Тонус симпатической нервной системы у детей


Симпатикотония проявляется повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы с появлением характерной симптоматики — гипертония, тахикардия, жар, чувство голода и т. д. Она может быть одним из проявлений смешанного варианта вегетативной дисфункции либо самостоятельной формой патологии, и нередко требует медикаментозного и даже хирургического лечения.

Симпатикотонию не считают заболеванием, это сложный симптомокомплекс из-за функциональных расстройств вегетативной регуляции, который может возникать на фоне другой патологии или даже без видимых на то причин. Однако без внимания это расстройство оставлять нельзя, ведь осложнения его могут представлять угрозу жизни пациента, провоцировать неврозы и существенно снижать качество жизни.

До момента установления факта функционального расстройства симпатической регуляции некоторые пациенты успевают обследовать едва ли не все органы, сделав УЗИ живота и забрюшинного пространства, гастро- и колоноскопию, кардиограмму, сдав всевозможные анализы и посетив узких специалистов. Только тогда, когда становится понятным, что органы вполне здоровы, специалисты убеждаются в функциональных причинах патологии.

Симпатикотония — это проявление вегетативной дисфункции (ВСД), при которой доминирует среди проявлений повышенный тонус симпатического отдела. ВСД как диагноз отсутствует в классификациях болезней, но чрезвычайно часто встречается у людей всех возрастов. По некоторым данным, этим расстройством страдает до 80% населения, причем как минимум треть из них нуждается в помощи специалистов и назначении медикаментов. Среди пациентов в несколько раз больше женщин, симптоматика ярче выражена у детей, подростков, в период менопаузы и беременности.


отделы вегетативной нервной системы – в норме находятся в равновесии, при симпатикотонии большую активность проявляет симпатический отдел

Причины симпатикотонии

Причины гиперсимпатикотонии чрезвычайно разнообразны:

  • Гормонпродуцирующие опухоли надпочечников (феохромоцитома);
  • Стрессовые ситуации, переживания, нервное перенапряжение, неврастения;
  • Патология мозга и повышенное внутричерепное давление;
  • Неблагоприятная экологическая ситуация, радиоактивное излучение;
  • Смена климатических поясов, частые дальние перелеты;
  • Патология шейного отдела позвоночника;
  • Травмы головного мозга, нейроинфекции;
  • Гормональный дисбаланс в подростковом, пременопаузальном возрасте, при беременности;
  • Наследственная предрасположенность (первичная симпатикотония);
  • Патологическое течение родов и раннего послеродового периода — гипоксия, травмы, инфекционная патология.

Как видно, к расстройству нервной регуляции приводят и внешние неблагоприятные факторы, и заболевания внутренних органов, эндокринной системы, но, пожалуй, чаще всего среди причин — стрессы, переживания, неврозы. При развитии вегетативной дисфункции по типу симпатикотонии в связи с различной другой патологии говорят о вторичном характере этой формы ВСД.

Проявления симпатикотонии


  1. Генерализованной, когда симптомы исходят со стороны многих органов и систем;
  2. Системной — признаки ограничиваются нарушением со стороны одной из систем организма;
  3. Местной.

В зависимости от течения расстройства выделяют скрытую форму, постоянную и приступообразную, при этом по тяжести симптоматики выделяют легкое, умеренное и тяжелое течение симпатикотонии.

Проявления симпатикотонии очень многообразны, нередко сбивают с толку пациента, который не знает, на что и жаловаться, ведь беспокоят буквально все органы, однако именно это многообразие и наталкивает на мысль о нарушении не в самих органах, а в их регуляции со стороны нервной системы.

Признаками симпатикотонии считаются:

  • Склонность к повышению артериального давления;
  • Некоторое увеличение температуры тела до 37-37,5 градусов;
  • Ощущение жара;
  • Ускорение пульса и дыхания;
  • Парестезии, покалывание, ощущение потери чувствительности в разных областях тела;
  • Запоры;
  • Снижение потоотделения и потому — сухость кожи;
  • Блеск глаз, расширенные зрачки и возможно — пучеглазие;
  • Повышение аппетита наряду со снижением массы тела;
  • Краниалгии, мигрень;
  • Головокружения, приступы потери сознания;
  • Выраженная метеочувствительность.

Очень характерны изменения со стороны психоэмоционального состояния. Пациенты могут испытывать беспричинную апатию, тоску, пессимистично смотрят на настоящее и будущее, страдают депрессиями, раздражительны, вспыльчивы, плохо спят ночью, но могут быть сонливы днем, очень боятся смерти, поэтому любой симптом может спровоцировать паническую атаку.

Люди с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы легко возбудимы, инициативны, довольно работоспособны, но часто тревожны и могут вспылить из-за пустяка. Они остро реагируют и на жару, и на холод, плохо приспособлены к перегрузкам, что существенно снижает качество их жизни.

Осложнения при ВСД по симпатикотоническому типу встречаются редко и только при далеко зашедшей форме расстройства, когда лечение не проводилось или было начато слишком поздно. Связаны они чаще всего с повышенным артериальным давлением и гипертоническими кризами, которые могут спровоцировать кровоизлияние в мозг, инфаркт сердечной мышцы, дисциркуляторную энцефалопатию.

Серьезным проявлением симпатикотонии считается симпатоадреналовый криз, который проявляется как паническая атака с резким выбросом адреналина надпочечниками. Симптомы криза быстро нарастают и включают краниалгию, тахикардию, боли в сердце, бледность кожи, скачок артериального давления, увеличение температуры тела, озноб, нарушение чувствительности в руках и ногах, сильную тревогу и необъяснимый страх. Внезапно развившись, криз так же быстро и проходит, при этом возможно обильное мочеиспускание и сильная усталость.

Симпатикотония у детей


У детей симпатикотония носит функциональный характер, а симптомы чаще проходят к совершеннолетию. Характерны такие признаки ВСД по симпатикотоническому типу как:

Диагностика и лечение симпатикотонии

Диагностика ВСД по симпатикотоническому типу зачастую происходит путем исключения соматической патологии, но она всегда сложна из-за разнообразия и даже противоречивости симптомов, многочисленности жалоб при отсутствии объективных критериев диагностики.

Для установления диагноза врач расспрашивает о семейной заболеваемости. Среди родственников людей с симпатикотонией чаще встречаются больные гипертонией, диабетом, тиреотоксикозом, ИБС. Дети с вегетативной дисфункцией чаще были рождены в условиях патологического течения родов, чаще страдают различными рецидивирующими инфекциями.


Для исключения патологии других органов и оценки вегетативного статуса назначаются кардиограмма, электроэнцефалография, фиброгастроскопия, УЗИ органов живота, нагрузочные функциональные пробы, анализы крови и мочи и другие исследования.

Вопрос лечения симпатикотонии достаточно спорный: нужно ли вообще лечить то, что не является заболеванием как таковым, как лечить, у кого наблюдаться? Пациенты с симпатикотонией обычно приходят на прием к неврологу, кардиологу, терапевту, реже — к психотерапевту, хотя именно последний зачастую может оказать самую действенную помощь.

Лечение должно быть комплексным, продолжительным и индивидуально подобранным в зависимости от превалирующей симптоматики. Первостепенное значение имеют немедикаментозные способы коррекции тонуса вегетативной иннервации.

Лечение симпатикотонии включает ряд общих мероприятий и физиотерапевтических процедур:


  • Нормализация режима дня с чередованием периодов активности и отдыха;
  • Исключение чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок, длительного нахождения за компьютером;
  • Ночной сон не менее 8 часов;
  • Адекватная физическая активность — бег, ходьба, плавание — улучшает кровообращение в тканях, повышает настроение, нормализует сон;
  • Правильное питание, не провоцирующее запоры и не нагружающее желудочно-кишечный тракт;
  • Массаж, водные процедуры, иглоукалывание, электрофорез с папаверином, магнием, эуфиллином;
  • Психотерапевтические практики, аутотренинг;
  • Детям полезны теплые ванны, массаж, улучшающие кровоток в конечностях.

Для устранения симптомов симпатикотонии у детей специалисты рекомендуют как можно раньше определить малыша в детский коллектив, где ребенок учится взаимодействовать со своими ровесниками и старшими, контролировать эмоции и поведение, участвует в коллективных занятиях, где тренируется память, внимание, усидчивость.

Переход от дошкольного учреждения к школе может быть достаточно сложным для ребенка в эмоциональном плане, поэтому симптомы симпатикотонии могут усилиться. В этот период очень важно помогать ребенку адаптироваться, выстраивать режим дня и способ общения со сверстниками.


В случае, когда немедикаментозного воздействия оказывается недостаточно для ликвидации симптомов, применяется индивидуально подобранная лекарственная терапия:

  1. Транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные средства — валериана, пустырник, сертралин, карбамазепин, ноофен и др.;
  2. Ноотропы для улучшения кровотока и обменных процессов в мозге — препараты на основе Гинкго билоба, пирацетам;
  3. При повышенной нервной возбудимости — глицин, глутаминовая кислота;
  4. Поливитаминные и минеральные комплексы;
  5. Бета-адреноблокаторы — пропранолол, анаприлин (при тахикардии, гипетронии);
  6. При тяжелых симпатоадреналовых кризах — нейролептики, успокоительные средства, бета-блокаторы и др.

Поскольку вегетативные расстройства чаще обостряются в осенне-весенний период, то пациентам, нуждающимся в медикаментозной коррекции, в эти поры года лучше показываться к врачу и проходить соответствующую терапию.

Прогноз при симпатикотонии индивидуален для каждого пациента, ведь, по сути, это и не болезнь вовсе, а сложный набор симптомов, которые могут пройти сами собой к совершеннолетию, а могут и остаться пожизненно. При своевременной диагностике у абсолютного числа пациентов признаки дисфункции исчезают или уменьшаются до той степени, когда не нарушается общая жизнедеятельность и работоспособность.

Тяжелое течение или отсутствие лечения расстройств симпатической иннервации нарушают адаптационные резервы организма, приводят к психосоматическим расстройствам, значительно снижая качество жизни.

Парасимпатическая нервная система (лимбическая система)

Уже установлено, что в вегетативной регуляции наиболее заметную роль играют лобные и височные доли коры головного мозга. Именно они ответственны за координирующий и контролирующий контроль зафункцией вегетативной системы который осуществляется его через межуточный мозг. Некоторое регулирующее воздействие оказывает также зрительный бугор, полосатое тело, субталамическое ядро.

Однако лимбическая система, в состав которой входят в первую очередь миндалевидное ядро игиппокамп занимает особое место в регуляции вегетативных функций.

Другими структурами, входящими в лимбическую систему являются грушевидная и поясная извилины, обонятельный тракт и бугорок, обонятельные луковицы, передние ядра таламуса, гипоталамус, ретикулярная формация, а также участки височных, лобных и теменных долей коры больших полушарий.

Объединенные в лимбическую систему, они делают возможной регуляциюмногоплановых и сложных поведенческих и вегетативно-висцеральных реакций.

Состав лимбической системы

Лимбическая система состоит из:

  • обонятельной луковицы (1),
  • миндалевидного ядра (2),
  • ноги морского коня (3),
  • мамилярных тел (4),
  • переднего ядра зрительного бугра (5),
  • свода (6),
  • эпифиза (7),
  • поводка (8),
  • мозолистого тела (9),
  • septum pellucidum (10).

Существует так называемая лимбико-ретикулярная ось, это одна из важнейших интегративных систем организма, о чем свидетельствуетприсутствиефункциональных связей ретикулярной формации с лимбическими структурами.

Лимбическая система весьма важна в формировании мотиваций, таких внутренних побуждений, которые несут в себе весьма сложные эмоциональные и инстинктивные реакции. В частности, к ним относятся оборонительные и пищевые. В дополнение к этому лимбическая система, принимает участие в регуляции сна и бодрствования.

При рождении центральные и периферические отделы нервной системы сформированы, однако их тонкая организация длится еще довольно долго. Существование новорожденного ребенка во внешней среде обеспечивается комплексом безусловных вегетативных рефлексов, регулирующих деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, сон и бодрствование, пищевое поведение, температуру тела, поддерживающих постоянство внутренней среды организма.

У детейгрудного возраста вегетативные рефлексы вагальной группы проявляются при раздражении малой силы, и которые характерны интенсивностью, распространенностью и длительностью действия. Считается, что в грудном возрасте вегетативная нервная система легко возбуждается, и эти влзбуждения проходят по ее отделам и генерализуются, что проявляется в стойкой обобщенной реакции.

Был обследован значительный контингент больных детей и эти исследования показали, что дети с психосоматическими нарушениями почти всегда (90,8%) страдают нарушениями гомеостаза. Причем у большинства из них были определены нарушения гомеостаза с преобладанием тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Нарушения с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы наблюдались лишь у четверти обследованных детей. Была замечена разноплановость реактивности и вегетативного тонуса. Например, преобладание тонуса парасимпатического отдела в практически всегда проявляли гиперсимпатическую реактивность, симпатическая встречалась реже, а асимпатическая и нормальная реактивность определялись весьма редко.

Физиологическая роль вегетативной нервной системы заключается в поддержании трофики всех тканей организма, гомеостаза и приспособления организма к условиям окружающей среды.

В филогенезе парасимпатический отдел вегетативной нервной системы начинает функционировать раньше, чем симпатический. Эта зкономерность повторяется и в онтоенезе. рвые элементы вегетативной нервной системы появляются на 3-й неделе внутриутробного развития. При рождении центральные вегетативные образования и периферические отделы симпатической и парасимпатической нервной системы уже сформированы, но их тонкая морфологическая и функциональная организация еще продолжается в течение длительного времени.

Существование новорожденного ребенка во внешней среде обеспечивается комплексом безусловных вегетативных рефлексов, регулирующих деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, сон и бодрствование, пищевое поведение, температуру тела, поддерживающих постоянство внутренней ереды организма. Однако у новорожденных эти функции еще Далеки от совершенства.

В раннем детском возрасте можно выделить несколько периодов, различающихся по степени функциональной активности и дифференцированности вегетативных реакций. Первый — от момента рождения до 2 мес. Вегетативная нервная система различно дифференцирована в разных органах, вегетативные эффекты склонны к генерализации, непостоянны, быстро переходят из одной системы в другую. Например, зевание, дефекация могут вызвать выраженную брадикардию, плач — тахикардию. Второй период — от 2 до 7 мес. Возбудимость вегетативной нервной системы повышается, значительно расширяются функции ее симпатического отдела. Третий период — от 9 до 12 мес. Вегетативные реакции стабилизируются, активно включается их центральная регуляция. Со 2-го года жизни вегетативные функции становятся все более устойчивыми, но лишь к 11—12 годам достигают со вершенства.


Исследование вегетативной нервной системы у детей первых Лет жизни проводится с помощью проб и методов, аналогичных применяемым в более старшем возрасте. Регуляция сосудистого тонуса изучается при помощи ряда сердечно-сосудистых рефлексов.

Солярный рефлекс. Надавливание на подложечную область вызывает замедление пульса на 4—12 ударов в 1 мин. Более значительное замедление пульса указывает на повышение активности симпатической нервной системы.

Клиностатическая проба. При переводе ребенка из вертикального положения в горизонтальное происходит замедление сердечной деятельности на 4—6 ударов в 1 мин. До 6 мес этот рефлекс выражен слабо. Резкое замедление пульса наблюдается при повышенной возбудимости блуждающего нерва.

Ортостатическая проба также бывает положительной только у детей старше 6 мес. При переходе из горизонтального положения в вертикальное происходит учащение пульса на 8—10 ударов в 1 мин. Пульс нормализуется в течение 1 мин. Более значительное учащение пульса указывает на симпатикотонию.

Замедление пульса происходит также при надавливании на большой родничок. При повышенном тонусе симпатической нервной системы эта реакция может быть сниженной или отсутствовать.

Исследование кожно-вегетативных реакций включает изучение особенностей дермографизма и пиломоторный рефлекс.

Дермографизм — реакция кожи на раздражение в виде покраснения или побледнения — может быть выявлен с первых часов жизни ребенка. Белый дермографизм указывает на повышение тонуса симпатической нервной системы, красный — парасимпатической. У детей первых месяцев жизни обычно наблюдается смена одного вида дермографизма другим, что указывает на неустойчивость вегетативных реакций. Рефлекторный дермографизм определяется путем проведения иглой по коже. Образуется красная полоса. Выпадение этого рефлекса в зоне определенных сегментов свидетельствует о поражении сегментарного аппарата спинного мозга или периферических нервов.

ОПИСАНИЕ

Ваготония (устар.; vagotonia; ваго- + греч. tonos напряжение; син. парасимпатикотония) — преобладание тонуса парасимпатической части вегетативной нервной системы над тонусом ее симпатической части. Проявляется брадикардией, снижением АД, гипогликемией(, патологическое состояние, характеризующееся снижением концентрации глюкозы в крови ниже 3,5 ммоль/л [2] , периферической крови ниже нормы, вследствие чего возникает гипогликемический синдром. ),гипергидрозом(повышенное потоотделение).

ПРИЧИНЫ

Наиболее частыми причинами развития ваготонии являются

  • неврозы,
  • негрубые органические поражения головного мозга,
  • стволовые и гипоталамические расстройства.

СИМПТОМЫ

  • холодная и влажная кожа,
  • потливость,
  • гиперсаливация, Гиперсаливация (другое название - птиализм) – повышенное выделение слюнного секрета вследствие усиленной активности слюнных желез.
  • брадикардия,(Брадикардия- это нарушение ритма сердца (аритмия) в сторону снижения частоты сокращения. В норме частота сокращений у взрослых людей составляет от 60-80 (в покое) и до 140 (при физических нагрузках) раз в минуту. Пульс ниже 60 раз в минуту считается редким и такое нарушение ритма сердца называют брадикардией.)
  • тенденция к ортостатической гипотензии, это длительное состояние, характеризующееся пониженным артериальным давлением — менее 100/60 мм.рт.ст. вследствие снижения сосудистого тонуса. Ранее использовался термин вегето-сосудистая дистония (ВСД) по гипотоническому типу.
  • дыхательная аритмия,
  • склонность к обморокам.

Больные медлительны, флегматичны, нерешительны, склонны к депрессии, маловыносливы.

Ваготония проявляется нарушениями работы дыхательной системы, периодическими ощущениями нехватки воздуха и плохой переносимости низких температур. Могут наблюдаться расстройства пищеварительной системы – диарея или запоры, боли в области живота, различные аллергические реакции, отёки под глазами. Все эти симптомы могут проявляться как периодически, так и постоянно. Нередки ночные боли – в ногах, животе.

Ваготония нередко сопровождается различными сердечно-сосудистыми расстройствами. Прежде всего – это боли в области сердца, сниженное артериальное давление или резкие периодические снижения давления. Сердце при этом имеет сниженный тонус, количество ударов в минуту может снижаться до 40-50 вместо нормальных для ребёнка 65-70, а вот физические размеры сердечной мышцы могут быть увеличены. К тому же может фиксироваться периодически брадиаритмия – сбои в сердечном ритме.

ЛЕЧЕНИЕ

Медикаментозная терапия назначается в комплексе с немедикаментозными средствами или при неэффективности последних.

Лечение необходимо начинать с препаратов растительного происхождения, обладающих наименьшим побочным действием. Учитывая длительность лечения, не следует назначать одновременно несколько лекарственных средств, целесообразна смена одного препарата другим.

Симпатотония( завышенный симпатический тонус) Людям с симпатикотонией присущи темпераментность, горячность, летучесть настроения, завышенная аффектация к боли, невротические состояния. Объективно определяются более частые биение и дыхание, поднятие артериального давления, бледнота кожных покровов, ознобоподобный гиперкинез( невольные движения в различных группах мускул).

Нормотония ?

46.Основные функциональные пробы, направленные на диагностику превалирования влияний симпатического и парасимпатического отдела

Симпатикотония

(sympathicotonia; Симпатико- + греч. tonos напряжение)

преобладание тонуса симпатической части вегетативной нервной системы над тонусом ее парасимпатической части.Симпатикотония – относительное преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим, например, при меланхолической депрессии, проявляющееся такими симптомами, как мидриаз, тахикардия, тенденция к артериальной гипертензии, сухость слизистых оболочек, бледность кожных покровов, склонность к запорам, снижение секреции слёз и др.). В психопатологии симптомами симпатикотонии чаще всего сопровождается или проявляется тоскливая, меланхолическая и, возможно, скрытая депрессия.

49. Основные различия в механизме обработки информации правым и левым полушариями головного мозга человека

Головной мозг состоит из двух полушарий левого и правого. Кора одного полушария, не связана с корой другого. Между полушариями происходит обмен информации через мозолистое тело. Если проводить аналогию с компьютером, то левое полушарие головного мозга функционирует как последовательный процессор. Информация обрабатывается левым полушарием поэтапно. Правое же полушарие работает как параллельный процессор, оно может обрабатывать много разнообразной информации одновременно. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты, систематизирует их. Правое же полушарие мыслит образами, в его власти находится интуиция, фантазии и мечты.

По всем законам общей симметрии тела человека левое и правое полушария представляют собой практически точное зеркальное отображение другого. За контроль и управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями отвечают оба полушария, причем правое полушарие контролирует правую сторону человеческого тела, а левое - левую.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие Правое полушарие

Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также спо собности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание. Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Параллельная обработка информации: Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Мышление организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы. мышление это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту.

Речь малоэмоциональна, так как идет смысловая сторона речи, им легче писать, чем диктовать, они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать

50. Проявления функциональной асимметрии мозга.

Анализируя соотношение лишь трех видов асимметрий (рука — глаз — ухо), А.П. Чуприков и его сотрудники выделили в нормальной популяции 8 вариантов функциональных асимметрий мозга. При учете других видов моторных и сенсорных асимметрий их число должно быть во много раз больше.

Таким образом, существует множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий при оценке даже только элементарных моторных и сенсорных процессов. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии будет выявлено, если будут учтены особенности всех высших психических функций. Представление о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно. Еще более сложными и однородными являются группы левшей (с ведущей левой рукой) и амбидекстров (с ведущими обеими руками).

Каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой (моторной или сенсорной) асимметрии. Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются такими показателями, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными.

Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Этот факт отмечается и по показателям биоэлектрической активности мозга, и по экспериментально-психологическим показателям, в частности, с помощью методики дихотического прослушивания. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных областях коры, позже — в ассоциативных (префронтальных и заднетеменно-височных) зонах коры головного мозга. Имеются данные о снижении ЭЭГ-показателей асимметрии в старческом возрасте. Таким образом, существует онтогенетический и вообще возрастной фактор, определяющий характер функциональной асимметрии.Функциональная асимметрия мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.

Изучение межполушарных различий имеет большое значение для решения проблемы в образовании. По утверждению Джозефа Богена нынешний упор в системе образования на приобретение вербальных навыков и развитие аналитического мышления обуславливает пренебрежение к развитию важных невербальных способностей. А в таких условиях одна половина мозга ''голодает'' и ее потенциальный вклад в развитие личности в целом игнорируется.

По мнению Спрингера и Дейча исследование латеральности должно быть в тех направлениях, которые касаются ловкости и ориентировки в пространстве, оно должно быть непременным фактором при оценке школьной зрелости ребенка при поступлении в школу. Оно важно во всех случаях: воспитательных затруднениях, нарушениях в поведении. Следует тщательно изучить состояние здоровья ребенка, функции органов, моторики – здесь и возникает проблема латеральности – проявления действия и взаимодействия мозговых гемисфер.

Исследования асимметрии мозга вызвали интерес к общей проблеме неравнозначности правой и левой рук и показали различие между лево - и праворукими в отношении организации мозга, что позволяет задать ряд вопросов: каково значение этих различий, если таковые имеются, для интеллекта, творческих способностей?

Какие факторы в первую очередь обуславливают леворукость (гены, жизненный опыт, небольшие повреждения мозга)?

Проблема функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга является очень сложной т.к. различия в работе левой и правой гемисферы маскируются избыточностью мозговой деятельности обеспечивающей дублирование и повышающей ее надежность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.