональный фон

П есс имизм меланхол и чес кого темперамента

Преимущества в вербальных функциях

Более развиты конкретно чувственные формы мышления

Повышенный контроль, ответственность

Трудности в произвольной регуляции

Для того чтобы определить, к какому типу по этой классификации относится человек, можно использовать результаты теста на интеллект (преобладает вербальный компонент — мыслительный тип, преобладает невербальный — художественный). Кроме того, разработана специальная методика для диагностики мыслительного и художественного типов ВНД человека.

Дальнейшие исследования школы Теплова — Небылицына, обнаружившие сложный и многомерный характер свойств нервной системы, показали упрощенность павловской классификации общих типов ВНД, одновременно создав предпосылки для выработки нового представления о физиологических основах индивидуально-психологических различий человека. Положение о специфически человеческих типах ВИД находит подтверждение в современных психофизиологических исследованиях функциональной асимметрии мозга.

В настоящее время считается, что тип ВНД — это природная особенность организма, но в то же время он не является чем-то совершенно неизменным. Тип ВНД может развиваться и в какой-то мере меняться под влиянием воспитания (например, можно путем тренировки укрепить тормозные процессы). Существуют также и возрастные изменения нервных процессов.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами. Физиологической основой типа ВНД является различное сочетание трех основных свойств возбуждения и торможения: силы, уравновешенности и подвижности. Тип ВНД представляет собой сплав врожденных и приобретенных особенностей нервной системы, влияющий на формирование индивидуальных различий, способностей и характера человека.

Выделяют четыре основных типа ВНД, общих для человека и животных:

1) сильный, уравновешенный, живой (подвижный);

2) сильный, уравновешенный, медленный (инертный);

3) сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый;

Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Соответственно четырем основным типам ВНД различают четыре вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Как остроумно отмечает Н.М.Карамзин, «художники-поэты изображают темперамент таким образом:

Сердитый человек, который поднимает вверх голову и берется рукою за меч, представляет холерический темперамент. Подле него сидит петух.

Прекрасно одетый, веселый юноша, увенчанный цветами и держащий в руке большой кубок, есть сангвиник. Вокруг его разбросаны маски и музыкальные орудия, а подле него на розе сидит бабочка.

Толстый человек, с обрюзглым лицом, с большим брюхом и сонными глазами, лежащий на постели, в худом платье и в колпаке, есть символ флегматического темперамента. Подле него сидит черепаха.

Пожилой человек с печальным лицом, который одною рукою облокотился на стол, а другою держит кинжал, изображает меланхолика. Над ним порхают летучие мыши; у ног его лежат мешки с деньгами.

Ранее указанные типы ВНД в своем крайнем выражении едва ли существуют, это собирательное название теоретически возможных типов ВНД. Оказалось, что ограничиться четырьмя типами нельзя, поэтому стали выделять промежуточные типы.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Оказалось, что тип нервной системы является физиологической основой, на которой формируются особенности темперамента и характера ребенка. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет намного труднее.

Еще менее от свойств типа нервной системы зависит формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов ВНД.

Таким образом, нельзя тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.).

Следовательно, темперамент определяется типом ВНД и жизнедеятельностью, опытом человека. Поэтому И.П.Павлов считал, что темперамент есть сплав генотипа и фенотипа. Темперамент необходимо четко отличать от характера, формирующегося в результате воспитания. Характер представляет собой совокупность относительно устойчивых психических свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

Формирование типов ВНД у детей и подростков.Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и типов ВНД в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД.Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Как было сказано, типологические свойства человека ни в коей мере не характеризуют его мировоззрение, убеждения, взгляды и интересы. Кроме этого, они не являются показателями его ценности как личности. Нет плохих типов ВНД, и правильно организованная педагогическая работа с учащимися любого типа нервной системы способствует их полноценному развитию и позволяет добиваться им одинаковых успехов во многих видах человеческой деятельности. Исключение составляют лишь те виды деятельности, где требуются специфические физиологические качества человека. Например, специальность летчика требует от человека чрезвычайно быстрой реакции, и люди с инертными нервными процессами вряд ли подойдут для такой работы.

Свойства нервной системы, по мнению Б.М.Теплова, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие. Поэтому, основываясь только на поверхностном наблюдении, нельзя с полной уверенностью сказать, что та или иная особенность в поведении ребенка связана с типологическими особенностями его ВНД. Необходимо всегда допускать и вторую возможность – ее связь с воспитанием. Например, невыдержанность ребенка может быть связана и с преобладанием возбудительного процесса и просто с плохим воспитанием. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо длительное и внимательное наблюдение за учеником. Только на основе всестороннего изучения психологических и физиологических особенностей детей и подростков возможна оптимальная организация педагогических воздействий.

Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. Например, некоторые дети отличаются подвижным вниманием и на уроке легко переходят от одного вида работы к другому. Им доставляет удовольствие работа, наполненная множеством разных дел. Учащимся инертного типа ВНД трудно начать выполнение задания, но нередко также и трудно отклониться от него и перейти к очередному виду работы. Они постоянно погружены в свои мысли и не сразу понимают обращенный к ним вопрос и т.д.

Следует помнить о том, что на картине поведения медлительных детей, кроме проявления особенностей типа ВНД и темперамента, может сказываться и медлительность как проявление несформированности учебных умений и медлительность как результат несобранности, постоянных отвлечений и ошибок.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Педагоги, у которых преобладают черты художественного склада, более выразительны, эмоциональны, непосредственны и общительны, но они более уязвимы: у них обострено самолюбие, они чувствительны к мнениям окружающих и т.п.

Учителя с ярко выраженным мыслительным типом более склонны к рассудительности и объективности, не отличаются привязанностью к учащимся, сравнительно равнодушно относятся к их мнениям и отношениям, более расположены придерживаться определенной дистанции в отношениях с учащимися. Они не только более принципиальны и требовательны, но и менее чувствительны к внутренним состояниям учащихся. Из трех дополнительных типов ВНД предпочтительным является средний тип. Хотя учителя этого типа ВНД более умеренны в рассмотренных аспектах и менее выразительны как личности, однако, как правило, работают более добросовестно и эффективно.

Зная особенности своей нервной системы, учитель должен формировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Необходимо учесть следующие основные пути приспособления типов ВНД и темперамента к требованиям профессии учителя:

1. Выбор педагогической деятельности в зависимости от типа ВНД и темперамента;

2. Индивидуализация требований к учителю;

3. Преодоление отрицательных проявлений типов ВНД и темперамента путем самовоспитания культуры чувств, выдержки и других необходимых учителю качеств;

4. Воздействие на тип ВНД и темперамент с помощью физического воспитания: повысить работоспособность слабого типа ВНД (меланхолика), повысить темп реакции и деятельности сильного, уравновешенного, инертного типа ВНД (флегматика), умерить резкость и поспешность сильного, неуравновешенного, сверхбыстрого типа ВНД (холерика);

5. Однако основной путь приспособления типа ВНД и темперамента – это выработка индивидуального стиля работы, творческого почерка учителя.

Учет типов ВНД и темперамента собеседника при беседе.Учет этих особенностей собеседника при беседе выражается в следующем. С сильным, неуравновешенным, сверхбыстрым типом ВНД (холериком) беседа строится и ведется по четкой структуре этапов. Из них исключаются факторы, способствующие обострению в разговоре, резкий тон, неприятные для собеседника вопросы и сведения.

С сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД (сангвиником) – беседу следует проводить по такому же плану, но желательно с юмором. Допустимы внезапные переходы с одной темы на другую. Он легко воспринимает не вполне логичную беседу, его можно зажечь ярким образом, удачным сравнением, увлечь интересной идеей.

С сильным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматиком) – по плану, в котором последовательно и обстоятельно излагается суть разговора.

Со слабым типом ВНД (меланхоликом) – по плану, из которого исключается все, что может привести его в возбуждение, в состояние паники и т.п.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД (сангвиник) и сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый тип ВНД (холерик), оказавшись в трудной ситуации, быстро найдут выход из нее. Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД (флегматик) будет в тупике, а слабый тип ВНД (меланхолик) – в панике.

| следующая лекция ==>
Тема: Две сигнальные системы действительности | Понятие и задачи статистики населения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Высшая нервная деятельность (ВНД), типы и уравновешенность – это баланс возбуждения и торможения, то есть соотношение между этими силами. С учетом соотношения сил тормозного и возбудительного процессов можно выделить уравновешенные и неуравновешенные типы, то есть процессы могут быть либо одинаково сильны, либо один будет преобладать над другим.


Нервные процессы настолько подвижны, насколько быстро клетки коры головного мозга сменяются с процесса возбуждения на процесс торможения и наоборот. То есть высшая деятельность нервной системы может быть лабильной (подвижной) или инертной (малоподвижной).

Типы ВНД по Павлову

Павлов И. П. на основе проведенных исследований на животных и людях смог выделить четыре ярко проявленных типа деятельности нервной системы:

1. Холерический тип – сильный, неуравновешенный, возбудимый.

2. Сангвинический – сильный, подвижный, уравновешенный.

3. Флегматичный – сильный, инертный, уравновешенный.

4. Меланхоличный – слабый.

Сведения, полученные в результате проведения опытов над животными, распространяются и на людей. Но стоит отметить, что физиолог Павлов исследовал типы высшей нервной деятельности и на людях в клинических условиях.


Темперамент по Павлову

Сдержанность и динамичность нервных процессов характеризует собой типы деятельности нервной системы людей, которые и являются физической базой их темпераментов. Конкретно высшая нервная деятельность (типы темперамента) проявляется в поведении. И это не только манера поведения человека, но и стороны психики, которые дают о себе знать в познавательной деятельности, в действиях и чувствах человека.

Высшая нервная деятельность (типы темперамента) проявляются и в функционировании сигнальных систем и их взаимодействии. Но при этом поведение человека может быть разнообразным не только за счет физиологической основы, но и благодаря системе условных, временных связей, которые образуются в ходе деятельности человека.

Высшая нервная деятельность (типы темперамента) влияет только на особенности поведения и деятельности людей. К тому же тип нервной системы человека может меняться в процессе жизни, так как он зависит от воздействий, которым подвергается человек. Также типы зависят от обучения и воспитания. Очень часто с возрастом темперамент меняется.


Любому типу нервной деятельности, как и любому темпераменту, можно придать общественно важные свойства личности. Типы нельзя оценивать положительно или отрицательно, так как у каждого из них имеются свои плюсы и минусы. Например, холерик энергичнее флегматика в действиях и быстроте реакции, но при этом флегматик выдержаннее и хладнокровнее. Для примера положительных качеств различных темпераментов можно привести отзывчивость сангвиника, неторопливость флегматика, энергичность холерика, устойчивость меланхолика.

Взаимосвязи личности, характера, темперамента и типа высшей нервной деятельности

Таким образом одной из наиболее перспективных концепций, объясняющих темперамент с позиций современной науки, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И.П Лавловым (1926-1952), который объясняет индивидуальные различия в темпераменте, опираясь на концепцию свойств нервной системы. Первые попытки применения теории типов нервной системы, разработанной И.П. Павловым, к изучению человека были предприняты Н.И. Красногорским и А.Г.Ивановым – Смоленским. Основным классификационным признаком в типологии Н.И. Красногорского (1958) стала уравновешенность нервных процессов, которая понималась автором концепции как соотношение силы процесса возбуждения в корковых участках мозга с силой этого же процесса в его подкорковых участках. Н.И. Красногорский отмечает, что типы ВНД не являются неизменными. Представляя собой характеристику безусловных и условных реакций, а также вербального поведения, они могут модифицироваться

Иванов-Смоленский А.Г. в классификации выделил три типа нервной системы по принципу уравновешенности: возбудимый, тормозной и уравновешенный. В уравновешенном типе выделялись 2 формы по характеру поведения, которые И.П.Павлов соотносил с сангвиническим и флегматическим темпераментом. В итоге получилось 4 типа, соотносимых с 4 традиционными темпераментами. Свойства нервной системы, по которому различаются сангвиники и флегматики - подвижность. Иванов - Смоленский предложил экспериментальный критерий различения 2-х уравновешенных типов, введя для их характеристики обозначения - лабильный и инертный.

Имеется много научных материалов подтверждающих, что существуют типы не соответствующие ни одному из 4-х павловских типов и в тоже время не являющиеся промежуточными: тип с абсолютно сильным раздражителем и абсолютно слабым тормозным процессами, отличающийся от холерического, у которого сильный и раздражительный процесс лишь относительно преобладают над тормозным. Далее неуравновешенный тип с преобладанием торможения над возбуждением и т.д.

Необходимо изучить соотношение между отдельными свойствами нервной системы и определить, какие сочетания свойств являются наиболее типичными. Следует идти от свойств к типам, а не наоборот.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям в онтогенезе, поскольку свойства темперамента имеют прочные многозначные связи со свойствами нервной системы. Особенно отчетливо свойства темперамента проявляются в раннем онтогенезе, когда минимально влияние мотивации и характера, в ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту, в стрессовых ситуациях,

Под темпераментом понимается индивидуальный тип биологических реакций - врожденные особенности индивидуальности, наиболее косные, стойкие, консервативные, мало изменчивые и свойственные человеку на протяжении практически всей его жизни. Физиологические основы темперамента наиболее убедительно раскрыты в работах И.П. Павлова. Он полагал, что индивидуальные различия темперамента обусловлены свойствами процессов возбуждения и торможения в деятельности нервной системы - их силой, уравновешенностью и подвижностью. При этом сила нервных процессов характеризует работоспособность нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное или кратковременное возбуждение или торможение. Уравновешенность нервных процессов - соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; эти процессы или уравновешиваются, или наблюдается преобладание одного над другим. Что касается подвижности нервных процессов, то здесь речь идет об их способности быстро сменять друг друга, скорости распространения и концентрации нервных процессов, быстроте реагирования, образовании новых условных связей.

В зависимости от сочетания этих свойств процессов возбуждения и торможения принято различать 4 основных типа высшей нервной деятельности: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. По Б.М. Теплву (1962), даже представители слабого типа, в силу присущей им высокой чувствительности, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности.

В разное время в качестве основ темперамента выдвигались разные биологические подсистемы человеческого организма: а) гуморальная — в учении Гиппократа темперамент связывался с разным соотношением крови, желчи, черной желчи и слизи; б) соматическая - Э. Кречмер, У. Шелдон, С. Стивенс связывали темперамент с особенностями телосложения человека, или с выраженностью тех или иных тканей человеческого организма, и, наконец в) нервная - темперамент человека связывают с особенностями функционирования центральной нервной системы, типами высшей нервной деятельности (Теплое Б.М., 1961; Небылицын В.Д., 1976;) или, в последние годы, с разной выраженностью тех или иных структур мозга (Обуховский II., 1981). Основной недостаток таких подходов заключается, по мнению Русалова В.М. (1985), в том, что в качестве основания темперамента как целостного психического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами.

Значение свойств центральной нервной системы является более весомым в формировании темперамента по сравнению с другими подсистемами организма.

Согласно концепции В.М. Русалова, в основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается автором как совокупность всех частных конституций, т.е. совокупность физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

В темпераменте В.М. Русалов, вслед за В.Д. Небылицыным, выделяет две подструктуры: общую активность и эмоциональность, которые в качестве необходимых компонентов включаются в более высокоорганизованные психические структуры, первая - преимущественно в общие способности (интеллект), вторая - в характер.

В работах Русалова рассматривается подход, который позволяет разрешить многолетний спор, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет и как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность. Во-первых, темперамент, есть одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя составляет совокупность всех форм социальных связей и отношений человека. Таким образом, темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант.

Развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности, т.е. в процессе воспитания и тренировки.

В.Д. Небылицын (1976) выделил в структуре темперамента два основных компонента - активность, проявляющуюся в моторике, общительности и познавательной сфере, и эмоциональность.

В исследованиях B.C. Мерлина (1971, 1976) рассматривались более частные, по сравнению с активностью и эмоциональностью, свойства темперамента. В их число входит 8 характеристик: 1) сенситивность, которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, и по продолжительности этой реакции; 2) реактивность; 3) активность; 4) соотношение реактивности и активности; 5) темп реакций; 6) пластичность — ригидность; 7) экстраверсия-интроверсия; 8) эмоциональная возбудимость. Кроме этих основных особенностей темперамента, Мерлин выделял резистентность психической деятельности, тревожность, силу эмоций, активность волевой целенаправленной деятельности.

В основе темпераментальных проявлений Г. Оллпотр предполагал обнаружить общий конституциональный фактор, указывая на важнейший признак темпераментальных черт - наследуемость. Дальнейшее развитие такая трактовка темперамента получила в работах А. Басса и Р. Пломина (Buss, Plomin, 1975), определяющих темперамент как характеристику, больше связанную со стилем, способами, чем с содержанием поведения. По мнению Пола Экмана (Ekman, 1984), темперамент - это устойчивая и наиболее характерная черта эмоциональной жизни. Темперамент выражает предрасположенность к определенным эмоциональным реакциям в типичных ситуациях.

Стреляу считает, что темперамент, имеет отношение скорее к биологическим свойствам, чем к социальным и присущим только человеку, и характеризует только формальные стороны поведения, а не его содержание. Обобщая различные представления о темпераменте, автор выделяет основные критерии отнесения таких психических феноменов темперамента, как:

  1. индивидуальные различия,
  2. относительная стабильность и постоянство в различных ситуациях,
  3. биологическая природа,
  4. формальные характеристики поведения (интенсивность, сила, темп, подвижность и др.).

Таким образом, при изучении свойств нервной системы первоначально было выделено четыре свойства: сила, динамичность, подвижность и лабильность, каждое из которых имело три проявления - характеризовалось процессами возбуждения, торможения и балансом по возбуждению и торможению. В дальнейшем исследование свойств нервной системы привело к изменению количества первоначально выделенных свойств – с одной стороны, были выделены частные свойства нервной системы, т.е. разные проявления силы, динамичности, подвижности и лабильности при исследовании их на разных сенсорных модальностях, а с другой стороны, появились основания говорить о наиболее общем проявлении свойств нервной системы – активированности. Выделение разных уровней в иерархии свойств нервной системы позволило определить особенности нейродинамики, которые, предположительно, наиболее тесно связаны с психологическими характеристиками.

Изучение соотношения между свойствами нервной системы и особенностями темперамента, продемонстрировало многочисленные связи между ними. Так B.C. Мерлин, обобщив результаты исследований, подтвердил предположение, которое высказывалось и им самим, и исследователями тепловского направления о том, что свойства нервной системы представляют собой природную основу свойств темперамента (Мерлин B.C., 1986). Зависимость между свойствами нервной системы и характеристиками темперамента В.С.Мерлин назвал много-многозначной: любое свойство нервной системы может определять разные характеристики темперамента, а в основе какого-либо свойства темперамента могут лежать разные свойства нервной системы. Исследования В.С.Мерлин показали, с одной стороны, связь динамических характеристик психической деятельности с особенностями свойств нервной системы, а с другой, – продемонстрировали несводимость психологических характеристик и психофизиологическими особенностями. Другое направление исследований темперамента связано с анализом роли активации в формировании динамических особенностей поведения. В своих исследованиях Г. Айзенк (1947) основывался на представлении И.П. Павлова о фундаментальном характере процессов возбуждения и торможения для понимания деятельности нервной системы. Эти процессы, по мнению Айзенка, являются определяющими для формирования экстраверсии-интроверсии.

Однако темперамент является лишь основой для формирования более специфических, совершенных и значимых для человека качеств индивидуальности - характерологических свойств. Характерологические свойства – это индивидуальный тип психической реакции на действие непосредственных раздражителей и впечатлений действительности. Формирование характера представляет собой сложный и длительный процесс, обусловленный обстоятельствами жизни и всей истории воспитания данной личности. Характер развивается неравномерно и не одновременно в разных его свойствах. На определенных этапах количественное изменение превращается в качественное.

Б.Г. Ананьев еще в 1941г. выделил следующие основные компоненты или свойства характера:

  • жизненную направленность (потребности, интересы, идеалы);
  • нравственные привычки (привязанности, вкусы);
  • коммуникативные свойства характера (отношение личности к другим людям);
  • самооценку (отношение к самому себе);
  • волевые и интеллектуальные свойства характера;
  • эмоционально-динамические свойства характера, образовавшиеся из темперамента.

Федичев Г.Г. Механизмы личностной декомпенсации и дезадаптации у военнослужащих-комбатантов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.