Урок по биологии гигиена нервной системы

Разделы: Биология

Сегодняшний урок хочется начать стихами Евтушенко:

Нервы, нервы
Разгулялись, однако, они на Руси
- Первый я! Нет, я - первый!
И в магазине и на стоянке такси
Словно пропасть меж людьми
Даже если вместе, рядом
«Что вы претесь? Что вы орете?
А вы.

Это самая обычная ситуация, которая встречается каждый день. Она может послужить началом многих нарушений в организме человека и даже привести к гибели. Как же это происходит? Чем мы можем помочь в таких ситуациях себе и окружающим? Как избежать таких нарушений нервной системы? Решить эти и другие вопросы - задача нашего урока.

Тема урока: ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня у нас лекция. План лекции на доске,он поможет нам сориентироваться, а затем суметь правильно и последовательно изложить материал, о котором сегодня пойдет речь. Записываем мы его по ходу урока.

ПЛАН

1. Деление Ц.Н.С. на отделы.

2. Составные части рефлекторной дуги.

II. Виды нарушений работы нервной системы человека

б) особенности дистресса;

б) компоненты невроза;

в) последствия невроза;

г) депрессия и выход из нее (сообщение);

д) наркомания в цифрах и фактах (сообщение).

III. Проблема самоубийства, психологический кризис.

I. Итак, во-первых, на что я хочу обратить ваше внимание - это запись на доске:

Это данные социологического исследования. Из этого мы можем сделать только такой вывод, что нашим здоровьем мы можем управлять сами. Ну, а при помощи чего (?) - конечно нервной системы. Мы на предыдущих уроках говорили и знаем, что вся нервная система делится (?)


II. 1. Переходим ко второму вопросу плана.

а) состояние тревоги, возбуждения (не напишу!), это связано с выбросом адреналина в кровь (какая железа?) Это и есть первая фаза стресса. (запись в тетрадях).

б) затем, проходит немного времени и вы уже успокоились, почувствовали уверенность в себе (или сориентировались у кого можно списать). Это наступила вторая фаза стресса - организм приспособился к условиям более высокого уровня, что и привело к решению проблемы, в данном случае - решение неожиданной контрольной (запись в тетрадь).

Возник такой вопрос – нужно ли избегать стресса. НЕТ! Давайте представим, если человека уложить в постель с целью предупредить мышечное перенапряжение, то мышцы начнут атрофироваться. Так и с нервной системой. Стрессом мы тренируем свою нервную систему, готовим к более сложным испытаниям, подстерегающим нас в реальной жизни. Только нужно помнить, что стрессовое состояние необходимо вовремя снять. А как это сделать? Еще в древние времена, когда люди начали страдать от стрессов, чтобы выжить, им пришлось изобрести - СМЕХ. Это удивительный переключатель с отрицательных на положительные эмоции. Кроме СМЕХА также снятию стресса способствует СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, ОБЩЕНИЕ С ДРУГОМ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДРУГОЙ. Вот вам и оказание первой помощи себе и тому человеку, который сам не может выйти из стрессовой ситуации. (Кто желает узнать на сколько он подвержен стрессу, на перемене подойдете, возьмете тест и проверите себя). Итак, стресс практически не страшен для нас. Нужно бояться затянувшегося отрицательного стресса, переходящего в дистресс (слово на словарном стенде). ДИСТРЕСС - это ИСТОЩЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, СОПРОВОЖДАЕТСЯ СИЛЬНЫМ УТОМЛЕНИЕМ, БОЛЬЮ, СТРАХОМ (запись в тетрадях). В данной ситуации помочь человеку может только врач- невропатолог (слово на словарном стенде) и психотерапевт (слово на словарном стенде). Как же избежать дистесса ? Необходимо вовремя выйти из стрессовой ситуации. Как это сделать мы уже говорили. Повторяем и записываем в тетрадях (смотрите выше).

2.Переходим ко второму пункту плана. Если человек долго находится в состоянии нервного напряжения, у него возникает такое заболевание нервной системы как:

а) невроз (слово на словарном стенде). Это группа нервно-психических заболеваний, связанных с нарушением фенкций нервной системы (запись в тетрадях).

б) Компонентами невроза являются : РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, ПЛОХОЙ СОН (запись в тетрадях).

в) Если невроз не лечить, то заболевание, развиваясь, вызывает болезненные изменения в деятельности внутренних органов. Это и язва желудка, и различные сердечно-сосудистые заболевания, и сахарный диабет, и различные заболевания других органов. Это как раз тот случай, когда мы говорим "на нервной почве заработал такую-то болезнь".

с) Состояние человека, имеющие сложные невротические реакции (которые мы называли при неврозе) называют ДЕПРЕССИЕЙ (слово на словарном стенде). Как мы можем помочь такому человеку вам расскажет. А вы постарайтесь кратко отметить основные положения сообщения.

III. Иногда из такого состояния человек не может найти выхода. И тогда возникает мысль о самоубийстве. Эта мысль появляется не сразу, не вдруг. Все отрицательное постепенно накапливается, требуется разрядка, выход, а его нет, тогда человек и решает покончить сразу со всеми проблемами - лишив себя жизни.

Такая ситуация чаще возникает у подростков, т.к. у них еще недостаточно зрелая нервная система. Именно в этом возрасте (15-22 г) чаще всего отказывает психологическая защита. Здесь самое главное спокойно и правильно реагировать на происходящие события, не усматривать трагедии в пустяковой неприятности. Примеры приводить не буду, вы сами их знаете, слышали от кого-нибудь. Подростки лишая себя жизни хотят сделать больно своим близким, не понимая того, что лишают себя самого дорогого что есть у человека - жизни. Они думают, что только попугают и останутся живы, т.к. их вовремя спасут. Но не всегда помощь приходит вовремя. Так стоит ли рисковать?

Проклятье века – эта спешка,
И человек, стирая пот
По жизни мечется как пешка
Попав затравлено в цейтнот
Остановись на полдороги,
Доверься небу, как судьбе,
Подумай, если не о боге,
Хотя бы просто о себе.
Под шелест листьев обветшалых,
Под хриплый паровозный крик
Пойми: забегавшийся жалок,
Остановившийся - велик.
Когда тебя толкает злоба
К забвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши,
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись.

Остановитесь, оглянитесь вокруг себя, не перешагните через жизнь человеческую. Разберитесь во всем, прежде чем принимать какие-то решения. Я думаю, что все вы останетесь людьми здоровыми и физически и морально, сумеете помочь и себе и нуждающимся в помощи людям.

1. Что же вы взяли для себя с этого урока?

2. Что вам понравилось?

3. Чем вы могли бы поделиться с друзьями?

На сколько вы подвержены стрессу?

Очень часто – 2 балла

Никогда – 5 баллов

1. Не менее одного раза в день ем горячую пищу.

2. Сплю по 7-8 часов в сутки.

3. От общения с людьми получаю удовольствие.

4. Я могу положиться на своих родственников.

5. Моя кожа часто бывает сухой.

6. Воздерживаюсь от курения.

7. Мой вес соответствует моему желанию.

8. Интенсивно занимаюсь физкудьтурой.

9. Воздерживаюсь от спиртного.

10. Моя зарплата меня устраивает.

11. Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.

12. У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться тайнами.

13. Чувствую себя здоровым человеком.

14. Могу поговорить о своих переживаниях, даже будучи в расстроенных чувствах.

15. Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.

16. Люди слышат от меня шутки.

17. Днем у меня бывает свободное время.

18. Воздерживаюсь от крепкого кофе (чая).

19. Мне удается организовать свое время.

20. Обращаюсь к своим друзьям за советом.

1. Свыше 30 до 50 - в определенной степени подвержены стрессу.

2. 50 баллов и выше до 75 - вам следует взяться за приемы психической саморегуляции, не забывайте про укрепление физического здоровья.

3. 75 и выше - вы на грани срыва необходимо обратиться к врачу-психотерапевту.

5-ти бальная система по ПАРАМЕТРУ УРАВНОВЕШЕННОСТИ

Проверка силы ВОЗБУДИМОСТИ

3. Склонность к риску.

7. Готовность идти навстречу трудностям.

8. Уверенность в себе.

9. Внутренняя собранность.

Из полученных данных выведите средний балл (сложите баллы, разделите не число вопросов)

По этой же методике определите

силу ТОРМОЖЕНИЯ

5. Умение выслушивать обвинение.

6. Собранность в ожидании обвинения.

7. Склонность к недоверчивости.

8. Умение хранить тайну.

9. Умение сдерживаться.

10. Умение соблюдать установленные правила.

Выведите средний балл и сравните полученные данные. Если сила возбудимости преобладает над силой торможения на 0,3 и более, то этот тип-возбудимый. Если наоборот (сила торможения преобладает больше, чем 0,3 балла силу возбуждения), то у вас ТОРМОЗНОЙ тип.


Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеурочной деятельности по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
gigiena_nervnoy_sistemy_cheloveka.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гигиена нервной системы.
Предметные цели обучения:

Знать необходимые правила укрепления нервной системы .

Определить факторы, негативно влияющие на здоровье нервной системы человека

Метапредметные цели:формируем умение на основе анализа объектов делать выводы (ПУУД);формируем умение работать в паре(КУУД), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию (РУУД), формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (ЛУУД).

I. Организационный момент. Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок с тренинга. Встаньте в круг, возьмемся за руки, по цепочке будем говорить, за что мы хвалим себя. Молодцы!

II. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы познакомимся с темой : Гигиена нервной системы.

Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами продолжаем говорить о том, что необходимо организму для того, чтобы быть здоровым.

Познакомить учащихся с темой урока и целями обучения, т.е. результатами, которые мы должны достичь в конце урока для успешного освоения этой темы.

- Ребята, в конце урока вы должны будете оценить, смогли ли вы достичь этих критериев, Выборочно заслушать детей.

Цели обучения и тема записаны на доске.

Проговаривание критериев успеха

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Начнём урок с повторения . Устный опрос ( за каждый правильный ответ ученик получает балл.

Задания появляются на интерактивной доске

  1. Найти лишнее слово, прокомментируй свой ответ
  • Глаз, нос, уши, язык, сердце .
  • Кровь, сосуды, желудок , сердце.
  • Головной мозг, спинной мозг, нервы, мышцы .
  • Желудок, бронхи, кишечник, пищевод.
  • Легкие, печень, трахея, бронхи.
  • 2. Как ты думаешь, для чего нужно знать свой организм?
  • 3. Что было бы, если бы человек не чувствовал боли?
  • 4. Проверь себя (назови изображенные на схеме органы)

Представьте, что вы обожгли руку об утюг и одернули руку. Нарисуйте схему проведения нервного сигнала. Если нужно, обозначение одного и того же элемента можно использовать дважды.

За правильную схему ученики получают 0- 5 баллов ( угаданы все элементы схемы)

Вспомните вопросы прошлого урока, которые вызвали разные мнения, сегодня мы будем искать на них ответы.

Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?

Клетки мозга не устают?

V. Работа над новой темой.

  1. Какие факторы негативно влияют на здоровье нервной системы человека ?
  2. Какие правила гигиены нервной системы необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

На эти вопросы вы будете отвечать в группах

Работа в группах.

( На ватмане дети пишут правила гигиены, оформляют работу с помощью картинок )

(определить время для выполнения работы, распределить роли).

Обобщение: Каковы же враги нервной системы?

Какие основные правила необходимо соблюдать, чтобы нервная система была здорова?

Закрепление. Работа в парах. 5 минут

Дайте рекомендации ученикам по сохранению здоровья.

На мультимедийной доске изображены фотографии детей. Дети должны сформулировать свои рекомендации по сохранению здоровья.

Наш мозг немного отдохнул. Теперь приступаем к работе.

Самостоятельная работа с тестами.

Взаимопроверка в парах – сверяют с образцом предложенным учителем ( выведен на мультимедийную доску) и оценивают по предложенным критериям.

Оценивание: В оценочном листе подсчитывается учителем итог и выставляется оценка за урок.

VI. Рефлексия. Дерево знаний.

Ребята, подумайте, смогли ли вы достичь критериев успеха сегодня на уроке?

Я предлагаю вам повесить плоды на дерево знаний. Если у вас все получилось на уроке – яблоко должно быть красного цвета, были трудности – желтого, много было непонятно- зеленого.

(работа на мультимедийной доске)

‐Наш урок подошел к концу. Какие цели вы ставили перед собой?

‐С какими из них вы справились?

‐ Так, что же нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье?

VII. Домашнее задание.

  1. Записать свой режим дня.
  2. Ответить на вопрос № 3 учебника.

Урок гигиена нервной системы раскрывает понятие стресса, дипрессии профилактике возникновения.

Планируемые результаты урока

1. личностные

– формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– формировать умения разрешать проблемы, дискутировать.

2. предметные

– познакомить учащихся с влиянием условий среды на нервную систему и высшую нервную деятельность;

– углубить знания о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье;

– продолжить ознакомление учащихся с влиянием на физическое и умственное развитие курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.

3. метапредметные

– содействовать гигиеническому воспитанию (вопросы гигиены труда и отдыха; условия, влияющие на работоспособность организма; условия правильного общения); содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;

– показать значение стрессовых ситуаций в воспитании волевых качеств личности;

– содействовать формированию опыта практического использования установки на отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам;

– продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности.

Тип урока: урок решения частных задач.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Формы урока: групповые; индивидуальные.

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа

3. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный

Средства обучения:

1. Компьютер; мультимедийный проектор

Выставка проектных работ учащихся по темам:

1. Организационно-психологический момент

2. Актуализация знаний учащихся (эвристическая беседа)

3. Формирование новых понятий и способов действия.

4. Итоговое обобщение

5. Домашнее задание (дифференцированное)

6. Итог урока (выставление оценок, их аргументация).

Предварительная работа

1. Проектные работы

2. Анонимный тест

Перед уроком учащиеся делятся на группы 5-6 человек. Каждому ученику раздаются буклет и памятки, которые используются для работы на уроке, затем вкладываются в тетрадь.

Вопрос: что такое гигиена?

Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.

Выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Любое общество нуждается в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью.

Вопрос: как вы понимаете, что такое здоровье?

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (просмотр слайда, запись определения в тетрадь).

Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда):

в 50% случаев оказывает влияние образ жизни,

в 20% - наследственность,

в 20% состояние окружающей среды и только

в 8,5% - здравоохранение.(4)

Оказывается, наше здоровье во многом зависит от нас самих, поэтому важно знать факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

Вопрос: какие факторы укрепляют и ослабляют здоровье?

Давайте проверим все ли факторы мы назвали? (просмотр слайда)

Факторы укрепляющие здоровье:

Четкий режим дня

Высокая двигательная активность

Постоянное общение с природой
(просмотр слайда)

Факторы ослабляющие здоровье:

Низкая двигательная активность

Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени

Текст памятки

1. Страдание от судьбы и природы принять достойно, собравшись для дальнейших дел. Страдания, причиненные людьми, неправедно живущими, исключить.
2. Не будем переживать об умерших днях, также не будем сжигать созидательную энергию, ожидая беду.
3. Знай свой темперамент.
4. Помни, что какими бы тяжелыми муки не были, они окончатся.
5. Слабые книжные герои – не образец для подражания. Только вам по силам разобраться в собственной беде.
6. Помочь может классическая музыка, изобразительное искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы для молодых.
7. Если обстоятельство сильнее – смириться и искать выход.
8. Общаться с близкими друзьями! Помогать им посильно.
9. Дать выход боли, переключиться на деятельную жизнь.
10. Поделиться с близким человеком или излить все на бумаге, и уничтожить её.
11. Смотреть на свою жизнь только с хорошей стороны.

1. Оценивать ситуацию, как трагически безысходную. Страдать от оскорблений недостойных людей.
2. Сжигать энергию, переживая прошлую и предстоящую беду.
3. Не предавать ему значения.
4. Не помнить этого.
5. Взять за образец человека слабого или с больной психикой.
6. Отказаться от этого.
7. Нервничать, упорствовать, сжигать созидательную энергию.
8. Уединяться.
9. Играть роль страдальца.
10. Повторять в воспоминаниях стрессовую ситуацию.
11. Видеть свою жизнь и отдельные случаи с отрицательной стороны.

Дистресс – это длительное стрессовое состояние, приводящее к истощению нервной системы, что вызывает различного рода заболевания.

Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения.

Признаки: раздражительность, колебания настроений, неуверенность в себе, навязчивые страхи, плохой сон.

Если невроз не лечить, то развивается психологический кризис, часто заканчивающийся бедой.

Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.

Оказывается, стресс играет и положительную роль. В жизни всегда возникают какие-то экстремальные ситуации, которые необходимо преодолевать. Не случайно Селье говорил, что полная свобода от стресса означает смерть. (4, 6, 8)

Давайте рассмотрим стадии стресса (просмотр слайда)

1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма)

2 стадия – адаптации

Но если стресс не снимается - наступает

3 стадия – истощение – дистресс.

В жизни почти каждого человека случаются несчастья, но не у каждого хватает сил перенести горе, перестроить заново весь образ жизни, выпрямиться и продолжать жить, бороться и даже радоваться жизни. В подобных ситуациях у людей и возникают неврозы, психологические кризисы (беседуем по памятке).

Именно в состоянии психологического кризиса человек пробует алкоголь, прибегает к использованию наркотиков, часто курит. Давайте рассмотрим ряд проблемных вопросов по стрессовым ситуациям и факторам риска. Работа в группах по рассмотрению следующих задач.

Текст памятки

Твой и наш враг!
Правда об алкоголе

Давление среды – сигареты!

Наркомания – путь в бездну!

Алкоголизм - серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению спиртных напитков.

ослабляет память, сообразительность, волю;

происходит истощение нервных клеток в полушариях головного мозга, что приводит к инертности процессов возбуждения и торможения;

нарушается эмоциональная сфера человека, мотивация его поступков, что приводит к неадекватному поведению, психическим срывам;

в запущенных случаях возникает острое психическое заболевание - белая горячка

Жизнь без наркотиков

Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!

Состав табачного дыма, поступающего в организм:

радиоактивные и другие вещества

Никотин сужает сосуды, приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, вызывает зависимость.

истощение нервной системы;

возникает нервозность, раздражительность, утрачивается работоспособность;

Прекращать дурные привычки надо сразу. Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей.

Человек с сильной волей никогда не начнет курить!

Наркомания – это болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние.

Вы в плену у наркотика. Сначала наступает психическая зависимость, затем развивается физическая зависимость, когда организм приспосабливается работать только под действием наркотиков. Он постоянно требует новой и все большей дозы. Без нее наступает мучительное состояние – ломка. Это признаки тяжелой болезни, которая называется – наркомания.

Есть и другие вещества, которые также отравляюще действуют на мозг. Они называются – токсикантами (токсин-яд, отрава) и тоже вызывают зависимость. Название этой болезни – токсикомания.

повреждение тканей мозга;

полная утрата контроля за своими действиями.

Наркомания и токсикомания – это всегда преступность!

Наркомания – это неизлечимо!

Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит?

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам?

a) Я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;

b) Каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;

c) Курить можно не везде.

2. Скоро экзамен. Все твои товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принёс успокаивающие таблетки и предлагает их тебе. Возьмёшь?

b) Нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда её не предложат;

c) Нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.

a) Я в любом случае хоть разок да попробую;

b) Нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;

c) Я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.

4. Собралась веселая компания, гости смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?

a) Выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;

b) Терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки, я лучше побуду немного и уйду;

c) Мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.

a) Тот, кто так считает, обманывает самого себя;

b) Да, это соответствует действительности, за исключением особо сильных наркотиков.

a) Можно делать прекрасную музыку, не прибегая к наркотикам;

b) Приняв наркотики вообще нельзя принимать музыку;

c) Все музыканты что-нибудь принимают.

7. Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему денег?

c) Только в том случае, если буду знать, зачем они ему.

8. Ты ужасно влюбился! С твоей новой пассией вы проводите вечера вместе в её компании. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая твою возлюбленную, не прочь пропустить рюмку-другую, а то и принять что-нибудь похлеще. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?

a) Если там весело, почему бы и нет?

b) Не обязательно часто проводить время в компании;

c) Эта компания вредит моей любви.

Результаты теста

Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По таблице подсчитай число очков. Исходя из полученной суммы, авторы этого немецкого теста помогут тебе определить твой тип.

Общие требования. Для нормального развития нервной системы детей и подростков огромное значение имеют правильная организация режима дня, рациональное питание, правильно поставленное физическое воспитание, посильный физический труд.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чистота и порядок в школе и дома, благожелательное и ровное обращение с детьми — все это содействует нормальному развитию нервной системы.

Категорически запрещается давать детям алкогольные напитки. Алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вред но влияет на нервную систему, вызывая вначале чрезмерное возбуждение ее, а затем депрессию. При употреблении алкогольных напитков может произойти перерождение нервных клеток и мозговых сосудов, что неблагоприятно сказывается на психической деятельности.

Вредно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в табаке, вызывает у подростков головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д.

Профилактика утомления и переутомления детей и подростков

Любая форма деятельности через определенное время приводит к утомлению. Утомление — временное понижение работоспособности организма, которое прежде всего связано с изменениями в центральной нервной системе. Торможение центральной нервной системы является первым сигналом наступающего у человека утомления. Вместе с тем развивающееся торможение при утомлении выполняет охранительную роль, защищая нервные клетки от перенапряжения, разрушения. Поэтому требования гигиены состоят в том, чтобы разумной организацией труда и отдыха отдалить наступление утомления и обеспечить наилучшие условия для восстановления работоспособности организма.

Утомление как правило, сопровождается чувством усталости. Усталость — субъективное выражение утомления. Она может проявляться даже утром на первом уроке как следствие плохого ночного сна или как результат неинтересного, однообразного построения урока.

Начальным признаком утомления является общее двигательное беспокойство. Если теперь не переключить учащихся на другие виды деятельности, то начальная фаза утомления перейдет в последующую, выражающуюся в развитии общей вялости и сонливости.

Обычно после дневного или ночного сна утомление проходит. При недостаточном отдыхе утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. При этом нарушаются восприятие, память, внимание, развиваются головные боли, нарушается нормальный сон, аппетит. Переутомление может возникнуть при перегрузке умственной работой, недосыпании, нерациональном питании. Переутомление требует особого режима, лечения, иногда даже временного прекращения занятий в школе.

В профилактике переутомления и повышении работоспособности учащихся особое значение имеет организация правильного режима дня с соблюдением требований гигиены. Чередование видов деятельности, смена умственного труда физическим очень важны в защите центральной нервной системы от нарастания утомления. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции и делают труд менее утомительным.

Гигиенические требования к режиму. Правильно организованный режим учащихся является одним из основных условий успешной учебно-воспитательной работы и сохранения здоровья

учащихся. Выполнение режима приводит к образованию в коре больших полушарий прочных стереотипов, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому.

При построении режима учитывают продолжительность различных видов учебной и внеучебной деятельности при их рациональном чередовании, пребывание на свежем воздухе, питание, полноценный сон.

В связи с возрастными особенностями детей устанавливается различный режим школьных занятий учащихся младших, средних и старших классов.

Статья на тему Гигиена нервной системы человека

Технологическая карта урока биологии в 8 классе

Разработано

Ивановой Н. Ю.

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.

– познакомить учащихся с влиянием условий среды на нервную систему и высшую нервную деятельность;

– углубить знания о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье;

– продолжить ознакомление учащихся с влиянием на физическое и умственное развитие курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.

– формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– формировать умения разрешать проблемы, дискутировать.

– содействовать гигиеническому воспитанию (вопросы гигиены труда и отдыха; условия, влияющие на работоспособность организма; условия правильного общения); содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;

– показать значение стрессовых ситуаций в воспитании волевых качеств личности;

– содействовать формированию опыта практического использования установки на отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам;

– продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности.

комбинированный, с элементами проблемного обучения

Работа в группах

Опорные понятия, термины

Действие алкоголя на нервную систему человека, Стресс и Дистресс

фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные

Анонимный тест (см. Приложение)

Тематический тест (см. Приложение)

Индивидуально и по группам ответить на вопросы (см. Приложение)

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа

3. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный

Выставка рефератов и творческих работ учащихся по темам:

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

учащиеся записывают тему в тетрадь

Перед уроком учащиеся делятся на группы 5-6 человек. Каждому ученику раздаются буклет и памятки, которые используются для работы на уроке, затем вкладываются в тетрадь.

Вопрос: что такое гигиена?

Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.)

Фронтальная работа по вопрсам

Выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Формулируют задачу урока

Постановка учебной задачи

Любое общество нуждается в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью.

Изучение нового материала

Вопрос: как вы понимаете, что такое здоровье? Учёные подсчитали, что на здоровье человека:

в 50% случаев оказывает влияние образ жизни,

в 20% - наследственность,

в 20% состояние окружающей среды и только

в 8,5% - здравоохранение.

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

запись определения в тетрадь

Умение давать определение понятия

Оказывается, наше здоровье во многом зависит от нас самих, поэтому важно знать факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

Вопрос: какие факторы укрепляют и ослабляют здоровье?

Давайте проверим все ли факторы мы назвали?

Делят факторы, проверяют, дополняют список рекомендаций

просмотр слайда или схемы на доске

Умение анализировать рекомендации и обосновывать мнение

Факторы, укрепляющие здоровье:

Четкий режим дня.

Высокая двигательная активность.

Сбалансированное питание и посильный пост (не диета!)

Постоянное общение с природой и постоянное самосовершенствование.
(возможен просмотр слайда)

Факторы, ослабляющие здоровье:

Низкая двигательная активность

Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени

Вредные привычки и зависимости.

0бычно школьники ассоциируют это понятие с какими-то разрушающими факторами или болезненным состоянием

Анализ жизненного опыта

Рассматривают и обсуждают в вгруппах

используем памятку, групповая работа

Речевые коммуникативные навыки

Дистресс – это длительное стрессовое состояние, приводящее к истощению нервной системы, что вызывает различного рода заболевания.

Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения.

Признаки: раздражительность, колебания настроений, неуверенность в себе, навязчивые страхи, плохой сон.

Если невроз не лечить, то развивается психологический кризис, часто заканчивающийся бедой.

Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.

Оказывается, стресс играет и положительную роль. В жизни всегда возникают какие-то экстремальные ситуации, которые необходимо преодолевать. Не случайно Г. Селье говорил, что полная свобода от стресса означает смерть.

Давайте рассмотрим стадии стресса

Слушают комментарии учителя, записывают нужное для работы

просмотр слайда или работа с доской

Умение выделить главную мысль

1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма)

2 стадия – адаптации

Но если стресс не снимается - наступает

3 стадия – истощение – дистресс

В жизни почти каждого человека случаются несчастья, но не у каждого хватает сил перенести горе, перестроить заново весь образ жизни, выпрямиться и продолжать жить, бороться и даже радоваться жизни. В подобных ситуациях у людей и возникают неврозы, психологические кризисы

Читают, обсуждают в группах и фронтально

беседуем по памятке 1

Речевые коммуникативные навыки

Именно в состоянии психологического кризиса человек пробует алкоголь, прибегает к использованию наркотиков, часто курит. Давайте рассмотрим ряд проблемных вопросов по стрессовым ситуациям и факторам риска

Высказывают варианты ответов

Работа в группах по памятке 2

Речевые коммуникативные навыки

Высказывают варианты ответов

Обсуждение результатов работы групп

Речевые коммуникативные навыки

Выясняется связь гигиены с химией

2 задание. Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит?

Высказывают варианты ответов

Обсуждение результатов работы групп

Речевые коммуникативные навыки

Выясняется связь гигиены с анатомией

Высказывают варианты ответов

Обсуждение результатов работы групп

Речевые коммуникативные навыки

Выясняется связь гигиены с психологией

4 задание. Иногда на почве нервного расстройства или переутомления человек заболевал гипертонией или приобретал язву желудка, экзему.

Как это объяснить?

Почему охрана нервной системы есть охрана всего организма?

При затруднении учащиеся могут использовать текст – подсказку, который направит их на правильный ход мыслей

Речевые коммуникативные навыки

Выясняется связь гигиены с нейрофизиологией

Дайте подробное обоснование

Высказывают варианты ответов

Обсуждение результатов работы групп

Речевые коммуникативные навыки

Из обсуждения видно, что организм человека – тонко сбалансированная система, где нет ничего лишнего, незначительного. Нервные перегрузки, курение, алкоголь, наркотики – не на пользу здоровью, самому ценному, что есть у человека.

Высказывают варианты ответов, формулируют правила поведения

Заслушиваем ответы учащихся

Речевые коммуникативные навыки

ВЫВОД: Нервная система объединяет и согласовывает работу всех других систем органов организма человека. И насколько хорошо она будет работать, зависит только от самого человека. Для здоровья очень важно правильно организовать свой отдых, питание, сон. Научные знания необходимы для занятий физической культурой и спортом. Каждому следует научиться беречь себя от болезней. Легче предупредить болезнь, чем её лечить.

Закрепление и частичная коррекция знаний

Тест на закрепление

Выберите утверждения, знание которых помогает в формировании правильного образа жизни. (9)

Читают и отвечают на вопросы

Индивидуально, с самопроверкой

Мы затронули многие проблемы, которые волнуют как взрослых, так и подростков. Будем ли мы здоровы?! Во многом зависит от нас самих.

Текст памятки 1

Текст памятки2

Твой и наш враг!
Правда об алкоголе

Давление среды – сигареты!

Наркомания – путь в бездну!

Алкоголизм - серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению спиртных напитков.

ослабляет память, сообразительность, волю;

происходит истощение нервных клеток в полушариях головного мозга, что приводит к инертности процессов возбуждения и торможения;

нарушается эмоциональная сфера человека, мотивация его поступков, что приводит к неадекватному поведению, психическим срывам;

в запущенных случаях возникает острое психическое заболевание - белая горячка

Жизнь без наркотиков

Экстренная помощь по телефону

Подростковый телефон доверия: 397000

Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!

Состав табачного дыма, поступающего в организм:

радиоактивные и другие вещества

Никотин сужает сосуды, приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, вызывает зависимость.

истощение нервной системы;

возникает нервозность, раздражительность, утрачивается работоспособность;

Умей остановить себя!

Прекращать дурные привычки надо сразу. Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей.

Человек с сильной волей никогда не начнет курить!

Наркомания – это болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние.

Вы в плену у наркотика. Сначала наступает психическая зависимость, затем развивается физическая зависимость, когда организм приспосабливается работать только под действием наркотиков. Он постоянно требует новой и все большей дозы. Без нее наступает мучительное состояние – ломка. Это признаки тяжелой болезни, которая называется – наркомания.

Есть и другие вещества, которые также отравляюще действуют на мозг. Они называются – токсикантами (токсин-яд, отрава) и тоже вызывают зависимость. Название этой болезни – токсикомания.

повреждение тканей мозга;

полная утрата контроля за своими действиями.

Наркомания и токсикомания – это всегда преступность!

Наркомания – это неизлечимо!

Текст подсказки

В промежуточном мозге расположен участок, называемый гипоталамусом. В нем есть нервные клетки, которые вырабатывают нейрогормоны. Особенность этих клеток в том, что их аксоны образуют синапсы — в стенках кровеносных сосудов. И вещества, выделяемые синапсами, попадают в кровь. По кровеносным сосудам нейрогормоны с током крови попадают в центральную железу эндокринной системы — гипофиз. Он посылает свои гормоны другим железам, регулируя их работу так, что объединяются именно те органы, которые участвуют в данной функции организма

Надпочечные железы — надпочечники у человека — это парный компактный орган, в котором мозговой слой расположен внутри, а корковый снаружи. Корковый слой вырабатывает жизненно необходимые гормоны — кортикостероиды, способствующие приспособлению организма к вредным воздействиям, влияющим на белковый, углеводный и минеральный обмены веществ. Мозговой слой вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин, которые расширяют коронарные сосуды сердца и повышают кровяное давление. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают также уровень сахара в крови.


Рисунок-схема 1

Наименование
классов заболеваний

Среди детей
(0-14 лет)

Среди подростков
(15-17)

Среди взрослых
(18 лет и старше)

Болезни нервной системы и органов чувств

Тест на закрепление

Выберите утверждения, знание которых помогает в формировании правильного образа жизни. (9)

2. Табак в сигаретах является наркотиком.

3. Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.

4. Алкоголь можно употреблять в качестве снотворного.

5. Небольшое стрессовое возбуждение мобилизует силы организма.

6. Можно стать алкоголиком, употребляя лишь пиво.

7. Пока человек не колется, он не наркоман.

8. Незаконное изготовление и распространение наркотических средств преследуется законом.

9. Люди, употребляющие наркотики, вредят не только себе.

Дешифратор: 2, 5, 6, 8, 9, 10.

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам?

a) Я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;

b) Каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;

c) Курить можно не везде.

2. Скоро экзамен. Все твои товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принёс успокаивающие таблетки и предлагает их тебе. Возьмёшь?

b) Нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда её не предложат;

c) Нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.

a) Я в любом случае хоть разок да попробую;

b) Нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;

c) Я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.

4. Собралась веселая компания, гости смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?

a) Выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;

b) Терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки, я лучше побуду немного и уйду;

c) Мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.

a) Тот, кто так считает, обманывает самого себя;

b) Да, это соответствует действительности, за исключением особо сильных наркотиков.

a) Можно делать прекрасную музыку, не прибегая к наркотикам;

b) Приняв наркотики вообще нельзя принимать музыку;

c) Все музыканты что-нибудь принимают.

7. Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему денег?

c) Только в том случае, если буду знать, зачем они ему.

8. Ты ужасно влюбился! С твоей новой пассией вы проводите вечера вместе в её компании. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая твою возлюбленную, не прочь пропустить рюмку-другую, а то и принять что-нибудь похлеще. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?

a) Если там весело, почему бы и нет?

b) Не обязательно часто проводить время в компании;

c) Эта компания вредит моей любви.

Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По таблице подсчитай число очков. Исходя из полученной суммы, авторы этого немецкого теста помогут тебе определить твой тип.

0-20 очков: ты ведешь себя так, словно проблем с наркотиками вообще не существует. Оказывается, ты не относишь к наркотическим веществам алкоголь и никотин. А ведь опасны не только героин или кокаин, обрати внимание, что большинство наркоманов – алкоголики. Задумайся ещё раз над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило бы посоветоваться с тем, кому ты доверяешь, - с любимым учителем или с кем-то из родителей, со знакомым врачом.

60-80 очков: наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой. Но не впадай в другую крайность и не выступай по отношению к другим в роли проповедника морали.

Вопросы для домашнего задания

1. Как алкоголь влияет на работу головного мозга?

2. Почему употребление алкоголя особенно опасно в подростковом возрасте?

3. Какое влияние на организм оказывают наркотические вещества?

4. Какие психологические факторы могут стать причиной употребления наркотиков?

5. Какова взаимосвязь между курением, алкоголем и наркотиками?

7. Подготовить сообщение об одном из ученых- физиологов, изучавших ВНД.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.