Нервная система строение и функции нервной системы вариант 1


Тесты позволят выявить знания учащихся о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов, о врожденных и приобретенных рефлексов, о функционировании соматического и автономного (вегетативного) отделов нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
stroenie_i_funktsii_nervnoy_sistemy.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани

В. Клетки соединительной ткани

Д. Чувствительные нейроны

Е. Двигательные нейроны

Ж. Вставочные нейроны

2. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами

В. Несколько дечдритов

Г. Несколько аксонов

3. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

А. Передают импульсы от мозга к органам

Б. Передают импульсы от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

4.Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Проводят импульсы от мозга к органам

5. Назовите части нервной системы.

А. Двигательные нейроны

Б. Чувствительные нейроны

В. Передний корешок спинномозгового нерва

Г. Головной мозг

6. Определите, при поражении каких нейронов и частей нервной системы человека возникают следующие нарушения движения:

А. Нога двигается, но не чувствует боли

Б. Потеря чувствительности и полный паралич ниже поясницы

7. Найдите соответствие между органом и его функцией.

  1. Спинной мозг
  2. Большие полушария
  3. Мозжечок
  4. Средний мозг
  5. Промежуточный мозг
  6. Продолговатый мозг
  7. Спинномозговые нервы
  8. Симпатические нервы
  9. Черепно мозговые нервы

  1. Относится к вегетативной нервной спет
  2. II. Относится к центральной нервной системе.
  1. Относится к головному мозгу.
  2. Нервы с узлами и состоят только из двигательных нейронов.

V. Относятся к периферической нервной системе.

VI. Выполняют рефлекторную и проводниковую функции

VII. Наиболее развиты у млекопитающих.

VIII. Материальная основа психической деятельности человека.

IX. Материальная основа мышления, сознания человека.

X. Имеют кору из серого вещества мозга.

  1. Какие бактериальные и вирусные инфекции нарушают работу нервной системы? Приведите примеры.
  2. Как алкоголь действует на нервные клетки?

1 — Б, Д, Е, Ж; 2 — Б, В; 3 — Б; 4 — Б; 5 — Д; 6 - А — нарушение чувствительных нейронов, Б — спинной мозг; 7 — 1 — II, VI, 2 — II, VII, 3 — III , VII, 4 — II, VII, 5— III, VII,

6 — III,VII, 7 — IV, V, 8 — I, V, VIII, 9 — V, VIII, 10 — V, II

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани Б. Клетки-спутники В. Клетки соединительной ткани

Г. Дендриты Д. Чувствительные нейроны Е. Двигательные нейроны Ж. Вставочные нейроны

2. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами Б. Один аксон

В. Несколько дендритов Г. Несколько аксонов

3. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

А. Передают импульсы от мозга к органам Б. Передают импульсы от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

4. Какие отростки нейрона передают импульс от тел нейрона к органам?

А. Аксон Б. Дендрнты В. Аксон и дендриты

5. Назовите части нервной системы.

А. Двигательные нейроны Б. Чувствительные нейроны

В. Передний корешок спинномозгового центра Г. Задний корешок спинномозгового нерва

6. Определите, при поражении каких нейронов и частей нервной системы человека возникают следующие нарушения движения:

А. Нога не двигается (паралич), но чувствует раздражение и боль

Б. Нога лишилась чувствительности и парализована

7. Найдите соответствие между органом и его функцией.

  1. Спинной мозг
  2. Большие полушария
  3. Мозжечок
  4. Средний мозг
  5. Промежуточный мозг
  6. Продолговатый мозг
  7. Спинномозговые нервы
  8. Симпатические нервы
  9. Черепномозговые нервы

10. Парасимпатические нервы

I. Серое вещество окружено белым веществом.

II. Высший управляющий, контролирующий орган нервной системы.

  1. Согласует работу внутренних органов и регулирует обмен веществ.
  2. Поддерживает тонус скелетных мышц.

V. Координирует работу скелетных мышц.

VI. Содержит центры сердечно-сосудистых и дыхательных рефлексов.

VII. Регулирует деятельность сердца и других внутренних органов.

VIII. Отдел образования условных рефлексов.

IX. Оказывает противоположное влияние на непроизвольную деятельность органов.

X. Если поврежден, наступает мгновенная смерть.

  1. К чему приводит нарушение мозгового кровообращения? Какие причины могут вызвать нарушения мозгового кровообращения?
  2. Почему укусы змей и насекомых могут нарушить работу нервной ткани?

Выберите правильный ответ.

1. Каково значение нервной системы?

А. Обеспечивает связь с внешней средой.

Б. Защищает организм от повреждений.

В. Регулирует работу органов.

Г. Обеспечивает организм питательными веществами, кислородом.

Д. Согласует работу органов.

Е. Является опорой тела.

Из следующих утверждений выберите правильные.

  1. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга.
  2. В продолговатом мозге находятся центры, отвечающие за чувство жажды, голода, насыщения.
  3. Мозжечок участвует в координации движений, поддержании позы и равновесия тела.
  4. Средний мозг — высший отдел центральной нервной системы.

5. Промежуточный мозг является одним из отделов переднего мозга.

б. Большие полушария переднего мозга покрыты серым веществом — корой больших полушарий.

Выберите правильный ответ.

1.Если теннисист — правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают:

А. В теменную долю, в правое полушарие Б. В лобную долю, в левое полушарие

В. В лобную долю, в правое полушарие

2 . При заболевании бронхиальной астмой наблюдается затруднение дыхания. Какой отдел головного мозга отвечает за регуляцию дыхания?

А. Средний мозг Б. Продолговатый мозг В. Промежуточный мозг Г. Мозжечок

3. У кого из животных мозжечок достигает наибольшего эволюционного развития?

А. У шимпанзе Б. У слона В. У голубя Г. У собаки

Найдите соответствие между органом и его функцией.

  1. Отдел центральной нервной системы
  2. Двигательный путь
  3. Рецептор
  4. Рабочий орган
  5. Чувствительный путь
  6. Рефлекс
  7. Торможение
  8. Возбуждение
  9. Возбудимость
  10. Раздражитель
  1. Пища во рту, вызывающая слюну.
  2. Активное состояние нейронов.
  1. Свойство нейронов.
  1. Начальная часть рефлекторной дуги.
  2. . Проводит импульс в мозг.

VI. Центр рефлекторной дуги.

  1. Проводит импульс от центра к рабочему органу.
  2. Слюнная железа.

IX. Ответная реакция слюнной железы на вид лимона.

X. Процесс, противоположный возбуждению.

XI. Передается по рефлекторной дуге.

XII. Выделение слюны при разжевывании пищи.

  1. Прикусил случайно язык — прекратилось выделение слюны.
  2. Пять частей рефлекторной дуги (перечислить последовательно).

1 — Б; 2 — В; 3 — Б; 4 — А; 5 — Д; 6 — А — нарушение двигательных нейронов, Б — нарушение двигательных и чувствительных нейронов; 7 — 1 — I, 2 — II, 3 — V, 4 - IV, 5 — III, V, 6 — VI, VII, IX, 7 — IV, 8 — III, IX, 9 — VI, 10 — IX;

Задание 1. А, В, Д.

Задание 2. 1, 3, 6.

Задание 3. 1 — Б; 2 — Б; 3 — А.

Задание 4. 1 — VI, 2 — VII, 3 — IV, 4 — VIII, 5 — V, 6—I , IX, XII, 7 — X, XIII, V, 8 — II, XI, 9 —III: XIV рецептор, чувствительный путь, отдел центральной нервной системы, двигательный путь, рабочий орган

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Н.

Значение, строение и функционирование нервной системы одна из самых сложных и объемных тем данного курса. В уроке представлен не только конспект, но и презентация, которая способствует лучшему восприя.

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну.

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2) Развивать твор.

Особенности строения и функции нервной системы человека. Краткий конспект для подготовки к ОГЭ.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Вариант I

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани

В. Клетки соединительной ткани

Д. Чувствительные нейроны

Е. Двигательные нейроны

Ж. Вставочные нейроны

2. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами

В. Несколько дечдритов

Г. Несколько аксонов

3. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

А. Передают импульсы от мозга к органам

Б. Передают импульсы от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

4.Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Проводят импульсы от мозга к органам

5. Назовите части нервной системы.

А. Двигательные нейроны

Б. Чувствительные нейроны

В. Передний корешок спинномозгового нерва

Г. Головной мозг

6. Определите, при поражении каких нейронов и частей нервной системы человека возникают следующие нарушения движения:

А. Нога двигается, но не чувствует боли

Б. Потеря чувствительности и полный паралич ниже поясницы

7. Найдите соответствие между органом и его функцией.

2. Большие полушария

5. Промежуточный мозг

6. Продолговатый мозг

7. Спинномозговые нервы

8. Симпатические нервы

9. Черепно мозговые нервы

I. Относится к вегетативной нервной спет

II. II. Относится к центральной нервной системе.

III. Относится к головному мозгу.

IV. Нервы с узлами и состоят только из двигательных нейронов.

V. Относятся к периферической нервной системе.

VI. Выполняют рефлекторную и проводниковую функции

VII. Наиболее развиты у млекопитающих.

VIII. Материальная основа психической деятельности человека.

IX. Материальная основа мышления, сознания человека.

X. Имеют кору из серого вещества мозга.

8. Какие бактериальные и вирусные инфекции нарушают работу нервной системы? Приведите примеры.

9. Как алкоголь действует на нервные клетки?

Ответы:

1 — Б, Д, Е, Ж; 2 — Б, В; 3 — Б; 4 — Б; 5 — Д; 6 - А — нарушение чувствительных нейронов, Б — спинной мозг; 7 — 1 — II, VI, 2 — II, VII, 3 — III, VII, 4 — II, VII, 5— III, VII,

6 — III, VII, 7 — IV, V, 8 — I, V, VIII, 9 — V, VIII, 10 — V, II

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Вариант II

1. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани Б. Клетки-спутники В. Клетки соединительной ткани

Г. Чувствительные нейроны Е. Двигательные нейроны Ж. Вставочные нейроны

2. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами Б. Один аксон

В. Несколько дендритов Г. Несколько аксонов

3. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

А. Передают импульсы от мозга к органам Б. Передают импульсы от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

4. Какие отростки нейрона передают импульс от тел нейрона к органам?

А. Аксон и дендриты

5. Назовите части нервной системы.

А. Двигательные нейроны Б. Чувствительные нейроны

В. Передний корешок спинномозгового центра Г. Задний корешок спинномозгового нерва

6. Определите, при поражении каких нейронов и частей нервной системы человека возникают следующие нарушения движения:

А. Нога не двигается (паралич), но чувствует раздражение и боль

Б. Нога лишилась чувствительности и парализована

7. Найдите соответствие между органом и его функцией.

2. Большие полушария

5. Промежуточный мозг

6. Продолговатый мозг

7. Спинномозговые нервы

8. Симпатические нервы

9. Черепномозговые нервы

10. Парасимпатические нервы

I. Серое вещество окружено белым веществом.

II. Высший управляющий, контролирующий орган нервной системы.

III. Согласует работу внутренних органов и регулирует обмен веществ.

IV. Поддерживает тонус скелетных мышц.

V. Координирует работу скелетных мышц.

VI. Содержит центры сердечно-сосудистых и дыхательных рефлексов.

VII. Регулирует деятельность сердца и других внутренних органов.

VIII. Отдел образования условных рефлексов.

IX. Оказывает противоположное влияние на непроизвольную деятельность органов.

X. Если поврежден, наступает мгновенная смерть.

8. К чему приводит нарушение мозгового кровообращения? Какие причины могут вызвать нарушения мозгового кровообращения?

9. Почему укусы змей и насекомых могут нарушить работу нервной ткани?

Задание 1.

Выберите правильный ответ.

1. Каково значение нервной системы?

А. Обеспечивает связь с внешней средой.

Б. Защищает организм от повреждений.

В. Регулирует работу органов.

Г. Обеспечивает организм питательными веществами, кислородом.

Д. Согласует работу органов.

Е. Является опорой тела.

Задание 2.

Из следующих утверждений выберите правильные.

1. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга.

2. В продолговатом мозге находятся центры, отвечающие за чувство жажды, голода, насыщения.

3. Мозжечок участвует в координации движений, поддержании позы и равновесия тела.

4. Средний мозг — высший отдел центральной нервной системы.

5. Промежуточный мозг является одним из отделов переднего мозга.

б. Большие полушария переднего мозга покрыты серым веществом — корой больших полушарий.

Задание 3

Выберите правильный ответ.

1.Если теннисист — правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают:

А. В теменную долю, в правое полушарие Б. В лобную долю, в левое полушарие

В. В лобную долю, в правое полушарие

2. При заболевании бронхиальной астмой наблюдается затруднение дыхания. Какой отдел головного мозга отвечает за регуляцию дыхания?

А. Средний мозг Б. Продолговатый мозг В. Промежуточный мозг Г. Мозжечок

3. У кого из животных мозжечок достигает наибольшего эволюционного развития?

А. У шимпанзе Б. У слона В. У голубя Г. У собаки

Задание 4.

Найдите соответствие между органом и его функцией.

1. Отдел центральной нервной системы

2. Двигательный путь

4. Рабочий орган

5. Чувствительный путь

I. Пища во рту, вызывающая слюну.

II. Активное состояние нейронов.

III. Свойство нейронов.

IV. Начальная часть рефлекторной дуги.

V. . Проводит импульс в мозг.

VI. Центр рефлекторной дуги.

VI. Проводит импульс от центра к рабочему органу.

VII. Слюнная железа.

IX. Ответная реакция слюнной железы на вид лимона.

X. Процесс, противоположный возбуждению.

XI. Передается по рефлекторной дуге.

XII. Выделение слюны при разжевывании пищи.

XIII. Прикусил случайно язык — прекратилось выделение слюны.

XIV. Пять частей рефлекторной дуги (перечислить последовательно).

Ответы: II

1 — Б; 2 — В; 3 — Б; 4 — А; 5 — Д; 6 — А — нарушение двигательных нейронов, Б — нарушение двигательных и чувствительных нейронов; 7 — 1 — I, 2 — II, 3 — V, 4 - IV, 5 — III, V, 6 — VI, VII, IX, 7 — IV, 8 — III, IX, 9 — VI, 10 — IX;

Задание 1. А, В, Д.

Задание 2. 1, 3, 6.

Задание 3. 1 — Б; 2 — Б; 3 — А.

Задание 4. 1 — VI, 2 — VII, 3 — IV, 4 — VIII, 5 — V, 6—I, IX, XII, 7 — X, XIII, V, 8 — II, XI, 9 —III: XIV рецептор, чувствительный путь, отдел центральной нервной системы, двигательный путь, рабочий орган


Список вопросов теста

Как называются клетки нервной системы человека?

  • отростки
  • нейроны
  • нейриты
  • медиаторы
  • путь передачи нервного импульса от рецептора к органу-исполнителю
  • передача возбуждения от чувствительного нейрона к двигательному
  • передача возбуждения рабочему органу
  • ответная реакция организма на раздражение

Вегетативная нервная система регулирует:

  • движения скелетных мышц
  • тонус органов кровообращения
  • перистальтические движения кишечника
  • сокращение мышц желудка

Назовите функции нервной системы:

  • согласует работу всех органов организма человека
  • обеспечивает транспорт веществ
  • обеспечивает связь организма с внешней средой
  • участвует в поддержании гомеостаза

Рефлекторная дуга соматического рефлекса состоит из . нейронов

Перечислите элементы периферической нервной системы

  • нервы
  • аксоны
  • нервные узлы
  • нервные окончания

К функциям рецепторов относятся:

  • восприятие и обработка информации от чувствительного нейрона
  • передача возбуждения от ЦНС рабочему органу
  • генерирование нервного импульса
  • передача информации от вставочного нейрона
  • восприятие раздражения

Функционально нервная система подразделяется на:

  • соматическую и вегетативную (автономную)
  • симпатическую и центральную
  • периферическую и симпатическую
  • симпатическую и соматическую

Соотнесите типы нервов и их функции

  • чувствительные
  • смешанные
  • двигательные
  • совокупность тел нейронов
  • пучки нервных волокон за пределами ЦНС
  • аксон одной нервной клетки (нейрона)
  • проводящие пути головного мозга

Получите комплекты видеоуроков









Комментарии 0

Как работать с тестами?


Задание №1. Дополните данные предложения.

1. Нервная система подразделяется на …
2. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят …
3. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется …
4. Скопление тел нейронов и их отростков образуют … вещество головного и спинного мозга, а скопление нервных волокон . вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы .
6. Определенный участок коры больших полушарий, осуществляющий анализ и синтез полученной информации .

7. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота), жевание, глотание.

8. Равновесие тела, координацию движений регулирует …

9. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует ….

10. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют …

Задание №2. Выберите правильный ответ.

1. По выполняемой функции периферическая нервная система подразделяется на:

а) соматическую и вегетативную; б) симпатическую и парасимпатическую; в) центральную и симпатическую г) периферическую и соматическую.

2. Рецепторы: а) несут возбуждение к ЦНС;

б) воспринимают раздражения; в) передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны; г) передают возбуждение с чувствительных на вставочные.

3. Периферическая нервная система образована:

а) спинной и головной мозг; б) нервы; в) головной мозг и нервы; г) нервы, нервные узлы и нервные окончания .

4.Возбуждение от ЦНС к рабочему органу передается по: а) рецептору; б) чувствительным нейронам; в) двигательным; г) вставочным.

5.Головной мозг, спинной мозг, синапс – это система органов:

а) нервная; б) кровеносная; в) пищеварительная; г) эндокринная;

6. Нервная система выполняет следующую функцию:

а) транспорт питательных веществ; б) гуморальная регуляция; в) связь организма с внешней средой; г) удаление вредных продуктов.

7. Безусловный рефлекс: а) приобретается в процессе жизни;

б) вырабатывается на определенные сигналы; в) передается по наследству; г) подкрепляется условными раздражителями.

8. Рецепторы, воспринимающие тепловые раздражители: а) болевые рецепторы; б) механорецепторы; в) терморецепторы; г) хеморецепторы.

9. Дыхательный центр расположен:

а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.

10. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга?

а) 20; б) 10; в) 12; г) 15.

11. Где находится зрительная зона?

а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; г) височная.

12. Нервная регуляция осуществляется с помощью:

а) нервных импульсов; б) витаминов; в) гормонов; г) ферментов.

13. Нерв – это: а) пучки нервных волокон, лежащие за пределами ЦНС; б) аксон одного нейрона; в) скопления тел нейронов; г) проводящие пути спинного мозга.

14. При повреждении задних корешков спинномозговых нервов нога:

а) двигается, но не чувствует боли; б) чувствует, но не двигается; в) немеет; г) устает.

15. Гипоталамус представляет собой:

а) железу внутренней секреции; б) железу внешней секреции;

в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.

Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.

Особенности строения и функции:

1) является продолжением спинного мозга.

2) состоит из парных полушариев и соединяющей их непарной части. 3) Обеспечивает координацию движений.

4) регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.

5) обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.

Отделы мозга: а) мозжечок; б) продолговатый мозг.

Задание №4. Вставьте пропущенные слова.

Спинной мозг состоит из …вещества, находящегося по …, и …вещества, расположенного в центре в виде ….. В …. рогах серого вещества спинного мозга расположены исполнительные…, а в…… рогах - …. Спинной мозг выполняет …. и…. функции.

Задание №1. Дополните данные предложения.

1. Электрическая волна, распространяющаяся по нервному волокну .
2. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются …
3. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам .
4. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют …
5. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет …, делящие его на правую и левую половины.
6. В центре спинного мозга проходит …, заполненный спинномозговой жидкостью.
7. От каждого сегмента спинного мозга, отходит пара спинномозговых нервов, начинающихся двумя корешками .
8. Основные функции спинного мозга . .
9. Головной мозг делят на три отдела .
10. Сверху большие полушария головного мозга покрывает серое вещество, называемое .

Задание №2. Выберите правильный ответ.

1) Рефлексом называют реакцию организма в ответ на раздражение:

а) вставочных нейронов, б) двигательных, в) рецепторов, г) непосредственно мышц.

2) Нервная клетка в организме человека осуществляет функцию: а) защитную, б) двигательную, в) транспорта веществ, г) проведения возбуждения.

3) Свойства нервной ткани:

а) возбудимость и сократимость, б) возбудимость и проводимость, в) сократимость, г) возбудимость

4) нервная система состоит из клеток: а) аксонов, б) нейронов, в) дендритов, г) медиаторов.

5) При поражении передних корешков спинного мозга нога:

а) чувствует, но не двигается, б) немеет, в) чувствует и двигается. г) двигается, но не чувствует.

6) Автономная (вегетативная) нервная система регулирует работу: а) скелетных мышц; б) внутренних органов; в) скелетных мышц и внутренних органов.

7) Слуховая зона расположена в:

а) зрительной доле, б) височной, в) затылочной, г) теменной.

8) Ствол мозга – это:

а) часть спинного мозга; б) отдел головного мозга; в) отделы головного мозга.

9). Таламус представляет собой:

а) железу внутренней секреции, б) железу внешней секреции;

в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.

10) Пищеварительный центр расположен: а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.

11) Нервные узлы – это: а) тела нервных клеток, лежащие за пределами ЦНС, б) аксон одного нейрона, в) скопления тел нейронов, г) проводящие пути спинного мозга.

12) Центральная нервная система образована:

а) спинной и головной мозг; б) нервы; в) головной мозг и нервы; г) нервы, нервные узлы и нервные окончания.

13) Возбуждение от рецепторов к ЦНС передается по: а) телу нервной клетки, б) чувствительным нейронам; в) двигательным;

14 . Сколько пар спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?

а) 31; б) 10; в) 12; г) 15.

15. Где находится кожно- мышечная зона?

а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; 4) височная.

Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.

Особенности строения и функции: 1) Является продолжением спинного мозга. 2) Постоянно посылает импульсы к скелетным мышцам. 3) Обеспечивает выработку ориентировочных рефлексов.

4) Регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.

5) Обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.

Отделы мозга: А) средний мозг Б) продолговатый мозг

Задание №4. Вставьте пропущенные слова.

Мост является продолжением …мозга. Через него идут нервные …, связывающие … и… мозг с продолговатым и… мозгом. От моста отходят …. нервы.

Нервная система контролирует, регулирует и координирует деятельность и согласованную работу всех органов и систем органов, обеспечивает связь организма с внешней средой, служит для поддержания гомеостаза - постоянства внутренней среды организма.

Напомню, что важнейшими свойствами нервной ткани является возбудимость и проводимость. Структурно-функциональная единица нервной системы - нейрон - отростчатая клетка, имеющая дендрит - отросток, по которому нервный импульс перемещается к телу нейрона, и аксон, по которому нервный импульс перемещается от тела нейрона.

Места на аксоне, в которых прерывается миелиновая оболочка, называются перехватами Ранвье.


Заметим, что регуляция функций с помощью нервных структур эволюционно моложе, чем гуморальная регуляция: вспомните инфузорию-туфельку, у которой отсутствуют нервные структуры, а регуляция осуществляется гуморальными механизмами.

Соединяясь друг с другом отростками, нейроны образуют сложноустроенную нервную систему. Для ее успешного изучения мы воспользуемся классификациями: анатомической и функциональной.

Анатомически нервная система подразделяется на центральную и периферическую:

    Центральная

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Скопление тел нейронов в пределах ЦНС называется ядром.

Периферическая нервная система (ПНС) состоит из нервных структур, лежащих за пределами головного и спинного мозга. К ним относятся нервы и нервные ганглии (греч. ganglion — узел). Скопление нервных клеток вне ЦНС как раз и называется нервным узлом.

Помните, что спинномозговые и черепные нервы (несмотря на их близость к спинному и головному мозгу :) также относятся к периферическому отделу нервной системы.


Функционально нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную), которая в свою очередь также подразделяется на симпатическую и парасимпатическую системы.

    Соматическая (от греч. soma — тело)

Иннервирует мышцы туловища, конечностей, головы и некоторых внутренних органов (гортань, язык, глотка). С помощью нее человек осуществляет произвольный контроль собственного организма, она позволяет нам перемещаться в пространстве, выражать эмоции, говорить.

Вегетативная (автономная - греч. autos — сам + nomos — закон)

Вегетативная часть нервной системы регулирует функции нашего организма, которыми произвольно управлять мы не можем. К ним относится кровообращение, дыхание, пищеварение и др. В вегетативной системе выделяют симпатический и парасимпатический отделы, которые требуют нашего внимательного изучения.


Ядра симпатического отдела располагаются в боковых рогах спинного мозга на уровне грудного и поясничного отделов позвоночника. Симпатический отдел (запомните мнемонически по первой букве - "с" - стресс) активируется в условиях стресса (вообразите волнение на экзамене, бег).

Симпатический отдел усиливает сокращения сердца и учащает их ритм, сужает кровеносные сосуды, в результате чего артериальное давление повышается, тормозит секрецию желез пищеварительного тракта ("во рту пересохло"), снижает перистальтику кишечника и расширяет зрачки.


Ядра парасимпатического отдела расположены в продолговатом и среднем мозге, а также в крестцовом отделе спинного мозга. Парасимпатический отдел (запомните мнемонически по первой букве - "п" - покой) - активируется в покое (вообразите, что вы сдали экзамен и расслабляетесь)).

Парасимпатический отдел ослабляет сокращения сердца и уряжает их ритм, кровеносные сосуды расширяются, при этом уровень артериального давления понижается, активируется секреция желез ЖКТ и перистальтика кишечника.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.