Тики невролог или психолог

Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков.


Мария Бобылова детский невролог

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.


Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной

Представляем врача

Новикова Елена Борисовна – врач с 30-летним опытом, всю жизнь занимается лечением заболеваний нервной системы у детей, а также научной и преподавательской работой (доцент кафедры детской неврологии РМАПО). В сфере её научных интересов – тики и нейроиммунология (защищена диссертация по этой теме). Имеет более 50 публикаций по специальности. Ведёт приём на русском и английском языках.


Как проявляются тики у ребёнка?

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся, навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш поправляет воротник или шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные, соответствующие ситуации. Но с течением времени родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов. То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию он уже выздоровел, а постоянный кашель тик - навязчивое желание прочистить горло, симптом, который закрепился после перенесенной болезни.

Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные, издавать короткий писк на высокой ноте.

Человек, который издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

В каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы. На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика - может выступить испуг, стресс. Провоцировать их появление могут трудности в школе, длительные нагрузки, эмоциональное напряжение, которые накапливаются. Например, проблемы в отношениях с воспитательницей или детьми в детском саду - это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания - ОРВИ. Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте. Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?

Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков, причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение детей с тиками нужно с консультации детского невролога. Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у врача возникнут какие-то вопросы, он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное. Подбор препаратов осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков - это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии. Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков. Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики - пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно лечить. Если это редкие остаточные единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется.

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения сильных препаратов. Чаще чередуются периоды ремиссии (выздоровления) и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог. Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Обслуживание на двух языках: русский, английский.
Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно перезвоним вам.


Фотографии
нашей клиники


-->


Если и задумываемся о лекарях душ человеческих, то чаще всего теряемся в догадках, к какому специалисту обратиться за консультацией.

НЕВРОЛОГ

Например, приходит на прием к неврологу мама с ребенком: врач осматривает малыша, проверяет его рефлексы, мышечный тонус, положение шеи, позвоночника, стоп, симметричность левой и правой сторон тела, задает маме вопросы о поведении ребенка. После этого невролог может назначить дополнительные аппаратные исследования (электроэнцефалографию, ультразвуковую диагностика и др.), чтобы уточнить положение дел. И собрав воедино свои наблюдения и данные исследований, невролог дает рекомендации. Для лечения он может назначить препараты, влияющие на работу нервной системы (притом, выбор лекарств обширен и каждому конкретному ребенку можно подобрать таблетки, оптимально ему подходящие). Если нужно, дополнительно назначаются массаж и физиопроцедуры, рекомендуется консультация мануального терапевта или рефлексотерапевта, логопеда и, возможно, психолога или психиатра. Также невролог может дать маме конкретные частные советы: например, больше водить ребенка за правую руку или в течение месяца по 1-2 часа в день надевать правый башмачок на левую ногу, а левый – на правую. Назначения невролога лучше выполнять курсом – все сразу. Если мы сначала пропьем препараты, через месяц сходим на массаж, а еще через пару недель доберемся до рефлексотерапевта, то эффект такого лечения будет несколько смазан.

В каких случаях стоит обращаться к неврологу:

· у младенцев: родовые травмы, асфиксия, гипоксия, обвитие пуповиной;

· задержка речевого и психического развития;

· гиперактивность, неусидчивость, невозможность сосредоточиться;

· послетравматические неблагоприятные состояния, особенно при травмах головы, шеи, спины;

· головные боли, головокружение, тошнота, рвота;

· тики, навязчивые движения, заикания, страхи;

· радикулиты, остеохондроз, нарушение чувствительности.

ПСИХИАТР


Психиатр (иногда – психопатолог) - это тоже специалист с высшим медицинским образованием, который прошел специальную подготовку в области психических расстройств. Соответственно, область интересов врача психиатра - психические растройства, их диагностика, динамика и лечение. Психиатр сосредоточен на психических функциях человека: восприятии, памяти, мышлении, эмоциональных переживаниях, - и если эти психические функции заметно нарушаются, расстраиваются, то психиатр знает, как привести их в норму. Кроме того, психиатры занимаются лечением и психосоматических заболеваний, таких как астма, диабет, заболевания щитовидной железы, язвенная болезнь и некоторые другие. Лечит этот специалист таблетками, режимом и психотерапевтической беседой. Но в основном – таблетками и режимом (может еще, конечно, скальпелем и электрошоком, но нам с вами об этих методах думать рано). И существенным отличием психиатра от других специалистов по психическому здоровью является то, что только он имеет право использовать в лечении особые психофармакологические препараты .

Например, к психиатру обращаются родитель и ребенок с жалобами на гиперактивность, истеричность и невнимательность. Врач наблюдает за ребенком, задает ему вопросы, просит выполнить различные задания, спрашивает родителя об особенностях поведения ребенка. Психиатр может направить ребенка к неврологу и затем ознакомиться с его заключением и рекомендациями. Психиатр также может порекомендовать дополнительные аппаратные исследования для уточнения ситуации (электроэнцефалография, например). Хороший специалист обязательно обратит внимание на черты характера ребенка, его семейную среду и наследственность, учтет возрастные особенности и многие другие факторы и только потом даст оценку состояния ребенка и если необходимо, порекомендует терапевтические меры: медикаменты, общеукрепляющие средства, процедуры и режим, а также, при необходимости – работу с психологом. В ведении психиатра – решение таких вопросов, как направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе (и армейской службы, кстати), при необходимости – оформление инвалидности.

В каких случаях стоит обращаться к психиатру:

· навязчивые страхи и чрезмерная тревога;

· депрессии, длительное снижение настроения или апатия;

· чрезвычайные взлеты и падения настроения;

· заметные изменения привычного режима еды и сна;

· неспособность справляться с повседневной деятельностью и повседневными проблемами;

· чрезмерные ложь и фантазирование (когда ребенок не может отличить реальный мир от мира своих фантазий и верит, что это происходит на самом деле);

· неадекватное поведение: чрезмерная агрессивность, ритуальное, навязчивое поведение;

· а также у взрослых и взрослеющих: мысли или разговоры о самоубийстве;

· заметное изменение личности;

· странные или грандиозные идеи;

· злоупотребление алкоголем или наркотиками.

ПСИХОЛОГ

Прежде всего, психолог – это не врач . Это специалист с высшим гуманитарным образованием , получивший подготовку в области научной и прикладной психологии . Психологи обладают значительным багажом знаний о развитии и функционировании психики, о психологии личности и психологии индивидуальных различий.

Как правило, психолог имеет специализацию в одной или нескольких областях практической психологии: детская психология, социальная психология или организационная психология. Психологи в большей степени сосредоточены на проблемах в целом психически здоровых людей.

Но когда мы собираемся к психологу по поводу своего или детского душевного нездоровья, по поводу семейных неурядиц или проблем на работе, то чаще всего мы подразумеваем именно практического консультирующего психолога. В идеале, специалист-консультант обладает не только теоретическими знаниями, но и уверенными навыками работы с клиентами. Хорошо, если психолог сам проходил психотерапию: во-первых, для того чтобы лучше понимать механизмы работы психики в кризисных ситуациях, а во-вторых, для того чтобы не пытаться за счет клиентов решать свои собственные проблемы. Психологи-консультанты помогают найти выход из кризисной ситуации, поверить в свои силы, найти внутренние резервы, выйти из депрессии. В зависимости от сложности проблемы, от состояния клиента, от техники, в которой работает психолог, речь может идти как о краткосрочном консультировании, рассчитанном на одну или две встречи, так и о длительной терапии протяженностью от нескольких недель до нескольких месяцев, а то и лет.

В каких случаях стоит обращаться к психологу:

· неудовлетворенность собой и своей жизнью;

· отсутствие понимания с близкими людьми;

· расставание, развод или другие кризисные ситуации в личной жизни и на работе;

· у детей – в том числе для диагностики и коррекции познавательной сферы (внимание, мышление, память, воображение) – при задержке речевого и психического развития, трудностях в обучении, для диагностики готовности ребенка к школе;

· энурез, тики, заикание;

· психосоматические заболевания (если вы заметили, что у ребенка при стрессах обостряются хронические заболевания – астма, язва, нейродермит);

· проблемы в общении со взрослыми и ровесниками;

· если ребенок пережил сексуальное, физическое или психологическое насилие;

· после травмы (смерть близкого человека, развод родителей, операция, ДТП и проч.)


НЕЙРОПСИХОЛОГ

Скажем пару слов о нейропсихологах, которые могут оказать действенную помощь многим детям. Это специалисты, владеющие особым методом диагностики и коррекции трудностей в учебе и проблем в поведении. Нейропсихологи говорят, что психические процессы (внимание, мышление, память и др.) связаны с определенными отделами головного мозга. И у нейропсихологов разработаны особые упражнения, которые помогают доразвить или скорректировать нужные отделы мозга, чтобы тем самым повлиять на поведение желаемым образом. Например, для снятия гиперактивности и бОльшей концентрации внимания ребенку 8-ми лет нейропсихолог назначает такую гимнастику: в течение двух недель по пять минут в день лежать смирно, высунув язык, дышать животом на счет, шевелить конечностями и вращать глазами. Все это – под руководством нейропсихолога. Детям нравится :) Нейропсихолог помогает спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, а также правильно построить коррекционную работу.

В каких случаях стоит обращаться к нейропсихологу:

· трудности в обучении;

· проблемы поведения, гиперактивность;

· задержки речевого и психического развития;

· дисгармоничное развитие (допустим, с памятью и мышлением все в порядке, а вот волевая сфера и контроль за поведением оставляет желать лучшего);

· родовые травмы, минимальные мозговые дисфункции.

ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевтом в нашей стране имеет право называться только специалист с высшим медицинским образованием, то есть, врач. Который в дополнение к своему врачебному диплому прошел специализацию по психотерапии, то есть, этот врач обязан владеть методами психотерапевтической работы с пациентом. Например, очень часто психотерапевтическими методиками овладевает психиатр, тогда он говорит о себе как о психиатре-психотерапевте.. Методов психотерапевтической работы множество: эриксоновский транс, гештальт-терапия, НЛП, трансперсональная терапия, телесно-ориентированная терапия… В ходе психотерапевтического взаимодействия пациент имеет возможность более объективно рассмотреть свою душевную проблему, обратиться к своим внутренним ресурсам, пережить "забытые" переживания, получить поддержку.

Порой психотерапевтами называют себя психологи, которые также владеют определенными психотерапевтическими техниками, и в каком-то смысле это оправдано, хоть и некорректно с официальных позиций. Однако практикующий психолог не является врачом, следовательно, при необходимости он не может назначить клиенту лекарства (те же антидепрессанты в случаях выраженной клинической депрессии или успокаивающие средства при панических атаках и фобиях). На практике, при работе с относительно здоровыми людьми, разницы между хорошим врачом психотерапевтом-психологом и хорошим врачом психотерапевтом-психиатром может и не быть. Когда же речь идет о серьезных психических заболеваниях, то лучше сочетать психиатрическую и психотерапевтическую помощь. В некоторых случаях бывает эффективно, когда и то, и другое лечение осуществляет один врач психотерапевт, в других случаях лучше разделять эти два вида помощи между двумя разными специалистами.

В каких случаях стоит обращаться к психотерапевту:

· неудовлетворенность жизнью и недовольство собой;

· жизненные проблемы и потрясения;

· тревожные состояния и навязчивые страхи;

· вялость, раздражительность, упадок сил;

· психосоматические заболевания (обострения хронических болезней при стрессах).

Как видите, разграничить профессиональные сферы всех перечисленных специалистов довольно сложно: существуют психологи-психотерапевты, психиатры-психотерапевты, практикующие психологи разных направлений… И чтобы не запутаться, можно следовать простому правилу: если в вашем поле зрения есть врачеватель душ, в компетентности которого вы уверены, то обращайтесь смело к нему – будь то невролог или психолог. А он уже, если это будет нужно, перенаправит вас к другим специалистам – возможно, адресно.

А мы пожелаем ю-мамовцам развесистого душевного здоровья и сил для преодоления любых житейских передряг!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.