Уровни нервно психического реагирования в детском и подростковом возрасте

Вопрос Основные положения психопатологии. Здоровье и болезнь. Патология и нозология. Основные понятия нозологии: этиология и патогенез: патоморфоз; ремиссия, рецидив, течение и исход психических болезней.

Детская психиатрия — клиническая дисциплина, изуча­ющая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая ме­тоды их клинической и лабораторной диагностики, вопросы про­гноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология — раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подрост­ковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симпто­мов и синдромов.

Здоровье — это способность сохранять постоянство внутренней среды организма в изменчивых условиях окружающего мира (общефизиологическое определение).

Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических пороков (определение ВОЗ, 1946).

Здоровье — это состояние нормы (определение, используемое в практической деятельности врача).

Болезнь — это реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды (С.П.Боткин).

Болезньесть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности (Н.Н. Зайко). нозология(греч. νόσος (болезнь) + греч. λόγος (причина)) — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество — что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.[1]

Патология (от греч. páthos — страдание, болезнь и . логия), комплексная наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека и животных.

Этиология (от греч. aitía — причина и . логия), причина болезни; раздел патологии, изучающий проблему причинности в медицине.

Патогенез(от греч. páthos — страдание, болезнь и. генез), механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма — от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах;

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития. Это состояние - патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологи­ческому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

патоморфоз (от др.-греч. πάθος — страдание, болезнь и μορφή — вид, форма), иногда Нозоморфоз — изменение признаков отдельной болезни — так называемой нозологической формы, а также изменение заболеваемости и причин смертности под влиянием различных воздействий и внешних факторов (биологических, социальных).

Ремиссия — это временное улучшение состояния больного, проявляющееся в замедлении или прекращении прогрессирования болезни, частичном обратном развитии или исчезновении клинических проявлений патологического процесса.

Рецидив — это новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения.

Течение психических заболеваний. Непрерывное теъе-ние — неуклонное нарастание и усложнение психических рас­стройств (соматогенный психоз).

Приступообразное тегение — чередование приступов заболева­ния и промежутков, свободных от болезненных проявлений (аф­фективные психозы).

Смешанное тегение — нарастание изменений личности, на фо­не которого эпизодически возникают обострения (сдвиги) заболе­вания. После каждого сдвига появляются все более выраженные изменения личности (шизофрения).

Волнообразное тегение проявляется периодами ослабления или исчезновения симптоматики, однако в дальнейшем под влиянием дополнительных факторов появляются ранее исчезнувшие прояв­ления болезни, обычно в форме новых нарастающих симптомов и синдромов (невротические расстройства).

Пароксизмалъное тегение — остро возникающие кратковремен­ные приступы заболевания (эпилепсия).

Прогредиентное тегение — постепенное нарастание и усложне­ние симптоматики с появлением стойких психических нарушений (шизофрения).

Регредиентное тегение — с каждым последующим приступом заболевания сокращается число синдромов и симптомов, ослабля­ется и исчезает бывшая ранее симптоматика (психические рас­стройства при черепно-мозговых травмах).

Как уже указывалось,

исход психического заболевания мо­жет быть различным. Неблагоприятно протекающее заболевание может завершиться дефектом — продолжительным, стойким нару­шением — одной (познавательной, аффективной) из психических сфер или общим нарушением формирования психики (слабоумие вследствие энцефалита).

вопрос Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте. Особенности психических заболеваний детского и подросткового возраста.

По мнению В. В. Ковалева, существуют гетыре основных возра­стных уровня реагирования: 1) соматовегетативный (0—3 года); 2) психомоторный (4-10 лет); 3) аффективный (7-12 лет); 4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для первого уровня характерны повышенная общая и ве­гетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеваре­ния, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пу­зыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клиниче­ской формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симпто­матика.

Второму уровню свойственны общие или локальные дви­гательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гиперди­намический синдром. Но даже и при других заболеваниях (напри­мер, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основ­ной болезни.

Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения пове­дения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.

Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню,—склонность к возникновению сверхценных образова­ний (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических пережива­ний, психической анорексии, дисморфомании). Обычно эта, при­сущая возрасту психопатология и является характерной для по­дростков, даже если она и несвойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преоб­ладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов по­зволяет увидеть за ними симптоматику,

Дата добавления: 2015-04-22 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

Уровень Возраст Проявления
Соматовеге-тативный 0—3 года Различные варианты невропатиче­ ского синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пище­ варения, питания, сна, навыков оп­ рятности и т.п. _________________________________ .

Окфчание табл. 6

Психомотор­ный 4—10 лет Гипердинамический синдром, систем­ные двигательные расстройства — тики, заикание, мутизм и т.п.
Аффектив­ный 7—12 лет Синдромы и симптомы страхов, по­вышенной аффективной возбудимо­сти, уходов и бродяжничества и т.п.
Эмоциональ-но-идеатор-ный 12—16 лет Сверхценные образования (идеи): ипохондрии, дисморфобии, нервная анорексия, сверхценные увлечения, синдром философической интокси­кации и т.п.

В.В. Ковалев отмечал, что нарушения, свойственные каждому последующему уровню реагирования, не исклю­чают проявления более ранних уровней, но отодвигают их на второй план и видоизменяют. Если же у ребенка преобладают расстройства, свойственные более раннему возрасту, это связано с общей или парциальной задерж­кой его психического развития. (Например, такие нару­шения, как энурез, тики, двигательная расторможенность у ребенка старше 10 лет наблюдаются, как правило, при психофизическом инфантилизме или при невропатии, имеющейся с раннего детства.)

Разумеется, приведенная схема развития имеет об­общенный характер и не учитывает индивидуальную ва­риантность сензитивных периодов.

Необходимо учитывать время возникновения дефекта и при анализе личности вне зависимости от характера поражения. Если дефект возник еще до начала формиро­вания основных качеств личности, развитие будет про­исходить полностью в его рамках, и именно в них ано­мальный ребенок будет адаптироваться к обществу ос­тальных людей.

Появление дефекта в более позднем возрасте порож­дает две серьезнейшие проблемы. Во-первых, необходи­мо преодолеть травму, во-вторых, принять и освоить свое новое положение и адаптироваться к обществу здоровых людей. Часто приходится менять место обучения, рабо- ы , что сопряжено со значительными трудностями. Так, От ерявшие зрение люди обычно не возвращаются на пре-

Травма и необходимость внутренне справиться с ней приводят к накоплению конфликтов и серьезному пере­живанию фрустрации, но позже, в измененной ситуа­ции, новый способ жизни формируется легче, чем у че­ловека, пострадавшего в раннем детстве.

Негативные черты личности обнаруживаются у детей и подростков с церебральными параличами: ограниченность кругозора, односторонняя направленность интересов, пси­хогенное фантазирование с яркими чувственными пред­ставлениями и образами. У больных детей постепенно развиваются отгороженность, интровертированность, подчеркнутая и зафиксированная реакция на свой физи­ческий дефект, необщительность, погруженность во внут-

пенние переживания. Самоизоляция ребенка от всего внеш­него, возникающая как реакция на свое физическое со­стояние, бывает очень схожа с самоизоляцией, наблюда­вшейся при раннем детском аутизме.

Максимова Н.Ю. и Милютина Е.Л. выделяют несколько типов личностного реагирования.

1. Игнорирование – связано с недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

2. Вытеснение – проявляется в сознательном непризнании существования деффекта при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

3. Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

4. Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

5. Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Общие закономерности психического дизонтогенеза. Понятие о первичном и вторичном дефектеи их взаимосвязи в дизонтогенезе. Вклад В.С. Выготского.

Общие закономерности психического дизонтогенеза:

Психический дизонтогенез – патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко. В основе широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В. В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

1. ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

2. дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

3. поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

4. асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Понятие о первичном и вторичном дефектеи их взаимосвязи в дизонтогенезе

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями.

Вклад Л.С. Выготского

Основополагающими теоретическими положениями Выготского являются:

– понятие о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного нарушений;

– об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка;

– о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития.

Выготский считает, что биологический дефект (слепота, глухота, умственная отсталость), приобретает в процессе развития ребенка социальную обусловленность.

При этом роль полноценного или неполноценного соц. окружения и воспитания значимы для развития ребенка настолько, что могут способствовать либо компенсации дефекта, либо приводят к его дальнейшему усложнению – вторичному дефекту. Это проявляется в виде недоразвития речи (глухие), высших психических функций (умственная отсталость).

Выготский считал, что первичный дефект устранить невозможно. Но чем дальше вторичные, третичные и другие отклонения от основного дефекта, тем легче они устраняются в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

• уточнение истории развития ребенка (беседа с родителями — выяснение жалоб, наследственных факторов, влияния фактора окружающей среды);

• изучение симптоматологии развития, определение уровня и характера развития ребенка в настоящий момент;

• диагностику, направленную на вскрытие механизма, структуры, причин нарушения; определение типологии (формы) нарушения;

• прогноз, возможность динамики (предполагается длительное изучение ребенка);

Понятие нейропсихологический симптом. Понятие нейропсихологический фактор. Понятие нейропсихологический синдром. Функциональные блоки мозга. Принципы системно-динамической локализации ВПФ Е.Д. Хомской.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический фактор– структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Нейропсихологический синдром– закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Это общая структурно-функциональная модель мозга, как субстрата психики. Эту модель предложил Лурия. Весь мозг разделяется на 3 блока:

Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Энергетический блок (неспецифический), т.к. он включает в себя неспецифические структуры разных уровней: ретикулярная формация, которая располагается в стволе ГМ; лимбическая система; медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга. Все они рано созревают, у них очень жестко детерминируемые функции.


Первый — "энергетический блок", или блок регуляции тонуса коры и состояния бодрствования. Анатомически он представляет собой образование в стволе мозга по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся между собой короткими отростками (ретикулярная формация). Одни из волокон ретикулярной формации направляются вверх и оканчиваются в вышележащих нервных образованиях, включая кору мозга (восходящая ретикулярная система). Другие имеют обратное направление: начинаются в коре и направляются к нижележащим структурам среднего мозга, гипоталамуса и мозгового ствола (нисходящая ретикулярная система).

Нервная система всегда находится в состоянии определенной активности, которая, как уже говорилось, опосредована работой ретикулярной формации.

Второй блок — "блок приема, переработки и хранения информации" состоит из трех подблоков, расположенных в конвекситальных (наружных) отделах коры затылочной (зрение), височной (слух и вестибулярная информация) и теменной (общая чувствительность) долей мозга. Сюда включаются и центральные аппараты вкуса и обоняния, но у человека они занимают в коре головного мозга незначительное место.

Третий блок — "блок программирования, регуляции и контроля" расположен преимущественно в лобных долях мозга. Первичная двигательная кора (четвертое поле Бродмана) не может работать изолированно. Подготовка программ движения и передача их на пирамидные клетки осуществляется в аппаратах вторичных зон двигательной коры, которые располагаются в верхних слоях коры премоторных отделов лобной области. Третичные зоны лобной коры играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения. Человек, у которого этот блок нарушен, лишается возможности поэтапно организовывать свое поведение, не может перейти от одной операции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы "распадается".

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1380 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.