В юношеском возрасте нервные процессы

Тема 9. Психология юношеского возраста

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.

2. Развитие личности юноши.

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.

Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.

Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.

Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.

Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.

2. Развитие личности юноши

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.

Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Задания для самостоятельной работы

Дайте ответы на следующие вопросы:

2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?

4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.

Список рекомендуемой литературы


  • Описание

Описание

Целью данной работы является рассмотрение анатомо-физиологических особенностей ЦНС в юношеском возрасте.

Юношеским возрастом называют период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12 — 14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юность как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И.С. Кон определяет юность в границах 14 — 18 лет. Чаще их сужают до 15 — 17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Нервную систему условно подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе (ЦНС) относят спинной и головной мозг, а к периферической (ПНС) – парные нервы, отходящие от головного и спинного мозга.

Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью переднелобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логического мышления, развитию второй сигнальной системы и процессов экстраполяции.

Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню. Однако еще отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок.

В раннем юношеском возрасте практически созревают все структуры нервной системы, определяющие восприятие, переработку и хранение поступающей информации. Это касается как периферической, так и центральной нервной системы. В результате устанавливаются гармоничные возбудительно-тормозные взаимоотношения коры и подкорковых стволовых отделов мозга, которые достигают совершенства по завершении этого периода.

Вместе с тем, созревание гибких структур лобных отделов коры больших полушарий, обеспечивающих формирование сложных эмоций, сознания и самосознания, хотя и достигает достаточно высокого уровня, окончательно завершается лишь к концу юношеского возраста.

Масса головного и спинного мозга в юношеском возрасте достигает уровня, отмечаемого у взрослого человека.

Существует прямая зависимость между морфофункциональным созреванием лобных долей больших полушарий и формированием психических функций у детей. Окончательное созревание больших полушарий и коры мозга завершается к 20-22 годам.

К этому возрасту, масса головного мозга у мужчин в среднем составляет 1400 г, а у женщин – 1250 г.

Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма.

Начиная с 11 лет, нарушается онтогенетическая тенденция развития электрической активности головного мозга, заключающаяся в становлении доминирующего по всей коре альфа-ритма, его постепенном учащении с возрастом, а также в снижении выраженности медленной активации. В возрасте 11-16 лет на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) часто встречаются гиперсинхронизация альфа-ритма, его урежение и повышение выраженности медленных колебаний, нередко представленных билатеральными пароксизмальными разрядами. Резкое увеличение вариабельности ЭЭГ объясняют гетерохронностью темпов созревания.

Наибольшие отклонения в ЭЭГ подростков наблюдаются во II-III стадиях полового созревания. ЭЭГ приобретает дефинитивный характер лишь по завершении созревания, к 16-18 годам.

Спинной мозг подростка размещается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38 г.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга.

Несмотря на то, что спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью НС, его окончательное развитие заканчивается только к 20 годам. За этот период масса мозга увеличивается в 8 раз.

В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный и копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинномозговых нервов, иннервирующих скелетную мускулатуру и кожу.

Спинной мозг подростка содержит два утолщения: шейное и поясничное – которые начинают формироваться в первые годы развития ребенка. Шейное утолщение связано с регуляцией движения верхних конечностей, поясничное – нижних. В процессе постнатального развития формирование шейного и поясничного утолщений связано с двигательной активностью ребенка, что свидетельствует о важной роли движений как фактора развития и совершенствования нервной системы подростка.

Список литературы

Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека.

Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню. Однако ещё отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок. Продолжается совершенствование нервно-психической деятельности, развиваются аналитическое и абстрактное мышление.

Моторикаюношей и девушек может характеризоваться порывистостью движений, повышенной двигательной активностью, склонностью к преодолению препятствий при отсутствии достаточной осторожности в оценке своих сил и возможностей.

Активируется деятельность половых желёз - происходит половое созревание. У девушек: в 15-16 лет появляются угри, обусловленные функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными; в 16-18 лет прекращается рост скелета. У юношей: в 14-15 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, продолжается изменение голоса, появляются волосы на лице, пигментация мошонки; в 15-16 лет продолжается созревание половых клеток - сперматозоидов; в 16-17 лет начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бёдер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу; окончание созревания сперматозоидов; в 17-21 год рост скелета останавливается. Необходимо помнить, что в период полового созревания могут наблюдаться временные нарушения деятельности различных желез внутренней секреции. Например, у девушек часто повышается щитовидной железы, перед началом менструального цикла нередко повышается кровяное давление.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо.

Дыхательная система. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.

Сердечно-сосудистая система. Особенности роста и развития сердца во многом определяются полом и возрастом. Быстрое увеличение объёма сердца у девочек, отмечающееся в 10-15 лет, заканчивается раньше, чем у мальчиков (16 лет). У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет. Уровень артериального давления находится в определённой зависимости от возраста, пола, показателей. У юношей с возрастом наблюдается равномерное увеличение АД до 18 лет, и в 15-18 лет уровни АД у юношей выше, чем у девушек. Показатели АД у юношей устанавливаются к 21 году, у девушек – к 15 годам.

Кроветворная система. Кроветворение становится таким же, как и у взрослых.

Пищеварительная система. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых.

Кожа и подкожно-жировой слой. Кожные покровы, потовые железы сформированы

Костная система и зубы. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные пропорции. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. привести у подростков и юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту. Завершается формирование зубного аппарата. Вырастают третьи коренные зубы - "зубы мудрости" (17-25 лет).

Мышечная система

Вследствие неравномерности развития мышц и костей возникает непропорциональность туловища и конечностей. Отсюда неловкость, угловатость подростков. К концу старшего школьного возраста эта непропорциональность исчезает, юноши и девушки приобретают пропорции, типичные для взрослого. Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32% веса тела, а к 17-18 годам - взрослого уровня (44%).

Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте

Восприятие. 1. Восприятие становится произвольным, проявляется в перцептивных действиях планомерного наблюдения за определенными объектами. 2. Появляется наблюдения за своими действиями, поведением, переживаниями, мыслями. 3. Развивается наблюдательность.

4. Наблюдение становится целенаправленным. 5. Восприятие в юношеском возрасте входит в состав запоминания. На практике это означает, что при запоминании юноша фиксируется на свойствах тех предметов, которые необходимы для последующего воспроизведения.

Внимание. 1. Ведущий тип – послепроизвольное. 2. Растет объем, степень сосредоточенности и скорость переключения внимания. 3. Увеличивается избирательность внимания, его зависимость от направленности интересов. 4. Наблюдается неспособность концентрироваться на чем-то одном, поэтому почти постоянно проявляется невнимательность.

Память. 1. Увеличивается произвольность памяти и производительность логического запоминания, совершенствуются средства запоминания, юноши пытаются овладеть своей памятью, управлять ею, увеличивать ее производительность, разрабатывают рациональные приемы запоминания.

2. Характерно смысловое запоминание (словесно-логическая память), пренебрежение механическими формами запоминания. 3. Дифференцированная установка на запоминание, выделение в тексте частей, которые надо заучить, а какие надо понять.

Воображение. 1. Развитие воображения юношей характеризуется открытием своего внутреннего мира. 2. Развивается интроспекция (самонаблюдение) своих переживаний и психических состояний. 3. Становится совершенной репродуктивное воображение, стремительно развивается творческое.

Я вот не знаю, надо это.

2. Наблюдение становится целенаправленным.

Речь. 1. Речь юношей усложняется по содержанию и структуре.

2. Расширяется активный и пассивный словарный запас.

3. Совершенствуется устное и письменное выражение мнения.

4. Происходит переход от развернутого к сокращенному во внутренней речи.

Мышление. 1. Происходит переход к высшим уровням абстрактного и обобщающего мышления. Научные понятия становятся не только предметом изучения, но и инструментом познания.

2. Появляется системность мышления.

3. Формируется когнитивная модель мира, мировоззрение.

4. Юноши склонны больше к абстрактным размышлениям на мировоззренческую, философскую тематику, а познавательные интересы девушек менее выражены и хуже дифференцированы.

5. Появляется склонность преувеличения уровня знаний, умственных возможностей. 6. Формируется индивидуальный стиль умственной деятельности, который зависит от психофизиологических особенностей. 7. Мыслительная деятельность юношей характеризуется: более высоким уровнем обобщения и абстрагирования; нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений; умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений; делать глубокие выводы и обобщения; связывать изучаемое в систему.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2976 ;

В отечественной науке юность оп­ределяется в границах 14 - 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 - 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития в раннем юно­шеском возрасте, во многом, связаны со спецификой со­циальной ситуации развития, суть которой сегодня состо­ит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределе­ние, причем не только во внутреннем плане в виде меч­ты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбо­ра. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказыва­ются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая поло­жение о том, что переживаемый нами исторический пери­од в развитии детства может быть охарактеризован как кри­зисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхожде­нии образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчет­ливо, как в период ранней юности. Взросление про­ходит вне образовательной системы, а образование - вне системы взросления. Возможно суще­ствование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в период ран­ней юности, который и всегда был дискуссионным, на се­годняшний день остается открытым.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успеш­но решена без и вне решения более широкой задачи лич­ностного самоопределения, включающей построение це­лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под­росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способнос­ти уже сформированы, однако на протяжении раннего юно­шеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль­ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к дея­тельности взрослых.

Спецификой возраста является бы­строе развитие специальных способностей, нередко напря­мую связанных с выбираемой профессиональной облас­тью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки го­раздо более сложной и индивидуальной, чем в более млад­ших возрастах. У юношей этот процесс начинается рань­ше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация спо­собностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

Особенностью юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и кото­рый олицетворялся в любимых актрисах и актерах, нако­нец, к тем ценностям и идеалам, которым были привер­жены, входя во взрослую жизнь.

Т. Томэ предлагает различать два прин­ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.

В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба - события и связанные с ними пере­живания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Юность - уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упус­кается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное про­фессиональными, родительскими или какими-либо ины­ми нуждами приобщение к культуре.

Юность ценят все - это возраст, с которым горько рас­ставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб дру­гим возрастам.

Но эта субъективная и объективная ценность и значи­мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран­ней юности. Исследователями называются различные зада­чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто­рических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ран­ней юности:

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

2. Обретение психосексуальной идентичности - осозна­ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера;

3. Профессиональное самоопределение - самостоятель­ное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

1. Совершенствование психических процессов.

2. Развитие общих и специальных способностей.

3. Развитие эмоциональной сферы.

Л и т е р а т у р а :

1. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989

2. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. М., 1995

3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991

В старших классах школы развитие познавательных процессов учащихся достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека. При этом познавательное развитие даже опережает личностное.

В юношеском возрасте возрастают требования, предъявляемые к интеллекту. Учителя и родители начинают переходить на иной уровень общения, апеллируя в первую очередь к разуму и логике юношей и девушек.

Американские психологи Карен Миллер, Мелвин Кон и Карми Скулер (1985, 1986) в рамках большого лонгитюдного исследования влияния труда на личность обследовали наряду со взрослыми трудящимися около 200 юношей. Оказалось, что более сложная и более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа способствует формированию более гибкого, творческого стиля мышления и развитию общей, выходящей за рамки учебной деятельности потребности в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств. Существует и обратная связь: учащиеся с более развитой ориентацией на самостоятельность предъявляют повышенные требования к самоуправлению в обучении. То есть в обучении старшеклассников действуют те же психологические закономерности, что и в трудовой деятельности взрослых.

В реальной же школьной жизни старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены, так как отсутствие дифференциации их способностей и интересов в обучении, мелочная опека тормозят интеллектуальное развития, порождая школьную атмосферу скуки и безответственности.

В юношеском возрасте человек может мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Он относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлечённых предметах, о которых они ничего не знают.

Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. Однако эти свойства не стоит преувеличивать.

Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определённы и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учёба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой “подлинной” жизнью.

Отчасти это объясняется рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, некоторым ребятам объективно не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально отсиживают уроки. Сказываются также внутренние противоречия развития внимания.

Объём внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направления интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чём-то одном, рассеянность и хроническую скуку. “Невоспитанность” внимания, неумение сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблем ранней юности, включая пьянство, наркоманию и безудержную погоню за удовольствиями (Д. Хэмилтон, 1983).

А.Н. Леонтьев исследовал, как идёт развитие двух основных видов памяти – непосредственной и опосредованной – в течение детства, и установил особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идёт улучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем опосредованного.

В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает монологическая и письменная речь, чтение. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламировать наизусть. Монологическая речь образуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи. В V –VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX – X классах – план речи, выступления и следовать ему.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счёт усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создаёт хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идёт активный процесс становления тех умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Юношеский возраст, по Б.Г. Ананьеву, как и предыдущие возрасты, относится к периоду генерального развития человека, поэтому является достаточно сензитивным для развития всего комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в наличии умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению А.Е Климова, есть “индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности”. В познавательных интересах он выступает как стиль мышления, т.е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника зависит от типа от типа его нервной системы. По данным Н.Е. Малкова, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания. Однако недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими её свойствами. Лица с инертными нервными процессами компенсируют запоздание, несвоевременность своих реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности.

Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Самостоятельность школьника в процессе обучения не только улучшает его непосредственные результаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности.

По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15-15-летних американских подростков посредством Минесотского личностного теста (MMPI) показало, что вполне нормальные юноши и подростки имеют более высокие показатели по шкалам “психопатия”, “шизофрения” и “гипомания”, чем взрослые.

По мнению А.Е. Личко, возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для психопатий.

Эмоциональные трудности в болезненное протекание переходного возраста – побочные и не всеобщие свойства юности. Существует, по-видимому, общая закономерность, действующая в фило- и онтогенезе, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом расширяется. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением и т.д. Если бы взрослый человек реагировал на все раздражители с непосредственностью ребёнка, он неминуемо погиб бы от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости – ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского. Однако взрослого спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также способность избирательно реагировать на внешние воздействия.

Исследование, проведённые Гарольдом Джонсом (1971), показали, что общая эмоциональная реакция у юношей гораздо выше, чем у подростков. Но главное различие заключается в уровне избирательности: разница в уровне реакции на эмоционально заряженные и нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее “завести”.

В.Р. Кословская, изучавшая с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, нашла, что старшие школьники обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят.

Наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности, т.е. того, на какие стимулы реагирует субъект, в юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции. Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности – фактор психологически неблагоприятный. По данным Калифорнийского лонгитюда, подростки и юноши с низкой эмоциональной реактивностью оказались более беспокойными, раздражительными, эмоционально неустойчивыми, чем их высокореактивные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы.

Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании – озабоченности своим телом и внешностью – в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности – часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.

Относительно недавние исследования, на которые ссылается И.С. Кон, опровергают мнение о юности как “невротическом” периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия.

По данным лонгитюдного исследования И.В. Дубровиной, общий уровень тревожности у девятиклассников по сравнению с семи- и восьмиклассниками резко снижается, но в Х классе снова повышается, в основном за счёт роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной тревожности в VIII и X классах объясняется, по-видимому, тем, что эти классы – выпускные. У юношей сильнее, чем у подростков, выражены также половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих её факторов (успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы).

Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 % от общего числа, т.е. почти столько же, сколько и у взрослых.

Хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на своё слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадёжность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажется совершающимся автоматически, помимо их воли и даже вопреки ей.

Старшим часто кажется иррациональными многие юношеские увлечения. Даже если их предмет вполне невинен и положителен, взрослых смущает и раздражает юношеская одержимость, страстность.

В целом же эмоциональное процессы, как и мыслительные, нельзя понять без учёта самосознания личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.