Тревожность как свойство нервной системы

Для изучения взаимосвязи между свойствами нервных процессов (показатели по шкалам теста Стреляу) и тревожностью применялись корреляционный анализ и анализ таблиц сопряженности.

По результатам проведенного корреляционного анализа не выявлено ни одной статистически значимой взаимосвязи между свойствами нервных процессов и уровнем тревожности подростков (приложение 2). Однако при внимательном рассмотрении вычисленных коэффициентов корреляции и сопоставлении результатов корреляционного анализа с результатами анализа таблиц сопряженности можно обнаружить следующие закономерности.

Все коэффициенты корреляции показателей силы процесса возбуждения и тревожности подростков близки к нулю (приложение 2) и не отражают существования линейных связей между силой процесса возбуждения и тревожностью подростков. Однако анализ таблиц сопряженности свидетельствует о наличии нелинейной взаимосвязи между силой процесса возбуждения и тревожностью (таблица 1).


Как видно из таблицы, у подавляющего большинства (73,3%) подростков высокий уровень тревожности обусловлен сильным возбуждением центральной нервной системы. Напротив, лишь у 26,7% высокотревожных подростков отмечена слабость процессов возбуждения. У подростков с низким уровнем тревожности как высокая, так и слабая возбудимость центральной нервной системы встречалась примерно с одинаковой частотой (56,2% и 43,8% соответственно). Это позволяет сделать ряд важных заключений: высокий уровень тревожности у подростков в подавляющем большинстве случаев обусловлен высокой возбудимостью центральной нервной системы, а низкий уровень тревожности может быть обусловлен как слабостью процессов возбуждения, так и их чрезмерной силой, с последующим развитием запредельного торможения, снижающего уровень тревоги.

Все коэффициенты корреляции показателей силы процесса торможения и тревожности подростков являются отрицательными и близкими к значимым (таблица 2).


Это свидетельствует о существовании тенденции к обратной связи между силой процесса торможения и тревожностью подростков: чем выше сила торможения, тем ниже уровень тревожности подростков.

Существование данной тенденции подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 3).


Как видно из таблицы, 64,7% подростков, обнаруживших показатели силы процесса торможения выше среднего значения, характеризуются низкими показателями общей тревожности, а высокий уровень тревожности наблюдается лишь у 35,3% таких подростков. Напротив, большинство подростков, характеризующихся слабостью процесса торможения, являются высокотревожными (64,3%), и лишь 35,7% таких подростков свойственная низкая тревожность.

Аналогичные результаты получены и по другим видам тревожности подростков (приложение 3): большинство респондентов, обладающих высокой силой процесса торможения, характеризуются низким уровнем школьной (64,7%), самооценочной (58,8%) и межличностной (76,5%) тревожности; большинство подростков со слабым процессом торможения, в свою очередь, обладают высокой школьной, самооценочной и межличностной тревожностью (во всех случаях по 64,3%).

Аналогичным образом, все коэффициенты корреляции показателей преобладания силы процесса возбуждения над силой процесса торможения и тревожности подростков являются положительными и близкими к значимым (таблица 4).


Следовательно, существует тенденция к прямой связи тревожности подростков с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения по силе: если нервная система подростка характеризуется преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения, то он скорее является более тревожным; а если по силе преобладает процесс торможения, то подросток скорее будет менее тревожным.

Существование данной тенденции подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 5).


Как видно из таблицы, 75,0% подростков, характеризующихся преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения, обладают высоким уровнем тревожности, и лишь 25,0% таких подростков свойственен низкий уровень тревожности. Большинство подростков, характеризующихся преобладанием силы торможения над силой возбуждения, напротив, являются низкотревожными (68,4%), в то время как высокотревожными являются только 31,6% из них.

Аналогичные закономерности наблюдаются в отношении других видов тревожности (приложение 3): большинство подростков, характеризующихся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием силы процесса возбуждения, обладают высоким уровнем школьной (75,0% таких подростков), самооценочной (75,0%) и межличностной (58,3%) тревожности. В свою очередь, большинству подростков, характеризующихся преобладанием силы процесса торможения над силой процесса возбуждения, свойственна низкая школьная (68,4%), самооценочная (63,2%) и межличностная тревожность (68,4%).

Обе перечисленные закономерности говорят о роли процесса торможения в подавлении тревоги у подростков. Очевидно, что возникновение тревоги на субъективном уровне сопряжено с возникновением объективного физиологического процесса возбуждения. В свою очередь, устранение тревоги, успокоение сопровождает объективный процесс торможения. Поэтому чем сильнее процесс торможения сам по себе и чем сильнее он в сравнении с процессом возбуждения, тем легче осуществляется устранение тревоги.

Коэффициенты корреляции между подвижностью нервных процессов и показателями тревожности подростков, кроме показателя межличностной тревожности, являются положительными и не близки к нулю (таблица 6).


Это говорит о существовании тенденции к прямой связи между подвижностью нервных процессов и тревожностью подростков: чем выше уровень подвижности нервных процессов, тем выше уровень тревожности подростка.

Существование такой тенденции подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 7).


Как видно из таблицы, две трети высокотревожных подростков (66,7%) характеризуются подвижностью нервных процессов, и лишь одна треть высокотревожных подростков (33,3%) обладают инертной нервной системой. Напротив, большинство низкотревожных подростков (62,5%) характеризуются инертностью нервных процессов, и лишь 37,5% низкотревожных подростков обладают подвижной нервной системой.

Выявленная закономерность распространяется и на другие виды тревожноси подростков (приложение 3): большинство подростков, подвижность нервных процессов которых выше среднего, характеризуются повышенным уровнем как общей тревожности (62,5% таких подростков), так и частных, особенно самооценочной (62,5%). В свою очередь, большинство подростков с низким уровнем подвижности нервных процессов, характеризуются низким уровнем как общей тревожности (66,7%), так и школьной (60,0%), самооценочной (60,0%) и межличностной тревожности (73,3% случаев).

Подвижность нервных процессов обусловливает скорость и легкость возникновения процессов возбуждения и торможения, а также смены одного процесса другим. По-видимому, выявленная закономерность относится, прежде всего, к легкости возникновения процесса возбуждения: чем выше уровень подвижности нервной системы, тем легче и быстрее возникает процесс возбуждения, и в том числе возбуждения, связанного с тревогой. Поэтому высокая подвижность нервных процессов скорее предрасполагает подростка к более частому возникновению эмоций, включая эмоцию тревоги.

Отсутствие тенденции к прямой связи между подвижностью нервной системы и межличностной тревожностью, по-видимому, связано с тем, что межличностные отношения со сверстниками обладают повышенной значимостью для любого типичного подростка: такова закономерность возрастного развития. Поэтому, вероятно, легкость возникновения тревоги по поводу межличностных отношений у подростков связана не столько с подвижностью нервной системы, сколько с уровнем субъективной значимости межличностных отношений для данного подростка.

Следует отметить, что тревога не является единственной эмоцией, связанной со свойствами нервных процессов описанным выше образом. Напротив, можно предположить, что и другие эмоциональные особенности человека обнаруживают такие же взаимосвязи со свойствами нервных процессов, отражая взаимосвязь между свойствами нервных процессов и эмоциональной сферой личности человека, осуществляемую через темперамент.

Выявленные закономерности противоречат результатам многих психологических исследований, в соответствии с которыми для высокотревожных субъектов характерны сила процесса торможения, преобладание ее над силой процесса возбуждения и инертность нервных процессов (п.1.3). Однако, по-видимому, упомянутые исследования проводились на взрослых людях, в то время как наше исследование посвящено изучению подростков. Можно предположить, что с возрастом взаимосвязь между темпераментов и тревожностью меняется. Например, высокий уровень тревожности может с возрастом приводит к усилению процесса торможения и к развитию инертности нервных процессов по механизму научения. Для изучения возрастной динамики взаимосвязи тревожности и свойств нервных процессов требуются дополнительные исследования.

То, что величина перечисленных коэффициентов корреляции не достигает уровня статистической значимости, вероятно, говорит о существовании факторов, оказывающих существенно более значимое влияние на тревожность подростков, чем свойства нервных процессов. Связь между свойствами нервных процессов и тревожностью подростков существует на уровне предрасположенности, а проявление этой предрасположенности зависит в большей мере от других факторов, предположительно, социальных.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующий вывод о взаимосвязи между свойствами нервных процессов и тревожностью подростков. Предрасположенность к формированию высокого уровня тревожности существует у подростков, нервная система которых характеризуется подвижностью, слабостью процесса торможения и преобла­данием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения. Эти ха­рактеристики нервной системы влияют на развитие тревожности у подрост­ков через особенности эмоционального реагирования. Подвижность нервной системы обусловливает легкость возникновения эмоций, в том числе эмоции тревоги; а слабость процесса торможения (как самого по себе, так и относи­тельно процесса возбуждения) способствует более длительному и интенсивному переживанию воз­никших эмоций, включая тревогу. Поэтому перечисленные свойства нервных процессов образуют у подростков предрасположенность к развитию высоко­го уровня тревожности. Однако при этом результаты проведенного исследо­вания говорят о том, что свойства нервных процессов входят в число скорее второстепенных, чем значимых факторов, влияющих на уровень тревожности подростков.


Фрейд описывал тревогу, как смутные, неприятные эмоции, которые характеризуются ожиданием неблагоприятных будущих событий, нехорошими предчувствиями, состоянием беспокойства и напряжения. У тревоги не существует такого предмета, как, например, у страха и волнения. Однако в тревожных расстройствах зачастую страх все-таки присутствует.

Любой человек не застрахован от периодического попадания в состояние тревоги и страха, а также беспокойства, напряжения. Обычно это происходит перед событиями, ситуациями нестандартного плана. Нет ничего странного, когда человек испытывает беспокойство, заходя в темный переулок, даже не наблюдая вокруг каких-либо подозрительных или агрессивно настроенных особ.

У тревоги есть негативная и позитивная сторона. Она иногда приносит пользу, уберегает от плохих последствий определенных действий, поступков. Тревогами являются вполне адекватные реакции человеческого тела на реальные угрозы безопасности, а также на значимые для него события. Это похоже на внутреннюю сигнализацию. Она помогает нам подготовиться к неприятностям, опасности, чтобы нас не застало все это врасплох. Большинству из нас, например, приходилось чувствовать тревогу и страхи перед сдачей экзаменов.

Что такое чувство тревоги


Когда человек испытывает постоянно тревогу без видимых причин, а тревожные мысли и панические атаки становятся его спутниками по жизни, это уже вредно для здоровья и перерастает в патологию и сигнализировать о расстройствах психики. Это чувство уже превращается в помеху для нормальной жизнедеятельности. Если вовремя не обратиться за помощью или не получить ее по каким-то причинам, нервная система может не выдержать постоянного напряжения. Это может повлечь за собой срывы адаптационных механизмов и развитие заболеваний психики хронического характера.

Симптомы патологических случаев могут быть психического и физического плана.

Психическими признаками являются:

  • наличие постоянных беспричинных страхов и волнений;
  • снижение уровня концентрации внимания;
  • проблемы со сном;
  • возникает нестабильное эмоциональное состояние, частые раздражения, плаксивость, т.д.;
  • потеря способности расслабляться, отдыхать, работать и общаться с другими людьми;
  • неадекватные реакции на предложенную помощь близкого окружения.

На физическом уровне наблюдается следующая симптоматика:

  • нарушение ритма дыхания и сердцебиения;
  • боли головы, в области сердца и брюшной полости;
  • потливость;
  • усиление или потеря аппетита;
  • необъяснимая усталость и упадок сил;
  • ощущение дрожи, озноба без причин;
  • проблемы со стулом;
  • присутствие чувства недостатка воздуха;
  • дурнота;
  • спазмы и болевые ощущения в мышцах.

Уровень тревоги может быть разным. В стрессовых ситуациях он возрастает, наступает обострение. Для психически здорового человека не составит большого труда справиться со стрессами и тревогами. В патологических состояниях эмоциональный негатив остается и может стать постоянным спутником человека. Тревогами в крайней степени являются панические состояния. Панические атаки приходят тогда, когда их не ждут. После таких атак люди всячески пытаются избежать попадания в аналогичные ситуации. Что естественно сказывается на качестве жизнедеятельности и нередко приводит к определенной изолированности от социума.

Причины тревожности

Тревожность является психическим свойством, индивидуальной особенностью психологического характера, которая
выражается склонностью испытывать тревогу. Для понимания сути понятия следует не забывать о связи этой особенности человека с такими свойствами, как полученный по наследству или приобретаемый в процессе жизнедеятельности невротизм, интроверсия. Переживания таких эмоций могут быть разными. Существуют разные факторы влияния. Таким образом, не все зависит от самого человека.

С тревожностью не все так однозначно и просто. Ведь у этого чувства казуальный характер проявления. Оно имеет ряд составляющих элементов и триггеров, взаимодействующих между собой и влияющих на то, как мы интерпретируем тревогу. А это взаимосвязано с тем, какие ключевые причины имеет человек, страдающий тревожностью, страхами и беспокойством:

  • Способность к обучению.

Человек всю свою жизнь учится на опыте своем и других людей, на поступках и наблюдениях в условиях разнообразных ситуаций, которые угрожают безопасности. Примерами являются потеря стабильного источника дохода, увольнение с работы. Тревожность детей часто формируется в раннем возрасте, когда случаются стрессовые ситуации без возможности найти логическое объяснение происходящим событиям. И то, как проходит детство, влияет на эмоциональное развитие взрослого человека.

  • Мышление и тревожные мысли

Любая мыслеформа, которая вызывает неудобство, дискомфорт, способна усилить чувства угрозы и опасности. И нет разницы реальность это или вымысел, важная роль отводится только когнитивным процессам человека. Мышление в негативном ключе порождает тревожность.

  • Предвкушение опасностей, угроз

Ожидая неприятности, опасные для жизнедеятельности события и явления, человек настраивает себя на негатив и это вызывает тревогу и тревожные размышления. У него появляются плохие предчувствия, начиная с легкого волнения и заканчивая тревожностью.

  • Ощущение изменений на уровне физиологии

Тревожность способна приносить нам пользу и вредить. Сталкиваясь с ней, мы уже подготовлены к реакции в направлении поиска выхода из сложившейся ситуации. Обычно это происходит при неблагоприятных обстоятельствах. Но в случае с повышенной тревожностью люди могут столкнуться со следующим:

  • трудностями запоминания;
  • раздражительностью;
  • хронической усталостью;
  • нарушениями сна;
  • депрессивными состояниями;
  • заболеваниями сосудов и сердца;
  • снижением защитных функций организма и т.п.

Повышенный уровень способности беспокоиться и тревожиться без оснований является личностной тревожностью. Она иногда имеет связь с состоянием гормонального фона человека, а также с привычной моделью поведения личности. Это ощущение можно назвать страхом.

Ее уровень измеряют с помощью теста Кеттелла. В нем с личностной тревожностью ассоциируются обеспокоенность, чувствительность, склонность к истерикам, изменчивость настроения, неуверенность, а также предрасположенность к предугадыванию, самоосуждению, депрессии и т.д.

А противоположные чувства, которые используются в тестировании – беззаботность, надменность, жизнелюбие, оптимизм, уверенность, а также невозмутимость и спокойствие.

  • Движения, активный образ жизни

Тем, кто больше двигается, меньше грозят ощущения тревоги и стресса. Доказано учеными, что длительное пребывание в неподвижном состоянии способствует развитию таких ощущений. Причем пару часов занятий спортом не спасают тех, кто ежедневно более 2 часов отдает работе за столом. Акцентируется внимание именно не на интенсивных, а на частых движениях.

  • Озвучивание своих тревог

Если в голову лезут тревожные мысли, психологи советуют проговорить их. Дальше вспомнить первопричину появления таких ощущений.

Существует специальное упражнение:

1. из эмоций выделить сильнейшую и самую яркую;

2. показать ее с помощью жестов и голоса.

Суть его в том, чтобы прервать цикличность тревожных мыслей.

  • Описание своих мыслей

Включить приятную музыку, неважно в каком стиле. Главное – получить от нее удовольствие. Это действует успокаивающе, снижает уровень тревоги, дискомфорта. Методом эффективно пользуются психотерапевты в своей практике с патологическими расстройствами.

  • Смотрим в лицо врага

Методом можно пользоваться самостоятельно. Однако в серьезных случаях рекомендуется воспользоваться помощью специалистов. Иногда самому просто бывает сложно расшифровывать результаты. А профессионал поможет погрузиться в свои ощущения и интерпретировать результат. В итоге человек обретает веру в реальность прохождения испытания тревожными мыслями. Не всегда помогает игра в прятки с врагом.

  • Положительный эмоциональный настрой

Человек способен одолеть свою тревогу, окунувшись с головой в то, что приносит удовольствие и позитивные эмоции. Если тревожные мысли не покидают, необходимо дать себе отдохнуть, расслабиться, сделать паузу в работе и получить приятные эмоции. По мнению психолога Селигмана это довольно эффективная методика.

Мы просто часто забываем об отдыхе и приятных моментах, которые так необходимы человеку для ощущения счастья и благополучия. Бешеный ритм жизни не дает возможности для ощущения радости от приятного общения, удовлетворения от выбора. В погоне за большими достижениями, человек часто забывает о смысле жизни и о том, что ее можно упрощать, а не только усложнять. Если человек имеет положительный настрой, то для тревожных ощущений не остается много места в его жизни.

  • Укрепление веры в собственные силы

Уверенные в себе люди реже беспокоятся о чем-то и испытывают тревогу, чем растерянные и нерешительные. Хорошей защитой являются компетентность в определенной сфере и умение преодоления трудностей. Уверенность черпается из своего и чужого опыта, памяти о достижениях и т.п.

  • Медитативные практики

Доказано, что благодаря медитативным практикам, комплексам дыхательных упражнений, йоге можно достичь спокойствия разума, расслабиться и снять тревожность. Достаточно выделить 10-20 минут для ежедневных медитаций на расслабление. Такое действие позволяет создать свою внутреннюю защиту, отгородиться от ситуации, обрести покой и шанс без каких-либо трудностей сделать правильный выбор цели и истинных ценностей в своей жизни.

Кроме того, если человек умеет вязать, лепить, шить, рисовать, ему такими занятиями можно отвлекать себя от тревожных мыслей. Психологи считают эти занятия своеобразной медитацией. Они также помогают успокоиться, уединиться в своем внутреннем мире и получить удовлетворение от творческого процесса. Эти занятия учат концентрации внимания на текущем моменте, не позволяют отвлекаться и тревожиться о будущих событиях.

Тревожность – склонность человека ощущать сильную тревогу и страх, часто безосновательно. Она проявляется психологическим предвидением угрозы, дискомфортом и другими негативными эмоциями. В отличие от фобии, при тревоге человек не может точно назвать причину страха – она остается неопределенной.

Распространенность тревожности. Среди детей в средней школе тревожность достигает 90%. Среди взрослых 70% страдают от повышенной тревожности в разные периоды жизни.

Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.

Норма и патология. Нормой считается умеренная тревожность, связанная с тревожными чертами характера. В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.

Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги, длящиеся от нескольких минут до нескольких часов, во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревога может быть симптомом:

  • Тревожного расстройства;
  • Панического расстройства с паническими атаками;
  • Тревожной эндогенной депрессии;
  • Невроза;
  • Ипохондрии;
  • Обсессивно-компульсивного расстройства;
  • Истерии;
  • Неврастении;
  • Алкоголизма;
  • Шизофрении;
  • Посттравматического стрессового расстройства.
К чему может привести повышенная тревожность. Под влиянием тревоги происходят нарушения поведения.
  • Уход в мир иллюзий. Часто тревога не имеет четкого предмета. Для человека это оказывается более мучительным, чем страх чего-то конкретного. Он придумывает причину страха, тогда на основе тревожности развиваются фобии.
  • Агрессивность. Возникает, если у человека повышена тревожность и занижена самооценка. Для того, чтобы избавиться от гнетущего чувства он унижает других людей. Такое поведение приносит лишь временное облегчение.
  • Безынициативность и апатия, которые являются последствием длительной тревог и связаны с истощением душевных сил. Снижение эмоциональных реакций мешает разглядеть причину вызывающую тревожность и устранить ее, а также ухудшает качество жизни.
  • Развитие психосоматического заболевания. Физические симптомы тревожности (сердцебиение, спазмы кишечника) усугубляются и становятся причиной заболевания. Возможные последствия: язвенный колит, язва желудка, бронхиальная астма, нейродермит.

Почему возникает тревожность?

Какие виды тревожности существуют?


По причине развития

  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.
По сфере возникновения
  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.
По воздействию на человека
  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.
По адекватности ситуации
  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.
По выраженности
  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

К какому врачу обращаться с тревожностью?

Как производится коррекция тревожности?

Группа препаратов Лекарственные средства Действие
Ноотропные препараты Фенибут, пирацетам, глицин Назначаются при истощении энергетических ресурсов структур мозга. Улучшают функции мозга, делают его менее чувствительным к повреждающим факторам.
Седативные препараты на растительной основе
Настойки, настои и отвары мелисы, валерианы, пустырника пиона, персен Оказывают успокаивающее действие, уменьшают страх и тревожность.
Анксиолитики селективного действия Афобазол Снимает тревожность и нормализует процессы в нервной системе, устраняя ее причину. Не оказывает тормозящего действия на нервную систему.

Что такое шкала тревожности?

Отметим, что хотя повышенная тревожность у детей и взрослых не опасна для здоровья, но она накладывает отпечаток на поведение человека, делая более ранимым или наоборот агрессивным, заставляет отказываться от встреч, поездок, как ситуаций несущих угрозу. Это состояние влияет на процесс принятия решений, заставляя выбирать не то, что принесет успех, а то, что влечет за собой меньше риска. Поэтому коррекция тревожности позволяет сделать жизнь более насыщенной и счастливой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.