Урок симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы

Урок № 17. Биология. Класс 8. Дата : 08.11.2016

Тема урока: Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции .

Обуч.: в ходе урока дать понятие о симпатической и парасимпатической подотделов вегетативной нервной системы, ее функциях, значении.

Разв.: развить мышление, память, речь, познавательный интерес.

Восп.: воспитать интерес к предмету, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: Комбинированный.

Приветствие. Ознакомление учащихся с задачами урока.

Проверка домашней работы

Из каких долей состоят большие полушария головного мозга?

Как влияет никотин на головной мозг?

Какие зоны различают в коре больших полушарий головного моз­га? Каковы их расположение и функции?

Каково влияние алкоголя на организм?

Покажите на муляже зоны коры больших полушарий и назовите их функции.

Каковы правила гигиены умственного труда?

Проверка выполненной таблицы:

Зона коры больших полушарий

Вегетативную нервную систему называют также автономной (от греч. автономия - самоуправление), потому что она не подчиняет­ся воле человека, а работает в автономном режиме. Например, невоз­можно приостанавливать работу сердца, желудка, почек, желез внеш­ней и внутренней секреции по своему желанию. Сознательно человек может управлять только мышцами. Это движение организма. Оно регулируется соматической нервной системой. А контролировать, на­пример, слюноотделение, выделение пота или желудочного сока, бие­ние сердца, ток крови и многое другое мы не в состоянии. Вегетатив­ная (автономная) нервная система вместе с железами внутренней сек­реции обеспечивает слаженную работу всех внутренних органов и их функции. Она регулирует стабильность обмена веществ и внутрен­ней среды. Через вегетативную нервную систему контролируется работа кровеносных и лимфатических сосудов, а также обмен ве­ществ. Но вызвать сокращение скелетных мышц вегетативные не­рвы не могут.

Вегетативная нервная система подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы (рис. 40, схема 1).

Функции симпатической нервной системы:

усиливает сократительную функцию сердца;

сужает кровеносные сосуды; способствует повышению кровяного давления;

замедляет переваривание пищи и выделение;

расширяет зрачки глаз;

повышает температуру тела.

Центры симпатической нервной системы начинаются в грудных и поясничных сегментах спинного мозга и оканчиваются нервными во­локнами в органах. Она активизирует работу организма.


Функции парасимпатической нервной системы:

замедляет сокращения сердца;

расширяет кровеносные сосуды;

понижает кровяное давление;

усиливает перистальтику кишечника;

сужает зрачки глаз;

понижает температуру тела.

Парасимпатическая нервная система начинается в продолговатом мозге и крестцовом отделе спинного мозга и заканчивается нервными волокнами в различных органах. Она замедляет и ослабляет работу организма.

Закрепление новой темы

1. Почему вегетативную нервную систему называют автономной?

2. На какие части делится вегетативная нервная система?

3. Где расположены центры парасимпатической части?

Где находятся центры симпатической части?

Где располагаются периферийные отделы симпатической и пара­симпатической частей нервной системы?

Где оканчиваются нервы?

Какую функцию выполняет вегетативная нервная система?

Каковы функции симпатического отдела вегетативной нервной системы?

9. Каковы функции парасимпатического отдела вегетативной нервной системы?

Лабораторн ая работ а № 4 .

Штриховое раздражение кожи (наблюдается сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы).

Домашнее задание

$ 17 читать. Ответить на вопросы. Р.Т.:

Подготовка к самостоятельной работе.

Подготовка к уроку. Ознакомление с целями и задачами урока.


Конспект урока для учащихся 8 класса. Используется на уроках биологии.

Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.

Их взаимодействие.

Цель урока: сформировать представление о значении автономной нервной системы в жизни человека, показать отличие симпатической и парасимпатической нервной системы.

образовательные:

- сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы;

- показать адаптивную роль двойной вегетативной иннервации органов в регулировании деятельности внутренних органов;

развивающие:

- расширять кругозор учащихся,

- учить работать с учебной литературой: учить сравнивать, выделять главное и делать выводы;

- активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придания уроку современных динамичных форм;

- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы

воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник, тетрадь, схема строения нервной системы.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент (2 мин). Приветствие. Проверка отсутствующих.

Создание благоприятной атмосферы в классе

ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые

ладошки? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение с вами.

Актуализация знаний учащихся (7 мин.)

Вводное слово учителя

Постановка проблемы. Приводится пример какой-либо сложной эмоционально ­двигательной реакции человека.

Проанализируйте следующий факт.

Если на человека напала собака, то он пытается от нее защититься или убегает. У него в это время активно работают скелетные мышцы, одновременно меняется ра­бота внутренних органов: суживаются сосуды, учащается сердцебиение, выделяется пот, приостанавливается образование желудочного сока, происходит перераспреде­ление крови — большая часть ее направляется к скелетным мышцам. Как же регулируются и согласовываются все необходимые реакции при этом состоянии человека?

Давайте с вами вспомним

1.Из каких частей состоит нервная система человека?
2. Что относится к центральной и периферической нервным системам?

3. Изучение нового материала (25 мин.)

Объяснение учителя. В процессе эволюции позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы. В нервной системе выделяют центральную нервную систему (роль ее изучена на предыдущих уроках) - головной и спинной мозг - и периферическую нервную систему, которая условно подразделяется на соматическую и вегетатив­ную. Схема строения нервной системы на доске.


Работа по вариантам: с помощью текста учебника выясните, какую функцию в организме человека выполняет 1) соматическая н/с С 235,

2) автономная (вегетативная) н/с с. 236.

4. Офтальмологическая минутка (1 мин).

Слово учителя: Вегетативная н/с подразделяется на два отдела:

Сейчас я предлагаю вам выяснить: 1) Почему симпатический подотдел ВНС называют системой аварийных ситуаций. Это задание для 1 ряда.

2) почему парасимпатический подотдел ВНС называют системой отбоя? Это задание для второго ряда.

3) Происходит ли взаимодействие двух этих подотделов? Это задание для третьего ряда.

5. Физкультминутка (1 мин).

6. Закрепление (5 мин.)

Слово учителя: предлагаю провести небольшой опыт, суть которого изложена на с.239 в учебнике.

Сделайте вывод по проведенному опыту.

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урок.

8. Домашнее задание (2 мин).

Разноуровневое домашнее задание:

1. изучить п. 47 в учебнике для всех.

Выбранный для просмотра документ урок 17. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции. 8 класс..docx

Волкова Татьяна Викторовна,

Поурочный план

Дата ______

Предмет: биология

Тема урока 17 .

С импатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции .

Тип урока: изучение новых знаний

Цель : познакомить учащихся с подотделами вегетативной нервной системы, их особенностями строения и функциями.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у школьников новые анатомо – физиологические понятия о строении и функциях вегетативной нервной системы, показать отличия соматической нервной системы от вегетативной и адаптивную роль двойной вегетативной иннервации органов в регулировании деятельности внутренних органов;

Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

I . Орг. момент.

II . Проверка домашнего задания:

2. Задача. При некоторых заболеваниях нервной системы у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной, а в обратном направлении возбуждение проходит нормально. Ощущается ли в этом случае укол кожи в области ноги ? Сохраняется ли коленный рефлекс? Возможны ли произвольные движения ноги? Ответ свой поясните.

Б). Самостоятельная работа:

Заполните таблицу, указав части рефлекторной дуги данного рефлекса и функцию каждой из них.

Части рефлекторной

дуги Функции

С). Почему при операциях мозга больные совершают непроизвольные движения, например, когда хирург прикасается к участкам коры, дежащим впереди от центральной борозды?

III . Изучение нового материала:

Из каких частей состоит нервная система человека?

Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе?

Дайте определение терминам: центральная нервная система, вегетативная нервная система?

Б). Проблема: Если на человека напала собака, то он пытается от неё защититься или убегает. У него в это время активно работают скелетные мышцы, одновременно меняется работа внутренних органов: суживаются сосуды, учащается сердцебиение, выделяется пот, приостанавливается образование желудочного сока, происходит перераспределение крови – большая часть её направляется к скелетным мышцам.

? Как же регулируются и согласовываются все необходимые реакции при этом состоянии человека?

В). Периферическая нервная система: соматическая и вегетативная нервная система, их характеристика.

Периферическая нервная система

Соматическая Вегетативная

Нервные волокна не прерываются Нервные волокна не прерываются узлами

Скорость проведения импульса Скорость проведения импульса 1 – 3 м/с

Черепно – мозговые нервы Симпатические нервы

Спинно – мозговые нервы Парасимпатические нервы

Г). Отличие вегетативной нервной системы от соматической.

1. В отличие от соматической, вегетативная нервная система обладает определенной самостоятельностью, в силу чего её называют также автономной нервной системой.

2. Соматический отдел специализируется на восприятии информации, поступающей из окружающей среды, и управлении движениями тела в пространстве. Автономный (вегетативный) отдел управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ.

3. Каждый из отделов имеет свою центральную и периферическую части. Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий. Сюда стекается вся информация от органов чувств. Здесь изыскиваются способы удовлетворения потребностей. Приспособление к природной социальной среде, связанное с изменением поведения, осуществляется соматической нервной системой.

Высшим центром вегетативной нервной системы считается гипоталамус. Он регулирует также и эндокринные железы через гипофиз.

Д). Вегетативная нервная система – отдел нервной системы, который регулирует деятельность внутренних органов и обмен веществ во всех органах.

Самостоятельная работа с текстом учебника по вопросам:

1.Из каких отделов состоит Вегетативная нервная система?

2.Определите, какие образования находятся в цнс и вне её; где расположены симпатические и парасимпатические ядра, вегетативные нервные узлы.

3.Объясните, почему путь из цнс до управляемого органа всегда состоит из двух нейронов.

4.Какое значение имеет противоположное действие на органы симпатического и

парасимпатического отделов нервной системы.


Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.

Задачи:

· повторить материал об основных функциях нервной системы;

· выяснить значение соматического и вегетативного отделов нервной системы;

· рассмотреть строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов вегетативного отдела нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
avtonomnyy_vegetativnyy_otdel_nervnoy_sistemy.docx 23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.

Работа с карточками 20, 24,25 (карточки прилагаю).

а) Обсуждение работы 150 в рабочей тетради № 2 (повторение значения нервной системы), по рисунку (работа 153) рассмотреть части нервной системы (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы).

б) выяснить значение прямых и обратных связей в рефлекторной деятельности (на примере, приведенном в работе 152 рабочей тетради).

II.Изучение нового материала

Объяснение учителя с использованием схемы и компьютерных слайдов

1.Функциональное деление нервной системы. (Слайд 1)

2.Вегетативный отдел нервной системы. (Слайд 2)

Обращаем внимание на то, что он подразделяется на два подотдела, которые, как правило, действуют противоположным образом: надо указать, что любая регуляция возможна лишь в том случае, если имеются средства для пуска и тормоза.

3.Функция парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Их взаимосвязь между собой и с эндокринной нервной системой. Завершение таблицы в работе 152 рабочей тетради. (Слайд 3)

Симпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы чаще всего усиливает работу тех органов, которые необходимы для выполнения активной деятельности. Он стимулирует все органы, которые связаны с повышенной физической и умственной работой. Органы же, обслуживающие внутренние нужды организма - пищеварение, мочеобразование, - обычно затормаживаются.

Парасимпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы обычно усиливает ту деятельность, которая связана с внутренним обеспечением организма, но ослабляет работу тех органов, которые обслуживают деятельность, направленную вовне. Недаром симпатическую систему называют системой аварийной ситуации, а парасимпатическую – системой отбоя.

По слайду 2 на доске удобно рассмотреть воздействие обоих подотделов на различные органы. Важно проследить, чтобы учащиеся усвоили расположение симпатических и парасимпатических центров в ЦНС и положение вегетативных узлов в периферической.

Очень важно разъяснить совместную работу этих систем, которые находят необходимый режим функционирования внутренних органов при физическом и эмоциональном напряжении и отдыхе. (Слайд 3).

Следует подчеркнуть, что вегетативный отдел нервной системы, как и соматический, имеет центральную и периферическую части. Кора головного мозга и гипоталамус являются высшими центрами и соматического и вегетативного отделов, благодаря чему нервная система работает как единый механизм. После этого важно рассмотреть положение ядер парасимпатического симпатического отделов и перейти к особенностям вегетативной иннервации.

После этого можно рассказать о различиях в расположении узлов симпатического и парасимпатического подотделов, а затем перейти к их функциям ( опыт штрихового раздражения кожи тыльной поверхности кисти).

1.Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические их расширяют. Проведите опыт и объясните его результаты, заполнив таблицу.

Сложное строение организма людей предусматривает несколько подуровней нервной регуляции каждого органа. Так, для симпатической нервной системы присуща мобилизация энергетических ресурсов для выполнения определенной задачи. Вегетативный же отдел контролирует работу структур в их функциональном покое, к примеру, в момент сна. Правильное взаимодействие и деятельность вегетативной нервной системы в целом – залог крепкого здоровья людей.

Отличительные черты и параметры

Природа мудро распределила функциональные обязанности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы – согласно расположению их ядер и волокон, а также предназначению и ответственности. К примеру, центральные нейроны симпатического сегмента размещены исключительно в боковых рогах спинного мозга. У парасимпатического же они локализуются в стволе полушарий.



Отдаленные, эффекторные нейроны в первом случае всегда расположены на периферии – присутствуют в околопозвонковых ганглиях. Они формируют различные сплетения, самым важным из которых признано солнечное. Оно несет ответственность за иннервацию внутрибрюшных органов. Тогда как парасимпатические эффекторные нейроны располагаются непосредственно в иннервируемых ими органах. Поэтому и ответные реакции на посылаемые к ним из мозга импульсы наступают быстрее.

Различия можно наблюдать и в функциональных характеристиках. Энергичная деятельность человека требует активации сердца, сосудов, легких – усиливается деятельность симпатических волокон. Однако, в этом случае происходит торможение процессов пищеварения.

В покое же за иннервацию внутриполостных органов отвечает парасимпатика – восстанавливается пищеварение, гомеостаз, мочевыделение. Недаром, после плотного обеда хочется полежать и поспать. В тесном сотрудничестве обоих отделов и заключается единство и неделимость нервной системы.

Структурные единицы

Главные центры вегетативной системы локализуются:

  • мезэенцефальный отдел – в структурах среднего мозга, от которого они отходят волокном глазодвигательного нерва;
  • бульбарный сегмент – в тканях продолговатого мозга, который далее представлен, как лицевой, так и блуждающий, языкоглоточный нерв;
  • торако-люмбальный отдел – поясничные и грудные ганглии в спинномозговых сегментах;
  • сакральный сегмент – в крестцовом отделе, парасимпатическая нервная система иннервирует тазовые органы.

Симпатический отдел выводит нервные волокна из головного мозга до пограничного сегмента – паравертебральными ганглиями в районе спинного мозга. Его называют симптоматический ствол, поскольку в нем имеется несколько узлов, каждый из которых взаимосвязан с отдельными органами через нервные сплетения. Передача импульса с нервных волокон на иннервируемую ткань происходит через синапсы – с помощью особых биохимических соединений, симпатинов.

Парасимпатический отдел, помимо внутричерепных центральных ядер представлен:

  • преганглионарные нейроны и волокна – пролегают в составе черепно-мозговых нервов;
  • постагнглионарные нейроны и волокна – проходят до иннервируемых структур;
  • терминальные узлы – расположены вблизи внутриполостных органов или непосредственно в их тканях.

Периферическая нервная система, представленная двумя отделами, практически не поддается сознательному контролю и функционирует самостоятельно, поддерживая постоянство гомеостаза.

Суть взаимодействия

Для того чтобы человек мог приспособиться и адаптироваться к любой ситуации – внешней либо внутренней угрозе, симпатическая, а также парасимпатическая части вегетативной нервной системы должны тесно взаимодействовать. Однако, при этом они оказывают на организм человека прямо противоположное воздействие.


Для парасимпатики характерно:

  • понижать артериальное давление;
  • уряжать частоту дыхания;
  • расширять просвет сосудов;
  • сужать зрачки;
  • корректировать концентрацию глюкозы в кровяном русле;
  • улучшать пищеварительный процесс;
  • тонизировать гладкую мускулатуру.

Защитные рефлексы также во введении парасимпатической деятельности – чихание, кашель, позывы на рвоту. Для симпатического отдела вегетативной нервной системы присуще повышать параметры сердечнососудистой системы – частоту пульса и цифры артериального давления, усиливать обмен веществ.

О том, что преобладает симпатикоотдел, человек узнает по ощущению жара, тахикардии, беспокойному сну и страху смерти, потоотделению. Если активна больше парасимпатика, изменения будут иными – холодная, влажная кожа, брадикардия, обморочность, чрезмерное слюноотделение и одышка. При уравновешенном функционировании обоих отделов деятельность сердца, легких, почек, кишечника соответствует возрастной норме и человек ощущает себя здоровым.

Функции

Природой определено так, что симпатический отдел принимает активное участие во многих важных процессах организма людей – особенно двигательного состояния. За ним преимущественно закреплена роль мобилизовать внутренние ресурсы, чтобы преодолеть различные препятствия. К примеру, активирует сфинктер радужной оболочки, зрачок расширяется, и поток поступающей информации усиливается.

При возбуждении симпатической нервной системы расширяются бронхи для усиления поступления кислорода к тканям, к сердцу поступает больше крови, тогда как на периферии артерии и вены становятся узкими – перераспределение питательных веществ. Одновременно происходит выброс депонированной крови из селезенки, а также расщепление гликогена – мобилизация дополнительных источников энергии. Угнетению же будут подвержены пищеварительные и мочевыделительные структуры – усвоение питательных веществ в кишечнике замедляется, ткани мочевого пузыря расслабляется. Все усилия организма направлены на поддержания высокой активности мускулатуры.

Парасимпатическое влияние на сердечную деятельность будет выражаться в восстановлении ритма и сокращений, нормализации кровяной регуляции – артериальное давление соответствует привычным для человека параметрам. Коррекции будет подвержена дыхательная система – бронхи сужаются, гипервентиляция прекращается, а концентрация глюкозы в кровяном русле снижается. Одновременно усиливается моторика в петлях кишечника – продукты усваиваются быстрее, а полые органы освобождаются от содержимого – дефекация, мочеиспускание. Дополнительно парасимпатика повышает секрецию слюны, но уменьшает потоотделение.

Нарушения и патологии

Строение вегетативной системы в целом – это сложные сплетение нервных волокон, которые действуют сообща для сохранения стабильности внутри организма. Поэтому даже незначительное повреждение одного из центров будет негативно отражаться на иннервации внутренних органов в целом. К примеру, при высоком тонусе симпатической нервной системы в кровь людей постоянно поступает огромное количество гормонов надпочечников, что провоцирует скачки артериального давления, тахикардию, потливость, гипервозбуждение, быстрое истощение сил. Тогда как вялость и сонливость, повышенный аппетит и гипотония будут признаками сбоев в вегетативном отделе.


Клинические признаки заболеваний периферической нервной системы напрямую связаны с уровнем, на котором произошло поражение нервного волокна и причины – воспаления, инфекции, либо травмы, опухолевого процесса. Характерные симптомы воспаления – отек тканей, болевой синдром, повышение температуры, нарушения движений в той части тела, которую иннервирует сегмент. Специалист обязательно учитывает возможность иррадиции признаков – их удаленность от первичного очага болезни. К примеру, изменения в глазодвигательном нерве могут выражаться в опущении век, усиления слезовыделения, затрудненности движений глазного яблока.

Если страдает симпатическая НС в районе малого таза, что присуще детям – то формируется энурез, кишечная непроходимость. Или же проблемы с репродуктивной системой у взрослых. При травмах в клинической картине будут преобладать повреждения тканей, кровотечения, а в последующем парезы и параличи.

Принципы лечения

Подозрения на расстройства симпатической системы либо парасимпатического отдела должны быть обязательно подтверждены осмотром невропатолога, результатами лабораторных и инструментальных исследований.

Только после оценки общего состояния здоровья человека, выявления причин заболевания, специалист подберет оптимальную схему терапии. При диагностированной опухоли, ее удалят оперативным образом или же подвергнут лучевой, химиотерапии. Для ускорения реабилитации после травмы врач назначит физиотерапевтические процедуры, препараты, способные ускорять регенерацию, а также средства для предупреждения вторичного инфицирования.

Если симпатическая нервная структура страдает от избытка выделения гормонов, эндокринолог подберет медикаменты для изменения концентрации их в кровяном русле. Дополнительно назначают отвары и настои целебных трав с успокоительным эффектом – мелисса, ромашка, а также мята, валериана. По индивидуальным показаниям прибегают к помощи антидепрессантов, антиконвульсантов либо нейролептиков. Наименования, дозы и продолжительность лечения – прерогатива невропатолога. Самолечение абсолютно недопустимо.

Отлично зарекомендовало себя санаторно-курортное лечение – грязелечение, водолечение, гирудотерапия, радоновые ванны. Комплексное воздействие изнутри – отдых, правильное питание, витамины и снаружи – целебные обвертывания травами, грязями, ванны с лечебной солью, приводят в норму все отделы периферической нервной системы.

Профилактика

Лучшим лечением любой болезни, безусловно, является профилактика. Для предупреждения функциональных сбоев в иннервации того или иного органа, специалисты рекомендуют людям соблюдать основные принципы здорового образа жизни:

  • отказаться от вредных привычек – употребления табачной, алкогольной продукции;
  • хорошо высыпаться – не менее 8–9 часов сна в проветриваемом, затемненном, спокойном помещении;
  • скорректировать рацион – преобладание овощей, различных фруктов, зелени, злаковых культур;
  • соблюдение водного режима – прием не менее 1.5–2 л очищенной воды, соков, морсов, компотов, чтобы из тканей удалялись токсины и шлаки;
  • ежедневная активность – пешие долгие прогулки, посещение бассейна, спортивного зала, освоение йоги, пилатеса.

У человека, который тщательно следит за своим здоровьем, посещает врача для ежегодного медицинского осмотра, нервы будут спокойными на любом их уровне. Поэтому и о таких проблемах, как потливость, тахикардия, одышка, высокое давление они знают только понаслышке, от своих родственников.


«Соматический и автономный (вегетативный) отделы

(по технологии эмоционально-образного построения урока)

Учитель биологии МБОУ Урывской школы


1) предметные: сформировать анатомо-физиологические понятия о строении и функциях соматического и автономного отделов нервной системы, выявить их отличия и адаптивную роль двойной вегетативной иннервации внутренних органов.

2) метапредметные: развивать умения

- работать с текстом, анализировать и оформлять текстовую информацию в виде таблиц и схем;

- наблюдать, выделять существенные признаки объекта, осуществлять логические операции, делать выводы.

3) личностные:

- формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- развивать умения работать в малых группах, находить выходы из спорных ситуаций, снимать сильное нервно-психическое напряжение;

- воспитывать уважительное отношение к иному мнению;

Используемое оборудование

Нервная система – дирижер нашего организма.

Тренировка мозга заключается в постоянном решении задач высокого уровня! Мозг должен кипеть и волноваться.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся (домашнего задания).

3. Изучение нового материала и его закрепление.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

• Подготовка класса к работе.

2. Проверка знаний.

А какие еще функции выполняет нервная система?

Ответы учеников:

- служит основой психической деятельности: память, чувства, эмоции, речь, мышление, социальное поведение;

- поддерживает постоянство внутренней среды организма – гомеостаз;

- отвечает за ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения на основе полученной информации.

Для выполнения таких сложных и ответственных функций нервная система должна иметь соответствующее строение. Из каких частей состоит нервная система по топографическому принципу?


Работаем в малых группах, на расшифровку 3 минуты.

Обсуждение схемы. Попутно дополняются функции отделов головного мозга.

3. Актуализация новых знаний. Постановка задач урока.

Нет.

Действительно, человек может осознанно управлять деятельностью только скелетных мышц, своими произвольными движениями и речедвигательной функцией. Но нельзя контролировать слюноотделение, выделение пота, или желудочного сока, ток крови и многое другое.

Проблемный вопрос: Почему скелетные мышцы подвластны нашей воле, а сердце, сосуды и другие внутренние органы — нет?

Группы выдвигают гипотезы.

В процессе эволюции позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы.
По функциональному признаку в нервной системе выделяют

соматический (анимальный) и

вегетативный (автономный) отделы, который делится на два подотдела – симпатический и парасимпатический.

Соматическая нервная система обеспечивает восприятие окружающего мира и регулирует движения (в том числе, связанные с речью). Вегетативная – регулирует процессы, общие для животных и растений (отсюда ее название): обмен веществ, дыхание, транспорт веществ, выделение.


Задачи сегодняшнего урока:

1) изучить строение и функции соматического и автономного отделов нервной системы, выявить их отличия;

2) определить значение двойной вегетативной иннервации внутренних органов.

4. Изучение нового материала и его закрепление.

(показывается первая часть, до появления собаки).

Ребята, какой отдел нервной системы нашего героя был задействован во время его бегства от медведя: соматический или автономный?

Группы отвечают.

Правильно, оба отдела. Представьте, что в нашем организме сокращение и расслабление скелетных мышц осуществляется произвольно, а изменение ритма сокращения сердца и частоты дыхания не связаны с процессами, происходящими в мышцах и других органах. Тогда наша гибель была бы неизбежной.

Итак, наш герой убегает от медведя. Работает его поперечно-полосатая мускулатура – скелетные мышцы, отвечающие за движение тела, а значит, какой отдел нервной системы?

Соматическая система.

Вспомним, что мы уже знаем о ее строении.

Соматическая нервная система

Эту систему образуют чувствительные нервные волокна, идущие к ЦНС от различных рецепторов, и двигательные нервные волокна, иннервирующие скелетную мускулатуру. Соматическая нервная система имеет центральную и периферическую части. Из головного мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Каждый сегмент спинного мозга дает по одной паре нервов, содержащих чувствительные и двигательные волокна. Все чувствительные, или центростремительные, волокна входят в спинной мозг через задние корешки, на которых есть утолщения - нервные узлы. В этих узлах находятся тела центростремительных нейронов.

Волокна двигательных, или центробежных, нейронов выходят из спинного мозга через передние корешки – 31 пара спинномозговых нервов. Каждому сегменту спинного мозга соответствует определенный участок тела – метамер.

Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий головного мозга. Именно здесь изыскиваются способы удовлетворения потребностей, и в лобной доле коры созревает план будущих действий.

Учитель: Вся деятельность нервной системы имеет рефлекторный характер, т. е. складывается из огромного количества разнообразных рефлексов разного уровня сложности.

Вспомним, что называют рефлексом?

Ответы учеников:

Рефлекс - это ответная реакция организма на любое внешнее или внутреннее воздействие с участием нервной системы.

Правильно, а вот еще одно определение:

Рефлекс - это приспособительная реакция организма, обеспечивающая тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с состоянием внешней или внутренней среды.

Т. о. нервная система работает по принципу отражения: стимул - ответная реакция. Авторами рефлекторной теории являются выдающиеся отечественные физиологи. Кто?

Для осуществления любого рефлекса необходимо особое анатомическое образование - рефлекторная дуга. Что это такое?

Рефлекторная дуга - это цепь нейронов, по которым проходит нервный импульс от рецептора (воспринимающей части) до рабочего органа, отвечающего на раздражение.

Ваша задача – нарисовать рефлекторную дугу простого и сложного соматического рефлекса (по группам).

Схема коленного разгибательного рефлекса



Схема сгибательного рефлекса отдергивания руки от горячего предмета


А теперь сравним рефлекторную дугу соматического и вегетативного рефлексов.


Отличаются ли чувствительные пути этих рефлексов? Нет.

Ребята, дело в том, что вегетативная нервная система не имеет своих собственных чувствительных путей, они общие для соматического и вегетативного отделов.

Есть ли отличия в строении двигательных (центробежных) волокон? Какие?

Двигательное волокно соматической системы нигде не прерывается. А исполнительный путь вегетативного рефлекса двухнейронный, прерывается в узле: до узла – преганглионарное волокно, после узла – постганглионарное.

Кроме этого: двигательное волокно, идущее от ЦНС до скелетной мышцы, имеет относительно большой диаметр и высокую скорость проведения возбуждения. Оно на всем протяжении покрыто миелиновой оболочкой.

Вегетативное волокно тоньше и значительно медленнее проводит возбуждение. На пути от ЦНС к иннервируемому органу оно обязательно прерывается с образованием синапса.

Таким образом, центробежный путь в вегетативной нервной системе включает два нейрона - преганглионарный и постганглионарный. Тело первого нейрона находится в ЦНС, а тело второго - за ее пределами, в нервных узлах (вегетативных ганглиях). Постганглионарных нейронов намного больше, чем преганглионарных. В результате этого каждое преганглионарное волокно в ганглии подходит и передает свое возбуждение многим (10 и более) постганглионарным нейронам. Это явление называется мультипликацией.

У юноши, спасающегося от медведя, одновременно с соматической работала и автономная нервная система. Как вы думаете, на каких внутренних органах и как это отражалось? (ответы учащихся)


Действительно, вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы: сердце, сосуды, желудок, кишечник, почки, печень и др. А одинаково ли действие автономной системы, например, на сердце и желудок в данном случае?

Правильно, сердце усиливает свою работу, а деятельность желудка, наоборот, затормаживается.

Как же устроена вегетативная нервная система, чтобы одновременно осуществлять такие разнонаправленные действия?

Автономная нервная система

Состоит из центральной и периферической части. Ее высшим органом считается гипоталамус (нижняя часть промежуточного мозга), который также регулирует работу эндокринной системы через гипофиз (гипоталамо-гипофизарная система).

Подразделяется на два подотдела: симпатический и парасимпатический.

Рассматриваем рис.98 и 99 на с.237-238 учебника:


Заполняем в рабочих тетрадях таблицы под № 000 и № 000.

Но мы совсем забыли про нашего героя. Вам интересно узнать, что же с ним было дальше?

Показывается вторая часть кинофрагмента, как собака спасает своего хозяина от медведя.

Как вы думаете, с какого момента у юноши начинает доминировать парасимпатический подотдел нервной системы – система отбоя?

Видимо, когда молодой человек понял, что он в безопасности.

4. Подведение итогов урока.

Давайте вернемся к задачам нашего урока, выполнили ли мы их?

Ученики отвечают.

Выставление оценок за работу на уроке.

5. Домашнее задание.

§47, РТ-№ 000, задание! на с.239

Спасибо всем за работу. Желаю вам достойного выхода из любой сложной ситуации. Чтобы ваша нервная система, ее соматический и автономный отделы работали в полной гармонии!

Этим уроком мы заканчиваем тему Нервная система. Я прошу всех чаще вспоминать ее лозунг:

Тренировка мозга заключается в постоянном решении задач высокого уровня! Мозг должен кипеть и волноваться.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.