Укрепление здоровья предупреждение утомляемости нервных и инфекционных заболеваний

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. Учебные и домашние занятия оказывают на организм ребенка психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Чтобы у Вашего ребёнка не было переутомления, его нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, потому что позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность.

Чем вызваны школьные перегрузки?

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.

На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием). Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д. У некоторых переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения. Следствие перегрузок -не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь -значит, неспособный"). Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Постарайтесь адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Для сохранения здоровья ребёнка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в течение всего дня необходимо соблюдать несложные правила:

-Режим дня. У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности. Необходимо обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.

-Питание. В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Необходимо следить за качеством питания Вашего ребёнка. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

-Физическая активность. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере. Личным примером приучите ребёнка к закаливанию.

-Отсутствие вредных привычек. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Не забывайте, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда. Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим, в первую очередь ведет к переутомлению.

Любите своего ребенка таким, какой он есть!

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
sohranenie_zdorovya_rebenka-_vazhneyshaya_zadacha_roditeley..doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Поэтому первоочередной задачей учителей и родителей должно быть укрепление здоровья, предупреждения утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у наших детей.

Занятия в школе резко повышают нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы и умственным трудом. Школьник утомляется - и это нормально. Вам ,родителям, важно сделать эту утомляемость не фатальной, а ,скорее, минимальной. Работоспособность детей в среднем школьном возрасте подвергается циклическим колебаниям в зависимости от времени суток, дня, недели, времени года.

Для предупреждения утомляемости, её снижения чрезвычайно важно для учащихся выполнения ими режима дня. Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха – тогда нервная система быстро истощается. Наступает утомляемость ребенка. Организация сна и бодрствования –важная часть семейного воспитания.

Правильно организовать режим дня школьника –

-это обеспечить ему достаточный по продолжительности сон; время подъема и отхода ко сну должно быть строго установленным;

-предусмотреть регулярный приём пищи –желательно в одни и те же часы;

-установить определенные часы приготовления уроков;

-выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности. Помощи семье.

Несмотря на достигнутые успехи медицины, всё ещё имеют широкое распространение и вызывают особую тревогу инфекционные заболевания.

Для того ,чтобы лучше знать меры предупреждения инфекционных заболеваний, необходимо дать некоторые сведения о них.

Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм болезнетворных микроорганизмов (микробов, вирусов), которые при благоприятных для них условиях (например, ослабление организма человека) начинают бурно размножаться. Ответная реакция организма человека и проявляется в виде болезни.

Надо иметь в виду два обстоятельства. Между заражением (или так называемым контактом с больным) и проявлением болезни проходит определенный период (инкубационный период), который может колебаться в значительных пределах, в зависимости, от болезни, от нескольких часов до нескольких месяцев. Поэтому не у всех детей болезнь может проявляться одновременно. Значит, уже при одном случае заболевания должна возникнуть настороженность.

Многие инфекционные болезни имеют довольно четко выраженную сезонность. Поэтому все родители должны помнить, что в осеннее- зимний период чаще вспыхивает грипп, летом- дизентерия.

Что же можно сделать для предупреждения заболевания гриппом?

Известно, что под влиянием свежего воздуха и солнца за 20-30 мин. Количество микробов уменьшается на 70-80%. Вот почему особенно во время вспышек гриппа так важно проветривать комнаты, изоляция от коллектива и т. д.

Другая группа болезней носит название острых кишечных инфекций. Болезни эти могут распространятся несколькими путями.

Например, через загрязненную воду, пищу, фрукты, овощи. Поэтому очень важно следить за употреблением в пищу желательно вымытых овощей и фруктов. Загрязненная вода может служить источником многих заболеваний, среди которых, помимо дизентерии, одной из наиболее опасных,- вирусный гепатит.

Особенно осторожно нужно быть в летнюю пору во время походов, экскурсий. Питьевую воду нужно носить с собой в закрытой посуде.

Вторая проблема, решение которой важно для предупреждения кишечных инфекций,- мытье рук, и в первую очередь перед едой и после посещения туалета.

Третья группа инфекционных болезней связана с животными, которые являются переносчиками болезней: комары например, переносят малярию, блохи чуму, слепни - сибирскую язву, кошки - стригущий лишай.

Для предупреждения таких заболеваний надо убедить детей не брать в руки животных, не ласкать бродячих кошек и собак.

Итак, каковы же основные направления предупреждения инфекционных болезней:

- общее оздоровление организма;

- создание в школе и дома благоприятных условий, препятствующих распространению болезней;

- своевременное выявление недуга и изолирование заболевшего ребенка.

Жизнь наша развивается противоречиво. С одной стороны, переселение в комфортабельные квартиры, освобождение от тяжелого физического труда, облегчение всей жизни, а с другой стороны появление новых опасностей; многоэтажные дома с балконами и большими окнами, которые страшно открыть, бетонные ступени, асфальтированные дороги и наполненные машинами улицы, в каждой квартире электричество, газ и множество сложных бытовых приборов и приспособлений. В этой обстановке даже уменьшение числа детей в семье и организованная забота о них не спасают положения: детский травматизм неизбежно растет.

Возможны два принципиально различных пути его предотвращения. Первый состоит в стремлении взрослых обезопасить жизнь, убрав от ребенка опасности или ребенка от них. Дети при этом остаются в неведении: они не знают, что в окружающей жизни есть опасности, и вырастают неосторожными. Они не умеют обращаться с опасными предметами и будут беспомощными в любой опасной обстановке.

Но возможен другой путь: сознательно готовить ребенка к встрече с опасностями, которые всегда были, есть и будут в жизни, чтобы он:

- знал опасности, которые могут ему встретиться и был бы поэтому сам осторожен и других мог предупредить;

- умел обращаться с опасными предметами, инструментами, веществами;

- был сильным, ловким, сообразительным, чтобы выходить из сложных и опасных положений;

- знал меру своих возможностей; чтобы чувствовать границу допустимого риска.

На долю ребят среднего школьного возраста приходится более 40% случаев детского травматизма. Подростки как правило склонны к опасным шалостям, интересуются пиротехникой, участвуют в драках и т. д. Поэтому и травмы у них бывают тяжелые. Например, сотрясение головного мозга и другие повреждения головы составляют 30%, переломы костей 40%, ранения внутренних органов, обширные ожоги, серьезные травмы мягких тканей, укусы животных- 27%; травмы глаз-3%.

Тяжелые повреждения ребенок получает при падении с высоты ( окна, балкона, крыши, дерева, качелей, велосипеда ), или на ровном месте ( по невнимательности ), зацепившись за проволоку, трубу, порог, корень дерева, поскользнувшись, попав в яму, траншею, открытый люк, колодец.

Около 15% травм подростки получают в результате неисправности бытовых и электроприборов, а также повреждения электропроводов в подъездах, подвалах, улице.

Ранения острыми предметами ( ножом, топором, пилой, молотком ), всего из-за неправильного обращения с этими предметами. Больше всего ранений ребята получают от осколков стекла в водоемах, песке.

На первый взгляд кажется, что несчастный случай происходит неожиданно. Однако, анализируя большой материал о пострадавших детях, можно выявить типичные опасные ситуации, в которые попадают дети. Чтобы предотвратить эти ситуации, нужна в школе и дома профилактика детского травматизма.

Систематическое обучение правилам безопасности, безопасного поведения, их показ и тренировка- основа профилактики травматизма детей. Детям нужно не только рассказывать о правилах поведения, но и показывать безопасные способы выполнения таких распространенных в обыденной жизни действий, как нарезание хлеба, чистка овощей, открывание консервных банок, разогревание пищи и т. д.

Если запрещать все, то это, наоборот, может привести к обратному эффекту.

Травмы, получаемые результате падений, составляют всех повреждений, случающихся в доме и во дворе. Следует не просто запрещать детям лазать по деревьям ( они все равно это делают ), надо их научить осторожности, рассказать о недопустимости некоторых действий ( раскачиванию на тонких деревьях, избегать сухих и тонких сучков и т. д.

Что же может помочь нашим детям укрепить здоровье?

Прежде всего- это благоприятный психологический климат в семье. Ваши отношения с ребенком должны сложиться так, чтобы он всегда был уверен: дома его поймут, посоветуют как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся нравоучениями. Стать не просто родителями, но и друзьями своих детей - задача трудная, но выполнимая.

Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль за состоянием его здоровья – основные условия того, что ребенок, школьник будет расти и развиваться благополучно.

Родительское собрание

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ, НЕРВНЫХ

И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Форма проведения: беседа-практикум.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ, НЕРВНЫХ

И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Своеобразие подросткового возраста. Необходимость зна ния его родителями в целях успешного воспитания. Интенсив ность и неравномерность физического развития в этом возрасте.

Эмоции подростков. Отклонения в психическом развитии подростков. Повышенная возбудимость, раздражителыюсть, проявление бурных реакций, аффектов. Слабость нервной систе мы подростков. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональ ных нарушений у детей в семье. Забота родителей о создании бла гоприятных условий жизни подростка в семье во имя избежания его нервного потрясения. Типы подростковой депрессии.

Учет специфики воспитания мальчиков и девочек в семье.

Форма проведения: беседа-практикум.

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, надежда и разочарование, любовь и ненависть. Все: приро да, общение с другими людьми, работа, отдых, произведения ис кусства - вызывает у нас различные эмоции. Эмоции - пережива ние человеком своего отношения к каким-либо явлениям, событи ям, предметам действительности, собственной деятельности, каче ствам, достижениям, удачам, неудачам, психическому и физиче скому состоянию. Они подразделяются на положительные и отри цательные, повышающие работоспособность и понижающие ее. Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими осо бенностями: человек эмоционально чуток или инертен; эмоцио нально устойчив или неустойчив; эмоционально уравновешен или неуравновешен, истеричен; способен выдержать эмоциональное возбуждение длительное время или быстро истощается. У человека преобладает спокойное или возбужденное состояние: положитель ные эмоции (оптимистический настрой, жизнерадостность, ожив ленность, восторг) или отрицательные эмоции (грусть, мрачность, подавленность, тоска, депрессия); добродушие, миролюбие или злобность, агрессивность; гнев, азарт борьбы, возмущение или тревожность, страх, ужас.

Необходимо учитывать существенное своеобразие психики детей на разных возрастных этапах. Подростковый возраст состав ляет важный и сложный этап в общем процессе становления лич ности. С одной стороны, по уровню и характеру психического развития отрочество - типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, характеризуемых своими особенностями. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельно сти, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.

Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уни кальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма бла гоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рас сматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. У подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. Подростки глубоко переживают одиночество. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случа лось с другими людьми, к ним не имеет никакого отношения. По этому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. У них может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызовет не ожиданную, неадекватную реакцию. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двига тельная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость.

Эмоционально значимым фактором в жизни подростков является их внешность. Они подолгу изучают себя перед зеркалом, гримасничая и апробируя какие-то мимические и пантомимические способы невербального общения. Они переживают из-за отличия их внешности от социально формируемых стандартов мужской и женской красоты, носителями которой являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, манекенщицы.

Девочки и мальчики могут болезненно переживать из-за сво его небольшого роста. Некоторые девочки негативно воспринима ют свой высокий рост. Причиной отрицательных эмоций являются также мелкие дефекты кожи, избыточный вес. И. С. Кон отмечает, что у многих подростков накапливается избыточный вес, который выполняет функцию энергетического резерва, расходуемого организмом по мере полового созревания. Помимо этого может появляться у детей и подростков, испытывающих школьный невроз. Сильные эмоциональные переживания, вызываемые школьной средой, например, плохими отношениями с учителями или одноклассниками, поглощают большое количество нервной энергии, которая восполняется обильным приемом пищи после посещения школы. В свою очередь, это вызывает чрезмерную расслабленность и потребность в пассивном отдыхе, сидя у телевизора или полулежа на диване с книжкой в руках. Предметом пристального внимания подростков является развитие у них вторичных половых признаков как показателей взрослости. Так, некоторые девочки сильно пере живают из-за того, что у них быстрее, чем у большинства их свер стниц, растут грудные железы. Другие боятся того, что не станут полноценными девушками, потому что они сексуально неразвиты - у них маленькая грудь и короткие ноги.

Отклонения в психическом развитии подростков весьма разнообразны. Эмоциональные нарушения - одни из наиболее часто встречающихся отклонений психического развития детей. Совре менное общество представляет и взрослым, и детям богатую па литру причин такого печального явления: опыт насилия, достиже ние целей посредством угрозы применения оружия, маниакальное стремление к власти и безответственность перед лицом будущего человечества. Мир насилия и страха царит в книгах и кино, на экранах телевизоров, в окружающей ребенка реальной жизни. Даже родители в воспитательных целях по-прежнему предпочитают прибегать к насилию, не замечая, что переполняют и без того наполненную до краев чашу страха, отчаяния и агрессии в душах молодых поколений.

Почему же у физически здоровых детей возникают эмоциональные трудности? Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей - прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологиче ским содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям. Большую опасность представляют семьи, в которых антисоциальное поведение является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и привычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья. На безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за возникновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьез ной психической работы не остается). Лень может быть демонстративной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрезмерной регламентации родителями поведения подростка, против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отноше ния с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ре бенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии - эмоциональное расстройство. Отличительной особен ностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно. Психологическая наука установила несколько типов подростковой депрессии. Рассмотрим некоторые из них.

Сенситивный тип (от лат. чувство, ощущение). Подростки этого типа характеризуются чрезвычайной чувствительностью, впечатлительностью. В силу своей замкнутости, застенчивости и робости они избегают шумных компаний, предпочитают посидеть дома. К родителям иногда привязаны чрезвычайно. Самостоятель ность, инициатива у сенситивных подростков выражены довольно слабо. Характерно, что всевозможные упреки, назидания со стороны близких вызывают скорее угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Отношение роди телей к таким подросткам должно быть деликатным, гуманным, гибким.

При подозрении на наличие депрессии у подростка и невозможности снять ее психологическими средствами его следует про консультировать у психоневролога, который, в случае необходимо сти, назначит медикаментозное лечение.

В подростковом возрасте наблюдаются такие расстройства, как жестокость, агрессивность, садизм. Такое поведение связано как с дефектами воспитания, так и с неустойчивостью психики подростков. Например, бабушка заметила, что ее 12-летняя внучка несколько раз исподтишка с силой ударяла в живот любимую кошку. Анализ семейного воспитания показал, что родители налагали слишком много запретов на поведение своей дочери, веселой, жи вой, развитой девочки. Один из них был для нее просто невыносим - ей не разрешали выходить на улицу из-за неблагоприятной крими нальной обстановки в микрорайоне. Даже тогда, когда днем за ней приходили подруги, чтобы пойти в кино, ей запрещали выходить из дома. И это в период сенсорной жажды, во время становления интересов. Тогда, когда ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В результате по-человечески понятного, но психологически неправильного поведения родителей у девочки воз никло состояние фрустрации, приведшее к образованию патологической реакции жестокости.

Методические рекомендации

ПРАВИЛЬНЫЕ ЛИ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК?

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию маль чиков и девочек. Каждый родитель может с его помощью прове рить, насколько его представления о воспитании верны.


Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.

Факторы укрепления здоровья

Здоровый образ жизни является главным фактором укрепления здоровья в современных условиях. Его принципы просты: ежедневный восьмичасовой сон, поддержание тела в хорошей форме, отказ от вредных привычек и регулярная физическая активность. Существует ряд причин, оказывающих большое воздействие на возможность изменения образа жизни – личностные, культурные, семейные, общественные. Например, люди с долгосрочными жизненными перспективами имеют устойчивые социальные связи, открыты и готовы прислушиваться к мнению окружающих, отличаются оптимизмом и высокой самооценкой. У них больше возможностей осуществить необходимые перемены, чем у людей, не обладающих подобными качествами. Следовательно, вести здоровый образ жизни означает, прежде всего, изменить свое мировоззрение и занять активную жизненную позицию.

Окружающая среда служит второстепенным фактором укрепления здоровья. Природные условия оказывают непосредственное влияние на самочувствие человека. Для полноценного существования необходим свежий воздух и чистая вода. Даже несколько часов активного отдыха на природе принесут пользу организму, не говоря о регулярных пеших прогулках и занятиях бегом или плаванием. Разумеется, существуют проблемы, связанные с экологическим загрязнением. Но решение этих проблем может быть осуществлено только при введении новой социально-экономической политики и изменении отношения человека к окружающей среде.

Здравоохранение также является одним из факторов, влияющих на качество жизни человека. В комплекс мероприятий по укреплению здоровья населения со стороны здравоохранения входит:

  • Оздоровление продуктов массового потребления;
  • Санитарный контроль над чистотой окружающей среды;
  • Запрещение курения в общественных местах;
  • Проведение вакцинаций и диспансеризаций;
  • Предоставление профилактических оздоровительных услуг.

Система укрепления здоровья

Заботиться о самочувствии следует постоянно. Для этого была разработана система укрепления здоровья, направленная на изменение и оздоровление образа жизни. Она состоит из следующих компонентов:

  • Подготовка – сбор информации относительно нового образа жизни, а также обследование на наличие факторов риска (кровяное давление, вес тела, общее физическое состояние);
  • Постановка целей и задач – четкая формулировка желаемого результата и определение средств его достижения с учетом своих реальных возможностей;
  • Постепенное изменение привычек – ограничение неблагоприятных воздействий на организм проводится последовательно, так как попытка поменять несколько привычек одновременно приводит к неудаче;
  • Усиление мотивации – поощрение успеха на пути укрепления здоровья;
  • Поддержание стимула – создание условий, необходимых для закрепления нового поведения и помогающих утвердиться в принципах правильного образа жизни;
  • Социальная поддержка – положительное отношение к происходящим изменениям со стороны окружающих;
  • Предотвращение рецидива – прогнозирование и избегание ситуаций, влекущих за собой временное возвращение вредных привычек.

С учетом этой системы укрепления здоровья следует составлять распорядок дня, правильно питаться, заниматься физкультурой и гулять на открытом воздухе.

Методы укрепления здоровья

Все методы укрепления здоровья базируются на принципах рационального образа жизни.

Распорядок дня – это основа нормальной жизнедеятельности. Правильный режим обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления и повышает общую сопротивляемость организма. Необходимо ежедневно поддерживать оптимальное соотношение труда и отдыха, а также разумно распределять умственные и физические нагрузки. В режим дня входят:

  • Восьмичасовой сон;
  • Прогулки или занятия физкультурой на свежем воздухе;
  • Трудовая деятельность;
  • Свободное время;
  • Прием пищи;
  • Личная гигиена.

Двигательная активность – это один из важнейших компонентов формирования и укрепления здоровья. Малоподвижный образ жизни отражается на работе сердечно-сосудистой и дыхательной системы и приводит к другим неблагоприятным последствиям. Ухудшается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к понижению работоспособности всего организма и особенно мозга – ослабляется внимание и память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. При выборе упражнений следует учитывать не только их частоту и систематичность, но и исходное состояние организма. Наилучший оздоровительный эффект дает ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки, а также упражнения на гибкость.

Рациональное питание – это физиологически полноценное и сбалансированное меню здорового человека с учетом его пола, возраста, трудовой деятельности и климатических условий проживания. Этот метод укрепления здоровья основан на соблюдении четырех принципов:

  • Регулярность. Потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами жизнедеятельности, так как дыхание, сердцебиение, деление клеток и другие процессы носят ритмичный характер. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и благоприятные условия для различных нарушений;
  • Разнообразие. Из пищи должны поступать белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Нехватка любого из этих веществ может привести к серьезным сбоям в работе организма, поэтому рацион должен состоять из всех групп продуктов – мясных, молочных, рыбных и растительных;

  • Адекватность. Пища должна восполнять затраченную в течение дня энергию. Для нормального самочувствия опасно как переедание, так и недоедание. В каждом отдельном случае количество необходимых калорий разное, поэтому важно проконсультироваться с диетологом;
  • Безопасность. Соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, а также осторожное обращение с незнакомыми продуктами обеспечивают безопасность питания.

Искоренение вредных привычек – это ключевой метод укрепления здоровья. Курение и алкоголизм резко сокращают продолжительность жизни и являются причиной многих хронических заболеваний. Это сильнейшие депрессанты и их употребление снимает психологическую неудовлетворенность лишь на краткий срок. Трудности отказа от вредных привычек связаны с синдромом отмены. Организм не сразу восстанавливает нарушенные механизмы выделения дофамина, который обычно вырабатывается во время позитивного опыта (приятных ощущений или приема вкусной пищи). Поэтому, отказавшись от никотина и алкоголя, человек испытывает подавленность и раздражение. Как только дофамин начинает вырабатываться естественным путем, короткий период синдрома отмены заканчивается.

Все мероприятия по укреплению здоровья должны планироваться после консультации с врачом.

Видео с YouTube по теме статьи:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.