Типы нервной деятельности 8 класс биология

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятия: темперамент, характер, личность; показать роль влияния окружающей среды на формирование типа нервной системы.
  • Развивающая – развивать умения учащихся, характеризовать типы темперамента человека по его поведению; характеризовать свой тип нервной системы; выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Воспитывающая – содействие воспитанию способности человека сохранять устойчивость в условиях окружающей среды.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппократу.

Учитель биологии. Давно замечено, что на одни и те же события разные люди реагируют различно.

Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела (Презентация, слайд 2):

Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени (Презентация, слайд 3).

Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Была создана первая классификация темпераментов; это сделал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший II в. н. э. Он описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и, в конце концов, в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни (Презентация, слайд 4).

Подлинно научное объяснение природы темперамента (Презентация, слайд 5) дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы.

Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:

  1. по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;
  2. по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга,
  3. по равновесию между ними.

Дальнейшее изучение показало, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы:

Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).

В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы (Презентация, слайд 6), каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип — меланхолическому; сильный, неуравновешенный — холерическому; сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.

Чтобы лучше понять, давайте посмотрим, как на одну и ту же ситуацию будут реагировать люди с разными типами темпераментов (Презентация, слайды 8, 9, 10, 11).

Темперамент можно определить, если последить за поведением одноклассников на уроках и переменах. Сразу станет заметна разница в движениях (у одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах), жестах, деятельности.

Задание: соотнести одноклассников по типам темперамента. Для этого обучающиеся записывают 4 типа темперамента, а рядом имена одноклассников у которых, по их мнению, такой тип темперамента.

Давайте проверим, насколько верно вы соотнесли друг друга по типам темперамента. Определить это можно только экспериментально.

Ученики берут длинные палки, на нижних концах которых краской сделаны отметки. Испытатель (ученик 1) держит палку значительно выше отметки. Испытуемый (ученик 2), готовясь поймать палку, располагает руки на уровне отметки (но не держится за палку). Задача испытуемого – поймать палку. Испытатель отпускает палку, испытуемый ее перехватывает. На месте перехвата делается также отметка. Расстояние между отметками у разных людей будет различным. Время реакции вычисляется по формуле:


где S – длина отрезка между метками, g – ускорение свободного падения тела, t – время между стимулом и реакцией. Результаты исследований заносятся в тетрадь, в таблицу.

Выявление скорости реакции

Испытуемый

Расстояние от отметки до перехвата, м

  • Поурочные планы
  • Календарные планы
  • Учебники
  • Объявления
    • Добавить объявление
  • Пособия

Несмотря на схожесть психических процессов, каждый человек вос­принимает окружающую действительность по-своему. Люди отли­чаются друг от друга способностями, темпераментом, приспособляе­мостью, эмоциями. С точки зрения анатомии и физиологии, люди homo sapiens (человек разумный) похожи друг на друга. Им свойственны вертикальная походка, изготовление орудий труда, их использование, сложное развитие коры головного мозга и т. д. Отличия состоят в особенностях поведения, приспосабливаемостн к жизни, творческих способностях, поэтому каждый человек индивидуален и неповторим. Новорожденные появляются на свет с присущими толь­ко нм особыми задатками. В результате правильного воспитания на основе врожденного таланта формируются способности человека.

Способности это совокупность свойств, характерных для отдельно­го человека (мастерство, знания, гибкость ума).


Люди отличаются друг от друга своими способностями, а так­же эмоциональными особенностями, т. е. темпераментом. Темпе­рамент - это присущие отдельному человеку особенности ак­тивности, поведения и эмоциональности. Темперамент связан с физиологическими особенностями высшей нервной деятельности каждого человека.

Самая первая типология темперамента была предложена еще Гип­пократом (ок. 460-ок. 370 до н. э.). Он выделял 4 типа темперамента и связывал их с преобладанием в организме различных жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи. Согласно Гиппократу, все люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Впослед­ствии объяснение различий в темпераменте с точки зрения содержания жидкостей в организме было признано несостоятельным, но сами опи­сания типов считаются верными и используются до сих пор.

И. П. Павлов установил, что определенному повелению человека соответствуют три основных типологических свойства нервной системы (схема 8 ).


1. Сила/слабость процессов возбуждения и торможения.

2. J равновешенность/неуравновешенность между процессами воз­буждения и торможения. Иногда процессы возбуждения превалиру­ют над процессами торможения, а иногда - наоборот.

3. Подвижность/инертность нервных процессов характеризует­ся быстротой смены процессов возбуждения и торможения.


Рис. 145. ХерлуфБидструп. Четыре темперамента

Определите типы темпер мента людей в соответствии с их реакцией на

делите типы темпе одно и то же событие.

Опираясь на эти свойства нервных процессов. И. II. Павлов выде­лил четыре основных типа высшей нервной деятельности (рис. 145).

1. Живой тип. Сильный, уравновешенный, подвижный. У челове­ка такого типа возбуждение и торможение наступают быстро. Оба процесса легко сменяют друг друга. Ого уравновешенные, падежные, способные сдерживать себя, энергичные, работоспособные люди. Они послушны, у них быстро проходит гнев. Гиппократ такой тип людей назвал сангвиниками (живой, подвижный, приветливый).

Среди известных людей сангвиниками были Л. В. Суворов и А. И. Герцен.

2. Спокойный тип. Сильный, уравновешенный, инертный. У лю­дей с такой нервной системой процессы торможения и возбуждения бывают сильными. Но переход из одного процесса в другой замед­ленный. Поэтому они делают все не спеша, эмоции сильно не прояв­ляют. работоспособны, выдержанны, выносливы, часто бывают зам­кнутыми. По Гиппократу, их называют флегматиками.

Известными флегматиками были М. И. Кутузов и И. А. Крылов.

3. Безудержный тип. Сильный, неуравновешенный. Сильные про­цессы возбуждения иногда преобладают над процессами торможе­ния. По Гиппократу, люди этого типа называются холериками (горя­чий характер). Такие люди энергичны, но легкомысленны, обидчи­вы, но незлопамятны. С людьми быстро находят общий язык. Акку­ратны в работе. Иногда не могут сдерживать себя, вспыльчивы, раз­дражительны.

Среди знаменитостей холериками были Петр I и И. П. Павлов.

4. Слабый тип характеризуется слабыми процессами возбужде­ния. Процессы не уравновешенны и малоподвижны (инертность). Даже при слабых раздражениях может наступить процесс торможе­ния. Люди такого типа очень чувствительны, быстро обижаются, не верят в свои силы, замкнуты, нерешительны, стеснительны, беспо­койны, но начатое дело стараются довести до конца. По Гиппократу, такой тип соответствует меланхоликам.

Среди известных людей меланхоликами были II. В. Гоголь и Г1. И. Чайковский.

Дальнейшие исследования показали, что число комбинаций намного больше четырех. Обычно очень трудно ♦измерить личность*, т. е. от­нести человека к строго определенному типу. Несмотря на схожесть по типу нервной системы, нам присущи свои особенности. Каждый че­ловек отличается от других своей верой во что-то, мечтой, идеалами, а также поставленными перед собой целями. Главное в характере чело­века его воля, упорство, настойчивость. Воля это способность че­ловека осознанно преодолевать трудности. Упорный человек для достижения намеченной цели проявляет огромную стойкость. Глав­ная цель волевых действий - выполнение взятых на себя обязательств и поставленных задач. Благодаря упорству человек находит пути прс- одоления трудностей. Воля может руководить действиями человека. Он стремится преодолеть внутренние и внешние трудности. Для вос­питания и самовоспитания также необходимо, чтобы действия челове­ка подчинялись его воле. С помощью воли у человека формируются целеустремленность, стойкость, сдержанность, способность быстро при­нимать решения, дисциплинированность.

О Способности, темперамент, сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики.

О Задание выполняется в классе.

1. Сначала внимательно проанализируйте 4 типа высшей нервной де­ятельности.

2. По рис. 146 определите, к какому типу вы скорее всего относитесь.


Рис. 146. Типология видов темперамент*

1. Что означает совокупность свойств (деловитость, опытность, при­способленность) отдельного человека?

2. Назовите особенности, характерные повелению холериков.

3. Что означает темперамент?

1. Охарактеризуйте особенности поведения флегматиков.

2. На какие группы делятся способности, чем они отличаются друг от друга?

3. Назовите особенности, характерные поведению сангвиников.

1. Дайте характеристику основным свойствам нервных процессов, установленным И. П. Павловым.

2. Каковы особенности поведения меланхоликов?

3. Кто предложил первую типологию темпераментов?

Урок биологии с применением интерактивной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_biologii_po_tem1.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: учитель биологии Стоцкая Марина Алексеевна

Урок биологии по теме:

Использование интерактивной доски на уроке:

Данный урок является уроком новых знаний. На первом этапе урока демонстрируются слайды, комментирующие рассказ учителя и выступления учащихся, на втором этапе урока интерактивная доска используется для проверки усвоения материала.

Слайд №3, №4 используется при изучении типов темперамента по И.П. Павлову, на слайдах изображен И. П. Павлов и его классификация типов нервной системы.

Слайд с №5 по №15 используется во время выступления учащихся с сообщениями об известных людях, принадлежащих к тому или иному типу темперамента.

Слайд №16 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается из предложенных терминов составить схему, правильность выполнения задания можно проверить, открыв шторку.

Слайды №17 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается путем составления схем, выбрать свойственное каждому типу темперамента соотношение между возбуждением и торможением.

Слайд №18 с помощью этого слайда можно проверить правильность выполнения предыдущего задания.

Слайд №19 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается по рисункам Херлуфа Бидструпа определить тип темперамента у различных людей по их реакции на одно и тоже событие, расставив соответствия.

Слайд №20 с помощью этого слайда можно проверить правильность выполнения предыдущего задания.

Комментарий к уроку:

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической. Учащиеся знакомятся с новым материалом не только со слов учителя, но и благодаря выполнению заданий практической части. Для выполнения практических заданий класс можно разделить на группы

Изучение нового материала.

Эмоции делят на две группы положительные и отрицательные

Ученые давно подметили, что разные люди на одни и те же события реагируют по- разному. Так как нервные процессы, происходящие в их организме, различаются по силе подвижности и уравновешенности, то есть люди различаются темпераментом.

Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамически

особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

3. Темперамент влияет на формирования характера человека, поведения человека, определяет поступки, индивидуальность.

Черная желчь (мелайна – холе) – меланхолик.

Желтая желчь (холе) - холерик.

Кровь (сангвис) – сангвиник.

Слизь (флегма) – флегматик.

5. Классификация типов нервной системы (по И. П. Павлову).

6. Смешанный темперамент.

7. Сообщения учащихся о типичных представителях разных темпераментов оставивших след в истории (слайды с фотографиями).

Закрепление изученного материала.

а) слайд – задание: Из предложенных терминов составить схему – Классификация типов нервной системы (по И. П. Павлову).

б) слайд задание: Поведения человека определяют два основных процесса – возбуждение и торможение. Выберите свойственное каждому типу темперамента соотношение между возбуждением и торможением.

в) слайд задание: работа с рисунками Херлуфа Бидструпа (1922 – 1988),датского художника – карикатуриста. По рисункам указанного художника необходимо определить тип темперамента у различных людей по их реакции на одно и то же событие.

1.Каждому ученику выдается анкета, с помощью которых можно определить принадлежность к одному из четырех типов темперамента.

2. Подсчет результатов.

3.Анализ полученных данных.

Если в характеристике определенного типа есть 16-20 плюсов, значит, у вас ярко выражен этот тип. Если 11 – 15, то данный тип присущ вам в значительной степени. Если до 10 плюсов, то черты данного типа выражены в малой степени.

4. Вывод: Выявленный тип ВНД----------

Домашнее задание: учебник (с. 210 -211); определить тип темперамента у членов семьи.

Указанные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать учебный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:

- незамедлительной обратной связи между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;

- визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).

- автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.

С другой стороны для освоения и полного использования новых технологий преподавателю нужно время, которого часто не хватает. Чтобы учитель активно пользовался новыми технологиями нужно, что бы ими был оборудован практически каждый класс, что в настоящее время недоступно.

Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по теме ВНД человека.

Здесь представлен материал, который можно использовать на интерактивной доске при изучении темы Типы нервной деятельности.

Элективный курс "Твоя профессиональная карьера".

Материал для родительского собрания.

Типы нервной системы.

Конспект урока в 9 классе на тему: "Типы высшей нервной деятельности. Темперамент".

































Описание презентации по отдельным слайдам:

Типы нервной деятельности

Используя материал о нервных процессах и описание типов темперамента, определите особенности типов темперамента Тип темперамента Нервные процессы сила уравновешенность подвижность

Используя картины поведения, определите типы темперамента.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Гирина Валентина БорисовнаНаписать 814 02.04.2018

Номер материала: ДБ-1393555

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    02.04.2018 615
    02.04.2018 712
    02.04.2018 151
    02.04.2018 270
    01.04.2018 324
    01.04.2018 449
    01.04.2018 3750
    31.03.2018 2531

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕвгений Горлов

Презентация 8 класса по предмету "Биология и Экология" на тему: "Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности интегрированный урок биологии и психологии 8 класс.". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности интегрированный урок биологии и психологии 8 класс

3 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности

4 Типы нервной деятельности Темпераменты Типы нервной деятельности Темпераменты

5 Типы нервной деятельности И.П. Павлов установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: 1) по их силе (зависящей от работоспособности нервных клеток); 2) по их подвижности (способности сменять друг друга); 3) по равновесию между ними.

6 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности

7 Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

8 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности холерик холерик

16 Практикум. Методика выявления скорости реакции Время реакции вычисляется по формуле: где S – длина отрезка между метками, g – ускорение свободного падения тела, t – время между стимулом и реакцией.

17 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности Практикум. Определение типа нервной системы ( тэппинг-тест Е.П. Ильина ) Схемы перехода для правшей для левшей

18 Ильин Е.П. выделяет пять типов графиков, соответствующих 5 типам нервной системы. I – сильный (выпуклый график); II – средне сильный; III – средний (ровный, промежуточный тип); IV – средне слабый (выгнутый); V - слабый (нисходящий график). Типы нервной деятельности

19 Чистыми холериками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Типы нервной деятельности

20 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности Практикум. Определение формулы темперамента Ответь на вопросы теста. 1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать. 2. Я работаю неравномерно, рывками. 3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое. 4. Если нужно я могу спокойно ждать. 5. Мне нужно сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях. 6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив. 7. Мне нетрудно сделать выбор. 8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

21 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности Определение формулы темперамента Сложи количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах: М = = Х = = С = = Ф = = Записав соответствующие символы - М, С, Х, Ф – в порядке убывания их значения, ты получишь приоритетную формулу темперамента.

23 Типы нервной деятельности Типы нервной деятельности

24 Оптимальная стратегия поведения с людьми разного темперамента Холерик – необходимо загружать работой. Сангвиник – надо постоянно проверять и контролировать. Флегматик - не торопить. Не переносит дефицит времени. Меланхолик – не навреди. Сверхчувствительный.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.