Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности


УМК Пасечник В. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
vklad_otechestvennyh_uchenyh_v_razrabotku_ucheniya_o_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.docx 21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомиться со вкладом российских ученых в изучении высшей нервной деятельности.

1) Раскрыть роль Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;

2) Разъяснить сферы приложения наук о высшей нервной деятельности и психологии;

3) Повторить знания о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах;

4) Разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения;

5) Познакомиться с понятием доминанты.

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности.

Тип урока – комбинированный.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного для вас. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни. Давайте для начала отметим отсутствующих.

Изучение нового материала

Ребята, давайте вспомним ранее изученное. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: какая из систем органов контролирует и регулирует работу наших организмов?

Работу наших организмов контролирует и регулирует нервная система.

Правильно. А какие еще функции выполняет нервная система?

Нервная система так же обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды организма, или его гомеостаз, и участвует в формировании поведения человека в социальной и природной среде.

И сразу же давайте запишем определение, что же такое высшая нервная деятельность.

Высшая нервная деятельность – это те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. Как вы думаете, что может относиться к высшей нервной деятельности человека?

Мышление, речь, сон.

Кто же изучал высшую нервную деятельность? Первыми ее начали изучать наши соотечественники – Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов.

Главной заслугой Сеченова является то, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Открытие центрального торможения принесло Сеченову всемирную известность и призвание. Так же он доказал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижестоящих отделов. Это доказывало многоуровневую организацию работы мозга. как вы считаете, что Сеченов хотел этим сказать?

Наверное, что чем выше отдел мозга – тем сложнее выполняемые им функции.

Верно. А какие отделы головного мозга называются высшими?

Это большие полушария мозга.

Павлов продолжил исследования Сеченова и установил, что рефлексы могут быть разделены на 2 большие группы: условные и безусловные. Что такое рефлексы? И какие рефлексы являются условными, а какие – безусловными?

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.

Перед кормлением собаки включали либо лампочку, либо звонок, и у собаки начиналось слюноотделение и отделение желудочного сока тогда, когда она еще не видела пищу. Получается, что когда еду подавали – организм собаки был уже готов к перевариванию пищи.

Молодец. Звонок или лампочка воздействовали на слуховой или зрительный анализаторы животного, по рефлекторной цепи сигнал передавался в пищевой центр головного мозга собаки, поэтому и возникал слюноотделительный рефлекс. Если собаку кормить таким образом постоянно, то у нее выработается условный рефлекс на воздействие звонка или лампочки. Но если после этого воздействия пищу не подавать – рефлекс понемногу начнет угасать. Если условный рефлекс долго не подкреплять – начнется его торможение.

Сеченов открыл центральное торможение, Павлов же выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он доказал, что торможение может быть врожденное и приобретенное в течение жизни (условное).

Поведение любого организма определяется его жизненными потребностями. Например, потребность в пище. когда мы голодны – мы больше ни о чем не способны думать, кроме как о еде. Но когда мы поели – мы о ней не вспоминаем, пока снова не проголодаемся. При усилении потребности в мозге возникает очаг возбуждения, направленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог, Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господствующего возбуждения доминантой. Доминанту отличают рядом особенностей: этот очаг способен временно затормозить все остальные очаги возбуждений, и когда доминанта активна – достаточно любого раздражителя извне. Какие можно привести примеры?

Когда мы голодны – даже картинка еды может привести к началу слюноотделения.

Совершенно верно. А какие еще примеры проявления доминантного очага возбуждения вы знаете?

Когда мы чем-то сильно заняты, то можем не услышать, что к нам кто-то обращается, или что происходит вокруг.

С проявлением доминанты также может быть связаны иллюзии установки. Давайте сейчас откроем учебник на странице 271 и посмотрим на рисунок 115. Что на нем изображено?

Вот и сработала наша с вами доминанта. А сейчас внимательно присмотритесь, что же всё-таки изображено на рисунке.

Правильно. Все увидели? Вот так вот доминанта воздействует на наш мозг. Мы посмотрели на рисунок и наш мозг сразу же воспроизвел то, что нам более знакомо, не вдаваясь в детали.

Давайте рассмотрим еще один пример проявления доминанты. Откроем учебник на странице 270 и внимательно посмотрим на рисунок под цифрой 2. Этот рисунок можно воспринимать по-разному: либо как 2 профиля лиц, смотрящих друг на друга в черном варианте изображения, либо как белую вазу. Найдите оба изображения. Удалось?

Мы попеременно видим то лица, то вазу.

Совершенно верно, так как доминанта одного восприятия затормаживает другую и наоборот. А теперь рассмотрим рисунок под номером 3. Что мы видим на нем?

Мы видим то кролика, то утку.

Открываем дневники и записываем задание на дом. Параграф 53, разобрать рисунок 113 и уметь рассказывать с его помощью о возникновении и затормаживании условных рефлексов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по теме ВНД человека.

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э.

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, .

Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов.
















Описание презентации по отдельным слайдам:

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Иван Петрович Павлов (1849—1936) Иван Михайлович Сеченов (1829—1905)

И. М. Сеченов доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов (многоуровневая организация работы мозга). Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.

И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Условные рефлексы связаны с работой коры полушарий большого мозга Возникают с жизненно важными раздражениями (пища, боль, опасность) и становятся их сигналами. Рефлексы врожденные (безусловные) (условные) приобретенные

Выработка условного рефлекса

Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна.

Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет.

Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки.

Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет - произойдет угасание условного рефлекса.

Торможение условного рефлекса Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Закон взаимной индукции Закон взаимной индукции заключается в том, что нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках противоположный процесс. Двойственные изображения

Доминанта – временное господство возбуждения Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 —1942)

Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.

С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями.

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Воробьева Наталья НиколаевнаНаписать 7088 05.03.2017

Номер материала: ДБ-244950

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    05.03.2017 334
    05.03.2017 2457
    05.03.2017 2484
    05.03.2017 885
    05.03.2017 343
    05.03.2017 890
    05.03.2017 7765

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности Автор Медведева С.И. учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 3 г.Ельни Смоленской области

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Иван Михайлович Сеченов (1829— 1905) Иван Петрович Павлов (1849—1936).

Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.

И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Рефлексы врожденные (безусловные) приобретенные (условные) Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами.

Выработка условного рефлекса Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет. 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа.

Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга,4 – Слюнная железа.

Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга,3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа.

Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга,3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа.

Торможение условного рефлекса Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет - произойдет угасание условного рефлекса. Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Разные формы торможения И. М. Сеченов открыл центральное торможение. И. П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врожденное и торможение условное, приобретаемое в процессе жизни. К врожденному торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. С помощью внешнего торможения автоматически прерывается действие, которое совершалось раньше, и дается простор для функционирования новых рефлексов или других видов деятельности. К приобретенному торможению относится внутреннее торможение, наступающее при неподкреплении условного рефлекса, например при его угасании.

Доминанта Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог А.А.Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942)

Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями. С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть.

Цель: Дать понятие о высшей нервной деятельности и раскрыть роль И.М Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о ВНД.

Образовательные – показать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; познакомить с методикой выработки условных рефлексов; научить разбираться в схеме условного рефлекса; сформировать понятие о торможении рефлексов

Развивающие – развитие умения работать с информацией; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей)

Воспитательная – показать большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, создание и развитие учения о ВНД; убеждать учащихся в необходимости и возможности каждому на основе условных рефлексов сознательно вырабатывать у себя полезные привычки

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: Рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с учебной литературой (индивидуальная работа)

Оборудование: Таблицы, изображающие безусловные и условные слюноотделительные рефлексы, безусловное и условное торможение; портреты И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского; презентация по теме.

3.Актуализация знаний и определение проблемы.

4.Изучение нового материала:

- понятие о высшей нервной деятельности

- методика выработки условного рефлекса

- торможение условного рефлекса. Виды торможения

- принцип доминанты А. А. Ухтомского

5.Закрепление изученного материала.

6. Задание на дом.

Организационный момент

(Слайд1)Здравствуйте ребята. Зовут меня Редреева Вера Павловна, приехала я с Белокатайского района, сегодня я проведу у вас урок биологии.

Уселись все поудобней, спинки выпрямили, приготовились к уроку, улыбнулись весеннему солнышку. Ну что, вы готовы!

Повторение пройденного материала

1.Что такое органы чувств и для чего они нужны человеку?

(начальное звено анализатора, для восприятия окружающего мира)

3.Что такое анализатор и из каких звеньев он состоит? (система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центров)Составить из карточек ( работа в парах)

Актуализация знаний и определение проблемы

(Слайд 2)Как вы думаете, почему в эволюции животного мира человек стоит на самой верхней ступени?(у него хорошо развит мозг, имеется речь, мышление, разум, то есть у него есть сознание, владеет речью, способен к трудовой деятельности, имеет познавательные процессы.

Одним словом человек обладает высшей нервной деятельностью.

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока отгадав этот ребус.

На столах у вас листы самооценки, заполните первый пустой столбик. Чтобы понять, что обозначают эти термины, предлагаю вам провести небольшое исследование. Я попрошу вас в ходе урока самостоятельно записывать определения этих терминов.

Изучение нового материала

(Слайд 4)Высшая нервная деятельность человека представляет собой совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека, обеспечивающих его приспособление к изменяющимся условиям существования. (Картинка головного мозга) Материальной основой ВНД является головной мозг, который получая информацию от органов чувств – обеспечивает взаимодействие организма человека с окружающей средой и поддерживает постоянство его внутренней среды.

(Слайд 5) Изучение ВНД в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова.

Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, возникла в глубокой древности, но каким образом это происходит, оставалось загадкой. Появились работы зарубежных ученых, но более высокий уровень развития учения о рефлекторном принципе деятельности организм разработал русский физиолог Иван Михайлович Сеченов.

В ней он доказал, что рефлекс - это универсальная форма взаимодействия организма со средой т.е. рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные-сознательные движения.

Он впервые описал тормозные процессы, о которых мы поговорим позже.

Ученый обратил внимание на врожденные и приобретенные рефлексы.

(Слайд 7)Экспериментальное доказательство правильности идей И.М.Сеченова было получено другим ученым Иваном Петровичем Павловым. Все рефлексы он разделил на безусловные и условные.

(Слайд8)Задание Из перечня предложенных выберите примеры безусловных рефлексов( чихание, слюноотделение, отдергивание руки при болевом раздражении, питьевой, половой, забота о ребенке, ориентировочный)условных рефлексов (выключатель в комнате, определенное спальное место в комнате, режим питания, реакция на яркий свет, наркотическая зависимость)

Условные рефлексы устойчивы или они могут затухать?

Приведите примеры, доказывающие, что условный рефлекс может угаснуть (режим дня, режим питания, трудовые навыки, работа на компьютере)

(Слайд9-12) Рассмотрим пример выработки условного рефлекса на примере опыта Павлова. Опыт с собакой(Рассмотреть рисунок 113) Под действием условного раздражителя света образуется очаг возбуждения. Под действием безусловного раздражителя(пищевого) образуется второй очаг. Между очагами возникает временная связь(замыкание), она может быть долгой или короткой. Сигнал передается до тех пор пока будут раздражители, но если удалить один из них, то процесс начнет угасать и возникнет торможение. И может возникнуть тормозная временная связь на отсутствие пищи при загорании лампочки.

(Слайд 13)Вернемся к опытам И.М.Сеченова. С помощью метода условных рефлексов он открывает закон взаимной индукции (торможение). Смысл его: очаг возбуждения наводит торможение на соседние с ним участки.

Сторожевая собака с условным пищевым рефлексом видит появление чужого человека. Наблюдается торможение пищевого рефлекса и возникает новый рефлекс (оборонительный).

(Слайд 14) С этим законом связана смена образов при восприятии двойственных изображений. (Рис.114.)

(Слайд 15)Известны разные виды торможения: Опыт с лягушкой(у лягушки с разрушенными большими полушариями при нанесении раствора кислоты на заднюю ногу, последняя сгибается, в ответ на болевой синдром. Но если предварительно приложить к поверхности среднего мозга кристаллик соли, промежуток времени до ответной реакции затормаживается) значит в ЦНС возможно развитие центрального торможения.

Мозг- область непрерывной смены возбуждения и торможения. И.П.Павлов выяснил как они взаимодействуют друг с другом и показал, что бывает торможение врожденное и условное. К врожденному торможению относится внешнее(очаг торможения вне функционирующей рефлекторной дуги), к приобретенному - внутреннее( в нейронах рефлекторной дуги)

Ребята представьте такую ситуацию: Вы сидите за компьютером и смотрите захватывающий фильм или играете. А мама вам сказала сходить в магазин, пришла из школы сестра, на улице уже стемнело. А вы ни чего не заметили, почему? У вас был доминантный очаг возбуждения, который затормозил все конкурирующие очаги. Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.

Вы сможете привести еще примеры доминанты.(Пищевое раздражение) Рисунок головного мозга. Что вы видете?

Закрепление: Наше исследование подошло к концу, вернемся к нашим терминам(читают по очереди, что записали)

Рефлексия: Вернемся к нашим листам самооценки, заполним последний столбик, изменились ли ваши знаки. Сегодня на уроке отвечали…,оценки.

Задание на дом: параграф 53, задания на стр.273

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.