Урок нервная регуляция вегетативных функций


Методическая разработка практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
vegetativnaya_nervnaya_sistema.docx 32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

Департамента физической культуры и спорта города Москвы

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Методическая разработка практического занятия

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Составитель: Королева Д.В.

1.2 Цели занятия:

Углубить и закрепить теоретические знания студентов по теме.

После работы на занятии студент должен

- особенности строения вегетативной нервной системы;

- функциональные особенности вегетативной нервной системы;

- принципиальные отличия вегетативной нервной системы от соматической нервной системы

- отвечать на вопросы по теме

- показывать на плакатах, муляжах и планшетах центры и узлы

(ганглии) симпатического и парасимпатического отделов вегетативной

- формировать навыки самостоятельной работы в лаборатории анатомии и

физиологии с муляжами и таблицами

- уметь опираться на знания, полученные в процессе изучения анатомии;

- способствовать формированию у студентов логического мышления, развитию

- активизировать внимание и стремление к более глубокому изучению темы;

- способствовать нравственному воспитанию студентов;

- добиться эффективного усвоения учебного материала;

- обеспечить целенаправленную работу преподавателя

  1. Формы и методы организации учебного процесса.

  1. Тип занятия - формирование знаний, умений

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  1. Перцептивные методы:

- словесные: объяснение, беседа

- практические: устные и письменные упражнения

  1. Логические методы:

1.2.3. Гностические методы:

  1. Методы стимулирования и мотивации учения

1.3.1. Методы формирования интереса к учению:

- опора на полученный ранее жизненный опыт

1.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении:

- метод убеждения учащихся в общественной и личной значимости учения;

- метод создания благоприятного обучения

1.4. Методы контроля и самоконтроля в обучении

  1. Продолжительность занятия: 90 минут

4. Место проведения занятия: лаборатория биологии, анатомии и физиологии

Деятельность внутренних органов регулируется вегетативной нервной системой. Одной из основных её функций является поддержание постоянства внутренней среды организма – гомеостаза.

Вегетативные рефлексы, включая как основную часть рефлекторной дуги эндокринные железы, принимают непосредственное участие в поддержании уровня кровяного давления, глюкозы в крови, температуры тела, парциального давления кислорода, углекислого газа и других констант. Вегетативная нервная система состоит из симпатического и парасимпатического отделов, в ганглиях которых передачу возбуждения осуществляет ацетилхолин.

Передача возбуждения с пост ганглионарного волокна на эффекторный орган в симпатическом отделе происходит с помощью норадреналина , а в парасимпатическом – ацетилхолина. Возбуждение симпатических и парасимпатических нервов обычно вызывает противоположные изменения функций органов.

При увеличении симпатических влияний повышаются частота сердечных сокращений, артериальное давление, расширяются зрачки, уменьшается потоотделение, снижаются тонус кишечника и кислотность желудочного сока.

При увеличении парасимпатических влияний возникают обратные реакции.

Нарушения деятельности вегетативной нервной системы многообразны. Они возникают при травмах, ряде инфекционных заболеваний, интоксикациях, болезнях обмена, эндокринных расстройствах.

Сегодня мы закрепим теоретические знания по строению и функциям вегетативной нервной системы. Перспективной целью нашего занятия является использование знаний полученных на занятиях анатомии на клинических дисциплинах: терапии, травматологии, нервных и психических болезнях.


Вегетативная нервная система регулирует деятельность кровеносных сосудов, сердца, органов дыхания, пищеварения, мочеотделения, желез внутренней секреции. Кроме того, она регулирует питание самой центральной нервной системы (головного и спинного мозга) и скелетных мышц.

Деятельность вегетативной нервной системы подчинена центрам, расположенным в гипоталамусе, а они, в свою очередь, контролируются корой больших полушарий.

Вегетативную нервную систему условно разделяют на симпатическую и парасимпатическую системы (или отделы). Первая мобилизует ресурсы организма при различных ситуациях, требующих быстрой ответной реакции. В это время тормозится не существенная для данного момента деятельность пищеварительных органов (уменьшаются кровоснабжение, секреция и моторика желудка и кишечника) и активируются реакции нападения и защиты. В крови увеличивается содержание адреналина и глюкозы, благодаря чему улучшается питание мышцы сердца, мозга и скелетной мускулатуры (адреналин расширяет кровеносные сосуды этих органов, и к ним поступает больше крови, богатой глюкозой). В это же время учащается и усиливается деятельность сердца, повышается артериальное давление крови, ускоряется ее свёртываемость (что предотвращает опасность кровопотерь), появляется устрашающая или трусливая мимика - глазные щели и зрачки расширяются.

Особенностью реакций симпатического отдела вегетативной нервной системы являются их избыточность (мобилизация избыточного количества резервных сил) и опережающее развитие - они включаются при первых же сигналах опасности.

Однако если состояние возбуждения (а тем более перевозбуждения) симпатической нервной системы повторяется очень часто и длительно сохраняется, то вместо полезного воздействия на организм оно может принести вред. Так, при часто повторяющемся возбуждении симпатического отдела увеличивается выброс в кровь гормонов, суживающих сосуды внутренних органов. В связи с этим повышается артериальное давление крови.

Постоянное повторение таких ситуаций может вызвать развитие гипертонической болезни, стенокардии и других патологических состояний.

Поэтому многие учёные рассматривают начальную стадию гипертонической болезни как выражение повышенной реактивности симпатической нервной системы. Связь между перевозбуждением этой системы и развитием гипертонии, сердечной недостаточности и даже инфаркта миокарда подтверждена в экспериментах на животных.

Парасимпатическая нервная система активируется в условиях покоя, расслабления, комфортного состояния. В это время усиливаются движения желудка и кишечника, выделение пищеварительных соков, сердце работает в более редком ритме, увеличивается период отдыха сердечной мышцы, улучшается ее кровоснабжение, расширяются сосуды внутренних органов, благодаря чему приток крови к ним увеличивается, артериальное давление крови понижается.

Перевозбуждение парасимпатической нервной системы сопровождается различными неприятными ощущениями в желудке и кишечнике и даже иногда способствует развитию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Кстати, ночные боли у лиц, страдающих язвенной болезнью, объясняются повышенной во время сна активностью парасимпатической и торможением симпатической нервной системы. С этим же связано и частое возникновение приступов бронхиальной астмы во время сна.

В экспериментах на обезьянах было установлено, что раздражение различных участков парасимпатической системы электрическим током закономерно вызывало у подопытных животных появление язв на слизистой оболочке желудка или двенадцатиперстной кишки. Клиническая картина экспериментальной язвенной болезни была сходна с типичными проявлениями этой болезни у людей. После перерезки блуждающего (парасимпатического) нерва патологическое влияние раздражителя исчезало.

При частой и длительной активации обоих отделов вегетативной нервной системы (симпатического и парасимпатического) может возникнуть сочетание двух патологических процессов: устойчивого повышения давления крови (гипертонии) и язвенной болезни.

В осуществлении вегетативных реакций большое значение имеет тонус коры лобных долей головного мозга. При его снижении, вызванном, например, психическим переутомлением, нервные импульсы, поступающие из внутренних органов, могут фиксироваться в сознании как сигнал неблагополучия. Такие ощущения человек ошибочно оценивает как болезненные (тяжесть в желудке, неприятные ощущения в области сердца). При нормальном тонусе коры больших полушарий импульсы из внутренних органов не доходят до высших отделов мозга и не отражаются в сознании.

При определённых условиях психические процессы, протекающие в мозговой коре, могут оказывать активное влияние на деятельность внутренних органов. Это было убедительно продемонстрировано опытами с выработкой условнорефлекторных изменений деятельности сердца, тонуса кровеносных сосудов, дыхания, пищеварения, выделения и даже состава крови. Принципиальная возможность произвольно изменять вегетативные функции установлена также при наблюдении эффектов гипнотического внушения и самовнушения. Тренированные определенным образом люди могут волевым усилием вызывать расширение или сужение кровеносных сосудов (понижать или повышать артериальное давление крови), увеличивать мочеотделение, выделение пота, изменять на 20-30% интенсивность обмена веществ, снижать частоту сердечных сокращений или учащать сердцебиение. Однако все эти самовоздействия отнюдь не безразличны для организма. Например, известны случаи, когда неумелое произвольное влияние на деятельность сердца проявлялось настолько резко, что человек терял сознание. И потому применению такой системы саморегуляции как аутогенная тренировка должно сопутствовать осознание серьёзности и действенности метода воздействия словом на организм.

Установлено, что мозг первобытных людей потенциально был способен выполнять значительно более сложные функции, чем это было необходимо только для выживания индивида. Такое свойство мозга называют сверхизбыточностью. Благодаря этому, а также членораздельной речи люди могут достигать вершин знаний и передавать их потомкам. Сверхизбыточность мозга далеко ещё не исчерпана и у современного человека, и это является залогом будущего развития его умственных и физических способностей.

Данная тема весьма сложно воспринимается учащимися. Является одной из наиболее сложных в школьном курсе биологии

Урок учителя биологии

Государственного учреждения образования

Марчук Юлии Михайловны

Изучение этой темы представляет большую сложность, так как учащиеся не владеют знаниями, на которых можно было бы строить образовательный процесс. Поэтому, была избрана фронтальная форма проведения урока.

Количество часов в теме: 2

Место урока в изучаемой теме: 1 урок

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, маршрутный лист урока, задания для выходного контроля, презентационный материал.

Образовательный процесс построен на основе компетентностного и личностно-деятельностного подхода.

Использовались методы: проблемного обучения и игровых технологий.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Личностно-развивающие и воспитывающие цели:

- способствовать развитию умений работать с текстом учебника, анализировать и структурировать информацию, сравнивать, привлекать личный опыт в обсуждении проблемы, высказывать и аргументировать своё мнение, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности, проводить рефлексию;

- создать условия для осознания личностной и практической значимости механизмов регуляции для организма;

- содействовать развитию у учащихся умений общаться, слушать и слышать друг друга.

Основные понятия темы:

- физиологические функции: соматические, вегетативные, психические;

- гуморальный механизм регуляции,

- нервный механизм регуляции,

- нейрогуморальный механизм регуляции.

Этап I. Организационный (1мин).

Цель этапа: обеспечение условий для психологической готовности класса к уроку. Организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

Приветствие. Организует и настраивает учащихся на сотрудничество.

Организуются, мобилизуются на работу.

Этап II. Ориентировочно - мотивационный (4 мин)

Цель этапа: организация деятельности учащихся по определению, и принятию целей и плана урока.

Педагогическая задача: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению личностной цели урока и плана деятельности.

Вступительное слово учителя.

-Я знаю, что вы являетесь активными пользователями соц. сетей?

-А какими именно соц. сетями пользуетесь вы?

Просит помощи учащихся в написании успешных хэштегов к предложенным фото.

Учитель формулирует тему урока

Организует работу по определению плана деятельности. Знакомит учащихся со способами деятельности, которые будут применяться на уроке. Нацеливает на итог работы.

Отвечают на вопросы учителя. Пишут хэштеги.

Записывают тему урока в ориентировочные листы

Определяют для себя цели урока

Осознают, понимают и принимают план деятельности

Настраиваются на работу.

Этап III. Операционно-познавательный (29мин)

Цель этапа: создание условий для усвоения учащимися знаний в форме деятельности

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся

Предлагает индивидуальное задание, актуализирующее знания учащихся о сложности построения организма человека.

Организует деятельность учащихся по обсуждению выполненного задания.

- Назовите, из каких структур состоит организм человека

- Дайте определение понятиям: клетка, ткань, орган, системы органов, организм

- Все структурные компоненты организма выполняют определённые физиологические функции, характерные для них. Организм человека тоже выполняет ряд физиологических функций. Какие функции выполняет организм? Посмотрим на монитор.

Организует работу по обсуждению увиденного и определению физиологических функций организма.

Обращает внимание на разнообразие функций организма человека и подводит к осознанному пониманию соматических, вегетативных и психических функций.

Организует работу с ориентировочными картами. Предлагает заполнить таблицу №3 (приложение з.2 ) по выполнению задания на применение и закрепление полученных знаний.

Задание: запишите по 2 – 3 примера разных физиологических функций

Организует деятельность по проверке выполненного задания и его коррекции.

Организует деятельность по проверке выполненного задания.

Организует деятельность по актуализации личностного опыта и предлагает ситуацию проживания с целью определения двух механизмов регуляции.

- Представьте себе солнечный приятный день, вы счастливы, и вдруг из-за угла к вам бежит разъярённая злая собака. Опишите вашу реакцию.

Организует обсуждение и подводит к выводу о существованию двух механизмов регуляции: нервной и гуморальной.

Организует работу со сравнительной таблицей (приложение з.6) в ориентировочных картах

Организует работу с текстом учебника по изучению нервного механизма регуляции.

Организует работу с таблицей (приложение з.6) в ориентировочных картах.

Организует деятельность по применению знаний. Предлагает выполнить задание 7 в ориентировочных картах

Организует работу по самопроверке и коррекции выполненного задания.

Организует самопроверку задания и коррекцию знаний, направленную на повышение уровня осмысления изученного материала.

Заполняют логическую схему построения организма человека в ориентировочных картах. (приложение з.1)

Дают определения понятиям

Просматривают фрагмент презентации. Принимают активное участие в предложенной учителем деятельности по обсуждению увиденного.

Воспринимают и осмысливают полученную информацию о разнообразии и классификации физиологических функции.

В ориентировочных картах выполняют задание.

Проверяют и при необходимости корректируют.

Актуализируют свой жизненный опыт, высказывают своё понимание регуляции.

Знакомятся с понятием, выделяют ключевые словосочетания.

Проверяют правильность выполнения задания.

Мысленно представляют и проживают ситуацию. Описывают своё состояние и действия.

Принимают активное участие в обсуждении. Воспринимают и осмысливают полученную информацию. Заполняют схему в ориентировочной карте.

Заносят необходимую информацию в таблицу

Заносят необходимую информацию в таблицу.

Проверяют выполненное задание по образцу. Проводят самопроверку и коррекцию.

Обосновывают свой выбор ответов.

Этап IV. Контрольно-коррекционный (8 мин)

Цель этапа: осознание учащимися собственного уровня усвоения знаний.

Педагогическая задача: создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний и умений учащмися, рефлексии своей деятельности.

Организует работу по выявлению уровня и качества усвоения полученных в ходе урока знаний и умений. Предлагает выполнить выходной тест по данной теме (приложение).

Организует деятельность учащихся по выявлению пробелов.

Выполняют задания выходного теста

Проводят самоконтроль, сверяют полученные результаты с эталоном. Выявляют ошибки и анализируют их причины.

Этап V. Домашнее задание (1 мин)

Цель этапа: обеспечение осознанного выбора домашнего задания и условий его успешного выполнения.

Педагогическая задача: подготовить учащихся к осознанному выбору домашнего задания.

§5. Предлагает перечень заданий прописанных в ориентировочных листах (приложение).

Определяются с выбором домашнего задания.

Этап VI. Рефлексия (2 мин)

Цель этапа: осознание значимости учебной деятельности и ситуации успеха.

Педагогическая задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и психоэмоционального состояния .

Предлагает ответить на вопросы

- Достигли ли вы желаемого на сегодняшнем уроке?

- Что нового для себя узнали?

- Чему вы научились?

- Что для вас было самым простым в деятельности?

- В чём и когда вы испытывали затруднения?

- В какой момент и почему, вы почувствовали себя не комфортно?

- Было ли вам на уроке сегодня интересно и что вас особенно заинтересовало?

Оценивают собственную деятельность и настроение.

Выбранный для просмотра документ Автономная нервная система.doc

Разработка урока по теме:

учитель биологии и химии высшей к.к.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет биология

Основные понятия: симпатическая нервная система, парасимпатическая нервная система, блуждающий нерв, центры автономной нервной системы.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать: особенности строения отделов вегетативной нервной системы, функции симпатического и парасимпатических отделов в.н.с.;

Учащиеся должны уметь: характеризовать отличия и влияние их на работу органов, пользоваться полученными знаниями для объяснения процессов, происходящих в организме при различных ситуациях.

Сравнивать между собой симпатическую и парасимпатическую иннервацию, давать характеристику особенностям их функционирования, устанавливать связи и соответствие между влиянием отделов в.н.с. на органы и системы органов человека, характеризовать организм человека как единую систему.

Учащиеся продолжат отработку умения работать с различными источниками информации, находить нужную, оценивать и анализировать её, переводить из одной формы в другую, продолжат формировать умение сравнивать различные точки зрения, объяснять и отстаивать собственную позицию, выявлять причинно-следственные связи, определять цели изучаемого и учебных действий, задачи, необходимые для их достижения; работать в составе творческих групп, излагать информацию своим товарищам, воспринимать ее на слух, владеть устной речью, строить отношения с учителем и одноклассниками на основе взаимоуважения и понимания

Формирование ответственного отношения к учению, умение доказывать, анализировать, рассуждать, формировать и развивать чувство патриотизма

Повторяют темп хлопков за учителем

Знакомятся с рабочими листами

Обращается с вопросом к учащимся:

- какие чувства вызвал у вас этот сюжет?

- от чело зависел успех Сергея?

- какова роль в этом успехе нервной системы?

- почему последний вопрос вызвал у вас затруднения?

Отвечают на вопросы

Делают вывод о том, что организм человека сложен, удивителен и о недостаточности своих знаний

Постановка целей и задач урока, планирование учебной деятельности

1)Организует работу с рабочими листами по целеполаганию:

2) Организует работу по составлению плана урока(предлагает ученикам карточки на доске расположить в правильной последовательности:

Где находятся функциональные центры отделов автономной нервной системы?

Какие функции выполняют отделы автономной нервной системы?

Как отделы вегетативной нервной системы взаимодействуют между собой?

На какие отделы делится автономная нервная система?

Пробуют распределить предложенные карточки в том порядке, в котором будет логичнее изучать основные вопросы урока

Актуализация имеющихся знаний

Рецептор - …..- вставочный нейрон- …..- рабочий орган

Повторяет с учениками основные понятия:

Вспоминают знания о составляющих рефлекторной дуги и дополняют схему

Изучение нового материала

Обращается с вопросом:

- как можно проверить качество выполнения данного задания?

- почему это важно?

3. (Слайд 3)Организует проверку правильности выполнения задания по учебнику и слайдам презентации.

- сужает кровеносные сосуды?

- расширяет кровеносные сосуды?

- замедляет работу желудка?

5. Вводит термины в урок(на карточках):

-симпатическая нервная система

-парасимпатическая нервная система

Работают с карточками

Распределяют их по двум столбикам

Проверяют правильность выполнения задания

Делают записи в тетради

- Разведчики – очень таинственные люди. Они могут общаться друг с другом без слов, знаками рук или глаз. Вот и вам сейчас нужно связаться глазами со своим одноклассником. Если смотрите на него только вы – значит, задание не выполнено. Нельзя привлекать к себе внимание звуками, это можно сделать только глазами. По моей команде вы поменяетесь со смотрящим на вас одноклассником и продолжите задание с новым человеком.

Выполняют правила игры 2-3 раза, оказываются на новых местах

Изучение нового материала

б) парасимпатическая нервная система

Условные обозначения: НУ – нервный узел; РО – рабочий орган;

Слова-помощники:

Грудной отдел спинного мозга

Поясничный отдел спинного мозга

Крестцовый отдел спинного мозга

Цепочки слева и справа от позвоночника

Органы головы, брюшной и тазовой полостей, сосуды, железы.

Слова-помощники:

Копчиковый отдел спинного мозга

Поясничный отдел спинного мозга

Крестцовый отдел спинного мозга

Ствол головного мозга

Стенки внутренних органов или рядом с ними

Органы головы, брюшной и тазовой полостей, сосуды, железы.

Проверка задания по слайдам 4-5,6

Работают с учебниками, в схемах нумеруют местоположение НУ 1, НУ 2(с помощью слов-помощников)

Регуляция вегетативных функций осуществляется на нескольких уровнях, начиная со спинного мозга и заканчивая корой мозга.

Спинальные центры. На уровне последнего шейного и первых двух грудных сегментов спинного мозга находится спиноцилиарный центр. От него идут нервы, иннервирующие мышцу, расширяющую зрачок, круговую мышцу глаза, мышцу верхнего века. От этого узла нервные волокна идут к верхнему шейному симпатическому узлу, а от него уже к глазным мышцам. Раздражение этих волокон приводит к расширению зрачка, раскрытию глазной щели и выпячиванию глазного яблока. Поражение данных сегментов ведет к развитию синдрома Горнера: сужение зрачка и глазной щели, западение глазного яблока. В 5 верхних грудных сегментах спинного мозга расположены нейроны, иннервирующие сердце и бронхи. Тела второго нейрона лежат в звездчатом ганглии или в пограничных симпатических стволах. Их раздражение приводит к увеличению частоты сердечных сокращений и расширению бронхов. Во всех грудных и первых поясничных сегментах спинного мозга располагается скопление клеток, которые иннервируют сосуды тела и потовые железы. Для них характерна топография и определенные зоны иннервации. Разрушение этих центров приводит к падению сосудистого тонуса и нарушению потоотделения в иннервируемых участках кожи. В крестовых сегментах спинного мозга располагаются парасимпатические нейроны, образующие центры дефекации, мочеиспускания и половых рефлексов.

Бульбарные центры. В продолговатом мозге располагаются следующие центры: дыхательный центр, пищевой центр, вызывающий секрецию слюнных и желудочных желез, выделение желчи, возбуждение сокращений желудка и тонкого кишечника; центр, тормозящий деятельность сердца; центр слезоотделения; сосудодвигательный центр. Последний центр получил название вазомоторного. Он координирует и регулирует деятельность нейронов симпатического ядра спинного мозга и, кроме того, посылает на периферию сосудосуживающие сигналы. Характерной особенностью этого центра и ядра блуждающего нерва является то, что их нейроны находятся постоянно в состоянии тонуса, в результате чего артерии и артериолы всегда несколько сужены, а частота сердечных сокращений замедлена. Вазомоторный центр делится на прессорные и депрессорные зоны. Первые вызывают рефлекторное сужение сосудов и охватывают обширные области тела, а вторые – рефлекторное расширение сосудов и ограничены определенной областью тела.

Мезенцефальные центры. В передних буграх четверохолмия среднего мозга находятся нервные центры зрачкового рефлекса и аккомодации глаза.

Гипоталамус. Клетки гипоталамуса имеют ряд преимуществ по сравнению с другими отделами мозга. В этих клетках происходит интегрирование нервной и гуморальной регуляции и они обладают обильным кровоснабжением: капиллярная сеть в несколько раз превышает имеющуюся в других отделах центральной нервной системы. Особенностью капилляров является то, что их стенки более проницаемы для крупномолекулярных соединений. Здесь фактически отсутствует гематоэнцефалический барьер, поэтому на клетки гипоталамуса оказывают влияния поступающие в кровь крупномолекулярные вещества. В гипоталамусе имеется большое количество клеток, чувствительных к изменению физико-химических свойств внутренней среды. Это осморецепторы (чувствительны к изменению осмотического давление внутри клетки), терморецепторы и глюкорецепторы. Поэтому возбуждение клеток гипоталамуса происходит как в результате прихода нервного импульса, так и при изменении физико-химических свойств среды.

Ядра гипоталамуса делятся на задние, передние и средние. Задние ядра связаны с симпатической нервной системой. При их раздражении происходит расширение значков и глазных щелей; учащение частоты сердечных сокращений, сужение сосудов и повышение артериального давления; торможение секреторной и моторной функции желудочно-кишечного тракта; повышение концентрации глюкозы в крови. Передние ядра регулируют функции парасимпатической нервной системы: сужение зрачков и глазных щелей; замедление частоты сердечных сокращений, снижение тонуса артерий и давления; усиление моторной и секреторной функции желудочно-кишечного тракта; снижение уровня глюкозы в крови; диурез и дефекацию. Раздражение средних ядер гипоталамуса приводит к различным изменениям обмена веществ. В вентромедиальных ядрах находится центр насыщения, разрушение которого приводит к ожирению и повышенному потреблению пищи (гиперфагия). В латеральных ядрах располагается центр голода, разрушение которого приводит к отказу от пищи и похуданию. Паравентрикулярное ядро отвечает за увеличенную потребность в воде (полидипсия) и здесь же находится центр жажды. В средних ядрах также расположены центры обмена белков, жиров и углеводов и центры терморегуляции. При разрушении передней части этого центра нарушается теплоотдача и организм быстро перегревается. При нарушении задней части нарушается теплообразование, в результате чего не может поддерживаться нормальная температура тела и организм охлаждается. Средние ядра принимают участие в половых реакциях и отвечают за агрессивно-оборонительное поведение. Таким образом, гипоталамус отвечает за поведенческие реакции, благодаря активирующим влияниям определяет энергетическую основу любых мотиваций.

Ретикулярная формация. Это диффузное скопление клеток, окружённое многочисленными волокнами, идущими в разных направлениях и названное в 1895 году О. Дейтерсом ретикулярная формация. Она идет от продолговатого мозга по медиальной стороне до зрительных бугров и гипоталамуса, делится на восходящую и нисходящую части. Нисходящая часть помимо скелетной мускулатуры оказывает влияние и на функции внутренних органов: регуляцию деятельности сердца, сосудов, органов дыхания, пищеварения, выделения. Восходящая часть передает активирующие влияния в кору больших полушарий. Поэтому помимо классической специфической афферентной системы существует еще неспецифическая, которой является ретикулярная формация. Её окончания в отличие от специфических афферентов проекцируются не в строго ограниченные участки коры, а диффузно распределяются по всей коре. Определенные участки коры тормозят деятельность ретикулярной формации, значимые сигналы от внутренних органов в кору не поступают, а блокируются на уровне ретикулярной формации. Ретикулярные клетки очень чувствительны к гуморальным раздражителям и этим еще более облегчается их участие в регуляции висцеральных функций.

Мозжечок. При раздражении мозжечка наблюдаются практически все явления, характерные для вегетативной нервной системы. После его удаления имеют место: сокращения гладких мышц, задержка перистальтики желудка, изменение периодической деятельности кишечника и т.д. Мозжечок имеет двойной (активирующий и тормозящий) механизм действия и поэтому оказывает стабилизирующее действие на все внутренние системы органов. Играет ведущую роль в корригировании висцеральных рефлексов.

Лимбическая система. К ней относится совокупность функционально связанных образований древней коры (гиппокамп, грушевидная доля), старой коры (поясная извилина) и подкорковых структур (миндалевидный комплекс, некоторые ядра таламуса и гипоталамуса). Связь функций лимбической системы с деятельностью внутренних органов послужила основой для названия её висцеральным мозгом. Лимбическая система включается практически во все функции организма, направленные на активное приспособление к условиям окружающей среды: обеспечивает взаимодействие экстероцептивных и интероцептивньх воздействий, участвует в организации пищевого поведения, контролирует эмоциональное состояние организма, отвечает за смену фаз сна, обеспечивает приспособление поведения организма.

Подкорковые ядра. В.Я. Данилевский обнаружил, что раздражение полосатого тела вызывает изменение деятельности внутренних органов, что объясняется прямыми связями подкорковых структур с ретикулярной формацией и гипоталамусом.

Кора больших полушарий. Более ста лет назад В.Я.Данилевский установил, что при электрическом раздражении коры наблюдается изменение частоты сердечных сокращений и дыхания. Позже благодаря работам Н.А. Миславского и В.М. Бехтерова выявлено, что при раздражении коры можно вызвать практически любое изменение состояния внутренних органов. Особенно велико значение лобной доли коры головного мозга, из-за чего передние отделы стали называть высшими центрами автономной иннервации. Они вызывают изменения сердечной деятельности, артериального давления, ритма дыхания и т.д. И.П. Павлов рассматривал эти участки мозга как корковое представительство висцерального анализатора.

Все нервные механизмы регуляции вегетативных функций имеют многоэтажную иерархическую структуру:

· внутриорганные периферические рефлексы, замыкающиеся в интрамуральных ганглиях вегетативной нервной системы, обладают автономностью и осуществляют регуляцию состояния органов и тканей;

· внеорганнные периферические ганглии вегетативной нервной системы (брыжеечный, солнечное сплетение, узлы симпатического ствола) обеспечивают более высокий уровень интеграции вегетативных функций – изменяют тонус сосудов отдельных органов или областей тела;

· вегетативные центры спинного мозга и мозгового ствола регулируют общий уровень артериального давления;

· гипоталамус уже обеспечивает вовлечение сердечно-сосудистой системы и других органов в общие реакции организма;

· лимбическая система обеспечивает возникновение адекватных изменений вегетативных функций при различных напряжённых состояниях организма;

· кора головного мозга обеспечивает координацию вегетативных и соматических функций в поведенческих реакциях организма.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.