Восстановление памяти при афазии

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Афазия - распад сложившейся речи (речевой, языковой системы) вследствие локального поражения головного мозга.

Афазия не относится к числу психических расстройств, в целом, поведение больных адекватно. Однако, у многих больных с афазией отмечают такие симптомы, как: расстройство мыслительной деятельности, нарушения памяти и внимания. Особенности мышления у больных с афазией изучались многими исследователями, врезультате чего был сделан вывод: при афазии нарушены не общие интеллектуальные способности, а речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность. Речь формулирует и формирует мысли (особое отношение в этом вопросе занимает лобная динамическая афазия).

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения. А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:

акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга,

семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,

эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазии и затруднениях при необходимости назвать предметы.Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между, относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например: рука-дом-небо и т.д.)

При акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности коммуникации. Слухоречевую память этих больных отличает большая инертность.

При оптической афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, - возникают трудности удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова (например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.При акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении. Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памят

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Что дает нам возможность выражать свои мысли и чувства, общаться с окружающими? Речь. Ее значение в нашей жизни переоценить невозможно. И поэтому заболевания, связанные с частичной или полной потерей возможности речевого общения, так тяжелы для людей. Чаще всего это происходит вследствие инсульта. Но также нередки случаи возникновения речевых нарушений на фоне медленно растущей опухоли в головном мозгу, деменции, нейроинфекции или черепно-мозговой травмы. Такое нарушение называется афазией.

В зависимости от причин возникновения, афазия может возникнуть внезапно (как, например, при инсульте или черепно-мозговой травме или развиваться постепенно вследствие дегенеративных процессов в головном мозгу или нейроинфекции). Но чаще всего афазия возникает на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт), который бывает двух видов: ишемический и геморрагический. Ишемический инсульт является следствием тромбоза, когда кровь перестает поступать к одному из отделов мозга. Геморрагический инсульт возникает в результате кровоизлияния в мозг.

Далеко не каждый инсульт дает нарушение речи. Принципиальным фактором является локализация очага поражения. Принято считать, что афазия возникает при поражении левого полушария. В зависимости от места повреждения мозговой ткани выделяют следующие виды афазии:

Сенсорная. Возникают трудности понимания речи окружающих вследствие нарушения способности к распознаванию звукового состава речи. Hарушено произношение слов.

Моторная. При относительно сохранном понимании больной испытывает трудности при переходе от одного звука или слова к другому.

Акустико-мнестическая. Нарушено понимание речи в усложненных условиях в следствии сужения объема слухоречевой памяти. Больной испытывает трудности в подборе нужного слова.

Семантическая. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций, предлогов. Возникают значительные трудности в счетных операциях.

Динамическая, при которой страдает активная связная речь как результат нарушения планирования речевого высказывания.

При всех видах афазии также страдает письмо и счет. В зависимости от вида нарушения они имеют свои особенности и пути восстановления.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации - например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После проведения активного комплекса восстановительных мероприятий на раннем этапе реабилитации на передний план выходит социально- психологический аспект проблемы. Вследствие резкого изменения социального статуса, человек оказывается вне привычного круга общения : коллеги, друзья. И речь, и часто сопутствующие афазии двигательные нарушения не дают пациенту возможности чувствовать себя как раньше, в центре событий. Следствием часто является депрессия, нежелание продолжать комплекс процедур отсроченной реабилитации и даже отказ от занятий с логопедом.

Для преодоления проблем, связанных с нарушением предметной деятельности, как правило, прибегают к помощи эрготерапевта. Для преодоления проблем речевого общения используют групповые занятия, помощь психолога. Благодаря этому пациенты даже со значительными речевыми нарушениями могут найти себя в новой и непростой для себя социальной ситуации.

Особое место в речевой реабилитации при афазии занимает работа с родственниками больного. После выписки из стационара именно они находятся с пациентом большую часть времени. При соблюдении несложных правил общения и выполнении заданий логопеда они могут заметно повлиять на процесс восстановления речи.

Рекомендации, которые логопед обычно дает родственникам пациента с афазией.

1) Использовать в речи простые короткие фразы.
2) Говорить медленно, давая родственнику время для осознания сказанного и обдумывания ответа.
3) При разговоре исключить посторонние шумы, такие как ТВ, радио.
4) Приучать больного к использованию альтернативных средств коммуникации, например, жестов и пиктограмм.
5) Вовлекать человека в беседу, не исправляя его ошибки и не пытаясь договорить фразу за него. Оживлять воспоминания с помощью фото, видеоматериалов.

После пребывания в больнице и на реабилитации, где занятия проходили ежедневно, очень важно продолжать восстановительное обучение. Приемы работы , используемые специалистами, зависят от степени выраженности речевого дефекта. Но при тяжелой форме афазии будут полезны следующие виды деятельности :

  • Совместное пропевание знакомых песен.
  • Проговаривание известных пациенту стихов.
  • Перечисление дней недели, времен года, месяцев, прямой порядковый счет.
  • Договаривание известных пословиц и поговорок.
  • Подкладывание надписей под изображение различных предметов.
  • Актуализация обобщающих понятий, таких как Овощи. Фрукты, Мебель, Посуда, Деревья и т.п.
  • Припоминание имен членов семьи, родственников, друзей.

Благодаря выполнению этих несложных заданий у пациента восстанавливаются пострадавшие и распавшиеся связи в головном мозгу, оживает чувство языка и появляются предпосылки для восстановления речи.

  • Главная
  • О центре
  • Наши специалисты
  • Цены
  • Ваши вопросы
  • Онлайн-занятия
  • Отзывы
  • Коллегам
  • Публикации
  • Логопед взрослым
  • Логопед детям
  • Логопедический массаж
  • БОС
  • Новости
  • Контакты
  • Психолог

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елоева Екатерина Евгеньевна

В данной статье рассматриваются трудности различных нарушений у людей с диагнозом акустикомнестическая афазия . Анализируются способы восстановление слухоречевой памяти, понимания и восприятия речи , нарушений счёта, а также письма и чтения.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Елоева Екатерина Евгеньевна

This article examines the difficulties of various disorders in people diagnosed with acoustico-mnestic aphasia . The methods of restoration of auditory memory , understanding and perception of speech , violations of the account, as well as letters and reading are analyzed.

СОВРЕМЕННОЕ ПОДХОДЫ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ПАЦИЕНТОВ С АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКОЙ АФАЗИЕЙ.

Елоева Екатерина Евгеньевна

В данной статье рассматриваются трудности различных нарушений у людей с диагнозом акустико-мнестическая афазия. Анализируются способы восстановление слухоречевой памяти, понимания и восприятия речи, нарушений счёта, а также письма и чтения.

This article examines the difficulties of various disorders in people diagnosed with acoustico-mnestic aphasia. The methods of restoration of auditory memory, understanding and perception of speech, violations of the account, as well as letters and reading are analyzed.

Ключевые слова: афазия, нейропсихология, слухоречевая память, акустико-мнестическая афазия, речь.

Keywords: aphasia, neuropsychology, auditory memory, acoustic-mnestic aphasia, speech.

Афазия - это системные нарушения речевой функции, включающая в себя парафазии, речевые эмболы, персеверации, параграфии, паралексии и различные контаминации.

Восстановительное лечение нарушений речи у людей с афазией, перенёсших инсульт до сих пор остаётся актуальной проблемой и является трудной задачей, длительность восстановления речи может занимать от 2-х до 6-ти и более лет.

В большинстве случаев, динамика речевых функций оказывает незначительное влияние, независимо от степени тяжести инсульта и начала логопедических занятий, в некоторых случаях позволяя пациенту достичь стадию частичного усвоения в результате регулярных занятий. [10]

Как показали исследования А.Р. Лурия и его коллег, эффективное восстановление процессов речи возможно только лишь на основе научно аргументированных способов. В работах Э.С. Бейн, В.М. Когана, В.В. Оппель и Л.С. Цветковой разработаны важные сведения о нарушении импрессив-ной речи при афазии и способности восстановления понимании речи, однако некоторые патологии речи при афазии остаются мало изученными. [2,6,7,8,9]

В результате поражения средних и задних отделов височной области (21-ое и 37-ое поля по Бродману) возникает акустико-мнестическая афазия. По мнению А.Р. Лурия, в основе нарушений этой формы афазии главным из поражений считается снижение слухоречевой памяти, обусловленное повышенным заторможенностью слуховых функций. При попытке запомнить и понять новое слово пациент забывает предыдущее слово.

Например, при попытке запоминания цепочки из трёх не связанных слов (окно - стол - самолёт) пациенты обычно воспроизводят первое и последнее слово, а в тяжёлых случаях больные могут вспомнить только одно слово.

При вторичном прослушивании они не сохраняют их очередность, или пропускают один с их.

Если попросить пациента повторить цепочку слов после паузы или следящего задания, то он не в состоянии вспомнить эти слова вовсе.

При нарушение объёма слухоречевой памяти приводят к затруднениям понимания длинных и сложных высказываний, например, состоящих из от пяти до семи слов.

Человек страдающий акустико-мнестической афазией, испытывает трудности в ориентировке беседы с двумя и более людьми, не может сосредоточиться на слушании докладов и лекций, быстро устаёт от прослушивания музыки или радио. Пациенты понимают значение некоторых слов по отдельности, но при увеличении объёма информации, теряются в понимании сказанной речи, как пациенты с акустико-гностической афазией.

Так же нарушение сухоречевой памяти влияет на восприятия речи характерно проявляется в словах где безударная гласная, произносимая пациентом становится ударной и тогда он может не понять слово пока не поставит правильно ударение после прослушивании ещё раз и записи этого слова в тетради.

При данной форме афазии нарушение номинативной функции речи обнаруживается не только в затруднении при назывании предметов, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. Существительные могут замещаться

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4(37), 2017 | медицинские науки

местоимениями при рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста и в спонтанной речи. Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

Воспроизведённое предложение пациентом при акустико-мнестической афазии в отличие от акустико-мнестической отличается тем, что предложение больше раскрыто и нет речевых пробелов во фразе.

При изобразительной деятельности пациенты недорисовывают важные элементы для их опознания. Например, он может пропустить ручку у кружки или уши у кота. Недорисовываются такие детали, которые, может быть, характерны для них или связаны с многозначностью слова (например, слова гребешок, носик, ручка). Пациент вместо гуся может рисовать неопределённой формы птицу, вместо чайника, что-то похожее на сахарницу, вместо чашки, может изобразить миску или стакан и т. д.

А. Р. Лурия отмечал, что у пациентов с аку-стико-мнестической афазией персеверации наблюдаются лишь при повторении и назывании цепочки слов, не связанных смыслом, что им не мешает понимать смысл предложений, текстов и подтексты басен.

Таким пациентам тяжело даётся понимание читаемого текста. При нарушении слухоречевой памяти, читаемый текст запомнить трудно, потому что печатный текст состоит из длинных предложений.

Таким образом, нарушение слухоречевой памяти отражается в проблемах счёта, чтения и письма.

Пациенты легко выполняют упражнения на конструктивный праксис. Но они испытывают трудности, если речевое сопровождение нужно при раскладывании серии сюжетных картин. [5]

На основе мнения А.Р. Лурия, Т.Г. Визель считает, что основной целью восстановительного обучения пациентов с акустико-мнестической афазией

является укрепление слухоречевой памяти, что входит в расширение слухового восприятия.

Это восстанавливается вследствие подобным способам работы, как:

• демонстрация предметов (настоящих и в иллюстрациях) по названиям, предъявляемым парам, тройкам и т.д.;

• демонстрация частей тела;

• выполнение 2-3 -х устных цепочек инструкций;

• ответы на развёрнутые вопросы, постепенно усложняемые по синтаксической структуре;

• прослушивание несколько предложений и ответы на вопросы по содержанию предложений;

• письмо под диктовку постепенно наращивая фразы;

• чтение постепенно наращивая фразы с последующим воссозданием пациентом (по памяти) каждого из предложений.

Увеличение стойкости слухоречевых следов ведётся с применением таких видов тренинга, как:

• повторение прочитываемых по памяти букв, слов, фраз, с постепенным увеличением интервала между чтением и воспроизведением, а заполнение промежутка другим видом деятельности;

• заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;

• повторная демонстрация предметов и картин через 5-10 секунд, а потом через 1 минуту после первого предъявления;

• устное составление предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

• перечисление по буквам слов с постепенным усложнением звуковой структурой и уход от письменного образца этих слов.

Для преодоления трудностей называния также ставятся ряд задач, такие как:

• анализ визуальных изображений и самостоятельное изображение предметов, обозначаемых словами-названиями;

• смысловое обыгрывание слов, обозначающих предметы, действия и признаки;

• классификация слов с самостоятельным выбором обобщающего слова;

• упражнения на объяснение слов с определённым, абстрактным и переносным значением.

Отдельную задачу представляет организация развернутого высказывания. Для ее восстановления используются:

• составление рассказа по серии сюжетных картинок;

• пересказ текстов: сначала по подробному плану, затем — по краткому плану, далее — без плана;

• развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);

• отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.). [3]

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (37), 2017\ МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Акустико-мнестическая афазия связана прежде всего с дефектами процесса восприятия зрительной и акустической модальности и с нарушением предметных образов. Уменьшение объема восприятия, возможно, связано с дефектами процесса восприятия в звене иконической памяти. Симультанное восприятие заменяется сукцессивным.

1. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова // Перспективы науки. - 2016. - № 2. -С. 64-68.

2. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. М: Изд-во: София: Медицина и физкультура, 1970. - 210 с.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2016. - 263 с.

4. Визель, Т. Г. Как вернуть речь. М.: ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. -224 с.

5. Исаева Е. В., Попкова Е. А. Афазия: учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 65с.

6. Коган В.М. Восстановление речи при афазии. М., 1963.

7. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии / Под. ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небы-лицына. М.: Педагогика, 1978. С. 109-139

8. Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с.

9. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб. пособие для студентов дефек-тол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.

10. Speech and language therapy for aphasia following stroke. / M. Brady, H. Kelly, J. Godwin, P. En-derby // Cochrane Journal Club. - London., 2012.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ШЕЙНО-ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

ГБОУ ВПО Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова, к.м.н., ассистент кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, руководитель научно-практического центра восстановительной медицины и здорового питания

ФГБУ НИИ гриппа Министерства здравоохранения Российской Федерации,

клинический ординатор Попова Д.Б.

ГБОУ ВПО Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова, студентка VI курса

Анатомической особенностью шейного отдела позвоночника является близость к важным нервным и сосудистым структурам. Позвоночные артерии, спинальный нерв и спинной мозг прилегают непосредственно к межпозвонковым дискам. При внезапном ускорении или замедлении движения, резкой ротации, вышеперечисленные структуры могут соударяться с межпозвонковыми дисками, например, при занятиях спортом, пассивных движениях шеи или травмах шейного отдела позвоночника.

Ключевые слова: упражнения ЛФК, дегенеративно-дистрофические заболевания, мышцы, комплекс упражнений, реабилитация.

За последнее десятилетие реабилитационные мероприятия при лечении цервикальных и торакальных синдромов изменились. Ранее предпочитаемые пассивные методики уступили место междисциплинарному подходу. Массажные техники, ношение воротников и систематические вправления уступили место или применяются с активными, осторожными упражнениями и продолжением физической активности. Купировать болевой синдром можно правильно подобранными упражнениями в сочетании с медикаментозной терапией [2,3,4,5].

Важной составляющей биомеханики шейного отдела позвоночника является явная диспропорция небольших шейных позвонков и сравнительно тяжелой головы. В связи с данной особенностью, вместе с большой амплитудой движений во всех

направлениях, создаются очевидные предпосылки к травматизации.

Перед тем, как предпринимать какие-либо вмешательства на шейном отделе позвоночника, врачу по лечебной физкультуре следует помнить, что у пациентов пожилого и старческого возраста данный отдел скелета претерпевает естественную, благоприятную, частичную иммобилизацию. Именно поэтому восстановительные мероприятия и методики лечебной физкультуры следует применять не только на шейный отдел, но и работать с грудным отделом позвоночника [1,2,4,5].

Из-за дорсального изгиба грудного отдела позвоночника, вентральные части грудных позво-ночно-двигательных сегментов (далее ПДС) получают наибольшую нагрузку [2,3,4,5].

Афазия – это системные нарушения речевой функции, включающая в себя парафазии, речевые эмболы, персеверации, параграфии, паралексии и различные контаминации.

Восстановительное лечение нарушений речи у людей с афазией, перенёсших инсульт до сих пор остаётся актуальной проблемой и является трудной задачей, длительность восстановления речи может занимать от 2-х до 6-ти и более лет.

В большинстве случаев, динамика речевых функций оказывает незначительное влияние, независимо от степени тяжести инсульта и начала логопедических занятий, в некоторых случаях позволяя пациенту достичь стадию частичного усвоения в результате регулярных занятий. [10]

Как показали исследования А.Р. Лурия и его коллег, эффективное восстановление процессов речи возможно только лишь на основе научно аргументированных способов. В работах Э.С. Бейн, В.М. Когана, В.В. Оппель и Л.С. Цветковой разработаны важные сведения о нарушении импрессивной речи при афазии и способности восстановления понимании речи, однако некоторые патологии речи при афазии остаются мало изученными. [2,6,7,8,9]

В результате поражения средних и задних отделов височной области (21-ое и 37-ое поля по Бродману) возникает акустико-мнестическая афазия. По мнению А.Р. Лурия, в основе нарушений этой формы афазии главным из поражений считается снижение слухоречевой памяти, обусловленное повышенным заторможенностью слуховых функций. При попытке запомнить и понять новое слово пациент забывает предыдущее слово.

Например, при попытке запоминания цепочки из трёх не связанных слов (окно – стол – самолёт) пациенты обычно воспроизводят первое и последнее слово, а в тяжёлых случаях больные могут вспомнить только одно слово.

При вторичном прослушивании они не сохраняют их очередность, или пропускают один с их.

Если попросить пациента повторить цепочку слов после паузы или следящего задания, то он не в состоянии вспомнить эти слова вовсе.

При нарушение объёма слухоречевой памяти приводят к затруднениям понимания длинных и сложных высказываний, например, состоящих из от пяти до семи слов.

Человек страдающий акустико-мнестической афазией, испытывает трудности в ориентировке беседы с двумя и более людьми, не может сосредоточиться на слушании докладов и лекций, быстро устаёт от прослушивания музыки или радио. Пациенты понимают значение некоторых слов по отдельности, но при увеличении объёма информации, теряются в понимании сказанной речи, как пациенты с акустико-гностической афазией.

Так же нарушение сухоречевой памяти влияет на восприятия речи характерно проявляется в словах где безударная гласная, произносимая пациентом становится ударной и тогда он может не понять слово пока не поставит правильно ударение после прослушивании ещё раз и записи этого слова в тетради.

При данной форме афазии нарушение номинативной функции речи обнаруживается не только в затруднении при назывании предметов, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. Существительные могут замещаться местоимениями при рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста и в спонтанной речи. Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

Воспроизведённое предложение пациентом при акустико-мнестической афазии в отличие от акустико-мнестической отличается тем, что предложение больше раскрыто и нет речевых пробелов во фразе.

При изобразительной деятельности пациенты недорисовывают важные элементы для их опознания. Например, он может пропустить ручку у кружки или уши у кота. Недорисовываются такие детали, которые, может быть, характерны для них или связаны с многозначностью слова (например, слова гребешок, носик, ручка). Пациент вместо гуся может рисовать неопределённой формы птицу, вместо чайника, что-то похожее на сахарницу, вместо чашки, может изобразить миску или стакан и т. д.

А. Р. Лурия отмечал, что у пациентов с акустико-мнестической афазией персеверации наблюдаются лишь при повторении и назывании цепочки слов, не связанных смыслом, что им не мешает понимать смысл предложений, текстов и подтексты басен.

Таким пациентам тяжело даётся понимание читаемого текста. При нарушении слухоречевой памяти, читаемый текст запомнить трудно, потому что печатный текст состоит из длинных предложений.

Таким образом, нарушение слухоречевой памяти отражается в проблемах счёта, чтения и письма.

Пациенты легко выполняют упражнения на конструктивный праксис. Но они испытывают трудности, если речевое сопровождение нужно при раскладывании серии сюжетных картин. [5]

На основе мнения А.Р. Лурия, Т.Г. Визель считает, что основной целью восстановительного обучения пациентов с акустико-мнестической афазией является укрепление слухоречевой памяти, что входит в расширение слухового восприятия.

Это восстанавливается вследствие подобным способам работы, как:

  • демонстрация предметов (настоящих и в иллюстрациях) по названиям, предъявляемым парам, тройкам и т.д.;
  • демонстрация частей тела;
  • выполнение 2-3-х устных цепочек инструкций;
  • ответы на развёрнутые вопросы, постепенно усложняемые по синтаксической структуре;
  • прослушивание несколько предложений и ответы на вопросы по содержанию предложений;
  • письмо под диктовку постепенно наращивая фразы;
  • чтение постепенно наращивая фразы с последующим воссозданием пациентом (по памяти) каждого из предложений.

Увеличение стойкости слухоречевых следов ведётся с применением таких видов тренинга, как:

Для преодоления трудностей называния также ставятся ряд задач, такие как:

  • анализ визуальных изображений и самостоятельное изображение предметов, обозначаемых словами-названиями;
  • смысловое обыгрывание слов, обозначающих предметы, действия и признаки;
  • классификация слов с самостоятельным выбором обобщающего слова;
  • упражнения на объяснение слов с определённым, абстрактным и переносным значением.

Отдельную задачу представляет организация развернутого высказывания. Для ее восстановления используются:

  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • пересказ текстов: сначала по подробному плану, затем — по краткому плану, далее — без плана;
  • развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);
  • отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.). [3]

Акустико-мнестическая афазия связана прежде всего с дефектами процесса восприятия зрительной и акустической модальности и с нарушением предметных образов. Уменьшение объема восприятия, возможно, связано с дефектами процесса восприятия в звене иконической памяти. Симультанное восприятие заменяется сукцессивным.

Литература:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.