Влияние факторов окружающей среды на нервную систему

Неблагоприятное влияние каких-либо факторов на мозг в период его развитие представляет собой сложную производную от степени тяжести повреждения, его длительности, специфического биологического влияния вредоносного агента и определенной стадии развития, во время которого это воздействие оказывается. Особенно важно знать причины, вызвавшие аномалии, связанные с воздействиями окружающей среды, поскольку их можно устранить.

Токсины, присутствующие в организме матери, могут быть причиной, вызывающей повреждение развивающегося мозга и нервов. Алкогольный синдром плода. существенная причина задержек психического развития, обусловлен воздействием на плод избыточных количеств алкоголя, потребляемых матерью. Кроме того, на формирование мозга у плода может повлиять применение матерью медикаментозных средств, в особенности антиконвульсантов. Грубые аномалии у плода дает триметадион. Установлено, что вальпроевая кислота может привести к образованию spinabfidа. Прием матерью фенитоина в первые месяцы беременности вызывает незначительное. но четко распознаваемое влияние на формирование мозга и соматическое развитие. Изотретиноин, препарат, применяемый при акне, вызывает врожденные пороки мозга. Установлено, что дефекты развития мозга у плодов в Минимата Бей, Япония, обусловливались воздействием органического ртутного токсина. Возникновение микроцефалии и умственную отсталость могут обусловливать радиация я радиомиметические факторы, воздействующие на женщину в I триместре беременности.

Повреждения развивающегося мозга у плода могут повлечь за собой также заболевания матери во время беременности. Это внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и простой герпес), диабет, длительная гипертермия, приводящие к возникновению аномалий развития ЦНС и микроцефалии; выраженная недостаточность йода, обусловливающая эндемический кретинизм; гипоксия, шок, отравление угарным газом матери вызывают гипоксически-ишемическую травму мозга плода. Длительная и выраженная неполноценность питания плода, обусловленная как плацентарной недостаточностью, так и белково-энергетическим дефицитом питания матери, может тормозить развитие мозга, соматический рост, а в дальнейшем вызвать отставание психического развития ребенка. Изоиммунизация фетальными Rh- или АВ0-факторами крови могут стать причиной эритробластоза плода, гипербилирубинемии и билирубиновой энцефалопатии.

Важными причинами травматизации развивающейся нервной системы служат патология утероплацентарного аппарата и родов. Результатом их часто бывают гипоксически-ишемические повреждения мозга, как пре-, так и перинатального характера, в том числе нарушения развития мозга, ишемический некроз, инфаркт мозга и порэнцефалия. Данным повреждениям сопутствует наличие герминативного матрикса и внутрижелудочковых кровоизлияний у недоношенных младенцев с респираторным дистресс-синдромом и функциональной нестабильностью сердечно-сосудистой системы. Эти повреждения, в зависимости от их тяжести, приводят к чувствительным психическим и двигательным расстройствам.

Геномные дефекты, как точечные мутации, так и хромосомные аномалии, могут обусловливать глубокие нарушения развития ЦНС. Для знакомства со специфическими нозологическими формами, часто являющимися редкими и даже ограниченными одной семьей, читателю следует обратиться к руководству по генетике человека. Хромосомные аномалии почти неизбежно вызывают дефекты развития мозга и его функций; к их числу относятся некоторые наиболее распространенные формы умственной отсталости. Среди них синдром Дауна (обусловленный трисомией или транслокацией хромосомы 21); синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы, манифестирующий соматическими признаками (большие уши, увеличение яичек), отставанием в психическом развитии и дефектами речи (сочетается с ломкостью локуса Х-хромосомы, обнаруживаемым при культивировании клеток в среде с недостатком фолата); синдром Прадера —Вилли, характеризующийся гипотонией в раннем детском возрасте, патологическим ожирением и умеренной задержкой психомоторного развития (связан с делецией хромосомы 15); аномалии половых хромосом (ХО, XXY, XYY,XXX и др.), сопровождающиеся легкими или умеренными соматическими и психическими отклонениями. Наследственные болезни, поражающие нервную систему, рассматриваются ниже, в том числе в разделах по нейрокожным синдромом и задержкам психического развития, а также в главах, посвященных метаболическим наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы (гл.349 и 350).

Аномалии развития нервной системы служат подтверждением сложных взаимодействий генетических факторов и влияния внешней среды. У женщин с фенилкетонурией рождаются дети с микроцефалией и глубоким отставанием психомоторного развития, обусловленных не наследственной передачей, а высоким содержанием в крови матери фенилаланина, который токсичен для мозга растущего плода. Другой пример — это дети матерей, больных миотонической дистрофией, которые могут страдать от поражений двоякого рода. Во-первых, дети могут унаследовать аутосомно-доминантное генетическое заболевание, вызывающее повреждение как мозга, так и мышц, и, во-вторых, перенести перинатальную асфиксию из-за дистонии матки, приводящей к нарушениям нормального течения родов, из-за наличия у матери мышечной дистрофии.

Типичным примером состояния, детерминированного взаимодействием генетических и внешних факторов, является spinabifida. Подтверждением роли наследственной предрасположенности служат ее высокая частота в определенных этнических популяциях (особенно в Соединенном Королевстве, где ее частота составляет около 1 на 500 новорожденных) и риск появления новых случаев в семье, составляющий около 5%; эти показатели во много раз превышают среднепопуляционные. Роль внешних факторов снизилась за последние 40 лет почти на 50% как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах. Данные последних лет свидетельствуют и о значении литания. Исследования показали, что у потомства матерей, дополнительно получавших во время беременности витамины, особенно фолиевую кислоту, появление новых случаев spinabifidaпонизилось.

Дефекты развития нервной системы, главным образом семейного и наследственного. а также и приобретенного характера, наблюдаются и при менее значительных нарушениях развития у детей, отражающихся прежде всего на их интеллекте, речи. поведении и эмоциональной сфере. К числу этих состояний относятся дизлексия, недостаточная концентрация внимания, гиперактивность, аутизм и аффективные расстройства (большая депрессия и маниакальная депрессия).

Поражения нервной системы у взрослых, возникающие в раннем периоде жизни, могут быть классифицированы по следующим группам:

1)врожденные пороки развития черепа, позвоночника и других структур (включая карликовость);

2)наследственные болезни, начинающиеся в детском возрасте и прослеживающиеся в течение всей жизни, некоторые из них имеют прогрессирующее течение;

3)болезни, приводящие к задержке двигательного, речевого и психического развития;

Формирование функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, обусловлено в значительно большей степени условиями среды и воспитания. Специальные исследования показывают, что темпы становления зрительного, слухового восприятия, эмоциональных реакций, не говоря уже о речи, существенно зависят от социальной среды. Дети раннего возраста, находящиеся в условиях дефицита зрительно-слуховых раздражений, испытывающие недостаток в контактах со взрослыми, отстают в нервно-психическом развитии. Они отличаются эмоциональной вялостью, пассивностью, снижением познавательной активности.


Условия среды, понимаемые в широком смысле, могут оказывать существенное влияние не только на формирование высших корковых функций. Развитие ряда функциональных систем, четко детерминированных генетически, зависит от условий эмбрионального периода и влияния среды в первые месяцы жизни.

Влияние на нервную систему плода физических и химических агентов, особенно промышленных продуктов и лекарственных препаратов, изучено недостаточно. Это обусловлено рядом трудностей. Эксперименты на людях, естественно, невозможны. Перенесенные же на человека данные, полученные на лабораторных животных, не всегда приемлемы, поскольку обнаружена видовая специфичность в реагировании на те или иные вещества. Более того отмечаются внутривидовые индивидуальные колебания в восприимчивости к воздействию тех или иных факторов. Эта индивидуальная особенность организма обусловлена генетически и зависит от нормы реакции. Вредоносный агент вызывает патологические изменения лишь в определенном числе случаев.

Достижения фармакогенетики открывают перспективы в изучении причин индивидуальной вариабельности в реагировании на те или иные химические вещества, лекарственные препараты. Обнаружено, что генетически обусловленные изменения обмена приводят к неадекватным реакциям на введение определенных медикаментозных средств.

Повреждающее действие физико-химических агентов на мозг плода зависит не только от токсических свойств агента и генетически предопределенных особенностей плода и матери, но и от периода эмбрионального развития. В различные фазы эмбриогенеза нервная система плода может по-разному реагировать на одни и те же вредоносные воздействия. Считается, что наиболее ответственным критическим периодом является 5-я неделя внутриутробного развития. Можно предположить, что наряду с глобальными критическими периодами развития плода в целом, существуют критические фазы развития для отдельных функциональных систем. Однако убедительных объяснений того, почему, например, при воздействии одинаковых вредоносных факторов в одном случае у ребенка обнаруживается врожденная атрофия зрительных нервов, а в другом — гиперкинетическая форма детского церебрального паралича, а в третьем — атонически-астатическая, до сих пор не найдено. Вопрос о критических периодах в формировании отдельных функциональных систем мозга подлежит дальнейшей разработке.

Повреждающее воздействие различных средовых факторов на нервную систему плода не всегда проявляется к моменту рождения. В клинической практике нередко встречаются случаи, когда признаки отставания в нервно-психическом развитии обнаруживаются спустя несколько месяцев после рождения. Подобные явления можно объяснить тем, что признаки неполноценности той или иной функциональной системы выявляются лишь в определенном возрастном периоде, когда возникает необходимость в активном осуществлении данной функции.

Основными клетками нервной системы являются нервные клетки - нейроны. Все нервные клетки, с которыми человеку предстоит прожить всю жизнь, образуются за 4-5 мес внутриутробного развития. В дальнейшем они немного увеличиваются в размерах и приобретают специфические функции. Если клетки других органов постоянно обновляются и заменяются новыми, то число нервных клеток с возрастом уменьшается. В молодом и зрелом возрасте эти потери незаметны, в пожилом и старческом - замедляются реакции организма, ухудшается способность различать раздражители окружающей среды, ослабляется память. На развитие нервной системы плода влияет здоровье беременной женщины и действие на ее организм факторов среды. Будущая мать должна избегать инфекционных заболеваний, нарушающих развитие плода. Малоподвижный образ жизни женщины во время беременности тоже является фактором риска: плод позже начинает проявлять двигательную активность, что тормозит созревание нервной системы.

У курящих матерей развивающийся плод страдает от недостатка кислорода, замедляющего развитие мозга. Крайне пагубно воздействие алкоголя. Он нарушает процессы развития нервных клеток и нервной системы в целом. Мозг становится уплощенным, число извилин уменьшается. У новорожденных нарушаются рефлексы и психические функции, они отстают в росте. Любые неблагоприятные воздействия на организм беременной женщины изменяют, состояние нервной системы матери и плода. В дальнейшем нервная система ребенка может стать менее устойчивой.

В подростковом возрасте даже небольшие дозы алкоголя отрицательно влияют на познавательные процессы. Ухудшается внимание, память и мышление. Наркотические вещества оказывают более сильное негативное воздействие на высшую нервную деятельность. Снижается реакция на факторы внешней среды. Возникают затруднения с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. Эмоции не соответствуют ситуации, что приводит к противоправному, конфликтному и агрессивному поведению. При больших концентрациях наркотиков в крови после начального возбуждения блокируется речемыслительная деятельность и многие функции организма вплоть до остановки дыхания.

В школьном возрасте необходимо правильно распределять учебную нагрузку. Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний ,при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы.

Умственно-эмоциональное напряжение может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление - это следствие напряженной и длительной работы.

Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе наблюдается врабатывание. Затем наступает этап оптимальной работоспособности. В дальнейшем умственная продуктивность снижается. В школе у большинства учащихся это происходит после третьего урока. На это этапе человек справляется с умственной нагрузкой волевыми усилиями. Далее утомление нарастает. У учащихся старших классов признаки утомления проявляются на последних уроках в конце недели.

Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. В организме становятся заметны глубокие изменения. Происходит нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита. Проявляются такие нервно-психические расстройства, как раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.

Развитие утомления можно замедлить, если входить в работу постепенно, соблюдая благоприятный ритм. Нужно планировать свою работу, а также чередовать труд и отдых. При умственной работе физические упражнения малой и средней интенсивности снимают нервно-психическое напряжение и способствуют появлению положительных эмоций. Упражнения высокой интенсивности нежелательны, так как ведут к перенапряжения.

Для поддержания высокой умственной работоспособности необходимо соблюдать такие гигиенические условия в помещениях, как регулярное проветривание, влажная уборка, освещенность, оптимальная температура.


Презентация к уроку экологии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
faktory_vliyayushchie_na_razvitie_i_funkcionirovanie_nervnoy.ppt 2.05 МБ

Подписи к слайдам:

Практическая работа №3 Развитие утомления (с. 95) Ход работы: 1. В течение 2 минут устно решайте пример и записывайте ответы в тетрадь (в начале урока – из первой карточки, в конце – из второй). 2. Подсчитайте процент правильно решенных примеров (количество правильно решенных примеров умножить на 10) 3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

Основные клетки нервной системы - нейроны С возрастом число нервных клеток уменьшается

Влияние вредных привычек на нервную систему: Курение - мозг страдает от недостатка кислорода Алкоголь – нарушает процессы развития нервной системы (отсталость) Наркотики – снижается реакция на факторы внешней среды.

В школьном возрасте нужно правильно распределять учебную нагрузку

Утомление – это следствие напряженной и длительной работы

Этапы работоспособности школьника: Врабатывание (1 урок) Оптимальная работоспособность (2-3 уроки) Снижение умственной продуктивности (4-5 уроки) Утомление (6 урок) Переутомление

Переутомление Нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления Потеря аппетита Раздражительность Капризность Беспричинные страхи Бессонница Состояние болезни

Закрепление От чего зависит развитие нервной системы плода? Какие факторы отрицательно влияют на развитие нервной системы в подростковом возрасте? Что такое утомление? Как оно развивается? Укажите причины возникновения переутомления и пути его предупреждения.

Домашнее задание Пересказ параграф 22

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации рассмотрены с использованием схем материал о факторах эволюционного процесса.

Значение, строение и функционирование нервной системы одна из самых сложных и объемных тем данного курса. В уроке представлен не только конспект, но и презентация, которая способствует лучшему восприя.

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло.

Разработка урока с использованием ЭОР.

Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной одаренности учащихся. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования. Клю.

Презентация к уроку "Факторы, влияющие на здоровье".

Тема урока: Факторы, влияющие на климат РоссииЦели и задачи урока:Воспитательные задачи: познакомить с основными факторами, влияющими на климат России:географическим положением, солнечной радиацией, ц.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баттакова Шарбану Баттаковна, Аманбеков У. А., Миянова Г. А., Фазылова М-д А.

Представлены результаты исследований по оценке состояния клинико-неврологического и психологического статусов населения, проживающего на экологически неблагоприятных территориях, на примере г. Тараз. Оценено состояние клинико-неврологического и психологического статусов для обоснования лечебно-профилактических мероприятий.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баттакова Шарбану Баттаковна, Аманбеков У. А., Миянова Г. А., Фазылова М-д А.

INFLUENCE OF FACTORS OF ENVIRONMENTON DEVELOPMENT DISEASES OF NERVOUS SYSTEM OF THE POPULATION

Results of researches on an assessment of a condition of the сliniсo-neurologic and psychological statuses of the population living in ecologically adverse territories, on the example of Taraz are presented. The condition of the kliniko-neurologic and psychological statuses for justification of treatment-and-prophylactic actions is estimated.

ное уменьшение доли лиц со II группой с 63,3 % (1992 г.) до 25,8 % (2011 г.). Частота выявления III группы, наоборот, возросла — с 21,5 до 46,2 % соответственно. Частота выявления I группы увеличилась практически в 2 раза (с 15,2 до 28 % соответственно) с тенденцией к дальнейшему росту.

Выводы. Таким образом, с 1992 по 2005 гг. уровень первичной инвалидности среди взрослого населения Амурской области постепенно возрастал, а с 2011 г. наблюдалось значительное снижение первичной инвалидности по зрению с 6,0 до 1,4 о/ооо. В структуре первичной инвалидности преобладает городское население. В структуре распределения по группам инвалидности отмечено значительное увеличение частоты выявления I группы. В Амурской области, по данным на конец 2011 г., на долю I группы в структуре первичной инвалидности пришлось 28 %, II группы — 25,8 % и III группы — 46,2 %, что сопоставимо с распределением в среднем по всей РФ [5].

производственных, жилых и общественных зданиях и образовательных учреждениях.

1. Величковский Б.Т. Реформы и здоровье населения //Экономика здравоохранения. — 2001. — № 45. — С. 28—31.

2. Вялков А.И. О задачах по «реализации-концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001—2005 годах и на период до 2010 года //Экономика здравоохранения. - 2001. - № 4/5. - С. 5—9.

3. Либман Е.С, Шахова Е.В. Слепота и инвалидность вследствие патологии органа зрения / Е.С. Либман, Е.В. Шахова //Вестник офтальмологии. — 2006. — № 3. — С. 35—37.

4. Лисицин, Ю.П., Улумбекова, Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011. - 544 с.

5. Максименко, Л.Л. Современные тенденции формирования заболеваемости взрослого населения / Проблемы социальной гигиены и история медицины. - М., 2002. -№ 6. - С. 3—5.

Выдров Антон Сергеевич, тел.: 8 (914) 550-14-55, e-mail: stilaris@gmail.com

Contact information: Vydrov Anton, phone: 8 (914) 550-14-55, е-mail: stilaris@gmail.com

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НАСЕЛЕНИЯ

Ш.Б. Баттакова, У.А. Аманбеков, Г.А. Миянова, М-Д.А. Фазылова

INFLUENCE OF FACTORS OF ENVIRONMENTON DEVELOPMENT DISEASES OF NERVOUS SYSTEM OF THE POPULATION

Sh. B. Battakova, U.A. Amanbekov, G.A. Miyanova, M.-D.A. Fazylova

Представлены результаты исследований по оценке состояния клинико-неврологического и психологического статусов населения, проживающего на экологически неблагоприятных территориях, на примере г. Тараз. Оценено состояние клинико-неврологического и психологического статусов для обоснования лечебно-профилактических мероприятий.

Ключевые слова: нервная система, многомерный анализ, антропогенный фактор.

Results of researches on an assessment of a condition of the сНтсо-пеиго1о^с and psychological statuses of the population living in ecologically adverse territories, on the example of Taraz are presented. The condition of the kliniko-neurologic and psychological statuses for justification of treatment-and-prophylactic actions is estimated.

Keywords: nervous system, the multivariate analysis, the anthropogenic factor.

Актуальность проблемы. Исследования, проведённые в регионах с различными экологическими характеристиками, позволили установить зависимость между антропогенной загрязнённостью окружающей среды и уровнем развития нервно-психических функций и показателями психического здоровья [3; 2]. Значительные изменения в когнитивной сфере происходят в связи с хроническим воздействием повышенных концентраций алюминия и фторидов в окружающей среде. При повышении радиоактивного фона отмечается истощение психических процессов,

снижение памяти, нарушения эмоционально-личностной сферы. В реальных ситуациях климато-экологические факторы никогда не действуют изолированно: специфические и неспецифические эффекты накладываются друг на друга, приводя к разнообразным последствиям [1].

В связи с этим становится весьма актуальным изучение количественной зависимости между степенью загрязнения атмосферного воздуха и заболеваемостью отдельными нозологическими формами, разработка математических формул, характеризующих зависимость заболеваемости от

уровня загрязнения окружающей среды, определение силы этой зависимости, оценка доли влияния отдельных примесей и комбинированного их действия на организм. Изучение количественной зависимости заболеваемости населения от загрязнения окружающей среды позволит установить, насколько сократились бы заболеваемость и смертность, если концентрации вредных веществ снизятся до предельно допустимого уровня, и тем самым оценить не только оздоровительный, но и экономический эффекты мероприятий по снижению экологической напряженности [4; 5].

Цель данной работы — установить с помощью методов многомерного анализа влияние антропогенных факторов на развитие заболеваний нервной системы для обоснования профилактических мероприятий.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 844 человека г. Тараз (240 мужчин и 604 женщины). Оценка состояния клинико-неврологического и психологического статусов проводилась с помощью скрин-нинговых исследований по разработанным картам, анкетирования по шкале депрессии научно-исследовательского института психоневрологии им. В.М. Бехтерева.

Принцип отбора лиц для участия в скриннинг-исследовании осуществлялся по следующим критериям: участвующие в исследовании мужчины и женщины должны быть в возрасте 18—59 лет, без хронических заболеваний, период проживания на данных территориях должен составлять не менее 10 лет, отсутствие среди участников работающих во вредных условиях. Критериями, послужившими причиной для исключения, стали инвалидность по какому-либо заболеванию; лица с хроническими заболеваниями, находящиеся на диспансерном учете; беременные женщины, лица, проживающие на данных территориях менее 10 лет; возраст моложе 18 и старше 60 лет.

Объем участников исследования определялся по формуле:

п= I2 х р х (1 000 - р)Д2

Все обследованные лица были разделены на следующие группы: практически здоровые (не предъявляющие жалоб, не имевшие каких-либо отклонений при объективном осмотре и исследовании); группа риска (предъявляющие какие-либо жалобы или имеющие какие-либо отклонения при объективном осмотре или исследовании), т. е. относительно здоровые; группа с ранними клиническими формами цереброваскулярными заболеваниями (РКФ, ЦВЗ); группа с энцефалопатией неуточнённого генеза (ЭПНГ).

Сбор данных осуществлялся по принципу когортных, одномоментных двойных слепых эпидемиологических исследований.

Проведен многомерный статистический анализ для установления зависимости между факторами окружающей среды и показателями состояния неврологического, психологического статуса г. Тараз^и поселков Созак и Шолаккорган (прямая корреляция по х -критерию Пирсона — для количественных показателей и ранговая корреляция по Спирмену — для качественных показателей) при уровнях значимости р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баттакова Шарбану Баттаковна,

тел.: 8 (7212) 56-52-63,

phone: 8 (7212) 56-52-63,

e-mail: sharbanu battakova@mail.ru

КЛАСТЕРЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

А.И. Верещагин1, А.В. Истомин2, Ю.Ю. Елисеев3, Ю.В. Клещина3, Н.Н. Павлов3

CLUSTERS OF REGIONAL PECULARIES FOR POPULATION NUTRITION

A.I. Vereschagin, A.V. Istomin, Yu.Yu. Eliseev, Yu.V. Kleshchina, N.N. Pavlov

Представлены результаты гигиенической оценки содержания эссенциальных и токсических микроэлементов в продуктах питания Саратовского региона. Дана гигиеническая оценка фактического питания школьников с учетом региональных особенностей. Отмечены отклонения в структуре рационов питания, потреблении белков, жиров, углеводов, витаминов А, С, группы В и энергетической ценности.

Ключевые слова: микроэлементы, продукты питания, структура питания, Саратовский регион.

Results of a hygienic assessment of the maintenance of essentsialny and toxic microcells in food of the Saratov region are presented. The hygienic assessment of the actual food of school students taking into account regional features is given. Deviations in structure of food allowances, consumption of proteins, fats, carbohydrates, vitamins A, With, group B and power value are noted.

Keywords: toxic trace elements, food, dietary patterns, the Saratov region.

продукты (100 %), молоко и молочные продукты (78 %), мясо и мясопродукты (66 %), овощи и бахчевые культуры (52 %), растительное масло (11 %).

Для оценки питания населения Саратовской области были проанализированы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области о потреблении пищевых продуктов за период 2006—2012 гг.

Нервная система - это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает:

  • 1) функциональное единство всех органов и систем человека;
  • 2) связь всего организма с окружающей средой.

Нервная система имеет и свою структурную единицу, которая именуется нейроном. Нейроны - это клетки, которые имеют специальные отростки. Именно нейроны строят нейронные цепи.

Вся нервная система делится на:

  • 1) центральную нервную систему;
  • 2) периферическую нервную систему.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической нервной системе - отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые и спинномозговые нервы и нервные узлы.

Также условно нервную систему можно подразделить на два больших раздела:

  • 1) соматическая нервная система;
  • 2) вегетативная нервная система.

Соматическая нервная система связана с человеческим телом. Эта система отвечает за то, что человек может самостоятельно передвигаться, она же обуславливает связь тела с окружающей средой, а также чувствительность. Чувствительность обеспечивается с помощью органов чувств человека, а также с помощью чувствительных нервных окончаний.

Передвижение человека обеспечивается тем, что с помощью нервной системы осуществляется управление скелетной мышечной массой. Ученые-биологи соматическую нервную систему по-другому называют анимальной, т. к. передвижение и чувствительность свойственны только животным.

Нервные клетки можно разделить на две большие группы:

  • 1) афферентные (или рецепторные) клетки;
  • 2) эфферентные (или двигательные) клетки.

Рецепторные нервные клетки воспринимают свет (с помощью зрительных рецепторов), звук (с помощью звуковых рецепторов), запахи (с помощью обонятельных и вкусовых рецепторов).

Двигательные нервные клетки генерируют и передают импульсы к конкретным органам-исполнителям. Двигательная нервная клетка имеет тело с ядром, многочисленные отростки, которые называются дендритами. Также нервная клетка имеет нервное волокно, которое называется аксон. Длина этих аксонов колеблется от 1 до 1,5 мм. С их помощью осуществляется передача электрических импульсов к конкретным клеткам.

В мембранах клеток, которые отвечают за ощущение вкуса и запаха, лежат специальные биологические соединения, которые реагируют на то или иное вещество изменением своего состояния.

Чтобы человек был здоров, он должен прежде всего следить за состоянием своей нервной системы. Сегодня люди много сидят перед компьютером, стоят в автомобильных пробках, а также попадают в различные стрессовые ситуации (например, школьник получил в школе отрицательную оценку либо же работник получил от своего непосредственного начальства выговор) - все это отрицательно сказывается на нашей нервной системе. Сегодня на предприятиях, в организациях создаются комнаты отдыха (или релаксации). Придя в такую комнату, работник мысленно отключается от всех проблем и просто сидит и расслабляется в благоприятной обстановке.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система - это одна из частей нашей нервной системы. Вегетативная нервная система отвечает за: деятельность внутренних органов, деятельность желез внутренней и внешней секреции, деятельность кровеносных и лимфатических сосудов, а также в некоторой части за мускулатуру.

Вегетативная нервная система делится на два раздела:

  • 1) симпатический раздел;
  • 2) парасимпатический раздел.

Симпатическая нервная система расширяет зрачок, она же вызывает учащение пульса, повышение кровяного давления, расширяет мелкие бронхи и т. д. Данная нервная система осуществляется симпатическими спинномозговыми центрами. Именно от этих центров начинаются периферические симпатические волокна, которые расположены в боковых рогах спинного мозга.

Как же осуществляется контроль за деятельностью симпатической и парасимпатической нервной системы? Контроль за деятельностью этих разделов нервной системы осуществляется специальными вегетативными аппаратами, которые расположены в головном мозге.

Заболевания вегетативной нервной системы. Причинами заболеваний вегетативной нервной системы являются следующие: человек плохо переносит жаркую погоду или, наоборот, некомфортно чувствует себя зимой. Симптомом может быть то, что человек при волнении начинает быстро краснеть или бледнеть, у него учащается пульс, он начинает сильно потеть.

Следует отметить и то, что заболевания вегетативной нервной системы бывают у людей и от рождения. Многие считают, что, если человек разволновался и покраснел, значит, он просто слишком скромный и стеснительный. Мало кто подумает, что у этого человека есть какое-нибудь заболевание вегетативной нервной системы.

Также эти заболевания могут быть и приобретенными. Например, вследствие травмы головы, хронического отравления ртутью, мышьяком, вследствие перенесенного опасного инфекционного заболевания. Они могут также возникнуть и при переутомлении человека, при недостатке витаминов, при сильных психических расстройствах и переживаниях. Также заболевания вегетативной нервной системы могут быть результатом несоблюдения правил техники безопасности на производстве с опасными условиями труда.

Центральная нервная система

Центральная нервная система человека состоит из головного и спинного мозга.

  • 1) шейное утолщение;
  • 2) поясничное утолщение.

Именно в этих утолщениях формируются так называемые иннервационные нервы верхних и нижних конечностей. Спинной мозг делится на несколько отделов:

  • 1) шейный отдел;
  • 2) грудной отдел;
  • 3) поясничный отдел;
  • 4) крестцовый отдел.

Согласно исследованиям, вегетативные расстройства диагностируются в 25-80% случаев. Треть из этих случаев требует терапевтической и неврологической помощи. Возникновение первых проявлений вегето-сосудистой дистонии относится, как правило, к детскому или юношескому возрасту; выраженные нарушения дают о себе знать к 20-40 годам. Женщины подвержены развитию вегетативной дисфункции в 3 раза больше, чем мужчины.

Пожалуй, ни одно из известных заболеваний не вызывает столь непримиримых споров в трактовке и не имеет такого количества дефиниций, как вегетативная дисфункция.

Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС) регулирует артериальное давление, кровоток и тканевую перфузию, метаболические процессы, объем и состав внеклеточной жидкости, функцию потовых желез и тонус гладкой мускулатуры внутренних органов. Центральные представительства ВНС в гипоталамусе регулируют прием пищи (чувство голода и насыщения), температуру тела, жажду, циркадные ритмы.

Большая группа подобных расстройств деятельности сердечно-сосудистой, нервной системы и психики в настоящее время объединена понятием вегетативной дисфункции.

Таким образом вегетативные расстройства могут проявляться в разнообразных симптомах, которые могут быть выражены постоянно или проявляться приступами, кризами (паническими атаками, обмороками, другими приступообразными состояниями).

Выделяют несколько групп симптомов вегетативных расстройств. Эти нарушения могут проявляться изолированно или сочетаться друг с другом.

Кровь и давление: колебания венозного и артериального давления, нарушение циркуляции крови и лимфы в тканях.

Проблемы с пищеварением: боль и спазмы в животе, тошнота, отрыжка, рвота, запоры или поносы.

Мочеполовые расстройства: аноргазмия при сохраненном половом влечении; болезненное, учащенное мочеиспускание при отсутствии органической патологии мочевыводящих путей и т. д.

Психо-неврология: вялость, слабость, утомляемость при незначительной нагрузке, сниженная работоспособность, повышенная раздражительность и плаксивость; головные боли, метеозависимость, расстройство сна.

Вегетативные расстройства часто являются психосоматическими и связаны с проблемой социальной адаптации. Особенно ярко проявляется связь вегетативных нарушений и социальной адаптации среди молодежи. В условиях современного социума люди имеют сложности в удовлетворении основных базовых потребностей, а именно в доминировании, размножении и пище. Ограничения в деньгах, комфортных условиях для жизни, возможностях для самовыражения и отдыха, ограничения в возможности питаться продуктами без консервантов, загрязненный городской воздух - совокупность этих фактов из повседневной жизни рождают психологические конфликты. Если же количество ограничений в удовлетворении базовых потребностей достигает критической точки, что индивидуально для каждого человека, возникает вероятность развития психосоматические проявлений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.